Если рабочее место не соответствует санитарным нормам

Обновлено: 30.06.2024

Руководитель может быть привлечен к ответственности (административной или уголовной), если на предприятии произошло ухудшение условий труда работника.

Уголовная ответственность руководителя наступает в случае, если был несчастный случай в организации, или работник получил серьезный вред.

Законодательная база

В законодательстве установлены минимальные требования к охране труда. Они содержатся в приказах Минтруда. Несоответствие указанным нормам приводит к ухудшению условий труда (УТ). Также к этому может привести лишение работника гарантий, если он работает на вредном производстве.

Когда на предприятии используется устаревшее оборудование и инструменты, это также приводит к ухудшению УТ.

Некоторые профессии подразумевают работу во вредных и опасных условиях. Например, шахтеры, геологоразведчики, плавильщики металла и так далее. Так как невозможно полностью устранить негативные факторы, условия работы признаются опасными и вредными. В этом случае работникам полагается компенсация, которая может выражаться в увеличении срока отдыха, более продолжительном отпуске, получении специальных продуктов питания или выплат.

Ответственность руководителя за несоблюдение условий труда

В соответствии с КоАП РФ (статья 5.27.1.), нарушение требований защиты работника во время профессиональной деятельности может привести к штрафу.

Если нарушаются санитарные нормы и правила, ответственность наступает в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ. Также ответственность может возникнуть, если организация не соблюдает другие требования условий труда для работника.

В организации должны работать люди, отвечающие за безопасность на предприятии. Также они должны следить за состоянием оборудования, техники и других устройств. Они могут запретить использовать технику и инструменты, если они не соответствуют нормам безопасности условий труда — это может привести к травме работников.

Права работников

Статья 22 ТК РФ содержит требование, согласно которому работодатель обеспечивает безопасность деятельности на рабочем месте, а также создает возможности для работы, не противоречащие трудовым нормам. При этом работник должен иметь легкий доступ к рабочему оборудованию и проверенным инструментам.

Если сотрудник считает, что условия труда не соответствуют нормам и требованиям, угрожают его здоровью и жизни, он может отказаться от работы. Работодатель должен быть уведомлен об этом решении.

Если ухудшение трудовых условий произошло, а на их исправление требуется время, сотрудник может не работать. При этом, за ним сохраняется должность, рабочий стаж, и выплачивается две трети зарплаты в соответствии со статьей 220 ТК РФ.

В приказе должна быть отмечена причина и продолжительность простоя, а также указание, что сотрудник может не находиться на рабочем месте в указанный срок.

Работник может отказаться от выполнения профессиональной деятельности с новыми правилами. Тогда работодатель должен предложить для него другую рабочую деятельность, удовлетворяющую всем условиям труда. Вакантное место должно предлагаться в том же городе.

Статья 74 ТК РФ

С помощью этой статьи можно эффективно регулировать трудовые отношения между работником и работодателем, особенно при изменении трудовых соглашений.

Если договоренность изменились, это должно быть отражено в приказе работодателя. Также, в соответствии со статьей 74 ТК РФ, работодатель должен уведомить работников о будущих изменениях за 2 месяца до их внесения. Если работодатель — физическое лицо, уведомление нужно сделать за 14 дней до изменения условий труда. Если предложенный срок не соблюден, суд признает изменения незаконными.

Также работодатель должен предложить работнику все имеющиеся вакансии, соответствующие его квалификации, если условия трудовой деятельности были изменены.

Трудовой договор не может ухудшать положение сотрудника. Например, для определения размера зарплаты, ТК РФ не должен предлагать условия хуже, чем те, которые указаны в локальных нормативных актах, соглашениях, коллективном договоре и так далее.

Если изменились технологические или организационные особенности труда, которые ранее были определены в трудовом договоре, их можно изменить. Но только в случае, когда их невозможно сохранить. По инициативе руководителя они изменяются, но исключается трудовая функция сотрудника.

Ухудшение условий труда

Работодатель не может по собственной инициативе ухудшить условия работы сотрудника. Если руководитель желает снизить зарплату работника, понизить его в должности, или иным способом изменить режим его деятельности, это возможно только с согласия сотрудника.

Изменение (ухудшение) существенных условий труда допускается только в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами.

установка нового оборудования;

смена профиля производства;

установление новой формы организации деятельности;

автоматизация рабочих процессов и так далее.

В письменной форме руководитель может предложить другие возможности для работы. Если условия труда устраивают работника, руководитель заключает дополнительное соглашение к трудовому договору, где отмечаются новые обязанности специалиста.

Если работник и работодатель пришли к соглашению об изменении трудового договора об особенностях труда на рабочем месте и о компенсациях за работу с вредными условиями труда, то соответствующие изменения могут быть внесены в трудовой договор на основании статьи 72 ТК РФ.

К УТ можно отнести всевозможные факторы производственного процесса и трудовых обязанностей, которые способны влиять на работоспособность и здоровье работника. Наибольший риск несут изменения, связанные с технологическими процессами, влияющими на безопасность работы на рабочем месте. Например, некачественная организация производства. Это ведет к тому, что на работника воздействует больше вредных и опасных факторов производства.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ, работодатель должен обеспечивать:

безопасность каждого работника при использовании им оборудования, сооружений, выполнения других рабочих процессов;

соответствие каждого рабочего места требованиям охраны труда;

функционирование системы управления охраной труда;

контроль за особенностями труда на рабочих местах;

режим работы и отдыха всех сотрудников;

проведение СОУТ и так далее.

Если пункты, указанные в статье 212 ТК РФ, не обеспечиваются работодателем, это может рассматриваться как ухудшение условий работ.

Выявить нарушение может очередная или внеплановая проверка Государственной инспекцией труда — основная организация, которая выявляет нарушения на предприятии.

Внушительную часть своей жизни человек проводит на работе, и это не может не сказываться на его здоровье. Поэтому к условиям труда сейчас предъявляются достаточно жесткие требования, чтобы минимизировать ущерб для организма сотрудников. Рассказываем, каким должно быть правильное рабочее место в офисе, не нарушающее ваши права на комфорт и безопасность.

Рабочий стол

Каким должно быть ваше рабочее место по закону и что делать, если оно не такое - фото 1

Каким именно должно быть рабочее пространство офисных сотрудников, определяют Трудовой кодекс и СанПиН. Согласно их требованиям, если вы трудитесь за компьютером больше четырех часов в день, то ваше рабочее место должно быть не меньше 4,5 квадратных метров. Это при условии, что вы пользуетесь компьютером с плоским экраном. И расстояние между компьютером коллеги и вашим должно быть больше метра. А оптимальным расстоянием между столами считается два метра.

Кстати, правила касаются и кресла, на котором вы сидите весь рабочий день. Оно обязательно должно быть с колесиками (простые стулья в офисах запрещены) и регулироваться по высоте и наклону спинки.

Температурный режим

Согласно санитарным правилам и нормам, в рабочем кабинете должна поддерживаться оптимальная температура — должно быть не слишком жарко, но и не очень холодно. Так, по закону летом в офисе должно быть 23–25 градусов тепла, а зимой — 22–24 градуса. При этом влажность воздуха в кабинете не должна превышать 60%. Проветривать помещение следует каждый час.

И, разумеется, в помещении в обязательном порядке должна проводится ежедневная влажная уборка. Причем мыть должны не только полы, но и столы и даже офисную технику.

Освещение

Каким должно быть ваше рабочее место по закону и что делать, если оно не такое - фото 2

Этому пункту СанПиН уделяет особое внимание. И это логично, ведь офисные работники очень часто страдают от проблем со зрением. Поэтому в рабочем кабинете освещение должно быть в пределах 300–500 Лк (освещенность поверхности рабочего пространства измеряется в Люксах). Очень важно, чтобы свет, попадающий в рабочую зону, не создавал бликов на мониторе компьютера.

К слову, считается, что естественный дневной свет должен попадать с левой стороны, а вот искусственный должен равномерно распределяться по всему помещению.

Уровень шума

Об этом пункте задумываются крайне редко, потому что в большинстве случаев работодатели легко соблюдают требования по максимально допустимому уровню шума в офисе. Правилами установлено, что он должен быть меньше 80 дБА. Это довольно громко и сравнимо, например, с криком или работой пылесоса.

Столовая

Каким должно быть ваше рабочее место по закону и что делать, если оно не такое - фото 3

Помещение, в котором обедают сотрудники, тоже должно отвечать определенным требованиям. Они основываются на количестве работников. Так, если в фирме трудится меньше 10 человек, то достаточно будет выделить небольшой угол (не менее 6 квадратных метров) с одним обеденным столом. Если в штате до 30 сотрудников, то в офисе обязательно должна быть отдельная комната-столовая размером не меньше 12 квадратных метров. А вот если компания насчитывает до 200 сотрудников, то работодатель должен обеспечить для них работу столовой-раздаточной.

Что делать, если рабочее пространство не соответствует требованиям

Помните, что основная цель всех этих требований — защита прав работников. Поэтому, если ваши условия труда хуже, чем описано выше, ваши права нарушают. А это уже веский повод, чтобы обратиться с жалобой в Трудовую инспекцию или даже в суд. Они сразу же направят в ваш офис проверку, и если требования к обустройству рабочего места действительно нарушены, работодателя не только оштрафуют, но и обяжут создать для вас больший комфорт. Правда, прежде чем идти на такие меры, имеет смысл обсудить проблему непосредственно с начальством. Они могут пойти вам навстречу, и тогда вы решите вопрос полюбовно.

Ранее мы рассказывали, как сохранить здоровье, если вы офисный работник.

Норма рабочего места на человека — от 4 м 2 до 6 м 2 . Это регламентировано Трудовым кодексом и СанПиН.

Санитарные правила для офисных помещений, которых необходимо придерживаться при организации и координировании рабочего пространства офисного сотрудника, условно делят на две группы:

  • правила расположения офисной техники и мебели;
  • требования к микроклимату в помещении.

Требования к площади на 1 человека

Руководителю, работники которого, выполняя трудовые обязанности, находятся в офисе, необходимо соблюдать ряд правил:

  • согласно установленным требованиям, норма площади на одного работника — не меньше 4 м 2 , если он не использует оргтехнику (п. 3 СНиП 2.09.04-87);
  • сотрудникам конструкторских бюро или проектных организаций следует выделять 6 м 2 на 1 человека в офисном помещении, независимо от того, работает он на ПК или нет (п. 3 СНиП 2.09.04-87), это же касается и нормы площади рабочего места с читальным аппаратом или видеодисплейными терминалами всех типов (СанПиН 2.2.2.1332-03);
  • сотрудники, занимающиеся творческой работой, которая требует интеллектуального напряжения либо повышенного внимания, отделяются между собой перегородками высотой 1,5–2 м (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);
  • имеющим инвалидность положено от 5,65 м 2 (п. 3 СНиП 2.09.04-87);
  • если работник передвигается на инвалидной коляске, тогда норма площади на сотрудника повышается до 7,65 м 2 .

Правила организации рабочего процесса при работе за компьютером

Для тех, кто во время рабочего процесса пользуется вычислительной техникой, определены следующие нормы площади рабочего места с компьютером по СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03:

  • 4,5 м 2 — если используются плоские дискретные мониторы;
  • 6 м 2 — если установлен экран старого образца (на базе ЭЛТ).

Наличие дополнительной оргтехники (ксерокс, факс, еще один монитор и т.д.) — это основание для увеличения нормы площади на 1 человека в офисе по СанПиН, в зависимости от количества используемого оборудования.

Схема офиса

Размещая компьютерные столы в офисе, с учетом нормы на 1 рабочее место с компьютером, следует соблюдать следующие рекомендации:

Существуют и правила для кресел, на которых работают сотрудники. Используйте полумягкие офисные стулья с нескользящим покрытием, оснащенные колесиками (простые кресла в офисных помещениях запрещены), регулируемые по высоте и наклону спинки, имеющие подъемный механизм.

Ксерокс, принтер, факс и другую офисную технику располагайте на 60 см и больше от близкорасположенной стены либо стола. Перед ним/ними необходимо оставлять свободный участок не менее 1 м 2 .

Если длительность рабочего дня сотрудника меньше 4 часов, разрешается уменьшить площадь до 4,5 м 2 или организовать — hot desk (стол, который не закреплен за определенным лицом).

Все вышеперечисленные нормы рабочего места в офисе с компьютером на человека имеют отношение исключительно к рабочему пространству и не включают в себя проходы, оборудование и мебель.

Требования к освещенности, температуре, уровню шума, влажности

В связи с тем, что офисные сотрудники часто страдают проблемами со зрением, освещению СанПиН уделяет повышенное внимание. В соответствии с нормами, освещение стола, где располагаются документы или ПК, должно составлять 300–500 люкс (СанПиН 2.2.1/2.1.1.127803). Также важно, чтобы свет, попадая на монитор экрана, не создавал бликов.

В качестве искусственных источников света следует применять лампы, которые соответствуют требованиям СанПиН. При этом, нельзя размещать свет за спиной работника и прямо над ним, так как это мешает трудовому процессу.

Окна в помещениях, предпочтительно, должны быть направлены на север либо северо-восток и оснащены регулируемыми конструкциями (роллеты, жалюзи и т.д.).

Все источники света в офисе следует располагать параллельно окнам — естественное и искусственное освещение будут иметь одинаковое направление.

Согласно нормам СанПиН для офисных помещений, в кабинете должна поддерживаться комфортная температура. Так, в летний период в офисном помещении нормальная температура — 23–25 градусов тепла, а в зимний — 22–24 градуса. Допустимая погрешность 1–2 градуса. Влажность воздуха не должна превышать 60% (СанПиН 2.2.4.3359-16).

Для уровня шума назначен предельный порог в 80 децибел (СанПиН 2.2.4.3359-16). Нельзя располагать рабочее место наемного работника возле производственных помещений (мастерские, цеха и т.д.).

Как узнавать об ограничениях и других мерах из-за коронавируса

КонсультантПлюс собрал в одном обзоре все актуальные правила: что запрещено, а что разрешено, обязательно ли носить маски, какие меры поддержки еще действуют и какие денежные выплаты еще могут получить физлица и организации. Удобно следить за изменениями. На 2 дня доступ бесплатный.


Что делать, если офис не соответствует требованиям

В ситуации, когда офисное помещение не соответствует установленным СанПиН и ТК требованиям, руководителю или ответственному лицу необходимо:

  • определить точное количество сотрудников и оргтехники, а затем рассчитать необходимую площадь согласно требованиям;
  • если в помещении температура превышает 26 градусов — оборудовать офис кондиционером, если ниже 20 — обогревателями;
  • при повышенной влажности — установить осушитель воздуха, при пониженной — паровой ультразвуковой увлажнитель;
  • при плохом естественном освещении — оборудовать помещение дополнительными искусственными источниками света в соответствии с нормами;
  • также принять в расчет площадь зоны приема посетителей, охранного поста, столовой и т.д.

В случае несоблюдения санитарных норм для офисных помещений, руководитель или ответственное лицо несет административную ответственность в виде штрафа от 2000 рублей до 200 000 рублей (зависит от вида нарушения) либо приостановления деятельности для юрлица на срок до 3 месяцев (ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Внушительную часть своей жизни человек проводит на работе, и это не может не сказываться на его здоровье. Поэтому к условиям труда сейчас предъявляются достаточно жесткие требования, чтобы минимизировать ущерб для организма сотрудников. Рассказываем, каким должно быть правильное рабочее место в офисе, не нарушающее ваши права на комфорт и безопасность.

Рабочий стол

Каким должно быть ваше рабочее место по закону и что делать, если оно не такое - фото 1

Каким именно должно быть рабочее пространство офисных сотрудников, определяют Трудовой кодекс и СанПиН. Согласно их требованиям, если вы трудитесь за компьютером больше четырех часов в день, то ваше рабочее место должно быть не меньше 4,5 квадратных метров. Это при условии, что вы пользуетесь компьютером с плоским экраном. И расстояние между компьютером коллеги и вашим должно быть больше метра. А оптимальным расстоянием между столами считается два метра.

Кстати, правила касаются и кресла, на котором вы сидите весь рабочий день. Оно обязательно должно быть с колесиками (простые стулья в офисах запрещены) и регулироваться по высоте и наклону спинки.

Температурный режим

Согласно санитарным правилам и нормам, в рабочем кабинете должна поддерживаться оптимальная температура — должно быть не слишком жарко, но и не очень холодно. Так, по закону летом в офисе должно быть 23–25 градусов тепла, а зимой — 22–24 градуса. При этом влажность воздуха в кабинете не должна превышать 60%. Проветривать помещение следует каждый час.

И, разумеется, в помещении в обязательном порядке должна проводится ежедневная влажная уборка. Причем мыть должны не только полы, но и столы и даже офисную технику.

Освещение

Каким должно быть ваше рабочее место по закону и что делать, если оно не такое - фото 2

Этому пункту СанПиН уделяет особое внимание. И это логично, ведь офисные работники очень часто страдают от проблем со зрением. Поэтому в рабочем кабинете освещение должно быть в пределах 300–500 Лк (освещенность поверхности рабочего пространства измеряется в Люксах). Очень важно, чтобы свет, попадающий в рабочую зону, не создавал бликов на мониторе компьютера.

К слову, считается, что естественный дневной свет должен попадать с левой стороны, а вот искусственный должен равномерно распределяться по всему помещению.

Уровень шума

Об этом пункте задумываются крайне редко, потому что в большинстве случаев работодатели легко соблюдают требования по максимально допустимому уровню шума в офисе. Правилами установлено, что он должен быть меньше 80 дБА. Это довольно громко и сравнимо, например, с криком или работой пылесоса.

Столовая

Каким должно быть ваше рабочее место по закону и что делать, если оно не такое - фото 3

Помещение, в котором обедают сотрудники, тоже должно отвечать определенным требованиям. Они основываются на количестве работников. Так, если в фирме трудится меньше 10 человек, то достаточно будет выделить небольшой угол (не менее 6 квадратных метров) с одним обеденным столом. Если в штате до 30 сотрудников, то в офисе обязательно должна быть отдельная комната-столовая размером не меньше 12 квадратных метров. А вот если компания насчитывает до 200 сотрудников, то работодатель должен обеспечить для них работу столовой-раздаточной.

Что делать, если рабочее пространство не соответствует требованиям

Помните, что основная цель всех этих требований — защита прав работников. Поэтому, если ваши условия труда хуже, чем описано выше, ваши права нарушают. А это уже веский повод, чтобы обратиться с жалобой в Трудовую инспекцию или даже в суд. Они сразу же направят в ваш офис проверку, и если требования к обустройству рабочего места действительно нарушены, работодателя не только оштрафуют, но и обяжут создать для вас больший комфорт. Правда, прежде чем идти на такие меры, имеет смысл обсудить проблему непосредственно с начальством. Они могут пойти вам навстречу, и тогда вы решите вопрос полюбовно.

Ранее мы рассказывали, как сохранить здоровье, если вы офисный работник.

Читайте также: