У ребенка тяжелое заболевание возможно ли его усыновление гражданами фрг

Обновлено: 25.06.2024

Безусловно, опекун в таком случае должен предпринять всё, что нужно для защиты интересов ребенка. В частности, именно опекун определяет, возможно ли, и в какой форме, общение лишенного родительских прав родителя и ребенка. Пункт второй статьи 148 1 Семейного кодекса четко устанавливает, что с момента назначения опекуна, родители (даже не лишённые родительских прав) утрачивают права и обязанности по представительству интересов и защите прав ребенка с момента назначения опекуна. Это не означает автоматическую потерю родительских прав, отнюдь, но это означает, что решения в жизни ребенка принимает опекун, а не родитель, и именно опекун, а не родитель представляет ребенка перед всеми другими лицами. У родителя такого права в этот момент нет.

А что делать родителю (или, скажем, бабушке — родственнику ребенку), если опекун не позволяет общаться с ребенком? Закон предусматривает тут сложный механизм. Родственник или родитель должен обратиться в орган опеки и попечительства (по месту нахождения ребенка под опекой) с жалобой на действия опекуна, препятствующие общению с ребенком. Орган опеки должен рассмотреть этот вопрос и, исходя из интересов ребенка, принять решение: или потребовать от опекуна устранения нарушения права ребенка на общение с родителями и родственниками, или — такое тоже вероятно — согласиться с опекуном и отказать родственникам.

Если решение органа опеки — общению быть, но опекун всё же не даёт родственникам общаться, не выполняет решение органа опеки, родственники вправе обратиться в суд, который вынесет решение (опять же исходя из интересов ребенка). И которое уже придется исполнять вне зависимости от позиции опекуна.

В практике мне встречались случаи, когда орган опеки обязывал опекуна обеспечить общение ребенка с родителем, лишенным родительских прав. Это — незаконно. Одним из правовых последствий лишения родительских прав является утрата родителем всех прав и обязанностей, включая право на общение с ребенком, на личное его воспитание, всех прав, основанных на родстве с ребенком (ст. 71 СК РФ).

Учитывая, что в силу п.6 ст. 148 1 СК РФ, опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой, системно применяя этот пункт, а также п. 2 той же статьи, ст. 121, 123 СК РФ, однозначный вывод, что законодатель числит воспитание и развитие ребенка — как одни из законных (то есть, предусмотренных законом) прав ребенка, а заботу о них — как защиту законных интересов.

Что же должно в таком случае происходить? Во-первых, необходимо ответить на вопрос, в интересах ли ребенка общение с родителем, и в каком виде это должно происходить. Эти вопросы разрешает опекун, который, если это не в интересах ребенка, вправе не предоставлять родителю возможности общаться с ребенком. Не согласный с этим родитель вправе обратиться в орган опеки, а затем, если решение органа опеки исполняться не будет, в суд.

Таким образом, в случае, если родитель, ребенок которого находится под опекой, желает его забрать и воспитывать самостоятельно, он должен:

  • восстановить родительские права (если он был их лишен);
  • обратиться к опекуну и попытаться наладить общение с ребенком (исходя из интересов ребенка);
  • подать жалобу в орган опеки и попечительства, если опекун неправомерно лишает его такого общения;
  • если опекун не исполняет решения органа опеки и попечительства — обратиться в суд, который запретит опекуну препятствовать общению;
  • обратиться в орган опеки и попечительства за решением вопроса о возвращении ребенка родителю и освобождении опекуна от его обязанностей;
  • в случае отказа опекуна — обращаться в суд за разрешением спора о воспитании ребенка, требовать передать его на воспитание себе. Суд разрешает этот вопрос исходя из интересов ребенка.

И довольно часто отказывает: одного желания забрать ребенка не вполне достаточно — родитель, допустивший, что его ребенок остался без родительского попечения — не всегда лучшая судьба для ребенка.

Адвокатское представление в Германии : бракоразводные процессы, взыскание алиментов, раздел имущества, установление отцовства, в том числе за счет государства.

Усыновление (удочерение)— форма семейного воспитания детей, лишённых родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми. По мнению большинства специалистов и экспертов в области этого права основная цель усыновления заключается в том, чтобы восстановить нормальную семейную жизнь у тех детей, которые не имеют родителей вообще либо их родители не в состоянии воспитывать должным образом по тем или иным причинам.

Вместе с тем, следует учитывать то обстоятельство, что усыновление одновременно отвечает и интересам самих усыновителей, поскольку позволяет усыновителю удовлетворить нормальную человеческую потребность в воспитании детей.
Законодательство устанавливает, что усыновление допускается лишь в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Норма закона о том, что усыновление допускается только в отношении несовершеннолетнего ребенка, носит императивный (обязательный) характер и не может меняться даже в тех случаях, когда юридическое усыновление не было своевременно оформлено, а ребенок, ставший совершеннолетним, рассматривает своих фактических воспитателей в качестве родителей.

Однако, судебная практика в Германии говорит о том, что и из этого правила могут быть исключения.

В нашу адвокатскую канцелярию обратилась молодая женщина – назовём её Евгения – с просьбой помочь ей в весьма необычном деле. Она рассказала адвокату, что родилась в Беларуси и является гражданкой Республики Беларусь. Родители её развелись, когда ей было 5 лет. Потом её мама вышла замуж за гражданина Германии, и они переехали жить в ФРГ. Она и отчим очень подружились – он относился к ней, как к своей собственной дочери, любил и баловал. Она отвечала ему взаимностью. Когда она стала постарше, отчим предложил её удочерить. Евгения была согласна – другого отца она и не желала. Собрали документы и подали заявление об удочерении в суд. Но случилось так, что отчим попал в автомобильную аварию, перенёс несколько операций и оказался надолго прикованным к постели. В связи с этим дело об удочерении в суде было приостановлено. А потом она окончила школу и уехала учиться в Беларусь. После окончания института приехала к матери и отчиму по гостевой визе — вид на жительство, полученный в детстве, она утратила. Теперь она хотела получить разрешение на законное пребывание в Германии.

Адвокат попросил клиентку подробнее рассказать о процедуре её удочерения, которая несколько лет назад была начата её отчимом: жив ли отчим, каково состояние его здоровья, забирал ли он из суда заявление об удочерении и т.д.. Евгения рассказала, что отчим жив и здоров, у них прекрасные отношения, и, насколько ей известно, заявление из суда он не забирал – есть определение суда о приостановлении дела. Но какое это может иметь значение – ведь она уже совершеннолетняя.

Адвокат предложил клиентке обратиться в суд с заявлением о возобновлении дела по её удочерению, если, конечно же, они – она и отчим – по-прежнему хотят этого. Евгения пообещала поговорить с отчимом. Через день она позвонила адвокату и сообщила, что отчим готов продолжить процедуру удочерения, если это ещё возможно. Адвокат пригласил их обоих для беседы.

Получив поручение от клиентов, адвокат подготовил и направил в суд ходатайство о возобновлении дела об удочерении, которое было приостановлено несколько лет назад. Суд ходатайство удовлетворил и назначил судебное заседание. К судебному заседанию адвокат подготовил своё обоснование, в котором указал, что между его клиенткой и её отчимом существуют отношения отец-ребёнок, они проживают уже несколько лет как одна семья; клиентка выезжала в Беларусь для учёбы, однако всё это время они поддерживали тёплые семейные отношения; биологический отец против удочерения не возражал. Адвокат представил суду все необходимые документы. Решением суда заявление об удочерении было удовлетворено.

На основании решения суда адвокат подготовил и подал от имени клиентки заявление в ведомство по делам иностранцев о предоставлении ей немецкого гражданства. Однако, ведомство в предоставлении гражданства отказало, указав, что нашей клиентке не может быть предоставлено немецкое гражданство на основании § 6 пр. 1 Staatsangehoerigkeitsgesetz (StAG) (Закона о Гражданстве), так как, согласно указанной норме, усыновление может происходить только в отношении несовершеннолетних детей. А наша клиентка в момент её удочерения была уже совершеннолетней.

Суд, рассмотрев жалобу, вынес решение о её полном удовлетворении – признал удочерение нашей клиентки законным, а решение ведомства по делам иностранцев об отказе в предоставлении ей немецкого гражданства подлежащим отмене.

Апелляционной инстанцией, куда ведомство по делам иностранцев обратилось с жалобой, решение суда оставлено в силе.

Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.

Хочу забрать сестру из детдома. Мне 18 лет, квартира, доход - все есть, со здоровьем все отлично, но у меня уже есть двое маленьких на иждивении. В опеке мне отказывают из-за возраста, говорят, что я сама недавно вышла из-под опеки. Имеют ли право мне отказать?

Законными представителями несовершеннолетних являются родители, усыновители, опекуны, попечители.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются в организации для детей-сирот, если невозможно сразу устроить ребенка в семью, в том числе установить предварительную опеку или попечительство над ним. Пребывание в таких организациях предполагается временным, до решения вопроса об усыновлении детей, установления над ними опеки (попечительства), устройства в приемную (патронатную) семью (п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ; п. 4 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481; п. 1 приложения к письму Минобрнауки России от 18.06.2013 № ИР-590/07).

Являться законным представителем несовершеннолетнего возможно в следующих случаях.

Оформление над несовершеннолетним опеки или попечительства

Кто может стать опекуном/попечителем?

Кто не может стать опекуном/попечителем?

Не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117):

Кто принимает решение о возможности оформления опеки/попечительства?

Решение о возможности быть опекуном (попечителем) принимает орган опеки и попечительства. Основанием для принятия такого решения является заявление гражданина о назначении его опекуном или попечителем (ст. 31, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 ГК РФ; п. 1, 2 ст. 145 СК РФ; ч. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"; п. 4(1) Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423).

Усыновление (удочерение) ребенка, оставшегося без попечения родителей

Усыновление возможно в отношении детей, единственный родитель или оба родителя которых, в частности, умерли, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, неизвестны. Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, за исключением предусмотренных законом случаев (п. 1 ст. 127 СК РФ).

Не могут стать усыновителями (п. 1, 3 ст. 127 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью):

Какой должна быть разница в возрасте между усыновителем и ребенком?

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, по общему правилу, должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными (например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.), указанная разница в возрасте может быть сокращена при условии, что такое сокращение позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124, п. 4 ст. 127, п. 1 ст. 128 СК РФ); п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей".

Как усыновить/удочерить ребенка?

Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 2, 4, 5, 18 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235). Однако не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).

Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие (п. 1, 2 ст. 124, ст. 125 СК РФ; ст. 269, 273 Гражданского процессуального кодекса РФ; п. 2, 14, 15, 17, 18 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).

Оформление опеки/попечительства над сестрой, находящейся в детском доме

Таким образом, оснований для отказа автору вопроса в желании стать законным представителем своей сестры, находящейся в организации для детей-сирот, не имеется. Более того, автор, являясь сестрой ребенка, в силу закона обладает преимущественным правом установления опеки или попечительства (в зависимости от возраста ребенка) над ним. Законодательство РФ в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства с учетом положений ст. 54, 123 СК РФ, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача детей в семьи граждан

Также необходимо отметить, что помимо вышеуказанных случаев, позволяющих стать законным представителем ребенка, законодательство предусматривает временную передачу детей из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан при условии, что речь идет о семьях совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Подобная передача не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и др.) (п. 3 ст. 155.2 СК РФ).

Согласно п. 5 Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 N 432, возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).

При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка. Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка. Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично. Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов. При этом передача детей в семьи граждан ограничена определенными временными рамками.

По общему правилу, срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать три месяца. При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более одного месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом. Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями. Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126 , ст. 127 (за исключением подп. 7 п. 1 ), ст. 128 и 129 , ст. 130 (за исключением абзаца пятого ), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан Российской Федерации или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 272 ГПК).

2. Если ребенка желают усыновить граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то усыновление также невозможно до истечения года со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. Заявления граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подаются в верховный суд Республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

4. В соответствии со ст. 126.1 СК РФ российские усыновители не вправе пользоваться при усыновлении услугами посредников. Такое право, однако, предоставлено иностранным гражданам, которые могут воспользоваться помощью органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Эти органы и организации должны быть уполномочены не только государством своего происхождения. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 (в ред. от 16 декабря 2014 г.) утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями аккредитации.

6. При усыновлении ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом, и вывозе ребенка за пределы Российской Федерации существуют объективные трудности в получении отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка.

С целью упорядочить контроль за условиями жизни усыновленных российских граждан за рубежом Правительством РФ были утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако указанный акт не определяет порядок осуществления контроля за условиями пребывания усыновленного ребенка в семье усыновителей, да и не может его определять, поскольку ни один из органов власти Российской Федерации не имеет юрисдикции на территории другого государства.

Суд на территории Российской Федерации вправе произвести отмену усыновления при наличии доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и интересов усыновленного за рубежом, однако дальнейшее исполнение судебного решения и возврат ребенка в Россию зависят от признания решения российского суда на территории государства, где находится ребенок.

Таким образом, контроль за действиями усыновителей, которые проживают за рубежом, фактически невозможен, за исключением тех случаев, когда Российская Федерация является участником международных соглашений, предусматривающих возможность такого контроля, осуществляемого компетентными органами принимающего государства, которые передают информацию о жизни усыновленного ребенка органам власти Российской Федерации.

Усыновление детей, имеющих иностранное гражданство, гражданами Российской Федерации подчиняется закону суда. При этом в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 165 СК РФ необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства с иностранным элементом, содержатся также в национальном законодательстве Российской Федерации. Статья 1199 ГК РФ использует аналогичные вышеперечисленным коллизионные привязки, добавляя, что к внутренним правоотношениям опеки (попечительства) в случае, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Читайте также: