Учредитель образовательной организации школы это кто

Обновлено: 28.06.2024

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее - федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации .

Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

2) российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

3) российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

4) физические лица.

Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений - в случаях, не противоречащих федеральным законам);

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;

ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя; б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Основные понятия и принципы общей теории социального управления: сущность управления, научные школы в теории управления. Теория А.Файоля.

Управление - это воздействие на систему с целью ее упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Развитие теории социального управления началось на рубеже XIX–XX вв. Основоположниками теории научного управления являются всемирно известные теоретики и практики научного менеджмента Ф. Тейлор, Г. Форд, Г. Эмерсон, А. Файоль, Э. Мэйо и др. Анри Файоль считал, что управлять - значит предвидеть, изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать - строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия; согласовывать - связывать, объединять и сочетать действия и усилия; контролировать - наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям.

В российской педагогике проблемам управления уделяли пристальное внимание К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и др. Общая теория управления в России начала развиваться достаточно бурно сразу после смены в 1917 г. общественного строя. Новые социально-экономические задачи обусловили поиск новых методов управления, нашедших свое отражение в трудах А. А. Богданова, А. К. Гастева, П. М. Керженцева и др. Ими были обоснованы принципы управления, разработаны структуры и технологии процесса управления производством. Приложение теории социального управления к управлению школой в 20–30 гг. рассматривалось П. П. Блонским, И. О. Веселовым, Н. К. Крупской и др. В их трудах освещались вопросы организации учебного процесса в школе, хозяйственной деятельности ее руководителя, внедрения научной организации труда в практику школьного работника. В основу руководства советской школой легли принципы управления, близкие по своей сути к административным и получившие название ленинских.

Интерес к теории и практике управления школой усилился после окончания Великой Отечественной войны: увеличилось число исследований, посвященных анализу и обобщению опыта работы руководителей школы по организации учебно-воспитательного процесса (А. А. Волковский, П. В. Зимин, Н. А. Сорокин, Н. И. Соцердотов и др.).

В 60-х гг. прошлого века произошло осмысление школоведения как важной отрасли педагогической науки, возобновился интерес к научной организации труда учителя, директора школы.

Целая плеяда блестящих исследователей школоведческих проблем проявила себя в 70-х гг. ХХ в. В трудах Н. В. Горбунова, М. Г. Захарова, В. И. Зверевой, Т. А. Ильиной, М. И. Кондакова, И. С. Марьенко, А. А. Орлова, И. П. Раченко, В. А. Сухомлинского, Р. К. Шакурова, Т. И. Щукиной и др. был заложен фундамент научных основ теории внутришкольного управления.

В последние десятилетия ХХ вв. произошло резкое возрастание роли общего и специального научного знания, профессиональных и личностных качеств человека в общественной и экономической жизни. Это обстоятельство выдвинуло сферу образования в число приоритетных областей человеческой деятельности и обусловило ее бурное развитие по всем направлениям. Произошла смена образовательной парадигмы, интенсивно разрабатывается новое содержание образования, технологии обучения и воспитания. Информационная революция дала начало развитию принципиально новым средствам, методам, формам управления. Наблюдается взрывообразное усиление роли общественных наук и человеческого фактора в управлении социальными системами, в том числе и образовательными. Существенным стимулирующим фактором развития теории управления школой в современной России стало интенсивное внедрение рыночных отношений в систему образования.

Таким образом, под управлением понимается целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).

В период перехода современной российской экономики и социальной сферы на рыночные основы использование законов и принципов общей теории управления (менеджмента) в сфере образования стало особенно актуальным.

В настоящее время большинство ученых придерживаются точки зрения, что менеджмент представляет собой теорию и практику управления в социальных организациях.

Существуют общепризнанные школы менеджмента - американская, японская, французская. Конечно, неэффективно идти путем простого копирования чужого опыта, но знать, что ценного из этого опыта можно взять для себя, необходимо.

Например, наиболее привлекательными представляются:

● в американском менеджменте - инициативность, высокий профессионализм, решительность, организованность и деловитость;

● в японском - неподдельная забота о каждом работнике, сплоченность, настойчивость, желание достичь совершенства, внутренней гармонии, социально безопасного характера производства;

● во французском - гуманность организационной культуры, достаточно высокая культура взаимосвязи; поиск, распознавание элементов национальной истории, культуры, традиций для формирования современной системы управления.

При наличии особенностей национальной специфики школы менеджмента объединяет общий подход, а именно:

● формирование условий для раскрытия личностного потенциала;

● выявление интересов человека, его потребностей и ожиданий;

● создание соответствующих условий, чтобы у человека была возможность благодаря старательному труду удовлетворить свои потребности;

● стремление к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления.

Система стагнирует, денег становится все меньше, мотивация учителей стремительно угасает. Общественное разочарование в школьном образовании растет.

В настоящее время органы управления образованием субъектов РФ не имеют достаточных легальных полномочий для того, чтобы гарантировать эффективный результат школ, а значит – региональных систем образования.

Они передают муниципалитетам субвенции на зарплаты педагогов и на учебные расходы, а на местах эти средства перераспределяются по усмотрению муниципальных администраций и зачастую доходят до школ в неполном объеме.

Кроме того, региональные органы управления образованием отстранены от кадровой политики школ и не имеют отношения к назначению директоров образовательных организаций. Этим правом обладают муниципальные органы управления образованием.

Как отметила Ольга Васильева в своем выступлении на Всероссийском совещании, проходившем в Сочи 56 июля:

Ольга Васильева подчеркнула:

С октября 2017 года Министерство образования и науки РФ реализует проект по разработке эффективных региональных моделей управления образованием.

На конкурсной основе были отобраны 20 субъектов Российской Федерации из семи федеральных округов. С ними заключены соглашения о сотрудничестве по разработке и реализации эффективных региональных моделей управления общим образованием.

За полтора года в регионах разработаны несколько моделей эффективного управления школой с регионального уровня, при сохранении полномочий муниципалитетов. Ведомство предполагает, что разные регионы могут использовать различные модели, пилотный период продлится несколько лет.

Три модели плюс Астраханская

Пилотные регионы предложили три основные модели управления общим образованием с учетом существующих региональных особенностей сферы образования.

1. Учредительство плюс имущество

Первая модель – перевод учредительства школ с уровня муниципалитетов на уровень субъекта с передачей имущества образовательных организаций.

В этом случае министерство либо департамент субъекта становится учредителем образовательной организации.

Такой вариант выбрали шесть регионов: Кировская область, Сахалинская область, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Камчатский край.

2. Учредительство без имущества

Вторая модель – перевод учредительства с уровня муниципалитетов на уровень субъекта без передачи имущества образовательных организаций.

Это означает следующее:

Субъект Российской Федерации становится учредителем образовательной организации, но собственником и ответственным за содержание имущества остается муниципалитет.

По этому пути идут пять регионов: Самарская область, Вологодская область, Новгородская область, Еврейская автономная область, Московская область.

И в первом, и во втором случаях школа получает государственный статус.

3. Оптимизация через соглашения

Третья модель предусматривает сохранение полномочий по управлению школами и их имуществом (учредительство) на уровне муниципалитета.

Орган исполнительной власти в сфере образования в субъекте РФ заключает соглашение с муниципалитетом, в котором детально прописывает условия выделения субвенций в муниципальное образование на реализацию образовательных стандартов.

Эту модель выбрали восемь пилотов: Воронежская область, Тамбовская область, Тверская область, Республика Марий Эл, Ставропольский край, Белгородская область, Рязанская область, Республика Коми.

Особую позицию заняла Астраханская область, где решили разработать свою модель на основе совместного учредительства образовательных организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований.

По замыслу представителей Министерства образования Астраханской области:

В полномочия субъекта должно войти, наряду с финансированием и контролем качества образования, ответственность за руководящий состав образовательных организаций.

В полномочиях органов местного самоуправления остается обеспечение условий обучения, то есть содержание муниципального имущества, выступающего в качестве важного ресурса образовательного процесса.

В настоящее время пилотные регионы занимаются разработкой региональной нормативно-правовой базы для перевода учредительства, создания опорных школ, внедрения сетевой формы реализации программ и прочих элементов региональных планов.


Муниципальное образовательное учреждение – это организация, которая осуществляет процесс образования благодаря муниципальным субсидиям и находится на содержании местного самоуправления. Возможно, именно сейчас есть смысл более подробно рассмотреть вопрос о том, учредителями каких организаций могут быть муниципальные организации (МО).

Кто может быть учредителем муниципального образовательного учреждения (МОУ)

  • государство РФ, субъекты Российской Федерации, МО;
  • коммерческие организации, объединения российских и иностранных юрлиц, всех форм собственности;
  • общественные объединения и религиозные организации, а также ассоциации российских и иностранных юрлиц;
  • физические лица.

Негосударственные образовательные учреждения могут быть основаны совместным учредительством.

Для спецучреждений, в которых производится воспитательно-образовательный процесс сложных детей и подростков, закрытого типа учредителями выступает только государство РФ или его субъекты.

Образовательные центры, в которых проводят военную подготовку и осуществляют военные профессиональные программы, создаются только государством. И контролируются им на всех этапах своей деятельности.

Права учредителя, в случае реорганизации власти РФ, переходят к правопреемникам, которые будут определенным действующим законодательством.

Учредителем МОУ выступают органы местного самоуправления

Их компетенция в образовательной сфере регулируется законом, нормативно-правовыми актами. Именно учредитель принимает решение о существовании, реорганизации или о ликвидации образовательного заведения. А также МО имеет право участвовать в управлении учебным учреждением и назначать или увольнять его руководителя.

К образовательным учреждениям относятся:

  • детсады;
  • школы;
  • колледжи;
  • начальные, средние и высшие профессиональные учреждения;
  • ВУЗы;
  • спецучреждения, детские дома, интернаты и прочие.


В обязанности МОУ входит предоставление общедоступного образования, создание условий для ухода за детьми в МОО. А также содержание зданий МОО и облагораживание прилегающих к ним территорий. Муниципальные образования назначают стипендии учащимся, студентам и другим из средств местного бюджета. Еще МО осуществляют обеспечение учебных заведений необходимым имуществом, вещами и прочим. Производят контроль обеспечения питанием учащихся, которые обучаются за счет бюджетных ассигнований.

Может ли муниципальное образование быть учредителем ООО

Муниципальное образование имеет право создавать ООО, а также быть единственным его учредителем. Уставный капитал (УК) формируется только средствами МО. УК должен быть исключительно в виде денег. Вклад осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, из средств местного бюджета (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ). Основанное общество может принимать участие в тендерах, пользоваться муниципальным имуществом. В таких обществах чаще всего управление осуществляется советом директоров. Доли распределяются поровну, а большинство вопросов решается единогласно.

Муниципальные образования могут выступать наравне с юридическими и физическими лицами в гражданско-правовых отношениях по закону РФ.

Сейчас в России МО могут выступать соучредителями в ООО и основателями, и участниками открытых акционерных обществ. А вот участником коммерческих организаций МО уже быть не имеют права.

Государство обеспечивает муниципальные образования специальными субсидиями, а также их казна пополняется за счет доходов местного бюджета. Других видов дохода для них не предусмотрено. В основном управление в муниципальных образованиях производят органы местного самоуправления.

Общеобразовательная школа: пример

Муниципальное образование, допустим, выступает ее единственным учредителем. Это значит, что школа находится под патронажем местного самоуправления и финансируется за счет местного бюджета. Для каких-либо улучшений в ОШ, МОУ может участвовать в тендерах, благотворительных акциях, конкурсах, чтобы обеспечить внедрение инноваций, например, закупки новой техники для школы, компьютеров, электронных досок, указок и прочего. Предоставляет учебные материалы в виде учебников и учебных пособий. Определяет участие учащихся в олимпиадах, спортивных мероприятиях и научных конференциях. Учащиеся этой школы могут получать госстипендии или иметь какие-то льготы от государства. Здание школы, все сооружения и вся прилегающая к ней территория находятся на содержании МО.

Какие рычаги влияния имеет учредитель на ОШ

Это госзадание, финансовое обеспечение и взимание с родителей платы за содержание детей. А также МО распоряжается имуществом ОШ на основании закона.

Краткие итоги

Учредителями муниципального образования являются местные органы самоуправления. МО может выступать как учредителем, так и соучредителем обществ с ограниченной ответственностью. УК создается на 100% или вносится доля МО из фонда средств местного бюджета. Также МО могут выступать учредителями ОАО, создавать МП и учреждения, создавать хозобщества, если в этом есть необходимость для решения вопросов, которые имеют местное значение.

По закону РФ учредителем муниципального образовательного учреждения может быть орган местного самоуправления и непосредственно государство. В чем заключается принадлежность образовательного заведения к МУ? В том, что его финансирование ведется за счет средств местного бюджета и субсидируется государством. МО имеет как ответственность за учрежденные им образовательные учреждения, так и обязательства перед ними.


Муниципальное образовательное учреждение – это организация, которая осуществляет процесс образования благодаря муниципальным субсидиям и находится на содержании местного самоуправления. Возможно, именно сейчас есть смысл более подробно рассмотреть вопрос о том, учредителями каких организаций могут быть муниципальные организации (МО).

Кто может быть учредителем муниципального образовательного учреждения (МОУ)

  • государство РФ, субъекты Российской Федерации, МО;
  • коммерческие организации, объединения российских и иностранных юрлиц, всех форм собственности;
  • общественные объединения и религиозные организации, а также ассоциации российских и иностранных юрлиц;
  • физические лица.

Негосударственные образовательные учреждения могут быть основаны совместным учредительством.

Для спецучреждений, в которых производится воспитательно-образовательный процесс сложных детей и подростков, закрытого типа учредителями выступает только государство РФ или его субъекты.

Образовательные центры, в которых проводят военную подготовку и осуществляют военные профессиональные программы, создаются только государством. И контролируются им на всех этапах своей деятельности.

Права учредителя, в случае реорганизации власти РФ, переходят к правопреемникам, которые будут определенным действующим законодательством.

Учредителем МОУ выступают органы местного самоуправления

Их компетенция в образовательной сфере регулируется законом, нормативно-правовыми актами. Именно учредитель принимает решение о существовании, реорганизации или о ликвидации образовательного заведения. А также МО имеет право участвовать в управлении учебным учреждением и назначать или увольнять его руководителя.

К образовательным учреждениям относятся:

  • детсады;
  • школы;
  • колледжи;
  • начальные, средние и высшие профессиональные учреждения;
  • ВУЗы;
  • спецучреждения, детские дома, интернаты и прочие.


В обязанности МОУ входит предоставление общедоступного образования, создание условий для ухода за детьми в МОО. А также содержание зданий МОО и облагораживание прилегающих к ним территорий. Муниципальные образования назначают стипендии учащимся, студентам и другим из средств местного бюджета. Еще МО осуществляют обеспечение учебных заведений необходимым имуществом, вещами и прочим. Производят контроль обеспечения питанием учащихся, которые обучаются за счет бюджетных ассигнований.

Может ли муниципальное образование быть учредителем ООО

Муниципальное образование имеет право создавать ООО, а также быть единственным его учредителем. Уставный капитал (УК) формируется только средствами МО. УК должен быть исключительно в виде денег. Вклад осуществляется, в соответствии с действующим законодательством, из средств местного бюджета (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ). Основанное общество может принимать участие в тендерах, пользоваться муниципальным имуществом. В таких обществах чаще всего управление осуществляется советом директоров. Доли распределяются поровну, а большинство вопросов решается единогласно.

Муниципальные образования могут выступать наравне с юридическими и физическими лицами в гражданско-правовых отношениях по закону РФ.

Сейчас в России МО могут выступать соучредителями в ООО и основателями, и участниками открытых акционерных обществ. А вот участником коммерческих организаций МО уже быть не имеют права.

Государство обеспечивает муниципальные образования специальными субсидиями, а также их казна пополняется за счет доходов местного бюджета. Других видов дохода для них не предусмотрено. В основном управление в муниципальных образованиях производят органы местного самоуправления.

Общеобразовательная школа: пример

Муниципальное образование, допустим, выступает ее единственным учредителем. Это значит, что школа находится под патронажем местного самоуправления и финансируется за счет местного бюджета. Для каких-либо улучшений в ОШ, МОУ может участвовать в тендерах, благотворительных акциях, конкурсах, чтобы обеспечить внедрение инноваций, например, закупки новой техники для школы, компьютеров, электронных досок, указок и прочего. Предоставляет учебные материалы в виде учебников и учебных пособий. Определяет участие учащихся в олимпиадах, спортивных мероприятиях и научных конференциях. Учащиеся этой школы могут получать госстипендии или иметь какие-то льготы от государства. Здание школы, все сооружения и вся прилегающая к ней территория находятся на содержании МО.

Какие рычаги влияния имеет учредитель на ОШ

Это госзадание, финансовое обеспечение и взимание с родителей платы за содержание детей. А также МО распоряжается имуществом ОШ на основании закона.

Краткие итоги

Учредителями муниципального образования являются местные органы самоуправления. МО может выступать как учредителем, так и соучредителем обществ с ограниченной ответственностью. УК создается на 100% или вносится доля МО из фонда средств местного бюджета. Также МО могут выступать учредителями ОАО, создавать МП и учреждения, создавать хозобщества, если в этом есть необходимость для решения вопросов, которые имеют местное значение.

По закону РФ учредителем муниципального образовательного учреждения может быть орган местного самоуправления и непосредственно государство. В чем заключается принадлежность образовательного заведения к МУ? В том, что его финансирование ведется за счет средств местного бюджета и субсидируется государством. МО имеет как ответственность за учрежденные им образовательные учреждения, так и обязательства перед ними.

Читайте также: