Уважение закона как нравственное понятие принципиальное единство нравственного и правового сознания

Обновлено: 30.06.2024

Список использованных источников отражает умение студента находить и применять необходимый материал, показывает степень изученности проблемы. Он должен включать не менее пяти наименований источников, среди которых могут быть:

· нормативно-техническая документация и литература;

· источники по тематике работы;

· зарубежные источники на языке оригинала;

В список литературы вносят только те источники, на которые делались ссылки по тексту.

Список использованных источников составляется по правилам библиографического описания.

Ниже приводятся примеры.

Законодательные акты

Международный кодекс МТП и ЕСОМАР по практике маркетинговых и социальных исследований. – М.:Юристъ, 2001.

Нормативно-техническая документация

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – Введ. 01.07.96. – М.: Изд-во стандартов, 1996.

Книги одного, двух и трех авторов

Липсиц, И.В. Экономика: учебник /И.В. Липсиц. – 6-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2011. – 607 с.

Махотина, М.В. Экономика в схемах: учебное пособие /М.В. Махотина, В.И. Симоненко. – М.: Эксмо, 2011. – 162 с.

Кунявский, М.Е. Управление маркетингом промышленного предприятия /М.Е. Кунявский, И.М. Кублин, К.О. Распаров. – М.: Международные отношения, 2004. – 375 с.

Книги четырех и более авторов

Маркетинг: учебник /Н.П. Ващекин [и др.]; под ред. Н.П. Ващекина. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2003.

Материалы конференций, симпозиумов, научных чтений, сборники научных трудов, в том числе работы отдельных авторов

Шарова, Т.С. Конкурентная стратегия – путь к успеху проектной организации в условиях рынка /Т.С. Шарова //Маркетинг – стратегия развития бизнеса: тезисы докл. всерос. науч.-практ. конф. /ЯГТУ. – Ярославль, 2002. – С. 24 – 26.

Словари, справочники

Голубков, Е.П. Маркетинг: словарь – справочник /Е.П. Голубков. – М.: Дело, 2000.

Статьи из научного журнала, газеты

Кудин, В.В. Влияние системы управления маркетингом на результаты хозяйственной деятельности /В.В.Кудин // Маркетинг. – 2002. – № 5. – С. 30 –37.

Приложения

Приложение является справочным или дополнительным (вспомогательным) материалом, который имеет непосредственное отношение к контрольной работе. В приложениях могут приводиться формы документов, тексты конспектов, промежуточные формулы и расчеты, таблицы и иллюстрации вспомогательного характера и т.д. Вынесение такого материала в приложение освобождает основной текст от второстепенного материала.

В тексте контрольной работы на все приложения должны быть сделаны ссылки.

Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте.

Нумерация страниц в приложении сквозная и является продолжением общей нумерации основного текста.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рекомендуемая литература

1. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений: учебник. – М., 2011.

2. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академического бакалавриата /под ред. В.Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой.-7-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2015.- 408 с. (ГРИФ).

4. Словарь по этике. – М., 2012.

5. Пылев, С.С. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. – М., 2011.

6. Сокова, З. К. Профессиональная этика. – М., 2012.

г) Базы данных, информационно-программное обеспечение дисциплины, поисковые системы и пр.:

7. Официальный сайт Ивановской ПСА ГПС МЧС России.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Оформление содержания контрольной работы (образец)

Вопрос 1. Название вопроса………. 4

Вопрос 2. Название вопроса………. 8

Вопрос 3. Название вопроса. 12

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Этика в контексте культуры. Общая и профессиональная этика.

2. Профессиональная этика – область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии.

3. Соотношение профессиональной этики сотрудников ФПС МЧС России с общей теорией морали.

5. Нравственная сущность служения обществу и государству.

6. Предъявление обществом повышенных специфических требований к профессии пожарного, характеризующейся высокими эмоциогенными и физическими факторами.

7. Моральный фактор как элемент духовной культуры общества.

8. Структура морального фактора.

9. Роль морального фактора и нравственных качеств пожарного в процессе профессиональной деятельности.

10. Специфика проявления морального фактора в деятельности ФПС МЧС России.

11. Моральный конфликт как наличие противоречия в нравственном сознании. Признаки конфликта. Простые и сложные, скрытые и открытые конфликты.

12. Причины моральных конфликтов в коллективах ФПС МЧС России и способы их разрешения.

13. Проблема свободного выбора человеком своих действий. Нравственный выбор как акт моральной деятельности. Диапазон выбора.

14. Моральный выбор сотрудника ФПС МЧС России. Нравственный мотив. Моральное содержание цели деятельности ФПС МЧС России.

15. Необходимость и достаточность средств для достижения цели, их нравственная ценность. Соотношение мотива, цели и средств ее достижения. Моральная оценка деятельности ФПС МЧС России.

16. Нравственная ответственность как способность предвидеть результаты и последствия деятельности. Механизмы моральной ответственности.

17. Нравственность и дисциплина. Сущность и виды дисциплины. Особенности воинской дисциплины.

18. Самодисциплина как высшее проявление сознательной дисциплины. Строгое соблюдение законности и дисциплины – принципиальное требование к служебной деятельности сотрудника ФПС МЧС России.

19. Уважение закона как нравственное понятие. Принципиальное единство нравственного и правового сознания.

21. Моральные ценности как одна из форм проявления нравственных отношений общества.

22. Характер моральных ценностей. Моральная ценность и морально ценное.

23. Нравственные принципы и нормы, характеризующие нравственно-профессиональное сознание сотрудников ФПС МЧС России.

24. Категории этики в системе моральных ценностей.

25. Этические категории как наиболее общие понятия, выражающие существенные стороны нравственного сознания и нравственных отношений.

26. Добро и зло как наиболее общая форма нравственной оценки. Исторический характер представлений о добре и зле.

27. Высокое призвание сотрудников ФПС МЧС России – защита граждан, общественного и личного достояния от огня, борьба с проявлениями зла, антиобщественными явлениями.

28. Справедливость как социальное мерило добра.

29. Справедливость и законность – важнейшие принципы деятельности ФПС МЧС России.

30. Необходимость сочетания профессиональных знаний с гражданским мужеством и справедливостью.

Тут все довольно просто. Нужно сначала уяснить что такое Нравственность?

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Нас больше волнует 2-ая часть определения.На основе этого определения можно утверждать, что в нравственном сознании присутствует моральная составляющая. И дальше начинаем развивать про мораль, как она появилась, в начале это были первобытные общинные традиции, правила в последствии переросшие в категории морали (Долг, совесть, честь, достоинства), но главное, что в настоящее время мораль это характер оценностных суждений.

Затем надо разобрать единство права и морали, так же их различия.

Спецификой взаимосвязи и взаимодействия права и морали является то,

что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они

юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в

большей степени наполняются этическим содержанием; отдельные юридические

статьи становятся нравственными нормами, традициями, нормы, содержащиеся

ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение

которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного

С другой стороны, когда сталкиваемся с фактом возникновения новых

правом, ее ущемлении. Напротив, подобные факты свидетельствуют о силе

нравственных начал, об их воздействии на правовые основы.

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно

противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на

формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как

отмечал Гегель, «Моральная сторона и моральные заповеди. не могут быть

С точки зрения общей системы ценностей, сложившейся в современном

обществе, право должно отвечать требованиям морали[xviii]. Прежде всего -

общепринятым, общечеловеческим, элементарным этическим требованиям,

соответствующим основным началам христианской культуры (или культур,

однопорядковых по моральным ценностям, в том числе культуры конфуцианства,

буддизма, ислама). При этом элементарные общечеловеческие требования,

принципиально важны по самой своей глубинной сути, они в этой своей

глубинной сути подчас в полной мере раскрываются именно сейчас, в

современную эпоху. В то же время элементарные общечеловеческие требования,

издревле утвердившиеся в бытии и образе жизни людей, не сводятся к ним

одним, а представляют собой более конкретизированные и развернутые

нормативные положения, такие связанные с современным уровнем цивилизации,

как добросовестность, вера в данное слово, чувство персональной

ответственности за свои поступки, открытое признание своей вины и другие,

из того же ряда.

Многие юридические нормы, прямо не воплощая в своем содержании

нравственные обязанности, направлены на их юридическое обеспечение, охрану,

проведение в жизнь. Таковы, в частности, юридические нормы, которые ставят

под особую правовую защиту поведение людей, активно и самоотверженно

осуществляющих принципы общечеловеческой морали

Нормы права и нормы морали взаимообусловливают, дополняют и

взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений

Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что

правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости,

равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в

себе высшие моральные требования современного общества.

Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в

общественную жизнь требований морали. В свою очередь нормы морали оказывают

активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования




общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими

государственными орунами при создании правовых норм. Особо важную роль

моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными

орунами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое

решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во

многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и

полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка.

Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со

стороны нравственно зрелых членов общества обязанность соблюдать нормы

права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных

моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют

право глубоким нравственным содержанием, содейс!вуя эффективности правового

регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношении

Лица, составляющие законодательный корпус, сами являются носителями

определенной морали, имеют определенные представления о добре и зле,

совокупности моральных ценностей. Их моральные воззрения неизбежно

оказывают влияние на содержание принимаемых законов и иных нормативных

актов. Однако законодатели, принимая закон, должны руководствоваться не

столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем морального

состояния общества в целом. Чем более точно и адекватно в законах выражены

моральные воззрения общества, тем более эффективно действуют законы.

Соответствие законов моральному состоянию общества минимизирует

государственное принуждение как средство обеспечения права.

Учет требований господствующей в обществе морали делает само право

морально содержательным. Требования права становятся совпадающими с

требованиями морали. Право – это минимум морали. Действительно, в праве

выражены многие и многие моральные нормы не убий, не укради, не

лжесвидетельствуй, не злословь, будь честен, справедлив, не делай вреда

другому и т.д. Все составы преступлений против личности, семьи,

собственности, общественного порядка нравственно обоснованны.

Мораль предъявляет к человеку более высокие требования, чем право.

Право интересует внешняя сторона поведения. Для него не важны мотивы

соблюдения норм поведения. Мораль же требует поступать прежде всею по

совести, по внутреннему убеждению.

Мораль воздействует на правоприменительную деятельность

государственных органов. Она требует, чтобы юридические дела разрешались с

учетом ее принципов. Речь идет о соблюдении норм морали в ходе совершения

процессуальных действий (допросов, обысков, выемок, освидетельствования и

т.д.), а также при вынесении конкретного, индивидуального решения по

юридическому делу. Решения должны не только соответствовать нормам права,

но и не противоречить морали. Мораль имеет значение и при толковании

законов, если в них встречаются термины морального содержания.

Моральное состояние общества влияет не только на применение права, но

и на другие формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование).

Чем выше уровень морального сознания членов общества, тем легче,

безболезненно и бесконфликтно соблюдаются и исполняются нормы права.

Право зачастую содержит прямые предписания соблюдать нормы

нравственности и в случае их нарушения устанавливает неблагоприятные для

нарушителя юридические последствия. Так, законодательство Украины обязывает

родителей заботиться о нравственном воспитании детей. За нарушение своих

обязанностей они могут быть лишены родительских прав.

Особые нравственные требования право предъявляет к работникам

юридической сферы. Законы о судах, прокуратуре, адвокатуре и т.п. требуют

неуклонного соблюдения норм нравственности в соответствующей сфере

профессиональной деятельности, фактически как бы обрисовывают нравственный

идеал судьи, прокурора и государственного чиновника, адвоката.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным

аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и

государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только

духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества,

коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

Отдельные нормы морали, требующие государственного обеспечения,

получают санкцию государства. Например, в Конституции Украины закрепляются

такие важнейшие нравственные принципы, как охрана прав и свобод человека.

Моральным воздействием на право является правотворчество народа:

общественное мнение может при определенных условиях оказывать свое

воздействие на формирование новых юридических норм. Большинство норм

содержит нравственные оценки поведения, способствующие укреплению

законности, дисциплины, правопорядка и соблюдению всеми гражданами их

обязанностей, без которых демократическое, правовое государство невозможно.

Влияние норм морали на правореализационную деятельность:

а) нормы права оцениваются гражданином, реализующим их, с точки

зрения морали. Даже технические, организационные правила, не несущие

моральной нагрузки (например, предусмотренная законом форма декларации о

доходах), имеют определенный выход на нормы морали;

б) нормы права, толкуются должностным лицом, осуществляющим

правоприменительную деятельность, в соответствии с нормами морали,

господствующими в обществе. Особенно это относится к тем нормам права,

которые содержат в своем тексте оценочные понятия. Их невозможно понять и

применить без обращения к нормам морали. Так, справедливое, обоснованное и

законное судебное решение о клевете, оскорблении, хулиганстве, половых

преступлениях во многом зависит от учета моральных норм, действующих в

в) правоприменительный процесс, включая его последнюю стадию

принятие правоприменительного акта, осуществляется с учетом норм морали.

Нормы права воздействуют на нормы морали:

а) нормы права содействуют утверждению прогрессивных моральных

представлений. Например, ст.21 Конституции Украины утверждает

гуманистические начала справедливости: «Все люди свободны и равны в своем

б) нормы права выкупают в качестве средства охраны и защиты норм

морали. Так, статьи Гражданского кодекса направлены на защиту и охрану

таких моральных ценностей, как доброе имя, незапятнанная репутация, честь,

Можно сделать обусловленный вывод мораль и право теснейшим образом

взаимосвязаны, и взаимодействуют друг с другом. И если в обществе

деградируют нравственные устои жизни, то право обесценивается и повсеместно

превращается в свою противоположность. Применительно к современным реалиям

справедливо будет заметить недостаток нравственности не может быть заменен

хорошим законодательством, судом, администрацией. Без нормального духовно-

нравственного развития людей нет правильной политико-правовой

государственной жизни. Подлинно эффективным может стать лишь такое право,

которое прочно опирается на нормы общественной морали, соответствует

нравственным представлениям общества. При всей относительности нравственных

норм идеалов, оценок истинно прогрессивным может считаться лишь тот кодекс

(уголовный гражданский, административный или иной), который вбирает в себя

общечеловеческую сущность морали. В настоящее время критерием любого закона

должно быть признано его соответствие положениям международного права,

которое, в свою очередь, все больше и больше отражает общечеловеческие

ценности гуманизм, справедливость, милосердие, уважение естественных прав

человека, его гражданских и политические свобод.




Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы- это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Содержание работы

Введение
1. Право и мораль, их взаимосвязь, общие черты и
отличительные особенности
1.1. Взаимосвязь права и морали
1.2. Общие черты права и морали
1.3. Отличительные особенности права и морали
2. Профессиональная этика работника правоохранительных
органов
3. Нравственные качества работника правоохранительных
органов
4. Нравственная культура работника правоохранительных
органов
4.1. Понятие нравственной культуры
4.2. Структура нравственной культуры
4.3. Профессионально – нравственная деформация и ее
факторы
5. Моральный выбор в служебной деятельности работника
правоохранительных органов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

kontrol'naya_po_etike.doc

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Факультет заочного обучения

Выполнил: Слушатель 5 курса ФЗО, группа 56, шифр 00/131 капитан милиции Титов Юрий Викторович, домашний адрес: г. Ставрополь, ул. Ленина, 272-а, кв. 9.

1. Право и мораль, их взаимосвязь, общие черты и

1.1. Взаимосвязь права и морали

1.2. Общие черты права и морали

1.3. Отличительные особенности права и морали

2. Профессиональная этика работника правоохранительных

3. Нравственные качества работника правоохранительных

4. Нравственная культура работника правоохранительных

4.1. Понятие нравственной культуры

4.2. Структура нравственной культуры

4.3. Профессионально – нравственная деформация и ее

5. Моральный выбор в служебной деятельности работника

Список использованной литературы

Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы- это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.

Элементами морального регулирования являются:

  • идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;
  • система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
  • особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.

1. Право и мораль, их взаимосвязь,

общие черты и отличительные особенности

1.1. Взаимосвязь права и морали

Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

В регулировании общественных отношений права взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно- организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.

Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.

На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований ном права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.

1.2. Общие черты права и морали

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Сейчас нравственность тоже понимают как представления о добре и зле. Мартышин считает, что мораль и нравственность - это синонимы. Мораль безгранична, неопределенна. У морали есть слабость по сравнению с правом – она не подкрепляется никакими юридическими санкциями, только общественными (порицание). Мораль касается не только отношений между людьми, но и требований человека к самому себе. Мораль мы можем понимать в разных смыслах: мораль как представление о добре и зле, и нравственность общества (измеряем степень моральности или аморальности общества). Можно выдвигать такое требование: право должно всегда соответствовать морали? Или может право и мораль не должны быть связаны?

Право – минимум нравственности. Мартышин придерживается этой точки зрения.

Помимо этого есть мнение, что право – максимум нравственности; право не обязательно должно быть нравственным; право является правом, поскольку оно закрепляет нравственные положения.

Право и нравственность различны по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение индивидов. Нормы нравственности выступают в качестве наиболее обобщенных правил поведения людей, оценивают их действия с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия, тогда как правовые нормы представляют собой более детализированные правила и регулируют взаимоотношения между людьми с точки зрения их юридических прав и обязанностей, оперируя такими оценочными категориями, как правомерность - неправомерность, законность - незаконность и т. д.

Правовая культура – обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению. Правовая культура взаимодействует с другими областями культуры, в т.ч. и с нравственной (этической).

Правовая культура, представляет собой совокупность правовых ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом, где под ценностями понимаются только позитивные, прогрессивные явления и процессы. В силу этого нельзя согласиться с авторами, которые включают в содержание правовой культуры и негативные явления, вплоть до правонарушений.

Правовая культура предполагает наличие правовых ценностей, к которым принадлежит само право, как средство регулирования общественных отношений, вместе с тем правовые ценности - это система правовых знаний, взглядов правовые установки.

Правовая культура – многоуровневое явление, включающее в себя правовую культуру общества, социальных слоев и групп, а также отдельной личности.

Понимание сущности правовой культуры как меры освоения и использования правовых ценностей органически связывает ее с определенным уровнем развития правового сознания и поведения. Правовая культура является обобщающей характеристикой структурного единства понятий правосознания и поведения в сфере права.

Противоположность правовой культуры – правовой нигилизм (неуважительное отношение к действующей правовой системе.

Т.о. можно связать правовую культуру и нравственность так: о высоком уровне правовой культуре в обществе речь идет, когда правовые ценности признаются и соблюдаются. А так как ценности, лежащие в основе права – моральные (нравственные) категории, то признание и соблюдение правовых ценностей ведет к признанию и соблюдению нравственных ценностей. Следовательно уровень правовой культуры – это своего рода показатель уровня нравственности общества и государства.

Право и закон.

Если понимать право не как идеальную категорию, а как реальное социальное явление, то соотношение права и закона чрезвычайно просто. Оно определяется не степенью совершенства (право всегда справедливо, а закон — не всегда), а тем, что закон представляет собой одну из форм (источников) права наряду с обычаем, прецедентом, доктриной. Если это так, то важная проблема философии права предстанет не как соотношение права и закона, а как соотношение права во всех его формах и справедливости.

Нерсесянц отождествляет право и справедливость с большой настойчивостью. «Понимание права как равенства (как общего масштаба и равной меры свободы людей) включает в себя и справедливость, - пишет он. - В контексте различения права и закона это означает, что справедливость входит в понятие права, что право по определению справедливо, а справедливость - внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.) Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона - это, по существу, вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Но такая же постановка вопроса неуместна применительно к праву, поскольку оно (уже по понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире.

Мартышин о мнении Нерсесянца: В отличие от концепции, характерной для юридического позитивизма, в данном случае справедливость не только признается имеющей прямое отношение к праву, но провозглашается сугубо и исключительно правовой категорией. Право - высшая ценность, справедливость низводится до уровня его свойства. Причем не только справедливость, но и свобода, и равенство считаются невозможными без права и выступают лишь в качестве его характеристик или его сущности. Подчиняясь праву, сводясь только к праву, справедливость становится ненужной, она упраздняется, подменяется правом.

У акад. В. Нерсесянца право превращается в идеальную категорию и в этом смысле полностью вытесняет справедливость. Вот почему вместо соотношения справедливости и права ставится и объявляется едва ли не главным предметом философии права проблема права и закона.

Исходя из этого перевода, следовало бы определить одну из основных проблем философии права как соотношение не права и закона, а справедливости и права во всех его формах, в том числа в форме закона.

Статья посвящена анализу состояния и юридического обеспечения духовно-нравственной безопасности России, законодательной защиты духовно-нравственных ценностей российской государственности. Автор, рассматривает духовно-нравственную безопасность как важнейший элемент национальной безопасности, предлагает формы ее законодательного обеспечения.

Россия и так уже своей политикой показал миру готовность защищать духовно-нравственные ценности, став особняком в процессе морального разложения - самобытным островком традиционных нравственных понятий и ценностей. Практически большинство стран Запада легализовало однополые браки, эвтаназию, легкие наркотики, ювенальную юстицию и многое другое, а Россия, Индия, Китай, едины не только идеей многополярного мира, но и необходимостью сохранения консервативных, традиционных ценностей.

Для закона о культуре важно определить обеспечение духовно-нравственной безопасности и защиту духовно-нравственных прав человека, которые не отделимы от прав коллективных (общества и государства) в качестве приоритетной задачи государства. Тогда будут правовые основания не допускать таких акций культурного самовыражения, которые идут вразрез с общественной нравственностью. Право культурного самовыражения не должно быть превыше общественной морали и нравственности, религиозных чувств, традиционных ценностей, патриотизма, интересов национальной безопасности. Благо, что теперь в ст. 148 Уголовного кодекса РФ содержится такой состав преступления, как "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих".

Однако принятие данной нормы вызвало дискуссию среди конституционалистов и представителей науки уголовного права. Предмет дискуссии - правовое регулирование нравственно значимого поведения. Многие авторы вполне справедливо считают, что не все сферы жизни человека могут и должны быть урегулированы законом, но почему то полагают, что мораль и нравственность не поддаются государственному регулированию. В самом деле, мораль и нравственность не могут быть обеспечены принудительно, но стимулировать и рекомендовать их защиту государство вполне может.

Следует учесть, что право является важнейшим институтом общества и государства, помогающим сорганизовать социальную среду, а не только совокупностью норм, действующих благодаря принудительной силе государства, карательным механизмом. В нашем правопониманииисторически неверно трактуется цель права, которому в качестве главного приписывается признак принуждения.Право, в первую очередь, выраженная в языке, формализованная и зафиксированная в правосознании общества система важнейших для этого общества правил поведения. Механизм действия права в нормальном обществе должен быть преимущественно не принудительным, не основанным на негативных санкциях, а рекомендательным, стимулирующим, основанным на позитивных мерах, государственной поддержке правомерного поведения.

Следует отметить, что в государственной политике в сфере духовно-нравственного развития общества государственным принуждением практически ничего не изменишь. Поэтому значительно более продуктивным было бы обозначение позиции государства по вопросам нравственных норм и ценностей. Метод убеждения здесь должен быть основным. Государство в нравственном воспитании должно действовать опосредованно, через поддержку социальных институтов, несущих обществу духовность и культуру. Такими институтами являются традиционные конфессии - православие, ислам, буддизм,а такжетрадиционная семья, служащая транслятором культурных ценностей от поколения к поколению. Семья сама является духовно-нравственным феноменом. Ведь именно в семье прививаются и развиваются такие духовные ценности и свойства характера человека как любовь к ближнему, сострадание, милосердие, жертвенность.

Без духовно-нравственного возрождения Российское государство обречено. Дело в том, что тип легитимации власти и закона в России строго ценностно-рациональный, а не формально-рациональный как на Западе. Для российского государства духовно-нравственные ценности сыграли государствообразующуюроль, повлияли кардинальным образом на историческую судьбу России, отечественную правовую и политическую культуру.

Рост массовых ощущений безнравственности отдельных представителей власти и бизнеса, отсутствие высокого нравственного смысла совместного труда, антипатриотизм либеральных СМИ, усугубление тяжелого экономического положения оборачиваются актуализацией традиционных жизненных ориентиров, которыми россияне пользуются как морально-психологической защитой от окружающей несправедливости.

Список использованной литературы:

1. Исаева А.А. Запрет оскорбления религиозных чувств верующих и реализация прав человека: сравнительно-правовой анализ // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 4. С. 37 - 42.

2. Никитина Е.Е. Свобода совести: теория и практика ограничений прав в Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. N 12. С. 65 - 74.

3. Пожигайло П. Культура как цель существования государства // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 2. С. 2 - 3.

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Овчинников Алексей Игоревич, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории права и государства Южнороссийского института управления РАНХ и ГС при Президенте РФ

Читайте также: