Утверждал что все благоприобретенные признаки наследуются

Обновлено: 16.06.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Признаки и призраки

Почти 200 лет назад Жан-Батист Ламарк сформулировал закон „Всё, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием обстоятельств, в которых с давних пор пребывала их порода, и, следовательно, под влиянием преобладающего употребления известного органа или под влиянием постоянного неупотребления известной части, — всё это она сохраняет путём размножения в новых особях, происходящих от прежних, если только приобретённые изменения общи обоим полам или тем особям, от которых произошли новые“.

Этот „второй закон“ Ламарка и вызвал волну споров, докатившуюся до наших дней Сторонников данного утверждения до сих пор зовут ламаркистами, хотя оно было лишь небольшой частью учения Ламарка. Этому учению часто противопоставляют эволюционное учение Дарвина (см , например, „Химию и жизнь“, 2001, № 1), хотя противопоставление здесь, вообще говоря, неправомерно. Дарвин признавал наследование приобретённых признаков. В первой же главе „Происхождения видов“ он прямо писал „Изменённые привычки оказывают влияние, передающееся по наследству“. Так что, как видим, нет никаких оснований ссорить призраки двух великих учёных.

Предмет спора между тем остаётся. Однако, чтобы быть корректными, мы должны говорить не о „ламаркистах“ и „дарвинистах“, а о сторонниках или противниках наследования благоприобретённых (то есть полезных организму) признаков. „Химия и жизнь“ часто давала слово как тем, так и другим (1978, № 12, 1981, №11, 1984, № 2, 1989, № 2, 1997, № 4). В 2003 году на страницах журнала прошла целая дискуссия по этой проблеме (№ 2, 4, 6).

К сожалению, учёные часто вели спор в теоретическом ключе, обращая внимание на разные факты и строя каждый свою линию доказательств, не оглядываясь на оппонентов. Линии эти почти не пересекались, и у читателей могло создаться впечатление, что специалисты просто расходятся в трактовке тех или иных фактов, и решить, кто прав, — дело вкуса. Например, противники наследования благоприобретённых признаков никак не комментируют книгу Э Стила с соавторами „Что, если Ламарк прав?“, на которую часто опираются их оппоненты.

Кроме того, обсуждение касалось в основном так называемой центральной догмы молекулярной биологии — утверждения о невозможности передачи информации от белков к нуклеиновым кислотам. Однако проблема наследования благоприобретённых признаков далеко не исчерпывается возможностью или невозможностью осуществить такой информационный переход. Поэтому давайте разберёмся, что же всё-таки нужно, чтобы унаследовать благоприобретённые признаки, и нет ли на этом пути непреодолимых препятствий.

А нужно, во-первых, новые признаки приобрести. Во-вторых, оценить их благо, то есть выделить из многих других, ненужных или бесполезных. И наконец, избирательно передать полезные признаки потомкам (преодолеть барьер Вейсмана, препятствующий переходу информации между обычными, соматическими клетками тела и половыми клетками).

Можно ли приобрести признаки?

На первый взгляд приобрести новые признаки очень просто Каждый из нас может ходить в спортзал и увеличивать объём мышц или сидеть в баре и увеличивать объём печени. Но и на физические нагрузки, и на алкоголь разные люди реагируют по-разному, что определяется уже генетической программой. Именно конкретная комбинация генов, полученных от родителей, задаёт пределы, в которых мы можем развить тот или иной орган. Таким образом, способность менять признаки в результате „упражнения“ — это результат, а вовсе не причина эволюции.

Возможности любой программы ограниченны: вспомните притчу о цыганской лошади, которую хозяин отучал от еды. Кляча совсем уж было привыкла к такому обращению, да как-то не вовремя околела.

С ограничениями мы сталкиваемся повсюду: мощный холодильник может разморозиться в жару, а современный компьютер проиграть битву вирусу — и это нас не удивляет. Никто не ждёт, что даже очень умная техника сделает что-то полезное помимо того, что в неё заложено. Почему же от организмов ждут целесообразной реакции вне генетической программы? Откуда ей взяться?

Если быть внимательным и добросовестным, то можно разглядеть, что почти всегда за благоприобретённым признаком стоит уже существующая генетическая программа, которая просто не проявляла себя до поры до времени. Ведь, как и компьютер, организм может содержать несколько разных программ и активировать их только в определённых условиях. Так, я уже писал в „Химии и жизни“ (2002, № 10) о пресноводных карликовых лососях и крупных рыбах того же вида, нагуливающихся в море, — это разные программы развития, заложенные в одном и том же организме.

Какая из них активируется в каждом конкретном случае, зависит от условий среды: меняя их в эксперименте, можно получить зрелых трёхсотграммовых рыбок, никогда не видевших моря, или десятикилограммовую сёмгу, проводящую большую часть жизни на просторах Атлантики. Но вот, скажем, со щукой такой номер не пройдёт — не сможет она жить в солёной воде, раз нет у неё соответствующей генетической программы.

Не меняет дела и тот факт, что у карликовых лососей увеличивается, по всей видимости, число некоторых генов: существует сколько угодно компьютерных программ, способных автоматически копировать некоторые файлы — была бы включена соответствующая опция.

К тому же надо иметь в виду, что генетические программы гораздо сложнее компьютерных. Как в большинстве компьютерных игр можно выбирать разные уровни сложности, так и генетические программы могут иметь разные режимы функционирования. Даже самые простые организмы — фаги и вирусы — не обязательно разрушают клетку, предварительно создав внутри неё свои многочисленные копии. Иногда они встраиваются в клеточный геном и передают свои копии потомкам материнской клетки. Что уж тут говорить о бактериях, а тем более о многоклеточных!

При изменении условий среды происходит перенастройка генетических программ. Если в запасе у тебя ничего подходящего нет или ты не успеваешь отреагировать вовремя — выбываешь из дальнейшей эволюционной игры [1] . Идёт отбор организмов с генетической программой, подходящей для новых условий.

Поверхностный наблюдатель может принять это явление за наследование благоприобретённых признаков, особенно если учесть, что среди особей, живущих и размножающихся некоторое время в изменившихся условиях, иногда появляются такие, у которых полезное свойство проявляется уже без всякого стимула со стороны среды.

Однако если проанализировать подобные случаи более внимательно, то выясняется, что эти особи — вновь возникшие мутанты, и отличаются они от прочих не только по интересующему нас признаку, но и по целому ряду других, никакого отношения „к упражнению органа“ не имеющих.

Более того, часто бывает, что генетическая адаптация идёт совсем не тем путём, что физиологическая. Например, у животных, попавших в горы, где недостаточно кислорода, увеличивается интенсивность дыхания и кислородная ёмкость крови, однако эти признаки и не думают наследоваться. Зато кое у кого из потомков высокогорного стада понижается интенсивность кровообращения да к тому же падает общая интенсивность обмена [2] .

Изменение адаптивной реакции у животных, попавших в горы. Физиологические особенности прослежены в ряду поколений: Р — родительское поколение; F 4 — потомки 4-го поколения; F 12 — потомки 12-го поколения (по Ю.О. Раушенбаху, „Закономерности экогенеза домашних животных“, 1981)

Чтобы подобные изменения стали возможны, иногда не требуется даже новых мутаций достаточно перетасовать геном, скомбинировать его по-другому. Такая перетасовка идёт постоянно, и отбору всегда есть из чего выбирать [3] . Поэтому процесс адаптации к новым условиям обитания сопровождается изменениями в генофонде популяции под влиянием естественного отбора в нём начинают преобладать те варианты генов, которые раньше были редки.

При длительной адаптации стада животных к условиям жизни в горах в ряду поколений происходит постепенная замена одного вида гемоглобина на другой (меняются частоты встречаемости разных вариантов гена гемогломина). Серым цветом обозначена доля особей с вариантом НЬ А, чёрным — с вариантом НЬ В в условиях равнин, среднегорья и высокогорья (по Ю.О. Раушенбаху, „Закономерности экогенеза домашних животных“, 1981)

Вот так и получается, что никаких новых признаков, кроме следов травм, организм в ходе жизни не приобретает. Особенности конкретных особей уже заданы их геномом, а среда позволяет проявиться одним потенциально возможным признакам и не даёт реализоваться другим. Если же в какой-то момент у организма не окажется в геноме подходящей программы, „природа заставляет особей приобрести“ синяки и шишки. Но они, как известно, не наследуются.

Как оценить „благо“?

А теперь предположим, что некий удивительный механизм всё-таки существует и он даёт возможность вносить в геномы отдельных клеток усовершенствования, позволяющие организму лучше приспосабливаться к изменениям среды обитания. Пусть, например, клетки печени научились обезвреживать какой-нибудь токсин и занесли это достижение в собственный геном. Как же отличить это генетическое изменение от случайных мутаций, которые с течением времени накапливаются во всех клетках организма?

Представьте себе, что автомобили на заводе собирают не по чертежам, а производят путём тщательного копирования изрядно послуживших машин, пусть даже в чём-то улучшенных хозяевами. Неужели покупателей обрадуют проржавевший кузов, заедающие тормоза и прочие беды престарелого автомобиля? Боюсь, что даже некоторые усовершенствования, внесённые умельцами, их в этом случае не утешат.

Между тем, если организмы будут передавать потомкам все изменения, происходящие в соматических клетках, получится то же самое. Дети неизбежно получат „в наследство“ всевозможные виды рака и дефекты обмена веществ — весь список поломок в клетках родителей, потому что различить „хорошие“ и „плохие“ изменения в генах на уровне клетки не всегда возможно. Разве знает раковая клетка, что она несёт гибель всему организму? Нет, конечно, хотя в данном случае патология налицо. А сколько существует зловещих мутаций, которые не могут проявиться в тех соматических клетках, где они возникли, но способны здорово навредить, если их передать потомкам?

В случае клеток, отвечающих за иммунитет, природа вроде бы обошла трудность с отбором перспективных кандидатов: клетка, обладающая нужным признаком, поощряется усиленным размножением. Это, фактически, естественный отбор в пределах организма, что отмечают и авторы книги „Что, если Ламарк прав?“. Может быть, и в самом деле клетки с опасными мутациями просто потонут в полноводной реке „передовиков производства“?

Беда, однако, в том, что у высших животных интенсивно делятся только немногие клетки. Более того, могут возникнуть и вовсе неожиданные трудности: куда, к примеру, записать информацию безъядерному эритроциту, добившемуся выдающихся успехов в переносе кислорода? Ведь в процессе дифференцировки эта клетка теряет свой геном и уже не может ни мутировать, ни делиться! Пока есть геном — нет эритроцита, есть эритроцит — нет генома. Прямо сказка про дудочку и кувшинчик получается: если есть куда собирать ягодки — их не видно, а когда ягодки видны — их некуда собирать.

Принципы кибернетики, как правильно заметил в своей статье Л. Верховский (см. „Химию и жизнь“, 2003, № 2), действительно требуют наличия обратной связи — от фенотипа к генотипу. Однако изобретать её заново нет никакой необходимости, такой путь передачи информации давно известен. Только вот, как показал ещё в середине XX века академик И.И. Шмальгаузен в своей книге „Кибернетические вопросы биологии“, осуществляется обратная связь не на уровне клетки. Благо или вред от любого признака проявляются, как правило, на уровне целого организма [4] . А выставить оценку может только среда обитания — через естественный отбор.

Схема регулирующего механизма эволюции с учётом обратной связи между фенотипом и генотипом (по И.И. Шмальгаузену, „Кибернетические вопросы биологии“, 1968)

Как передать приобретённое потомкам?

Добраться до главной молекулы организма ничуть не легче, чем заполучить Кащееву смерть. ДНК в половых клетках аккуратно свёрнута, облеплена белками, упакована в ядро да ещё прикрыта сверху цитоплазмой и клеточной оболочкой о трёх слоях.

Даже генетическим инженерам, вооружённым всей мощью современных методов и приборов, далеко не всегда удаётся включить нужные гены в ДНК половых клеток — природа совсем не заинтересована в том, чтобы в геном нового организма попадало что либо постороннее.

Но может быть, путь к Кащеевой смерти знают три богатыря — Э. Стил, Р. Линдли и Р. Бланден — авторы нашумевшей книги „Что, если Ламарк прав?“, на которую постоянно ссылаются сторонники наследования благоприобретённых признаков? Да нет, они тоже этого не знают, а просто выражают уверенность, что барьер Вейсмана будет взят хотя „при современных возможностях результатов может не быть много лет“ (с 166).

Между тем даже если вирусам и удастся перетащить кусочек ДНК из соматической в половую клетку — это будет абсолютно случайное событие. Просто произойдёт одна из многих мутаций, а мутации как раз и обеспечивают материалом эволюционный процесс.

Таким образом, барьер Вейсмана до сих пор никем не взят, как не взяты и два других барьера, упомянутых выше [5] . Наследование благоприобретённых признаков никем и никогда не было показано, как не развенчана до сих пор и „центральная догма молекулярной биологии“.

Нужна ли потомкам „блажь“ предков?

Ну а напоследок давайте задумаемся над простым вопросом: зачем понадобилось природе воздвигать „на пути прогресса“ те мощные барьеры, о которых мы столько рассуждали? Неужели для того, чтобы героически их преодолевать?

Нет, конечно. Барьеры — это тоже эволюционное достижение, и возникли они именно потому, что были необходимы. Приобрести новое полезное свойство ох как нелегко, — такими достижениями не разбрасываются, их стараются закрепить, а закрепив — оградить от утраты.

Скажем, пластичность стрелолиста, возникшая в процессе эволюции, очень полезное свойство: в воде, в воздухе и на поверхности воды растение имеет листья разной формы. Нужно ли конкретному экземпляру, выросшему на сухом месте, закреплять в генах и передавать потомкам характерную острую форму листа, если при этом они утеряют способность образовывать плавающие и подводные листья? Вряд ли это целесообразно. Стоит ли выбрасывать полезную вещь, полученную от предков, только потому, что лично тебе она не понадобилась? А вдруг она пригодится детям?

Центральная догма молекулярной биологии тоже имеет глубокий эволюционно-биологический смысл: ДНК (или, по современным взглядам, РНК), как очень правильно отметил С.В. Багоцкий (см „Химию и жизнь“, 2003, № 4), едва появившись, сразу же берёт под контроль эволюцию всех структур клетки — любая самодеятельность тут же пресекается, и наследование приобретённых признаков становится невозможным. И это вполне целесообразно, если молекулы проживают в клетке сообща. Если каждая из них будет иметь собственных наследников — внутри клетки неизбежна конкуренция, которая нарушит оптимальное соотношение молекул.

Своеобразный реликт времён белкового сепаратизма — прионы: молекулы белка, изменённые таким образом, что они оказываются способными перековывать на свой манер другие белки. Результат хорошо известен — это тяжёлые болезни вроде коровьего бешенства, которые ведут организм к неминуемой гибели.

Не случайно появляется в ходе эволюции и барьер Вейсмана. У растений он низок — из одного листочка часто может сформироваться целый организм. Это свойство используют цветоводы: из листьев с соматическими мутациями выводят новые сорта. Но у животных по мере усложнения их строения способность к размножению делением исчезает очень быстро. Более того, клетки, которые дадут начало половым, выделяются из общей массы на очень ранних стадиях развития организма. При этом они часто оказываются довольно далеко от будущих половых органов и вынуждены бывают долго пробираться к ним в процессе формирования организма.

Какой в этом смысл? Почему бы половым клеткам не возникнуть из первой попавшейся клетки? Представим, что каждая клетка животного может дать начало другим организмам, и это шанс увековечить себя со всеми своими индивидуальными особенностями. Вполне понятно, что в этом случае каждая клетка постарается бросить свой „пост“ и пробраться поближе к половым органам. Колоритная получится картина, не правда ли? Впрочем, хаос будет не намного меньше и в том случае, если клетки останутся на местах, а в половые органы отправят свои любимые гены. Вряд ли организм, допустивший подобную анархию, просуществует долго.

Так что выбора у эволюции нет: соматические и половые клетки надо разделять очень жёстко, окружая последние непроницаемыми барьерами. Любое вмешательство извне может привести к гибели последующие поколения, а эволюция должна продолжаться — живое вовсе не нацелено на самоуничтожение.

Примечания:

[3] Ещё один вариант, контринтуитивный для программистов и математиков, интересующихся биологией — одна и та же программа (ген) на разных процессорах (организмах, отличающихся планом строения) работает по-разному, производит разные продукты.См. статью Виктории Скобеевой « Кирпичи и корни дерева жизни «.

А всё потому, что материализм рулит: смысл текста, генетического в том числе, определяется обращающимся к нему компетентным читателем, и условиями этого обращения. А вот так, как кажется естественным программистам, руководителям и гуманитариям — творение по слову, написал программу, и по ней создалась вещь — так не бывает. Однако дискретный текст, устойчиво воспроизводящийся в поколениях, тоже должен существовать, без него никуда: книги и инструкции в библиотеке, к которой обращаешься, нельзя менять в связи с обращением.

[4] Сейчас известно, что поведение управляет генами , и понятно как — через изменение экспрессии в связи с изменением социальных задач , как изменения рыночной конъюнктуры меняют загрузку фабрик, производящих разную продукцию, вплоть до закрытия фабрик одного вида и закладки дополнительных другого. Но для этого дискретные объекты регуляции, ответственные за синтез разных важных продуктов (вроде гена стресса КРГ (кортикостерон-релизинг-гормона), антист рессорного гена ( глюкокортикоидного рецептора, находящийся в гиппокампе), рецепторов окситоцина, опиоидов и т.д. биохимических посредников между стимулом на входе и ответом на выходе) уже должны существовать и устойчиво передаваться в поколениях. Только так регуляция извне, поведением ли социальных партнёров, изменением ли значимых факторов среды (они составляют умвельт данного вида) будет точной, а приспособление к ним — специфическим.

Эволюция – это процесс исторического развития органического мира. Эволюция происходит под действием движущих факторов, главным из которых является естественный отбор.

В процессе эволюции происходит (результаты эволюции):

  • Изменение, усложнение организмов.
  • Возникновение новых видов (увеличение количества [многообразия] видов).
  • Приспособление организмов к условиям окружающей среды (к условиям жизни), например:
    • устойчивость вредителей к ядохимикатам,
    • устойчивость пустынных растений к засухе,
    • приспособленность растений к опылению насекомыми,
    • предупреждающая (яркая) окраска у ядовитых животных,
    • мимикрия (подражание неопасного животного опасному),
    • покровительственная окраска и форма (незаметность на фоне).

    Любая приспособленность относительна, т.е. приспосабливает организм только к одним определенным условиям. При изменении условий приспособленность может стать бесполезной или даже вредной (тёмная пяденица на экологически чистой берёзе).

    Популяция – единица эволюции

    Популяция – это совокупность особей одного вида, длительно проживающих в определенной части ареала (элементарная структурная единица вида).

    Внутри популяции скрещивание свободное, между популяциями скрещивание ограничено (изоляция).

    Популяции одного вида немного отличаются друг от друга, потому что естественный отбор приспосабливает каждую популяцию к конкретным условиям своего ареала (популяция – единица эволюции).

    Микроэволюция и макроэволюция

    Микроэволюция – это изменения, происходящие в популяциях под действием движущих сил эволюции. В конечном счете приводит к возникновению нового вида.

    Макроэволюция – это процесс формирования крупных систематических единиц, надвидовых таксонов – родов, семейств и выше.

    Этапы развития эволюционной теории

    Жан Батист Ламарк:

    • для организмов характерно стремление к прогрессу;
    • организмы меняются под действием окружающей среды или тренировки;
    • изменения, приобретенные в течение жизни, наследуются.

    Чарльз Дарвин:

    • наследственная изменчивость создает материал для эволюции;
    • борьба за существование приводит к естественному отбору;
    • приспособленность отоносительна.

    Синтетическая теория эволюции добавила к Дарвину:

    • популяция – единица вида и эволюции;
    • факторы эволюции – мутационная изменчивость, дрейф генов, популяционные волны.

    Еще можно почитать

    Задания части 1

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Возникновение приспособленности видов к среде обитания является результатом
    1) появления модификационных изменений
    2) взаимодействия факторов эволюции
    3) усложнения их организации
    4) биологического прогресса

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Результат макроэволюции растений – появление новых
    1) видов
    2) отделов
    3) популяций
    4) сортов

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Элементарной эволюционной единицей считают
    1) вид
    2) геном
    3) популяцию
    4) генотип

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Макроэволюцией называют историческое изменение
    1) биоценозов
    2) популяций
    3) надвидовых таксонов
    4) видов

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Следствием эволюции организмов нельзя считать
    1) приспособленность организмов к среде обитания
    2) многообразие органического мира
    3) наследственную изменчивость
    4) образование новых видов

    Выберите один, наиболее правильный вариант. К результатам эволюции относится
    1) изменчивость организмов
    2) наследственность
    3) приспособленность к условиям среды
    4) естественный отбор наследственных изменений

    Выберите один, наиболее правильный вариант. Ярусное расположение корневых систем деревьев в лесу – приспособление, которое сформировалось под воздействием
    1) обмена веществ
    2) круговорота веществ
    3) движущих сил эволюции
    4) саморегуляции

    ФАКТОРЫ - РЕЗУЛЬТАТЫ
    Установите соответствие между характеристикой эволюции и её особенностью: 1) фактор, 2) результат
    А) естественный отбор
    Б) приспособленность организмов к среде
    В) образование новых видов
    Г) комбинативная изменчивость
    Д) сохранение видов в стабильных условиях
    Е) борьба за существование

    РЕЗУЛЬТАТЫ ЭВОЛЮЦИИ
    1. Выберите три варианта. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют результаты эволюции органического мира?
    1) покровительственная окраска белого медведя, белой куропатки, обитающих на севере
    2) борьба за выживание между соснами и елями в лесу
    3) выведение человеком новых сортов растений и пород животных
    4) предупреждающая (угрожающая) окраска божьих коровок
    5) прекращение потока генов из популяции в популяцию (изоляция)
    6) сходство формы тела и окраски незащищенных животных с защищенными

    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Результатом эволюции является
    1) приспособленность организмов к условиям внешней среды
    2) комбинативная изменчивость
    3) естественный отбор
    4) повышение организации живых существ
    5) дрейф генов
    6) многообразие видов

    ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
    Выберите три верных утверждения из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) Примером покровительственной окраски является окраска шерсти белого медведя.
    2) У жирафа угрожающая окраска.
    3) Внешнее сходство некоторых мух с осами является примером мимикрии.
    4) Форма тела леща является примером маскировки.
    5) Яркая окраска божьей коровки — предупреждающая.
    6) Чередование тёмных и светлых полос у зебры свидетельствует об агрессивности этих животных.

    Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела: 1) покровительственная, 2) предупреждающая. Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам.

    А) медоносная пчела
    Б) речной окунь
    В) божья коровка
    Г) колорадский жук
    Д) белая куропатка
    Е) заяц-беляк

    Установите соответствие между примерами и видами адаптаций: 1) мимикрия, 2) маскировка, 3) предостерегающая окраска. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

    А) полосатый окрас мухи-осовидки
    Б) ярко-голубая окраска лягушек-древолазов
    В) красная окраска божьих коровок
    Г) рисунок в виде глаз на крыльях бабочки-павлиноглазки
    Д) зеленая окраска древесных квакш
    Е) листообразное тело бабочки калимы

    ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ТЕКСТ
    Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания примеров мимикрии в природе. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Самки птиц, гнездящиеся на земле, практически сливаются с общим фоном местности. (2) Также незаметны яйца и птенцы у этих видов птиц. (3) Многие неядовитые змеи очень похожи на ядовитых. (4) У ряда жалящих или насекомых с ядовитыми железами развивается яркая окраска, отбивающая всякую охоту их попробовать. (5) Непривлекательны для насекомоядных птиц пчелы и их подражатели – мухи-журчалки. (6) У некоторых бабочек узор на крыльях напоминает глаза хищника.

    Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания примеров покровительственной окраски в природе. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Самки птиц, гнездящиеся на земле, практически сливаются с общим фоном местности, а их яйца и птенцы также незаметны. (2) Сходство с предметами окружающей среды также позволяет многим животным избежать столкновения с хищниками. (3) У ряда жалящих или насекомых с ядовитыми железами развивается яркая окраска, отбивающая всякую охоту их попробовать. (4) В районах Крайнего Севера среди животных очень распространена белая окраска. (5) У некоторых бабочек узор на крыльях напоминает глаза хищника. (6) У некоторых животных пятнистая окраска имитирует чередование света и тени в окружающей природе и делает их менее заметной в густых зарослях.

    ПОПУЛЯЦИЯ
    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие процессы происходят на уровне популяций?
    1) онтогенез
    2) дивергенция
    3) эмбриогенез
    4) ароморфоз
    5) свободное скрещивание

    Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания популяции, как единицы эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Вид представляет собой совокупность популяций. (2) Основными характеристиками популяции являются генетическое разнообразие и изменение во времени. (3) Популяции вида различаются численностью, плотностью, возрастной и половой структурой. (4) Каждая популяция занимает часть ареала вида. (5) В популяции постоянно происходит мутационный процесс, и мутация, дающая преимущества, распространяется. (6) Внутри популяции осуществляется обмен генами между особями в результате свободного скрещивания.

    Прочитайте текст. Выберите три предложения, которые верно характеризуют популяцию как единицу эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей, длительное время населяющих общую территорию. (2) Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура, что позволяет особям свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. (3) Популяция является структурной единицей биосферы. (4) Популяция – это элементарная единица систематики органического мира. (5) Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию. (6) В популяции происходит гибель одних и выживание других особей, поэтому она длительно существует во времени.

    ПОПУЛЯЦИЯ - ВИД
    1. Установите соответствие между особенностями биологической системы и системой, для которой эти особенности характерны: 1) популяция, 2) вид. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) элементарная единица эволюции в соответствии с СТЭ
    Б) представители могут никогда не встречаться в силу изоляции
    В) вероятность скрещивания между членами группы максимально вероятна
    Г) распадается на более мелкие, обособленные группы
    Д) ареал распространения может захватывать несколько континентов

    2. Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен: 1) популяция, 2) вид. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) единица эволюции
    Б) генетически закрытая система
    В) относительная изоляция друг от друга
    Г) наличие определённых критериев
    Д) репродуктивная изоляция

    МИКРОЭВОЛЮЦИЯ
    Выберите из текста три предложения, которые описывают пути макроэволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Биологический прогресс обеспечивается ароморфозом, идиоадаптацией и общей дегенерацией. (2) Движущими силами эволюции служат мутации, борьба за существование и естественный отбор. (3) Естественный отбор проявляется в движущей и стабилизирующей формах. (4) Эволюционные преобразования, которые ведут к повышению уровня организации организмов называют ароморфозами. (5) Морфофизиологический регресс обеспечивает переход к сидячему образу жизни, либо к паразитизму. (6) Элементарной единицей для формирования нового вида служит репродуктивно изолированная популяция внутри вида.

    МИКРОЭВОЛЮЦИЯ - МАКРОЭВОЛЮЦИЯ
    1. Установите соответствие между характеристикой эволюционного процесса и уровнем эволюции, на котором он происходит: 1) микроэволюционный, 2) макроэволюционный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) формируются новые виды
    Б) формируются надвидовые таксоны
    В) изменяется генофонд популяции
    Г) прогресс достигается путем идиоадаптаций
    Д) прогресс достигается путем ароморфозов или дегенерации

    2. Установите соответствие между характеристикой процесса и его видом: 1) микроэволюция, 2) макроэволюция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) Происходит внутри вида.
    Б) Результатом является образование новых таксонов.
    В) Приводит к качественно новому уровню организации особей.
    Г) Результатом является репродуктивная изоляция и видообразование.
    Д) Начинается с дивергенции признаков у особей популяции.

    ЛАМАРК
    1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите из предложенного списка положения эволюционной концепции Жана Батиста Ламарка.
    1) Все живые существа стремятся развиваться от простого к сложному.
    2) Между организмами происходит борьба за существование.
    3) Организмы приспосабливаются к окружающей среде благодаря отбору полезных наследственных изменений.
    4) Окружающая среда всегда вызывает полезные приспособительные изменения.
    5) Приобретённые организмом в течение жизни признаки передаются по наследству.
    6) Все существующие ныне виды произошли от исходного вида благодаря дивергенции.

    ЛАМАРК - ДАРВИН
    1. Установите соответствие между научными взглядами и учёными: 1) Ж.Б. Ламарк, 2) Ч. Дарвин. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) выделил движущую силу эволюции – стремление каждого организма к самосовершенствованию
    Б) создал первую эволюционную теорию
    В) сформулировал теорию естественного отбора
    Г) выделил наследственную изменчивость, как фактор эволюции
    Д) утверждал, что все полезные приобретённые признаки наследуются
    Е) отрицал существование видов в природе

    2. Установите соответствие между объяснениями эволюционных процессов и учёными – авторами эволюционных учений: 1) Жан-Батист Ламарк, 2) Чарльз Дарвин. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) Язык муравьедов стал длинным в результате его постоянного вытягивания для ловли муравьёв.
    Б) Виды галапагосских вьюрков возникли в результате дивергенции от исходного предка.
    В) Глаза крота уменьшились из-за редкого их использования.
    Г) Привычка змей залезать в щели привела к исчезновению конечностей, которые мешали им в узком пространстве.
    Д) Предпочтения самками райских птиц самцов с цветастым оперением привело к экстравагантной окраске перьев у самцов этих видов.
    Е) При уменьшении численности оленей в Катскильских горах в США больше шансов выжить получили самые быстрые волки.

    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие ученые НЕ предлагали свои варианты теории эволюции животного мира?
    1) Жан Батист Ламарк
    2) Карл Линней
    3) Томас Морган
    4) Чарльз Дарвин
    5) Альфред Уоллес

    ЛАМАРК - ДАРВИН - СТЭ
    Установите соответствие между (1) додарвиновскими концепциями, (2) положениями теории Дарвина и (3) последарвиновскими концепциями. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
    А) Мир менялся благодаря катастрофам.
    Б) Для организмов характерно стремление к прогрессу.
    В) Органы должны упражняться, органы, которые не упражняются, атрофи- руются.
    Г) В природе происходит отбор наиболее приспособленных организмов.
    Д) Приспособленность организмов к среде обитания относительна.
    Е) Мутационный процесс, комбинативная изменчивость – движущие силы эволюции.

    2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие основные идеи лежат в основе теории Чарльза Дарвина?
    1) Интенсивное размножение организмов является одной из причин эволюции.
    2) Материалом для эволюции служат комбинации генов и наследование этих комбинаций.
    3) Движущими силами эволюции являются популяционные волны и мутации.
    4) В природе происходит борьба за существование.
    5) Движущими силами эволюции являются неопределённая изменчивость и естественный отбор.
    6) Обмен генами возможен только внутри вида.

    СТЭ
    Выберите три положения синтетической теории эволюции.
    1) единица эволюции – популяция
    2) единица эволюции – вид
    3) факторы эволюции – мутационная изменчивость, дрейф генов, популяционные волны
    4) факторы эволюции – наследственность, изменчивость, борьба за существование
    5) формы естественного отбора – движущий и половой
    6) формы естественного отбора – движущий, стабилизирующий, дизруптивный

    Березовая пяденица


    Рассмотрите рисунок с изображением бабочки берёзовой пяденицы и определите (А) тип приспособления, (Б) форму естественного отбора и (В) направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Запишите три цифры (номера терминов из предложенного списка) в правильном порядке.
    1) идиоадаптация
    2) мимикрия
    3) конвергенция
    4) движущая
    5) ароморфоз
    6) маскировка
    7) стабилизирующая

    Гомологичные органы


    Рассмотрите рисунок с изображением передней конечности разных животных и определите (А) направление эволюции, (Б) механизм эволюционного преобразования, (В) форму естественного отбора, которые привели к формированию таких органов. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
    1) ароморфоз
    2) стабилизирующая
    3) общая дегенерация
    4) дивергенция
    5) движущая
    6) идиоадаптация
    7) морфофизиологический регресс
    8) конвергенция

    Морской конек


    Рассмотрите рисунок с изображением морского конька и определите (А) тип приспособления, (Б) форму естественного отбора и (В) путь эволюции, которые привели к формированию такого приспособления у данного животного. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
    1) разрывающая
    2) маскировка
    3) идиоадаптация
    4) расчленяющая окраска
    5) параллелизм
    6) мимикрия
    7) движущая

    Колибри и муравьед


    Рассмотрите рисунок с изображением колибри и муравьеда и определите (А) тип приспособления, (Б) форму естественного отбора и (В) путь эволюции, которые привели к формированию таких приспособлений. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
    1) движущая
    2) дизруптивная
    3) дегенерация
    4) идиоадаптация
    5) дивергенция
    6) специализация
    7) половой диморфизм

    Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Эволюционный процесс состоит из макроэволюции и микроэволюции. (2) Микроэволюция протекает на популяционно-видовом уровне. (3) Направляющий фактор эволюции – борьба за существование. (4) Элементарная единица эволюции – класс. (5) Главные формы естественного отбора – движущий, стабилизирующий, разрывающий.

    Согласно закону Харди-Вайнберга, доли генов в популяции рассчитываются по уравнению p 2 +2pq+q 2 =1, где p 2 – доля гомозигот по одному из аллелей, p – частота этого аллеля, q 2 – доля гомозигот по альтернативному аллелю, q – частота альтернативного аллеля, 2pq – доля гетерозигот. Вычислите долю гетерозигот в популяции, в которой доля доминантного гена А составляет 60%. В ответ запишите только количество процентов.

    Известные эволюционные теории

    Откуда появились первые живые организмы, и благодаря каким механизмам они развивались? Эти вопросы всегда волновали умы людей. Если спросить школьника, как появился человек, то он, вероятнее всего, расскажет о происхождении человека от обезьяны, руководствуясь теорией Чарльза Дарвина.

    Но стоит заметить, что Дарвиновская теория эволюции является не единственной. В статье мы расскажем и о других взглядах на зарождение и развитие живых организмов.

    Креационизм

    Эта эволюционная теория предполагает, что жизнь возникла, как акт творения Высших сил. Основные постулаты креационизма:

    Яркий представитель креационизма – шведский ученый-естествоиспытатель и профессор медицины Карл Линней. Он работал в университете и заведовал садом, где выращивались растения для учебных опытов. Со всего мира Линнею присылали семена, поэтому флора ботанического сада была обширной. Именно это многообразие подтолкнуло Линнея к созданию классификации всех живых существ.

    Ученый выделил три основных царства: животные, растения и минералы. Принципы классификации были следующими:

    • Животные, по мнению Линнея, живут, растут и чувствуют. Например, если ударить тигра палкой, то последует реакция животного.
    • Растения живут, растут, но не чувствуют. Если палкой ударить тополь, он не отреагирует.
    • Минералы не живут и не чувствуют, только растут.

    Чуть позже Линней исключил минералы из классификации живых существ, поскольку была очевидна их принадлежность к неживой природе. Два оставшихся класса ученый разделил на более мелкие группы по принципу иерархии. Таким образом, были выделены следующие таксономические группы: царство, класс, отряд, род и вид.

    Линней предложил ввести единую форму для обозначения названия вида (бинарная номенклатура). Со времен Линнея названия всех видов живых организмов состоят из двух латинских слов: первое – название рода, второе – видовой эпитет. Третьим компонентом названия является имя исследователя, описавшего этот вид впервые.

    Например, волк обыкновенный обозначается как Canis lupus Linnaeus, где Canis – род (собака), lupus – видовой эпитет (волчий), а Linnaeus – фамилия ученого (Линней). Или Homo sapiens Linnaeus (Человек разумный, назван так Линнеем).

    Трансформизм

    Трансформизм – это система взглядов, которая объясняет появление одних видов живых организмов из других вследствие изменений, которые происходят по естественным причинам. Главная особенность концепции трансформизма заключается в том, что она не рассматривает вопрос о первичном происхождении жизни, а лишь изучает изменение видов.

    Среди известных трансформистов особое место занимает Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон – французский биолог и популяризатор научных знаний. Он придерживался следующих идей в концепции трансформизма:

    1. Существует некоторое количество высокоорганизованных живых организмов, трансформация которых приводит к появлению новых видов.
    2. Мир материален, всё живое возникает согласно законам природы.
    3. Основные факторы изменений, которые приводят к появлению новых видов, – это климат и пища.

    По мнению Буффона, рога на голове оленя образовались из-за того, что он ел листья и ветки кустарников, а хвост бобра в процессе эволюции покрылся чешуйками потому, что рацион питания грызуна составляла чешуйчатая рыба.

    С точки зрения современной науки, идеи Бюффона кажутся абсурдными. Однако главным его достижением было предположение о возможности изменения видов.

    Французский биолог был первым, кто высказал мысль о происхождении человека от обезьяны.

    Первая эволюционная теория

    Однако название кафедры показалось Ламарку малоприятным, и он решил переименовать ее в кафедру зоологии беспозвоночных, дав, таким образом, название целой группе животных, которое используется до сих пор. Биоразнообразие червей оказалось столь велико, что вдохновило Ламарка на создание первой эволюционной теории.

    Основные выводы, которые сделал ученый:

    1. Простейшие организмы появились благодаря самозарождению. Материалом для этого служили неорганические вещества.
    2. Все высокоорганизованные существа произошли от одного примитивного организма, типа инфузории-туфельки.
    3. Движущим фактором появления новых видов являлось стремление всех живых существ к совершенству. Ламарк сформулировал закон градации, который гласил: вне зависимости от окружающей среды каждый организм стремится к повышению уровня организации.
    4. Целесообразность – врожденное свойство всего живого. Под ее воздействием формируются органы, необходимые для приспособления к условиям обитания. Эту обусловленность ученый назвал законом упражнения-неупражнения органов. Например, животное окапи, поедая ветки всё более и более высоких деревьев, было вынуждено тянуть шею, что привело, по мнению Ламарка, к появлению жирафа.
    5. Ростом органов животных управляют флюиды, природа которых неизвестна. Движение флюидов по организму осуществляется усилием воли. Например, птицы, живущие на болоте, стремились подняться над топью и направляли флюиды в ноги. Скопление флюидов привело к удлинению птичьих ног и появлению цапель.
    6. Признаки, полученные животными в процессе их взаимодействия с окружающей средой, наследуются потомками. Причем Ламарк говорил о наследовании только благоприобретенных признаков, то есть тех, что улучшают выполнение каких-либо функций.
    7. Видов в живой природе не существует, есть только отдельные особи. Разделение животных на категории сделано человеком исключительно для удобства.

    Эволюционная теория Чарльза Дарвина

    Задуматься о формировании живых организмов путем естественных причин Дарвину помогли следующие наблюдения:

    • Сходство флоры и фауны у географически близких территорий.
    • Зависимость формы и размера органов животных от пищи, которую они употребляют. Дарвин заметил, что на Галапагосских островах обитает несколько разновидностей вьюрков, которые отличаются друг от друга массивностью и длинной клюва, поскольку питаются разной пищей.
    • На каждой географической территории существует определенное биологическое разнообразие, которое развивается там с течением времени. Сделать этот вывод Дарвину помогла палеонтология. В Южной Америке ученый обнаружил останки ископаемых ленивцев, которые были похожи на их современных собратьев. Однако останки ленивцев никогда не находили на территории Англии. Все потому, что ореолом обитания этого вида являлась Америка, а не Англия.
    • Дикари архипелага Огненная Земля способны выживать в тяжелых условиях, не имея при этом телесных приспособлений, типа огромных клыков, шерсти или когтей.
    1. Каждый вид растений и животных изменчив. Изменчивость наблюдается как в дикой природе, так и среди одомашненных представителей флоры и фауны.
    2. Имеет место наследственная изменчивость по приспособленности, то есть по тому, насколько хорошо животное или растение выполняет те функции, ради которых существуют различные органы.
    3. В природе присутствует геометрическая прогрессия размножения. Это значит, что у каждой пары организмов рождается гораздо больше потомков, чем способно прокормиться в среде обитания. Учитывая ограниченность ресурсов, Дарвин сделал вывод о наличии борьбы за существование.
    4. Если есть наследственная изменчивость по приспособленности и фактор борьбы за существование, то напрашивается заключение о наличии в природе естественного отбора. То есть выживают лучшие особи, которые передают по наследству потомкам преимущественные характеристики, что приводит к формированию новых пород.
    5. Видообразование является дивергентным. Это значит, что исходный вид делится на два или более новых.

    Приведем пример того, как Чарльз Дарвин объяснял работу естественного отбора на примере жирафа. Изначально жирафы отличались по длине шеи. Особи, которые имели более длинную шею, тратили меньше энергии на срывание высокорастущих листьев. Жирафы с короткими шеями были вынуждены искать низкорослые деревья, расходуя на это много энергии и испытывая недостаток пищи.

    Таким образом, потомство длинношеих жирафов получило преимущество в борьбе за выживание и постепенно вытеснило жирафов с более короткими шеями.

    Человек, по мнению Дарвина, произошел от низкоорганизованного предка. Ученый доказал, что человек не является актом творения Высших сил, а появился благодаря естественному отбору, дополненному в процессе антропогенеза результатом упражнения-неупражнения органов.

    Синтетическая теория эволюции

    Современная или синтетическая теория эволюции (СТЭ) – это симбиоз дарвинизма и генетики. Основные постулаты СТЭ:

    1. Популяция является единицей эволюции.
    2. Элементарное эволюционное событие – это стойкое изменение генных структур в популяции.
    3. Возникновение у живых организмов новых приспособлений к условиям обитания происходит в результате комбинирования малых мутаций.
    4. Мутации и другие факторы эволюции (например, волны численности, дрейф генов) имеют ненаправленный, случайный характер. Только естественный отбор является направленным.
    5. Эволюция дивергентна, постепенная и продолжительна.
    6. Макроэволюция (эволюция родов, семейств, отрядов, классов, типов живых организмов) происходит по законам микроэволюции (эволюции видов).
    7. Эволюция может идти по пути биологического прогресса или биологического регресса.
    8. Основные закономерности эволюции – это необратимость, прогрессивное усложнение форм и приспособляемость к окружающей среде.
    9. Эволюция не имеет цели. Это лишь процесс.

    СТЭ родилась в начале XX века и на данный момент является самой актуальной. Существенный вклад в формирование современной теории эволюции внесли следующие ученые: генетик и энтомолог Феодосий Григорьевич Добржанский, статистик и эволюционист Сьюэл Райт, биолог Сергей Сергеевич Четвериков, генетик Роналд Фишер, биохимик Джон Холдейн.

    Всё живое находится в движении. Этот факт неоспорим. Изменения во времени и есть эволюция. Вселенная продолжит свои метаморфозы и дальше, а вместе с ней будут эволюционировать наши знания о сути этого удивительного процесса.

    Надеемся, статья оказалась полезной. Друзья, будьте любознательны, и пусть ваш интерес к жизни не ослабевает. Успехов!

    1. Дайте определения понятий.
    Эволюция – необратимое историческое развитие живой природы.

    2. Заполните таблицу.

    История развития эволюционных идей (до ХХ века) .

    4-1-1-2

    3. Каковы сильные и слабые стороны системы органического мира К. Линнея?
    Разработал первую относительно удачную искусственную систему органического мира. За основу своей системы он принял вид и его считал элементарной единицей живой природы. Близкие виды объединились им в роды, роды в отряды, отряды в классы. Ввел в систематику принцип бинарной номенклатуры.
    Недостатки системы Линнея состояли в том, что при классификации он учитывал лишь 1-2 признака (у растений — число тычинок, у животных — строение дыхательной и кровеносной системы), не отражающих подлинного родства, поэтому далекие роды оказались в одном классе, а близкие — в разных. Виды в природе Линней считал неизменными, созданными Творцом.

    4. Сформулируйте основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.
    Пункты эволюционной теории Ламарка:
    • Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
    • У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
    • Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновремен¬ное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
    • Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
    • Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.
    Главным фактором эволюции считал прямое воздействие среды.

    Эволюционное учение Ч. Дарвина

    1. Дайте определения понятий.
    Факторы эволюции – по Дарвину, это естественный отбор, борьба за существование, мутационная и комбинативная изменчивости.
    Искусственный отбор – выбор человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений для получения от них потомства с желаемыми свойствами.

    2. Какие аспекты социальной и научной обстановки начала и середины XIX века способствовали, на ваш взгляд, разработке эволюционной теории Ч. Дарвином?
    К середине XX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию идеи эволюции, что создало научные предпосылки для эволюционной теории Ч. Дарвина. Это развитие систематики, теория Ламарка, открытие Бэром закона зародышевого сходства и достижение других ученых, развитие биогеографии, экологии, сравнительной морфологии, анатомии, открытие клеточной теории, а также развитие селекции и народного хозяйства.

    3. Заполните таблицу .

    Этапы жизненного пути Ч. Дарвина

    4-1-2-3

    4. Сформулируйте основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
    1. Организмы изменчивы. Трудно найти такое свойство, по которому особи, принадлежащие к данному виду, были бы полностью тождественны.
    2. Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству.
    3. Теоретически популяции растений и животных стремятся размножиться в геометрической прогрессии, и теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро. Но этого не случается, так как жизненные ресурсы ограниченны, и в борьбе за существование выживает сильнейший.
    4. В результате борьбы за существование происходит естественный отбор – выживают особи с полезными в данных условиях свойствами. Выжившие передают эти свойства своему потомству, то есть свойства эти закрепляются в череде последующих поколений.

    5. Заполните таблицу.

    Сравнительная характеристика эволюционных теорий Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина

    4-1-2-5

    6. Каково значение эволюционного учения Ч. Дарвина для развития биологической науки?
    Учение Дарвина позволило привести в гармонию разрозненные знания о законах, которым подчиняется организация жизни на нашей планете. В прошедшем столетии эволюционное учение Дарвина было развито и конкретизировано благодаря созданию хромосомной теории наследственности, развитию молекулярно-генетических исследований, систематики, палеонтологии, экологии, эмбриологии и многих других областей биологии.

    Борьба за существование и ее формы

    1. Дайте определение понятия.
    Борьба за существование – это один из движущих факторов эволюции, наряду с естественным отбором и наследственной изменчивостью, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

    2. Заполните таблицу.

    Борьба за существование и ее формы

    4-1-3-2-0

    3. Какая из форм борьбы за существование является, по вашему мнению, самой напряженной? Ответ поясните.
    Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как у особей совпадает экологическая ниша. Организмы конкурируют за ограниченные ресурсы — пищевые, территориальные, самцы некоторых животных конкурируют между собой за оплодотворение самки, а также другие ресурсы. Для снижения остроты внутривидовой борьбы организмы вырабатывают различные приспособления — разграничение индивидуальных участков, сложные иерархические отношения. У многих видов организмы на разных этапах развития занимают разные экологические ниши, например, личинки жесткокрылых обитают в почве, а стрекоз — в воде, в то время как взрослые особи заселяют наземно-воздушную среду. Внутривидовая борьба приводит к гибели менее приспособленных особей, способствуя этим естественному отбору.

    Естественный отбор и его формы

    1. Дайте определения понятия.
    Естественный отбор – это избирательное воспроизведение генотипов, которые в наилучшей степени отвечают сложившимся условиям жизни популяции. То есть, основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

    2. Заполните таблицу.

    4-1-5-2

    3. Что является следствием естественного отбора?
    Изменение состава генофонда, удаление из популяции особей, свойства которых не дают преимуществ в борьбе за существование. Возникновение адаптаций организмов к условиям внешней среды.

    4. В чем, на ваш взгляд, заключается творческая роль естественного отбора?
    Роль естественного отбора заключается не только в отсеве нежизнеспособных особей. Движущая его форма сохраняет не отдельные признаки организма, а весь их комплекс, все присущие организму комбинации генов. Отбор создает приспособления и виды, убирая из генофонда популяции, неэффективные с точки зрения выживания генотипы. Результатом его действия являются новые виды организмов, новые формы жизни.

    Читайте также: