Активность избирателей как показатель уровня развития гражданского общества и правовой культуры

Обновлено: 25.06.2024

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации

В целях укрепления основ правового государства, обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации постановляю:

1. Одобрить представленную Центральной избирательной комиссией Российской Федерации Федеральную целевую программу повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации (далее именуется - Программа; прилагается).

2. Правительству Российской Федерации:

предусматривать при разработке проектов федерального бюджета на 1996-1998 годы включение Программы в перечень федеральных целевых программ, а также объемы финансирования, необходимого для реализации Программы;

утвердить государственным заказчиком Программы Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

3. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать необходимое содействие в подготовке и проведении мероприятий по реализации Программы.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

28 февраля 1995 года


ОДОБРЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 28 февраля 1995 года N 228

Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации

Раздел I. Цели и задачи Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации*

* Далее по тексту: Федеральная программа, Программа.

Задача повышения правовой культуры избирателей вытекает также из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", направленного на обеспечение реализации и защиту конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Методы правового просвещения избирателей, такие, как разъяснение и пропаганда избирательного законодательства, позволят довести до сознания каждого гражданина его сопричастность к проводимым в стране реформам, ход которых во многом зависит от результатов волеизъявления, активности и ответственности граждан за реализацию своих конституционных прав.

Федеральная программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов ставит своей главной целью создание единой системы качественного правового просвещения и образования, основанной на индивидуальном подходе, учитывающей интересы граждан, государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений и позволяющей преодолеть сложившуюся в последние годы в общественном сознании политическую апатию избирателей и повысить их гражданскую ответственность, поднять уровень профессионализма лиц, обеспечивающих проведение выборов и референдума, а также содействующих этой работе.

Выполнение этой цели служит решению следующих задач:

формирование знаний избирательного законодательства у участников избирательной кампании;

помощь избирателям в осмыслении практического применения действующих избирательных законов;

содействие участию избирателей в избирательной кампании, осознанию связи их участия в ней с экономическим и политическим развитием государства;

повышение активности избирателей в избирательном процессе, их заинтересованности в результатах выборов;

повышение уровня профессиональной квалификации организаторов избирательной кампании и подготовка специалистов по технологиям избирательного процесса. Эта задача преследует следующие цели: дать знания людям, занимающимся проведением выборов, референдума и поднять значимость их профессии;

оказание помощи кандидатам в депутаты, их доверенным лицам, представителям избирательных объединений в совершенствовании деловых, организаторских навыков, умении работать с избирателями, конкурентами, средствами массовой информации;

обеспечение консультирования международных и зарубежных организаций, осуществляющих наблюдение за ходом выборов и референдума.

Программа имеет непрерывный цикл, системность форм и методов правового просвещения граждан, организаторов выборов и предусматривает разработку планов обучения участников избирательного процесса на трех уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации и территориальном (районном, городском).

Реализация целей и задач Программы охватывает обучение более половины взрослого населения страны, в том числе:

избирателей - основного субъекта избирательного процесса, которых по итогам референдума 1993 года было более 106 млн. человек;

организаторов выборов - руководителей, членов и работников аппарата избирательных комиссий всех уровней, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - в совокупности около двух миллионов человек;

кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, представителей общественных и избирательных объединений - около одного миллиона человек.

В выполнении Программы участвуют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и созданный при Комиссии Российский центр обучения избирательным технологиям, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, Минобразование России, Госкомвуз России, Роскомпечать, Роскомкино, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, Минсвязи России, издательство "Юридическая литература", общество "Знание" и другие просветительские организации России, органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии, ведущие научные учреждения страны.

Программа включает специализированные подпрограммы просвещения избирателей и повышения уровня политического участия различных возрастных, социально-демографических, политических, профессиональных, этнических групп населения, организаторов выборов и иных участников избирательной кампании. Она строится на основе индивидуального подхода к обучению и профессионализации организаторов выборов, представителей политических партий, общественно-политических движений, избирательных объединений. Программа является основой для подготовки в субъектах Российской Федерации региональных (межрегиональных) и территориальных (местных) программ повышения правовой культуры избирателей, организаторов и участников избирательного процесса.

Раздел II. Повышение правовой культуры избирателей

Повышение правовой культуры избирателей, от уровня которой во многом зависят характер, ход и итоги избирательных мероприятий, подразумевает в первую очередь необходимость формирования у граждан Российской Федерации активного осознанного выбора в период избирательных кампаний и референдума. Эта цель достигается в результате общего правового просвещения населения и специального обучения избирателей.

Правовое просвещение населения направлено на формирование интереса граждан к политико-правовой сфере жизни общества, активности в период организации, подготовки и проведения выборов и референдума. В ходе специального обучения избирателей решается задача юридической подготовки в сфере избирательного права и избирательного процесса.

Организационные мероприятия, направленные на общее правовое просвещение избирателей, включают разъяснение актов избирательного законодательства, издание научно-популярной литературы, создание радио- и телепередач, проведение лекций и бесед, выпуск тематических кинофильмов.

Специализированное обучение проводится в старших классах школ, в средних специальных и высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации.

Правовой базой информационно-образовательного обучения избирателей являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", федеральные законы о выборах и референдуме Российской Федерации, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах.

Правовое просвещение избирателей проводится непрерывно по интенсивной программе как в период после избрания Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, так и сразу после назначения новых выборов либо референдума. Обучение граждан основам избирательных знаний в учебных заведениях строится исходя из специализации, а его программа может меняться с учетом возраста обучаемых, профиля вуза и иных факторов.

Реализация мероприятий общего и специального обучения населения и избирателей достигается в результате совместной целенаправленной работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий, образовательных и информационных органов. В этой работе координационные функции выполняются избирательными комиссиями, а организационные - представительными и исполнительными органами государственной власти соответствующего уровня.

Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обеспечивает дифференцированное внедрение наиболее результативных образовательно-информационных технологий в работу избирательных комиссий, образовательных учреждений и средств массовой информации на территории Российской Федерации через выпуск печатных изданий, разработку учебных и методических программ, по радио- и телевизионным каналам; в этих целях Центр совместно с представителями средств массовой информации образует на своей базе информационно-рекламные и иные подразделения.

Раздел III. Повышение уровня профессиональной квалификации организаторов избирательного процесса

Основной целью правового обучения организаторов избирательного процесса в Российской Федерации является повышение уровня их профессиональной подготовки на базе современных учебно-образовательных технологий. Обучение ведется в форме периодического проведения интенсивных курсов повышения квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в ее региональных центрах кадровой подготовки, других учебных заведениях.

Программа предусматривает освоение слушателями:

конституционно-правовых основ избирательной системы Российской Федерации;

организационно-технологических основ избирательного процесса на всех его этапах и уровнях, включая внедрение Государственной автоматизированной системы "Выборы";

историко-политологических аспектов избирательной кампании в России.

Для решения этой задачи организуются подготовка и переподготовка кадров организаторов выборов и референдума, осуществляемые в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" и разработанного на его основе Положения о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации совместно со специалистами высших учебных заведений, научных учреждений страны и практиками готовит необходимые программы и методические разработки по проблемам избирательной системы.

Научно-методический совет при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с привлечением ведущих специалистов Института государства и права Российской академии наук, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Института государственного управления и социальных исследований Московского государственного университета, иных вузов и научно-исследовательских институтов обеспечивает подготовку комментариев к законам о выборах и референдуме Российской Федерации.

Издательство "Юридическая литература" обеспечивает, начиная с 1995 года, издание массовым тиражом и распространение методических пособий, учебников, справочной и другой литературы по проблеме выборов и референдума.

При эксплуатации ГАС "Выборы" на региональных и местных выборах организуется обучение методам правовой защиты этой системы, организационной стыковки всех звеньев технологического процесса и контроля за всеми операциями, прежде всего операциями по учету избирателей и определению итогов голосования.

Программа обучения организаторов выборов строится на основе тесного сочетания теории и практики выборов, широкого использования деловых игр, применения методик, используемых при разрешении конфликтных ситуаций.

В 1995-1996 годах планируется обучение организаторов избирательного процесса с целью выработки навыков работы в связи с внедрением системы ГАС "Выборы", способствующих предотвращению возможных ошибок в период предстоящих избирательных мероприятий.

Программа предусматривает расширение взаимодействия с соответствующими международными организациями в сфере подготовки и повышения квалификации организаторов выборов.

Раздел IV. Повышение правовой культуры и выработка организационных навыков у представителей общественных объединений

Главной целью повышения правовой культуры представителей общественных объединений, участвующих в избирательном процессе, является овладение ими правовыми знаниями и практикой применения избирательного законодательства, а также организационными навыками, необходимыми для квалифицированного ведения избирательной кампании. Объем правового образования представителей общественных объединений в целом такой же, как объем знаний, которые получают на курсах повышения квалификации организаторы избирательного процесса.

В программе обучения представителей общественных объединений основными задачами являются:

формирование навыков организации избирательной кампании;

поиск оптимальных форм общения с избирателями, представителями средств массовой информации, конкурентами;

создание имиджа своего объединения;

анализ и прогнозирование участия избирателей в выборах и референдуме.

В целях реализации этих задач в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации разрабатывается программа социологического и психологического обеспечения предвыборных мероприятий на базе Российского центра обучения избирательным технологиям. Помимо этого предусматривается осуществление специалистами Центра экспертно-аналитической и организационно-консультативной деятельности для представителей общественных объединений. Аналогичные работы Центр выполняет также в рамках тематических программ, рассчитанных на отдельные категории и группы граждан (женщины, молодежь, другие).

Раздел V. Организация управления Программой и ее финансирование

Выполнение Программы реализуется путем проведения ее мероприятий, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии. (Перечень мероприятий Федеральной программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации прилагается). Координация деятельности указанных органов возлагается на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

В процессе выполнения Программы возможны дополнительные мероприятия по разработкам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, оперативная реализация которых возлагается на Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Финансирование настоящей Программы производится в порядке, установленном для финансирования федеральных программ, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на организацию и проведение выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, референдума Российской Федерации, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за счет средств общественных объединений и иных участников избирательного процесса в порядке долевого участия. Финансирование работ Российского центра обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по выполнению мероприятий настоящей Программы осуществляется за счет указанных средств, а также за счет средств Центра, получаемых им в результате выполнения работ на договорной основе.

Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обеспечивает подготовку ежегодных отчетов о ходе реализации настоящей Программы, а также оперативных информационных материалов и направляет их соответствующим федеральным и иным государственным органам, доводит в необходимых случаях до всеобщего сведения, путем публикаций в Бюллетене Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и в других средствах массовой информации.

Необходимость создания эффективных институтов гражданского общества, которые в будущем должны стать достойными оппонентами власти, делает актуальной проблему гражданской активности в политической и социальной жизни общества. В статье рассматриваются отдельные аспекты активной гражданской позиции общества и человека в частности. Дается определение социальной и политической активности граждан. Проанализированы проблемы и перспективы развития гражданской активности в России. Выявлена и обоснована позиция того, что слабая формализация на уровне гражданской активности несет в себе опасность не только увеличения раскола между общественными организациями и гражданами, но и препятствует сближению гражданского общества и государства, усиливает дефицит демократии в стране.


3. Фаткуллин Ф.Н. Основы учения о праве и государстве: Учебное пособие КГФЭИ. – Казань, 1997. – 223 с.

4. Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении // Социологические исследования. – 2008. – № 11. – С. 59-63.

5. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Проспект, 2013. – 652 с.

Исследование проблем и перспектив развития гражданской активности в России на сегодняшний день обусловлено важностью и значимостью процессов совершенствования институтов гражданского общества. Активное гражданское общество - это одно из жизненно значимых условий для становления демократического правового государства. При этом в данном процессе важнейшей составляющей является активное, социально полезное поведение человека в частности и общества в целом. В данном случае речь может идти о появлении качественно новых типов личности, которые выступают как носители новых политических и правовых ценностей и норм, в результате чего образуется правовая культура и правовое сознание, что является важным критерием оценки личности с позиции активного гражданина и человека. Таким образом, одним из важнейших критериев характеристики личности как активного индивида должен стать уровень ее правосознания и правовой культуры.

По нашему мнению, проблематика гражданской ответственности обусловлена политическими и правовыми реформами, проводимыми в России в XXI веке, которые предполагают всеобъемлющую правовую информированность общества, открытость власти и прозрачность механизмов деятельности государства.

Следовательно, гражданская активность - это форма активности общества, которая направлена на реализацию социальных интересов, присуща индивиду, а также различным общественным объединениям граждан. Она зависит от политических, духовных, культурных ценностей общества и человека в частности.

Гражданская активность нацелена на привлечение наибольшего внимания общества, средств массовой информации (СМИ), структур власти к различным общественным проблемам. Целесообразно выделить наиболее социально значимые, в частности ветеранские, женские, молодежные, проблемы профсоюзов; вопросы, связанные с развитием местного самоуправления, образования, культуры, медицины, с состоянием экологии, экономики и т.п.

Процесс формирования активности граждан, как правило, протекает стихийно, независимо от деятельности различных социальных институтов, путем дискуссий, обмена мнениями, сопоставления различных точек зрения. Но зачастую гражданская активность - это результат действий государственных учреждений, политических организаций, масс-медиа. Формами коллективной самоорганизации граждан являются общественные комитеты, союзы, движения; инициативные группы гражданского давления, экспертные общественные комиссии, советы и другие. Диапазон действий достаточно широк - начиная от сбора подписей, подачи петиций и кончая уличными манифестациями и актами гражданского неповиновения.

В большинстве случаев акции неповиновения - это результат массовых эмоций активного гражданского населения. Они могут проявляться в виде пикетов, митингов, распространения печатной продукции (листовок, газет), в иных формах. Такая гражданская активность, как правило, давит на органы власти как на местах, так и на уровне Федерации, в целях принятия политических решений, угодных протестующим. В этом случае есть вероятность того, что за мирными и социально значимыми лозунгами может скрываться и иная цель, например, захват власти или изменение политической ситуации в корыстных целях отдельных граждан. В результате необходимо говорить о том, что гражданская активность основана на принципах полной добровольности и свободы участия. Углубление непримиримости с представителями власти может усилить политический характер гражданской активности, может привести к политическому кризису на локальном, региональном или национальном уровнях. Данное обстоятельство обусловливает необходимость оперативного анализа и учета общественного мнения в процессе принятия политических решений.

Правовое государство на современном этапе - это демократическое государство, права и свободы в котором выступают в качестве гарантии со стороны государства, и, следовательно, обеспечивается участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает наличие высокого уровня правовой и политической культуры, развитого гражданского общества. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит выражение в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, политическом плюрализме, свободе прессы и т.п. В.А. Затонский считает, что «среди наиболее важных признаков правового государства необходимо выделить такие, как:

Вместе с тем правовое государство, как и любое другое государство, имеет общие характерные признаки, которые проявляются в следующем:

  1. Посредством государственной власти происходит внутренняя и внешняя политика.
  2. Государства базируют свою деятельность на социально-экономической основе общества в целом.
  3. Государства осуществляют свою деятельность посредством специальных государственных механизмов.
  4. Любое государство - это обособленная административно-территориальная организация.
  5. Без налогов и сборов не может существовать ни одно государство.
  6. И, наконец, государство обладает суверенитетом.

Развитие и становление гражданского общества - это в первую очередь процесс самоорганизации, объединения людей для защиты своих интересов сегодня, сейчас и на длительное время. На самоорганизацию и самосознание, являющимися составными частями социальной активности граждан, можно и необходимо влиять, и такое влияние не должно ограничиваться одной лишь пропагандой. Данную проблему можно решать с двух основных позиций: посредством влияния извне (управление); посредством стимулирования саморазвития и самоорганизации граждан (создание условий для саморазвития и самостоятельной активности граждан).

Правовая активность личности - одна из важнейших составных частей (форм) социальной активности, включающая в себя все многообразие ее проявлений, играющая важнейшую роль в процессе становления российского государства как правового.

Правовую активность личности следует рассматривать как интенсивную деятельность личности в сфере права, включающую в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы. Правовая активность характеризуется рядом признаков:

во-первых, правовая активность личности всегда проявляется в действиях, так как сущность активности заключается именно в действии, в активном поведении человека;

в-третьих, данные действия происходят в сфере права и могут носить как правомерный, так и противоправный характер. Противоправное поведение - это тоже поведение правовое (но не правомерное), поэтому противоправный характер, как и правомерный, является ее составляющей;

в-четвертых, данная категория отражает психологическую готовность личности к общению с правом, в рамках которого у каждой личности должна присутствовать устойчивая убежденность в высоком назначении права;

в-пятых, правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить от надлежащих ей субъектов.

Одним из важнейших элементов правовой жизни является активное поведение людей как членов гражданского общества, основанное на их сознании. Именно они выступают показателем состояния и хода развития и функционирования общественных процессов. Поэтому их исследование представляет важный инструмент для принятия научно обоснованных решений во всех сферах общественно-правовой жизни.

При этом правовая активность личности может рассматриваться не только как элемент правовой жизни, но и как показатель ее качественного состояния. Оттого, насколько активнее ведет себя личность в сфере права, в том числе и в политической жизни общества, определяется и уровень (состояние) правовой жизни.

Таким образом, правовая активность личности в отношении к правовой жизни является:

  • необходимым элементом правовой жизни;
  • способом ее функционирования;
  • показателем, нормативом ее качественного состояния.

Правовая активность выступает не только одним из основных способов правовой жизни, но и является объектом, критерием эффективности проводимой правовой политики.

Итак, правовая активность личности как важнейшая составная часть правовой жизни выступает критерием ее качественного состояния.

В зависимости от масштабов гражданская активность проявляет себя в рамках отдельной производственной административной единицы, в пределах региона, на общенациональном уровне. Она оказывает воздействие на развитие политических отношений в обществе, может способствовать их сохранению и укреплению либо воздействовать на изменение сложившегося статус-кво в отношениях между субъектами политики. Гражданская активность неразрывно связана с гражданским долгом. Это означает, что любой гражданин должен честно исполнять свои обязанности, испытывать чувство нравственной ответственности за свою деятельность перед окружающими людьми и обществом, знать о последствиях неправомерного поведения.

Рецензенты:

Багаутдинов Ф.Н., д.ю.н., судья Конституционного суда Республики Татарстан, профессор кафедры уголовного права и процесса Академии социального образования РТ, г. Казань.

Нажмите, чтобы узнать подробности

4. Юмористические стихи, карикатуры и афоризмы на тему:

5. Ведомственная целевая программа «Молодежь Новосибирской

6. Главные страницы сайтов Молодежных Парламентов

Новосибирской области и Коченевского района 28

На сегодняшний день электоральное поведение было и остается очень актуальной и мало изученной областью политической социологии. Одна из актуальнейших проблем современного российского общества - нежелание жителей России, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Для меня данная тема близка тем, что совсем скоро мне предстоит стать молодым избирателем, и я бы хотела отнестись к этой роли серьезно и ответственно.

Объект исследования: электоральное поведение современной молодежи России и села Чистополье в возрасте от 20 до 30 лет.

Предмет исследования: участие молодежи в выборах и факторы, влияющие на ее активность.

Целью моей работы является изучение уровня электоральной активности молодёжи и определение путей её повышения.

1. Изучить научную и тематическую литературу по теме.

2. Рассмотреть состояние электоральной активности современной молодежи в России.

3. Провести мини-исследование на примере жителей нашего села.

4.Определить факторы, формирующие избирательное поведение молодежи.

5. Изучить организацию работы в РФ и Новосибирской области по привлечению молодёжи к участию в выборах.

6. На основе полученных данных сделать выводы и предложить пути решения проблемы.

Гипотеза: выборы в селе Чистополье, как и в России в целом, проходят при малой активности молодежи, уровень ее электоральной активности низкий.

Методы проведения исследования:

метод социального анкетирования;

теоретический и сопоставительный анализ материалов;

накопление научного материала;

Осмысление собранного материала: сравнение, анализ, синтез.

Новизна исследовательской работы в том, что я разносторонне рассмотрела данную проблему, изучила, проанализировала и представила графически самые свежие материалы изучения общественного мнения жителей России и своего села Чистополье.

Практическое применение заключается в том, что материал можно использовать на уроках обществознания, права, во внеклассной работе, а также в работе избирательных комиссий.

2. Основная часть

2.1. Понятие электоральной активности молодежи

В современной российской социологии пока не сложилось общепринятого определения электоральной активности граждан. Тем не менее, это понятие очень широко используется при анализе хода избирательных кампаний различного уровня, при прогнозировании и анализе результатов соответствующих выборов.

Выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными. В этой связи весьма актуальна проблема электоральной активности избирателей, а точнее – молодых избирателей.

Самую перспективную группу населения составляет молодёжь. Это — основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель - человек в возрасте до 30 лет. Совершеннолетие - это тот возраст, когда гражданин получает право прикоснуться к делам государственным, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации 18 - летний гражданин приобретает право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов местного самоуправления до Президента страны, то есть приобретает активное избирательное право. Чуть позже, достигнув 21 года, к этому праву добавится право быть избранным — пассивное избирательное право.

Игнорирование выборов негативно сказывается на всей системе общественно-политических институтов страны, ведь волеизъявление граждан – исходное условие легитимности власти, с помощью которого реализуются общественные ожидания, сдерживаются и разрешаются социальные конфликты.

Большинство российских экспертов определяют ряд факторов, влияющих на электоральную активность избирателей:

возраст и пол избирателей, образование родителей, влияние традиций семьи;

электоральные предпочтения родителей в юношеский период жизни избирателя;

уровень образования, тип занятости, социальный статус избирателя;

текущие социальные изменения, события в политической и экономической сфере, роль используемых информационных источников;

влияние супруга, друзей, членство в различных общественных организациях;

прошлый опыт голосования;

уровень политической и правовой культуры.

Последний фактор во многом предопределяет электоральное поведение избирателей. Избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников электорального процесса. При организации выборов должно быть уделено больше внимания созданию условий для голосования граждан, испытывающих в этом затруднения в силу не зависящих от них обстоятельств. Необходимо предпринимать усилия, чтобы избирательный процесс был максимально открытым и понятным для всех его участников, в особенности для молодых избирателей.

Из проведенного анализа теоретической базы я сделала вывод о том, что электоральное поведение – это совокупность действий и поступков граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также их участием в референдумах.

Исследуя проблему сознательного и добровольного неучастия россиян в политической жизни страны, я выяснила, что в основе этого современного явления лежит абсентеизм (от лат. absentis - отсутствующий). Этим термином обозначают одну из форм бойкотирования выборов, отказ от участия в них, проявление безразличия к осуществлению своих прав и обязанностей.

2.2. Состояние электоральной активности современной молодежи в России и среди жителей с. Чистополье

Опросы общественного мнения посвящались в основном определению уровня правовой культуры и электоральной активности различных групп избирателей, прежде всего, молодежи. Существует несколько возможных критериев для оценки политической активности молодежи .

Критерий интереса к политике. По данным опроса ФОМ, политикой интересуются 37% молодежи и почти две трети молодых граждан (62%) не проявляют интереса к этой сфере (см. Приложение1).

Наиболее аполитичная группа – молодежь в возрасте от 18 до 29 лет. Больший интерес к политике проявляют также молодые люди с высшим образованием, сравнительно состоятельные, они чаще обсуждают политические события со сверстниками. Между работающей и учащейся молодежью значимых отличий не обнаружено, но и первые, и вторые больше включены в информационное пространство политики, чем те, кто не работает и не учится.

Таким образом, можно сказать, что интерес молодежи к политике связан с социальным капиталом: более образованные, состоятельные, добившиеся некоторого положения в обществе молодые люди начинают чаще интересоваться политикой, чем те, кто просто борется за выживание, занят учебой или семьей.

Критерий личного участия в политической деятельности. Одним из важных показателей политической активности молодежи является

Таким образом, тот факт, что подавляющее большинство молодых людей исключают для себя возможность стать активистом той или иной партии, свидетельствует о значительной политической пассивности молодежи.

Критерий недоверия к институту выборов. По данным ФОМ на вопрос «Одни считают, что результаты выборов отражают мнение народа. Другие считают, что результаты выборов не отражают мнения народа, что составляет 38% и 44 % соответственно, 18% - затруднились ответить. Согласно данным опроса, среди молодых россиян бытует устойчивое недоверие к институту выборов, причем в последние годы оно даже усиливается. Анализируя приведенные данные, можно сказать, что большинство молодежи пассивно в своих политических устремлениях.

Избирательные планы и мотивы участия молодежи в выборах. Большинство молодого поколения России характеризуется низким уровнем доверия к политике и власти, а также высоким процентом политических абсентеистов, что ставит под сомнение легитимность существующей политической системы и возможность становления гражданского общества в нашем современном государстве.

С целью определения отношения молодёжи к политике и выявления основных причин низкой электоральной активности молодёжи, мной в октябре 2014 г. проводилось анкетирование и социологический опрос среди жителей села Чистополье, относящихся к категории молодёжи. Было опрошено 46 человек в возрасте от 20 до 30 лет. Предварительно мной была составлена анкета (см. Приложение 2).

Результаты социологического опроса показали следующие результаты (см. Приложение 3):

Молодежь не проявляет большого интереса к перипетиям предвыборной борьбы. Лишь 6 % респондентов ответили что, как правило, внимательно изучает предвыборные агитационные материалы. Не удивительно, что именно представители этой группы чаще других ходят голосовать. Половина молодых людей либо следят за ходом предвыборной кампании не очень внимательно (25%), либо не следят вообще, хотя и обращают на агитацию внимание, если она попадается на глаза (23%). Совершенное безразличие к предвыборным кампаниям выразили 12% ответивших на вопрос. Как и следовало ожидать, именно представители этой группы опрошенных голосуют реже всего. Еще 32% не следят за предвыборной борьбой не из-за отсутствия интереса, а из-за того, что такая борьба их раздражает, поскольку правды никто не говорит, а политики только стараются очернить друг друга. Довольно большой процент респондентов указал, что вообще не видит на выборах никакой борьбы – 21%. На вопросы – принимали ли вы участие в голосовании на президентских выборах – более 70 % опрошенных - ответили утвердительно, примерно такое же количество от опрошенных респондентов голосовали на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации – 68%, но вот если опрошенные помнят за кого отдали свои голоса на выборах президента РФ 04. 03. 2012г, то большинство респондентов не помнят кандидатов, за которых они голосовали на выборах депутатов Государственной Думы РФ 4. 12. 2011г.

Примерно одинаковый процент опрошенных отвели очень полярно -27% - не верят в честность выборов и в то же время 28% - считают, что их голос очень важен, это наш гражданский долг, 16 % опрошенных заявили о том, что политикой вообще не интересуются, примечательно, что в данном случае большинство опрошенных имеют среднее профессиональное или среднее специальное образование, а в первом и втором случае – отвечали люди, имеющие высшее образование или студенты ВУЗов. 28% опрошенных считают, что результат выборов заранее известен и от их голоса ничего не зависит. На вопрос – Что нужно сделать для привлечения молодёжи на выборы? Респонденты давали очень разнообразные советы: от подарков за участие в выборах до угрозы наказания. Но были и вполне здравомыслящие предложения – внедрять информационные технологии и интернет-голосование, пропагандировать политическую активность в СМИ как модную тенденцию среди молодёжи, привлекать молодёжь в избирательные комиссии, повысить уровень жизни.

2.3. Организация работы в Российской Федерации и Новосибирской области по привлечению молодёжи к участию в выборах

Активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность. 2

Основными формами привлечения молодёжи к участию в выборах являются:
Семья. Важным фактором политической социализации молодёжи является пример родителей. На мой взгляд, представление о важности выборов должно быть сформировано с детства. Поэтому необходимо проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей.

Школа. Важную роль в формировании правовой культуры и становлении гражданской позиции играет школа. Исследования показали, что чем выше степень участия школьников школьном самоуправлении, тем выше их уровень политической грамотности и активности.

Волонтёрские движения - добровольные, бескорыстные участия молодежи в различных общественных проектах.

СМИ. Значительная часть информации о выборах молодое поколение получает через СМИ, поэтому необходимо просматривать и обсуждать проблемы государственного устройства, систему выборов, права и обязанности граждан.

Партии и общественные движения. Создание молодёжных организаций является весомым фактором вовлечения молодёжи в электоральный процесс.

Человек не может считаться полноправным членом общества, не имея гражданской позиции, не принимая участия в жизни своей страны.

А ведь участие в выборах – это не просто конституционное право, но и событие, требующее от избирателя политической ответственности. Чтобы принять решение, нужно быть грамотным в правовом отношении человеком и разбираться в политической обстановке своей страны. В противном случае, участие в выборах некомпетентного избирателя принесет больше вреда, чем пользы. Я считаю, политическую грамотность людей, в частности молодежи, необходимо повышать путем создания целостной, тщательно продуманной программы гражданско-патриотического воспитания.

В 75 регионах России созданы и функционируют молодёжные парламенты. Молодёжный парламент Новосибирской области занимает 4 место в регионе. Он создан в целях содействия в приобщении наиболее активных и подготовленных молодых граждан к парламентской деятельности, формирования их правовой и политической культуры, поддержки созидательной, гражданской активности молодежи. 3

Во всех регионах Российской Федерации ведется активная работа по привлечению подрастающего поколения в избирательную систему. Ярким примером тому служит создание молодежных избирательных комиссий при избиркомах РФ различного уровня, которые являются источником кадрового резерва для избирательной системы страны. Таковые были сформированы в 59 субъектах Российской Федерации. В 20 из них, в том числе и в Новосибирской области, молодежные избирательные комиссии ведут активную деятельность. С 11 по 13 декабря 2014 г. на базе Центра социальной поддержки молодежи и юношества им. К. Заслонова, ГБУ НСО "Агентство поддержки молодежных инициатив" совместно с Избирательной комиссией Новосибирской области организовало Региональный форум молодежных избирательных комиссий Новосибирской области. В рамках форума состоялись встречи молодежи с членами Избирательной комиссии Новосибирской области, депутатами Законодательного Собрания, представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Но участвуют в этих мероприятиях самые активные представители молодежи, те, кто обладает лидерскими качествами. Основная же масса остается не задействованной.

2009 год был объявлен годом молодежи, однако в его рамках не было проведено заметных мероприятий по популяризации выборов. Это еще один недостаток государственной политики. Количество творческих объединений, спортивных школ, и секций в последнее время сокращается, особенно на селе. А если они и есть, то на платной основе, и доступны не всем. У подростков отсутствуют возможности для полноценного развития и самореализации. В вечернее время молодежи нечем себя занять. Отсюда – абсентеизм и негативное отношение к власти и к выборам. Задача государства сегодня должна сводиться не только к периодической работе с молодежью исключительно перед выборами. Это должен быть постоянный, планомерный процесс. Только тогда можно будет достичь реальных результатов.

3. Заключение

1. Политическое поведение проявляется в разных формах: от лидерства до абсентеизма.

2. Как показывает диагностика, уровень электоральной активности молодежи в России является крайне низким, несмотря на принимаемые со стороны государства попытки решения этой проблемы. Гипотеза подтвердилась.

4. Наиболее распространенной формой политического поведения является голосование на выборах.

Менее распространено участие в различных формах протеста: митингах, демонстрациях, несанкционированных забастовках, и др.

Основным мотивом участия в политической жизни является стремление оказать влияние на власть, основным мотивом уклонения от участия служит уверенность в его бесполезности.

Среди факторов электорального поведения следует выделить социальную и политическую принадлежность людей, а также их пол, возраст, образование и доход.

Я рассмотрела меры государственной политики, направленные на повышение электоральной активности молодежи, и хотела бы отметить, что эта работа ведется и приносит определенные положительные результаты, но имеются и недостатки. Считаю, что принципиально изменить отношение молодежи к политике возможно только тогда, когда она почувствует себя реальным участником и субъектом всех процессов, происходящих в стране, если молодежная политика станет приоритетной в России, будут решены многие социальные вопросы.

Поэтому я предлагаю следующие пути решения проблемы:

Государство должно реально, а не формально сделать приоритетной молодёжную политику: доступным получение образования, реализацию приобретённых профессиональных навыков за достойное вознаграждение, создание семьи, приобретение жилья, решить другие социальные вопросы.

Активизировать работу местных молодежных организаций, повысить информированность различных молодежных сайтов.

Развивать спорт, открывать больше спортивных школ, секций.

Организовывать культурно-массовый досуг молодежи. Увеличить финансирование на создание кружков, творческих объединений для подростков.

Активизировать деятельность учреждений культуры, организовать их работу с молодежью в вечернее время.

Политикам необходимо повышать авторитет власти и доверие к ней, выполняя предвыборные обещания, и защищая интересы своих граждан.

Нужно проводить больше молодёжных акций, как можно больше встреч с представителями местной администрации.

Для развития молодежных инициатив необходима поддержка со стороны государственной власти. Этой проблематикой должны заниматься все уровни власти: от государственной до муниципальной.

Уделять большое внимание работе с нормативно - правовыми документами и непосредственно с самой Конституцией РФ, являющейся основой содержания правового образования.

Правовая реклама является одним из средств повышения правовой культуры. Использование правовой рекламы на учебных принадлежностях (закладках, наклейках, календарях) поможет стать одной из установок поведения школьников. Сегодня СМИ являются главным воспитателем граждан страны, обучая их правовой культуре.

Конечно, реализация этих мер усложняется тем, что недоверие к честности проведения выборов является довольно прочным и укорененным, нередко подкрепляется практикой. Население не выступает против выборов, но требует, чтобы они были честными, чтобы политики выполняли свои предвыборные обещания.

Читайте также: