Учение о правовом государстве развивал французский философ кто это

Обновлено: 28.06.2024

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Казанский (Приволжский) федеральный университет 420008, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, 18 E -mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кант стал основоположником ценностного подхода к праву. Понятие права трактуется мыслителем исключительно как сочетание принуждения со свободой лица: право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Таким образом, право у Канта сводится к системе законов, т.е. к праву объективному. При этом естественное право именуется мыслителем правом частным, а право позитивное – публичным правом.

Ключевые слова: Кант; категорический императив; правовое государство; проект вечного мира

И. Кант

Иммануил Кант (1724–1804) – профессор Кенигсбергского университета, основатель немецкой классической философии, правовой мыслитель эпохи Просвещения, основоположник теории правового государства, автор проекта установления вечного мира между государствами, основатель критической философии. Удивительным является то обстоятельство, что подданный одного из самых абсолютистских государств (Пруссии) стал одним из виднейших представителей классического либерализма. Причем как верно подмечено в литературе [3, с. 583], либерализма, не описанного в книгах, как у Дж. Локка, а выстраданного самим автором.

Среди основных работ Канта необходимо назвать следующие:

О категорическом императиве.

Кант предложил несколько формулировок категорического императива (морального закона) [5, с. 204]:

– поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом;

– поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Право как социальный регулятор противостоит более универсальным правилам – моральным – и является разновидностью всеобщих этических норм.

По сути дела, перед нами определение права как системы внешних законов, т. е. право объективное, писанное. Кант понимает всю недостаточность такого определения права, поэтому он вводит понятие всеобщего принципа, или всеобщего правового закона, который можно назвать категорическим правовым императивом [3, с. 569].

В практико-идеологическом плане кантовское определение права созвучно идеологии раннего либерализма, исходившей из того, что свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами, по взаимному согласию, урегулировать отношения, возникающие между ними, и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту.

Выработка данного положения позволила Канту преодолеть противоречие, столь свойственное естественно-правовой теории, представлявшей государство одновременно и как реальный договор, заключенный между государством и каждым индивидом в частности, и как модель будущей организации политической власти.

О правовом государстве.

Проект вечного мира.

Стремление человечества запретить войны восходит к глубокой древности. Идея вечного мира занимала умы мыслителей не только античности и средневековья, но и пользовалась огромной популярностью среди ученых и государственных деятелей в период буржуазных революций.

И. Кант выделил шесть предварительных (прелиминарных) условий и четыре основных (дефинитивных) условия, необходимых для установления вечного мира. Среди прелиминарных были названы следующие условия:

1) при заключении мирного договора не должны сохраняться тайные основания для разжигания войны, а именно, нельзя включать в текст договора те положения, которые могут возобновить военные действия между сторонами;

2) нельзя дарить, наследовать, передавать в качестве приданого и т.д. территорию или часть территории государства;

3) постоянные армии должны быть распущены;

4) запрещаются государственные займы, взятые для финансирования военных действий;

5) недопустимо вмешательство одного государства во внутреннюю политику другого государства;

6) военные действия не должны вестись такими средствами, которые бы подрывали доверие сторон в будущем, Например, засылка тайных убийц, отравителей, нарушение условий капитуляции, подстрекательство к измене в государстве неприятеля.

Среди основных условий заключения мирного договора Кант называет четыре условия:

1) при республиканском устройстве сложнее начать войну, поэтому участниками договора должны стать республики;

2) в результате заключения договора государства объединяются в союз (федерацию свободных государств), в котором каждое государство сохраняет свой суверенитет;

3) между государствами устанавливается сотрудничество и взаимное гостеприимство;

4) (тайное условие) правители должны совещаться с философами в принятии государственных решений.

Стоит отметить, что перечисленные условия, сформулированные мыслителем, не теряют своей значимости и по сей день.

Влияние учения И. Канта на последующую политико-правовую мысль:

Учение Канта о праве и государстве представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской политико-право­вой мысли XVIII в. В нем были подняты такие кардинальные вопросы, как методологические основания общей теории права, разграничение права и морали, философия права, международное публичное право и др.

И. Кант оказал значительное влияние на политико-правовую мысль России (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, М.М. Сперанский, Л.Н. Толстой), а также Запада (Дель Веккио, Г. Радбруха, Р. Штаммлера и др.).

Библиографический список

История политических и правовых учений / под ред. О.Э. Лейста и В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2009. 584 с.

История государственно-правовых учений: хрестоматия / авт.-сост. С.В. Липень; под общ. ред. В.В. Лазарева. М.: Спарк, 2006. 1071 с.

Козлихин И.Ю. Избранные труды. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2012. 585 с.

Козлихин И.Ю.,Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Изд-во юрид. фак. СПбГУ, 2007. 856 с.

Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. М.: Приор-издат, 2004. 608 с.

Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. М.: АСТ, 1998. 656 с.

Теория государства и права: хрестоматия; в 2 т. / авт.-сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. М.: Юристъ, 2001. Т. 2. 604 с .

Развитие идеи правового государства, как теоретической концепции, имеет длительную историю. Зародившись еще в античные времена, учение о построении общества, основанного на принципах гуманизма и законности, прошло через эпоху Средневековья и Нового времени, достигнув наших дней.

Современное понимание значения политических свобод человека опирается на опыт прошлых веков, выработанный в сфере правовой организации общественной жизни, а также на историческую роль философских трудов, посвященных данной тематике.

Античные мыслители

Идея государственной власти, осуществляющей справедливую и мудрую политику во благо народа, возникла еще в глубокой древности.

Общеизвестное положение софиста Протагора, что мерой всех вещей является человек, означало приоритет интересов конкретной личности над органами власти.

Великий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обосновал концепцию правления разумных законов с точки зрения естественных прав человека. Он считал логичными лишь те формы государственного строя, которые действуют на благо общества в целом, и называл серьезной ошибкой стремление правителей только к личному процветанию. Философ определял государство, как форму общения и взаимодействия свободных людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Философ связывал достижение общественного блага с политической активностью и правовой грамотностью населения. Вообще, именно древнеримские юристы в своей практике разделили право на частное и публичное. Это способствовало пониманию государства как субъекта публичного права.


Средневековые концепции

Средневековая политико-правовая мысль во многом зависела от церковных догматов, но некоторые философы сыграли важную связующую роль между идеями античных авторов и учениями Нового времени.

Известный теолог Фома Аквинский(1225-1274 гг.) переосмыслил политико-правовые постулаты Аристотеля с христианских позиций. Он говорил об уважении к человеку, поскольку он был создан по образу и подобию Творца. Это положение о достоинстве личности было одним из первых заявлений о необходимости соблюдать естественные права человека.

Исходя из этого, Фома Аквинский был уверен, что государство должно обеспечивать людям достойные условия жизни. Мыслитель заявлял о необходимости ограничить абсолютную власть монарха сословно-представительным органом власти.

Философ Марсилий Падуанский (1275-1343 гг.) продвинулся дальше своего коллеги-богослова в определении идеи правового государства. Он говорил о суверенитете народа как источнике и основе всякой власти. Правда, речь шла только о просвещенной части общества.

Новое и Новейшее время

Закат феодализма принес новое понимание идеи правовой государственности. Например, Н. Макиавелли основными задачами любого государства называл обеспечение общественной безопасности и возможности свободного пользования имуществом. Он ратовал за республиканскую форму правления, поскольку она наиболее полно отвечает принципам свободы и равенства граждан.

Во времена буржуазных революций идея правового государства обрела новое значение и актуальность. Прогрессивный мыслитель Б. Спиноза одним из первых теоретически обосновал понятие демократического государства. И заявил, что такая форма организации власти в стране должна обеспечить соблюдение прав и свобод граждан в рамках действующего законодательства.

Т. Гоббс в своих работах сформулировал принцип равенства всех граждан перед законом, независимо от сословной принадлежности. Он определил свободу человека как право делать все, что прямо не противоречит закону.

Д. Локк отметил, что право граждан на собственность должно охраняться государством и быть незыблемым.

Ш. Монтескье говорил о необходимости разделения власти на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Причем, они должны взаимно ограничивать и уравновешивать друг друга.

И. Кант разработал теорию правового государства, в котором центральное место занимает конкретная личность. Данная философская концепция значительно повлияла на дальнейшее развитие политико-правовой мысли, выразившись и в практических основах государственного строительства многих европейских стран.

В России идея правового государства нашла свое отражение в трудах А.И. Герцена, А.И. Радищева, Н.Г. Чернышевского, П.И. Пестеля, Н.А. Бердяева и других отечественных мыслителей.

Правовое государство — как определенная философско-пра-вовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека — является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России, в других бывших социалистических странах.

Идеи о государстве, действующем на основе незыблемости и верховенстве закона, появились в обществе много тысячелетий назад. В частности мысль о необходимости подчинения государства в своей деятельности законам высказывали великие мыслители Древней Греции Платон и Аристотель.

Особенно активно идея правового государства стала разрабатываться в Европе в Новое время. Этапами этого развития являются возникновение и распространение идей народного суверенитета, естественно – правовой теории, договорной теории происхождения государства, идеи разделения властей.

Философское обоснование идей правового государства впервые встречается у И. Канта, который определял государство как союз множества индивидов, подчиненных правовым законам.

В дальнейшем идея правового государства была всесторонне развита, в первую очередь, европейскими учеными. В дореволюционной России данная идея нашла отражение в трудах таких известных ученых как П. И. Новгородцев, Н. И. Коркунов, Б. А. Кистяковский и другие. В советский период концепция правового государства была надолго отброшена. Ее активное возвращение совпадает с началом демократических преобразований в СССР.

В современной российской юридической науке под правовым государством понимается государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей.

Принцип верховенства права означает, что вся деятельность государства должна строиться на основе права и не противоречить ему. Особую роль при этом играют законы - нормативные акты, принимаемые высшими представительными государственными органами. Все наиболее важные, устойчивые отношения в обществе должны регулироваться законами, а все иные нормативные акты принимаются на основе и во исполнении законов. Кроме этого, этот принцип означает, что сами законы должны быть справедливыми, выражая интересы всего общества, а не каких- либо отдельных социальных групп.

Принцип наличия у человека прав и свобод означает, в первую очередь правовую его защищенность, а также наделение правами, свободами, в соответствии с современными международными стандартами, учитывающими национальные особенности различных государств.

Уже упоминаемый принцип разделения властей сегодня необходимо понимать не как механическое разграничение всей государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а как определенную систему (механизм) сдержек и противовесов, с одной стороны, сдерживающую произвол отдельных ветвей власти, а с другой – обеспечивающую их эффективность и функциональность.

3. Политические и правовые учения Древнего мира (Платон, Аристотель).

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического общения в ходе интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия – власть честолюбцев; олигархия – господство немногих над большинством; демократия – власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания – власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Для Платона демократия – это власть масс, посредственности, которая неминуемо приведет к тирании большинства. При демократии, по его мнению, происходит общая порча нравов, изгоняется всякое благополучие, водворяется наглость и своеволие. Кроме того, он предупреждает, что демократия обычно кратковременна, толпа очень скоро (в силу усталости от хаоса и беспорядков) уступает власть единоличному тирану.

Несовершенным формам государства Платон противопоставляет идеальное государство – справедливое правление избранных философов-мудрецов. Их власть должна быть абсолютной и безусловной. Личность в таком государстве полностью подчинена государству. Он вводит строгую иерархию сословий – философы-правители (высший класс), стражи и воины и, наконец, ремесленники и крестьяне, занимающиеся физическим трудом. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности – все общее.

Философ обращает внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

Кроме того, Аристотель использовал свою классификацию для выяснения причин политических изменений и беспорядков. Каждая из форм правления имеет свои недостатки, которые в определьном случае могут привести к перевороту. Так, олигархия наиболее уязвима по отношению к распрям внутри правящей элиты. Тирания, будучи внутренне относительно устойчивой, может быть легко уничтожена в результате нападения извне. Исследуя действие разрушительных элементов в различных формах государства, Аристотель применительно к каждой из них предлагает комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости данного строя.

4. Философско-правовые взгляды Древнего Рима (Цицерон, римские юристы).

Во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих полисов политические и правовые учения Греции оказали сильное влияние на формирование взглядов римских мыслителей. Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский периоды.

5.Политические и правовые учения эпохи средневековья (златоуст)

В средние века (V–XV вв. н.э.) политическое знание принимает ярко выраженную религиозно-этическую форму. В средневековом мировоззрении господствует представление об определяющей роли Бога в природе, общественной и личной жизни. Власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти – одно из требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Иисуса Христа: “Отдайте кесарю кесарево, а Богу богово”.

Наиболее развитую концепцию средневекового отношения к политике сформулировал один из самых крупных и авторитетных мыслителей христианства – епископ Августин Аврелий (354–430 гг.) в своем знаменитом трактате “О граде Божьем”.

Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство – это множество людей, объединенных общественными связями. Государство, ставящее свой целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы. С тех пор как государство включает в себя дьявольскую волю, оно становится общественным тираном. Только государство Божие обладает истинной правдой, и в нем осуществляется всеобщее стремление к единству и вечному миру.

Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности, уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Другой средневековой мыслитель-богослов Фома Аквинский (1225–1274 гг.) полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремлением средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

Христианство пыталось удержать политику в подчиненном положении как светский придаток религии, навязывало теоретическое понимание государства и власти как элементов божественной деятельности и подконтрольности.

6.Философско-правовые взгляды сторонников естественного права XVI - XVII вв.(Жан Боден, Г. Гроций).

Видное место в философско-правовой мысли эпохи Возрождения занимает Гуго де Гроот Гроций (1583-1645), который одним из первых попытался систематизировать правовые нормы, обосновать сферу действия права в конкретной ситуации. Гроций рассматривает право как явление, вытекающее из естественной природы человека, как средство, делающее жизнь людей и государства благоустроенной и упорядоченной.

Основными признаками суверенитета, по Бодену, должны быть: неограниченность и абсолютность верховной власти, ее постоянство, единство и неделимость. В этом случае такая власть может обеспечить единое право. Носителем суверенитета является монарх или народ (в демократической республике).

7. Философия естественного права XVII века (С.Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа).

Усиление феодальной эксплуатации, политическая раздробленность Германии (более 300 княжеств, земель и т.д.), установление княжеского абсолютизма, возникновение в некоторых землях Священной Римской империи германской нации полицейских государств, отличия в уровне экономического развития отдельных государств существенно задержали не только социально-экономическое, но и идейное развитие страны. Идеология, получившая теоретическое обоснование в естественно-правовых учениях Голландии и Англии, приобретает в Германии весьма умеренное и во многом не самостоятельное истолкование. Немецким просветителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала. В государственно-правовой науке эта тенденция нашла выражение в учениях С.Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа.

В своем учении о праве и государстве Пуфендорф исходит из представления о естественном состоянии, которое вслед за Гоббсом трактует не как исторический факт, а как методологическое предположение, позволяющее объяснить сущность и происхождение права и государства. Естественное состояние характеризуется свободой и независимостью индивидов. Человеческая природа противоречива. Она не порождает “войну всех против всех” (как считал Гоббс), но достаточно эгоистична. Именно последнее (а не естественное стремление к общежитию, как считал Гроций) в условиях, когда не обеспечены естественные права, порождает стремление людей объединиться ради собственной пользы и безопасности. В результате возникают политическое общество и государство.

Пуфендорф в принципе отвергает теологическую теорию происхождения государства. Государство - продукт сознательной деятельности людей, их решения объединиться. В основе возникновения государства лежат два договора: первый - между людьми об объединении и выборе формы правления, второй - между людьми и избранным ими правителем об обязанности подданных подчиняться власти и обязанности правителя заботиться о подданных. Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы вероисповедания, свободы убеждений), но не допускает сопротивления власти. Пуфендорф утверждал, что лучшей формой правления является абсолютная монархия. Правда, у нее есть некоторые недостатки, считал он, и желательно было бы, чтобы при монархе создавался какой-то представительный орган. Дальше этого весьма скромного пожелания Пуфендорф не идет, будучи убежден, что практически неограниченная власть монарха обеспечивает главное - общественный порядок и безопасность подданных. Естественная свобода утрачена людьми с образованием государства, получившего право наказывать их во имя общего блага.

Обосновывая с помощью идей естественно-правовой теории сложившийся в немецких землях княжеский абсолютизм, Пуфендорф оправдывает и упрочившееся в то время крепостничество. Он утверждал, что крепостничество - результат добровольного договора между господами и теми, кто не имел работы и средств существования, и, значит, выгодного им.

Последователь Пуфендорфа профессор Христиан Томазий (1655-1728 гг.), продолжал намеченную Пуфендорфом линию на освобождение государственно-правовой науки от господства теологии. Но в трактовке естественного состояния и естественного права он расходился со своим предшественником. Человек - существо общественное, утверждал Томазий, и природа его состоит в том, чтобы жить в мирном общении с другими. Воспринимая здесь точку зрения не Пуфендорфа, а Гроция, Томазий в обоснование права и государства воспроизводит некоторые идеи Спинозы. Он отмечал, что основа естественного права - мораль, которая предписывает делать то, что соответствует разумной природе людей. Но требования морали не подкреплены принуждением. А поскольку люди делятся на мудрых и глупых и для первых - нужен совет, а для вторых - принуждение, то рассчитывать на добровольное следование требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть. Она избавляет людей от страха перед вредом, который могут причинить глупые, и осуществляется государством, созданным людьми, а не богом.

Государство у Томазия - “естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия”. Как и Пуфендорф, Томазий считает, что образование государства было оформлено двумя общественными договорами: об объединении в государство и о назначении правителя. Власть правителя имеет цель сохранить общественный мир. Она не распространяется на те действия подданных, которые не посягают на общественный мир, а также на деятельность человеческого ума.

Право в государстве отличается от морали, оно создается и защищается людьми, и его действие подкреплено принуждением. Томазий считает необходимым ограничить сферу действия права. Государство не должно посягать на духовную свободу личности, свободу убеждений. Иноверцы и инакомыслящие не должны подвергаться уголовному преследованию, еретиков надо просто высылать из государства.

Считая монархию лучшей формой государства, Томазий утверждал, что предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против несправедливостей. Но этот протест возможен только в том случае, если монарх выходит за рамки, очерченные общественным договором. Кроме того, протест может быть только пассивным: подданные не обязаны в этом случае повиноваться монарху, но “они не должны и сопротивляться ему, а обязаны терпеливо переносить сделанную им несправедливость”. Томазий считает, что для устранения несправедливости и раздоров между людьми следовало бы стремиться к такому идеальному строю, где будет существовать общность имуществ. Однако, по его мнению, это станет возможным в далеком будущем, когда длительный процесс духовного совершенствования людей создаст предпосылки для подобной организации общества.

На смену им идет консервативное истолкование естественно-правовых идей, попытка использовать их для апологии полицейского государства в период его расцвета.

Такая попытка была предпринята Христианом Вольфом (1679-1754 гг.). Как и его предшественники, он не был чужд передовым идейным веяниям, представлениям о свободе личности как о норме естественного права. Однако практические выводы Вольфа из этих теоретических представлений вполне соответствовали оправданию полицейского государства, которое пытались выдать за государство просвещенного абсолютизма.

Природа человека, по Вольфу, характеризуется стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому - делай добро и избегай зла. Таков нравственный закон природы, соответствующий стремлению людей к совершенствованию и души, и тела, и общества. Человек обязан следовать этому нравственному закону, в этом его право. Право, таким образом, выводится из нравственной обязанности. Оно требует быть нравственным.

От природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому же ни один человек не должен иметь власть над другим - все люди свободны. Нравственная об

Существует множество концепций права и собственности, но я постараюсь изучить как можно больше концепций, выбрать те, которые содержат больше информации, и изложить их в своей контрольной работе.

Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности - Философия права Гегеля

Философия права Гегеля

Гегель разрабатывает и трактует свою концепцию философии права именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, и занимается позитивным правом (законодательством), рассматривая только противоречия, согласно его характеристике Hegel G.W.

1) Право как свобода (идея права).

2) Право как уровень и форма свободы (специальное право)

3) Закон как закон (позитивное право).

Преобразование права самого по себе в закон посредством законодательства придает праву форму универсальности и подлинной определенности. Проводя различие между правом и законом, Гегель в то же время пытается исключить их противопоставление. Гегель допускает, что содержание закона может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все, что дано в форме закона, является законом. Гегелевская философия занимается внутренней дифференциацией одного и того же понятия закона на разных стадиях его конкретизации.

Специфика гегелевской философии права раскрывается не в разработке принципа различия между законом и правом, который он признавал в системе естественного права Гегель Г.В., действующей независимо от позитивного права и критически противостоящей ему. Напротив, Гегель стремится доказать несостоятельность и недействительность такого толкования различия между законом и правом.

Гегель утверждает, что законы отражают национальный характер данного народа, этап его исторического развития и естественные условия его жизни.

В учении Гегеля три основных формации свободной воли и, соответственно, три основных этапа развития понятия права:

1) Абстрактное право

  1. Сфера абстрактного или формального права — это сфера самоопределения индивидуальной воли, существования свободы воли.
  2. Сфера морали — существование воли, самоопределение воли индивида, которая находит выражение в его поступках.
  3. Моральная сфера — сфера конкретного единства внешней и внутренней свободы, абстрактного права и нравственности.

Эти три этапа в развитии понятия права осуществляет общий путь развития понятия в гегелевской философии.

Представления Гегеля о частной собственности

Собственность в гегелевской мысли — это прежде всего определенное отношение человеческой личности к внешнему миру, к природе, к вещам.

Он рассматривает частную собственность как абсолютное право свободной воли отдельного человека на присвоение вещей, для него частная собственность была первым и необходимым звеном в цепи развития объективного духа, в процессе реализации духа во внешнем мире.

Поскольку собственность необходима для выражения внешней сущности своей воли, каждый человек должен обладать частной собственностью. Но из этого Гегель не делает вывод, что каждый гражданин должен обладать собственностью, чтобы удовлетворять свои потребности.

Таким образом, по мнению Гегеля, для проявления самой сути свободы воли достаточно обладания хотя бы одной рубашкой.

Гегель признавал лишь формальное равенство людей: «Люди, конечно, равны, но только как личности, то есть по отношению к источнику их собственности. Гегель Г. В.

Согласно Гегелю, необходимым моментом в реализации разума является договор, в котором независимые лица — владельцы частной собственности — сталкиваются друг с другом.

Для договора, по мнению Гегеля, существуют три характерных момента:

1) Договор зависит от произвола особой воли, воли отдельного собственника;

2) совпадающая воля обоих собственников, достигнутая путем соглашения, является только общей волей.

3) Предметом договора может быть только одна вещь.

В силу последней причины Гегель отвергает рассмотрение брака как разновидности договора и считает, что такое рассмотрение брака противоречит человеческому достоинству.

Философская доктрина Гегеля о государстве

Согласно Гегелю, всемирная история как прогресс в сознании свободы делится на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия.

Гегель рассматривал существование идеи государства только в отношении развитых европейских государств современной ему исторической эпохи, в которых реализуется христианская идея свободы, достигается личная независимость и равенство всех перед законом, устанавливается представительство и конституционное правление.

Как для Платона и Аристотеля только общинная форма полиса гарантирует справедливость и закон, так и для Гегеля свобода, закон, справедливость действуют только в государстве в соответствии с идеей государства.

Гегелевская версия правового государства явно отличается как от концепций демократизма (народного суверенитета) и либерализма, так и от различных архаических и современных деспотических форм правления, в которых вместо конституции, закона и справедливости правят произвол и насилие.

Сконструированное Гегелем разумное государство, конкретно-исторически являющееся буржуазной конституционной монархией, представляет право в его системно-имманентной целостности, т.е. конституционное государство, с точки зрения правовой философии.

Гегель считает правильное разделение властей в государстве гарантией общественной свободы.

Философская доктрина Гегеля о буржуазном обществе

Многие ученые по-своему внесли вклад в эту важную теоретическую категорию, но решающая заслуга здесь принадлежит одному из основателей немецкой классической философии — Гегелю. Гегель первым в немецкой правовой философии указал на то, что между индивидом и государством существует определенная социальная среда (общество), которая важна как для индивида, так и для государства.

Философ, обобщив и проанализировав договорные теории гражданского общества английских и французских философов XVIII века, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, на самом деле не является государством, а образует систему социально-экономических отношений людей, которую Гегель назвал гражданским обществом.

Тремя основными моментами гражданского общества являются:

  • Система потребностей;
  • Отправление правосудия;
  • Полиция и предприятие.

Гегель обосновывает реализацию права в гражданском обществе, устраняя представление о вездесущем полицейском государстве посредством публичности всех государственных полномочий.

Согласно Гегелю, развитие буржуазного общества уже предполагает существование государства как его основы. «В действительности, — указывает он, — государство поэтому, как правило, является первым, в котором семья перерастает в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента. Гегель Г.В.

Гражданское общество — это эмпирическая сфера, в которой существуют противоречия и конфликты. Гармония, взаимопонимание возникают скорее как случайность, чем как сознательное решение.

В структуре гражданского общества Гегель выделяет следующие состояния:

1) существенные (землевладельцы — дворяне и крестьяне);

2) промышленные (владельцы фабрик, купцы, ремесленники);

3) универсальные (государственные служащие).

Гегелевский анализ сословий необходим для того, чтобы найти связь между деятельностью отдельного человека и интересами государства в целом. По мнению философа, только те, кто принадлежит к определенному классу, вступают в определенные политические отношения с общностью государства.

Гегель отмечает развитие социальных противоречий в современном ему обществе и не видит путей их преодоления. Он не может представить себе другого общества, кроме буржуазного, и верит в незыблемость основ этой системы.

К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая и принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер буржуазного общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих отношений и взаимосвязей.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: