Учитель осуществляет контрольно оценочную деятельность с использованием чего

Обновлено: 02.05.2024

без изменения по дходов к системе конт роля и оценки в процессе обучения.

Проблема оценки школьных достижений всегда была в центр е внимания

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ « Об образовании в

организации в установленной сф ере деятельност и относятся:

10) осуществление текущего контр оля успеваемост и и промежуточ ной аттестаци и

обучающихся, установление и х форм, пери одичности и по рядка проведения ;

11) индивиду альный учет результатов о своения обучающи мися образовательн ых

программ, а так же хранение в ар хивах инф ормации об эт их результатах на бумажных

13) проведение са мообследования, обеспечение функционирования внутренней

◦ функция организации (комплекс организационного обеспечен ия и

сопровождения осуществлен ия оценки качества образования, включающий в себя

организацион ное обеспечение, технол огии и инструмент арий о ценивания, учеб но -

методический комплекс, обеспечиваю щий подготовку специалистов и нормативное

◦ функция контроля (комплекс действий, направленных на осуществление сбора

и на копления информации как основы для последующего аналитическог о

◦ функция анализа (комплекс аналитического обобщения (включая анализ и

синтез) получаем ой информаци и с ее последующей интерпретац ией) .

На уровне ОО ис пользуются след ующие оценочные процедуры :

- промежуточ ная аттестация (за четверт и, полугодие, год, проведение ВПР и т.д.)

Нормативное – но рмативные документ ы федеральн ого уровн я:

Указ Президента РФ «О национальн ых целях и стратегическ их за дачах развития

Федеральной службы по надзору в сфе ре образ ования и наук и от 16 марта 2018 года

N 05- 71 «О направл ении рекомендаций по повышению объе ктивности о ценки

Положение о формах, перио дичности и порядке текущ его контроля успеваем ости и

Положение о б обучении по индивидуал ьному учебн ому плану .

Положение о рабочей програм ме учебно го предм ета, курса, дисциплины (мо дуля).

Положение о случаях и порядке организации индивидуаль ного отбора в класс ы

профильного обучения для п олучения с реднего общего образования.

Содержательное : оц еночные материалы, КИМы и т.п.; цель - получение достоверной

информации об уровне учебн ых достижений обучающ ихся.

1) кодификатор – разраб отка критериев п о всем диагностическ им работам ;

1) формирование пере чня показателей о ценки общего о бразования;

2) формирование пере чня показателей о ценки сформи рованности УУД;

3) выявление факторов, влияющих на результаты : контекстная информация

( профессиональ ные характерист ики учителей : стаж, категория, нагрузка ,

курсовая подготовк а и т.п., условия обучения в школе : количество часов по

программе, нап олняемость клас са, социально - экономическ ие условия и т.п. )

1) Оценивание не должн о осуществляться ради оценивания. Данные, полученны е

в ход е оценивания уровня знаний, должны применяться для о бновления

стратегии и хода ее реализации и, к конечном счете, должны привести к

2) Для того, чтобы процесс измерения был эффективным, он должен

соответствовать цели, с которой предприни мается. О ценивание может помоч ь

распознать и более точно определит ь пр облемы во всей образоват ельной

системе школы и м ожет способствовать разработк е конкретных ме р .

3) Оценивание, само по се бе, не улучш ит качество и усл овия обучени я, а вот

достоверные данные о достижениях обучающихся могут способств овать

разработке страт егии по улучшению с итуации с обучением.

Множество результатов различных исследований, которы е лежат мертвым грузом.

Неумение учителя использовать эти р езультаты в повседневной работе ил и

нежелание использовать эти результаты в повседневной п рактике. О тсюда: не

создается систе ма работы учителя по ликвидации пробелов в учебных достижения х

учащихся; по повышению качества образования учащихс я (по достижению базового

и повышенного уровней достиж ений предметн ых результатов); по выстраиванию

системной деятельности использования результатов учебных достижений учащ ихся в

Главные де терминанты качества школ ьного образован ия

Качество школь ного образова ния в основн ом определяется качеством

профессиональ ной подготовки педагогов (по результатам PISA - м еждународна я

программа по оцен ке образовательн ых достижен ий учащ ихся P ISA (Pr ogramme for

International Student Assessme nt) – это междунар одное сопоставитель ное

исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки

Качество образова ния зависит от кач ества професси ональной п одготовки педаг огов:

- по вышени е квалификации на различных курсах не только в региональном ИРОСТе,

но и в других образовательных ор ганизациях, в том числе дистанционно. Если

учитель пост оянно обучается, он развивается, он знает о разл ичных нововведени ях,

старается использо вать в своей работе элементы инновационных практик, а это в

свою очередь будет способствовать повышению мо тивации обучения у чащихся,

активному включению их в образоват ельный процесс и повыше нию качест ва их

Качество образовательных достижений школьни ков в основном определяется

качеством учебных заданий , предлагаемых им пе дагогами (по результатам ITL -

Международное исс ледование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in

International Reading Literacy Study) – это международное сопоставит ельное

Одним из в идов диагностическ их работ являются ВПР – единые измерители;

единая система о ценивания, развит ие форм и метод ов стандартизиров анного

оценивания ; возм ожность сопоставления свое й О О с р езультатами региона и РФ;

анкетирование ОО , аналитика (анализ факторов успешности, содержате льных

п роб лем, выявление зон риска и т.п.) . И здесь обязательно четкое выполне ние всех

Направления сов ершенствов ания общего образ ования:

1. Усиление внима ния к форми рованию функц иональной грамот ности

2. Повышение у ровня познавател ьной самостоятель ности учащи хся

4. Повышение и нтереса учащи хся к изучению математ ики и естестве ннонаучных

5. Повышение эф фективности раб оты с одаренным и и успешными учащимися

6. Повышение эф фективности и нвестиций в об разование

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффек тивным, но и

интересным для детей. Поэтому в своей работе он должен использовать не только

общепринятые формы контроля ( самост оятельная и контрольна я работ ы, устны й

опрос у доски и так далее), но и систематически изобретат ь, внедрять свои средства

Таким образом, оценк а – гибкий инструмент , который используется для

мотивации и у правления учебн ой деятельностью уч ащихся. При этом акце нт делаетс я

Овладение учащимися умением самок онтроля об еспечива ет комфорт в обучении,

снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием,

Выставляя оценку, необходимо подумать: что и как я оцениваю? Все ли я

сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой,

какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, з автра п осле этой отметки:

возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной

деятельности или эта отметка н е будет стимулировать его к работе, оставит его

равнодушным, выз овет отрицательную реакцию к изучению предмета, п осещению

Следует помнить, что если ученик понял, что от него требуют и не сомневает ся

в справедливост и спрашиваемы х знаний и не обходи мости треб уемых умений, есл и

он убежден, что м ожет постигнуть треб уемое, что полученн ая отметка зависит тольк о

от него самого и степени его усердия, то это действительно б удет способствовать его


Проблема контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС

Королева Светлана Анатольевна, магистрант

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре

Данная статья посвящена проблеме организации и осуществления контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС. В статье озвучивается проблема непонимание учеником особенностей оценочной деятельности учителя, что требует усовершенствования системы контроля и оценивания результатов обучения.

Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, контрольно-оценочная деятельность, система оценивания.

The problem of control and appraisal activity of primary school teachers in the GEF

This article is devoted to the organization and implementation of control and appraisal activities in the educational process in the GEF. In the article the problem voiced incomprehension pupil characteristics estimated activity of the teacher, that needs to be improved monitoring and evaluation of learning outcomes system.

Keywords: GEF pre-school education, control and evaluation activities, evaluation system.

В современном обществе все сильнее ощущается необходимость в образованных, творческих, мобильных людях, способных быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей — одна из главных задач образования, которая в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений.

Одной из главных задач любого образовательного учреждения является обеспечение более высокого качества образования. Осуществлять контроль качества образования и управлять им возможно лишь при наличии оперативной, адекватной и достоверной информации, как о процессе, так и о результатах образования.

Изменения, которые произошли в содержании современного образования, а именно, перенос с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. В традиционной системе контроля обнаруживаются определенные несовершенства, не позволяющие с максимальной достоверностью говорить об уровне образовательных достижений школьника.

Процесс обучения — это не только механизм передачи и усвоения знаний и умений, но и процесс, протекающий в интеллектуальной, мотивационно-потребностной и эмоционально-личностной сферах. Как показывает практика, одним из эффективных путей, способствующих такому гармоничному развитию личности, является организация и осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе. Проблема определения роли контрольно-оценочной деятельности учителя в структуре его профессиональной педагогической деятельности существенно актуализировалась в условиях модернизации отечественного образования.

Как показывает практика, уровень контрольно-оценочной деятельности педагогов образовательных учреждений не в полной мере соотносится с требованиями образовательных стандартов и качеством подготовки специалистов. В образовательных учреждениях недостаточное внимание, по нашему мнению, уделяется формированию у педагогов умений осуществления контрольно-оценочной деятельности.

Проблема оценочной деятельности учителя является одной из ряда чрезвычайно важных проблем в работе школы. От её решения во многом зависит успех обучения.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. К результатам обучения в начальной школе можно отнести освоенную младшими школьниками систему опорных знаний и умений (систему специфико-предметных умений, определяемых обязательным минимумом содержания начального образования). Но одним из основных результатов ФГОС является успешное включение учащихся в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности, то есть сформированность метапредметных умений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Метапредметные умения должны отражать умения учащихся контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Как оценивается ученик начальной школы чаще всего? Учитель после выполненного учеником задания сообщает ему результат его труда, то есть оценивает в соответствии с традиционной системой балльных отметок [2].

Грамотная, разноуровневая система оценивания, формирующая объективные критерии качественного образования, позволяет и учителю, и родителям, и учащимся понимать предъявляемые единые требования к уровню получаемых знаний и формируемых умений. А знание и понимание единых требований создают для ученика комфортные условия обучения, воспитания и позволяют разрабатывать план совместной работы учителя и семьи по формированию мотивации и осознанию ценности образования.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности педагогу, по нашему мнению, необходимо владеть умениями осуществления контрольно-оценочной деятельности, а именно:

‒ определять предмет оценивания;

‒ умением воспринимать предмет оценки;

‒ сопоставлять предмет оценки с определенными критериями;

‒ выбирать форму оценки;

‒ сообщать оценку обучающемуся.

В свою очередь, развитие этих умений у педагогов требует соответствующего отношения к самой проблеме контрольно-оценочной деятельности в современных условиях [1].

Таким образом, контрольно-оценочную деятельность можно рассматривать как новую профессиональную задачу педагога, овладение которой происходит на всех этапах профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим можно утверждать, что контрольно-оценочная деятельность педагога на современном этапе является неотъемлемой частью его профессиональной компетентности.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — N 12. — 22.03.2010; Российская газета. — 2011. — 16 фев. — N 5408.

Основные термины (генерируются автоматически): контрольно-оценочная деятельность, GEF, оценивание результатов обучения, оценочная деятельность учителя, умение, контрольно-оценочная деятельность учителя, начальная школа, начальное общее образование, образовательный процесс, основная образовательная программа.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. Действительно, контроль и оценка – необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике.

"Оценка" и "Отметка"

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.
Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.
Оценка - это мнение о ценности, уровне или качестве чего - либо;
Отметка - это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.
Согласно нормативному документу:
Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Оценить - значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.
Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка - это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.
Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.

Функции отметки:
- контролирующая (на каком уровне усвоен материал);
- стимулирующая
- констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);
- уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал);
- карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
- регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).
Обычно учителями используются следующие формы оценки:
-многочисленные "малые формы оценки" в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;
- краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
- отметки, с помощью которых по десятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;
- общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных заведений и т. п.
Сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях
Смысл комментирования отметок заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.




Контроль - процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;

Средства контроля

Если иметь в виду устные методы контроля, то в целях увеличения числа отвечающих можно использовать магнитофон. В.Ф. Шаталов из своих наблюдений пришел к выводу, что учащимся на уроке приходится очень мало говорить. Чтобы продлить это время, когда ученику надо устно отвечать, педагог-новатор использует магнитофонную запись. Ответ ученика записывается на магнитную пленку. При этом даже робкий ученик чувствует себя свободно, не стесняется. Затем этот ответ прослушивает либо сам учитель, либо по его поручению — ученик. Ответ анализируется.

Письменные и графические работы можно контролировать как простейшими, так и более сложными техническими и электронными средствами.

Простейшие средства контроля— это перфокарты, электротабло. Перфокарта представляет собой плотную бумажную карточку, на которой написаны вопросы или другие задания. Там же приведены 3-4 варианта ответа. Ученику нужно соответствующим образом — обвести кружком, подчеркнуть и т.п. — отметить тот вариант, который он считает правильным. Имеется шаблон-дешифратор, с которым сопоставляется заполненная карточка. По дешифратору можно определить, правильно ли был дан ответ на карточке.

Затруднения в проведении, проверке, оценке знаний, которые испытывают преподаватели при применении традиционных способов контроля усвоения знаний, частично или полностью можно устранить при использовании средств программированного контроля. С внедрением в педагогический процесс компьютеров, программированный контроль получил новый, мощный импульс и сегодня широко используется. Экономия времени, простота разработки методов, высокая эффективность, четкая постановка вопросов – таков неполный список преимуществ программированного контроля.

Заключение

Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным.
Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования .
Кроме этого если:
- процессы итогового оценивания и выставления текущих отметок будут разделены, что поможет искоренению "процентомании";
- при текущем контроле будут созданы комфортные для ученика, преодолен его страх перед негативной отметкой, что позитивно скажется на мотивации, самоуважении, ответственности выпускника;
- при текущем контроле будет поощряться прежде всего продвижение в становлении компетенции личности учащимся будут заранее предъявляться "открытые" требования к оцениванию выполняемых ими заданий и критерии оценивания;
- в содержание обучения будут включены методы самоконтроля и самооценивания учеником своих результатов по критериям, выработанным совместно с учителем и остальными учащимися;
- процедуры текущей и итоговой аттестации будут адекватными технологии единого экзамена, аттестации и сертификации знаний выпускника
Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умение и самооценки учащихся
Портфолио как альтернативная система оценивания учащихся позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей раскрывает весь спектр выполняемых работ, обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году, показывает диапазон навыков и умений.

Выставляя оценку, хочется, чтобы главное - это не мнение коллег, администрации, диагностика мониторинговых исследований. Думайте: что я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.

Права и обязанности учителя

Учитель имеет право:

· иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;

· самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений учащихся;

· получать квалифицированную методическую помощь со стороны администрации школы в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Учитель обязан:

· соблюдать основные принципы 10-балльного обучения;

· соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности учащихся;

· работать над формированием у учащихся учебных действий контроля и оценки;

· оценивать не только знания, умения и навыки по учебным предметам, но также уровень развития учащихся, а также степень проявления ими творчества и инициативы;

· фиксировать динамику обученности и развития ученика только относительно его собственных достижений и возможностей;

· доводить до сведения родителей результаты учебной деятельности учащихся, своевременно информировать о возникающих трудностях в усвоении учебного материала.

Литература.

1. Аванесов В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля / В.С. Аванесов.- СПб., 1994.- 32 с.

2. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение / И.Н. Гулидов.- М.: Форум, 2005.

3. Ершов А.П. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы) / А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю.А. Первин // Информатика и образование.- 1995.- № 1.- C. 3-19.

4. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хенер.- М.: Академия, 2007.- 622 с.

Контрольно-оценочная деятельность педагога.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. Действительно, контроль и оценка – необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике.

"Оценка" и "Отметка"

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.
Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.
Оценка - это мнение о ценности, уровне или качестве чего - либо;
Отметка - это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.
Согласно нормативному документу:
Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Оценить - значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.
Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка - это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.
Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.

Функции отметки:
- контролирующая (на каком уровне усвоен материал);
- стимулирующая
- констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);
- уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал);
- карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
- регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).
Обычно учителями используются следующие формы оценки:
-многочисленные "малые формы оценки" в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;
- краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
- отметки, с помощью которых по десятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;
- общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных заведений и т. п.
Сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях
Смысл комментирования отметок заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.

Контроль - процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;


Оценочная деятельность учителя - это составляющая часть его деятельности, направленная на стимулирование активности ученика на уроке. Она создает стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.

Эта деятельность не должна иметь эпизодический характер, а представлять целостную систему мер по обеспечению качества достижения планируемых результатов обучения учеников начальных классов.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО должна:

· закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

· ориентировать образовательный процесс на духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и формирование универсальных учебных действий;

· обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов НОО;

· предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности ОУ;

· позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.


В процессе оценивания должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, самоанализ, самооценка и наблюдение).

В результате система оценивания позволяет:

 устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

 давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

 отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;

 обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

 отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Правильно организованный процесс оценивания деятельности учителя позволяет на основе полученных результатов эффективно управлять процессом учения младшего школьника.

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно, важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:

Принципы оценочной деятельности

1. Оценивание является постоянным процессом

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее педагогу и ученику.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, а не его личностные качества.

4. Оценивать только то, чему учат.

5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

6. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое и текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Четкое следование им способствует соблюдению и созданию необходимых условий для целенаправленной организации познавательной деятельности детей по достижению ими планируемых результатов обучения.

Осуществляя процедуру оценки знаний необходимо ответить на 3 конкретных вопроса: что оценивать? Как оценивать? и кто оценивает?

Читайте также: