Какие меры военного урегулирования позволили россии обеспечить национальную безопасность в 20 веке

Обновлено: 16.05.2024

Традицию новогоднего телевизионного обращения к народу ввел Леонид Брежнев, первым с бокалом шампанского в руке снялся Борис Ельцин, а Владимир Путин перенес поздравление на свежий воздух. Подробности.

Запад готовит кибератаку, в которой обвинят русских хакеров

Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики

Россия в кино стала Землей Обетованной

Дарья Митина, секретарь ЦК Oбъединеннoй Кoммунистическoй Партии

Это не означает, что совсем пропали русофобские или антисоветские картины – они еще снимаются (больше всего такого добра по-прежнему генерирует Прибалтика), но их реально стало кратно меньше. Подробности.

Главные события 2022 года в политике

Как победили Гитлера под Москвой

Украина готовится к войне

Города России украсились к празднованию Нового года и Рождества

Главный вход на территорию ВДНХ выглядит сегодня именно так – с большими светящимися цифрами 2022. Москва и многие другие крупнейшие города России искусно украшены к празднованию Нового года. Как это сделано – в репортаже газеты ВЗГЛЯД

Украинские авиастроители представили первый серийный Ан-178

В Ленобласти открыли мемориальный комплекс в честь Александра Невского

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.

  • Лучше предыдущего
  • Хуже предыдущего
  • Таким же
  • Приглашать гостей
  • Ходить в гости
  • Не хожу в гости и не приглашаю их

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная тема

новый этап дипломатии

фаза обострения

Видео


Окончание строительства

энергетический кризис

государственный ориентир

переговоры путина и байдена

критерий истины

реальный сценарий

разные ценности

на ваш взгляд

Россия примет меры для обеспечения стратегического баланса и устранения угроз, если Соединенные Штаты и НАТО в разумные сроки не откликнутся на российские предложения о гарантиях безопасности, заявил министр иностранных дел Сергей Лавров.

Кроме того, для Москвы принципиально важно, чтобы высокопоставленные военные США и НАТО участвовали в переговорах по гарантиям безопасности.

Ранее Лавров сообщил, что российские предложения о гарантиях безопасности направлены на создание и юридическое оформление новой системы договоренностей, которая основана на принципе отказа от попыток добиться военного превосходства.

Напомним, МИД опубликовал проекты договоров России с США и НАТО о гарантиях безопасности, там, в частности, прописывается прекращение дальнейшего расширения НАТО и присоединения к альянсу Украины.

В четверг состоялся разговор президента России Владимира Путина с американским лидером Джо Байденом. Газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала об этой беседе.

Брюссель оказался недоволен тем, что Россия и США самостоятельно обсуждают украинский кризис, не приглашая на переговоры представителей Евросоюза (ЕС), это насмешило читателей британской газеты Daily Express.

Ранее МИД России опубликовал проекты договоров Москвы с США и НАТО о гарантиях безопасности. ЕС также захотел участвовать в переговорах, но Россия решила обсуждать этот вопрос лишь на двусторонней основе с Вашингтоном, причем в срочном порядке.

Газета ВЗГЛЯД подробно писала о том, почему Европу не пригласили к созданию системы гарантий безопасности между Россией и НАТО.

Ранее первый заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский сообщил, что подготовка по консультациям по безопасности в Европе идет, но Россия ожидает от альянса пояснений по предлагаемому формату обсуждений в рамках встречи Совета Россия – НАТО.

Напомним, МИД опубликовал проекты договоров России с США и НАТО о гарантиях безопасности. В соглашении прописывается прекращение дальнейшего расширения НАТО и присоединения к альянсу Украины.

Позже Евросоюз захотел участвовать в переговорах России с США по гарантиям безопасности в Европе. Однако Москва намерена обсуждать этот вопрос лишь на двусторонней основе с Вашингтоном, причем в срочном порядке. Газета ВЗГЛЯД подробно писала о том, почему Европу не пригласили к созданию системы гарантий безопасности между Россией и НАТО.

Ушаков сообщил, что переговоры по гарантиям безопасности в Вене по линии ОБСЕ начнутся 13 января, Москву будет представлять постпред при этой организации Александр Лукашевич. В консультациях в Брюсселе по линии Россия – НАТО будут участвовать заместители глав внешнеполитического и оборонного ведомств России. Россия с пониманием относится к желанию США привлекать союзников к переговорам о гарантиях безопасности, но главным должен быть прямой диалог с Москвой, сообщил Ушаков.

США сообщали, что обсуждать будут предстоящие дипломатические контакты западных стран с Россией, в том числе контакты России с НАТО и ОБСЕ, а также дипломатические возможности для снижения напряженности вокруг Украины. В Кремле сообщили, что разговор произойдет по инициативе России, целью контактов является обсуждение тех вопросов, которые были обозначены на саммите Россия – США.

Сенатор Алексей Пушков сделал выводы из состоявшихся переговоров президента России Владимира Путина с американским лидером Джо Байденом, указав на острую фазу кризиса в отношениях сторон.

Газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала о беседе президентов.

Байден хочет разговором с Путиным показать себя миротворцем в глазах собственного электората и европейских союзников, сказал газете ВЗГЛЯД политолог-американист Дмитрий Дробницкий. Ранее Белый дом сообщил, что телефонный разговор президентов США и России пройдет в четверг в 23.30 мск.

По его словам, подготовка к саммиту Россия – США на высшем уровне будет длиться еще долго, а контакты Вашингтона с Москвой по линии Джейка Салливана и Николая Патрушева не дают того пиар-эффекта, на который рассчитывает администрация Байдена.

Ранее высокопоставленный представитель Белого дома сообщил, что Байден заявит своему российскому коллеге о наличии дипломатических возможностей для снижения напряженности вокруг Украины, если Москва проявит к этому заинтересованность.

Как никогда ранее, ныне особенно остро ощущается необходимость в научно обоснованной методологии и стратегии обеспечения национальной безопасности страны. При резком сокращении численности населения России, разрушении уклада жизни и разбазаривании природных ресурсов, отсутствие адекватной ситуации методологии и стратегии национальной безопасности смертельно опасно для нации и государства. Нельзя забывать и о грядущей схватке за очередной передел мира, обусловленной нежеланием одних стран сократить потребление невозобновляемых ресурсов, а других - прирост населения. Для спасения России в создавшихся условиях нужна не только объединяющая все народы идея самосохранения, но и реализация всесторонне выверенных методов и приоритетов.

Базовые понятия и предпосылки

Подразумевается, что и народы, образующие нашу (русскую) нацию, связаны близостью стереотипов мышления и поведения, адаптированных к занимаемой территории, а их деятельность предопределена соответствующими потребностями, ценностями и интересами. Все, объективно пригодное для удовлетворения потребностей, рассматривается ими как ценности, тогда как субъективные представления о последних интерпретируются как интересы.

Под опасностью понимают возможность причинения ущерба, под угрозой - уже действующую опасность, а под вызовом - проявление угрозы, требующее реагирования с целью предупреждения или снижения ущерба. Считается, что опасность возникает при неудовлетворении потребностей человека и образуемых им сообществ в энергии, веществе и информации.

Безопасность следует интерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использования ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью - совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью - способность систем сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия.

Под укладом жизни нации подразумеваются ценностные установки, мировоззренческие взгляды, правила мышления и поведения, определяющие ее характер и судьбу. Границы системы представлены прямоугольником, а взаимодействия с внешней средой - стрелками (рис. 2).

Вызовы национальной безопасности россии в XX веке

рис.1 Понятийный базис национальной безопасности.

Вызовы национальной безопасности россии в XX веке

рис.2 Модель объекта как этногеоэтосистемы.

Методы, механизмы и модели

При выборе методов национальной безопасности, исходили из сложности этногеоэтосистемы, невозможности натурного экспериментирования с опасностями, актуальности заблаговременного прогноза размеров ущерба базовым ценностям нации и затрат на его снижение.

Поэтому основными методами выбраны:

 для исследования - системная инженерия;

 для обеспечения и совершенствования - программно-целевое планирование и управление.

Практическая реализация первого метода включает проблемно-ориентированный эмпирический и теоретический анализ ситуации, объекта и цели исследования; второго:

 стратегическое планирование (обоснование оптимальных количественных показателей национальной безопасности и разработка целевых программ по их обеспечению),

 оперативное управление их выполнением (контроль значений этих показателей и осуществление воздействий по их поддержанию в заданных пределах).

Необходимость удовлетворения многочисленных потребностей нации и парирования соответствующих угроз, обусловленных в том числе и несовпадением интересов различных людей, указывают на необходимость в системе обеспечения национальной безопасности России, под которой следует понимать совокупность нормативных актов, организационно-технических и иных мероприятий, а также сил и средств, необходимых для их выполнения.

Дерево целей, задач, мероприятий и показателей рассматриваемой системы представлено на рис. 3.

При его реализации целесообразно руководствоваться такими принципами, как приоритет политико-дипломатических и нормативно-экономических методов по отношению - к военно-силовым, опора на международные организации и общественное мнение, предпочтение превентивным и контрольно-профилактическим мерам рефлексивному реагированию на чрезвычайные ситуации, адекватность этих мер масштабу и характеру опасностей, угроз и вызовов.

Критерием оценки эффективности системы и управления национальной безопасностью будет поддержание такого ее уровня, который характеризуется высоким качеством жизни населения России, либо соответствует минимуму суммарных издержек, связанных с объективно существующими опасностями. (Под суммарными издержками подразумеваются затраты, необходимые для парирования угроз и вызовов нации и ее базовым ценностям, а также ущерб от их возможного разрушительного действия.)

Оптимальными должны считаться программы и мероприятия, обеспечивающие максимальный прирост национальной безопасности при выделенных затратах, либо требующие минимальных затрат для достижения ее заданного уровня.

Вызовы национальной безопасности россии в XX веке

рис.3 Дерево целей, задач и показателей

Для исследования национальной безопасности нужно широко использовать моделирование.

Дескриптивные модели, позволяющие интерпретировать нацию как производителя и потребителя благ, а ее институты - как механизмы наиболее полного удовлетворения потребностей, должны применяться для выявления тенденций в их развитии. Нормативные - для обоснования и ранжирования национальных целей, ценностей, интересов и представления их в форме соответствующих пирамид или деревьев, учитываемых и непрерывно корректируемых с учетом выявленных выше тенденций.

Современные угрозы и вызовы

Проиллюстрируем предлагаемую методологию на примере проблемно-ориентированного анализа сложившейся к настоящему времени ситуации и обоснования наиболее серьезных угроз и вызовов нашей национальной безопасности.

Каковы глобальные проблемы, возникшие в по-следние десятилетия и поставившие под сомнение существование человечества, как биологического вида. С одной стороны - все ускоряющийся прирост народонаселения Земли: если на 1-й миллиард потребовалось 1810 лет, то на 2-й - 110, 3-й - 50, 4-й - 14, 5-й - 13 и 6-й - 12 лет! С другой - резкое сокращение необходимых людям природных ресурсов - площади пашни и леса, запасов пресной воды, руд цветных металлов, нефти, природного газа.

Все это указывает на то, что впервые в своей истории люди столкнулось с противоречием между растущими потребностями и возможностями природы по их удовлетворению. Доказано, что человечество выбрасывает ныне чуждых биосфере отходов в 2000 раз больше, чем сейсмо-вулканическая деятельность, а суммарное потребление им первичной биомассы и выделение тепла - на порядок превышают приемлемый для планеты уровень. Прекращение губительной деградации биосферы возможно лишь при существенном (в 6-10 раз) сокращении численности населения Земли или снижении объема потребления невозобновляемых природных ресурсов.

Поэтому, мы вправе считать главной внешней угрозой - широкомасштабную агрессию с целью перераспределения наших природных богатств; потенциальными агрессорами - США и страны ЕЭС, ныне потребляющие почти 80% ресурсов2 при 15%-ой доле населения, а также Японию и Китай, обделенные ими.

Таким образом, впереди - вызов территориальной целостности России, обусловленный истощением естественных ресурсов промышленно развитых стран, ростом численности населения - развивающихся стран и усугубляемый изменением климата Земли, другими глобальными экологическими проблемами.

Если 3 года назад США предлагали купить нашу Сибирь за 3 трлн. долл. (при реальной стоимости одних ее ресурсов - в 100 раз большей), то через 5-10 лет они намерены забрать ее силой. Вне сомнения, сделано это будет сразу же после выполнения следующих двух условий:

 завершение развала стратегических ядерных сил России, сдерживающих всех агрессоров угрозой неотвратимости причинения такого ответного ущерба, который обесценит ожидаемую ими выгоду, даже перед лицом постепенной голодной смерти;

 ввод в строй национальной системы противоракетной обороны США.

Столь же серьезны и внутренние вызовы национальной безопасности России:

 катастрофическое снижение интеллектуального потенциала власти;

 глубокая пропасть между нею и народами страны;

 гипертрофированное изменение в системе ценностей всего общества, утрата им общенациональных целей и идеалов;

 дезинтеграция нации в результате имущественного расслоения;

 самовластие и безнравственность правящих элит;

 опасное усиление зависимости страны от некомпетентных решений;

 дезинформация населения в сфере целеполагания, объектов, приоритетов и методов проводимой реформы.

Серьезным испытаниям подвергается общественной уклад жизни народов нынешней России. Источником социальных конфликтов все еще продолжает быть этнический принцип федеративного устройства, заменивший некогда равноправные губернии и поддерживаемый за счет ущемления русских. Чрезмерное увлечение суверенизацией отдельных субъектов Федерации в ущерб Центру, претензии на доминирование национальных республик и краев над областями Великороссии, перекос в сторону прав и свобод отдельного человека и этноса за счет ослабления их ответственности перед нацией и государством (при одновременном бессилии и попустительстве властей) привели к дезорганизации управления страной и фактической анархии.

Не меньшей угрозе подвергается уклад духовной жизни народов России, апробированный ими в течение тысячелетий, а потому и выбранный, как наилучший. Под видом свободы совести, страну заполонили проповедники других религий, обладающие большими, чем православие, средствами воздействия на население. Электронные и печатные СМИ пропагандируют культ насилия и денег, другие ценности западной массовой культуры, особенно пагубные для молодежи, не имеющей иммунитета к низменным ценностям и интересам.

О стратегических мерах по самосохранению России

Какими могут быть рекомендации, вытекающие из сделанного выше проблемно-ориентированного анализа и касающиеся неотложных стратегических мер по парированию главных внешних и внутренних угроз национальной безопасности России? Следует отметить, что их недооценка привела не только к грубым ошибкам руководства страны во внутренней политике последнего десятилетия и фактической изоляции государства на международной арене, но и к концептуальной дезориентации наших народов, утрате духовных и материальных ценностей.

Первыми шагами в их реализации должны стать:

 публичная самоидентификация России, как носителя особой цивилизации, лидера в области культуры, науки и образования, а также в энергомашиностроении, воздушно-космических и иных перспективных технологиях;

 всестороннее укрепление союза России и Белоруссии, создание условий для присоединения к нему Украины.

Во-первых, это ускорит ликвидацию вокруг России политического вакуума: государства, способствующие достижению объявленной нами миссии, могут считаться партнерами и союзниками, а остальные - соперниками и потенциальными противниками.

Во-вторых, только высокая цель возрождения империи сможет консолидировать нацию - вполне самодостаточную не только для самосохранения страны, но и для подтверждения своей лидирующей роли в мире.

В самом деле, удивительная способность к перенапряжениям, соборность и великотерпимость православных христиан, религиозность и аскетизм истинных мусульман в совокупности с самобытностью других этносов России создают предпосылки для возрождения ее имперского статуса. Обширная же территория страны, изобилие природных и ископаемых ресурсов, при разумном и бережном пользовании, способны удовлетворить потребности Империи не только сегодня, на рубеже тысячелетий, но и в обозримом будущем, несмотря на глобальные противоречия эпохи.

Среди других неотложных стратегических задач, направленных на совершенствование национальной безопасности России, самыми важными, на наш взгляд, представляются такие:

1. В части недопущения широкомасштабной внешней агрессии:

 отказ от Договора СНВ-2 и объявление готовности более радикально сократить число наших ядерных боеголовок, при сохранении права на обладание многозарядными шахтными ракетами;

 приостановка действия договоров по стратегическим и обычным вооружениям, ракетам средней и малой дальности, как несоответствующим интересам нашей национальной безопасности.

2. В части парирования внутренних вызовов национальной безопасности:

 невежество - корректировка системы образования и воспитания молодежи; просвещение населения в вопросах национальной безопасности и переработка законодательства в этой сфере;

 дезинформация - защита населения от пропаганды СМИ насилия, культа силы, наживы, других низменных ценностей, возрождение национальных святынь, верований, традиций и обычаев;

 техногенные угрозы - прогнозирование чрезвычайных происшествий, повышение осведомленности и подготовленности населения к действиям в подобных чрезвычайных ситуациях.

Читайте также: