Усыновление как приоритетная форма устройства детей оставшихся без попечения родителей диплом

Обновлено: 16.05.2024

Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Два года назад двери дома Вячеслава и Аллы Моричевых распахнулись для четверых замечательных ребят. За это время они стали неотъемлемой частью теперь уже большой семьи. Из любви, отчаяния, радости, противоречий и даже конфликтов рождается настоящая семья, считает Алла Владимировна. Супруги узаконили свои отношения в 1989 году, когда оба работали в детском саду № 189. В лихих 90-х Алла устроилась работать в воинскую часть.

Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Особенности усыновления (удочерения) как формы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей.

В целях защиты прав и законных интересов усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка осуществляет контроль за условиями его жизни и воспитания.

1.1. Предъявляемые требования к кандидатам в усыновители:

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права либо которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

7) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства;

9) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

10) лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

11) лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

2. Особенности опеки (попечительства) как формы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет . Опека над несовершеннолетним автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

2.1. Особенности приемной семьи как формы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Приемная семья - это одна из форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок передается в семью на основании договора о возмездном осуществлении опеки или попечительства.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

2.2. Предъявляемые требования к кандидатам в опекуны (попечители), приемные родители:

Опекунами (попечителями), приемными родителями детей могут назначаться только:

Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные родительских прав;

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;

лица, ограниченные в родительских правах;

лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права либо которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовку в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса РФ (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

Приоритет семейного воспитания детей закреплен нормами международного права и Законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Семейным кодексом каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Усыновление (удочерение) Опека (попечительство)

возмездная форма опеки (приемная семья) безвозмездная форма опеки

Приоритетной формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление.

Усыновление – это принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Усыновление ребенка происходит на основании решения суда. После чего между ребенком и усыновителями возникают права и обязанности, как между родителями и детьми в кровной семье. Усыновленным ребенком приобретаются все отношения и права наследования, в том числе по достижению совершеннолетия.

Родители могут поменять ребенку фамилию, имя и отчество, в некоторых случаях дату рождения.

Для семей, усыновивших детей, государством предусмотрено:
- выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и единовременного пособия при рождении ребенка;

- выдача государственного сертификата на материнский капитал женщинам, усыновившим второго и третьего ребенка;

- предоставления единовременной жилищной субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- предоставление послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если ребенок в возрасте до 3-х месяцев;

- ежемесячные выплаты по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет;
- иные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации

для семей, имеющих несовершеннолетних детей.

- дополнительные гарантии усыновителям в части предоставления единовременной жилищной субсидии на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если до усыновления ребенку была назначена пенсия по потере кормильца, выплата ее продолжается и после усыновления.

Еще одной формой устройства ребенка в семью являются опека и попечительство.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет. Попечительство над детьми от 14 до 18 лет.

Опека устанавливается в административном порядке. В Челябинском городском округе - на основании распоряжения Администрации города.

Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за него. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока.

Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы.

Опекуну выплачиваются:

а) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

б) ежемесячные денежные средства на содержание подопечного и оплату его проезда на городском транспорте.

Денежные средств на содержание выплачиваются детям, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в связи с:

- лишением родителей родительских прав, ограничением их в родительских правах;

- признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);

- объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей;

- отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;

- отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;

- в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны;

- в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном федеральным законом порядке.

Ребенок, переданный под опеку, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением.

В случае отсутствия жилого помещения по достижении 18 лет лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на однократное предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Органы опеки и попечительства осуществляют регулярный контроль условий содержания, воспитания и образования ребенка.

Приемная семья является возмездной формой опеки. Передача ребенка в приемную семью осуществляется на основании договора между приемными родителями и органом опеки.

По отношению к ребёнку приемные родители имеют те же права и обязанности, что и опекуны.

Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемному родителю платится зарплата (вознаграждение), а также доплачивается 15 % за каждого последующего ребенка и 20% за воспитание ребенка-инвалида. Срок исполнения обязанностей по договору засчитывается в трудовой стаж. Родители получают пособие на содержание ребенка и льготы для семьи.

Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей.

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

Приемным семьям выплачиваются:

- единовременная денежная выплата при передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;

- единовременная выплата денежных средств на приобретение мебели.

- ежемесячные денежные средства на содержание подопечного и оплату его проезда на городском транспорте;

- ежемесячные выплаты на приобретение предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек и книг;

- ежемесячные выплаты денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг и услуг бытового обслуживания;

Кроме того, приемной семье оказываются дополнительные гарантии в части предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями.

Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, а также за расходованием средств.


Вы здесь: Главная Социальная сфера Опека и попечительство Формы устройства в семью

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА В СЕМЬЮ

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лиц а в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственног о или обоих родителей в связи:

- с отсутствием родителей,

- лишением их родительских прав,

- огранич ением их в родительских правах,

- признанием роди телей безвестно отсутствующими,

- недееспособны ми (ограниченно дееспособными),

- наход ящимися в лечебных учреждениях,

- объявлением их умершими,

- отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиня емых в совершении преступлений,

- уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

- отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Органы опеки и попечительства выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 Семейного кодекса РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается (статья 121 Семейного кодекса РФ).

Органами опеки и попечительства являются орган ы исполнительной власти субъектов Российской Федерации . Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами в соответствии с законами субъектов РФ (статья 121 Семейного кодекса РФ).

Органы опеки и попечительства в течение месяца с момента выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают их устройство и при невозможности передать детей в семьи направляют сведения в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Региональный банк данных о детях – часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов РФ и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях.

Федеральный банк данных о детях – часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному оператору государственного банка данных о детях.

Государственный банк данных о детях – совокупность регионального и федерального банков о детях, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Формы устройства ребёнка в семью

Отличие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Выделение средств на содержание ребенка

Приобретает права кровного ребенка

Принимается в семью на правах воспитуемого

Принимается в семью на правах воспитуемого

Государственные гарантии ребенку (жилье, образование, медицинское обеспечение и др.)

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ).

ОПЕКА – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно . На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливаетс я главой администрации муниципального образования . Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновление м . (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной сем ье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям - заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) .

Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или в приемных семьях, могут быть усыновлены только с согласия опекунов (попечителей) или приемных родителей, а также при согласии ребенка, если он достиг возраста 10 лет. В случае неисполнения опекунами (попечителями), приемными родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, органы опеки и попечительства вправе снять опеку (попечительство), расторгнуть договор и передать детей на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью других граждан.

Усыновителями, опекунами, приемными родителям и могут быть:

Совершеннолетние и дееспособные граждане.

Усыновить может семейная пара или одинокий человек, опекун ом может быть только одно лицо.

С доходом в семье на человека не менее прожиточного минимума . При установлении опеки, создании приемной семьи э то требование не предъявляется.

Не имеющие судимости за преступления против жизни и здоровья людей.
Не лишённые или ограниченные в родительских правах.

- туберкулез активный и хронический всех форм локали зации у больных I, II, V групп;

- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного а ппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологически е заболевания всех локализаций;

- наркома ния, токсикомания, алкоголизм;

- инфекционные заболевания д о снятия с диспансерного учета;

- психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

- все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСЫНОВЛЕНИЮ ИЛИ ОПЕКЕ необходимо обращаться в отдел опеки и попечительства Комитета образования администрации Сосновоборского городского округа. Процедуры установления усыновления (включая cудебные) и опеки бесплатны.

Документы, которые необходимо подготовить заявителям для установления усыновления:

1.Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем (личное заявление, пишется от руки или машинописное/ набранное на компьютере).

2.Краткая автобиография (свободная форма, пишется от руки, машинописное или набирается на компьютере).

3.Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах (свободная форма, готовится на бланке предприятия, подпись бухгалтера, печать, указываются данные за последние 3 месяца. Либо копия декларации о доходах из налоговой инспекции, для пенсионеров - справка о начислении пенсии, выписка из банковского счёта другие справки, подтверждающие доходы).

4.Копия финансового лицевого счета (форма №9, получаемая в ПБЦ (Паспортно-бухгалтерский центр , г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д.26 ).

5 . Если жильё приватизировано или приобретено и находится в частной собственности, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, если оно приватизировано: Договор купли-продажи, Свидетельство о регистрации права собственности (нотариально заверенная копия договора; регистрационное свидетельство гос. образца – заверенная копия).

6 .Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (выдаётся непосредственно в ИЦ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области . Справка выдается на специальном номерном бланке . Адрес: г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52 ).

7 .Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (ф орма №164/у-96 , введена Приказом Минздрава № 332 от 10 сентября 1996г. Ограничения введены Постановлением Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г.)

8 .Копия свидетельства о браке. Если усыновитель в браке не состоит, предоставляется его копия свидетельства о рождении.

9 .При усыновлении ребенка одним из супругов - заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).

10 .Документ о постановке на учёт гражданина в качестве кандидата в усыновители.

11 .При усыновлении ребёнка возраста 10 лет и старше необходимо его согласие на усыновление и изменение личных данных (имени, фамилии, отчества, места рождения) (согласие ребёнка получается усыновителями и визируется органом опеки, если ребёнок проживал в семье усыновителя, например, был до этого на опеке, является падчерицей/пасынком усыновителя. Если ребёнок проживает в учреждении, то получение такого разрешения не входит в компетенцию усыновителя и занимаются этим органы опеки и государственный опекун ребёнка (например, директор детского дома).

Никакие другие документы органы опеки требовать с усыновителей права не имеют т.к. этот список дан в пункте 6 Постановления Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 и не подлежит расширительному толкованию, а при необходимости органы опеки могут и обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО запрашивать нужные им инстанции.

Объектом исследования является совокупность правоотношений, порождаемых усыновлением, и их правовое регулирование в семейном законодательстве РФ
Предметом исследования является юридическая конструкция усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ
Цель дипломной работы анализ и всестороннее осмысление юридической конструкции усыновления, а также подготовка предложений по совершенствованию института усыновления в семейном законодательстве РФ.

Содержание

Глава 1. Истоки становления и развития института усыновления в России ………………………………………………………………………………….12

Глава 2. Понятие усыновления (удочерения) и источники его правового регулирования
Понятие усыновления (удочерения)…………………………… 23

2.2 Субъекты усыновления (удочерения) и требования предъявляемые к ним ………………………………………………… 27

2.3 Правовые последствия установления усыновления (удочерения).

Глава 3. Условия усыновления (удочерения)

3.1 Согласие на усыновление (удочерение) родителей и лиц их замещающих………………………………………………………………42
Согласие ребенка на усыновление (удочерения)…………………51
Согласие супруга на усыновление (удочерения)…………………54

3.4 Учет интересов ребенка при усыновлении (удочерении)………56

Глава 4. Порядок установления усыновления (удочерения) и его отмена
Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей……………………………………………………….59
Процедура судебного разбирательства дел об установлении усыновления (удочерения)…………………………………………64
Тайна усыновления……………………………………………….72
Государственная регистрация усыновления (удочерения)…….76 4 5.Основание и порядок отмены усыновления (удочерения)….82

4.6 Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами………………………………………………………………89

Список использованных источников…………………………………………106

Работа состоит из 1 файл

Усыновление (удочерение)- основная форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения диплом.doc

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Кривицкий Максим Игоревич

Заочная форма обучения, 4 курс, Группа ВВЮВ-4

Руководитель

Заведующий кафедрой правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор

Шарихин Александр Егорович

Допустить к защите

Ректор (проректор) МНИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

на выполнение дипломной работы

Студента Кривицкого Максима Игоревича, заочная форма обучения, 4 курс, группа ВВЮВ-4

3.Перечень основной литературы, материалов практики (исходные данные): Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребенка,Обзор судебной практики Верховного суда РФ, труды Арутюняна Г.В.,Беспалого Ю.Ф., Глухаревой В.Г., Кустовой В.В., Летовой Н.В., Нечаевой А.М., Пчелинцевой Л.М.,Сорокина С. и др

4.Содержание дипломной работы:

4.1Истоки становления и развития института усыновления в России

4.2Понятие усыновления и источники его правового регулирования, субъекты и правовые последствия усыновления

4.3 Условия усыновления, учет интересов ребенка при усыновлении

4.4 Порядок установления усыновления и его отмена, тайна усыновления, особенности усыновления детей иностранными гражданами

5.Руководитель – Заведующий кафедрой правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор ____________ А.Е. Шарихин

Кривицкий М.И .Усыновление (удочерение) как приоритетная форма уствойства детей, оставшихся без попечения родителей

Руководитель - д.ю.н. А.Е. Шарихин

2010г., 114с., 68 источников.

Ключевые слова: УСЫНОВЛЕНИЕ, СИРОТСТВО, ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМ А, ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, ОПЕКА, ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ТАЙНА УСЫНОВЛЕНИЯ, РЕГИСТРАЦИЯ, СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО.

Актуальность темы. Проблема усыновления детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - тема чрезвычайно актуальная. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов и прав детей - основополагающая задача семейного права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье - закреплено в Семейном кодексе РФ. Дети, оставшиеся без попечения родителей, постоянно нуждаются в помощи и защите государства. Наиболее предпочтительной формой социальной защиты таких детей является усыновление.

Объектом исследования является совокупность правоотношений, порождаемых усыновлением, и их правовое регулирование в семейном законодательстве РФ

Предметом исследования является юридическая конструкция усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ

Цель дипломной работы анализ и всестороннее осмысление юридической конструкции усыновления, а также подготовка предложений по совершенствованию института усыновления в семейном законодательстве РФ.

Задача дипломной работы заключается в детальном раскрытии института усыновления, а именно, таких составляющих его частей как: понятие усыновления; субъекты усыновления и требования, предъявляемые к ним; правовые последствия установления усыновления; условия усыновления; выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей; процедура судебного разбирательства дел об усыновлении; тайна усыновления; основание и порядок отмены усыновления; особенности усыновления детей иностранными гражданами.

В работе проведен анализ следующих основных нормативных правовых актов: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Постановления правительства РФ, Конвенция о правах ребенка , а также трудов ученых-правоведов, таких как Арутюнян Г.В., Белякова А.М., Беспалов Ю.Ф., Глухарева В.Г., Завражнов В.,Кустова В.В., Летова Н.В., Нечаева А.М., Сорокин С. И др.

Научное и практическое значение работы заключается в том, что она содержит выводы, предложения и рекомендации, которые могут быть использованы в работе по совершенствованию соответствующих разделов российского семейного законодательства, в дальнейшей разработке проблем института усыновления, а также в правоприменительной практике.

Структура дипломной работы: введение, четыре главы, включающие тринадцать параграфов, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Истоки становления и развития института усыновления в России ……………………………………………………………………………… ….12

Глава 2. Понятие усыновления (удочерения) и источники его правового регулирования

2.2 Субъекты усыновления (удочерения) и требования предъявляемые к ним ………………………………………………… 27

2.3 Правовые последствия установления усыновления (удочерения).

Глава 3. Условия усыновления (удочерения)

3.1 Согласие на усыновление (удочерение) родителей и лиц их замещающих…………………………………………………… …………42

    1. Согласие ребенка на усыновление (удочерения)…………………51
    2. Согласие супруга на усыновление (удочерения)…………………54

    3.4 Учет интересов ребенка при усыновлении (удочерении)………56

    Глава 4. Порядок установления усыновления (удочерения) и его отмена

      1. Выявление и учет детей, подлежащих усыновлению, и усыновителей……………………………………………… ……….59
      2. Процедура судебного разбирательства дел об установлении усыновления (удочерения)…………………………………………64
      3. Тайна усыновления………………………………………………. 72
      4. Государственная регистрация усыновления (удочерения)…….76 4 5.Основание и порядок отмены усыновления (удочерения)….82

      4.6 Особенности усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами…………………………………………………… …………89

      Список использованных источников…………………………………………106

      Настоящая работа посвящена теме усыновления (удочерения) в Российской федерации как наиболее приоритетной форме устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.

      В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

      Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

      В этом заключается одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность данной формы устройства.

      20 ноября 1989г. в мировом сообществе произошло событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка [2]. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации. Подписав Конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения.

      Одно из самых важных прав ребенка – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 1996 года [5].


      Вы здесь: Главная Социальная сфера Опека и попечительство Формы устройства в семью

      ФОРМЫ УСТРОЙСТВА В СЕМЬЮ

      Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

      Дети, оставшиеся без попечения родителей - лиц а в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственног о или обоих родителей в связи:

      - с отсутствием родителей,

      - лишением их родительских прав,

      - огранич ением их в родительских правах,

      - признанием роди телей безвестно отсутствующими,

      - недееспособны ми (ограниченно дееспособными),

      - наход ящимися в лечебных учреждениях,

      - объявлением их умершими,

      - отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиня емых в совершении преступлений,

      - уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

      - отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

      Органы опеки и попечительства выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 Семейного кодекса РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

      Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается (статья 121 Семейного кодекса РФ).

      Органами опеки и попечительства являются орган ы исполнительной власти субъектов Российской Федерации . Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами в соответствии с законами субъектов РФ (статья 121 Семейного кодекса РФ).

      Органы опеки и попечительства в течение месяца с момента выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают их устройство и при невозможности передать детей в семьи направляют сведения в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

      Региональный банк данных о детях – часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов РФ и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях.

      Федеральный банк данных о детях – часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному оператору государственного банка данных о детях.

      Государственный банк данных о детях – совокупность регионального и федерального банков о детях, оставшихся без попечения родителей.

      Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Формы устройства ребёнка в семью

      Отличие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

      Выделение средств на содержание ребенка

      Приобретает права кровного ребенка

      Принимается в семью на правах воспитуемого

      Принимается в семью на правах воспитуемого

      Государственные гарантии ребенку (жилье, образование, медицинское обеспечение и др.)

      УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ).

      ОПЕКА – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно . На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливаетс я главой администрации муниципального образования . Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновление м . (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

      ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной сем ье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям - заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) .

      Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или в приемных семьях, могут быть усыновлены только с согласия опекунов (попечителей) или приемных родителей, а также при согласии ребенка, если он достиг возраста 10 лет. В случае неисполнения опекунами (попечителями), приемными родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, органы опеки и попечительства вправе снять опеку (попечительство), расторгнуть договор и передать детей на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью других граждан.

      Усыновителями, опекунами, приемными родителям и могут быть:

      Совершеннолетние и дееспособные граждане.

      Усыновить может семейная пара или одинокий человек, опекун ом может быть только одно лицо.

      С доходом в семье на человека не менее прожиточного минимума . При установлении опеки, создании приемной семьи э то требование не предъявляется.

      Не имеющие судимости за преступления против жизни и здоровья людей.
      Не лишённые или ограниченные в родительских правах.

      - туберкулез активный и хронический всех форм локали зации у больных I, II, V групп;

      - заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного а ппарата в стадии декомпенсации;

      - злокачественные онкологически е заболевания всех локализаций;

      - наркома ния, токсикомания, алкоголизм;

      - инфекционные заболевания д о снятия с диспансерного учета;

      - психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

      - все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

      ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСЫНОВЛЕНИЮ ИЛИ ОПЕКЕ необходимо обращаться в отдел опеки и попечительства Комитета образования администрации Сосновоборского городского округа. Процедуры установления усыновления (включая cудебные) и опеки бесплатны.

      Документы, которые необходимо подготовить заявителям для установления усыновления:

      1.Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем (личное заявление, пишется от руки или машинописное/ набранное на компьютере).

      2.Краткая автобиография (свободная форма, пишется от руки, машинописное или набирается на компьютере).

      3.Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах (свободная форма, готовится на бланке предприятия, подпись бухгалтера, печать, указываются данные за последние 3 месяца. Либо копия декларации о доходах из налоговой инспекции, для пенсионеров - справка о начислении пенсии, выписка из банковского счёта другие справки, подтверждающие доходы).

      4.Копия финансового лицевого счета (форма №9, получаемая в ПБЦ (Паспортно-бухгалтерский центр , г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д.26 ).

      5 . Если жильё приватизировано или приобретено и находится в частной собственности, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, если оно приватизировано: Договор купли-продажи, Свидетельство о регистрации права собственности (нотариально заверенная копия договора; регистрационное свидетельство гос. образца – заверенная копия).

      6 .Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (выдаётся непосредственно в ИЦ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области . Справка выдается на специальном номерном бланке . Адрес: г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52 ).

      7 .Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (ф орма №164/у-96 , введена Приказом Минздрава № 332 от 10 сентября 1996г. Ограничения введены Постановлением Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г.)

      8 .Копия свидетельства о браке. Если усыновитель в браке не состоит, предоставляется его копия свидетельства о рождении.

      9 .При усыновлении ребенка одним из супругов - заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).

      10 .Документ о постановке на учёт гражданина в качестве кандидата в усыновители.

      11 .При усыновлении ребёнка возраста 10 лет и старше необходимо его согласие на усыновление и изменение личных данных (имени, фамилии, отчества, места рождения) (согласие ребёнка получается усыновителями и визируется органом опеки, если ребёнок проживал в семье усыновителя, например, был до этого на опеке, является падчерицей/пасынком усыновителя. Если ребёнок проживает в учреждении, то получение такого разрешения не входит в компетенцию усыновителя и занимаются этим органы опеки и государственный опекун ребёнка (например, директор детского дома).

      Никакие другие документы органы опеки требовать с усыновителей права не имеют т.к. этот список дан в пункте 6 Постановления Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 и не подлежит расширительному толкованию, а при необходимости органы опеки могут и обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО запрашивать нужные им инстанции.

      Читайте также: