Эвтаназия как социально правовое явление уголовно правовые проблемы

Обновлено: 30.06.2024

Правовые проблемы, связанные с эвтаназией, должны рассматриваться в тесной связи с правом на жизнь, которое является одним из базовых и неотъемлемых прав человека. Решение вопроса о правомерности убийства из сострадания и наказания за него возможно только в контексте научно-теоретического анализа условий и обстоятельств ограничения права на жизнь, права на свободное распоряжение ею.

Общее определение объекта преступления как общественных отношений является исходной позицией для выявления признаков и сущности самих общественных отношений и определения объекта преступления на уровне конкретного посягательства, в данном случае - эвтаназии. Конкретизация объекта преступления в свою очередь позволяет выявить степень и социальные свойства причиняемого преступлением общественно опасного вреда, выработать основания и критерии выбора объектов уголовно-правовой охраны и средств их защиты, а также общие правила построения уголовного законодательства и квалификации преступлений.

Анализируя общественное отношение по поводу осуществления эвтаназии, необходимо учитывать, что общественное отношение всегда представляет собой целостную систему. И как любая целостная система общественное отношение по поводу осуществления эвтаназии представляет собой совокупность элементов.[11] Исходя из общего учения об объекте преступления, в нем выделяются такие элементы, как: субъекты отношений, содержание и предмет, по поводу которого существует отношение. В системе общественного отношения по поводу осуществления эвтаназии можно выделить три категории индивидуальных субъектов: неизлечимо больное лицо (по настоятельной просьбе которого применяется эвтаназия); медицинский работник, применяющий эвтаназию (специальный субъект), и иное лицо, применяющее эвтаназию (общий субъект); а также коллективный - государство в лице управомоченных органов уголовной юстиции.

Предметом в системе общественного отношения по поводу осуществления эвтаназии выступает то, по поводу чего возникает это отношение. Именно в связи с производством эвтаназии существует взаимодействие субъектов, т.е. деятельность, связанная с реализацией прав и обязанностей субъектов согласно своим законным интересам. Содержание общественного отношения по поводу совершения эвтаназии составляют активные и пассивные формы взаимодействия лица, выражающего просьбу об эвтаназии, и лица, ее удовлетворяющего. Непосредственным объектом убийства по просьбе потерпевшего является возможность человека находиться в живом состоянии. Такой подход позволяет более отчетливо продемонстрировать сущность и характер посягательств на общественное отношение, а также причиняемого преступлением общественно опасного вреда.

В то же время, признавая объектом преступления возможность находиться в живом состоянии, важно обратить внимание на то, что заданная возможность находится в центральной сфере общественных отношений. Охрана социальных возможностей субъектов общественных отношений уголовным законом осуществляется постольку, поскольку последние есть - содержание общественных отношений, защита которых составляет общественный и государственный интерес.

С объективной стороны осуществление эвтаназии есть разновидность причинения смерти другому человеку, эвтаназия должна быть сконструирована по типу материального состава. В связи с этим обязательными признаками объективной стороны эвтаназии являются: 1) деяние (действие или бездействие), направленное на прекращение жизни безнадежно больного; 2) преступное последствие (причинение смерти); 3) причинная связь между деянием (действием или бездействием) и наступлением смерти потерпевшего, означающая, что смерть с внутренней закономерностью должна вытекать из действий (бездействия) виновного, т.е. быть необходимым, а не случайным их последствием.

Субъективная сторона действий (бездействия), составляющих эвтаназию, характеризуется прямым умыслом. Лицо предвидит при этом возможность или неизбежность (обычно неизбежность) наступления смерти безнадежно больного и желает ее наступления.

В качестве обязательного признака субъективной стороны данного состава преступления выступает мотив сострадания. Сострадание, сопереживание предполагают готовность разделить с другим человеком его страдания, переживать вместе с ним его душевное состояние. При убийстве же безнадежно больного, страдающего от невыносимой боли, виновный не только не принимает на себя долю его страданий, но и нередко, наоборот, избавляет себя от переживаний, связанных с созерцанием мучений потерпевшего (в связи с этим на практике проблема заключается не в трудностях установления мотива сострадания, а в самом содержании понятия сострадания и его применимости к убийству). Боль, потеря интереса к жизни и стремление умереть достойным образом - главные мотивы пациентов, обращающихся с просьбой об эвтаназии. Целью эвтаназии является избавление больного от мучительных страданий посредством его умышленного умерщвления.




Мотив и цель выступают обязательными признаками субъективной стороны состава убийства по просьбе потерпевшего и соответственно оказывают решающее значение на квалификацию содеянного. Осуществление эвтаназии не может быть основано на иных мотивах. В частности, исключен корыстный мотив, например, получения вознаграждения за последующую трансплантацию органов жертвы. Подобные мотивы, несомненно, должны расцениваться как отягчающее обстоятельство. В то же время мотивы и цели простого убийства обязательными признаками состава рассматриваемого преступления не являются.

Субъект данного состава преступления - общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Им может быть врач, фельдшер, медсестра или близкие родственники, иные лица. В качестве лиц, ее осуществляющих, могут выступать не только медицинские работники. В ряде публикаций и телепередач широко освещались случаи применения медикаментозной эвтаназии, осуществляемой близкими по просьбе измученного болями больного. [12]

Современное законодательство исходит из того, что каждый человек имеет неоспоримое право на жизнь. Жизнь является величайшим и самым важным из социальных и правовых благ личности. Положение о праве на жизнь провозглашено всеми важнейшими международно-правовыми документами по правам человека. Это право, в соответствии с современными воззрениями, предусматривает возможность свободно распоряжаться своей жизнью. В связи с этим попытка самоубийства перестала относиться к числу уголовно наказуемых деяний. Вместе с тем уголовное законодательство предусматривает ответственность за доведение до самоубийства, но не устанавливает наказания за подстрекательство к самоубийству или помощь в осуществлении самоубийства.

Эвтаназия отличается от самоубийства комплексной правовой природой: c одной стороны, в ее основе лежит деяние по распоряжению собственной жизнью, а с другой - эвтаназия является актом лишения жизни одного лица другим. Вследствие особенностей своей правовой природы эвтаназия, в отличие от самоубийства, не подпадает под механизм правовой реализации права на жизнь, являясь убийством.

Уголовно-правовая квалификация эвтаназии неразрывно связана с проблемами медицинско-правового свойства, в первую очередь, - с определением момента возникновения и утраты права на жизнь. Критерии установления момента наступления смерти неоднократно менялись, что было связано, в числе прочего, с достижениями медицинской науки.[13] В целом далеко не все общественные отношения, так или иначе связанные с реализацией права на жизнь, надлежащим образом урегулированы на законодательном уровне.

Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление

Монография - "Буквовед", 2006 г.
Содержание
Введение
Общая характеристика эвтаназии: предпосылки, сущность, правовая природа Генезис эвтаназии в аспекте учений о праве и государстве Исторический анализ влияния согласия потерпевшего на наказуемость деяния в отечественном уголовном законодательстве Теоретические основы определения эвтаназии Формы эвтаназии Правовые нормы об эвтаназии в международном и российском законодательстве
Концепция определения содержания права на жизнь Право на жизнь: теоретические проблемы Право на свободное распоряжение своей жизнью как один из структурных элементов содержания права на жизнь Доктринальные подходы к проблеме легализации эвтаназии в России Медико-биологические предпосылки эвтаназии Момент возникновения права на жизнь Момент утраты права на жизнь
Позитивная ответственность за эвтаназию Позитивная ответственность: понятие и сущность Морально-нравственные основы ответственности за эвтаназию Религиозные основы ответственности за эвтаназию
Концептуальные подходы к определению уголовной (негативной) ответственности за эвтаназию в России Понятие и основание уголовной ответственности Взаимодействие частных и публичных начал в акте эвтаназии Эвтаназия как разновидность убийства Самоубийство и эвтаназия: проблемы соотношения Отграничение эвтаназии от иных смежных правовых явлений и институтов Уголовно-правовая характеристика эвтаназии Правовое регулирование эвтаназии в зарубежных странах Мировые тенденции легализации эвтаназии Конструкция состава эвтаназии по УК зарубежных стран Наказание за эвтаназию по уголовному законодательству зарубежных стран: особенности и динамика
Заключение

Контрольная работа - Конституционные права и свободы человека и гражданина

  • формат doc
  • размер 128 КБ
  • добавлен 19 января 2011 г.

Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный аэрокосмический университет. имени академика С. П. КОРОЛЕВА (Национальный исследовательский университет). 22 страницы. Понятие, система и классификация основных прав, свободы и обязанностей человека и гражданина. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права и свободы. Социально-экономические.

Курсовая работа - Правовой статус человека и гражданина в Республике Молдова

  • формат docx
  • размер 67.24 КБ
  • добавлен 21 ноября 2011 г.

МЭСИ, Москва, 2010 год, 38 страниц Понятие и историческое развитие института прав и свобод личности Правовой статус человека и гражданина Понятие и сущность правового статуса человека и гражданина Классификация прав и свобод человека и гражданина Конституционные права, свободы, обязанности и гарантии человека и гражданина в Республике Молдова Основные права, свободы и обязанности Гарантии и ограничения прав и свобод Правовое положение иностранн.

Милль Джон Стюарт. О свободе

  • формат doc
  • размер 25.87 КБ
  • добавлен 24 октября 2009 г.

Пер. с англ. А. Фридмана. В последние годы мы часто слышим и читаем утверждения о том, что нам еще предстоит построить правовое государство, что нужно научиться политической культуре, что необходимо гарантировать свободу каждому гражданину страны. И если дело обстоит так, то вряд ли отыщется для всей этой жизненно необходимой работы лучший учебник, нежели статья основателя английского позитивизма философа и экономиста Джона Стюарта Милля (1806-18.

Мчедлова М.П. (ред.) Толерантность

  • формат doc
  • размер 1.47 МБ
  • добавлен 24 октября 2011 г.

М.: Республика, 2004. 416 с. ISBN 5-250-01874-2 В книге всесторонне рассмотрен принцип толерантности, его возрастающее значение в современном многообразном мире и трудности его воплощения. Авторы исследуют правовые, социально-политические, межнациональные, межконфессиональные, культурные и международные аспекты проблемы. Рассчитана на всех, кто интересуется актуальными социально-политическими и духовно-нравственными проблемами.

Новицки Марек. Власть и единица

  • формат doc
  • размер 114.5 КБ
  • добавлен 12 декабря 2011 г.

Лекции Марека Новицки, президента Хельсинкского Фонда Прав Человека (Варшава) по основным понятиям относительно прав человека. Издательство неизвестно, 9 с. Что такое права и свободы? Об основных понятиях теории прав человека Отношения "человек-власть": три типа мышления Свобода и равенство: три точки зрения Равенство как запрет дискриминации Что же такое "свобода" Правовое государство Права и обязанности Социальные права Что такое безр.

Образовательное право Шкатула

  • формат pdf
  • размер 5.33 МБ
  • добавлен 07 января 2011 г.

Это первый учебник в России, в систематизированном виде излагающий курс образовательного права. Книга предназначена прежде всегостудентам, преподавателям юридических, педагогических средних специальйых и высших учебных заведений, аспирантам, а также всем, кто в своей деятельности обращается к законодательству об образовании, родителям, педагогам, работникам органов управления образованием, государственным, муниципальным служащим, управляющим обра.

Ответы на экзамен - Права ребёнка

  • формат doc
  • размер 420.5 КБ
  • добавлен 26 ноября 2011 г.

Права и обязанности. Правовой статус

  • формат doc
  • размер 159.5 КБ
  • добавлен 06 января 2009 г.

Права и обязанности. Правовой статус. Потребитель и его права. Источники права. Нормы права. Правоотношения. Реализация права. Правовая культура. Правовое государство. Правонарушения.

Пронин А.А. Права человека: аспекты проблемы

  • формат pdf
  • размер 1.38 МБ
  • добавлен 02 февраля 2012 г.

Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. - 212 с. Автор обобщает проблемы, связанные с теорией и практикой реализации прав человека в России и мире, делает прогностические предложения о путях вхождения России в правовое поле и строительства гражданского общества, нацеливая читателя на осознание ценностей свободы и прав человека, необходимости эти ценности отстаивать и с уважением относиться к свободе и достоинству других людей. Для.

Шпоры Право прав человека

  • формат doc
  • размер 635.85 КБ
  • добавлен 20 января 2012 г.

Беларусь, Минск, БГУ, ФМО, 2012 г., 4 курс. 42 вопроса Понятие права прав человека. Соотношение с международным гуманитарным правом. Происхождение концепции прав человека и ее регламентация в национальном законодательстве государств. Эволюция международного сотрудничества в области прав человека (до принятия Устава ООН). Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: разработка, содержание, всемирно-историческое значение. Международные пакты о права.

В статье рассматриваются правовые проблемы, связанные с эвтаназией. Решение вопроса о правомерности убийства из сострадания и наказания за него возможно только в контексте научно-теоретического анализа условий и обстоятельств ограничения права на жизнь, права на свободное распоряжение ею. Право на жизнь занимает одно из главных мест в системе личных прав человека. Именно эти права придают человеческой жизни полноценный вид. Жизнь является самым важным благом для личности, ибо все остальные права, свободы и обязанности утрачивают свои смысл и значение в случае гибели человека. Пробелы в российском законодательстве, в частности уголовного, в вопросах регламентации отношений, возникающих в связи с современными достижениями биомедицинских наук, требует от законодателя дальнейшей проработки и соответствующих решений. Проблему эвтаназии со всей ответственностью можно назвать одной из самых спорных и на сегодняшней день нерешенных медицинских, деонтологических, этических и юридических проблем современности.


1. Акопов В.И. Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского персонала: учебное пособие / В.И. Акопов – Изд. 2 –е, перераб. – Ростов н./Д: Феникс, 2014 – С. 6 – 9.

3. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Гос-во и право. – 2000. – № 11. – С. 52.

4. Зеленова И.В., Симонян Р.З. К вопросу о необходимости изучения медицинского права как учебной дисциплины и отрасли науки // Наука и мир. международный научный журнал. – 2014. – Т. 2, №11 (15). – С. 68–70.

5. Коробеев А.И. Простое убийство и сложности его квалификации // Уголовное право. – 2001. – № 2. – С. 18.

6. Пашина И.В., Симонян Р.З. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 414.

7. Симонян Р.З., Зеленова И.В. О формировании медицинского права современной России и необходимости его изучения медицинскими работниками // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 81-летию Курского государственного медицинского университета и 50-летию фармацевтического факультета (Курск, 4-5 февраля 2016 г.). – Курск, 2016. – Т. 1 – С. 192 – 195.

8. Симонян Р.З. Правовые аспекты эвтаназии в России // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-6. – С. 1061–1062.

9. Симонян Р.З. Обстоятельства, исключающие вину медицинского работника, совершившего профессиональное преступление // Наука и Мир. – 2014. – Т. 2, № 10 (14). – С. 41–43.

10. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2014. – 74 с.

Благодаря интенсивному развитию современных технологий на пороге ХХI в. возможности удержания едва подающего признаки жизни человека становятся безграничными, но и велик соблазн прекратить страдания безнадежно больного, мучающегося человека и людей, ухаживающих за ним.

Однако, в силу отсутствия в России должной правовой урегулированности взаимоотношений, сопряженных с трудностями морального и правового характера, по осуществлению эвтаназии возникло определенное несоответствие между уголовно-правовой оценкой убийства по просьбе неизлечимо больного с целью избавления его от страданий и объективными свойствами этого деяния.

В процессе исследования эвтаназии необходимо выделить ряд аспектов, сама актуализация которых способствовала бы приданию общественной важности и государственной значимости выше поставленной проблеме:

1) Общеправовой аспект. Современный уровень развития биомедицинских нововведений обусловливает необходимость совершенствования правового регулирования проблем, связанных с уходом человека из жизни, в том числе и проблем эвтаназии.

2) Естественно-правовой аспект. Данный аспект связан с определением понятия права на жизнь, его структурой, с попытками включить в нее и право на смерть как реализацию права на свободное распоряжение своей жизнью.

3) Уголовно-правовой аспект, связанный с проблемами уголовно-правовой ответственности за убийство по просьбе потерпевшего.

Таким образом, право на жизнь отличается весьма сложной юридической конструкцией. Далеко не все общественные отношения, так или иначе связанные с реализацией права на жизнь, надлежащим образом урегулированы на законодательном уровне, а отдельные отношения и вовсе не имеют юридического оформления. В результате решение целого ряда правовых ситуаций определяется лицами или органами, содействующим реализации права на жизнь, в частности представителям медицинской профессии, осуществляющим профессиональное вмешательство в такие процессы, как рождение и умирание человека [6].

Комплексный характер эвтаназии как социально-правового явления обусловливает выделение ее различных форм, в совокупности которых, проявляются ее сущностный характер и содержание.

В качестве основного критерия для классификации форм эвтаназии следует принять характер действий, направленных на умышленное умерщвление больного. С учетом данного критерия эвтаназия может осуществляться в двух формах: активной и пассивной. Различие между активной и пассивной эвтаназией рассматривается специалистами как важнейшая проблема медицинской этики. Представляется, что это различие имеет значение и для квалификации эвтаназии с точки зрения уголовного закона, так как должно порождать различные правовые последствия [4].

И хотя наиболее распространенным мотивом является сострадание врача, родных, близких, друзей и т.д. к безнадежно больному, в основе которого лежит желание больного, однако практике, к сожалению, известны случаи умерщвления, которые нельзя расценивать в качестве эвтаназии: совершаемые врачом по собственной инициативе и разумению при отсутствии ясно выраженного желания больного. Причем речь идет и о ситуациях, когда больной находится в сознании, но его мнение просто не принимается во внимание, и о ситуациях, когда больные пребывают в состоянии, лишающем их возможности выразить свою волю. Медицинской, да и следственной практике известны случаи, когда врач, к примеру, якобы представляя себе перспективу мучительного протекания неизлечимой болезни, самостоятельно принимает решение лишить жизни пациента и увеличивает положенную дозу лекарства до смертельной.

Активную эвтаназию составляют действия врача или иных лиц по причинению быстрой и легкой смерти, осуществленные собственноручно в отношении безнадежно больного по просьбе последнего.

Если не провести четкую грань между различными ситуациями по неоказанию медицинской помощи безнадежно больному, окажется, что пассивной эвтаназией будет считаться не только отказ пациента от лечения в ситуации, когда болезнь несет непосредственную угрозу его жизни, но и, скажем, выписка пациента из больницы домой в том случае, когда ясно, что болезнь неизлечима. Ведь независимо от того, делается ли это по желанию пациента или по самостоятельному решению медицинского персонала, тем самым прекращается процесс лечения. Очевидно, что это проявление достаточно часто встречается в практике.

Из определения пассивной эвтаназии следует исключить случаи, когда лечение вообще не начинается. Тем более что законодатель криминализовал такие деяния в ст. 124 УК РФ.

При таком подходе пассивной эвтаназией следует признать отказ от начатого жизнеподдерживающего лечения по просьбе неизлечимо больного для умышленного и весьма скорого причинения смерти посредством воздержания от выполнения действий, направленных на поддержание жизни, с целью избавления его от мучительных физических страданий, осуществленное по мотиву сострадания.

Однако, как уже было сказано, положение человека в подобных ситуациях может быть таковым, что он порой по физиологическим причинам не может не только совершить самоубийство, но даже высказать свое желание о прекращении жизни. В связи с этим закономерен вопрос: может ли кто-то помимо самого больного быть наделен правом принятия такого решения Полагаем, что ответ может быть только отрицательный. Инициатива в решении этого вопроса не должна зависеть от субъективного мнения других лиц.

Целью эвтаназии является избавление больного от мучительных страданий посредством его умышленного умерщвления. Боль, потеря интереса к жизни и стремление умереть достойным образом – главные мотивы пациентов, обращающихся с просьбой об эвтаназии. Осуществление эвтаназии не может быть основано на иных мотивах. В частности, исключен корыстный мотив, например, получения вознаграждения за последующую трансплантацию органов жертвы. Подобные мотивы, несомненно, должны расцениваться как отягчающее обстоятельство.

Сострадание, сопереживание предполагают готовность разделить с другим человеком его страдания, переживать вместе с ним его душевное состояние. При убийстве же безнадежно больного, страдающего от невыносимой боли, виновный не только не принимает на себя долю его страданий, но и нередко, наоборот, избавляет себя от переживаний, связанных с созерцанием мучений потерпевшего.

Если бы речь шла о юридической и фактической легализации эвтаназии, то в том случае единственным лицом, наделенным правом ее осуществления, безусловно, был бы врач. Но поскольку мы говорим об уголовной ответственности за эвтаназию, хотя и более мягкую по сравнению с существующей, то, полагаю, что в качестве лиц, ее осуществляющих, могут выступать не только медицинские работники. Это подтверждает и практика. В ряде публикаций и телепередач широко освещались случаи применения медикаментозной эвтаназии, осуществляемой близкими по просьбе измученного болями больного.

Уголовно-правовая квалификация эвтаназии неразрывно связана с проблемами медицинско-правового свойства, в первую очередь, – с определением момента возникновения и утраты права на жизнь. Критерии установления момента наступления смерти неоднократно менялись, что было связано, в числе прочего, с достижениями медицинской науки. В целом далеко не все общественные отношения, так или иначе связанные с реализацией права на жизнь, надлежащим образом урегулированы на законодательном уровне [7].

В современном уголовном законодательстве эвтаназия квалифицируется как убийство, совершенное по просьбе потерпевшего. Наличие такой просьбы не освобождает от ответственности за убийство, но, на наш взгляд, должно приводить к ее смягчению, что требует соответствующего закрепления в праве. В целом право на эвтаназию действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, эвтаназия запрещена законом под угрозой наказания, что следует признать справедливым на современном этапе [8].

Таким образом, нет никаких правовых оснований обязать человека, страдающего тяжелой, угрожающей его жизни болезнью подвергнуться лечению. По-видимому, следует согласиться с теми авторами, которые полагают, что закрепление в российском законодательстве права пациента на отказ от лечения означает фактическое установление и права на пассивную эвтаназию. Тем не менее, такой вывод, который, казалось бы, логически следует из приведенных выше положений о праве на отказ от лечения, вступает в скрытое противоречие с теми нормами основ, согласно которым в Российской Федерации эвтаназия запрещена.

Так, в ст. 45 Основ говорится о том, что медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Согласно названной статье лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сделанный вывод противоречит и Уголовному кодексу РФ, содержащему состав убийства – умышленного причинения смерти другому человеку (ст. 105).

В науке уголовного права, как России, так и зарубежных государствах проблема эвтаназии нередко рассматривается с позиций более широкого понятия – согласия потерпевшего на причинение вреда. Российское уголовное право исходит из того, что такое согласие не должно рассматриваться в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния [9]. Поэтому позиция действующего уголовного законодательства России относительно эвтаназии однозначна: это убийство, т.е. умышленное, неправомерное лишение жизни другого человека.

Что касается склонения больного к эвтаназии, о котором говорится в ст. 45 Основ, ответственность за такие действия в УК РФ не предусмотрена. Под склонением больного к эвтаназии следует понимать возбуждение в нем решимости уйти из жизни и обратиться с просьбой об эвтаназии к медицинскому работнику. Такого рода действия нельзя рассматривать с позиций института соучастия или какого-либо другого уголовно-правового института. Даже если признать акт эвтаназии формой самоубийства при помощи врача, то и в этом случае нельзя наказать лицо, склонившее больного к эвтаназии. Склонение к самоубийству по российскому уголовному праву не образует преступного деяния.

В процессе подготовки ныне действующего УК РФ по инициативе профессора С.В. Бородина была предложена норма об ответственности за убийство из сострадания, совершенное при смягчающих обстоятельствах. Это предложение было поддержано другими юристами, в частности А.И. Коробеевым [5]. Однако, в окончательный текст УК РФ, введенного в действие 01.01.1997, статья о лишении жизни по волеизъявлению потерпевшего не вошла.

Таким образом, и умышленное действие, и умышленное бездействие, направленные на причинение смерти другому человеку, имеют равную степень общественной опасности, если они достигают своего результата.

Выводы

Анализ действующего законодательства показывает, что его нормы, а также международно-правовые документы, как правило, содержат запрет на осуществление эвтаназии, в первую очередь ее активных форм. Подобные запреты содержатся и в международных медицинских документах, носящих этический характер. Однако в некоторых государствах существует устойчивая тенденция к легализации эвтаназии, закреплению ее в праве. В связи с этим важное значение приобретает вопрос, насколько такое законодательное решение согласуется с общепризнанным правом человека на жизнь. Следовательно, проблемы, связанные с эвтаназией и с юридической ответственностью за нее, должны рассматриваться в контексте права на жизнь, которое относится к числу основных личных прав человека.

Право на свободное распоряжение своей жизнью означает возможность добровольного принятия лицом решения о поставлении своей жизни в опасное положение, обусловленное свободным волеизъявлением, направленным на достижение некой положительной цели личного или общественного характера. Тем не менее, данное право не должно рассматриваться излишне широко. В частности, оно не может включать в себя право на смерть, представляющее юридический нонсенс.

 Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление. Монография - "Буквовед", 2006 г.

Глава 1. Общая характеристика эвтаназии: предпосылки, сущность, правовая природа 3

§ 1. Генезис эвтаназии в аспекте учений о праве и государстве 4

§ 2. Исторический анализ влияния согласия потерпевшего на наказуемость деяния в отечественном уголовном законодательстве 23

§ 3. Теоретические основы определения эвтаназии 30

§ 4. Формы эвтаназии 36

§ 5. Правовые нормы об эвтаназии в международном и российском законодательстве 49

Глава 2. Концепция определения содержания права на жизнь 52

§ 1. Право на жизнь: теоретические проблемы 52

§ 2. Право на свободное распоряжение своей жизнью как один из структурных элементов содержания права на жизнь 64

§ 3. Доктринальные подходы к проблеме легализации эвтаназии в России 68

§ 4. Медико-биологические предпосылки эвтаназии 73

§ 5. Момент возникновения права на жизнь 80

§ 6. Момент утраты права на жизнь 85

Глава 3. Позитивная ответственность за эвтаназию 97

§ 1. Позитивная ответственность: понятие и сущность 97

§ 2. Морально-нравственные основы ответственности за эвтаназию 103

§ 3. Религиозные основы ответственности за эвтаназию 118

Глава 4. Концептуальные подходы к определению уголовной (негативной) ответственности за эвтаназию в России 129

§ 1. Понятие и основание уголовной ответственности 129

§ 2. Взаимодействие частных и публичных начал в акте эвтаназии 142

§ 3. Эвтаназия как разновидность убийства 149

§ 4. Самоубийство и эвтаназия: проблемы соотношения 156

§ 5. Отграничение эвтаназии от иных смежных правовых явлений и институтов 163

§ 6. Уголовно-правовая характеристика эвтаназии 166

Глава 5. Правовое регулирование эвтаназии в зарубежных странах 183

§ 1. Мировые тенденции легализации эвтаназии 183

§ 2. Конструкция состава эвтаназии по УК зарубежных стран 199

§ 3. Наказание за эвтаназию по уголовному законодательству зарубежных стран: особенности и динамика 205

Эвтаназия твердой поступью входит в нашу жизнь. Благодаря интенсивному развитию биотехнологий на пороге ХХI в. Фактически безграничными становятся возможности медицины в вопросе удержания едва подающего признаки жизни человека по эту сторону жизни. Соблазн безнадежно больного, мучающегося человека и людей, ухаживающих за ним, прекратить страдания велик.

Эвтаназия - благо или наказание?

Каждая историческая эпоха предлагает свое видение проблемы. Современность многократно усложнила и актуализировала ее.

Межгосударственные угрозы, а в особенности деструктивные характеристики западной цивилизации, усиливают девальвацию традиционных моральных устоев. Кризисные состояния в постсоветском пространстве способствуют восприятию этих негативных тенденций, что, в свою очередь, провоцирует хаотичное переосмысление многих вековых достижений нравственного прогресса, в том числе вечного вопроса о ценности человеческой жизни и возможности ею распоряжаться. Наблюдающийся регресс связан не только с пережитками прошлого в сознании людей, но и с явной утратой того позитивного, что было накоплено в нравственном опыте человечества. Низменные проявления, ранее выводимые общественным сознанием за рамки общепринятой морали, сегодня воспринимаются адекватными, постепенно превращаясь во внутренние стимулы поведения. На пороге XXI в. появляются их новые, разрушительные виды. Высокие качества личности, в том числе ее духовность, милосердие, приобретают второстепенное значение. Подобная ревизия социально-нравственных идеалов и усиление роли рационально-материальных факторов в мотивации поведения человека с неизбежностью ведут к обесцениванию человеческой жизни. Можно говорить о том, что в духовной атмосфере современного общества формируется так называемая культура смерти не только как определенная совокупность идей, но и как особый тип мышления.

Отсюда объясним чрезвычайный интерес к проблеме эвтаназии, которую со всей ответственностью можно назвать одной из самых спорных и по сей день нерешенных медико-деонтологических, религиозно-этических и юридических проблем современности. Разворачивается драматическая борьба среди юристов, философов, медиков, социологов, политологов, богословов.

В человеческом обществе нет, не было и никогда не будет полного совпадения общественных и личных интересов. Расхождение вызывается различными причинами, порождающимися тем, что некоторые члены общества не осознают своих действительных интересов либо противопоставляют личные интересы коллективным. Это влечет необходимость их правовой регламентации. При умерщвлении неизлечимо больного по его просьбе предполагается, что сострадание направлено на удовлетворение частного интереса лишаемого жизни. При этом часто упускается из виду, что такое деяние нарушает внутренний порядок, изначально присущий всем общественным отношениям, так как каждое лицо, совершившее преступление, является субъектом отношения, на гармоничное функционирование которого посягает им содеянное. Преступление, независимо от того, какие изменения оно производит во внешнем мире и какова форма его проявления, подрывает основы этого отношения изнутри. Это обстоятельство объясняет постоянную заботу общества и государства об охране существующих и вновь появляющихся общественных отношений от преступных посягательств на них.

Научные открытия конца ХХ - начала ХХI в. наряду с позитивным восприятием вызывают в обществе обоснованные опасения, подвергают изменению существующую систему общественных отношений и предопределяют необходимость законодательного регулирования новых связей. В силу отсутствия в нашей стране должной правовой урегулированности взаимоотношений, сопряженных с трудностями морального и правового характера, по осуществлению эвтаназии возникло определенное несоответствие между уголовно-правовой оценкой убийства по просьбе неизлечимо больного с целью избавления его от страданий и объективными свойствами этого деяния. Правовые же установления, а в особенности их уголовно-правовая часть, в современном обществе призваны ограничивать тот вред, который возникает при недостаточно продуманных решениях, приводящих порой к непоправимым последствиям.

Проблема эвтаназии находится на стыке ряда общественных наук. Именно поэтому при ее изучении весьма важен системный подход. Суть его применительно к исследованию эвтаназии заключается в рассмотрении этого явления не просто как способа разрешения противоречий, но, прежде всего, как самостоятельного системного явления, являющегося подчиненной частью общей системы человеческих отношений. При этом следует понимать, что системный подход сам по себе не служит решением проблемы непосредственно, но является средством постановки новой проблемы.

Современная наука переживает небывалый в своей истории подъем именно благодаря объединению познавательного потенциала различных научных направлений. Их перспективность не вызывает сомнения. Сейчас наступил такой период в научном развитии, когда, продолжая накапливать и совершенствовать общепринятые представления об эвтаназии, связанных с нею правовых проблемах, есть возможность перейти на следующий виток их осмысления и решения.

В процессе исследования эвтаназии необходимо выделить ряд аспектов, сама актуализация которых способствовала бы приданию общественной важности и государственной значимости вышеозначенной проблеме.

1) Общественный аспект. Развитие современных научных технологий идет такими темпами, что общественность не успевает формировать адекватное отношение к нововведениям. Все чаще возникают вопросы, требующие привлечения помощи разных специалистов: юристов, социологов, медиков, этиков, культурологов, философов.

2) Общеправовой аспект. Современный уровень развития медицины обусловливает необходимость совершенствования правового регулирования проблем, связанных с уходом человека из жизни, в том числе и проблем эвтаназии.

3) Религиозно-нравственный аспект. Его актуализация связана с тотальной десакрализацией жизни в ХХI веке. Человек становится творцом не только природы и окружающего мира, но и самого себя; претендует на присвоение сакральных функций по созданию новых жизненных форм, продлению и прекращению жизни.

4) Экзистенциальный аспект, связанный с проблемой свободы человеческого выбора между жизнью и смертью в глобальном экзистенциальном, метафизическом смысле. Специфика новейших технологий в сфере науки и медицины все сильнее затрагивает глубинные основы человеческого бытия. Актуализация этого аспекта напрямую связана с утратой человеком его трансценденции.

5) Естественно-правовой аспект, связанный с определением понятия права на жизнь, его структурой, с попытками включить в нее и право на смерть как реализацию права на свободное распоряжение своей жизнью.

6) Уголовно-правовой аспект, связанный с проблемами уголовно-правовой ответственности за убийство по просьбе потерпевшего.

Пробельность российского законодательства, в том числе уголовного, в вопросах регламентации отношений, возникающих в связи с современными достижениями биомедицинских наук, требует от законодателя дальнейшей проработки и соответствующих решений.

Читайте также: