Каким способом заказчик обязан осуществить закупку по сохранению объектов культурного наследия

Обновлено: 17.05.2024

12 августа 2019 06.08.2019 вступили в силу изменения в Постановление Правительства № 99 от 04.02.2015 о дополнительных требованиях к участникам закупок.

Изменили требования к участникам для работ с объектами культурного наследия приложение № 1 Постановления Правительства № 99.

Дополнительные требования к участникам, которые выполняют работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности представили в новой редакции.

В это же приложение добавили 3 новых позиции. Напомним, что в приложении № 1 к Постановлению № 99 закреплены дополнительные требования к участникам закупок, которые проводятся путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Дополнительные требования к участникам закупки

Документы, которые подтверждают, что участник соответствует дополнительным требованиям Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности Наличие одного исполненного госконтракта (договора) на выполнение аналогичных работ за последние 3 года до даты подачи заявки.

В исключение попали ситуации, когда застройщик — это лицо, которое занимается строительством.

Этот документ подписывается не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок.

Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

И сключение — случаи, когда разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается. Этот документ подписывается не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки одного исполненного контракта (договора) на выполнение аналогичных работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, или одного контракта (договора), заключенного по 44-ФЗ или 223-ФЗ на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта. Стоимость такого госконтракта — не меньше 20% от НМЦК.

Копия исполненного контракта.

Этот документ подписывается не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок.

Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Исключение — случаи, когда разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается. Этот документ подписывается не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок.

Реставрация музейных предметов и музейных коллекций, которые включены в музейный фонд, документы архивного фонда, особо ценные и редкие документы, которые входят в состав библиотечных фондов Наличие одного исполненного контракта (договора) на выполнение аналогичных работ за последние 3 года до даты подачи заявки. Стоимость такого госконтракта — не меньше 20% от НМЦК.

Этот документ подписывается не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок.

Когда нужно допустить подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и(или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда Наличие одного подобного исполненного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки.

Этот документ подписывается не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.
Соответствующие требования распространяются в том числе и на случаи установки (размещения) на объектах культурного наследия, а также на их территориях устройств для передачи (приема) сигналов электросвязи, носителей информации, электроосветительного оборудования, кондиционеров, устройства балконов, лоджий, навесов, устройства и(или) изменения дверных и оконных проемов, установки новых типов оконных и дверных блоков, остекления лоджий и балконов, размещения автостоянок, объектов общественного питания и мелкорозничной торговли, размещения причалов для водного транспорта, совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Основанием для принятия КГИОП решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение государственной историко-культурной экспертизы (статья 32 Федерального закона №73-ФЗ) и производится до начала таких работ (пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ).
Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае, если работы по своей сущности являются реконструктивными, помимо всех перечисленных документов, потребуется соблюдение порядка проведения работ, установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Итак, в случае проведения работ по сохранению объекта культурного наследия требуется совершить следующие действия:

Правообладателю объекта получить задание КГИОП (30 рабочих дней);

Провести государственную экспертизу проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (Главгосэкспертиза России, проведение экспертизы инициируется заказчиком проектной документации);

Получить в КГИОП согласование проектной документации на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы (45 рабочих дней);

Подрядчику, лицензированному Минкультуры России, получить разрешение КГИОП на проведение работ по сохранению (30 рабочих дней) (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);

Правообладателю земельного участка (застройщику) получить в КГИОП разрешение на строительство (7 дней);

Авторскому надзору и научному руководству работ сдать в КГИОП научный отчет о выполнении работ (90 рабочих дней со дня выполнения работ);

Получить утверждение научного отчета (30 рабочих дней);

Заказчику работ, после утверждения отчета, организовать процедуру приемки работ по сохранению и получить акт приёмки работ (15 рабочих дней со дня утверждения научного отчета).

Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (10 дней).

Следует отметить, что данная последовательность может отличаться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики объекта культурного наследия.

В целях получения исчерпывающей информации относительно требуемой документации необходимо ознакомиться со следующими нормативными правовыми актами:

Порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278;

Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 30.07.2012 № 811;

Порядком подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденный приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749;

Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 22.11.2013 № 1942.

Порядком выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625;

Порядком утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840.

Также данная норма утверждена в статье 47.3 Закона № 73-ФЗ, в соответствии с которой собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Исключение объектов из реестра осуществляется нормативным актом Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия (Минкультуры России) на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – согласованного с органом местного самоуправления).

Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия установлен статьей 22 Закона № 73-ФЗ и предусматривает согласование принятия решения об изменении категории памятника истории и культуры с тем органом охраны объектов культурного наследия, в чьих полномочиях находится его государственная охрана.

В соответствии со статьей 32 Закона № 73-ФЗ основанием для принятия решения регионального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, изменении статуса выявленного объекта культурного наследия, иных решений является заключение государственной историко-культурной экспертизы. Данная работа проводится государственными экспертами, лицензированными Минкультуры России, в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 и Порядком определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 09.11.2010 № 393-п.

Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством все три категории памятников истории и культуры – федеральная, региональная и местная (муниципальная) – имеют одинаковую значимость с точки зрения административной, уголовной и иной ответственности за причинение им вреда. Закон № 73-ФЗ не разграничивает объекты культурного наследия с позиции большей или меньшей важности их сохранения, то есть объекты культурного наследия федеральной, региональной, местной (муниципальной) категорий, а также объекты культурного наследия, находящиеся в статусе выявленных объектов культурного наследия, охраняются государством в равной степени.

До внесения указанных изменений выдача охранного обязательства осуществлялась органом охраны объектов культурного наследия в рамках государственной услуги, носившей заявительный характер, в целях сохранения памятника истории и культуры, на условиях договорных отношений. В настоящее время в соответствии со статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ утверждение охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия является государственной функцией и не требует обращения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в орган охраны объектов культурного наследия и согласования им требований охранного обязательства.

Также в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона № 315-ФЗ до оформления в порядке, установленном статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ, охранного обязательства применяются действующие на день вступления в силу Закона № 315-ФЗ (22.01.2017) охранно-арендные договоры, охранные договоры или охранные обязательства в отношении памятника истории и культуры, охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или охранные обязательства пользователя объектом культурного наследия. Процедуры признания указанных договоров, охранных обязательств утратившими силу действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем в соответствии со статьей 56.4 Закона № 73-ФЗ особенностью государственной охраны достопримечательных мест является неприменение к ним требований, установленных статьями 47.2-47.4 Закона № 73-ФЗ, являющихся содержанием охранного обязательства. То есть собственник объекта недвижимости, входящего в состав выявленного объекта культурного наследия, представляющего ценность как фрагмент исторической планировки и застройки поселений или градостроительной планировки и застройки, должен осуществлять расходы на содержание указанного объекта недвижимости вне требований к проведению консервации, ремонта, реставрации и приспособления к современному использованию объекта культурного наследия.

Комитетом в плановом режиме ведется подготовка новых охранных обязательств на объекты культурного наследия, в отношении которых действуют охранные обязательства, выданные до вступления в силу Закона № 315-ФЗ.

При этом признать утратившим силу охранное обязательство на объект недвижимости (помещение в нем), входивший до 22.01.2015 в состав выявленного объекта культурного наследия – исторической застройки, которая впоследствии могла стать достопримечательным местом, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), возможно только путем подачи комитетом сведений в Росреестр для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости сведений об утрате данным объектом недвижимости статуса выявленного объекта культурного наследия. Подача этих сведений возможна только при наличии кадастрового номера объекта недвижимости и регистрационного номера, присвоенного достопримечательному месту, в реестре.

Таким образом, у комитета отсутствуют полномочия по согласованию гражданско-правовых договоров между собственником объекта культурного наследия и лицом, которому объект культурного наследия передан во владение или пользование.

10. Можно ли разместить рекламные конструкции на территории достопримечательного места, выявленной исторической застройки?

Установку вывесок на объектах культурного наследия федерального, регионального значения (памятниках, зданиях в составе ансамблей, достопримечательных мест), выявленных объектах культурного наследия необходимо согласовать с комитетом.

То есть установка вывесок среди прочих вопросов по утверждению правил благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа, регулирующих размещение информации на территории муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа.

Информационные надписи и обозначения не устанавливаются на выявленные объекты культурного наследия, объекты археологического наследия, достопримечательные места, а также на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона № 73-ФЗ порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются Правительством Российской Федерации.

Правила установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178.

В связи с отсутствием правовой определенности в вопросе отнесения выявленных объектов культурного наследия к тому или иному виду до проведения экспертизы целесообразно руководствоваться частями 3, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ, то есть: не проводить на здании работы, изменяющие облик выявленного объекта культурного наследия, так как предмет охраны его не определен; обеспечить сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

В соответствии со статьей 56.4 Закона № 73-ФЗ особенностью государственной охраны достопримечательных мест является неприменение к ним требований, установленных статьями 47.2 – 47.4 Закона № 73-ФЗ, являющихся содержанием охранного обязательства памятника и ансамбля. То есть собственник объекта недвижимости, входящего в состав достопримечательного места, должен осуществлять расходы на содержание указанного объекта недвижимости вне требований к проведению консервации, ремонта, приспособления для современного использования объекта культурного наследия. Таким образом, после проведения экспертизы выявленного объекта культурного наследия требования к сохранению объекта недвижимости, расположенного на территории достопримечательного места, предъявляются такие же, как к любому другому объекту недвижимости, с условием соблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места (статьи 5.1, 56.4 Закона № 73-ФЗ) и сохранением особенностей, послуживших включению его в реестр (предмета охраны).

Обнаружение объектов археологического наследия с помощью специальных технических средств поиска (металлоискатели, радары, магнитные приборы и т.п.) в соответствии со статьей 45.2 Закона № 73-ФЗ возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проведенных на основании разрешения (открытого листа). Нарушение данного требования в соответствии со статьей 7.15 Кодекса об административных правонарушениях влечет в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2,5 тыс. рублей или от 15 до 300 тыс. рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также использованных инструментов и оборудования.

В связи отсутствием в официальных источниках сведений о местонахождении объектов археологического наследия пребывание на их территориях граждан со специальными техническими средствами поиска без открытого листа расценивается как неправомерное. При должной осмотрительности хоббисту-поисковику с металлоискателем случайно оказаться на территории объекта археологического наследия практически невозможно. Для занятий поиском с металлоискателем необходимо выбирать заведомо безопасные территории, не связанные с возможностью обнаружения археологических предметов, повреждения культурного слоя и т.п., исключающие совершение неправомерных действий.

Читайте также: