Ученые считают что каждой социальной роли соответствует определенный набор прав и обязанностей

Обновлено: 28.06.2024

6. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и т.п. и предполагающее определенные права и обязанности, называется:
а) социальным статусом +
б) личной независимостью
в) национальным статусом

7. Социальная роль:
а) социальная функция и закрепленные за нею полномочия
б) значение деятельности личности для определенного социума;
в) динамическая характеристика статуса +

8. Предписанным статусом не является:
а) образование +
б) возраст
в) расовая принадлежность

9. Что относится к завершению определенного этапа социализации:
а) изменение места в социальной иерархии
б) принятие социальной роли +
в) достижение определенного возраста

10. Достигаемым статусом не является:
а) хобби
б) возраст +
в) работа

11. Что относится к завершению определенного этапа социализации:
а) достижение определенного возраста
б) изменение места в социальной иерархии
в) овладение определенной ролью +

12. Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми, называется:
а) признанием
б) престижем +
в) статусом

13. Социальная роль будет являться такой поведенческой характеристикой:
а) незначительной
б) полной +
в) второстепенной

14. Что определяет статус человека:
а) конституционное право
б) мировоззрение человека
в) социальная позиция человека в обществе +

15. Верно ли утверждение, что социальная роль для каждого статуса одна:
а) не верно +
б) верно
в) лишь отчасти

16. Каким статусом является возраст человека:
а) приписанный
б) прирожденный +
в) достигаемый

17. Как называется процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей:
а) нострификацией
б) социализацией +
в) модификацией

18. Как человек получает приписанный статус:
а) статус передается по наследству
б) статус принадлежит человеку от рождения +
в) при достижении определенного возраста

19. Как называется процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств:
а) социализацией
б) модификацией
в) адаптацией +

20. При каких условиях человек обретает достигаемый статус:
а) благодаря стечению обстоятельств
б) прилагая собственные усилия +
в) при достижении определенного возраста (совершеннолетия)

21. Каким статусом является статус ученика:
а) достигаемым +
б) приписываемым
в) прирожденным

22. Социальная роль:
а) положение в обществе
б) семейная или профессиональная функция
в) соответствующие статусу права и обязанности +

23. Что называется социальной ролью человека:
а) образ жизни, который ведет человек
б) место человека в иерархии системы
в) поведение человека, ожидаемое от его социального статуса +

24. Чем определяются гендерные различия:
а) воспитанием человека
б) представлениями общества о роли предназначении мужчины или женщины +
в) биологически и анатомически

25. От чего зависит набор социальных ролей, которыми обладает человек:
а) от поколения +
б) от места жительства
в) от места рождения

26. Что происходит, если поведение человека не соответствует его социальной роли:
а) это его право, так как он свободная личность
б) общество применяет санкции, поддерживающие предписанное поведение +
в) он получает другую роль

27. Каким статусом является титул ребенка королевской семьи:
а) приписанным +
б) прирожденным
в) достигаемым

28. От чего зависит набор социальных ролей, которыми обладает человек:
а) от увлечений
б) от рода занятий
в) от возраста +

29. Чем определяется отношение общества к людям определенного статуса:
а) оно меняется в ходе развития общества и его культуры +
б) оно определяется заслугами человека
в) оно возникает при создании общества и в последствие неизменно

30. От чего зависит набор социальных ролей, которыми обладает человек:
а) от места рождения
б) от пола +
в) от школы

img

Социальный статус. Социальные действия, совершаемые человеком, как правило, зависят от его социального статуса — положения в обществе, с которым связан определённый набор прав и обязанностей. Статус личности определяется через пол, возраст, семейное положение, национальность, профессию, должность, материальное положение, политическое влияние и т. д. Поэтому у каждого человека может быть множество социальных статусов. Совокупность всех социальных статусов личности составляет её статусный набор. В этом наборе выделяют следующие основные статусы: предписанный, приобретённый, смешанный, главный.

Личный статус проявляется на уровне малой социальной группы, например семьи, школьного класса, круга близких друзей, родственников. В малой группе статус человека определяется личными качествами и чертами характера, авторитетом, которым он пользуется среди других людей.

Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы в качестве, например, представителя нации, конфессии, профессии, возрастной или гендерной группы.

Рис.

Определите, членом каких социальных групп является каждый из описанных персонажей, какими статусами он обладает и какие роли выполняет. Продолжите приведённый ряд другими возможными статусами и ролями для каждого персонажа.

Социальные роли. Занимая то или иное положение в обществе, человек обладает определёнными правами и обязанностями, должен выполнять определённую совокупность действий.

Образец поведения, который общество признаёт целесообразным для обладателя данного статуса, называют социальной ролью. Содержательное различие между социальным статусом и социальной ролью заключается в том, что статусом обладают, а роль выполняют. Поскольку каждый человек обычно имеет широкий набор статусов, то ролей у него также много. Совокупность принадлежащих конкретному человеку ролей называется ролевым набором. В качестве основных в ролевом наборе личности выделяют следующие роли: семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические, ситуационные (пешеход, покупатель, пассажир). Благодаря своевременному освоению и успешному исполнению людьми своих социальных ролей возможно нормальное функционирование всего общества и самой личности.

Социальная роль рассматривается в двух основных аспектах: ожидания и исполнения.

Ролевое ожидание — это модель поведения для людей данного статуса, которую предполагают видеть окружающие. Ролевые ожидания взаимосвязаны с ролевыми требованиями, т. е. обязательными и необходимыми действиями, вытекающими из принятой личностью роли. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг — помогать в трудную минуту, диспетчер — отвечать на телефонные звонки и т. д.

Ролевое исполнение (поведение) — это фактическое поведение человека. Оно зависит от личностных качеств человека, его убеждений и установок, от степени усвоения им социальных норм. Если по каким-либо причинам человек не выполняет действий, предписываемых ему социальной ролью, то ожидания окружающих не оправдываются. В одних случаях это может вызвать недоумение и общественное порицание, в других — привести к формальным санкциям (например, увольнению с работы, лишению права на управление автомобилем и т. д.).

При выполнении социальных ролей могут возникнуть трудности, связанные с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли, несовместимыми требованиями разных ролей, значительными усилиями и временными затратами для выполнения ролевых предписаний.

Трудности могут привести к ролевому конфликту. Например, не каждый человек может одновременно справляться с выполнением профессиональных, домашних (ведение быта) и семейных обязанностей, успешно совмещать построение карьеры и заботу о семье.

Рис.
Рис.

Определите наиболее частые ролевые конфликты, характерные для старшеклассников, и сформулируйте эффективные ролевые стратегии для их преодоления.

Для того чтобы избежать проблем, необходимы специальные усилия по оптимальному комбинированию своих ролей. В процессе социализации человек обучается выполнению разных ролей и разрешению ролевых конфликтов.

Социальная мобильность. Одной из отличительных черт развития современного общества является возможность каждого индивида достичь успеха и подняться выше по ступеням социальной лестницы. В данном случае речь идёт о социальной мобильности — изменении индивидом или группой позиции, занимаемой в социальной структуре.

Учёный считал, что общество — это огромное социальное пространство, в котором люди перемещаются как реально, так и условно, во мнении окружающих и своём собственном. По направлениям социальных перемещений учёный выделил два основных типа мобильности: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная мобильность предполагает перемещение вверх либо вниз по ступеням социальной лестницы, которое приводит к повышению или понижению социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность может быть восходящей (социальный подъём) или нисходящей (социальное падение). Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение — принудительное или вынужденное (например, понижение в должности чиновника или разорение бизнесмена).

Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне (например, переход на другое место работы в той же должности, переход в другую религиозную общину, перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус).

На вертикальную и горизонтальную мобильность влияют различные факторы — пол, возраст, уровни рождаемости и смертности в стране, плотность населения. Молодёжь обычно более мобильна, чем люди старшего возраста, а мужчины, как правило, в целом мобильнее женщин. Также существует закономерность, что у людей, находящихся на более высоких позициях социальной лестницы, как правило, меньше детей, чем у представителей более низких слоёв. Таким образом, даже если дети богатых и успешных людей идут по стопам своих родителей, в верхних слоях общества всё равно постоянно образуются свободные места, которые заполняют выходцы из более низких слоёв.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности.

Основными каналами социальной мобильности являются:
• армия;
• религиозные организации;
• школа (образование) и наука;
• политическая или общественная деятельность;
• искусство;
• средства массовой коммуникации;
• накопление богатств, владение собственностью;
• семья и брак.

Рис.

Выясните, какие три канала социальной мобильности П. Сорокин считал основными, рассматривая историю различных обществ. Определите, все ли из этих каналов сохранили значение в наши дни. Какие современные каналы социальной мобильности вы можете назвать в дополнение к приведённым?

Социологи выделяют индивидуальную и групповую мобильность. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека. Групповая мобильность предполагает, что перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Так случается в периоды кардинальных изменений в обществе — социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, государственных переворотов и т. д.

В современном обществе процессы социальной мобильности протекают очень активно. Происходят преобразования в экономике, постоянно совершенствуются технологии, исчезают старые и появляются новые профессии. Постоянно возрастает роль образования. Сегодня каждый человек должен быть готов учиться на протяжении всей жизни, осваивать новые занятия, постоянно повышать квалификацию, чтобы быть востребованным на рынке труда и в общественной жизни.

Проходя стадию социализации в таких условиях жизнедеятельности общества, лучше как можно раньше определиться со своей жизненной стратегией и сконцентрироваться на её реализации.

Жизненная стратегия — это основная линия жизни, избранная индивидом сознательно, исходя из его представлений о смысле жизни, ценностей и образа будущего, а также оценки своих ресурсов и потенциала. Это умение распределять своё время, энергию и ресурсы ради достижения поставленной цели. И даже в случае успеха постоянно корректировать избранный курс.

Как данная визуализация отражает жизненную стратегию её автора? Нарисуйте плакат с собственной жизненной стратегией.

Рис.

По степени и формам активности относительно социальной среды можно выделить: приспособленчество, изоляционизм (автономизм), активизм (может быть направлен на развитие системы или её слом, радикальную перестройку). Одна жизненная стратегия может быть основной на протяжении всей жизни, но чаще бывает, что стратегия меняется.

Формирование жизненной стратегии личности происходит в юношеском возрасте. В современном обществе на формирование жизненных стратегий молодёжи влияют:

• смена установки от государственной опеки к приоритету личных усилий для достижения успеха;

• рационализация системы ценностей, снижение влияния идеологических целей и средств, далёких от собственных потребностей индивидов;

• переход к преимущественно рыночным отношениям, развитию частного предпринимательства;

• получение высшего образования, когда практически весь период социализации приходится на время обучения.

В целом, отличительным социальным качеством молодых людей является оптимизм и более гибкая реакция на социальные изменения, высокая информированность о процессах в науке, технике, социальной жизни, динамичное овладение современными технологиями и включение в мировое информационное пространство.

Современный мир изменчив, сложен и непредсказуем, быстро меняет социальные статусы и роли людей. Ускоряется темп жизни, велико желание человека быстро достичь успеха, подняться выше по ступеням социальной лестницы в соответствии с избранной жизненной стратегией, своим представлением о смысле жизни, приоритетными ценностями и образом будущего.

1. Конкретизируйте примерами все названные в тексте виды социальных статусов человека (на своём примере, на примере своих родителей).

2. Приведите примеры санкций (из литературы, истории), которые применялись к людям, действия которых не соответствовали ролевым требованиям и ожиданиям.

3. Приведите конкретные примеры, чтобы одновременно наблюдалась:

а) личная, горизонтальная мобильность;

б) групповая, горизонтальная мобильность;

в) личная, вертикальная мобильность;

г) групповая, вертикальная мобильность.

Читайте также: