Уведомление о размере страховых взносов от несчастных случаев как получить по инн

Обновлено: 30.06.2024

Расчет 4-ФСС — это ежеквартальная отчетность в Фонд социального страхования. В ней работодатели указывают, сколько начислили и заплатили за сотрудников страховых взносов на травматизм. Рассказываем, кто должен отчитываться, куда и в какие сроки.

Кто и куда должен сдавать 4-ФСС

Кто сдает. Сдавать расчет 4-ФСС должны все работодатели по трудовым договорам: компании, предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие частнопрактикующие лица.

Куда сдавать. Расчет 4-ФСС сдают в территориальное отделение ФСС — Фонда социального страхования:

  • на бумаге или электронно — плательщики, у которых не более 25 сотрудников;
  • электронно — если 26 сотрудников или больше.

Если у работодателя есть обособленное подразделение, расчет нужно подавать:

  • по месту регистрации обособленного подразделения, если у него есть расчетный счет в банке и бухгалтерия начисляет зарплату сотрудникам. В расчете указывают адрес, ИНН, КПП и регистрационный номер обособленного подразделения;
  • по месту регистрации головной компании, если у обособленного подразделения нет своего счета в банке либо оно не начисляет зарплату своим сотрудникам.

ИП подают расчет в ФСС по месту жительства, даже если патент в другом регионе, компании — по месту регистрации.

Сроки сдачи расчета

Отчитываться по форме 4-ФСС нужно четыре раза в год: по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Если последний день сдачи расчета приходится на выходной, можно отчитаться в ближайший рабочий день.

Сроки сдачи 4-ФСС за 2022 год

Отчетный период 2022 годаСрок сдачи на бумагеСрок сдачи в электронном виде
1 квартал20 апреля 202225 апреля 2022
1 полугодие 20 июля 202225 июля 2022
9 месяцев 20 октября 202225 октября 2022
Год20 января 202325 января 2023

Если работодатель закрывает бизнес, то расчет 4-ФСС надо сдать до подачи заявления о ликвидации организации или снятии ИП с учета.

Например, если предприниматель планирует закрыть бизнес и подать заявление об этом 10 декабря, то расчет 4-ФСС нужно сдать до 10 декабря. В 4-ФСС нужно отразить данные за период с 1 января по 9 декабря включительно.

Какие листы и таблицы включать в отчет

Правила заполнения формы 4-ФСС утверждены приказом фонда. Расчет 4-ФСС включает:

  • титульный лист;
  • таблицу 1 — она показывает расчет базы по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — страхование на травматизм;
  • таблицу 1.1 — ее заполняют только частные агентства занятости, которые временно за плату передают своих сотрудников другим компаниям или предпринимателям;
  • таблицу 2 — в ней показывают расчеты по страхованию на травматизм;
  • таблицу 4 — ее заполняют, если в течение года у страхователя были несчастные случаи на производстве или выявили профзаболевания;
  • таблицу 5 — в ней указывают данные о специальной оценке условий труда и медосмотрах, проведенных в предшествующем году.

Обязательные листы и таблицы. В расчете по форме 4-ФСС все компании и ИП, у которых есть сотрудники, обязательно заполняют титульный лист, таблицы 1, 2 и 5, даже если они ничего не начисляли сотрудникам в расчетном периоде. Остальные таблицы — только если есть данные, которые необходимо отразить.

Если показатели нулевые, в соответствующих графах и строках таблиц ставят прочерки.

Как заполнять форму 4-ФСС

Дальше расскажем только про обязательные листы и таблицы: как заполнить титульный лист, таблицу 1, 2 и 5.

Шапка. На каждом листе нужно заполнить:

4-ФСС: заполнение титульного листа

Пример заполнения титульного листа расчета 4-ФСС

Таблица 1. Правила заполнения этого листа собрали в таблицу:

СтрокаКакие данные указывать
1Суммы, которые начислили сотрудникам с начала года и по месяцам последнего квартала: облагаемые взносами и не подлежащие обложению. Например: зарплата, премии, суточные
2Суммы, не облагаемые взносами. Например, больничные пособия, компенсации за разъездной характер, суточные, матпомощь в необлагаемых лимитах.

Таблица 2. Собрали в таблице ниже пояснения, как заполнять отдельные строки.

СтрокаКакие данные указывать
1Задолженность перед ФСС на начало года. Этот показатель на протяжении года не меняется, его нужно указывать во всех четырех расчетах за год, даже если долг перед фондом погашен.

Таблица 5. Сведения в ней указывают по состоянию на начало года, поэтому во всех отчетах 4-ФСС за год таблица 5 будет одинаковой.

Таблица 5 4-ФСС: как заполнять, если не было спецоценки или обязательных медосмотров в прошлом году

Пример заполнения таблицы 5 расчета 4-ФСС при отсутствии спецоценки или обязательных медосмотров в предыдущем году

Ответственность за несданный расчет и документы

За несданный расчет 4-ФСС есть два вида штрафов: для страхователя — компании или ИП — и для должностных лиц, например руководителя.

Не представил расчет вовремя или не сдал совсем. Штраф компании и ИП — 5% от суммы взносов на травматизм к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1000 ₽.

По протоколу Фонда социального страхования суд может оштрафовать на сумму от 300 до 500 ₽ сотрудника, ответственного за сдачу отчетности, например руководителя.

Отказ представить документы. Если по запросу ФСС не представлены документы, которые подтвердят расчет взносов, могут оштрафовать:

  • компанию или ИП — на 200 ₽ за каждый непредставленный документ.
  • должностное лицо, например директора, — на 300—500 ₽.

Неполный отчет — например, не хватает листа. Действия ФСС зависят от того, как это отразилось на сумме страховых взносов:

  • если отсутствующий лист привел к неуплате или неполной уплате страховых взносов, то ФСС отправит компании или ИП требование об уплате недостающей суммы, штрафа и пени. Срок уплаты — 10 календарных дней. Если компания или ИП не выполнит требование, ФСС потребует от банка списать неуплаченные суммы с расчетного счета;
  • если забытый лист не повлияет на расчет страховых взносов, то ФСС запросит пояснения или уточненку. Штрафа не будет.

Но даже без одного листа ФСС обязан принять расчет, а потом разбираться. Бывает, что 4-ФСС сдают в последний день и нет времени исправлять. Тогда лучше сдать как есть, чтобы не получить штраф за непредставленный 4-ФСС.

Сейчас читают

Как заполнять форму РСВ

РСВ обязаны ежеквартально сдавать все компании и ИП с сотрудниками. Расчет сложный, разбираем нюансы в статье.

В каких случаях оформлять УПД, а в каких —

Один УПД — универсальный передаточный документ — заменяет собой два документа.

Как оплачиваются новогодние каникулы в 2022 году

Если в один из праздничных дней нужно вызвать сотрудника на работу, скорее всего, придется заплатить за этот день вдвое больше обычного. Но есть нюансы

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Ежегодно все страхователи должны подавать в ФСС подтверждение вида деятельности для установления тарифа взносов по травматизму на очередной отчетный период. Сама по себе данная процедура довольно проста – нужно лишь составить соответствующее заявление и заполнить справку-подтверждение (в комплект документов входит также пояснительная записка к балансу за прошлый год, но малые предприятия не обязаны ее подавать). Однако на практике всплывает немало нюансов, пренебрежение которыми зачастую приводит к установлению более высокого тарифа по взносам (и как следствие – к спорам с фондом). Какие это нюансы, мы поясним на примере судебной практики.

Общая информация

Подтверждать вид деятельности в ФСС обязаны (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ, пп. 7, 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713):

обособленные подразделения юридических лиц, которые самостоятельно уплачивают взносы по травматизму;

структурные подразделения, виды деятельности которых не являются для организации основными.

У предпринимателей основным видом деятельности для взносов по травматизму (которые уплачиваются только при наличии работников) является тот, что указан в качестве основного в ЕГРИП. Ежегодного подтверждения он не требует. На это прямо указано в п. 10 Правил № 713.

Сама процедура подтверждения страхователем вида деятельности определена Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55 (далее – Порядок подтверждения).

Обратите внимание: до подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь относится к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному им в предыдущем финансовом году (п. 11 Порядка подтверждения). Соответственно, взносы по травматизму до подтверждения основного вида деятельности страхователи должны уплачивать по страховому тарифу, установленному им в прошлом году (см. Письмо ФСС России от 08.02.2017 № 02-09-11/16-07-2827).

Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтвердит основной вид деятельности, то он в текущем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ (п. 13 Правил № 713).

Срок подтверждения вида деятельности в 2021 году

Подтверждение вида деятельности в ФСС в 2021 году нужно произвести в обычный срок – не позднее 15 апреля (п. 3 Порядка подтверждения).

Традиционный вопрос о переносе срока, попавшего на выходной, в этом году страхователям решать не придется. Но на будущее стоит учесть следующее.

Формально ни Законом № 125-ФЗ, ни Порядком подтверждения перенос крайнего срока, приходящегося на выходной или праздничный день, на ближайший рабочий день не предусмотрен. Между тем ревизоры ФСС допускают возможность такого переноса. В упомянутом выше Письме № 02-09-11/16-07-2827 они буквально указали: поскольку 15 апреля в 2017 году приходится на выходной день (субботу), то днем окончания срока представления документов для подтверждения основного вида деятельности считается ближайший следующий за ним рабочий день – 17 апреля 2017 года.

Надеемся, что в будущем ФСС не изменит данную позицию.

Документы, которые нужно подать для подтверждения вида деятельности

Для подтверждения вида деятельности страхователь должен подать в территориальный орган ФСС следующие документы (п. 3 Порядка подтверждения):

заявление по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку подтверждения;

справку-подтверждение вида деятельности по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку подтверждения;

копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей – субъектов малого предпринимательства).

К сведению: основной вид деятельности вновь созданных страхователей, которые не осуществляли свою деятельность в предыдущем году, не требует подтверждения в первый год их деятельности (п. 6 Порядка подтверждения).

Процедура установления тарифа

Основной вид деятельности страхователей-организаций определяется согласно заявленному им при государственной регистрации коду по ОКВЭД 2 основного вида экономической деятельности, внесенному в ЕГРЮЛ, а для страхователей – предпринимателей – согласно заявленному коду по ОКВЭД 2, внесенному при регистрации в ЕГРИП, соответственно.

Размер тарифа страховых взносов зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности страхователя (ч. 1 ст. 21 Закона № 125-ФЗ, п. 8 Правил № 713).

Класс профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности, определяется по Классификации видов экономической деятельности (Приказ Минтруда России от 30.12.2016 № 851н) в соответствии с кодами по ОКВЭД 2. Виды экономической деятельности с указанием кодов ОКВЭД 2 сгруппированы в 32 класса, которые отражают уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и, соответственно, расходов на обеспечение по страхованию (ст. 3 Закона № 125-ФЗ). Чем выше этот уровень, тем больше страховой тариф. Присвоенный тариф может изменяться в меньшую или большую сторону за счет скидок или надбавок. Правила их установления утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524, а методика расчета – Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н.

Страховые тарифы в зависимости от классов профессионального риска устанавливаются специальным федеральным законом на каждый финансовый год и плановый период (ч. 2 ст. 21 Закона № 125-ФЗ). В 2021 году тарифы взносов по травматизму сохранились на уровне предыдущего года благодаря Федеральному закону от 22.12.2020 № 434-ФЗ (более того, они сохранятся до 2023 года включительно).

Основным для утверждения тарифа взносов по травматизму будет тот вид деятельности, доходы от которого за прошлый год имеют больший удельный вес. Именно по нему страховщик присвоит тариф по взносам на текущий год.

Уведомить об установлении тарифа территориальный орган ФСС обязан в двухнедельный срок с даты получения документов от страхователя (п. 4 Порядка подтверждения).

Примеры из судебной практики

Если документы поданы в ФСС с опозданием

Если документы поданы в ФСС после установления тарифа

Страхователь может оспорить тариф и после того, как его назначили.

Так, АС МО в сентябре 2020 года рассмотрел несколько споров страхователей с ФСС по вопросу тарифа взносов по травматизму. Во всех случаях организации не подали до установленного срока документы, подтверждающие основной вид деятельности, и фонд установил им тариф, исходя из указанного в ЕГРЮЛ вида с наибольшим классом риска. В связи с тем, что страхователи не занимались деятельностью, выбранной фондом в качестве основной, они отменили решения ФСС в судебном порядке.

В Постановлении от 04.09.2020 № Ф05-12434/2020 по делу № А40-282310/2019 организация не согласилась с уведомлением ФСС об установлении тарифа и представила возражения. Одновременно она скорректировала данные в ЕГРЮЛ. Фонд отказался проверить представленные сведения для подтверждения основного вида деятельности. Однако АС МО встал на сторону страхователя, признал неправомерным отказ фонда и обязал его скорректировать тариф.

В Постановлении от 01.09.2020 № Ф05-12121/2020 по делу № А40-191472/2019 судьи АС МО подчеркнули, что право ФСС установить тариф по деятельности с наибольшим классом риска не считается санкцией за нарушение сроков. Законодательством РФ не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности. Даже после того как фонд установил тариф, страхователь имеет право представить документы и доказать, какой именно вид деятельности является для него основным. В этом случае ФСС должен скорректировать тариф.

В Постановлении от 26.06.2020 № Ф05-8964/2020 по делу № А40-176030/2019 организация в документах, направленных для подтверждения основного вида деятельности, указала его неверно. Ошибка, разумеется, повлияла на размер тарифа: фонд установил тариф 4,5 % вместо 1,3 %.

Страхователь подал в фонд уточненные сведения заявлением. Однако ФСС отказался снижать тариф, указав, что это не предусмотрено законодательством (и формально фонд прав – возможность уточнения сведений об основном виде деятельности Законом № 125-ФЗ, Правилами № 713 и Порядком подтверждения не предусмотрена). Однако АС МО рассудил иначе. Организация представила документы, подтверждающие основной вид деятельности, которую она фактически вела. Суд признал, что организация действительно ошиблась при подтверждении основного вида деятельности. А в такой ситуации завышенный тариф взносов по травматизму нельзя считать законно установленным. Кроме того, ФСС, получив документы о подтверждении основного вида деятельности, обязан их проверить и подтвердить правильность тарифа.

Незаконны отказы в предоставлении скидок

Получив отказ, страхователь обратился в ФСС с заявлением об осуществлении перерасчета, поскольку из-за указания неверного КПП в платежном поручении платеж не был учтен страховщиком. После перерасчета фонд аннулировал задолженность (что логично), а страхователь, в свою очередь, обратился в суд с обжалованием отказа в предоставлении скидки.

Суды приняли решение в пользу страхователя, указав следующее. Несмотря на ошибочный КПП, платеж поступил в бюджет ФСС на соответствующий счет. Значит, обязанность страхователя исполнена. Организация действовала добросовестно. Других ошибок в платежке не было, поэтому основания для отказа в предоставлении скидки отсутствовали.

Заслуживает внимание и Постановление АС ЗСО от 17.06.2020 № Ф04-2138/2020 по делу № А45-34555/2019. В данном деле страхователь подал в ФСС заявление о предоставлении скидки к тарифу через 2 дня после того, как фонд принял решение по результатам проверки. ФСС доначислил взносов на сумму чуть более 10 руб., однако эта недоимка позволила ему отказать в предоставлении скидки. Страхователь обратился в суд и не прогадал, поскольку арбитры не согласились с таким подходом.

Во-первых, решение по проверке вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его проверяемому лицу. Страхователь получил документы уже после подачи заявления. На момент обращения за скидкой решение еще не вступило в силу.

Во-вторых, страхователь добровольно и, по сути, досрочно погасил задолженность, то есть на дату вступления в силу решения по проверке недоимка уже отсутствовала.

В итоге суд признал незаконным отказ ФСС в скидке к тарифу, несмотря на доначисленную при проверке недоимку.

Ранее АС ЦО в Постановлении от 26.12.2019 № Ф10-5767/2019 по делу № А54-10935/2018 также признал незаконным отказ ФСС предоставить скидку к тарифу: в той ситуации заявление было подано до принятия решения о доначислениях взносов. Суд пришел к выводу, что наличие недоимки нужно определять на дату обращения за скидкой.

Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010

Комментарий

С 01.01.2022 вступает в силу обновленная редакция Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон № 255-ФЗ). Поправки в нее внесены Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Обзор поправок см. в комментарии.

Согласно новой ч. 17 ст. 13 Закона № 255-ФЗ Правительство РФ устанавливает:

  • состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий;
  • порядок получения документов органами ФСС России для прямых выплат пособий, в т. ч. в электронной форме.

Постановлением от 23.11.2021 Правительство РФ утвердило правила получения отделениями ФСС России таких сведений и документов (далее – Правила). Они начинают действовать с 01.01.2022 (за исключением отдельных положений, которые вступят в силу 01.01.2023).

Основные изменения связаны с тем, что с 01.01.2022 ФСС России переходит на беззаявительный (иначе говоря, проактивный) порядок выплаты пособий. Его суть в том, что информацию о страховом случае, в связи с которым назначается пособие, фонды будут получать не от работодателя (за одним исключением), а на основании сведений об открытии и закрытии листков нетрудоспособности, а также от иных ведомств в порядке обмена данными (в частности, от органов ЗАГС).

Напомним, что с 2022 года листки нетрудоспособности начнут оформлять только в электронном виде. См. об этом здесь. На бумажном носителе больничные листы продолжат выдавать только тем гражданам, сведения о которых составляют государственную (иную охраняемую законом) тайну, а также лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты (новая ч. 28 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). На упомянутых лиц положения комментируемых Правил не распространяются (п. 2 Правил).

Процедура заполнения электронного больничного листа и взаимодействия работодателя с ФСС России

Согласно Правилам взаимодействие работодателя с фондом в части передачи документов и сведений для расчета и выплаты пособий будет осуществляться через систему социального электронного документооборота – СЭДО. Внедрение этого сервиса ФСС России анонсировал еще летом 2021 года (см. информацию на сайте отделения фонда). СЭДО – это бесплатный сервис, интегрированный в бухгалтерские программы. Подключиться к нему можно и через 1С (см. об этом статью).

В соответствии с п. 17 – 18 Правил медицинская организация формирует для физлица листок нетрудоспособности в электронном виде и размещает его в информационной системе ФСС России – ЕИИС "Соцстрах". После этого от ФСС России поступает запрос в ПФР о предоставлении сведений о застрахованном физлице и о работодателе (отсутствует ли работодатель у физлица или нет, его ИНН и КПП). В течение одного календарного дня с даты получения запроса ПФР размещает запрашиваемые данные в информационной системе ФСС России.

Далее информация об открытии электронного больничного (далее – ЭЛН) поступает работодателю, а также в личный кабинет физлица на портале государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, работодателю и физлицу поступают от ФСС России следующие сведения:

  • о продлении, закрытии, аннулировании ЭЛН;
  • о направлении физлица на медико-социальную экспертизу;
  • о дополнении ЭЛН сведениями о проведении медико-социальной экспертизы.

Работодатели заполняют свою часть ЭЛН в течение 3 рабочих дней с даты получения информации о закрытии ЭЛН (п. 22 Правил). Сведения, которые работодатель должен внести, отражаются в запросе от фонда. Это могут быть, к примеру, сведения о:

  • продолжительности страхового стажа;
  • замене календарных лет;
  • районном коэффициенте;
  • продолжительности рабочего времени.

Если сведения (или документы) работодатель подаст не в полном объеме, фонд в течение 5 рабочих дней с даты их получения направит работодателю извещение о предоставлении недостающих данных.

Получение извещения нужно подтвердить. Срок для этого – 3 рабочих дня со дня получения извещения. Если указанные действия работодатель не выполнит, фонд направит извещение заказным письмом. Оно будет считаться полученным по истечении 6 рабочих дней с даты отправления (абз. 3, 4 п. 10 Правил). В течение 5 рабочих дней с даты получения извещения необходимо предоставить недостающие сведения и документы (абз. 5 п. 10 Правил).

Также если фонд обнаружит нарушения в порядке заполнения больничного листа работодателем, то в течение 5 рабочих дней с даты закрытия больничного листа фонд направит извещение с указанием перечня необходимых исправлений. Внести исправления в ЭЛН работодатель должен не позднее 5 рабочих дней со дня получения извещения (п. 11 Правил).

Если на дату назначения пособия работник не сможет представить работодателю справку о сумме заработка, полученного в расчетный период от иных нанимателей, фонд назначит физлицу пособие исходя из информации о том заработке, который получен от этого работодателя. При этом сотрудник не лишен возможности впоследствии предоставить работодателю указанную справку и одновременно с этим заявление о перерасчете пособия. Форму такого заявления должен утвердить ФСС России.

В п. 13 Правил указано, что сведения из справки о сумме заработка и заявление физлица о перерасчете пособия работодатель должен передать в фонд в течение 5 рабочих дней с даты их получения от сотрудника.

Если на дату назначения пособий сотрудник не написал заявление о замене лет (года) расчетного периода, а фонд в число запрашиваемых сведений не включил такое заявление, работник вправе сделать это после получения пособий от фонда. Сведения о замене лет (года) работодателю потребуется передать в фонд не позднее 5 рабочих дней со дня получения от физлица заявления о такой замене (п. 14, 22 Правил).

Из этого следует, что фонд пересчитает и доплатит пособие.

В Правилах не сказано о санкциях за непредставление в фонд документов и (или) нарушение сроков такого представления. Однако ответственность за названные действия закреплена в ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ в редакции от 01.01.2022.

  1. за отказ от представления документов, необходимых для назначения пособий – штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ;
  2. за представление недостоверных сведений и документов или их сокрытие, которые повлекли выплату пособия в излишнем размере – штраф в размере 20 % от суммы излишне понесенных фондом расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.;
  3. за нарушение установленного срока представления запрашиваемых сведений – штраф в размере 5 000 руб.

Но работодатели должны привыкнуть к новому порядку. Именно поэтому (по данным ФСС России) первое время чиновники никого штрафовать не будут.

Порядок назначения единовременного пособия при рождении ребенка

Пособие при рождении ребенка орган ФСС России выплатит на основании сведений от органов ЗАГС (п. 26 Правил). Никакие документы работодателю сотрудник представлять не должен.

Отметим, что в целях назначения пособия фонд вправе запросить у работодателя данные о районном коэффициенте, который применяется к выплатам работника (п. 31 Правил). Передать сведения об этом работодатель должен в течение двух рабочих дней с даты получения такого запроса (п. 32 Правил).

Порядок назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком работник должен предоставить работодателю одновременно (п. 34 Правил):

  • заявление о назначении указанного пособия;
  • заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до трех лет.

Отметим, что с 2022 года работникам больше не потребуется представлять справку с места работы второго супруга о том, что указанное пособие ему не назначено. Такого требования нет ни в Правилах, ни в будущей редакции Закона № 255-ФЗ.

  • о дате начала и дате окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • о замене календарных лет (календарного года) в расчетном периоде, если работник подал заявление на такую замену;
  • о продолжительности рабочего времени, если на момент начала отпуска по уходу за ребенком сотруднику установлено неполное рабочее время.

Перечисленные сведения нужно передать в фонд через СЭДО.

Также возможно, что фонд направит работодателю запрос на представление дополнительных сведений. В числе запрашиваемых сведений могут быть сведения о:

  • суммах выплат и иных вознаграждений в пользу физлица, которые включались в базу для начисления взносов на ОСС в расчетном периоде;
  • районном коэффициенте;
  • количестве календарных дней, которые не учитываются при исчислении среднего дневного заработка.

Если сотрудник в период получения ежемесячного пособия утратит право на него, работодатель должен сообщить об этом в фонд в срок не позднее трех рабочих дней с даты, когда ему стало известно о таком факте (п. 43 Правил).

Порядок назначения пособий по нетрудоспособности и по беременности и родам

Для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам сотрудникам с 2022 года не требуется подавать работодателю какие-либо документы. Такие пособия будут выплачиваться только на основании листка нетрудоспособности. А он в электронном виде размещается в информационной системе "Соцстрах" (п. 16 Правил).

По запросу фонда работодатель обязан предоставить дополнительные сведения для исчисления пособий в том объеме, который запросит фонд. Перечислим данные, которые вправе запросить орган ФСС России (п. 22 Правил).

Для расчета пособия по нетрудоспособности фонд может запросить сведения:

  1. о продолжительности страхового стажа работника на день наступления временной нетрудоспособности;
  2. о суммах выплат в пользу работника, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование;
  3. о замене календарных лет;
  4. о районном коэффициенте;
  5. о продолжительности рабочего времени сотрудника, если на момент наступления временной нетрудоспособности он трудится неполное рабочее время;
  6. о периоде освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты или без оплаты (в т. ч. о периоде ежегодного оплачиваемого отпуска); отстранения сотрудника от работы без оплаты в соответствии с законодательством РФ; о периоде проведения судебно-медицинской экспертизы работника; о периоде простоя, если нетрудоспособность приходится на упомянутые периоды;
  7. о размере сохраняемой за период простоя зарплаты, если временная нетрудоспособность, наступившая до простоя, продолжается в период простоя;
  8. о периоде отсутствия сотрудника на работе в связи с временной нетрудоспособностью;
  9. о наступлении временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения работником вреда своему здоровью или попытки самоубийства, а также в результате совершения работником умышленного преступления;
  10. о том, что сотрудник приступил к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 01.01.2007 и продолжает работать в этих районах и местностях при условии, что страховой стаж составляет менее 8 лет. Указанные сведения работодатель обязан предоставить, если располагает ими.

Для расчета пособия по беременности и родам фонд может запросить сведения:

  1. о дате начала отпуска по беременности и родам;
  2. о продолжительности страхового стажа сотрудницы на день начала отпуска по беременности и родам;
  3. о суммах выплат в пользу работника, которые включались в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование;
  4. о количестве календарных дней, которые не учитываются при определении среднего дневного заработка;
  5. о замене календарных лет;
  6. о районном коэффициенте.

Работодатель должен передать в фонд запрашиваемые сведения не позднее трех рабочих дней со дня поступления в систему информации о закрытии листка нетрудоспособности (п. 22 Правил). Обратите внимание на следующий момент. Сотрудница вправе уйти в отпуск по беременности и родам позже даты открытия больничного листа. В настоящее время о предоставлении такого отпуска женщина пишет заявление. С учетом даты начала отпуска, указанной в заявлении, рассчитывается пособие. Так, пособие может быть рассчитано не за 140 календарный дней отпуска (при обычной беременности), а за меньшее число дней.

Несмотря на то что с 2022 года Закон № 255-ФЗ не требует в рассматриваемом случае писать заявление на отпуск, сотрудницу следует попросить все же составить его. Это необходимо для определения продолжительности периода выплаты пособия, тем более что сведения о дате начала и окончания отпуска по БиР ФСС России вправе запросить у работодателя (пп. "б" п. 22 Правил).

Особенности получения пособия лицами, которые добровольно платят взносы на социальное страхование

Напомним, что право на получение пособий имеют не только лица, работающие по трудовому договору, но и те граждане, которые добровольно платят взносы на ОСС. В частности, это предприниматели, адвокаты, нотариусы. Они платят взносы на обязательное страхование исходя из стоимости страхового года (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790). Право на получение пособий у названных лиц возникает, если за год, предшествующий году наступления страхового случая, они полностью уплатили взносы (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 790).

По Правилам с 2022 года названные лица в целях получения пособий подают документы, необходимые для их назначения, в орган ФСС России по месту регистрации в качестве страхователя (п. 9 Правил). В числе документов, в частности, справка о сумме заработка за расчетный период, заявление о замене лет расчетного периода. Полагаем, что лица, добровольно уплачивающие взносы на ОСС, справку о сумме заработка подают в фонд, если в расчетном периоде они вели не только предпринимательскую деятельность, но и работали по найму.

Фонд также вправе запросить у таких лиц дополнительные документы, если они представлены не в полном объеме. Об этом в адрес физлица направят извещение. Предоставить недостающие документы необходимо в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения (п. 14 Правил).

Обратим внимание, что с 01.01.2023 лица, добровольно уплачивающие взносы на ОСС, получат право подавать документы для получения пособий через единый портал Госуслуг (п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010, п. 9, 10, 13, 14 Правил).

Страховые взносы для ООО в 2021 году

Все организации в РФ обязаны перечислять страховые взносы в бюджет при наличии фонда оплаты труда. При этом не важно какой налоговый режим используется. Это означает, что если в компании есть сотрудники, получающие заработную плату и числящиеся в отчётах СЗВ-М, то за них необходимо выплачивать определённые суммы. Размер и виды этих сумм, а также куда их уплачивать рассмотрим в данной статье.

Виды страховых взносов ООО

Существует несколько видов страховых взносов, обязательные для организаций, а именно:

  1. На обязательное пенсионное страхование (ОПС)
  2. На обязательное медицинское страхование (ОМС)
  3. На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ)
  4. На страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ)

При этом важно понимать, что количество выплат зависит от типа договора, заключённого с сотрудником. Трудовой договор предусматривает уплату всех взносов, а договор ГПХ только оплату медицинского и пенсионного страхования с отдельным решением о несчастных случаях по выбору сторон.

С 2017 года все страховые платежи, кроме взносов на травматизм перешли в ведение Федеральной налоговой службы (ФНС) . Страхование от несчастных случаев как и раньше курирует Фонд социального страхования (ФСС) . Все положения регулируются главой 34 НК РФ.

Размеры страховых взносов для ООО

Страховые взносы не являются налогами, однако рассчитываются по схожему принципу. Ставка берётся от произведённой выплаты сотруднику – базы , а полученная сумма и есть взнос. Ставки варьируются в зависимости от того, на что перечисляются средства (накопление пенсии, уход за ребёнком, больничный).

Все данные удобно собрать в таблицу.

Вид взноса Стандартная ставка Ставка по достижению предельной базы
ОПС 22% 10%
ОМС 5,1% 5,1% (предельная база отсутствует)
ВНиМ 2,9% (1,8 для иностранных граждан, за исключением высококвалифицированных специалистов) 0%
НС и ПЗ Определяется ФСС и зависит от класса профессионального риска
для вида деятельности (Приказ Минтруда № 851н)
от 0,2 до 8,5%

Размер взноса от травматизма можно узнать в ФСС. После регистрации компании направляется информационное письмо с этими данными, главное – правильно указать вид деятельности.

Теперь стоит разобраться, что можно считать базой при расчёте величины взносов. Базой выступает весь доход в пользу сотрудника без вычета НДФЛ за календарный месяц . Однако, существуют выплаты, которые не подлежат обложению страховыми взносами. К ним относятся указанные в статье 422 НК РФ и статье 20.2 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ , например, дивиденды, пособия и материальная помощь с определёнными ограничениями.

Таким образом, суммарные отчисления в бюджет для налогоплательщиков в 2021 году не изменятся и составят привычные 30% от выплат каждому работнику.

Однако этот показатель не всегда постоянен, и в первую очередь это связано с наличием предельной базы . Её размер меняется каждый год согласно правилам, прописанным в Налоговом кодексе. На 2021 год предельная база устанавливается Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 и составляет:

  • 1 465 000 рублей на ОПС
  • 966 000 рублей на ОСС (ВНиМ)

Если суммарные выплаты сотруднику превысят размер предельной базы, то за месяц, следующий за месяцем превышения, взнос рассчитывается по сниженной ставке. Сниженная ставка также будет браться с суммы, на которую превышена эта предельная база. На медицинское страхование предельной базы не установлено, поэтому ставка постоянна.

Примеры расчёта страховых взносов

Чтобы понять, как на практике определяется размер страховых отчислений, произведём расчёты. Сложность обычно состоит в том, что за разные периоды нужно использовать разные ставки, так как возможно превышение предельной базы, а также попадание в льготные категории (об этом ниже).

Для расчёта величины взноса за работника, необходимо сложить все выплаты в его пользу с начала года. Если полученная сумма не превышает предельной базы, то применяются стандартные тарифы. В противном случае – сниженные, но только после её превышения.

Например, заработная плата сотрудника составляет 100 000 рублей в месяц, и другого дохода у него нет. Видно, что сумма за целый год не превысит 1 465 000 рублей, а значит используется ставка 22%. Для расчёта нужно проценты представить в виде дроби – разделить на 100.

12 х 100 000 х 0,22 = 264 000 рублей составит взнос на пенсионное страхование за год или 22 000 рублей в месяц.

Если же заработная плата будет 150 000 рублей, а расчёт производится за 10 месяцев, то лимит будет превышен на 35 000 рублей (10 х 150 000 - 1 465 000). Соответственно, ставка 22% применяется только к сумме 1 465 000 рублей, а 10% к 35 000, и после взносы суммируются.

0,22 х 1 465 000 + 0,1 х 35 000 = 322 300 + 3500 = 325 800 рублей составит искомый взнос за 10 месяцев

За следующие месяцы ставка будет уже 10%.

Взносы на медицинское страхование в обоих случаях начисляются со всей базы , так как лимит отсутствует:

0,051 х 1 200 000 = 61 200 рублей в первом случае

и 0,051 х 1 500 000 = 76 500 рублей во втором.

Отчисления на социальное страхование рассчитываются от предельной базы , так как суммарный доход её превысил в обоих случаях:

0,029 х 966 000 = 28014 рублей

Разница заключается только в том, что в первом случае лимит будет достигнут на 10-й месяц, а во втором – на 7-й.

Ставка 0% свыше лимита означает, что за следующие месяцы после его превышения платить не нужно.

НС и ПЗ

Здесь ставка зависит от вида экономической деятельности и определяется кодом ОКВЭД-2. Для расчёта можно взять самый распространённый 1 класс профессионального риска со ставкой 0,2%. Лимита нет, а значит взнос начисляется со всей базы в обоих случаях:

0,002 х 1 200 000 = 2400 рублей за 12 месяцев при зарплате 100 000 рублей

0,002 х 1 500 000 = 3000 рублей за 10 месяцев при зарплате 150 000 рублей

Если резюмировать, то в первом случае работодатель перечислит в бюджет взносов на сумму 355 614 рублей за год , а во втором – 433 314 рублей за 10 месяцев.

Читайте также: