Управление городом осуществляли а англия франция б германия укажите чем они занимались

Обновлено: 25.06.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 23. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV веках

Из-за чего и как происходила борьба пап с императорами в XI-XIII веках?

Какую роль сыграли крупные итальянские города в эпоху Крестовых походов?

Мелкие и средние дворяне, которые в других странах поддерживали короля, в Германии были слишком слабы, чтобы стать опорой центральной власти.

Вместо единого централизованного государства в Германии возникло множество небольших централизованных государств во главе с независимыми от короля князьями и своими столицами.

2. На арену выходят Лев и Медведь. Государи некоторых малых королевств, стремясь расширить свои владения, решились на завоевания в славянских землях. Первую попытку подчинить полабских и поморских славян германские короли сделали ещё в X веке. Но славяне восстали и, изгнав рыцарское войско за Эльбу (Лабу), вернули свободу на полтора столетия. Лишь в XII веке началось новое наступление на славян. Теперь походами руководили не короли, а отдельные князья, желавшие расширить свои владения. Эти завоевания усиливали власть князей.

Герцог Саксонии и Баварии Генрих Лее из рода Вельфов после долгой войны присоединил земли славян у Балтийского побережья и основал город Любек.

Другой князь — Альбрехт Медведь, неукротимый, воинственный и предприимчивый, захватил славянские земли по среднему течению Эльбы. На землях славянского города Бранибор он основал княжество Бранденбург. Позднее на его территории возник город Берлин.

На захваченные земли немецкие рыцари приглашали из Германии крестьян-колонистов. Им давали двойные наделы, и в дальнейшем они вносили точно установленный оброк. За Эльбой были основаны новые города. Полабские и поморские славяне частично были оттеснены в глухие места, частично смешались с немецкими переселенцами.


Интерьер церкви в Остене. Германия. XII в.


Замок Максбург. Германия. XII— XIV вв.

3. Князья становятся независимыми правителями. Император Священной Римской империи делал большие уступки немецким князьям.

Чтобы короновать сына, он при жизни должен был получить согласие князей. Князья в своих владениях чеканили монету, судили население, собирали налоги и пошлины, основывали города. Чтобы сохранить влияние, императоры, подобно обычным князьям, стремились расширить свои родовые владения. Карл I (1346—1378) из династии Люксембургов (графство Люксембург — на границе с Францией) благодаря удачной женитьбе стал королём Чехии. И он же был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV.

В первой половине XV века императорский престол перешёл к династии Габсбургов, которые владели Австрией и соседними с ней славянскими землями; он оставался в их руках до конца существования Священной Римской империи в XIX веке. Но наследование императорского престола не влияло на власть князей. Императоры располагали лишь своими владениями и собственными войсками. В империи не было ни единого правительства, ни общей казны, ни единого войска, ни единых законов. В результате удачных браков к началу XVI века Габсбурги имели самые обширные владения в Европе.

1 Булла — грамота, содержащая закон императора или послание папы.

4. Городские республики в Италии. В Средние века Италия, как и Германия, состояла из многих отдельных государств. Однако здесь власть и богатство находились не в руках князей, а у крупных городов.

В Италии раньше, чем в других странах Европы, возрождались римские и возникали новые города. Расцвету итальянских городов дали толчок и Крестовые походы: многие города хорошо поживились на выгодных сделках с крестоносцами, да и торговля с Ближним Востоком расширилась.

Богатые города Северной и Средней Италии — Милан, Пиза, Болонья, Флоренция и другие — добились прав коммуны. Под власть коммуны переходила прилегающая к городу сельская округа, а порой и более обширная территория. Коммуна превращалась в город-государство или городскую республику.

Горожане разрушали замки феодалов, переселяли дворян в города, чтобы держать их под строгим надзором. Иногда феодалов лишали права участвовать в делах коммуны. Города освобождали крестьян округи от личной зависимости, но сами становились их господами.


Вид итальянского города Сиены. XIV в.

Чем заняты горожане?


Венеция. С картины художника Каналетто. Италия. XVIII в.

Чем Венеция отличалась от большинства средневековых городов (см. иллюстрации на с. 119—124)?

5. Гвельфы и гибеллины. Во время многолетней борьбы пап с императорами в Италии сложились враждебные друг другу политические группы — гвельфы и гибеллины.

Гвельфы, как правило, были противниками императора и сторонниками папы; опорой им служили торговцы и ремесленники в городах. Гибеллины — сторонники императора — опирались главным образом на дворян. Гвельфы и гибеллины образовали враждующие группы внутри городов-государств. А могло быть и так: города-соперники целиком входили во враждебные группы. Например, Милан и Флоренция издавна стояли за гвельфов, поэтому их торговые соперники брали сторону гибеллинов.


Победа гибеллинов при Монтаперти в 1260 г. Фрагмент миниатюры


Палаццо (дворец) Веккьо на площади Сеньории во Флоренции

6. Правление Медичи во Флоренции. Республики Северной и Средней Италии быстро богатели. Купцы держали в своих руках всю торговлю с Востоком. Конторы итальянских банков были открыты в крупнейших городах Европы. Должниками флорентийских банкиров были правители многих европейских стран. Итальянские сукна считались лучшими в Европе (в одной Флоренции в начале XIV века насчитывалось более двухсот суконных мастерских).

Лоренцо Медичи. Вакхическая песня

Помни, кто во цвете лет, —

Юн не будешь бесконечно.

Нравится — живи беспечно:

В день грядущий веры нет.

Ждать до завтра — заблужденье,

Не лишай себя отрад:

Днесь изведать наслажденье

Торопись и стар и млад.

Славьте Вакха и Амура!

Прочь заботы, скорбь долой!

Пусть никто не смотрит хмуро.

Всяк пляши, играй и пой!

Будь что будет, — пред судьбой

Мы беспомощны извечно.

Нравится — живи беспечно:

В день грядущий веры нет.

(Перевод Е. Солоновича)

Что необычного в этом стихотворении для человека Средневековья?


Башня Дворца коммуны в Болонье

В XV веке в городах-государствах Италии власть захватили самые богатые семьи и стали передавать её по наследству. Республиканский строй закончился, его сменила власть единоличных правителей — тиранов; порядок их управления называли тиранией. Тирания как форма монархии утвердилась в Милане, Флоренции, Болонье и других городах Северной и Средней Италии. Никаких сословных собраний при этом не признавалось.

Во Флоренции власть захватили Медичи — богатейшие банкиры и купцы (родом из аптекарей, о чём говорят их фамилия и герб: несколько круглых пилюль). Медичи уменьшили налоги с основной массы горожан, порой раздавали мелкие деньги беднякам, вели в городе большое строительство, что давало заработок простым людям.

Высшего могущества власть Медичи во Флоренции достигла при Лоренцо Великолепном (1468—1492). Он утверждал на все должности верных ему людей и распоряжался доходами казны, принимал послов, его охраняла личная гвардия. Папа римский назначил кардиналом его 14-летнего сына.

Медичи жили в роскошном дворце, в окружении выдающихся произведений искусства, в которых знали толк, и поэтому всячески поддерживали художников, учёных, писателей. Они устраивали пышные празднества, а также карнавалы, турниры, театральные представления.

1. Почему, в отличие от Англии. Франции и Испании, в Германии и Италии в Средневековье не возникло единых централизованных государств?

2. В чём проявился рост независимости германских князей от императора? Чем это можно объяснить?

3. Как изменилось положение династии Габсбургов в XIII-XV веках?

4. Как управлялись городские коммуны Италии?

5. Кто такие гвельфы и гибеллины, за что они боролись?

6. На примере правления Медичи охарактеризуйте особенности тирании как способа управления

1. Можно ли считать Священную Римскую империю государством?

2. Предположите, почему республика во Флоренции сменилась тиранией. При необходимости используйте дополнительную информацию.

Подведём итоги

• Франция прошла долгий путь объединения страны и усиления королевской власти;

• в Англии и во Франции образовались органы сословной монархии, которые поддерживали борьбу королей с папами и крупными феодалами, а нередко и ограничивали своеволие королей;

• в XIV—XV веках проходила Столетняя война между Англией и Францией за территории, завершившаяся победой Франции;

• в конце XV века завершилось объединение и создание централизованных государств во Франции, в Англии, Испании;

• в Испании в течение восьми веков проходила Реконкиста — отвоевание территории у мавров;

• в Средние века Германия и Италия оставались раздробленными, власть в них принадлежала князьям или крупным городам.

Вопросы и задания к главе VII

1. В каких странах Западной Европы в XII—XIII веках происходила борьба между светской властью и властью пап? Было ли это повсеместным явлением? Почему?

2. Выделите этапы объединения Франции в XII—XV веках. Обоснуйте своё решение.

3. Перечислите общие черты и различия в развитии английского и французского государств в XII—XV веках. Ответ запишите в тетрадь.

4. Какие цели преследовали участники Реконкисты в Испании? Каковы были результаты и последствия Реконкисты?

5. Обсудите в классе: почему мечта многих средневековых монархов создать империю, столь же мощную, как Западная Римская империя, осталась неисполненной? Как вы думаете, что мешало осуществлению этой мечты?

Вопросы для сравненияПарламент в АнглииГенеральные штаты во ФранцииКортесы в Испании
Где и когда появились?
С какой целью были созданы?
Какие слои общества участвовали?
Как были устроены?

7. Расположите в хронологической последовательности события истории европейских стран в XV веке: а) объединение Кастилии и Арагона в Испанское королевство; б) начало Войны Алой и Белой розы; в) битва при Азенкуре; г) освобождение Орлеана войсками под предводительством Жанны д’Арк.

8. Выберите признаки, свойственные сословной монархии: а) сильная, но не безграничная власть короля; б) правителя страны выбирают её граждане; в) абсолютная, бесконтрольная власть правителя страны; г) существование органа власти, представляющего интересы сословий; д) король считается первым среди равных.

Творческие работы и проекты

Напишите сочинение о жизни и подвиге Жанны д’Арк. В дополнительной литературе и в Интернете найдите сведения о детстве и юности Жанны д’Арк, почему она решила участвовать в борьбе с англичанами, в чём состоял её подвиг, о суде над девушкой, о её казни. Когда и почему Жанна д’Арк была причислена к лику святых?

§ 23. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV веках

Проверочная работа по истории Страны Европы во второй половине XIX века. Создание единых государств в Италии и Германии для 8 класса с ответами. Работа включает в себя 27 заданий.

1. Что из названного осуществляли как либеральные, так и консервативные правительства в Великобритании в 1860 — 1880-е годы?

1) меры по предоставлению самоуправления Ирландии
2) ограничение деятельности монополий
3) принятие законов, устанавливавших равноправие жен­щин
4) избирательные реформы

2. Особенно значительный рост колониальных владений Великобритании, провозглашение королевы Виктории импе­ратрицей Индии были связаны с деятельностью прави­тельств, возглавляемых

1) В. Дизраэли
2) У. Гладстоном
3) У. Черчиллем
4) Дж. Каннингом

3. В какой части Британской империи во второй половине XIX века развернулась активная борьба за самоуправление?

1) в Шотландии
2) в Ирландии
3) в Уэльсе
4) в Индии

4. Что из названного относилось к деятельности правительств Великобритании в 1870-е годы? Выберите два верных по­ложения.

1) школьная реформа
2) принятие законов о тред-юнионах
3) запрет на создание чартистских организаций
4) одобрение закона о самоуправлении Ирландии

5. Какое государство играло роль организующей силы в борьбе за объединение итальянских земель?

1) Папская область
2) Пьемонт
3) Венеция
4) Ломбардия

1) К. Кавур
2) Дж. Мадзини
3) Дж. Гарибальди
4) Дж. Ла Фарина

7. Королем объединенной Италии был провозглашен

1) Виктор Эммануил II
2) Карл Альберт
3) Франц Иосиф I
4) Фердинанд IV

8. Созданное в 1861 году итальянское государство представ­ляло собой

1) абсолютную монархию
2) республику
3) федерацию исторически сложившихся областей
4) конституционную монархию

9. Расположите в хронологическом порядке события, произо­шедшие в итальянских землях в 1860-1870 гг.

10. Какие государства боролись за руководящую роль в Германском союзе в 1815 -1866 гг.?

1) Австрия и Бавария
2) Пруссия и Ганновер
3) Австрия и Пруссия
4) Саксония и Эссен

11. Что способствовало подписанию в 1866 году договора о соз­дании Северо германского союза?

1) поражение Австрии в войне против Пруссии
2) вхождение Эльзаса и Лотарингии в состав Франции
3) совместная победа Пруссии и Австрии в войне против Дании
4) созыв общегерманского Национального собрания

12. После создания Северогерманского союза

1) была принята единая конституция для участников союза
2) Пруссия стала лидером борьбы за объединение Германии
3) была упразднена Священная Римская империя герман­ской нации
4) отменен статус вольных германских городов — Гамбурга, Любека и др.

13. Какое событие произошло в 1867 году?

1) провозглашение Парижской коммуны
2) создание дуалистического государства Австро-Венгрия
3) поражение Австрии в войне против Пруссии
4) подавление революционных выступлений в Венгрии

1) Хорватии
2) Словении
3) Чехии
4) Галиции

15. Какое из названных событий произошло в 1870 году?

1) война между Пруссией и Австрией
2) провозглашение объединенного Итальянского королевства
3) создание Северогерманского союза
4) начало Франко-германской войны

16. Расположите в хронологическом порядке события, происшедшие во Франции в 1870-1871 гг.

1) провозглашение Французской республики (Третьей рес­публики)
2) взятие власти в столице Советом Парижской коммуны
3) поражение французской армии под Седаном

17. Какие два из названных событий произошли во время Франко-германской войны 1870-1871 гг.?

1) поражение германских войск в сражении под Седаном
2) свержение империи и провозглашение республики во Франции
3) создание Северогерманского союза
4) провозглашение Германской империи

18. Установите соответствие между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую ей позицию из второго столбца.

А) версальцы
Б) краснору­башечники
В) роялисты

1) правительственные войска, боров­шиеся против Парижской коммуны
2) сторонники королевской власти
3) последователи социалистических учений
4) участники освободительных отря­дов в Италии

19. Установите соответствие между именами исторических лиц и событиями, в которых они активно участвовали. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А) Дж. Гарибальди
Б) Луи Бонапарт
В) О. Бисмарк

20. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А) А. Тьер
Б) Вильгельм I
В) Виктор Эммануил II

1) король объединенной Ита­лии
2) глава правительства Фран­ции
3) премьер-министр Пьемонта
4) германский император

21. Установите соответствие между именами исторических лиц и событиями, в которых они активно участвовали. К каж­дой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

А) Франц Иосиф I
Б) К. Кавур
В) В. Дизраэли

1) разработка конституции Гер­мании
2) объединение Италии
3) создание Австро-Венгрии
4) приобретение Великобрита­нией акций Суэцкого канала

22. Прочитайте отрывок из книги современного историка Я. Шимова и ответьте на вопросы.

1) Назовите войну, во время которой произошло описы­ваемое сражение, и год, когда оно происходило.

2) Привлекая знания по курсу, объясните, прочему и ка­ким образом после этого сражения и войны была пред­решена судьба Германии.

23. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

1) С каким историческим событием связан этот документ? На­зовите год его написания.

2) Где, при каких обстоятельствах был провозглашен этот до­кумент?

24. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

1) К какому историческому событию относится данный доку­мент? Кем и в каком году он был издан?

2) Привлекая знания по курсу, объясните, какое значение имел этот документ. Почему стало возможным его появление?

Читайте также: