Три характеристики обычая как самой древней формы права

Обновлено: 01.06.2024

Социальные нормы (право) первобытного общества – это совокупность правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых родовыми общинами или племенами, посредством которых регулировались общественные отношения в этих социальных группах.

Характеристика социальных норм первобытного общества:

1) знания первобытных людей о нормах, правилах поведения – правах и обязанностях отражали религиозные представления об окружающем мире;

2) правила поведения основывались на биологической, физиологической и половозрастной специфики человеческого организма;

3) информация о нормах, правилах поведения в первобытном обществе (родовых общинах, племенах) содержалась в ритуалах, обрядах, мифах, обычаях;

4) в правилах поведения устанавливались три способа регулирования общественных отношений: запрет, дозволение, обязывание, но эти способы не разграничивались между собой и потому назывались мононормами;

5) за нарушения запретов применялись меры наказания, которые были примитивны и жестоки (изгнание из рода или племени, кровная месть, талион 1 , забивание камнями);

6) правила поведения в первобытном обществе не закреплялись на каких-либо материальных носителях информации, а запоминались людьми, передавались вербально 2 от поколения к поколению и выражались в действиях членов рода, племени (жесты, звуки, знаки, устная речь).

2 Вербальный – лат. – устный, словесный. Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 121.

Источниками социальных норм первобытного общества были:

1) церемонии, ритуалы, обряды;

Церемонии, ритуалы, обряды – это

правила поведения, которые проявлялись в совершении определенного порядка символических действий людей, отражающих уровень развития культуры социальных групп первобытного общества.

Примеры церемоний, ритуалов и обрядов первобытного общества:

а) церемония вступления в брачные отношения;

б) ритуал проводов соплеменников на охоту;

в) ритуал вступления в должность вождя;

д) ритуал посева зерен у славянских народов;

е) обряд преподношений;

ж) обряд инициации (посвящения);

з) обряд захоронения умершего (в саване, в гробу, сидя, лежа);

и) обряд хождения по земле применялся при спорах о межах, границах земельного участка.

2. Мифы –

образные примеры (сказки, былины), которые учили людей тому, что следует делать и чего делать нельзя. 2

С его помощью в наглядно-образной форме объяснялись явления природы и общественной жизни.

3 Миф – (греч. – предание, сказание), повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В первобытном обществе миф – основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени. Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 736.

В мифах интегрировались и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.

Главное в мифах – аккумуляция (интеграция, обобщение) опыта жизни людей и доведение этой информации до сведения каждого члена первобытного общества.

Мифология представляла совокупность хороших и плохих примеров, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и с друг с другом.

Былина о трех богатырях

• Эти персонажи олицетворяли:

• - силу власти племени,

• - охрану его территориальных границ,

• - разделение управленческих функций.

• а) даже самое трудное дело можно выполнить, если действовать сообща;

• б) нельзя пренебрегать даже самыми малыми усилиями, поскольку они могут оказаться решающими в достижении цели.

Обычаи – это

правила поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. 5

а) почитание старших;

б) соблюдение поста;

в) распределение повседневной работы между взрослыми, между взрослыми и детьми;

На Руси обычаи в ряде случаев были облечены в форму поговорок, пословиц, песен, сказаний, из которых некоторые позднее стали формой закона, а другие остались в обыденном общении.

"Молодой на битву, а старый - на думу";

"Молодой князь, молода и дума";

"На одном вече, да не одни речи", т.е. требование единогласия;

"Чей хлеб кушаешь, того и слушаешь", т.е. ограничение правоспособности договором личного найма;

"Братчина судит, как судья";

"Что старее, то правее";

"Что город, то норов; что деревня, то обычай".

Лучший сборник русских пословиц, в том числе и юридических, составлен В.И. Далем.

Религиозные обычаи – это

правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе религиозных текстов, заповедей, представлений о Боге.

Примеры религиозных обычаев:

Религиозные заповеди – это

морально-нравственные предписания к совершению определенных деяний.

К ним, в частности, в православной религии можно отнести заповеди Божии:

• возлюби Господа Бога всем сердцем и всею душою;

• возлюби ближнего твоего, как самого себя;

• не сотвори себе кумира;

• не поминай имени Господа Бога в суете;

• чти отца твоего и матерь твою;

Богоугодные обычаи:

• миропомазание при крещении;

• причащение (вкушение хлеба – тела и вина – крови Иисуса Христа);

Религиозные запреты:

Молитвы – это

обращения священнослужителя или верующего к Богу, составная часть богослужения.

• Отче наш, сущий на небесах!

• Да святится имя Твоё;

• Да придет Царствие Твоё;

• Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

• Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

• И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

• И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;

• Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Агрокалендари – это

• правила поведения регламентирующие отношения между людьми в процессе проведения сельскохозяйственных работ.

• Агрокалендари формировались на основе многолетних наблюдений людьми за погодой и определяли сроки выполнения тех либо иных сельскохозяйственных работ.

• Для получения хороших результатов в земледелии людям необходимо было знать – когда надо было пахать, сеять, полоть, убирать и хранить урожай.

Право древнего государства

- это совокупность норм права, устанавливаемых и обеспечиваемых органами публичной власти, посредством которых регулировались общественные отношения в городах, землях, княжествах, волостях, округах, селах.

Характеристика права древнего государства:

1. Представление о нормах права, правилах поведения, правах и обязанностях претерпевают изменения в пользу лиц, обладающих публичной властью.

2. Правовое регулирование общественных отношений осуществлялось на основе норм права, которые разрабатывались лицами, стоящими у власти, органами публичной власти.

3. Правила поведения устанавливаются вождем, князем в своих интересах и без учета общественного мнения.

4. Процесс правового регулирования отношений приобрел осознанную и целенаправленную форму и осуществлялся органами публичной власти.

5. Нормы права древнего государства также закрепляли три способа правового регулирования: запрет, дозволение, обязывание, но в отличие от социальных норм первобытного общества в них более четко проводилась грань различий между правами, обязанностями и запретами.

6. Осуществлялось правовое закрепление социального положения (прежде всего имущественного неравенства) людей в древних источниках права.

7. Нормы права носили казуистический характер, т.е. основой норм были конкретные жизненные ситуации, решения по которым являлись образцами для последующих рассмотрений аналогичных дел.

8. В нормах права древнего государства устанавливалось не только физические (телесные), но и в большей степени имущественные наказания с привилегией по отношению к лицам, стоящим у власти.

9. Оформление принятых правил поведения осуществлялось, закреплялось на различных материальных носителях информации (деревянные или каменные таблички, столбы, береста), как правило, в письменном виде.

Способы формирования источников права древнего государства:

1. Санкционирование обычаев - государство признавало, закрепляло и разрешало в своих правовых документах только те исторически сформировавшиеся правила поведения людей в первобытном обществе, которые отражали интересы лиц, обладающих политической властью.

2. Формирование и развитие юридической практики (прежде всего судебной) - при разрешении конкретных конфликтов и споров судебные органы выносили решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости.

Эти решения являлись ориентирами при рассмотрении в дальнейшем аналогичных конфликтов и споров между людьми.

В результате создавались правовые прецеденты и формировалось прецедентное право.

3. Правотворчество государства – разработка и принятие нормативных документов (договоров, уставов, законов), обязательные для исполнения всеми субъектами и поддерживаемые силой государственного принуждения.

В результате правотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт.

1. Правовой обычай. Это самый древний источник права. Так, первые законы античного и феодального общества, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообще обычай – правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.

Однако не всякий обычай является нормой права. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен.

В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же встречается.

Во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:

1) возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

2) выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, - большая его объективность;

3) устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

4) большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Однако обычаям присущи и существенные недостатки:

1) косность, относительная неподвижность;

2) неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

3) небольшая сфера распространения, местный характер.

2. Юридический прецедент (юридическая практика). Это более распространенный источник права, чем правовой обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское, или общее, право.

Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья, либо суд в полном составе принимает решение по делу. Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями.

Прецедентное право (его еще называют судейским правом) имеет много достоинств:

1) прецедент – это результат логики и здравого смысла;

2) прецедент обладает большей убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;

3) прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедентное право страдает и недостатками:

1) прецедент не имеет того авторитета, которая присуща нормативному акту;

2) прецедент допускает возможность произвола;

3) объем действия прецедента не определен.

3. Нормативный акт. Как источник права – это наиболее распространенное даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источники права (в арабских странах – религиозные воззрения, в странах Британского Содружества Наций – прецедент).

Нормативный акт – очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:

1) нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни. Они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

3) нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права.

Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации лишь сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право — неписаное право (jus non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Нормы обычного права:

— mores maiorum — обычаи предков;

— usus — обычная практика;

— commentarii pontificum — обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

— commentarii magistratuum — обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

— consuetudo — обычай в императорский период. Значение обычаев:

— заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

— свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

— выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

— выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Конституция РФ как источник аграрного права

4. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФпринята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой – составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского

2. Конституция РФ как источник аграрного права

2. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так

11. Эдикт магистрата как источник римского права. Преторские эдикты

12. Деятельность юристов как источник римского права

12. Деятельность юристов как источник римского права Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.В период республики деятельность юристов сводилась к:— консультации граждан, обратившихся за юридической

§ 5. Неправо как источник права

§ 5. Неправо как источник права Мы уже видели (§ 1), что по способу своего возникновения источники права представляют нам два резко различных типа. Нормально всякое правообразование совершается с правоубеждением и в то же время с изменением действующего права:

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

5. Обычай, обычай делового оборота, обыкновения в правовом регулировании договоров

5. Обычай, обычай делового оборота, обыкновения в правовом регулировании договоров Обычай – правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения. Авторитет обычая в конечном счете опирается на формулу: так поступали все и всегда.Обычаи

60. Законодательные акты королей как источник права

60. Законодательные акты королей как источник права По мере усиления королевской власти во Франции все более важное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с

Социальные нормы (право) первобытного общества – это совокупность правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых родовыми общинами или племенами, посредством которых регулировались общественные отношения в этих социальных группах.

Характеристика социальных норм первобытного общества:

1) знания первобытных людей о нормах, правилах поведения – правах и обязанностях отражали религиозные представления об окружающем мире;

2) правила поведения основывались на биологической, физиологической и половозрастной специфики человеческого организма;

3) информация о нормах, правилах поведения в первобытном обществе (родовых общинах, племенах) содержалась в ритуалах, обрядах, мифах, обычаях;

4) в правилах поведения устанавливались три способа регулирования общественных отношений: запрет, дозволение, обязывание, но эти способы не разграничивались между собой и потому назывались мононормами;

5) за нарушения запретов применялись меры наказания, которые были примитивны и жестоки (изгнание из рода или племени, кровная месть, талион 1 , забивание камнями);

6) правила поведения в первобытном обществе не закреплялись на каких-либо материальных носителях информации, а запоминались людьми, передавались вербально 2 от поколения к поколению и выражались в действиях членов рода, племени (жесты, звуки, знаки, устная речь).

2 Вербальный – лат. – устный, словесный. Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 121.

Источниками социальных норм первобытного общества были:

1) церемонии, ритуалы, обряды;

Церемонии, ритуалы, обряды – это

правила поведения, которые проявлялись в совершении определенного порядка символических действий людей, отражающих уровень развития культуры социальных групп первобытного общества.

Примеры церемоний, ритуалов и обрядов первобытного общества:

а) церемония вступления в брачные отношения;

б) ритуал проводов соплеменников на охоту;

в) ритуал вступления в должность вождя;

д) ритуал посева зерен у славянских народов;

е) обряд преподношений;

ж) обряд инициации (посвящения);

з) обряд захоронения умершего (в саване, в гробу, сидя, лежа);

и) обряд хождения по земле применялся при спорах о межах, границах земельного участка.

2. Мифы –

образные примеры (сказки, былины), которые учили людей тому, что следует делать и чего делать нельзя. 2

С его помощью в наглядно-образной форме объяснялись явления природы и общественной жизни.

3 Миф – (греч. – предание, сказание), повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В первобытном обществе миф – основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени. Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 736.

В мифах интегрировались и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.

Главное в мифах – аккумуляция (интеграция, обобщение) опыта жизни людей и доведение этой информации до сведения каждого члена первобытного общества.

Мифология представляла совокупность хороших и плохих примеров, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и с друг с другом.

Былина о трех богатырях

• Эти персонажи олицетворяли:

• - силу власти племени,

• - охрану его территориальных границ,

• - разделение управленческих функций.

• а) даже самое трудное дело можно выполнить, если действовать сообща;

• б) нельзя пренебрегать даже самыми малыми усилиями, поскольку они могут оказаться решающими в достижении цели.

Обычаи – это

правила поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. 5

а) почитание старших;

б) соблюдение поста;

в) распределение повседневной работы между взрослыми, между взрослыми и детьми;

На Руси обычаи в ряде случаев были облечены в форму поговорок, пословиц, песен, сказаний, из которых некоторые позднее стали формой закона, а другие остались в обыденном общении.

"Молодой на битву, а старый - на думу";

"Молодой князь, молода и дума";

"На одном вече, да не одни речи", т.е. требование единогласия;

"Чей хлеб кушаешь, того и слушаешь", т.е. ограничение правоспособности договором личного найма;

"Братчина судит, как судья";

"Что старее, то правее";

"Что город, то норов; что деревня, то обычай".

Лучший сборник русских пословиц, в том числе и юридических, составлен В.И. Далем.

Религиозные обычаи – это

правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе религиозных текстов, заповедей, представлений о Боге.

Примеры религиозных обычаев:

Религиозные заповеди – это

морально-нравственные предписания к совершению определенных деяний.

К ним, в частности, в православной религии можно отнести заповеди Божии:

• возлюби Господа Бога всем сердцем и всею душою;

• возлюби ближнего твоего, как самого себя;

• не сотвори себе кумира;

• не поминай имени Господа Бога в суете;

• чти отца твоего и матерь твою;

Богоугодные обычаи:

• миропомазание при крещении;

• причащение (вкушение хлеба – тела и вина – крови Иисуса Христа);

Религиозные запреты:

Молитвы – это

обращения священнослужителя или верующего к Богу, составная часть богослужения.

• Отче наш, сущий на небесах!

• Да святится имя Твоё;

• Да придет Царствие Твоё;

• Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

• Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

• И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

• И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;

• Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Агрокалендари – это

• правила поведения регламентирующие отношения между людьми в процессе проведения сельскохозяйственных работ.

• Агрокалендари формировались на основе многолетних наблюдений людьми за погодой и определяли сроки выполнения тех либо иных сельскохозяйственных работ.

• Для получения хороших результатов в земледелии людям необходимо было знать – когда надо было пахать, сеять, полоть, убирать и хранить урожай.

Право древнего государства

- это совокупность норм права, устанавливаемых и обеспечиваемых органами публичной власти, посредством которых регулировались общественные отношения в городах, землях, княжествах, волостях, округах, селах.

Характеристика права древнего государства:

1. Представление о нормах права, правилах поведения, правах и обязанностях претерпевают изменения в пользу лиц, обладающих публичной властью.

2. Правовое регулирование общественных отношений осуществлялось на основе норм права, которые разрабатывались лицами, стоящими у власти, органами публичной власти.

3. Правила поведения устанавливаются вождем, князем в своих интересах и без учета общественного мнения.

4. Процесс правового регулирования отношений приобрел осознанную и целенаправленную форму и осуществлялся органами публичной власти.

5. Нормы права древнего государства также закрепляли три способа правового регулирования: запрет, дозволение, обязывание, но в отличие от социальных норм первобытного общества в них более четко проводилась грань различий между правами, обязанностями и запретами.

6. Осуществлялось правовое закрепление социального положения (прежде всего имущественного неравенства) людей в древних источниках права.

7. Нормы права носили казуистический характер, т.е. основой норм были конкретные жизненные ситуации, решения по которым являлись образцами для последующих рассмотрений аналогичных дел.

8. В нормах права древнего государства устанавливалось не только физические (телесные), но и в большей степени имущественные наказания с привилегией по отношению к лицам, стоящим у власти.

9. Оформление принятых правил поведения осуществлялось, закреплялось на различных материальных носителях информации (деревянные или каменные таблички, столбы, береста), как правило, в письменном виде.

Способы формирования источников права древнего государства:

1. Санкционирование обычаев - государство признавало, закрепляло и разрешало в своих правовых документах только те исторически сформировавшиеся правила поведения людей в первобытном обществе, которые отражали интересы лиц, обладающих политической властью.

2. Формирование и развитие юридической практики (прежде всего судебной) - при разрешении конкретных конфликтов и споров судебные органы выносили решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости.

Эти решения являлись ориентирами при рассмотрении в дальнейшем аналогичных конфликтов и споров между людьми.

В результате создавались правовые прецеденты и формировалось прецедентное право.

3. Правотворчество государства – разработка и принятие нормативных документов (договоров, уставов, законов), обязательные для исполнения всеми субъектами и поддерживаемые силой государственного принуждения.

В результате правотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт.

Читайте также: