Традиционное учение о согласовании управлении и примыкании как видах подчинительной связи

Обновлено: 17.05.2024

Для старославянских языков характерно языковое неравноправие, когда в словосочетаниях всегда одно слово выступает ведущим, а остальные ему подчиняются. Термин носит название подчинительная связь. Ее детально изучал лингвисты Карцевский и Пешковский. Именно они выделили особенности и виды этой именной группы. Правильное определение подчинительной связи поможет грамотно употреблять слова и упорядочить порядок слов в высказываниях.

План урока:

Подчинительная связь: определение и особенности

  • трудиться усердно;
  • трудиться на заводе;
  • трудиться по хозяйству;
  • трудиться до полуночи;
  • трудиться в поте лица.

Вариантов зависимых слов – десятки.

При подчинительной связи компоненты высказывания имеют разные функции. Центральный элемент соединяется с зависимым с помощью вопроса:

  • идти (куда?) домой;
  • рисовать (что?) картину;
  • зима (какая?) снежная.

Между словами зачастую наблюдается грамматическая зависимость (зависимое слово согласовывается с главным в числе и падеже), реже – смысловая зависимость (компоненты словосочетания подходят друг другу только по смыслу). Такие неравноправные отношения между компонентами имеют название подчинительная связь.

Лингвист Александр Пешковский дал следующее определение этому понятию:

Подчинительная связь характеризует синтаксически неравноправные языковые элементы. Она встречается часто, но далеко не всегда.

Предлагаю сравнить несколько высказываний:

Второй пример – это действие (бежать) и субъект действия (в школу). Здесь тоже явная подчинительная связь.

Как уже говорилось, главное и зависимые от него слова объединяются в словосочетания, а словосочетания в свою очередь создают предложения. Получить и передать полную информацию возможно только с помощью предложений.

Давайте разберем по пунктам следующее высказывание:

Майское солнце давно ушло за горизонт, но дети продолжали читать книгу.

Это сложное предложение с двумя подлежащими и сказуемыми:

Разобьем предложение на словосочетания:

  • солнце (какое?) майское;
  • ушло (когда?) давно;
  • ушло (куда?) за горизонт;
  • продолжали (что делать?) читать;
  • читать (что?) книгу.

Способы образования словосочетаний - разные. Всего в русском языке выделяют три таких способа. Их принято называть видами подчинительной связи. Назовем их.

Эти виды были определены во время интенсивного развития русского синтаксиса в XVIII веке. Один раз сложившись, они остались неизменными вплоть до современного периода.

Чтобы определить, какой именно вид связи существует между словами, используем следующий алгоритм действий:

Рассмотрим каждый вид детальнее.

Согласование как способ подчинительной связи

Давайте выясним научное определение термина:

В этом виде связи центром высказывания всегда выступает существительное.

Научимся определять согласование с помощью примеров.

Важно! Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и зависимого слова:

Чудесный дом стоял на окраине поселка.

У него не было чудесного дома.

Он рос в чудесном доме.

Если слова полностью согласовываются друг с другом в числе, роде и падеже, это называется полное согласование.

Однако в художественной литературе и разговорной речи встречается и неполное согласование, которое демонстрирует отсутствие у зависимого слова какой-либо грамматической категории.

Наша врач Валентина Николаевна имеет отличную репутацию.

Исторически так сложились, что многие профессии были сугубо мужскими, хотя слова относились к общему роду. Например, врач, профессор, архитектор, хирург и т.д. Однако язык развивался, и сегодня можно встретить грамматические вариации общих профессий. Имя существительное может согласовываться с зависимыми словами в числе и падеже, но не согласовываться в роде:

Эта архитектор – молодец!

Или для придания слову оттенка пренебрежения использовать специальные суффиксы:

Как хорошо, что директорша уехала в отпуск.

Стоит отметить, что подобные слова (директорша,адвокатша, повариха) используются только в просторечье.

С определением главного слова при согласовании мы разобрались. Теперь давайте проанализируем зависимые слова.

Чаще всего зависимым словом выступает прилагательное, реже всего – причастие.

Ученики обычно без проблем находят согласование в предложениях. Куда большие проблемы вызывает управление и подчинение. Переходим к их изучению.

Управление как способ подчинительной связи

Дадим определение подчинительной связи управление.

  • гордиться (кем?) сыном;
  • гордиться (чем?) достижениями;
  • гордиться (кем?) ими.

Научимся определять управление с помощью примеров.

При необходимости главное слово меняет форму, но зависимый компонент остается неизменным.

Проследим это в предложениях:

Продать квартиру – дело непростое.

Она продала квартиру в прошлом году.

Они продали квартиру и переехали в частный дом.

В указанных примерах глагол изначально имел форму инфинитива, потом – форму прошедшего времени, единственного числа, женского рода. Третье предложение демонстрирует глагол множественного числа в форме прошедшего времени.

При управлении, в отличие от согласования, центр высказывания может быть выражен разными частями речи. Предлагаю изучить таблицу.

Глагол и имя существительное употребляются в качестве центра высказывания гораздо чаще, чем наречие и числительное.

Молчать о прошлом, сажать цветы, строить дом – словосочетания с управлением, где главное слово выражено глаголом.

Сумка с продуктами, шкаф с одеждой, пирог с вареньем – высказывания с подчинительным управлением, где главным словом выступает существительное.

Зависимыми словами могут различные части речи. Предлагаю изучить таблицу.

Второстепенный элемент высказывания всегда стоит в том косвенном падеже, который требует от него главный. Проверяем это с помощью вопросов косвенных падежей. Предлагаю их вспомнить:

Приведем еще несколько примеров управления:

  • Уважать (кого?) педагога – святая обязанность учеников.
  • Наталья вручила (кому?) ему подарок на день рождения.
  • Букет (чего?) цветов стоял в вазе.

Стоит отметить, что управление ученикам освоить сложнее, чем согласование. Однако самым интересным является примыкание. Дебаты по поводу его характеристик среди лингвистов не утихают и сегодня.

Примыкание как способ подчинительной связи

Для начала дадим определение подчинительной связи примыкание.

Этот вид связи не поддается языковым нормам. Ведущую роль может быть практически любое слово, при этом задать падежный вопрос не представляется возможным.

Проследим примыкание в предложениях.

В указанных примерах главным выступает глагол. Так чаще всего и случается в языковых ситуациях. Однако не исключены и другие случаи, когда главные синтаксические функции берут на себя другие части речи:

Кофе по-венски, разговор начистоту, ставка вслепую – типичные примеры примыкания с главным словом именем существительным.

Очень глупый, совсем невыносимый, слегка раздраженный – примеры, в которых основой высказывания является прилагательное.

При этом роль зависимых слов могут сыграть лишь четыре части речи:

Иногда к управлению и примыканию можно задать один и тот же вопрос, и школьники начинают делать ошибки.

Рассмотрим несколько примеров:

Поговорим после собрания.

Запомните: если в словосочетании наблюдается предлог – это управление.

Давайте для полного усвоения материала разберем несколько предложений:

  • Несчастная Ирина сидела, ссутулившись, и молча смотрела на собеседника.

Выделим грамматическую основу: Ирина сидела и смотрела (одно подлежащее и два однородных сказуемых).

Теперь разобьем предложение на словосочетания и определим тип подчинительной связи:

  • Ирина (какая?) несчастная – согласование;
  • сидела (как?) ссутулившись – примыкание;
  • смотрела (как?) молча – примыкание;
  • смотрела (на кого?) на собеседника – управление.
  • Он вернулся домой, когда семья уже села ужинать.

В этом предложении две грамматические основы (два подлежащих и два сказуемых): он вернулся и семья села.

Читайте также: