Базовые права личности как основа ассертивности презентация

Обновлено: 29.04.2024

Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века в трудах американского психолога А. Солтера и впитала в себя ключевые положения гуманистической психологии - в частности, противопоставление самореализации манипулированию людьми. Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Проблемами ассертивного поведения занимались Е. Кристофф, К. Келли, Д. Вольпе, А. Ланге, А. Лазарус, В. Ромек, Е. Крукович и другие психологи. Изучение феномена ассертивности позволяет получать данные о возможностях управления мнениями людей и аудиторией, о приемах отстаивания своей позиции.

Содержание

Введение…………………………………………………………….….…………3
1.Ассертивность……………………….…………. ………………4
2. Социальная зрелость личности…………. …………………………………. 7
3. Ассертивность как фактор развития социальной зрелости личности…….11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет специальной педагогики и психологии

Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

студентка 1 курса, дневной формы обучения, Белоусова Р.А.

д. псх. н., профессор

2. Социальная зрелость личности…………. ………………………………….. .7

3. Ассертивность как фактор развития социальной зрелости личности…….11

Список литературы………………. ………………. . …. ………. 13

Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века в трудах американского психолога А. Солтера и впитала в себя ключевые положения гуманистической психологии - в частности, противопоставление самореализации манипулированию людьми. Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Проблемами ассертивного поведения занимались Е. Кристофф, К. Келли, Д. Вольпе, А. Ланге, А. Лазарус, В. Ромек, Е. Крукович и другие психологи. Изучение феномена ассертивности позволяет получать данные о возможностях управления мнениями людей и аудиторией, о приемах отстаивания своей позиции.

Ассертивность означает утверждение себя, своей личности, умение выражать свою позицию уверенно и твердо, не впадая в агрессию и не позволяя другим людям манипулировать собою. Это предполагает рост самосознания, умение знать, любить и понимать свое истинное "я". Для этого необходимо научиться слушать окружающих и откликаться на их потребности, не пренебрегая собственными интересами и не поступаясь принципами.

Психологи используют термин ассертивность как синоним уверенности. В переводе с английского языка слово assert означает утверждать упорно, уверенно. Ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей [3].

Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно – в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного поведения ярче всего заметны в ситуациях общения. Ассертивная личность обладает следующими характеристиками:

1) человек свободно выражает свои мысли, чувства;

2) он может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, с друзьями, семьей. Это общение всегда открытое, честное, прямое и адекватное;

3) активная ориентация к жизни: добиваться желаемого, пытаться влиять на события;

4) действия характеризуются самоуважением.

Ассертивное поведение не всегда ведет к достижению цели, но цели усиливают положительную оценку свойств личности Достижение

цели усиливает желание достигать другие цели, в результате – чувство движения и большая уверенность в самоценности.

Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:

- ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;

- гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;

- социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;

- сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;

- настойчивость, не переходящая в агрессию;

- направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;

Отличительная особенность уверенного поведения – адекватная оценка своей ответственности, в неуверенном поведении застенчивый человек ответственность принимает на себя, агрессивный – перекладывает ее на окружающих.

Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в поведении в ситуациях, связанных с общением. В.Г. Ромек отмечает следующие

Некоторым людям не хватает ассертивности, поскольку у них нет опыта. Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно в общении со сверстниками. Это дает огромные возможности для развития навыков уверенного поведения в специально организованных группах. Необходимо смоделировать условия, в которых возможно сформировать навыки уверенности в себе. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг. Тренер помогает осознать неэффективность стиля общения и заменить его.

Таким образом, цель программы по развитию ассертивности состоит в овладении навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом.

Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [6,471c. ].

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. [7]. Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:

- широта социальных связей;

- мера развития личности как субъекта;

- характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором [7].

В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость – понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости.

1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а

продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем

человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.

2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви, крепкой дружбе. И в то же время – избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.

3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими.

4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре базовых или основных компонента:

- позитивное мышление или отношение к миру.

1. Ответственность - это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека. В настоящее время в психологии личности достаточно распространена концепция двух типов ответственности. Ответственность первого типа это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию.

2.Терпимость - это следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности. В структуре общего феномена терпимости можно выделить два ее вида: 1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию.В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще.

3. Саморазвитие. Потребность в саморазвитии - основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации

является. Она занимает ведущее место в гуманистической психологии, одном из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения.

Слайды и текст этой презентации

Ассертивное поведениекоммуникативные умения и уверенность

коммуникативные умения и уверенность

АссертивностьАссертивность (от англ. assert – утверждать, отстаивать) – это самоутверждающее поведение, включающее в себя способность отстаивать свои

Ассертивность (от англ. assert – утверждать, отстаивать) – это самоутверждающее поведение, включающее в себя способность отстаивать свои права без ущемления прав других людей.
Ассертивное поведение является антиподом пассивного и агрессивного поведения.
Ассертивные техники связаны с тренировкой уверенности и коммуникативных умений.

Условия эффективности применения ассертивных техникВы должны быть уверены в правомерности своих действий с моральной точки зрения.Конечной целью

Условия эффективности применения ассертивных техник

Вы должны быть уверены в правомерности своих действий с моральной точки зрения.
Конечной целью применения ассертивных техник является улучшение отношений и общения.
Все техники применяются в состоянии спокойствия.
Выражение своих мыслей должно быть четким и ясным.
Применение ассертивных техник требует вежливости.

Ассертивные права• Я имею право ставить оценку собственному поведению, мыслям и эмоциям и быть за их последствия

Применяется, когда вы имеете законное основание что-либо отклонить.
Четкий и ясный отказ, который выражен сразу, избавляет от стрессов и сложных проблем в будущем.

Техника используется для удовлетворения справедливых требований в ситуациях, когда права закреплены законом.
Состоит в ясном, корректном, вежливом, однозначном, лаконичном выражении требований.
Независимо от того, что в этой ситуации говорит противоположная сторона, рекомендуется твердить свое, не позволяя увести себя в сторону, отвлечь от своих интересов.
После удовлетворения справедливых требований рекомендуется вежливо поблагодарить.

Необходимо быть спокойным.
Необходимо с уважением относиться к противоположной стороне, не нападать.
Необходимо принимать во внимание интересы противоположной стороны и уметь слушать.
Полезным является проявление самообладания, терпимости и уверенности в возможности прийти к компромиссу.

Техники реагирования на критику

Лучше не критиковать.
Если не критиковать нельзя, следует ограничиться лишь описанием поведения.
Необходимо четко сказать о своих пожеланиях, акцентировать внимание на конкретном поведении, а не на личности поведения.
Не забывайте похвалить человека за то, что достойно похвалы.
Соглашайтесь со всем, что правдоподобно.

Просьбу об одолжении рекомендуется высказать с осознанием того, что вы имеете моральное право просить, заслуживаете поддержки и благодарны тому, кто оказывает помощь.
Можете выразить свою благодарность открыто.
После оказания вам поддержки можно предложить ответную помощь.

Вспомните ситуацию, где вам не хватало уверенности в себе.
Чем была выражена ваша неуверенность: ситуацией, людьми, вами лично?
Представьте, что вы в той ситуации действуете спокойно и уверенно. Уверенно говорите, уверенно смотрите, уверенно стоите и т.д.

Возьмите бумагу и ручку и составьте список ситуаций, где вы чувствуете себя совершенно уверенно.
Далее составьте список ситуаций, в которых вы ощущаете неуверенность.
Проанализируйте, что придает вам уверенности в одних ситуациях и снижает ее в других.

Закройте глаза, расслабьтесь.
Вообразите ту ситуацию, в которой вам бы хотелось проявить больше уверенности. Зрительно представьте себя в этой ситуации. Что вы делаете, о чем говорите.
Если вам предстоит что-либо волнующее, представьте, как вы проходите эту ситуацию уверенно.

Вырабатывайте у себя уверенный взгляд, который вы спокойно можете перемещать в пределах группы людей.
Старайтесь, чтобы общая длительность визуального контакта при говорении была не меньше чем при слушании.
Смотреть надо твердо, уверенно и спокойно, а затем периодически отводить взгляд.

Ассертивность — это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

Суть - Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими права других.

Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят.

При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается. Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе.

Явное поведение - вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я оцениваю ситуацию. А как насчет Вас? Если наши потребности конфликтуют, я, конечно же, готов рассмотреть различия, и, возможно, буду готов к компромиссу.

Скрытая мысль - я не позволю Вам использовать меня и не буду атаковать Вас за то, что Вы такой, как Вы есть.

Выгода - чем больше Вы отстаиваете себя и действуете в манере, которую Вы уважаете, тем выше Ваше самоуважение. Ваши шансы получить от жизни то, что Вы хотите, увеличиваются, если другие понимают, что Вы хотите и то, что Вы защищаете Ваши права и потребности.

Если Вы прямо выражаете чувства негодования, то отрицательные эмоции не накапливаются. Не испытывая болезненного чувства застенчивости и тревоги и не тратя силы на самозащиту, Вы можете видеть, слышать и любить более легко.

Расплата - друзья могут воспользоваться Вашим самоутверждением и могут саботировать Вашу вновь приобретенную ассертивность. Вы переформулируете Ваши убеждения и делаете переоценку ценностей, сформировавшихся с детства. Это может вызывать сопротивление.

Суть - Вы защищаете свои личные права и выражения чувств, мыслей таким образом, что это становится неприемлемым и нарушает права другого человека. Превосходство достигается путем унижения других. Когда Вам угрожают, Вы атакуете.

Агрессивное поведение создает врагов, которые могут развить страх и паранойю, делая Вашу жизнь трудной. Если Вы контролируете то, что делают другие, это требует много усилий и энергии и не дает Вам возможности расслабиться.

Отношения обычно построены на негативных эмоциях и нестабильны. Рано или поздно обнаруживается, что Вы уже и не можете вести себя не агрессивно, Вы причиняете боль небезразличным Вам людям и страдаете от этого. Кроме того, человеческий организм не может жить долго в состоянии стресса и начинает давать сбои.

Явное поведение - мне не важно, что Вы чувствуете. То, что важно для Вас, совершенно безразлично для меня.

Выгода - другие делают то, что Вы хотите. Все идет так, как Вы хотите, и Вам нравится чувство человека, который сам управляет своей жизнью. Вы менее уязвимы в среде, отличающейся б борьбой, враждебностью и конкуренцией.

Расплата - агрессивное поведение создает врагов, которые могут развить страх и паранойю, делая Вашу жизнь трудной. Если Вы контролируете то, что делают другие, это требует много усилий и энергии и не дает Вам возможности расслабиться.

Отношения обычно построены на негативных эмоциях и нестабильны. Рано или поздно обнаруживается, что Вы уже и не можете вести себя не агрессивно, Вы причиняете боль небезразличным Вам людям и страдаете от этого.

Суть - Вы нарушаете Ваши собственные права, так как не выражаете свои чувства, мысли и убеждения, а, следовательно, позволяете другим нарушать Ваши права.

Пассивное или неассертивное поведение может также означать выражение мыслей и чувств в такой извиняющейся и скромной манере, что другие просто не обратят на них внимание.

Пассивный человек позволяет другим топтаться по себе, как по коврику в коридоре. Неассертивные люди думают, что они не контролируют события, находятся под контролем и не имеют возможности действовать самостоятельно. Они не позволят своим потребностям иметь преимущество над потребностями других. Они позволяют другим принимать за них решения, даже если знают, что в последствии они будут об этом жалеть. Они чувствуют себя беспомощными и бесправными.

Явное поведение - со мной все равно не считаются, поэтому можете мной пользоваться. Мои чувства, потребности и мысли менее важны, чем Ваши.

Скрытая мысль - позаботьтесь обо мне и телепатически поймите мои чувства и потребности. Разве Вы будете любить/уважать меня, если я буду ассертивным? Я должен защитить Вас от боли.

Выгода - Вы награждены за свою беззаветность. Если что-то пойдет не так, Вы, как пассивный наблюдатель, не будете обвинены. Другие будут защищать Вас и проявлять заботу. Вы избегаете, оттягиваете или прячете конфликт, которого боитесь.

Расплата - если из-за недостатка ассертивности Вы позволили отношениям развиваться не так, как Вам хотелось бы, то изменить это очень сложно. Вы ограничиваете себя, создав в глазах других представление о себе как о хорошем, мягком человеке, и не более того. Вы ограничиваете себя в проявлении искренних негативных эмоций (гнева, презрения и др.). Вы страдаете от этого, рисуя по ночам в своем воображении картинки собственной уверенности и искренности.

Психотерапевт Александр Моховиков сказал: "Я считаю, что если я уважаю свою этику и признаю ее, то неизбежно признаю, что любой имеет право на свой собственный индивидуальный кодекс, и тогда у меня есть единственная основа для отношений с другим человеком - уважение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы учимся отстаивать своё мнение, уважать мнение других, стараемся контролировать своё поведение, учимся сотрудничать и дружить, чтобы достигнуть поставленных задач.

Ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, уважает себя и окружающих, позитивен, слушает, понимает и готов на сотрудничество.

Формирование самодостаточной личности - это сложный и продолжительный процесс.

Под руководством кл. руководителя: Неудачиной Ольги Борисовны

Мы учимся и общаемся в классе под девизом:

Законы нашей школьной жизни: 1.Закон уважения 5.Закон любви 2.Закон доброты 6.Закон трудолюбия 3.Закон милосердия 7.Закон храбрости 4.Закон дружбы 8.Закон дисциплины

Законы нашей школьной жизни:

1.Закон уважения 5.Закон любви

2.Закон доброты 6.Закон трудолюбия

3.Закон милосердия 7.Закон храбрости

4.Закон дружбы 8.Закон дисциплины

В путешествие в мир знаний мы взяли с собой старание. Ведь когда человек старается, то у него всё получается, и приходит успех. Мы хотим собрать свои достижения и построить собственный путь к Успеху.

В путешествие в мир знаний мы взяли с собой старание. Ведь когда человек старается, то у него всё получается, и приходит успех.

Мы хотим собрать свои достижения

и построить собственный путь к Успеху.

1 ступень к успеху

Я – хороший сын (дочь), стараюсь не огорчать своих родителей

Я - изучаю права и обязанности ребёнка в семье

Я – будущий семьянин, изучаю родословную и традиции семьи

Я–хороший внук(внучка), уважаю жизненный опыт старших

2 ступень к успеху

Я – берегу своё здоровье, соблюдаю режим дня, владею культурой питания

Я – люблю уроки здоровья, воспитываю в себе полезные привычки

Я – участвую в спортивных конкурсах и мероприятиях

Я – занимаюсь физкультурой, посещаю спортивные секции

3 ступень к успеху

Я – обладаю культурой речи и хорошими манерами

Я – любознательный, развиваю свой кругозор и интеллект

Я – посещаю кружки и участвую в творческих конкурсах

Я – аккуратный, слежу за своей внешностью и поведением

4 ступень к успеху

Я – изучаю историю и культуру своей страны и родного города

Я – уважаю и изучаю символы своей державы, свои права и обязанности

Я – уважаю традиции народов Крыма и Украины

Я – охраняю и берегу природу, забочусь о животных и растениях

5 ступень к успеху

Я – трудолюбивый ученик, с удовольствием приобретаю знания

Я – организованный ученик, ценю своё время и правильно его использую

Я – лидер, умею работать в команде, ответственно выполняю поручения

Я – развиваю свои способности, имею увлечения и хобби

Проводим в классе тренинги:

Рядом с тобой должны быть добрые и мудрые учителя, интересные и надёжные друзья.

Многому нас научили психологические тренинги:

В классе работает самоуправление Командующий состав 2-Б класса Санитары 10

В классе работает самоуправление

Корреспонденты Экологи Аниматоры

Групповая форма работы Наш 2-Б класс поделён на три экипажа, которые сотрудничают и соревнуются между собой.

Групповая форма работы

Наш 2-Б класс поделён на три экипажа, которые сотрудничают и соревнуются между собой.



Результативность работы Мы учимся отстаивать своё мнение, уважать мнение других, стараемся контролировать своё поведение, учимся сотрудничать и дружить, чтобы достигнуть поставленных задач.

Результативность работы

Мы учимся отстаивать своё мнение,

уважать мнение других, стараемся

контролировать своё поведение,

учимся сотрудничать и дружить,

чтобы достигнуть поставленных задач.

Итогом школьного путешествия в мир знаний является рейтинг успешности каждого учащегося класса.

Итогом школьного путешествия в мир знаний является рейтинг успешности каждого учащегося класса.

Подведение итогов Ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, уважает себя и окружающих, позитивен, слушает, понимает и готов на сотрудничество.

Подведение итогов

Ассертивный человек – тот, кто отвечает за собственное поведение, уважает себя и окружающих, позитивен, слушает, понимает и готов на сотрудничество.

Формирование самодостаточной личности - это сложный и продолжительный процесс. Желаем всем достигнуть успеха!

Формирование самодостаточной личности - это сложный и продолжительный процесс.

Слайды и текст этой презентации




Уверенное, неагрессивное поведение (от англ. assertive), когда человек четко осознает собственные права и цели. Но при этом также учитывает права и цели других людей


Следует отличать от наглости и неуверенности



Предполагает неумение защищать свои права, добиться определенных выгод для себя, неспособность защищать и выражать себя


Это защита, самовыражение и поиск выгод для себя за счет ущемления прав и свободы других людей.


Различие в стилях поведения

Пассивное поведение;
Активное поведение



Выгоды пассивного поведения

Минимум ответственности;
Малые затраты энергии;
Наличие большого количества оправданий на случай ошибок и неудач;
Отсутствие необходимости в напряженном творческом мышлении


Достоинства пассивного поведения

Высокая предсказуемость действий,
Малое количество ошибок


Недостатки пассивного поведения

Отсутствие инициативы,
Замедленная реакция на неожиданности;
Низкие темпы развития




Агрессивное поведение – нанесение кому-либо или чему-либо физического или психологического ущерба


Человек или организация достигает своих целей через сознательное нанесение вреда другому.
Внешняя инструментальная агрессия – распространение негативной информации о конкурентах с целью увеличения собственной доли рынка;
Внутренняя инструментальная агрессия – прямое принуждение к выполнению работ, через угрозу


Усилия направлены на борьбу с чем-либо или кем-либо и единственной целью является причинение ущерба объекту взаимодействия


Внешняя – месть;
Внутренняя – оскорбление


Иллюзии агрессивного поведения

Нападение на обидчика (провокатора) на первом этапе может принести нам некоторое удовлетворение, ибо помимо достижения агрессивных целей мы можем надеяться на то, что дадим ему хороший урок и можем доказать другим (возможно себе), ЧТО НИКОМУ НЕ ПОЗВОЛИМ ПОМЫКАТЬ СОБОЙ


Реальность последствий агрессивного поведения

За удовольствие придется платить.
Люди, подвергнувшиеся нашему нападению, могут ответить нам в том же духе, что неминуемо приведет к длительному обмену агрессивными и контрагрессивным действиям
Происходит привыкание к агрессивному поведению, в дальнейшем человек становится более агрессивным


Преимущества агрессивного стиля поведения


Недостатки агрессивного стиля поведения

Может вызвать ответные реакции избегания или встречной агрессии,
Затрудняет построение долгосрочных отношений,
Влечет обиды и возмущение, отказ от сотрудничества
У самого агрессора обычно возникает чувство отвращения к себе, гнев на себя, он теряет самоконтроль


Манипулятивный стиль поведения

Преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей


Отличительные черты манипуляции

Осознанность манипулятором своих целей и средств
Скрытость целей манипулятора
Скрытость средств манипулятора
Принятие адресатом на себя ответственности за происходящее


Преимущества манипулятивного стиля

Позволяет достичь краткосрочных целей с минимальными затратами,
Получение удовольствия от ощущения тайной власти и чувства превосходства


Недостатки манипулятивного поведения

Риск раскрытия манипуляции и связанное с ним нервное напряжение
У окружающих манипулятивное поведение вызывает раздражение, досаду, тревогу, подозрения, чувства вины.
Эти чувства затрудняют деловое взаимодействие.
Обуславливают возникновение конфликтов и могут привести к разрыву отношений
Манипулятор часто становится объектом встречной манипуляции
Манипулятивный стиль взаимодействия часто препятствует движению рабочей информации, что приводит к ошибкам в деятельности и снижению эффективности работы


Связана с защитой собственных прав, но без ущемления прав другого человека
Чтобы стать ассертивным, надо знать свои права и права других, которые определяются этическими нормами, уголовным кодексом, служебными нормативами, одним словом, общеустановленными правилами.


Способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.


Ассертивность – ассертивное поведение

Ассертивность – свойство личности, ее склонность вести себя при достижении своих целей ассертивно;
Ассертивное поведение – это реализация данного свойства в конкретном поведении человека;
Ассертивное поведение часто описывают через некоторый набор правил (прав), которые соблюдает в своем поведении ассертивный человек


С точки зрения прав личности – человек осведомлен о своих правах, пользуется ими и, при необходимости отстаивает свои права. В то же время ассертивный человек признает за окружающими такие же права и стремится строить взаимоотношения без нарушения чьих либо прав


Неотъемлемые права личности (М.Дж.Смит)


Заповеди сильной и свободной личности

Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции, и отвечать за их последствия
Манипулятивное предубеждение – Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудренный и опытный


Заповеди сильной и свободной личности

Я имею право не извиняться и не объяснять свое поведение
Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки


Заповеди сильной и свободной личности

Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли Я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей
Манипулятивное предубеждение – У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моими собственным достоинством и приспособиться


Заповеди сильной и свободной личности

Я имею право изменить свое мнение
Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало. Что я не компетентен и не способен решать


Заповеди сильной и свободной личности

Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки
Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.


Заповеди сильной и свободной личности


Заповеди сильной и свободной личности

Я имею право быть независимым от доброжелательности и от хорошего отношения ко мне
Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь


Заповеди сильной и свободной личности

Я имею право принимать нелогичные решения
Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично


Заповеди сильной и свободной личности


Заповеди сильной и свободной личности


Характеристики уверенного поведения (Сальтер)


Это отношение Взрослый – Взрослый,
Ассертивный человек воспринимает и ведет себя как взрослый, он точно так же относится к объекту взаимодействия
Этот стиль позволяет находить взаимоприемлемые решения и сохранять отношения даже в очень сложных ситуациях


Сложности с применением ассертивности

Навыки такого поведения требуют серьезной подготовки и практики, поскольку для большинства людей привычны другие стили общения

Читайте также: