Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие политическое участие граждан

Обновлено: 25.06.2024

03. Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

04. Укажите три особенности государства как главного института политической системы.

05. Назовите четыре функции политической партии в обществе.

06. Назовите любые два условия, при которых демократия может стать деспотией.

07. Раскройте на примере(-ах) общественной жизни современной России любые три функции политических партий в политической системе общества.

08. Укажите любые две причины возрастания роли средств массовой информации в политической жизни демократического общества.

09. Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.

10. Проиллюстрируйте тремя примерами плюралистический характер политической системы России.

12. В стране А. происходит становление институтов гражданского общества. Приведите три возможных примера, иллюстрирующих этот политический процесс.

13. Одной из проблем в развитии ряда стран мира стала аполитичность молодежи, ее слабый интерес к политическим проблемам. Сформулируйте суждение, раскрывающее влияние подобной ситуации на демократию. Предложите две политические меры, способные изменить данную ситуацию и повысить интерес молодежи к политической жизни страны.

16. Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

20. Назовите любые три структурных компонента политической системы общества и проиллюстрируйте примером каждый компонент.

22. Многие крупные и влиятельные политические партии формируют свои молодежные движения, организации. Укажите три возможные причины подобного явления.

25. Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

27. Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.

28. Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z – неограниченная монархия.

33. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

34. Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.) Перед кем будет ответственно правительство?

35. Назовите любые три функции государства в области образования и культуры и проиллюстрируйте примером каждую из них.

36. В государстве Z существует многопартийная система и регулярно проводятся выборы в парламент. Какая дополнительная информация позволит определить тип избирательной системы (мажоритарная или пропорциональная), действующей в государстве Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

38. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака демократии.

40. Приведите три примера, показывающих, что современное демократическое государство реализует общественно значимые задачи и служит обществу в целом.

41. В государстве Z граждане для реализации своих прав и свобод создают относительно независимые от государства ассоциации, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Глава государства и члены парламента избираются всенародно на свободных конкурентных выборах. Государство Z включает в себя 13 территориальных единиц, обладающих правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны. Какова форма государственного (территориального) устройства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.

42. Назовите любые три функции политической системы общества и проиллюстрируйте примером реализацию каждой из этих функций.

47. Гражданин N был избран депутатом городского законодательного собрания. Он уделяет большое внимание работе с потенциальным электоратом, защите прав и свобод граждан. Он стремится максимально реализовывать пожелания жителей. Какой тип лидерства в зависимости от способа легитимации власти описан в условии задачи? Назовите два других типа лидерства, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте любой из них.

26. Проиллюстрируйте на трех примерах участие граждан в политической жизни.

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции политической системы.

26.Укажите три аргумента в пользу разделения властей.

26. Укажите три государственных института и проиллюстрируйте примерами их деятельность.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме

28.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции политической системы общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции средств политических партий. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

27. Глава государства Z и парламент избираются на альтернативной основе. Любая политическая партия в государстве Z легальна, если её сторонники действуют в рамках закона. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих правом принятия собственной конституции. На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте её для государства Z).

более детализированы в подпунктах.

27. В государстве Z существует многопартийная система и регулярно проводятся выборы в парламент. Какая дополнительная информация позволит определить тип избирательной системы (мажоритарная или

пропорциональная), действующей в государстве Z? Сформулируйте три

вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

27.Государство Z включает 10 территориальных единиц, которые не обладают

политической самостоятельностью. В государстве Z глава государства

получает власть по праву наследования, ему подотчётно правительство. Все

граждане обязаны придерживаться обязательной государственной идеологии,

существует постоянный контроль над всеми сферами жизни, распространены

внесудебные преследования представителей оппозиционных движений.

На основе приведённых фактов охарактеризуйте форму государства Z:

обязательно укажите три элемента формы государства, а затем

конкретизируйте каждый из них для государства Z.

27.Политическая партия занимает большинство мест в парламенте страны Z.

Она выдвинула программу, с которой согласны представители различных

социальных групп. Программа партии основана на ценностях семьи

и государства, традиционных устоев и уважении к религии. О каком типе

политической партии по отношению к проводимой политике идёт речь

в условии? Какую функцию реализует партия, предложив программу

реформ? К какому идеологическому типу относится данная партия?

26. Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три при­зна­ка демократии. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

26. Назовите любые три направления деятельности оппозиции в политической жизни современного демократического общества и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

26. Назовите любые три внеш­не­по­ли­ти­че­ские функ­ции со­вре­мен­но­го го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

26. Назовите три функции политической системы и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

26. Назовите три политических функции, которые выполняют СМИ, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции политической партии в современном обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

26. Назовите любые три функции политической системы общества и проиллюстрируйте примером каждую из этих функций. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

27. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод,

развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя восемь территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны. Какова форма государственного (территориального) устройства государства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.

Назовите любые два признака этой формы государственного (территориального) устройства, не названных в условии задачи.

27. Конституция провозглашает государство Z демократической федеративной парламентской республикой.

Назовите любые три признака формы правления государства Z.

27. В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определённой политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

27. Глава государства Z и парламент избираются на альтернативной основе. Любая политическая партия в государстве Z легальна, если её сторонники действуют в рамках закона. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих правом принятия собственной конституции.

На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте её для государства Z).

27. Глава государства Z и парламент избираются на альтернативной основе. Любая политическая партия в государстве Z легальна, если её сторонники действуют в рамках закона. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих правом принятия собственной конституции.

На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте её для государства Z).

27. В стра­не Z пра­ви­тель­ство формируется по­ли­ти­че­ской партией или бло­ком партий, по­бе­див­ших на выборах. Де­пу­тат­ские места (мандаты) в На­род­ном Собрании рас­пре­де­ля­ют­ся между по­ли­ти­че­ски­ми партиями в за­ви­си­мо­сти от на­бран­ных ими го­ло­сов при условии, что эти пар­тии преодолели 9%-ный из­би­ра­тель­ный барьер.

Укажите любой прин­цип демократического из­би­ра­тель­но­го права. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся избирательная си­сте­ма страны Z? Как на­зы­ва­ет­ся другой тип из­би­ра­тель­ной системы? Ука­жи­те одно раз­ли­чие между двумя из­би­ра­тель­ны­ми системами.

4. «Демократия – это не просто правление большинства, но правление большинства,

6. Ничто так не нуждается в нравственности, как политика, и никто так не ненавидит

7. «Неотчуждаемая верховная власть, равенство перед законом и в правах, граждан- ское и политическое, общественная свобода - вот три основных положения всякой

8. «Ничто так не нуждается в нравственности, как политика, и никто так не ненавидит

9. «У политики есть своя невидимая рука, действующая в направлении,

1. «Демократия - это не власть большинства, а защита

2. ТЕМЫ ЭССЕ Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) :

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

тест составлен на основе заданий "Решу ЕГЭ". можно использовать для повторения материала.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие политический плюрализм? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащие информацию о политическом плюрализме.

Порядок рассуждений при подготовке ответа на вопрос:

- плюрализм означает множественность; политический плюрализм – наличие разнообразных точек зрения на осуществление политических решений.

- что является проявлением плюрализма в политике: многопартийность, множество идеологий (запрещены лишь призывы к свержению существующего строя, призывы к разжиганию межнациональной розни между народами).

- предложение обязательно должно содержать слова политический плюрализм и содержать любую теоретическую информацию, раскрывающую смысл понятия.

Политический плюрализм (множественность) – принцип, предполагающий наличие различных взглядов и идеологий в политической жизни, их свободное конкурирование между собой.

Предложения:

- Важнейшим проявлением плюрализма в современном обществе является многопартийность.

- Современная демократия предполагает наличие политического плюрализма, то есть право отстаивать свою точку зрения, отличную от официального мнения.

- В Конституции России закреплен принцип политического плюрализма, который заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться как государственная.

2. Показать на трех примерах наличие в современной России политического плюрализма.

- В России существует многопартийная система, политические партии конкурируют между собой на выборах.

- В Конституции России закреплен принцип политического плюрализма, который заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться как государственная. Поэтому, граждане могут свободно выражать свои взгляды, существуют множество идеологий.

- В России существуют разнообразные СМИ, не только выражающие официальную, правительственную точку зрения, но и альтернативные взгляды.

3. Раскройте на двух примерах различные примеры проявления влияния культуры на политику.

Политическая культура – культура поведения граждан в политической жизни. Она зависит от политических традиций, сложившихся в стране, политического просвещения, воспитания гражданской позиции у детей в школе.

Примеры: - явка избирателей на выборы является проявлением гражданской позиции людей, проявлением их политической зрелости и культуры;

- политическая культура позволяет представителям партий отстаивать свою точку зрения во время теледебатов, уважая мнение соперников, проявляя толерантность к чужому мнению.

Задания для практической работы.

В прошлые эпохи политика была уделом узкого круга людей, обладающих властью. В современный нам период политика приобрела публичный характер. Приведите три примера, доказывающих публичный характер современной политики.

Раскройте на двух примерах различные примеры проявления влияния культуры на политику.

Политическая культура – культура поведения граждан в политической жизни. Она зависит от политических традиций, сложившихся в стране, политического просвещения, воспитания гражданской позиции у детей в школе.

Примеры: - явка избирателей на выборы является проявлением гражданской позиции

4. Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера и иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Порядок рассуждений при подготовке ответа:

Демократия – власть народа. В политической системе современного общества, управление осуществляют не только государственные органы, но на принятие решений оказывают влияние граждане через свои организации и ассоциации (институты гражданского общества).

Что является институтами гражданского общества? Различные неполитические организации граждан (Объединения, союзы, общества, ассоциации, конфедерации).

Суть вопроса: показать взаимодействие государственных органов и организаций граждан по совместному решению проблем.

Роль гражданских неполитических организаций в развитии политической системы: - Гражданские неполитические организации выступают с разными инициативами и осуществляют взаимодействие с органами власти для решения проблем общества.

Примеры: - Организация ветеранов различных войн и конфликтов (Афганская, чеченская войны) обратилась в правительство с предложением: разработать меры по социальной защите военнослужащих, участников военных конфликтов.

- При строительстве крупных промышленных и торговых комплексов, учитывается мнение экологических организаций, по иных инициативе в Государственной Думе рассмотрели поправки к природоохранительному законодательству.

- педагогические коллективы, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании.

5. Показать 4 различия в системе президентской и парламентской республики.

- в президентской республике ведущая роль в управлении принадлежит исполнительной власти (президенту), а в парламентской – законодательному органу (парламенту);

- в президентской республике президент избирается путем всенародного голосования, а в парламентской он избирается парламентом;

- в президентской республике главой правительства является лидер партии, победившей на выборах парламента, а в парламентской – назначается.

6. Укажите три направления деятельности политических парий в обществе и проиллюстрируйте каждое направление конкретным примером.

- разработка политической идеологии (партии формулируют и принимают политическую программу, в которой излагают цели и задачи своей деятельности, представляют свою программу в виде предвыборных лозунгов);

- политическое воспитание молодежи (партии создают свои молодежные организации, проводят семинары для обучения будущих активистов своей партии);

- организуют пропаганду своих идей в обществе с целью привлечения новых сторонников в партию (лидеры партии выступают в СМИ, участвуют в теледебатах, издают собственные газеты);

- партии участвуют в предвыборных кампаниях (партии проводят свои съезды, формируют свои списки кандидатов, организуют сбор подписей в свою поддержку, осуществляют контроль над процедурой голосования).

- СМИ размещают аналитическую информацию о деятельности лидеров государства, политических событиях, происходящих в стране и в мире;

- СМИ помогают избирателям во время выборов ориентироваться в позиции той или иной партии и делать осознанный выбор;

- СМИ предоставляют оппозиции возможность высказывать свою точку зрения, критиковать действия правительства;

- СМИ могут осуществлять политические расследования.

8. В государстве после долгих лет диктаторского режима власти решили провести первые выборы. Был определен круг кандидатов в депутаты Законодательного собрания и безальтернативная кандидатура диктатора на пост президента. Можно ли подобные выборы назвать демократическими? Укажите два признака демократических выборов.

Ответ: выборы нельзя считать демократическими.

- демократические выборы альтернативные, состязательные, у избирателя должен быть реальный выбор;

- выборы проводятся регулярно, срок полномочий президента ограничен законом;

- граждане свободно осуществляют свой выбор без давления извне.

Типы партийных систем:

А) Однопартийная система;

Б) Двухпартийная система;

В) Многопартийная система.

Классификация политических партий:

А) по идеологическому принципу (консерваторы, либералы, радикалы);

Б) по организационному признаку (массовые и кадровые партии);

В) по отношению к проводимой программе (правящие и оппозиционные партии).

4) Политические партии современной России.

5) Конституция РФ о политическом плюрализме.

6) Значение многопартийности в жизни общества.

10. Назовите три способа политического участия граждан и каждый из них проиллюстрируйте примером.

- участие в выборах (гражданин РФ может принимать участие в выборах депутатов Государственной думы, президента РФ, в выборах в местные органы власти);

- членство в политической организации (гражданин является членом партии ЛДПР и принимать участие в партийных мероприятиях);

- обращение с предложениями в органы власти (гражданин обратился в приемную депутата парламента со своими предложениями).

Высказывание философа Сенеки посвящено проблеме правового государства и равенству прав граждан. Смысл данного изречения, заключается в том, что в демократическом и правовом государстве равенство прав состоит не в том, что все граждане ими пользуются, а в том, что они предоставляются всем гражданам независимо от их имущественного положения, принадлежности к той или иной национальности или религиозных верований людей.

Я полностью согласен с точкой зрения Сенеки, так как в правовом государстве всем должны быть предоставлены равные права, а вот возможность пользоваться ими зависит от конкретного человека.

Таким образом, Сенека совершенно прав. Равенство прав состоит в том, что они всем предоставлены.

Задания для практической работы.

11. Укажите любые две причины возрастания роли СМИ в политической жизни демократического общества.

12. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.

13. Страна Н. демократическое государство с развитой рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

14. Гражданин проголосовал на выборах губернатора под влиянием телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять свой выбор в условиях массированного воздействия СМИ на сознание людей?

15. Одной из проблем в развитии стран мира стала аполитичность молодежи, ее слабый интерес к политическим вопросам. Сформулируйте суждение, раскрывающее влияние подобной тенденции на демократию. Предположите две политических меры, способные изменить ситуацию и повысить интерес молодежи к политической жизни страны.

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия, составьте два предложения, раскрывающие их смысл.

18. Назовите любые три функции политики в государстве.

19. Раскройте на трех примерах особенности правления партии консервативного толка.

20. Покажите на трех примерах наличие многопартийной системы в современной России.

21. Назовите основную задачу деятельности правоохранительных органов. Приведите по одному примеру реализации этой задачи в деятельности прокуратуры, полиции, суда.

22. укажите три отличия политических движений от политических партий.

23. Назовите любые три функции органов местного самоуправления в РФ и каждую из них проиллюстрируйте примером.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Политическое участие как показатель вовлеченности
граждан в политику.
2. Степень вовлеченности людей в политику (по М.
Веберу):
a. по случаю;
b. по совместительству;
c. профессиональное занятие политикой.
3. Основные формы политического участия:
a. участие в выборах и референдумах;
b. обращение в органы государственной власти;
c. участие в деятельности органов местного
самоуправления;
d. членство в политических партиях.
4. Типология политического участия:
a. индивидуальное, коллективное;
b. прямое, представительное;
c. легальное, нелегальное;
d. активное, пассивное;
e. добровольное, принудительное.
5. Результативность и границы политического влияния
граждан на властные структуры.
6. Абсентеизм.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Конституция РФ. Статья 32
1. Граждане Российской Федерации
имеют право участвовать в управлении
делами государства как непосредственно,
так и через своих представителей.
1. участие в выборах и
референдумах
2. обращение в органы
государственной власти
3. участие в деятельности органов
местного самоуправления
4. членство в политических
партиях

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
КОЛЛЕКТИВНОЕ
ПРЯМОЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ
ЛЕГАЛЬНОЕ
НЕЛЕГАЛЬНОЕ
АКТИВНОЕ
ПАССИВНОЕ
ТИПОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО
УЧАСТИЯ
1. ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ В СХЕМЕ
ДОБРОВОЛЬНОЕ
ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ
2. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР НА КАЖДЫЙ ТИП
ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
КОЛЛЕКТИВНОЕ
ПРЯМОЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ
ЛЕГАЛЬНОЕ
НЕЛЕГАЛЬНОЕ
АКТИВНОЕ
ПАССИВНОЕ
ДОБРОВОЛЬНОЕ
ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ
ТИПОЛОГИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО
УЧАСТИЯ
Митинг строителей Беломорканала
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ,
КОЛЛЕКТИВНОЕ, ПРЯМОЕ,
ПРЯМОЕ,
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП
НЕЛЕГАЛЬНОЕ,
ЛЕГАЛЬНОЕ,
ЛЕГАЛЬНОЕ,ПАССИВНОЕ,
АКТИВНОЕ,
АКТИВНОЕ,
ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ
ДОБРОВОЛЬНОЕ

АБСЕНТЕИЗМ – в широком
понимании политическое
поведение, характеризующееся
бездействием, то есть
уклонением от какого-либо
политического участия

ОТ
цивилизованные
взаимоотношения
демонстрация
неприязни
корректные
взаимоотношения
демонстрация
недоброжелательности
ДО
применение
силы, террор
словесные
оскорбления

ГЛОССАРИЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ – показатель (степень)
вовлеченности граждан в политику.
АБСЕНТЕИЗМ – в широком понимании
политическое поведение, характеризующееся
бездействием, то есть уклонением от какого-либо
политического участия.

ЦИТАТНИК
Неучастие в политике не освобождает от
ее последствий.
Отто фон Бисмарк (1815-1898),
первый канцлер Германской империи,
осуществивший план объединения Германии.
В политике часто случается так, что хорошие, честные люди никак не
решаются сделать что-либо действительно необходимое, в то время как
плохие непременно пользуются этим.
Али Апшерони (род. в 1962 г.в Азербайджане), теолог, общественный деятель.
Политика есть искусство удерживать людей от участия в делах, которые их
прямо касаются.
Питер Устинов (1921-2004), британский актёр, кинорежиссёр,
писатель, газетный и журнальный колумнист, теле- и радиоведущий, продюсер.

23. 1. Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Активное политическое участие граждан является
условием развития гражданского общества и правового
государства.
2) Одной из форм политического участия являются выборы в
органы государственной власти и местного самоуправления.
3) Активное включение граждан в политический процесс
требует определённой активности государства, политических
партий, общественно-политических движений.
4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает
процедуру тайного голосования.
5) Одной из форм политического участия граждан является
получение юридического образования.

24. 2. Выберите верные суждения о политическом участии в демократическом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Политическое участие в демократическом государстве создаёт
условия для более полного раскрытия личностного потенциала
каждого гражданина.
2) Политическое участие граждан способствует реализации их
права участвовать в управлении государством.
3) Многообразие форм политического участия в демократическом
государстве зависит только от активности и желания гражданина.
4) Политический протест может выражаться как в активных
формах, так и в форме невмешательства в политику —
абсентеизма.
5) Одной из форм политического участия граждан является
участие в парламентских выборах.

25. 3. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ском участии?

3. Верны ли следующие суждения о политическом участии?
А. Политическое участие позволяет гражданам реализовать свои
способности или интересы, выполнить моральные или политические обязанности.
Б. Одна из форм политического участия – выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

26. 4. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Многообразие форм по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан в

27. 5. Выберите верные суждения о формах политического участия граждан в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми

они указаны. Цифры укажите в
порядке возрастания.
1) выступление на научно-практической конференции
2) участие в избирательной кампании
3) членство в волонтёрской организации
4) участие в референдуме
5) осуществление руководящей политико-идеологической
деятельности

28. 6. Прочитайте приведённый ниже текст, выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

29. 7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают формы политического участия граждан.

Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два
предложения: одно предложение, содержащее
информацию о юридической силе решений
референдума, и одно предложение,
раскрывающее отличие референдума от
выборов.

31. 9. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства
2) право на свободу и личную неприкосновенность
3) право на личную и семейную тайну
4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и
жительства
5) право обращаться в органы государственной власти


Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие “политический процесс”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о о главной задаче субъектов политического процесса, и одно предложение, раскрывающее отличие референдума от выборов как формы политического участия.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: политический процесс — это определённая технология принятия и реализации политических решений;
2) одно предложение с информацией о главной задаче субъектов политического процесса, например: Главная задача субъектов политического процесса — реализовать свои властно значимые интересы посредством принимаемых государством управленческих решений;
3) одно предложение, раскрывающее отличие референдума от выборов как формы политического участия, например: Отличие референдума от выборов состоит в том, что на референдуме одобряют / не одобряют какое-либо решение, а на выборах голосуют за кандидатов, претендующих на определённые должности, или за списки политических партий на парламентских выборах по пропорциональной системе.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Политический процесс”.


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “политический (государственный) режим”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических (государственных) режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности тоталитарного режима.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
2) одно предложение с информацией о критериях выделения типов политических режимов, опирающейся на знания курса, например: Критерием разделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества;
3) одно предложение, раскрывающее особенности тоталитарного режима, например: Особенностью тоталитарного режима является стремление государства к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “государство”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о форме государства, и одно предложение, раскрывающее любую из функций государства.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: особая организация политической власти, распространяющейся на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения;
2) одно предложение с информацией о форме государства, например: К форме государства относят форму правления, форму государственного устройства и политический режим;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций государства, например: Одна из внешних функций государства — обеспечение национальной безопасности государства.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки и функции государства, формы государства”.


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “гражданское общество”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой предпосылке формирования гражданского общества, и одно предложение, раскрывающее любую из функций гражданского общества.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: зто система негосударственных социальных связей и отношений, выражающих разнообразные частные интересы граждан в различных сферах;
2) одно предложение с информацией о любой предпосылке формирования гражданского общества, например: Одной из предпосылок формирования гражданского общества является рыночная экономическая система;
3) одно предложение, раскрывающее любую из функций гражданского общества, например: Гражданское общество призвано защищать частные интересы людей.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Гражданское общество”.


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “референдум”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о юридической силе решений референдума, и одно предложение, раскрывающее отличие референдума от выборов.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: прямое голосование граждан страны для решения наиболее важных вопросов в различных сферах государственной и общественной жизни;
2) одно предложение с информацией о юридической силе решений референдума, например: Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении каким-либо органом государственной власти;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса отличие референдума от выборов, например: Главное отличие референдума от выборов состоит в том, что на референдуме одобряют или не одобряют какое-либо решение, а не голосуют за кандидатов на определённые должности или партии.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Политическое участие”.


Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия “государство”, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о республике как форме правления и одно предложение, раскрывающее сущность функции государства по обеспечению экологической безопасности. (Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём порядок и стабильность.
2) одно предложение с информацией о республике как форме правления, опирающейся на знание курса, например: В республике все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями;
3) одно предложение, раскрывающее сущность функции государства по обеспечению экологической безопасности, например: Функция государства по обеспечению экологической безопасности предполагает осуществление комплекса мер, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Признаки и функции государства, формы государства”.


Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия “избирательная система”; составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о трёх любых достоинствах мажоритарной избирательной системы и одно предложение, раскрывающее сущность пропорциональной избирательной системы. (Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования;
2) одно предложение с информацией о трёх любых достоинствах мажоритарной избирательной системы, например: Достоинствами мажоритарной системы является наличие постоянной связи между кандидатом и избирателями округа; избиратели голосуют за конкретного человека, программу которого могут оценить; потенциальный демократизм, поскольку победителя поддерживает большинство избирателей; простота в подсчете голосов; в парламент попадают лишь крупные политические партии, в свою очередь способствует стабильности парламентских коалиций и правительств; наличие у кандидата значительной свободы в действиях, поскольку он обязан своим избранием избирателям округа, а не партийному руководству;
3) одно предложение, раскрывающее сущность пропорциональной избирательной системы, например: Порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов, характеризует сущность пропорциональной избирательной системы.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Избирательная система”.

Читайте также: