Укажите кто предъявляет претензию при просрочке доставки груза

Обновлено: 30.06.2024

1. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

1) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки - со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты - с даты составления коммерческого акта;

2) о возмещении вреда в случае утраты груза - через десять дней по истечении срока доставки;

3) о возмещении вреда в случае утраты почты - по истечении срока доставки;

4) о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

2. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Комментарии к ст. 126 ВЗК РФ

Комментируя положения статьи, определяющей срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних воздушных перевозках, полагаем необходимым указать на отличие исковой давности от приобретательной давности и от претензионных сроков.

Исковая давность - это не срок, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться в суд за защитой своего права. Обращаться в суд можно и по истечении срока исковой давности (п. 1 ст. 199 ГК РФ). Истечение срока исковой давности не влечет за собой и погашения самого права. Поэтому должник не вправе требовать обратно добровольно исполненное после истечения давности (ст. 206 ГК РФ). Исковая давность является сроком, при соблюдении которого суд общей юрисдикции, государственный арбитражный суд или третейский суд в случае обращения к ним с иском обязаны предоставить защиту лицу, право которого нарушено. Пропуск же срока, если об этом заявила заинтересованная сторона, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Претензионные сроки - это сроки, предусмотренные законом или договором, для предъявления к обязанному лицу требования в досудебном порядке. Пунктом 1 ст. 797 ГК РФ предусмотрено, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Указанная статья не установила каких-либо сроков на предъявление претензий к перевозчику и не предусмотрела, что такие сроки могут быть определены в транспортных уставах и кодексах. В данной статье ГК РФ определен (косвенным образом) лишь 30-дневный срок на рассмотрение претензии перевозчиком, по истечении которого грузоотправитель или грузополучатель при условии соблюдения порядка предъявления претензии получает право на обращение с иском к перевозчику в суд, арбитражный суд. Имеется в виду, что претензии к перевозчику должны предъявляться грузоотправителем (грузополучателем) в любой момент в пределах срока исковой давности с таким расчетом, чтобы у перевозчика имелось не менее 30 дней (до истечения срока исковой давности) для рассмотрения предъявленной претензии.

Согласно АПК РФ 1995 г. (п. 3 ст. 4) спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения претензионного порядка, если он установлен федеральным законом или предусмотрен договором. В практике арбитражных судов исходят из того, что для принятия иска к рассмотрению, когда претензионный порядок предусмотрен договором, достаточно факта направления претензии. Несоблюдение претензионного срока само по себе не влечет отказа в принятии иска к рассмотрению.

Вместе с тем ВК РФ предусмотрел специальные нормы о сроках на предъявление претензий к перевозчику и порядке их исчисления, которые выглядят (судя по формулировкам) как пресекательные сроки. Так, претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев, которые исчисляются следующим образом: в случаях недостачи или повреждения (порчи) груза, просрочки в его доставке - со дня, следующего за днем выдачи груза; в случае утраты груза - через 10 дней по истечении срока доставки; о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. При этом перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии. В соответствии с положениями комментируемой статьи перевозчик может принять претензию, заявленную по истечении установленного на ее предъявление срока, только при наличии уважительных причин его пропуска. Следовательно, воздушный перевозчик вправе не рассматривать претензию, заявленную по истечении установленного для ее предъявления срока. Тем не менее грузоотправитель и грузополучатель вправе обратиться в арбитражный суд с иском.

Однако расчет на то, чтобы перевозчик, возвращая претензию грузоотправителя или грузополучателя без рассмотрения по мотиву пропуска установленного срока на ее предъявление, тем самым делал бы невозможным для грузоотправителя (грузополучателя) защиту им же (перевозчиком) нарушенных прав, как это было прежде, себя не оправдал. Причиной тому явилось несомненное противоречие соответствующих норм ВК РФ положениям ст. 797 ГК РФ, что позволило судебно-арбитражной практике определить свое отношение к указанному противоречию исходя из приоритета Гражданского кодекса. Предъявление грузоотправителем (грузополучателем) претензии за пределами установленного срока может иметь для него лишь то последствие, что на него могут быть отнесены судебные расходы. Однако данное обстоятельство при соблюдении порядка предъявления претензии ни при каких условиях не может быть признано препятствием для судебной защиты нарушенных прав.

В ГК РФ не сказано о претензиях пассажиров об утрате, повреждении (порче) багажа. ВК РФ закрепил такие правила в статье 125 и комментируемой статье. Согласно положениям указанных статей, пассажир в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа (с предъявлением багажной квитанции или коммерческого акта), просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира.

Истечение установленного ВК РФ шестимесячного срока дает перевозчику право не принимать от грузоотправителя, грузополучателя и пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126). Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений. Так, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" указал (п. 5), что истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции РФ и Закону о защите прав потребителей.


Направление претензии стороне договора, не желающей исполнять свои обязательства, – важная стадия досудебного разрешения спора, которую нередко недооценивают. Однако с учетом явных плюсов, которые можно извлечь из результатов ее проведения, этой стадией разрешения спора лучше не пренебрегать. И если в крупных компаниях претензионной работой нередко занимается специальный отдел, то индивидуальному предпринимателю не всегда бывает просто разобраться во всех нюансах. В данной статье мы не будем останавливаться на содержании претензии 1 , а отметим некоторые положительные эффекты от осуществления претензионной работы,рассмотрим ряд практических вопросов, которые могут возникнуть у предпринимателей при отправке претензии, а также расскажем о том, какие подводные камни их могут ожидать и как их избежать.

В каких случаях стоит направлять претензию?

П орядок досудебного урегулирования споров может быть предусмотрен как непосредственно законом 2 , так и гражданско-правовым договором. Если такой порядок установлен, то согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения данного порядка. Таким образом, в этих случаях соблюдение претензионного порядка является обязательным. Однако на практике могут возникнуть и иные задачи, оказать помощь в решении которых может именно претензионная работа.

Так, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства у стороны, чьи интересы нарушены, в большинстве случаев возникает необходимость в решении следующих задач:

На сегодняшний день используются различные способы воздействия на недобросовестного конкурента, и некоторые из них выходят за рамки правового поля. При этом правильное осуществление претензионной работы поможет решить задачи из приведенного выше перечня достаточно эффективно и не нарушая закон.

В какой форме направлять претензию?

Один из важных вопросов при подготовке претензии – в какой форме ее направлять. Лучший вариант – письменная форма. Письменная форма претензии подтвердит серьезность ваших намерений и может стать дополнительным стимулом для исполнения контрагентом своих договорных обязательств. Она предполагается при установлении претензионного порядка рассмотрения споров (в большинстве случаев) и рекомендуется в ситуациях, когда необходимо зафиксировать просрочку контрагента.

Так, если в договоре не был определен срок для исполнения обязательства, то в соответствии со ст. 314 ГК РФ обязательство, не исполненное в разумный срок, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении (если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства). Наиболее надежной формой такого требования является именно письменная форма. Этой точки зрения придерживаются и ведущие специалисты в области гражданского права 3 . Примером такого требования как раз может быть претензия. Для чего подобная фиксация необходима? Фиксация просрочки исполнения обязательства контрагентом имеет значение для определения момента, с которого начисляются пени.

При этом предельный срок для проведения расчетных операций не должен превышать двух операционных дней в пределах одного субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ 4 . Следовательно, просрочка должника по договору поставки наступает по истечении указанных сроков.

Еще один явный плюс письменной претензии – возможность получения ответа контрагента в той же форме (например, указав в претензии срок для ответа, и то, что ответ должен быть дан также в письменной форме).

Принцип отправки или принцип доставки?

Подтверждение факта получения претензии контрагентом необходимо и когда одной из целей претензионной работы является фиксация просрочки должника. В данной ситуации юридические последствия возникают не с момента предъявления требования кредитором, а с момента его получения должником.

Для того чтобы избавить себя от данной части проблем в договоре, заключаемом с контрагентом, это можно четко прописать, например, предусмотрев, что все уведомления, требования, запросы и иные письменные обращения считаются сделанными с момента получения стороной, которой они адресованы.

Какой способ отправки претензии предпочтителен?

Иногда претензию отправляют факсом, электронной почтой, курьерской службой. Но все эти способы крайне ненадежны и не смогут обеспечить весомые доказательства получения претензии контрагентом. С этой точки зрения можно отметить два наиболее надежных способа доставки: а) собственным курьером (обратите внимание – не курьерской службой), б) почтой.

Вариант с курьером предпочтителен, если контрагенты находятся в одном населенном пункте. В этом случае необходимо, чтобы представитель контрагента на втором экземпляре претензии поставил отметку о ее получении.

Допустим, несмотря на все предпринятые меры предосторожности, контрагент и в суде будет продолжать придерживаться своей позиции (т.е. настаивать на том, что человек, поставивший свою подпись на втором экземпляре претензии, у него не работал). В такой ситуации можно ходатайствовать о направлении запроса в налоговую инспекцию и ПФР.

Еще одно слабое место, которым может воспользоваться недобросовестная сторона договора, – заявить, что на уведомлении о вручении нет подписи уполномоченного лица о получении. Но и в этом случае можно защитить свои интересы.

Какие плюсы можно извлечь из ответа контрагента?

Прежде всего из ответа контрагента станет ясна его позиция по данному проблемному вопросу. Кроме того, из ответа можно извлечь еще несколько положительных моментов.

Во-первых, ответ контрагента может подтвердить тот факт, что он признает договор. Это будет определенной страховкой в том случае, если впоследствии недобросовестная сторона договора решит отказаться от исполнения обязательства, указав, что договор был подписан неуполномоченным лицом (например, генеральным директором, уже сложившим свои полномочия).

Последствия заключения сделки неуполномоченным лицом предусматривает ст. 183 ГК РФ, согласно которой при отсутствии или превышении полномочий действовать от имени другого лица сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (в случае с генеральным директором сделка будет считаться заключенной с ним лично, а не с юридическим лицом). Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

Как быть, если и ответ на претензию подписан неуполномоченным лицом?

В Информационном письме Президиума ВАС РФ № 57 отмечается, что действия работников контрагента исходя из конкретных обстоятельств дела могут свидетельствовать об одобрении при условии, что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей или основывались на доверенности либо полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали.

Во-вторых, признание контрагентом своего долга влечет прерывание срока исковой давности. По общему правилу срок исковой давности составляет три года. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Перерыв исковой давности означает, что после перерыва срок исковой давности начинает течь с самого начала и время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается.

Следует помнить о двух важных нюансах: перерыв исковой давности возможен только в пределах срока давности (т.е. в том случае, если ее срок еще не истек). И второе: если обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей, то признание части или периодического платежа прерывает исковую давность не для всего обязательства или платежа в целом, а только для признанной части.

Так, применительно к п. 5 ст. 4 АПК РФ в указанном письме перечислены следующие случаи претензионного порядка, установленного в законах:

Остальные случаи обязательности претензионного порядка до обращения в арбитражный суд вытекают из гражданско-правовых договоров. Здесь необходимо отметить, что само по себе положение о претензионном порядке, закрепленное в договоре, не свидетельствует о его обязательности перед обращением в суд.

Все споры, вытекающие из настоящего договора, подлежат рассмотрению в суде по месту нахождения истца с обязательным соблюдением претензионного порядка.

Все споры, вытекающие из настоящего договора, подлежат урегулированию путем переговоров.

Несмотря на то, что в приведенных примерах обязательность претензионного порядка, казалось бы, очевидна, это не так!

На основании многочисленной судебной практики можно сделать вывод, что претензионный порядок урегулирования спора можно признать установленным только в случае, если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, а также к порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения. Иной досудебный порядок можно признать установленным, если договор содержит четкую запись об установлении такого порядка. Указание на ведение переговоров в целях урегулирования возникших споров не может быть расценено установлением обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

Данный аспект имеет важное практическое значение. Зачастую защита гражданских прав в судебном порядке требует решительных действий, в том числе посредством применения обеспечительных мер. Иногда предъявление претензии может являться сигналом для недобросовестного контрагента к выводу денег или сокрытию имущества. Поэтому сторона, заинтересованная в скорейшем принятии обеспечительных мер, должна понимать, что, несмотря на наличие в договоре ссылки на обязательность претензионного порядка, при отсутствии в нем конкретных требований к форме претензии, а также порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения направление претензии вовсе не обязательно.

Далее хотелось бы остановиться на способе направления претензии нарочным (курьером). Следует отметить, что иногда такой способ может также иметь важное практическое значение, прежде всего с точки зрения донесения до суда содержательной части претензии. Ведь даже имея опись вложения и уведомление о вручении, не всегда возможно доказать в суде, какой именно текст направлялся контрагенту. Это важно для договоров, в которых не установлен точный срок исполнения обязательства или где исполнение обязательств другой стороной обусловлено подписанием актов приемапередачи выполненных работ/оказанных услуг. Зачастую в таких договорах (договор подряда, договор возмездного оказания услуг) предусматривается срок на принятие заказчиком работ/услуг. Также в них говорится, что в случае неподписания актов приема-передачи работ/услуг в обусловленный срок они считаются подписанными, а работы/услуги принятыми, если в течение определенного времени по получении от подрядчика/исполнителя таких актов заказчик их не подписал и не представил мотивированного отказа от их подписания. В таком случае в претензии рекомендуется указывать точные данные направленных заказчику актов, включая суммы, на которые акты выставлены. Также можно повторно приложить к претензии такие акты и прямо указать об этом. Даже если контрагент попытается утверждать в суде, что акты им не получены и работы/услуги на заявленные суммы им не принимались, копия претензии с соответствующим текстом и отметкой о вручении легко склонит чашу весов в вашу пользу. При этом следует помнить рекомендации автора статьи о том, что отметка о получении на вашем экземпляре претензии должна быть проставлена уполномоченным лицом и что конкретно она должна содержать.

В завершение хотелось бы напомнить, что если стороны решили закрепить претензионный порядок в договоре, они должны прописать конкретные требования к форме претензии, а также порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения. Автором была обозначена проблема доказывания факта и момента получения претензии. Действительно, часто фактическое местонахождение организации не совпадает с местонахождением, содержащимся в ее учредительных документах. Данный вопрос легко разрешается закреплением в договоре, например, следующего положения: при отсутствии уведомления о вручении/отметки о получении корреспонденции нарочным корреспонденция считается полученной другой стороной на десятый рабочий день с даты ее отправки по адресам сторон, указанным в настоящем договоре.

Поздравляем автора с победой в конкурсе, желаем успехов в карьере и новых полезных статей.

Пример данного автора доказывает, что смелые действия могут привести к победе, к чему никогда не приведет бездействие!

Елена Мехоношина

🚛 Предприниматель, который возит грузы за деньги, — профессионал своего дела. Это логика законов о грузоперевозках. Перевозчик отвечает за груз в пути, подбирает грузовик и оформляет накладные. Кто именно заказал перевозку — конечный клиент или экспедиторская компания, обычно не играет роли. Мы разобрали самые частые проблемы перевозчиков с заказчиками и постарались дать базовые советы.

🎓 Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:

1. Потеря груза

В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.

Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.

Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.

Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.

Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26.

Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.

Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.

2. Повреждение груза

В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.

Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ.

При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.

Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.

В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:

Груз испортился из-за непреодолимой силы. Например, газель с роялем обстреляли террористы.

Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.

Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях.

Произошла естественная убыль массы груза.

Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя.

Предприниматель перевозил палеты с пивом по заявке экспедитора. В заявке было единственное требование к транспорту — изотермический фургон. При выгрузке оказалось, что пиво подморожено из-за температуры -5 градусов в кузове, вместо нужной плюсовой. Пива пропало на 66 000 ₽. Экспедитор подал в суд на перевозчика. Но суд сказал, что виноват заказчик, потому что не предупредил о тонкостях температурного режима для груза — дело № А82-5345/20194.

Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

3. Доставка с опозданием

В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.

Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.

За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.

Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф. Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст. 35 Устава автомобильного транспорта.

Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.

Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

4. Заказчик не оплачивает перевозку

В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.

Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.

Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.

У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.

Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.

Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику.

Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.

Статья актуальна на 04.02.2021

Елена Мехоношина

🚛 Предприниматель, который возит грузы за деньги, — профессионал своего дела. Это логика законов о грузоперевозках. Перевозчик отвечает за груз в пути, подбирает грузовик и оформляет накладные. Кто именно заказал перевозку — конечный клиент или экспедиторская компания, обычно не играет роли. Мы разобрали самые частые проблемы перевозчиков с заказчиками и постарались дать базовые советы.

🎓 Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:

1. Потеря груза

В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.

Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.

Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.

Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.

Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26.

Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.

Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.

2. Повреждение груза

В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.

Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ.

При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.

Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта.

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017.

В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:

Груз испортился из-за непреодолимой силы. Например, газель с роялем обстреляли террористы.

Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.

Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях.

Произошла естественная убыль массы груза.

Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя.

Предприниматель перевозил палеты с пивом по заявке экспедитора. В заявке было единственное требование к транспорту — изотермический фургон. При выгрузке оказалось, что пиво подморожено из-за температуры -5 градусов в кузове, вместо нужной плюсовой. Пива пропало на 66 000 ₽. Экспедитор подал в суд на перевозчика. Но суд сказал, что виноват заказчик, потому что не предупредил о тонкостях температурного режима для груза — дело № А82-5345/20194.

Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

3. Доставка с опозданием

В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.

Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.

За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.

Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф. Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст. 35 Устава автомобильного транспорта.

Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.

Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

4. Заказчик не оплачивает перевозку

В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.

Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.

Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.

У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.

Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.

Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику.

Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.

Статья актуальна на 04.02.2021

Читайте также: