Что входило в обязанности маргариты на балу

Обновлено: 15.05.2024

64253 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Анализ главы “Бал у сатаны”

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

Анализ эпизода “Великий бал у сатаны” (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

Очень помог Маргарите на бале Бегемот. Он подготавливал её к выходу, развлекал во время скучной церемонии приветствия рассказами о прегрешениях гостей и вообще направлял и подбадривал. А если бы не Коровьев, то королева никогда не узнала бы историю Фриды. Интересен вопрос, почему именно ей захотела помочь Маргарита? Скорее всего потому, что Маргарита посчитала Фриду виноватой лишь отчасти, так как ее преступление было совершено от отчаяния. Маргарита пожалела девушку.

Образ бала в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Подготовка к сочинению на уроке литературы в 11-м классе

Разделы: Литература

Предварительная подготовка к уроку:

1. Перечитать главы 22, 23, 24, 32.

3. Конкурс рисунков учащихся к 23 главе романа.

4. Непосредственно перед уроком двум учащимся предлагаются индивидуальные карточки с заданиями:

– Соотнести произведения, где образ бала дан в романтической и реалистической традициях.
– В англо-русском и немецко-русском словарях найти переводы слов freedom и Frieden.

Записываем тему урока и определяем пути совместной работы (они могут быть представлены на доске):

Для работы над литературоведческими понятиями выбираем 2-х экспертов.


В ходе обсуждения названия темы на доске и в тетрадях может получиться такая запись:

– О чем будете рассказывать?

– Какое место занимает 23-я глава в романе? (Она находится во второй части романа.)

– Какую композиционную роль играет этот эпизод? (Это кульминационный момент в жизни потусторонних сил.)

– Какую роль играют потусторонние силы в романе в плане повествования о трех мирах: древнем, современном и потустороннем? (Потусторонние силы в романе играют роль связующего звена между древним и современным мирами.)

– Найдите ключевое слово в заголовке. (Образ.)

– Вам необходимо не просто пересказать события майской ночи, а показать, какой образ бала создает М.Булгаков.

Именно емкая образность позволяет литературной классике отражать весь мир, как в капле воды; решать огромные социально-исторические и непреходящие общечеловеческие проблемы.

Следовательно, образность литературы состоит не в отдельных приемах, а в подчиненности каждого слова, каждого элемента произведения некой сверхзадаче, направленной на эстетическое освоение всего богатства мира.

– Определите теперь, какова должна быть цель, идея вашего сочинения?

(Увидеть, как в малой капле – эпизоде, отдельной главе – отражается художественный мир автора; показать, как в анализируемом эпизоде преломляются основные темы всего произведения, какие нравственные проблемы решаются автором.)

3. О традиционности образа бала в русской литературе.

– Посмотрим, насколько традиционным был в русской литературе образ бала. Слушаем ответ ученика, выполнившего индивидуальное задание по карточке (см. Приложение 1.).

1. Определим хронотоп этого эпизода.

– Покажите, до каких пределов раздвинута бывшая квартира Берлиоза.

2. Чьими глазами показан бал? (Маргариты.)

– Не случайно описание бала и прочих событий той ночи отсутствует в материалах следствия. Ведь возлюбленная Мастера – единственный человек, кто мог бы подробно рассказать об этом, но она бесследно исчезла.

– Обратимся к действующим лицам. Прошу записывать имя каждого и отмечать, с какой темой, проблемой связан литературный герой. Консультанты будут рассказывать о прототипах персонажей.

3. Беседа о Воланде.

– Кто устраивает великий бал?

– Кратко охарактеризуйте его.

– В каком виде предстает Воланд на балу?

– Есть ли ирония автора по поводу такого затрапезного вида Воланда? (Нет.)

– Сатана не вызывает улыбки. Более того, авторская ирония не касается Воланда ни разу. Почему? Обратитесь к эпиграфу романа.

– Можно рассказать учащимся о Воланде в разных редакциях романа (см. Приложение 4).

(Это связано с философским замыслом романа. Воланд олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.)

4.Беседа о Маргарите.

– Мы уже отметили, что потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале? (Маргарита – королева бала, она невеста Дьявола.)

– Что вы можете сказать о прототипах этого образа? (Булгаков сохранил в своем романе имя героини Гете, но его Маргарита имеет и реальный прототип. Им послужила Елена Сергеевна Шиловская, ставшая третьей женой Михаила Афанасьевича. Писатель делал выписки о Маргарите Валуа, известной своей страстностью, и о Маргарите Наваррской – обе исторические Маргариты, как отмечается в словаре Брокгауза и Эфрона, покровительствовали писателям и поэтам. С 1934 г. образ Мастера становится центральным в романе, рядом с ним – обобщенный поэтический образ женщины, которая любит.)

– На одном из уроков предметом нашего внимания была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.

– Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных. Cм.


Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит она Мастера.

– Какое чувство она испытывает перед Мастером? (Чувство вины.)

– Что она совершает в нравственном смысле? (Измену.)

– Это преступление, за которое неизбежно что? (Расплата.)

– Какую основную тему можно сформулировать? (Тема вины и расплаты, преступления и наказания.)

IV. Характеристика гостей бала.

– Давайте посмотрим, как эта тема всего романа – тема вины и расплаты – преломляется в сцене бала. Всех гостей бала можно условно разделить на мнимых и истинных отравителей, великих злодеев и особое положение в главе занимает эпизод с Фридой.

Схема представлена на доске. Cм.


1. Характеристика гостей – мужчин, мнимых отравителей, на великом бале у Сатаны.

– Как видим, Кер был не столь уж зловещей фигурой, обвинения против него так и остались недоказанными и были порождены наветами его именитых должников. Исторический Жак ла Кер умер своей смертью, а булгаковский персонаж был казнен на виселице.

– Почему? (Есть реальное преступление – должно быть и реальное наказание.)

– Какую роль играет первый гость? Прочтем, как он появляется, как реагирует Маргарита, и поймем, какова цель автора. ( И своей выдумкой казни Жака, и этой жуткой сценой появления первых гостей автор добивается нагнетания атмосферы в начале бального съезда. Маргарита поражена жутким зрелищем, но постепенно привыкает к нему.)

– Кто следующий из гостей мужчин – мнимых отравителей? ( «В это время внизу из камина появился безголовый, с оторванною рукою скелет, ударился оземь и превратился в мужчину во фраке… По лестнице поднимался вверх бегом одинокий фрачник.

– Булгаков в своей трактовке этого образа пошел вслед за В.Скоттом. Он казнит графа, следуя принципу: если преступление в романе – действительное, то за него следует справедливое воздаяние. Характерно, что на балу Лейчестер появляется в одиночестве, поскольку его любовница королева к преступлению не причастна.

– Как видите, этот герой связан с основной темой романа – темой искусства.

2. Характеристика гостей – женщин, истинных отравительниц.

Вернемся к нашим отравителям. Все мнимые отравители на балу – мужчины. Но перед Маргаритой проходят и истинные отравители, вернее, отравительницы, поскольку все они – женщины.

1.В сцене бала образ Фриды занимает особое положение. Само это имя вызывает множество ассоциаций.

Ответ ученика, работавшего до урока с англо-русским и немецко-русским словарями.

Таким образом, имя Фриды косвенно оказывается в связи с важнейшими темами романа – темой Свободы и с темой, развиваемой в заключительных главах романа, – темой Покоя. Также оно связано с темой вины и расплаты. Расскажите о Фриде. Кто она такая? Почему оказалась на балу у Сатаны? Как решается ее судьба после бала?

2. Монологический ответ учащегося с использованием текста.

– Как решается судьба Фриды уже после бала? (Глава 24: Фриде даруется милосердие).

– Чтение эпизода прощения Фриды.

– Кто прощает Фриду? Сатана – символ зла или Бог – символ добра?

(Человек прощает человека, как и в эпизоде, когда Мастер прощает Пилата.)

– Почему из всех гостей – отравителей, злодеев – прощение даруется только Фриде?

(Она и при жизни испытывала муки совести. 30 лет в потустороннем мире каждый день камеристка подкладывала ей платок, которым она задушила младенца. Следовательно, за свою вину Фрида расплатилась сполна. Она заслужила Свободу и Покой именно потому, что мучилась и в земной жизни.)

– Теперь сделаем вывод-предположение о связи образа Маргариты с чередой гостей на балу в тематическом смысле вины и расплаты.

Согласитесь: то, что перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц, вперемешку с распутницами и своднями, не случайно.

1) Как сама Маргарита оценивает свою вину перед Мастером?

2) Почему на балу перед ней проходит так много отравителей и отравительниц?

3) Кем будут отравлены Мастер и Маргарита в дальнейшем?

4) Какую возможность оставляет Булгаков для думающего читателя?

5) Зачем Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами?

6) Какую альтернативу прочтения дарит автор: где происходит бал и все события, связанные с ним?

– Почему так жестоко Воланд обходится с Берлиозом?

1) Как преломляется в данном эпизоде тема вины и расплаты?

(- По Булгакову, если преступление действительное, а не мнимое, то за него следует справедливое воздаяние.

– Если человек и при жизни испытывает муки совести, он заслуживает прощения.

– Мастеру и Маргарите Булгаков оставляет альтернативу: отравление ядом мнимое – в конце концов, они оказываются не в мире Зла (в аду), им дарован Покой.

– Значит, каждому будет дано по его вере.)

2) Вот таким же образом, отталкиваясь от прототипов героев, вы можете рассмотреть, как преломляются в данном эпизоде основные темы романа: тема Добра и Зла, тема Любви, тема Творчества, тема Художника, тема Света и Покоя. В этом вам поможет книга:

3) А теперь выслушаем экспертов. Какие литературоведческие понятия вы записали?

(Эпизод, композиция, кульминационный момент, художественный образ, образность, ассоциация, портрет, гротеск, традиция, пародия, фантастика, прототип, эпиграф, авторская ирония, юмор, сатира, олицетворение, символ, художественная деталь.)

Список использованной литературы:

Великий бал у Сатаны (Булгаков Михайл)

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id13207

Анализ главы Бал у сатаны: сочинение


Обратим внимание на то, что в точном соответствии с законами шабаша происходит, помимо прочего, такое действие, как превращение головы Берлиоза в чашу-череп, из которой пьют вино и кровь. Один из, безусловно, очень важных эпизодов в картине бала – поднесение Маргарите кубка, наполненного кровью барона Майгеля – во многом является повторением сатанистского ритуала. Булгаков в данном эпизоде далеко не случайно пишет об убийстве именно барона Майгеля, желая, возможно, хотя бы таким образом, в художественной форме, показать свою ненависть к наиболее вероятному прототипу этого образа: ленинградскому литературоведу М.Майзелю. Он в начале 1930-х годов написал ряд критических статей о творчестве Булгакова, в которых называл писателя представителем “новобуржуазного направления” и обвинял его в непринятии революции и в “апологетическом отношении к дореволюционному прошлому” 6. Конечно же, Майзель вовсе не был бароном, но Булгаков нарочно называет персонажа романа “бароном Майгелем.

Литература

Анализ эпизода “Великий бал Сатаны” (ч.2, гл.23)

(23 глава, ч.2)

23 глава состоит из следующих эпизодов: 1) Подготовка Маргариты к роли королевы; 2) Встреча гостей; 3) Фрида; 4) Бал; 5) Появление Воланда. 6) Окончание бала.

По дороге на озеро, где должен состоятся обряд, Маргарита громит квартиру критика Латунского, фактически уничтожившего роман Мастера. Но когда она видит в одной из комнат испуганного четырехлетнего мальчика и прекращает разгром. Неистовая ненависть исчезает, уступив место милосердию и разуму. Душевное состояние Маргариты нормализуется. Она уносится прочь из Москвы. Шабаш происходит на берегу реки, главную роль на нем играет козлоногий, подносящий Маргарите бокал с шампанским. Полет Маргариты и шабаш – это своеобразная прелюдия к сценам, связанным с великим балом и сатаной. Оказавшись же в окружении зеленеющих лесов, росистого луга, водоемов Маргарита обретает душевное спокойствие.

Обряд посвящения Маргариты в Королевы бала совершается через орошение и купание в крови. Пролитая кровь — символ жертвоприношения, а также символ жизни.

В эпизоде затронута важнейшая для Булгакова идея – идея высшего воздаяния. По мнению автора, в конечном итоге каждому воздастся по его вере и по заслугам. Маргарита любит Мастера — и в этом состоит ее вера. В конечном итоге она воссоединяется со своим возлюбленным. Мастер, сломленный испытаниями, мечтает обрести покой — и он его получает. Берлиоз уходит в небытие — ведь он отрицал существование Бога и загробной жизни. И еще одна важная мысль выражена в данном эпизоде. Она состоит в том, что воздаяние не происходит только из-за того, что человек что-либо просит. Напротив. Просить для исполнения желания — недостаточно. Ты должен хотеть это всем своим существом, должен быть готов пожертвовать ради этого всем — даже жизнью.

Третий круг – возвращение в бальный зал к современности: к суду над Берлиозом и ритуальному убийству Майгеля. Время, таким образом, протянулось от полной безлюдности в тропическом лесу через вариации страстей и разгула грешников к суду над современностью.

Особо стоит поговорить о гостях бала. Всеведущий Коровьев рекомендует Маргарите не всех, но только тех, кто, по его мнению, достоин особого внимания. Оно направлено, в первую очередь, на французов – соотечественников королевы Марго: господина Жака с супругой и графа Роберта. Г-н Жак и граф Роберт близки к королевскому двору и оба отравители, что вновь заставляет вспомнить французский двор XVI века с его бесчисленными интригами, отравлениями, любовными похождениями.

Германию на балу представляет император Рудольф – еще одно историческое лицо XVI века (1576–1612 гг.). Он был алхимиком и занимался поисками философского камня.

Все вышеперечисленные – алхимики, фальшивомонетчики, убийцы, отравители. Что касается отравителей, то их появление вызывает в памяти печальную славу дома Медичи, к которому принадлежала и историческая королева Марго, чья мать, Екатерина Медичи, была известна как специалистка по ядам, укоротившая с их помощью жизнь многим своим недругам. На Маргариту Николаевну легли тяжесть преступной королевской крови и ответственность за грехи рода. Но глумливый Коровьев не позволяет Маргарите забыть и ее настоящее и издевается, рассуждая о надоевших мужьях, о способах отравления, зная недавнее желание Маргариты отравить Латунского; он постоянно говорит об изменах, указывая Маргарите на ее собственную греховность. Преступления далекого XVI века сплетаются с печальной реальностью века XX-го.

Из глубин прошлого приходят алхимики. Их тайное алхимическое братство невольно заставляет вспомнить о мастере: алхимики – не только фальшивомонетчики и составители ядов, но, в первую очередь, люди, образовавшие духовный союз в поисках оккультных знаний. По преданию, многие из них получили эти знания от сатаны.

Маргарите тяжело морально и физически. По ходу бала Маргарита все острее ощущает свою причастность к Воланду, как будто ей передается сатанинский ущерб, и боль в колене, возникшая от поцелуев мертвецов, словно передана ей Воландом, которому она пыталась помочь до бала, втирая ему в колено обжигающую руки мазь. Не менее мучительны для нее и прикладывания к руке, обязательные при приеме гостей.

Присутствие Маргариты на балу – пародия не только на добровольную жертву Христа, о чем говорилось выше, но и на сошествие Христа во ад, откуда он вывел праотцев. Так как бал дается в пятницу, временн?я параллель налицо: вот почему Воланд приглашает только мертвецов – они пародируют поднятие Христом из шеола всех, кто ждал Его сошествия во ад. С другой стороны, как мы отметили, бал – пародия на воскресение в день Страшного суда, тема, логически продлевающая cошествие во ад.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Время и место

Время и место Как и почему появились стиляги? Как вообще в СССР, при Сталине стало возможным существование молодежной субкультуры, подобной тем, что существовали примерно в то же время в Европе и США?Только что закончилась Великая Отечественная война. Дойдя до Берлина,

Время на переломе

ВРЕМЯ

ВРЕМЯ Интересно, что заставило людей изобрести первые часы? Как известно, они были солнечными и случилось это около 3500 лет назад. Потом появились механические часы, часы с маятником, электронные. Потом человечество изобрело атомные часы (в 1948 году), которые за миллион лет

Свет и время

Свет и время 22. XII. 66. Ой, опять черньМежду прочим, понял смысл крещения. Когда я пришел с мороза с гимнастики (телесного гимна миру, утренней молитвы) и стал лить на себя холодную воду, — пока она на меня лилась, я выл, орал, кряхтел, ревел, вопил, а когда потом обтирался,

12.2. Культура и время

12.2. Культура и время 12.2.1. Хронотоп культуры Пространство и Время являются необходимыми координатами исторического исследования культуры. Каждый факт, событие, памятник или открытие в истории культуры всегда имеют достаточно четкие пространственные и временные

Утраченное время

Сон и время

ВРЕМЯ ПОИСКОВ, ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ. ТЕЛЕСТУДИЯ В ТБИЛИСИ

ВРЕМЯ ПОИСКОВ, ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ. ТЕЛЕСТУДИЯ В ТБИЛИСИ Если храмы действительно воздвигались на самом видном месте города, то первую Грузинскую студию телевидения можно было считать храмом. Вместе с горой Мтацминда поднималась она над Тбилиси и скромно пряталась от

7. Время

7. Время Время у меня на руках. – Время в промежутках времени. – Ожидание в очереди. – Время на улице. – Время в самолете. – Недостаток гормонов. – Почему я стараюсь так плохо выглядеть. – Как приходить вовремя. – Элизабет Тейлор А: Я всегда думаю о людях, которые строят

1. Развивать навыки анализа эпизода художественного произведения. Продолжить работу над формированием монологического ответа. Прививать навыки самостоятельной оценки литературных произведений.

3. Расширить литературный кругозор учащихся, вызвать у них интерес к источниковедческому аспекту в осмыслении содержания романа.

Предварительная подготовка к уроку:

1. Перечитать главы 22, 23, 24, 32.

- Литературные прототипы Воланда.

- Анализ заключительного эпизода в сцене великого бала у Сатаны.

3. Конкурс рисунков учащихся к 23 главе романа.

4. Непосредственно перед урокомдвум учащимся предлагаются индивидуальные карточки с заданиями:

- Соотнести произведения, где образ бала дан в романтической и реалистической традициях.

- В англо-русском и немецко-русском словарях найти переводы слов freedom и Frieden.

Ход урока.

Записываем тему урока и определяем пути совместной работы (они могут быть представлены на доске):

1. Обсудить тему сочинения (заголовок, ее традиционность в русской литературе.

4. Сделать выводы.

Для работы над литературоведческими понятиями выбираем 2-х экспертов.

В ходе обсуждения названия темы на доске и в тетрадях может получиться такая запись:

- О чем будете рассказывать?

- Какое место занимает 23-я глава в романе? (Она находится во второй части романа.)

- Какую композиционную роль играет этот эпизод? (Это кульминационный момент в жизни потусторонних сил.)

- Какую роль играют потусторонние силы в романев плане повествования о трех мирах: древнем, современном и потустороннем? (Потусторонние силы в романе играют роль связующего звена между древним и современным мирами.)

- Найдите ключевое слово в заголовке. (Образ.)

- Вам необходимо не просто пересказать события майской ночи, а показать, какой образ бала создает М. Булгаков.

Именно емкая образность позволяет литературной классике отражать весь мир, как в капле воды; решать огромные социально-исторические и непреходящие общечеловеческие проблемы.

Следовательно, образность литературы состоит не в отдельных приемах, а в подчиненности каждого слова, каждого элемента произведения некой сверхзадаче, направленной на эстетическое освоение всего богатства мира.

- Определите теперь, какова должна быть цель, идея вашего сочинения?

(Увидеть, как в малой капле – эпизоде, отдельной главе – отражается художественный мир автора; показать, как в анализируемом эпизоде преломляются основные темы всего произведения, какие нравственные проблемы решаются автором.)

3. О традиционности образа бала в русской литературе.

- Посмотрим, насколько традиционным был в русской литературе образ бала. Слушаем ответ ученика, выполнившего индивидуальное задание по карточке (см. Приложение 1.).

1. Определим хронотоп этого эпизода.

- Покажите, до каких пределов раздвинута бывшая квартира Берлиоза.

2. Чьими глазами показан бал? (Маргариты.)

- Не случайно описание бала и прочих событий той ночи отсутствует в материалах следствия. Ведь возлюбленная Мастера – единственный человек, кто мог бы подробно рассказать об этом, но она бесследно исчезла.

- Обратимся к действующим лицам. Прошу записывать имя каждого и отмечать, с какой темой, проблемой связан литературный герой. Консультанты будут рассказывать о прототипах персонажей.

3. Беседа о Воланде.

- Кто устраивает великий бал?

- Кратко охарактеризуйте его.

- В каком виде предстает Воланд на балу?

- Есть ли ирония автора по поводу такого затрапезного вида Воланда? (Нет.)

- Сатана не вызывает улыбки. Более того, авторская ирония не касается Воланда ни разу. Почему? Обратитесь к эпиграфу романа.

- Можно рассказать учащимся о Воланде в разных редакциях романа (см. Приложение 4).

(Это связано с философским замыслом романа. Воланд олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.)

4. Беседа о Маргарите.

- Мы уже отметили, что потусторонний мир во 2-ой части романа показан как бы глазами Маргариты. Какую роль она играет на бале? (Маргарита – королева бала, она невеста Дьявола.)

- Что вы можете сказать о прототипах этого образа? (Булгаков сохранил в своем романе имя героини Гете, но его Маргарита имеет и реальный прототип. Им послужила Елена Сергеевна Шиловская, ставшая третьей женой Михаила Афанасьевича. Писатель делал выписки о Маргарите Валуа, известной своей страстностью, и о Маргарите Наваррской – обе исторические Маргариты, как отмечается в словаре Брокгауза и Эфрона, покровительствовали писателям и поэтам. С 1934 г. образ Мастера становится центральным в романе, рядом с ним – обобщенный поэтический образ женщины, которая любит.)

- На одном из уроков предметом нашего внимания была история Мастера и Маргариты, но тема любви в более широком философском смысле звучит с начала 23-ей главы.

- Кроме темы Любви, с образом Маргариты связана и другая основная тема романа. Сформулируйте ее после предложенных исходных данных. Cм.

Воланд устраивает великий бал, и ему нужна хозяйка бала. Находится Маргарита, которая ради спасения Мастера готова продать душу Дьяволу. Она становится его невестой, но любит она Мастера.

- Какое чувство она испытывает перед Мастером? (Чувство вины.)

- Что она совершает в нравственном смысле? (Измену.)

- Это преступление, за которое неизбежно что? (Расплата.)

- Какую основную тему можно сформулировать? (Тема вины и расплаты, преступления и наказания.)

IV. Характеристика гостей бала.

- Давайте посмотрим, как эта тема всего романа – тема вины и расплаты – преломляется в сцене бала. Всех гостей бала можно условно разделить на мнимых и истинных отравителей, великих злодеев и особое положение в главе занимает эпизод с Фридой.

Схема представлена на доске. Cм.

1. Характеристика гостей – мужчин, мнимых отравителей, на великом бале у Сатаны.

- Как видим, Кер был не столь уж зловещей фигурой, обвинения против него так и остались недоказанными и были порождены наветами его именитых должников. Исторический Жак ла Кер умер своей смертью, а булгаковский персонаж был казнен на виселице.

- Почему? (Есть реальное преступление – должно быть и реальное наказание.)

- Какую роль играет первый гость? Прочтем, как он появляется, как реагирует Маргарита, и поймем, какова цель автора. (И своей выдумкой казни Жака, и этой жуткой сценой появления первых гостей автор добивается нагнетания атмосферы в начале бального съезда. Маргарита поражена жутким зрелищем, но постепенно привыкает к нему.)

- Кто следующий из гостей мужчин - мнимых отравителей? («В это время внизу из камина появился безголовый, с оторванною рукою скелет, ударился оземь и превратился в мужчину во фраке… По лестнице поднимался вверх бегом одинокий фрачник.

- Булгаков в своей трактовке этого образа пошел вслед за В. Скоттом. Он казнит графа,следуя принципу: если преступление в романе - действительное, то за него следует справедливое воздаяние. Характерно, что на балу Лейчестер появляется в одиночестве, поскольку его любовница королева к преступлению не причастна.

- Как видите, этот герой связан с основной темой романа – темой искусства.

2. Характеристика гостей – женщин, истинных отравительниц.

Вернемся к нашим отравителям. Все мнимые отравители на балу – мужчины. Но перед Маргаритой проходят и истинные отравители, вернее, отравительницы, поскольку все они – женщины.

1. В сцене бала образ Фриды занимает особое положение. Само это имя вызывает множество ассоциаций.

Ответ ученика, работавшего до урока с англо-русским и немецко-русским словарями.

Таким образом, имя Фриды косвенно оказывается в связи с важнейшими темами романа – темой Свободы и с темой, развиваемой в заключительных главах романа, – темой Покоя. Также оно связано с темой вины и расплаты. Расскажите о Фриде. Кто она такая? Почему оказалась на балу у Сатаны? Как решается ее судьба после бала?

2. Монологический ответ учащегося с использованием текста.

- Как решается судьба Фриды уже после бала? (Глава 24: Фриде даруется милосердие).

- Чтение эпизода прощения Фриды.

- Кто прощает Фриду? Сатана – символ зла или Бог – символ добра?

(Человек прощает человека, как и в эпизоде, когда Мастер прощает Пилата.)

- Почему из всех гостей – отравителей, злодеев – прощение даруется только Фриде?

(Она и при жизни испытывала муки совести. 30 лет в потустороннем мире каждый день камеристка подкладывала ей платок, которым она задушила младенца. Следовательно, за свою вину Фрида расплатилась сполна. Она заслужила Свободу и Покой именно потому, что мучилась и в земной жизни.)

- Теперь сделаем вывод-предположение о связи образа Маргариты с чередой гостей на балу в тематическом смысле вины и расплаты.

Согласитесь: то, что перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц, вперемешку с распутницами и своднями, не случайно.

1) Как сама Маргарита оценивает свою вину перед Мастером?

2) Почему на балу перед ней проходит так много отравителей и отравительниц?

3) Кем будут отравлены Мастер и Маргарита в дальнейшем?

4) Какую возможность оставляет Булгаков для думающего читателя?

5) Зачем Воланд знакомит Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами?

6)Какую альтернативу прочтения дарит автор: где происходит бал и все события, связанные с ним?

Предполагаемые ответы (см. Приложение 12).

- Почему так жестоко Воланд обходится с Берлиозом?

1) Как преломляется в данном эпизоде тема вины и расплаты?

(- По Булгакову, если преступление действительное, а не мнимое, то за него следует справедливое воздаяние.

- Если человек и при жизни испытывает муки совести, он заслуживает прощения.

- Мастеру и Маргарите Булгаковоставляет альтернативу: отравление ядом мнимое – в конце концов, они оказываются не в мире Зла (в аду, им дарован Покой.

- Значит, каждому будет дано по его вере.)

2) Вот таким же образом, отталкиваясь от прототипов героев, вы можете рассмотреть, как преломляются в данном эпизоде основные темы романа: тема Добра и Зла, тема Любви, тема Творчества, тема Художника, тема Света и Покоя.В этом вам поможет книга:

3) А теперь выслушаем экспертов. Какие литературоведческие понятия вы записали?

(Эпизод, композиция, кульминационный момент, художественный образ, образность, ассоциация, портрет, гротеск, традиция, пародия, фантастика, прототип, эпиграф, авторская ирония, юмор, сатира, олицетворение, символ, художественная деталь.)

Список использованной литературы:

1. Булгаков М. А.Сочинения: в 3-х т. Т. 3. Мастер и Маргарита. Роман. Письма. –Екатеринбург: У-Фактория, 2002.

2. Маранцман В. Г. Изучение литературы в 9-ом классе. Метод. Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1992.

3. Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. - М. :Олимп; ООО АСТ, 1999 .

5. Чеботарева В. А. Прототип булгаковской Маргариты. // Лит. Азербайджан. -1998.- №2. – С. 117

Главная обязанность Маргариты на балу у Сатаны – это прием гостей. Не трудно догадаться, что это были за гости: убийцы, насильники, упыри и прочая нечисть. Булгаков не только подробно описывает нам наряды гостей, но и знакомит с историями их жизни.

Что происходит на балу Мастер и Маргарита?

На балу героиня также проявляет великодушие. Услышав от Бегемота историю Фриды, которая убила своего ребёнка потому, что ей нечем было его кормить, Маргарита спрашивает, что стало с тем, кто соблазнил несчастную. Она решает помочь Фриде – избавить её от вечной пытки. И после бала выполняет своё обещание.

Кого из приглашенных на бал сатаны Маргарита спасла от мук?

Маргарита расценивает своё внимание к Фриде как неосторожно данное завуалированное обещание избавить её от вечного наказания, под влиянием чувств она жертвует в пользу Фриды своим правом на единственную просьбу. Ответ: Фрида.

Зачем Маргарита пошла на бал к сатане?

Почему Маргарита соглашается быть королевой бала Воланда? . Маргарита согласилась быть королевой бала Воланда, чтобы потом Воланд помог ей найти ее любимого Мастера. Маргарита согласилась на предложение Воланда, потому что она была в отчаянии, она была готова на все ради того, чтобы вернуть Мастера: ".

Чем может быть интересен роман Мастер и Маргарита?

Для чего нужен бал у сатаны?

“Бал у сатаны” — это переплетение, синтез реального и сверхъестественного, это граница двух миров, где всё “наоборот”. Так же “наоборот” согласуется мистика и торжественность сцены бала с предваряющим её эпизодом, чисто иронически представляющим свиту Воланда.

Как называется Бал Сатаны Мастер и Маргарита?

«Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния, или балом ста королей.

Кто был на балу у Воланда Мастер и Маргарита?

Булгаков уделяет очень мало внимания, да и имён этих всего несколько: госпожа Минкина или домоуправительница Аракчеева Настасья Минкина, Гай Кесарь Калигула, Мессалина, Малюта Скуратов.

Как погибает Барон Майгель за что?

Кто такая Фрида как она связана с Маргаритой?

Фрида – второстепенный персонаж романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”; грешница, приглашенная на бал к Воланду; детоубийца, спасенная Маргаритой. Это молодая женщина лет двадцати, которая когда-то задушила своего нежеланного ребенка платком, за что была наказана самой высшей мерой.

Что делает Маргарита во имя спасения любви?

Что делает Маргарита во имя спасения любви? Маргарита во имя спасения любви готова идти за помощью к Воланду. Истинная любовь всегда жертвенна, героична. . Ради любви героиня становится ведьмой, связывается с нечистой силой, отбросив все страхи и опасения.

Почему Маргарита полюбила мастера?

Почему Маргарита дорожит романом больше чем мастер?

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. . Ведь с Маргаритой связан и любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.

Кто из персонажей романа Мастер и Маргарита наиболее ярок и интересен?

Что значит эпиграф к роману Мастер и Маргарита?

Роль эпиграфа в романе М. . Булгаков показывает, что всем воздается по заслугам – и не только Богом, но и сатаной. Ведь главным героям – Мастеру и Маргарите – Воланд помогает и даже исполняет желания Маргариты. Дьявол не только возвращает ей любимого человека, а ему – дом, но даже освобождает по просьбе Маргариты Фриду.

Почему мастеру был дарован покой?

Сначала Мастер очень волновался. Он понял, что ничего не сможет изменить, отказался не только от своей фамилии, но вообще от всего в жизни. За все страдания, перенесенные Мастером, за роман о Понтии Пилата, ему был дарован покой.

Читайте также: