Какой метод обеспечит возможность пройти этот путь познания постичь истину

Обновлено: 18.04.2024

КНИГИ 411631 АВТОРЫ 126095 СЕРИИ 42597 ЖАНРЫ 502 ГОРОДА 1124 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16316 ТЕГИ 320450 СТАТЬИ 564

воспитательным задачам. Но, несмотря на это, два основных теоретико-познавательных вопроса в конфуцианстве поставлены:

Мыслители древневосточной философии считали, что человечество получает знание в процессе долгого и прилежного обучения. Но существуют люди с врожденными способностями, одаренные люди, но их мало.

В древневосточной философии были поставлены важнейшие гносеологические проблемы:

— соотношение чувственного и рационального в познании;

— субординация мышления и языка.

В гносеологии Древнего Востока существует три метода познания:

Основные мысли древневосточной философии:

— мир и каждая личность рассматриваются как единое целое, более важное, чем составляющие ее части;

— большое значение имеют методы познания, связанные с интуицией;

— познание принципов макрокосма осуществлялось с помощью сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы;

— познание соединялось с волей к реализации на практике моральных норм и эстетическими ощущениями;

— включение человека в систему этических норм, которые имели в своей основе глобальные принципы макрокосма;

— логика функционировала путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т. д.;

— движение представлялось в виде циклов. Познание истины опирается на интеллект и опыт, в основании которого лежат чувства. Согласно убеждению мыслителей Древнего Востока, истина постигается в процессе созерцания, понимаемого как тождественность познанию. По их мнению, истина многогранна, никогда не может быть выражена полностью, различные мнения об истине доказывают лишь ее различные стороны.

Оторванность древневосточной философии от конкретных научных знаний привела к тому, что в объяснении мира она пользовалась наивно-материалистическими идеями о пяти первостихиях, о началах инь и ян, об эфире и т. д.

52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО, МНЕНИЯ И ЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИДА И ДЕМОКРИТА

Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель.

С самого начала поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разделяет истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.

Он разделил философию:

— на философию истины;

Парменид назвал разум критерием истины, а в чувствах же, по его мнению, точности нет: не стоит доверять чувственным восприятиям, лучше разумом исследовать высказанные доказательства.

Один и тот же мир, по мнению Парменида, взятый в двух его измерениях — человеческой повседневности и умопостижения, — раздваивается:

— на мнение смертных;

Согласно учению Парменида, все, что окружает человека, — условности.

Демокрит (около 460 — около 370 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-плюралист, основатель атомизма. Демокрит превосходил многих философов своего времени богатством знаний, остротой и логической правильностью своего учения.

Согласно Демокриту, весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы падают. Демокрит называл атомами не только физические частицы, но и единицы ума, а пустоту — глупостью.

Демокрит предложил научный метод познания, который был основан на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала.

Ощущения, согласно Демокриту, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания.

Вселенная, как утверждал Демокрит, строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит видел объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий.

По мнению Демокрита, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мечущихся атомов; обладая внутренней энергичностью, она является причиной движения живых существ. Мышление, согласно Демокриту, является физическим процессом.

Демокрит объяснял процесс познания с диалекти-ко-материалистической стороны.

Согласно Демокриту, мир познается за счет чувств и разума. Но эти два познания несравнимы между собой.

Демокрит разделил знание:

— на темное (чувственное познание — вкус, обоняние, осязание, зрение, слух и др.);

— светлое (истинное, рациональное познание — мышление, разум).

Чувственное (темное) познание, по мнению Демокрита, является приблизительным, относительным, частичным. Мыслительный процесс, рациональное познание выступает дополнением к чувственному, когда человек силой мысли может проникнуть за мир видимый, постичь всеобщее и закономерное.

Наиболее крупную роль в становлении и развитии философии нового типа сыграл французский философ Рене Декарт (1596–1650). Его философская система не только отрицала схоластическое мышление, но и содержала позитивную программу, опирающуюся на собственный метод, чем во многом определила восходящее развитие философской мысли Европы на последующие триста лет.

Декарт родился во Франции в дворянской семье, учился в иезуитском коллеже Ла-Флеш. Незаурядные математические способности сделали его гениальным математиком.

В 1633 г. Римский папа внес труды Декарта в список запрещенных книг, а спустя восемь лет Людовик XIV запретил преподавание картезианства на всей территории французского королевства.

Декарт был одним из тех мыслителей, которые тесно связывали развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он интенсивно занимался экспериментальными науками (в современном смысле слова), внес большой вклад в формирование оптики. Декарт открыл закон преломления светового луча на границе двух различных сред. Точная формулировка этого закона позволила усовершенствовать оптические приборы, которые стали играть огромную роль в астрономии и навигации (а вскоре и в микроскопии). В рамках занятий оптикой он изучал и анатомию человеческого глаза.

К числу научных открытий Декарта можно отнести и идею условного рефлекса, сыгравшую фундаментальную роль в становлении и развитии психологической мысли.

Весьма важное место он занимает и в истории развития математики. Декарт сыграл решающую роль в становлении современной алгебры: он ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х, y, z) переменные величины, сделал общепринятым современное обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Сказанным далеко не исчерпывается область научных достижений и открытий Декарта.

Занятия Декарта наукой объясняют тот факт, что в формировании его философской системы важную роль сыграл способ мышления современного ему естествознания.

Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и с точки зрения метода. Образ дерева, по мысли

Декарта, подчеркивает данный тезис: следствия должны вытекать из общих для них дедуктивных посылок, так как все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу.

Идеал единства научного знания подчеркивался Декартом неоднократно. Наука должна быть стройной логической структурой, основанной на математических средствах. Главный принцип классификации наук состоит в порядке, которому следуют в целях лучшего усвоения материала, причем этот порядок отображает и этапы развития природы: физика должна следовать за логикой и математикой, после нее идет этика, т. е. наука об обществе.

Основной, собственно философской наукой, по Декарту, является метафизика, которая в его трактовке испытала сильнейшее воздействие научных изысканий мыслителя и его методологии. Философ высоко ценил метафизику. Он не был согласен с пренебрежительным отношением к ней, проявляемым многими естествоиспытателями, загипнотизированными успехами математического естествознания. Много позже эти сциентические тенденции, отвергнутые Декартом, разовьются в позитивизм.

Первое правило метода Декарта требует принимать за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, т. е. вполне самоочевидно. Перед нами указание на интуицию как на исходный элемент познания и рационалистический критерий истины. Это lumen naturale (естественный свет) в его чистом виде. Интуитивное – несомненно, а все то, что не подтверждено интуицией, подлежит сомнению и не может считаться истинным. Это правило имеет гносеологический характер, оно является выражением методологического скептицизма Декарта и формулируется следующим образом: никогда не принимать любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью.

Третье правило метода: в познании мыслью следует идти от элементарных и доступных нам вещей к вещам более сложным и трудным для понимания. Такой путь мысли является рационалистической дедукцией.

Четвертое правило метода ориентирует на достижение полноты знания, на то, чтобы совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что мы ничего не пропустили.

Врожденные идеи и проблема Бога. Вторым основоположением метафизики Декарта является признание существования Бога. Каким образом идея Бога была введена в пространство теоретической рефлексии Декарта?

Для чего нужен Бог философу?

1. Бог – гарант существования мира, его познания, гарант истинности познания.

Деистический Бог потребовался Декарту для того, чтобы: избежать солипсизма, ибо логически внешний мир из cogito не выводим; объяснить сохранение мира, а позже – и происхождение мыслящих людей. Вся система аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль о существовании врожденных идей в качестве одного из основоположений рационалистической теории познания. Именно врожденным характером идей объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. Углубляясь в него, мы оказываемся способными познавать сотворенные Богом вещи.

Дуализм Декарта. Учение о субстанциях. Для того чтобы объяснить природу и структуру мира, Декарт ввел понятие телесной субстанции, которая безраздельно господствует во всем Универсуме. Определяя субстанцию как то, что не нуждается ни в чем другом для своего существования, Декарт подчеркивает всеобщность материального начала в природе. По мысли Декарта, материальной субстанции присущи определенные всеобщие неизменные свойства: объемность и протяженность, которые он называл простыми элементами материи. Из этих элементов логически вытекают следующие свойства: фигура, величина, расположение, порядок частей, их количество, делимость, длительность, перемещение. Таким образом, Декарт геометризовал материальную субстанцию, т. е. фактически свел ее к протяженности, хотя эта идея имела и рациональное зерно: здесь содержалась мысль о связи материи и пространства, а поскольку, по мысли философа, протяженность не может быть чем-либо ограничена, материальная Вселенная беспредельна.

В связи с вышеизложенными идеями Декарта иногда называют родоначальником механицизма (позиция, в силу которой все многообразие мира объясняется пространственными перемещениями частиц вещества, которым приписывается минимальное количество свойств геометрического и физического порядка).

На основании учения о материальной субстанции Декарт сформулировал свою знаменитую космогоническую гипотезу – первую в Новое время попытку постичь происхождение универсума и показать развитие мира во времени. Бог создал материю, сообщил ей первоначальный толчок, затем ее развитие происходит в соответствии с теми закономерностями механики, которые были известны Декарту. Сообщая материи первоначальный толчок, импульс движения, Бог сообщает его в определенном количестве, т. е. во Вселенной сохраняется столько движения, сколько его было вложено при творении.

По мнению Декарта, природа безгранично усложняется, совершенствуется на основе всеобщих естественных законов. Декарт даже высказал мысль о необходимости приложения идеи прогресса к животному миру.

В XVIII в. к идее развития Декарта примкнули многие прогрессивные умы, в том числе и И. Кант, но постепенно ее узкомеханистическая реализация все же утрачивала сторонников. Однако в XX в. его физика вновь стала вызывать интерес: в ней нашли предвосхищение идеи бесконечной делимости материального континуума, неисчерпаемости всеобщих связей и др.

Принципы своей философии Декарт распространил и на объяснение жизнедеятельности животных организмов. Философ открыл механизм ответных реакций живых организмов на факты раздражения их органов чувств (по современной терминологии – безусловно-рефлекторных реакций).

На этой основе Декарт сближает понимание животных с пониманием человека, однако он видит и принципиальное их различие. Оно выявляется, во-первых, в способности человека к целесообразным действиям в любых ситуациях, а это свидетельствует о наличии в человеке разума, во-вторых, в наличии речи. Эти отличия объясняются действием особого свойства человека – наличия разумной души.

Однако Декарт не мог строго придерживаться своей дуалистической схемы взаимонезависимых субстанций. Приходилось косвенно признавать их взаимодействие. Душа, по Декарту, нуждается в определенном месте обитания (теле), а тело человека и нервные процессы в нем тесно связаны. Это послужило впоследствии поводом для дискуссий среди последователей Декарта.

Идея связи двух субстанций обнаружилась и в картезианском учении о страстях. Декарта нередко называют отцом физиологической психологии, так как он попытался построить и объяснить всю физиологию страстей.

Страдательные состояния, или страсти, в его теории рассматриваются как результат взаимодействия с предметами окружающего мира и отождествляются с чувственным познанием. Это ощущения, восприятия, представления, чувства и т. д., которые не исходят из самой души, а привносятся извне и лишь осознаются ею в таком виде, т. е. эти страсти души навязываются, она их не может изменить.

Активные состояния Декарт отождествлял с желаниями, которые исходят непосредственно от нашей души и зависят только от нее. Основное назначение или функцию страстей Декарт видит в том, что они побуждают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело; так, чувство страха вызывает желание бежать, а чувство отваги – бороться. Страсти приучают душу желать признанного природой полезным и никогда не менять своего желания. В то же время активные страсти могут заставить человека совершать поступки, диктуемые разумом и не связанные с удовлетворением биологически целесообразных желаний. Таким образом, эти страсти представляют собой источник и волевого, и инстинктивного, стремящегося к самосохранению, поведения. Они также отождествляются человеком со стремлениями и аффектами, которые зависят не только от души, но и от тела и служат связующим звеном между ними.

Единственным местом, где душа соединяется с телом, является у человека шишковидная железа (гипофиз). Воздействие души на протекание рефлекса заключается в том, что своим желанием она заставляет колебаться железу, чтобы вызвать нужное действие (поведение), которое соответствует этому желанию. Тем самым душа изменяет направление рефлекса, делая поведение волевым и целенаправленным.

Этические воззрения Декарта тесно связаны с его теорией познания. Добродетель одновременно является истиной. Если человек в своих решениях и поступках исходит из познания истины, истинных суждений и твердо следует им, он может быть уверен в том, что ему не придется раскаиваться или сожалеть о последствиях. Такой человек обретает господство над своими страстями и живет, следуя добродетели. Центральная идея этики Декарта – господство над человеческими страстями, и рекомендуемые им средства борьбы со страстями во многом перекликаются с нравственным учением стоиков. Однако Декарт в отличие от стоиков не считал страсти как таковые злом и предостерегал лишь от их крайностей и неправильного применения. Важным различием в их позициях было и то, что само познание у Декарта становилось нравственной деятельностью, а истина и добро – тождественными понятиями. Одна и та же душа познает сначала истину, свободно избегая опрометчивых суждений, чтобы затем в нравственном поведении действовать согласно с ней.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

Максимально - 2 балла, за 1 ошибку - 1 балл.

  • Истина — знание, соответствующее моральным нормам, укоренённым в обществе.
  • Относительность истины определяется ограниченностью познавательных возможностей человека.
  • Абсолютное знание — знание полное, исчерпывающее об объекте, которое не может быть дополнено или уточнено.
  • Истинные знания всегда конкретны, обращены на определённый объект познания.
  • Знание, которое получено эмпирическим путём, всегда является абсолют¬ной истиной.
Вопрос 2

Выберите верные суждения об обыденном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

Максимально - 2 балла, за 1 ошибку - 1 балл.

  • Обыденное, или житейское, знание опирается на повседневный опыт жизни и деятельности человека.
  • Выводы и умозаключения обыденных знаний строятся на наблюдениях, рефлексии жизненных ситуаций.
  • Обыденное знание никогда не опирается на научные исследования, изучение школьных дисциплин.
  • Существенный вклад в формирование обыденных знаний вносит человеческая интуиция.
  • Обыденные знания составляют основу научной картины мира современно го человека.
Вопрос 3

Выберите верные суждения о познании

Максимально - 2 балла, за 1 ошибку - 1 балл.

  • Формулирование выводов и умозаключений на основе имеющихся суждений отличает рациональную (логическую) ступень познания.
  • Чувственная ступень познания связана с непосредственным воздействие познаваемых предметов на органы чувств человека.
  • Формами рационального познания являются ощущение, восприятие и представление.
  • Рациональное познание предполагает постижение внешних свойств, формы познаваемых предметов и явлений.
  • Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретена знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Вопрос 4

Выберите верные суждения об особенностях социального познания.

Максимально - 2 балла, за 1 ошибку - 1 балл.

  • В социальном познании отмечается совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом.
  • Преобладающим методом социального познания является эксперимент.
  • Социальное познание обращено на осмысление сущности человека, труп людей, общества в целом.
  • Применение экспериментов в социальном познании затруднено, поскольку речь идёт о человеке, его правах и интересах.
  • Социальные знания субъективны и абстрактны, поэтому не могут быт истинными.
Вопрос 5

Вберите верные суждения о мировоззрении.

Максимально - 2 балла, за 1 ошибку - 1 балл.

  • Учёные выделяют несколько типов мировоззрения: мифологическое, рели¬гиозное, философское, научное, обыденное (житейское).
  • Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
  • Одна из функций мировоззрения — ценностно-аксиологическая, форми¬рующая у каждого человека представление о нравственных ориентирах, идеалах, установках.
  • Мировоззрение, обладая идеальной природой, не влияет на поведенческие стандарты, способы деятельности.
  • Учёные выделяют два уровня мировоззрения — структурно-функциональный и причинно-следственный.
Вопрос 6

Установите соответствие между ступенями (этапами) познавательной деятельности. и формами познания

Максимально - 3 балла, за 1-2 ошибки - 1 балл.

  • освоение отдельных свойств единичных объектов
  • фиксирование существенных признаков в понятиях
  • формирование внешнего целостного образа познаваемого объекта
  • утверждение либо отрицание чего-либо о познаваемых объектах
  • возможность воспроизводить познаваемый объект по памяти без его непосредственного созерцания
Вопрос 7

Установите соответствие между формами познания и признаками.

Максимально - 3 балла, за 1-2 ошибки - 1 балл.

  • освоение реагирования органов чувств человека на цвет, вкус, запах, температуру познаваемого предмета
  • формирование целостного внешнего образа познаваемого предмета в сознании человека
  • отражение в сознании познающего субъекта отдельных свойств и качеств познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств
  • форма отображения мира на рациональной, логической ступени познания
  • мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак
Вопрос 8

Установите соответствие между ступенями познавательной деятельности и их характеристиками

Максимально - 3 балла, за 1-2 ошибки - 1 балл.

  • формулируются суждения, утверждающие или отрицающие что-либо о познаваемых объектах
  • определяются внешние свойства предметов и явлений
  • предметы и явления мира осваиваются в ощущениях, восприятиях, представлениях
  • постигаются внутренние, сущностные качества и признаки предметов и явлений, закономерности их развития
  • сущностные признаки фиксируются в системе понятий
Вопрос 9

Установите соответствие между этапами научного познания и их характери­стиками:

Максимально - 3 балла, за 1-2 ошибки - 1 балл.

  • осуществляется сбор и классификация фактов
  • формулируются научно обоснованные вопросы (проблемы)
  • происходит отслеживание учёными изменений внешнего состояния исследуемых объектов
  • исследуются существенные причинно-следственные и функциональные связи и закономерности познаваемых явлений
  • выдвигаются и обосновываются научные предположения — гипотезы
Вопрос 10

Установите соответствие между методами научного познания и иллюстрирующими их конкретными примерами

Максимально - 3 балла, за 1-2 ошибки - 1 балл.

Александр Бондаренко

Существуют различные виды слушания, их можно разделить на несколько уровней. Разные люди могут слушать вас по-разному, а сам факт, что они слушают вас, не обязательно означает, что они слышат вас. Следует иметь в виду, что слушание редко ограничивается лишь словами. Помимо слов, для эффективного слушания требуется замечать интонацию, молчание и паузы, жестикуляцию.

Перечислим уровни слушания, разделенные на уровни духовного развития (Гуны):
---------------------------ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ НЕВЕЖЕСТВА---------------------
1. Игнорирование: Пассивное слушание – слова собеседника проходят в фоновом режиме, слушатель просто игнорирует собеседника. Ученик на задней парте занят своими делами, потому что он думает, что всё это знает или ему не интересно слушать.
2. Показное: Притворное слушание – слушатель делает вид, что слушает собеседника, он кивает, улыбается и соглашается. Ученик после замечания учителя успокоился и сделал вид, что слушает, а сам летает в облаках.
3. Выборочное: Предвзятое слушание – выборочное слушание, умышленно игнорируются, отклоняются системные взгляды другого человека. Что-то интересно, что-то не понятно, что-то противоречиво.
---------------------------ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ СТРАСТИ---------------------------
4. Непонимающее слушание – бессознательное наложение на то, что хочет сказать собеседник своей интерпретации и переворот смысла.
5. Внимательное слушание – слушание по личной инициативе, сбор и анализ фактов, часто манипуляция собеседником с целью использовать полученную информацию в своих целях или с целью опровержения. Уровень появления вопросов.
6. Активное слушание – понимание чувств и сбор фактов, по большей части в корыстных целях (например для того чтобы сдать экзамен).

На этих уровнях слушания могут возникать дискуссии.
Если и уровень слушающего и уровень учителя ниже уровня благости, то возникает спор.

--------------------------ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ БЛАГОСТИ----------------------------
Сопереживание: Сочувственное слушание – понимание и проверка фактов и чувств, помощь собеседнику, потребности собеседника выше потребностей слушателя. Уровень также делится на 3 уровня, но отличия в них незначительные. Высший уровень слушания соответствует почти полному пониманию без каких либо вопросов.

Если уровень слушающего и уровень говорящего в благости, то возникает беседа.

Александр Бондаренко

Итак мы разобрали типы слушателей, уровни слушания, частные случаи истины и то, что постижение Истины беЗконечно и такой опыт трудно передать словами. Для чего же нам всё это знать? Знаем мы это или нет, какая разница? Терпение. Ещё немного и мы подберемся к этому важному вопросу, так как по мере раскрытия темы вы должны сами попытаться немного начинать прояснить этот вопрос, а пока нам нужно понять ещё немного: что же такое знание и информация и как они влияют на нашу жизнь:

Александр Бондаренко

Вода в сосуде прозрачна. Вода в море — темна. У маленьких истин есть ясные слова; у великой Истины — великое безмолвие. (Рабиндранат Тагор)

Александр Бондаренко

Вспоминаем дуальность бытия:
• люди делятся на ведущих и ведомых
=если ты не будешь заниматься политикой, то политика займется тобой.
=аналогия езды на велосипеде: крутишь педали - едешь, перестаешь крутить педали - падаешь.
изучаешь информацию, стремишься к познанию истины - живешь, перестаешь интересоваться - перестаешь жить.
=вы управляете своей жизнью в меру своего понимания, а в меру своего непонимания вашей жизнью управляют другие. К.Петров.

Информация формирует наше мировоззрение, наши правила поведения, наши представления о добре и зле, наши привычки, наши представления о счастье, наше настроение, наше всё! И если вы не понимаете как работать с информацией вы просто живёте в матрице, которая формировалась всю вашу жизнь, слой за слоем в вашей голове формировались принципы и стереотипы, которые были вам даны кем-то, кто хотел использовать вас в своих интересах.

Александр Бондаренко

Благодаря современным средствам массовой информации (СМИ) почти все граждане имеют в изобилии информацию обо всем на свете. Информацию яркую, развлекательную и завлекающую. Информацию хорошо обработанную, отобранную, пригодную к потреблению без усилий и размышлений. ЗАДАЧА ЭТИХ СРЕДСТВ - ЗАБИТЬ МОЗГИ ЛЮДЕЙ ДО ОТКАЗА, чтобы в них не осталось места ни для чего другого и чтобы отпала всякая потребность "шевелить мозгами". Посеять в сознании людей такой хаос, чтобы люди не смогли упорядочить его разумным образом. Набить мозги шаблонами, клише, пустышками, образцами поведения, соблазнами. Эти средства фактически сняли с людей всякие моральные табу, подменили веками выработанные нормы здоровой жизни всякого рода извращениями, подменили высшие достижения культуры массовой псевдокультурой, систематически реализуют установку на психологическое и идейное упрощение и стандартизацию человеческого сознания.

Александр Бондаренко

Если человек теоретически будет знать всё и то что ему хотят навязать и то что он сам себе придумает, то это ровным счетом не означает, что человек стал умным, разумным и счастливым. Многознающим, возможно, только это очень относительное многознание, можно знать всё что угодно, много разных мифов и фантазий, а истины так и не знать. Можно быть пустословом, болтуном и размноживать эту информацию и далее развлекая народ, только вот к истине это не будет иметь никакого отношения. Почему необходимо знать истину, а не иллюзию, как я уже говорил, пока подумайте сами, ответ будет позже, а пока нужно отметить, что даже наличие истиной информации ещё не говорит о каком-то высоком положении. Это во-первых связано с тем, что у истины есть уровни, а во-вторых: У информации есть свойство - образность. Беспорядочная информация об отдельных аспектах реальности это одно состояние, можно знать много обо всем в отдельности, но не иметь представления о целом. Связанная структурированная информация проявляется в виде образа и является сигналом-ключём к пониманию следующего уровня истины. Так, структурированная определенным образом информация даёт человеку переход на следующий уровень осознания информации, на следующий этап видения истины, вы как повзрослевший ребенок начинаете понимать, что Дед Мороз совсем не такой. Это лишь пример. Это не обязательно разочарование. Вы можете будучи взрослым узнать, что Дед Мороз всё-таки существует и это будет радостно) Для разных людей переход на следующий уровень осознания истины сопровождается разными ощущениями. Этот переход называется просветлением. Есть стереотип: что произошло просветление, всё человек достиг совершенства. Нет не так. Этот процесс многоуровневый и беЗконечный. Просветление может пройти незаметно из-за одного услышанного слова, а может происходить очень эмоционально, когда накопленная информация начинает просто выталкивать сознание. Каким же образом хранится информация у нас в голове?

Александр Бондаренко

Выстраивать образные структуры из информации можно только благодаря разуму. Ум на это не способен. В чем разница ума и разума мы разберем чуть позднее, а пока нужно отметить, что просветление есть следствие духовного развития, при котором сознание проявляется в разуме.

Также существуют уровни информации или уровни истины:

ведические мудрецы говорят: Авидья Пратьякша Аннумана, что означает всё что ты увидел или услышал или обдумал это просто информация далекая от истины. Далее говорится: Шабда Агама Видья, что означает: полученная информация, подтвержденная духовным учителем (авторитетным источником) и проверенная на личном опыте является знанием, но ещё не истинным. А вот высшая Истина Ачинтья Видья (непостижимое знание), т.е. Гьяна достигается за счет развития сверхсознания, за счет связи с богом.

В Ведах написано: Лучше если человек владел бы знанием, а не информацией, но лучший из мудрецов, кто основываясь на знания обрел истинную веру, но лучший из мудрецов кто избавился от сомнений, но ещё лучше если он познал дух (высшую истину).

Уровень разума ~ уровень познания истины ~ уровень любви ~ уровень тонкой энергии (развитие чакр) ~ уровень служения богу (духовные практики) ~ уровень развития тонких чувств (интуиции) ~ уровень духовной чистоты (питание, мысли, поступки) и т.п.

Александр Бондаренко

Александр Бондаренко

Итак мы подходим к заключительному этапу и выясняем, как же мы отличаем иллюзию от истины, что нас заставляет принимать то или иное решение, на основании чего мы соглашаемся в получаемой информацией, а в результате чего мы не верим и не принимаем её:

Огромное значение в преобразование информации занимает личный опыт. Личный опыт это то, что непосредственно закрепляет в нас информацию на определенном своём месте в нашем подсознании. В этот момент информация превращается в знание.

Александр Бондаренко

Но знание это лишь только начальный уровень познания истины, так как знание это основано на примитивных органах чувств. Вы увидели какое-то явление сами лично, но это может быть фокус, вы попробовали пищу сами лично, но результат влияния плохой пищи может произойти с вами через 10-20 лет, вы сами лично доказали теорему, но ученые открыли новое явление и ваша теорема уже не работает и вы всё ещё блуждаете в потемках. Поэтому лучшим инструментом для познания истины является не чувства, не ум, а разум, который их объединяет, контролирует и взаимодействует со сверхразумом (интуицией):

На рисунке показано как информация поступает к нам в органы чувств. Чувства любят наслаждаться и если их никто не контролирует, то они наподобии взбесившихся коней мчат куда хотят всё быстрее и быстрее, часто прямо в пропасть. Ум конечно немного контролирует чувства в зависимости от своих традиций и установок, он частично контролирует чувства, знает время наслаждения и его количество, но по прежнему ему нравится принимать всё приятное и отвергает всё неприятное, а когда эта информация ему надоедает, он как жвачку её выплевывает и начинает принимать что-то другое или наоборот когда чувства притупевают из-за чрезмерной эксплуатации ум ещё больше увеличивает дозу, чтобы не утратить вкус. Когда ум начинает чувствовать себя большим и умным, он уже способен надавить на чувства, способен заставить их терпеть гадкий вкус водки, всё для того чтобы почувствовать ещё большее наслаждение для ума от галлюцинаций. Если ум начинает чувствовать запах власти или денег, то тут мнение чувств вообще уходят в сторону и он их эксплуатирует по полной в своих интересах для достижения умственного наслаждения или как называют ментального. Если в человеке просыпается разум, то он способен контролировать ум, он знает что плохо, что хорошо, он принимает полезное, а отвергает вредное. Он знает, что чувства в большинстве случаев эксплуатируются для получения удовольствий, но ведут к деградации тело и дух. Чувства и нижний уровень ума - это животный уровень. Верхний Ум и нижний уровень разума - уровень человека разумного. Высший Разум - уровень просветленного человека, уровень святости, уровень стремящийся к беЗконечному совершенству. Часто внутри людей живет противоречие, борьба чувств, ума и разума, кто в очередной раз побеждает, тому и вожжи в руки.

Александр Бондаренко

Для того чтобы ехать по жизни, а не стоят на месте, нужно:
колесница ~ тело, чтобы было здоровье и энергия,
лошади ~ чувства, чтобы воспринимать информацию
вожжи ~ ум, чтобы управлять чувствами
возничий ~ разум, чтобы управлять умом
пассажир ~ душа, я, наблюдатель, духовное существо, которое не является телом.
в идеале хорошо иметь штурмана ~ навигатор, интуитивные знания и сверхчувства, чтобы знать свой путь и следовать ему безошибочно и не тратя время по пустякам
и чтобы вся эта система поехала нужны колёса в идеале лучше 4 ~ 4 вида йоги, чтобы знать как различать истину, как поддерживать и черпать здоровье и энергию, как осознавать себя душой, а не телом, как понять своё предназначение, знать законы вселенной, как постичь любовь и бога.

Читайте также: