Такие элементы как рациональный эмоциональный и установочно волевой выделяют в правовой

Обновлено: 17.05.2024

Познавательный (интеллектуальный, когнитивный) компонент правосознания представляет собой совокупность знаний о правовых нормах, его сформированность оценивается по степени осведомленности о правовой регуляции различных сфер деятельности и выражается в правовой подготовке.

Оценочный (эмоциональный, аффективный) компонент правосознания представляет собой совокупность оценочных суждений о правовых нормах, правовом поведении других людей и своем собственном, правоохранительных органах и их деятельности, его сформированность оценивается по степени солидарности с данными правовыми нормами и выражается в ценностных отношениях к праву и практике его применения.

Регулятивный (волевой) компонент правосознания представляет собой совокупность поведенческих позиций по отношению к правовым нормам, его сформированность оценивается по степени устойчивости занимаемой позиции по отношению к правовой норме и выражается в правовых установках и ориентациях.

Среди факторов, влияющих на формирование правосознания человека, выделяют социально-психологические (обусловленные закономерностями взаимодействия людей между собой) и психологически значимые социальные (экономические, политические, финансовые, правовые, управленческие и др.) факторы. По тесноте связи с непосредственными причинами, определяющими состояние законности и правопорядка в обществе, выделяют: фоновые, правовые, криминогенные и криминальные факторы.

К криминогенным факторам относят: отставание законотворчества от фактических изменений в обществе, недовольство качеством правоохранительной деятельности, обострение взаимоотношений между различными группами населения, невысокий авторитет органов правопорядка, а также снижение уровня общественной морали, злоупотребление властью для удовлетворения собственных нужд, широкое распространение криминальных средств достижения цели, пропаганду культа силы и насилия, социально-экономические проблемы, политический экстремизм, религиозный фанатизм и др.

К фоновым факторам относят: менталитет народа, обычаи и традиции, господствующие общественные мнения, отношение населения к происходящим в стране процессам, авторитет государственной власти, уровень социальной культуры и активности населения, социализацию подрастающего поколения, уровень духовности населения, а также состояние экономики и уровень жизни населения, деятельность органов самоуправления, прочность института семьи, состояние системы образования и науки, деятельность СМИ, способы проведения досуга и др.

К правовым факторам относят: особенности системы правового регулирования, психологию сотрудников правоохранительных и правоисполнительных органов, авторитет органов правоохраны, веру населения в возможность справедливых решений при обращении к сотрудникам правоохранительных органов, а также совершенство и надежность функционирования правовой системы, совершенство законодательства, уровень законности в работе правоохранительных органов, эффективность систем правового развития, уровень правового воспитания, эффективность работы по профилактике преступлений, эффективность системы исполнения наказания и др.

Правовая социализация может осуществляться целенаправленно (правовое просвещение и правовое самовоспитание) и стихийно (в процессе адаптации к различным социальным группам). Профессиональное правосознание отличается систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, глубокой осознанностью и убежденностью.

Тема 4. Криминальная психология.

Причины преступности (теории и концепции).

Еще одним признаком, по которому предлагалось судить об особенностях поведения, был тип телосложения. Наиболее известная конституциональная теория принадлежит Э. Кречмеру (Е. Kretschmer, 1925). Он выделял три типа конституций или телосложения: астенический, атлетический и пикнический. Астенический тип характеризуется высоким ростом, худощавостью, тонкой кожей, узкими плечами, тонкими руками, удлиненной грудной клеткой со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Этому типу приписывались такие индивидуально-психологические особенности, как замкнутость, малоподатливость к изменению взглядов, затруднения в приспособлении к новому. Для атлетического типа характерны широкие плечи, хорошо развитая мускулатура. Этому типу приписывались такие черты, как стремление к доминированию, склонность к риску, приключениям, агрессивность, безразличие к чувствам других. И, наконец, пикнический тип характеризуется склонностью к ожирению, невысоким ростом, короткой шеей, округлостью форм. Ему приписывались такие особенности как контактность, уравновешенность, открытость, легкость приспособления к новому. Э. Кречмер связывал особенности телосложения с предрасположенностью к различным психическим расстройствам следующим образом. Каждому типу соответствовал один из психозов: аффективный я (например, резкие перепады настроения от эйфории до депрессии, характерные для маниакально-депрессивного психоза) – пикническому типу, параноидный психоз (бред с идеями преследования, например) – атлетическому типу, шизофренический психоз (крайний уход в себя, нарушения мышления) – астеническому типу. Проведенные исследования У.Х. Шелдоном (W.H. Sheldon) в 1944-1969 годах позволили ему сделать вывод о том, что среди преступников преобладают лица с атлетическим типом телосложения, и редко встречаются лица астенического типа.

Если вышеупомянутые теории объясняют причины преступности на уровне групп, то теория социальной аномии делает это на уровне общества в целом. С точки зрения сторонников данной теории (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.) причиной преступности является рассогласование между целями, намерениями и интересами, определяемыми данной культурой, и приемлемыми способами достижения этих целей, доступными для широких слоев населения. Подобное рассогласование наиболее характерно при социальных (революции, реформы, войны и т.п.) и природных (наводнения, землетрясения и т.п.) катаклизмах. Способы приспособления к имеющемуся соотношению целей и средств в обществе следующие: подчинение, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж. Подчинение характеризуется использованием разрешенных доступных средств для достижения пропагандируемых данной культурой целей. Для инновации характерно использование новых, в том числе и запрещенных средств для достижения целей. Ритуализму свойственен отказ от цели как находящейся за пределами достижимого при использовании разрешенных и доступных средств. Ретритизм как уход от решения проблем характеризуется отказом, как от целей, так и от разрешенных средств. Мятеж подразумевает изменение существующего соотношения целей и средств, а не приспособление к существующему положению вещей.

Следует отметить, что ни биологические, ни социологические теории не дают исчерпывающего объяснения причин преступного поведения. Можно сказать, что каждая группа факторов вносит существенный вклад в совершение преступления. Принято выделять биологические, социальные и психологические факторы, влияющие на возникновение преступного поведения. К биологическим факторам относятся:

Основными проблемами этого раздела являются: психология правовой социализации личности, дефекты правовой социализации, психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм.

Глава 1. Правовая социализация

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами - все это называется процессом правовой социализации. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой.

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести. за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.

Существуют три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:

Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, согласно жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы правовой культуры. "Он включается в правоподобную деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые юридические представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания".

Самая очевидная цель правовой социализации - обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.

Правосознание связано с процессом социализации двояко.

Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентации в правовой сфере. Содержание правосознания человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.

Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. "Формируясь под воздействием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, направляет, практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения".

Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента:

Познавательный компонент характеризуется суммой правовых знаний и умений. Эмоциональный - оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей может сформироваться правосознание только на познавательном уровне (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечивает правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.

Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.

Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.

Основы правосознания, как и в целом сознания, личности закладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психологическим механизмом формирования правосознания у детей и подростков является так называемая персонификация.

Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвоения образцов поведения, нравственно-правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) - носителям определенных ценностных ориентации. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с механизмом эмоционального переноса) не только конкретное содержание процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.

При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.

Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравственным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.

В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-правовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедливости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают "разбираться" в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к одним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти выход в правонарушении.

В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчиняться независимо от того, нравится это им или нет.

Исключительно важным здесь является постепенное включение ребенка в различные социальные институты, прежде всего поступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием родителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрести не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что таковы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.

Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети овладевают соответствующими нормами и навыками поведения, определяется различными факторами. Дети, более развитые интеллектуально, социализируются быстрее своих менее способных сверстников, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микросреде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их профессиональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.

Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках, на которых школьникам рассказывают о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.

Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблюдение.

Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практически во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.

Под правовой идеологией следует понимать систематизированные представления о правовой действительности. Необходимо различать общее научное знание от знания идеологического, в основе которого лежат те или иные предпочитаемые ценности.

Все многообразие правовых идеологий может быть сведено к 3 типам: антропоцентристский (индивидуалистический, главная ценность – права и свободы человека); теоцентрический (главная ценность – бог), кллективистсий (права каких-либо групп,классов).

В антропоцентристском типе правовой идеологии выделяются либеральный и волюнтаристкий виды.

Либеральная правовая идеология: закон как договор между людьми, направленный на защиту личных прав. Эта идеология на Западе переживает свой расцвет с 17 века и в настоящее время является там доминирующей. Ее основная идея – максимальное расширение прав человека. Основополагающая ценность – индивидуальная свобода, понимаемая как свобода от какого бы то ни было вмешательства в самоопределение поступков человека.

Волюнтаристский вариант правовой идеологии: право есть волевое установление сильнейшего и всегда направлено в его пользу. Ницше полагал, что мир представляет собой огромную арену, на которой постоянно идет борьба за власть. Воля к власти предстает в его учении как движущая сила социального развития.

В коллективистской тип правовой идеологии выделяются такие разновидности, как солидаризм, коммунизм, национализм.

Солидаризм основывается на идее социальной солидарности. Солидаризм предполагает и идею синдикализма, то есть профессионально-корпоративного представительства в гос.власти всех слоев и групп населения. Основатель – фр.правовед Дюги. Идеи солидаризма в России развивал Ковалевский.

Коммунизм: право всегда выражает волю экономически господствующего класса и лишь во вторую очередь выполняет общесоциальные функции.

Национализм: идея прав нации. Крайняя форма национализма – расизм.49. Правовая идеология и её виды.Под правовой идеологией следует понимать систематизированные представления о правовой действительности, в основе которых лежат определённые ценностные посылки. Правовая идеология в связи с присущим ей ценностным восприятием действительности не является аподиктическим (непоколебимым в своих основаниях) знанием, отражающем общее в правовой реальности, постигаемое научными методами. Правовая идеология тесно связана с мировоззренческой философией, и в таком виде она представляет собой практическую философию права. Всё многообразие правовых идеологий может быть сведено к нескольким типам, которые определяются приоритетом тех или других ценностей, лежащих в их основе, и представляют собой ту или иную модель социальной коммуникации. Так, идеологии, выводящие право из ценности человека, независимо от того, как конкретно понимается эта ценность, можно отнести к антропоцентристскому (индивидуалистическому) типу правовой идеологии (и правовой коммуникации соответственно). В этом типе выделяют либеральный (основная идея - максимальное расширение прав человека) и волюнтаристский (право есть волевое установление сильнейшего и всегда направлено в его пользу) виды. Те теории, в которых доминирующей ценностью и источником права признаётся бог, относятся к теоцентрическим правовым идеологиям. Если же основными правовыми ценностями признаются права каких-либо групп, классов, народов, наций, общества в целом, то такие взгляды относятся к социоцентристскому (коллективистскому) типу правовой идеологии. В этом типе выделяют такие виды как солидаризм (основано на идее социальной солидарности), коммунизм (признание права относительной и преходящей ценностью, существование которой обусловлено классовой структурой общества), национализм (в противовес правам индивидуума выдвигает идею права нации, которая понимается как единый социальный организм, объединяющий людей по признаку единого языка, единой культуры. Расизм - превосходство расы). Смешанный вариант правовой идеологии можно найти в фашизме.

Правовой нигилизм.

Нигилизм в переводе с латинского означает отрицание. Соответственно правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права. Правовой нигилизм опирается на определенное правопонимание, при котором право ассоциируется с насилием, с гос.принуждением, с произволом власти. Право в этом случае представляется отрицательной ценностью. Особый интерес представляет проблема правового нигилизма применительно к российской правовой культуре. ДУГИ, БЕРДЯЕВ.50. Правовой нигилизм.Представляет собой крайность иного рода. Нигилизм в переводе с латинского языка означает отрицание. Соответственно правовой нигилизм представляет собой теорию и практику отрицания права как позитивно-ценностного явления. В своем политическом дискурсе правовой нигилизм опирается на определённое правопонимание при котором право ассоциируется с насилием, с государственным принуждением, с произволом власти. Право в этом случае предстает отрицательной ценностью, и поэтому его неприятие объявляется естественным и нравственно необходимым. То, что реальное, исторически действующее право может давать поводы к такого рода выводам, достаточно очевидно. Но также достаточно очевидно, что экстраполировать (распространять) на этом основании сделанные выводы о конкретно-исторических формах права как о сплошном зле на все право в целом - совершенно неверно. Лучшее лекарство от такого теоритизированного нигилизма, - отбросив в сторону идеологическое "пенсне", постараться взглянуть на право непредвзято и убедиться в том, что право таково, каким его видит общество и каким оно его создает.51. Юридическое мировоззрение.Представляет собой особое правовоззрение, а именно такое представление о праве, когда оно понимается и переживается как высшая ценность, подчиняющая себе все другие ценности. Право при этом воспринимается как фетиш, как некое чудодейственное средство, способное изменить мир, сделать общество и гос-во совершенными, а людей счастливыми. Юридическое мировоззрение является оборотной стороной правового рационализма и классического типа научной рациональности. Основы подобного мифологического мировоззрения были заложены в 16 - 17 веках и связаны в первую очередь с юснатурализмом. Успехи естественных наук создавали иллюзию что не только мир природы, но и мир социальный можно рационально познать и рационально же обустроить. Достаточно написать разумные законы, чтобы устранить все общественные противоречия и создать совершенный политический строй. 52. Правовая психология. Правовая психология – несистематизированное восприятие правовой действительности в виде правовых эмоций, чувств. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Она тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно целое. Бессознательное воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия, поступки, причины которых не осознаются. В психологии выделяют несколько классов проявления бессознательного, имеющих непосредственное отношение к правосознанию: 1)архетипы коллективного бессознательного - поведение членов опр.соц.группы 2)мотивы и смысловые установки..В теории психоанализа важное значение имеет понятие сублимации52. Юридическая ( правовая ) психология. Несистематизированное и нерационализированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. Именно на иррациональном уровне правовой психологии происходит ценностная легитимация права, которая впоследствии может получить идеологическое оправдание и обоснование. Повседневная правовая жизнь воспринимается прежде всего на уровне правовой психологии. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство. Модификацией правового чувства является правовая совесть (интуитивное понимание, стремление к справедливому жизненному, нравственному праву). Правовая психология тесно связана не только с деятельностью сознания, но во многом зависит и от подсознания человека. Подсознание есть сфера бессознательного и представляет собой совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное есть форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое. В отличии от сознания в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживанием субъекта. Оно воздействует не только на эмоциональную сферу личности, но и на его стремления, действия и поступки, причины которых не осознаются. Таким образом, бессознательное, имея латентную коммуникативную направленность, воздействует на правовое сознание и определённым образом его формирует. В теории психоанализа важное значение также имеет понятие сублимации, она представляет собой психический процесс преобразования и переключения энергии аффектных влечений (либидо) на цели социальной деятельности и культурного творчества.

Правовая праксиология.

Правовая праксиология тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики и правовой установки.

Правовая политика – совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе. Политика может быть реформистской, консервативной, революционной. Правовая политика тесно связана с правовой идеологией и в значительной мере ей определяется.

Понятие правовой установки опирается на общее понятие установки, разработанное в психологии и философии. Установка как состояние готовности к действию в определенной ситуации была открыта немецким психологом Ланге. Философское понятие установки играет важную роль в феноменологии Грусселя, Правовая установка – состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной правовой ситуации, а также сформировавшееся представление о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка может быть не только индивидуальной, но и групповой и этнической. Групповая правовая установка может быть как социализированной (правовая установка судейского корпуса), так и несоцаолизированной (правовая установка преступного сообщества). Этническая правовая установка отражает специфику правового менталитета конкретного этноса.54. Правовая праксиология.Тесно связана с волевым аспектом правосознания и отражает его деятельную, коммуникативную сторону. Существует неразрывная связь между человеческим сознанием, познанием и деятельностью (практикой), уходящей своими корнями вглубь биологической природы человека. Правовая праксиология есть совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе и о том, как себя нужно вести в том или ином случае для установления правовой коммуникации. Правовая праксиология состоит из правовой политики (совокупность представлений о том, какими путями и средствами можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу. Правовая политика может быть разной: реформистской, консервативной, радикальной, либеральной, авторитарной, творческой и т.д.) и правовой установки (под правовой установкой понимается состояние готовности, предрасположенности субъекта к определённой правовой активности в определённой правовой ситуации, а также сформировавшиеся устойчивые представления о том, как нужно действовать в той или иной правовой ситуации. Правовая установка включает эмоциональные, рациональные и поведеньческие составляющие и, таким образом, имеет сложную структуру).

Правовая культура.

Слово культура происходит от латинского культура, что в переводе означает возделывание, воспитание. В современной культурологии под культурой чаще всего понимают все то, что создано человеком. Особенности культуры: господство над природой, культура требует равновесия духовных и материальных ценностей.

Понятие правовая культура характеризует уровень развития права в обществе. Правовая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, характеризующих правовую действительность. Правовая культура есть правовая среда обитания людей. Это – совокупность текстов, отражающих правовую реальность, а также деятельность по их созданию и хранению.

Сорокин разделил правовую культуру на идеациональную, чувственную и идеалистическую.

57. Особенности правовой культуры в России.Русская культура, в том числе и правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет достаточно сложное противоречивое явление, интерпретация которого – серьезная научная проблема. Противоречивость и сложность русской культуры во многом связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Востока и Запада. Поэтому русский народ и его культура не чисто европейская и не чисто азиатская. Чаще всего для обозначения этого феномена используют термин евразийская культура. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности идеологическое подчинение права более высоким нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества. 57. Особенности правовой культуры в России. Русская культура, в том числе и правовая культура, формировавшаяся на протяжении многих веков, представляет достаточно сложное и противоречивое явление, интерпретация которого - серьёзная научная проблема. Противоречивость и сложность русской культуры во многом связаны с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой культуры - восток и запад. Поэтому культура русского народа не чисто европейская, но и не чисто азиатская. Основной особенностью русского общественного сознания вообще и правосознания в частности является этикоцентризм - идеологическое подчинение права более высоким нравственным и религиозным ценностям. Подобное отношение к праву объясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества, начиная с 10 века в связи с принятием христианства православного обряда. Западноевропейский индивидуалистический идеал правового гос-ва никогда не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала. С ним связывались представления о "царстве правды", а не царстве права. Соборный, надиндивидуальный характер этой "правды" также является отличительной чертой правосознания российского общества. Это во многом объясняет отсутствие в русской правовой идеологии культа прав человека, как и связанного с ним культового отношения к славе и богатству. Определяющей в общенациональном коммуникативном пространстве являлась идеология консервативно-патриархальная, укоренённая в традициях православной культуры. Кризис нашего общества - кризис нашей культуры.


Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Нормативность и девиантность: категориальный анализ
  • Глава 2. Дисбаланс права как проявление правовой девиантности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Право: нормативность и девиантность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Нормативность и девиантность: категориальный анализ

1.1. Понятие социальной нормы

Поведение человека в обществе подчиняется определенным правилам поведения — социальным нормам.

Социальные нормы представляют собой определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения [1] .

Социальные нормы прошли сложный процесс становления, тесно связанный с формированием человеческого общества. Как отмечает В. С. Нерсесянц, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа [2] . Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.).

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

Социальность: социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества.

Нормативность: социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер — сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т. п.); они рассчитаны на многократное применение, т. е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация.

Культурная обусловленность: социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры [4] . Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классифицировать их можно по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.; в зависимости от способа образования выделяют спонтанные и директивные нормы; по характеру воздействия на социальную среду — прогрессивные и регрессивные, функционирующие и нефункционирующие; по структуре — простые и сложные и т. д.

Однако наиболее распространенным является подразделение всех норм в зависимости от социальной направленности. С этой точки зрения выделяют:

• нормы обычаев, традиций;

• корпоративные (нормы организаций и объединений);

• правила этикета, корректности, приличия, обрядов и ритуалов.

1.2. Соотношение казуса и нормы

• издается вне зависимости от воли конкретного субъекта, который может в процессе нормотворчества высказывать как позитивное, так и негативное отношение к данному предписанию либо (что, как правило, имеет место) вообще не участвовать в нормотворческой деятельности;

• действует независимо от того, одобряет конкретный субъект закрепленное в норме правило либо относится к нему отрицательно;

• получает реализацию (влечет наступление определенных самой нормой последствий) как в случае исполнения (соблюдения, использования) субъектом нормативного предписания, так и в случае неисполнения либо нарушения этого предписания.

В отличие от нормы казус носит субъективный характер, поскольку в любом случае окончательное решение о том, исполнять ли нормативное предписание или нет, принимает непосредственно субъект. С одной стороны, норма выступает в качестве критерия оценки конкретного казуса. С другой стороны, казус как социальный факт является мерилом социальной востребованности нормы и ее эффективности как средства социального регулирования.

1.3. Нормативное и нормальное поведение

Социальные нормы закрепляют модели типового (должного, возможного и недопустимого) поведения в обществе. Однако окончательное решение о том, придерживаться ли в собственном поведении требований нормативных предписаний или нет, принимает непосредственно субъект, который, в свою очередь, руководствуется в процессе выбора рядом мотивов (личной выгодой, традицией, воспитанием, страхом перед наказанием и др.). Поступки, соответствующие нормативным предписаниям, в совокупности образуют нормативное поведение. Возникает вопрос: всегда ли нормативное поведение воспринимается всеми без исключения членами социума в качестве нормального (соответствующего субъективному видению социальной нормы как правила поведения) для себя (курсив мой. — P. P.) варианта допустимого и недопустимого поведения? Ответ: естественно, нет.

Таким образом, наряду с нормативным поведением существует поведение ненормативное — не предусмотренное соответствующими социальными нормами либо выходящее за установленные в этих нормах рамки поведения. В зависимости от обстоятельств ненормативное поведение может носить как позитивный (совершение геройского поступка — подвига), так и негативный (совершение правонарушения) характер.

1.4. Понятие социальной девиации

Девиантное поведение — совершение поступков, которые выходят за рамки предписаний, закрепленных социальными нормами. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о наличии противоречий между частным видением нормального и публичным закреплением нормативного поведения. В подобном понимании отклоняющееся поведение рассматривается как попытка ухода из общества, избавления от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодоления состояния неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

Следует подчеркнуть, что отклоняющееся поведение не обязательно носит негативный характер. Оно с равной вероятностью может быть связано со стремлением личности к новым достижениям, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

К числу основных видов социальных девиаций относят:

1. Культурные и психические отклонения. Достаточно часто культурные отклонения связываются с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркоманию, преступность и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.

2. Индивидуальные и групповые отклонения:

3. Социально одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:

Сверхспособности

В средствах массовой информации часто рассказывают о людях, способных совершать невероятные действия. Конечно, многие способности являются выдумкой досужих до псевдосенсаций журналистов, вместе с тем в ряде случаев реальная жизнь демонстрирует уникальные возможности отдельных людей, которые не могут быть объяснены в рамках рациональных представлений, однако на практике существуют. Приведем некоторые примеры.

Экстрасенсорика

Экстрасенсами называют людей, которые отличаются необыкновенной чувствительностью ко всем видам внутренней человеческой энергии. Обладатель такого умения видит ауры, чакры, чувствует нарушения на энергетическом уровне. На обнаруженные изменения экстрасенс способен влиять. При помощи экстрасенсорики можно лечить болезни, реконструировать прошлое, проецировать будущее.

Нечувствительность к холоду и жаре

Абсолютная память

В 1974 году в Бирме Бханданта Висичара прочел наизусть 16 тысяч страниц буддийских текстов. Гу Ян Линь из Китая смогла наизусть запомнить 15 тысяч номеров телефонов города Харбина, а Барбара Мур из Америки за 19 дней спела 1 852 песни. В 1990 году Книга рекордов Гиннеса занесла в свой список Самвела Гарибяна из Еревана, который с первого раза запомнил 960 из 1 000 продиктованных ему незнакомых слов.

Сверхспособности людей особенно ярко проявляются в результате каких-либо нарушений. Так, для ориентирования в пространстве незрячие индивиды могут воссоздать звук и по эху определить нахождение объектов. Производить звучание можно, щелкая языком или стуча палкой. Примером человека, который обладает такой способностью, является Дэниель Киш. В младенчестве он потерял зрение, но смог компенсировать его отсутствие путем щелканья языком. Став взрослым, он обучил своему способу познавания мира около 500 детей. Исследования с помощью магнитно-резонансной томографии показали, что мозг людей, усвоивших эхолокацию, претерпел ряд изменений. Так, зрительная кора приспосабливается к обработке эха, дистанции и направления звуковых волн. Такое развитие сверхспособности человека позволяет передвигаться на большие расстояния в любых условиях.

Люди-счетчики

Нередко по телевизору можно увидеть, как человек практически мгновенно может перемножить огромные числа в уме. Проведенные исследования в данной области позволили выдвинуть предположения о том, что причиной сверхспособности является повышенный кровоток в определенной части мозга. Примером человека, способного быстро считать, является Шакунтала Деви из Индии. Женщина на глазах комиссии перемножила два тринадцатизначных числа, взятых наугад, за 28 секунд. А Александр Некрасов из Липецка за 61 секунду смог извлечь корень тысячной степени из числа, состоящего из 547 цифр.

Люди-диагносты

Героизм

Герои — люди, совершающие подвиги — героические, самоотверженные поступки на грани человеческих возможностей. Героическое поведение отличается от нормального рационального прежде всего тем, что подвиг непосредственным образом связан с самоотречением и самопожертвованием, когда человек сознательно пренебрегает личной безопасностью и комфортом для совершения социально важного поступка. В отечественной героике наиболее известны Александр Невский, Иван Сусанин, Александр Матросов и др.

Удачливость

4. Социально осуждаемые отклонения (социальные паталогии). Наряду с отклоняющимся поведением, к которому общество относится либо одобрительно, либо терпимо, существуют типы отклоняющегося поведения, не одобряемые общественной моралью, однако не являющиеся в данном социуме противозаконными. К примеру, в современной России осуждается поведение, связанное с тунеядством и иждивенчеством молодых трудоспособных людей, зависимостью от алкоголя, систематическими супружескими изменами, отказом взрослых детей от заботы о своих престарелых родителях и т. п.

5. Противоправные отклонения связаны с совершением деяний, признаваемых в данном социуме правонарушениями. В современной России все противоправные девиации подразделяются на не представляющие существенной общественной опасности — проступки — и представляющие общественную опасность — преступления.

1.5. Правовой контекст соотношения нормативности и девиантности

Читайте также: