Традиции каких театров наследует постдраматический театр

Обновлено: 07.07.2024

Концепция постдраматического театра Ханса-Тиса Леманна и новые формы театральной коммуникации. Слабые и сильные формы вовлеченности зрителей. Современный театр и contemporary art, литературный текст и политика. Проблема границ в современном театре.

Рубрика Культура и искусство
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.02.2016
Размер файла 64,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Новый театр во многом строится на противопоставлении себя обществу, подчиненному логике средств массовой информации, и имеет общую со СМИ визуальную природу. Стремление преодолеть оторванность человека от мира, опосредованного СМИ, приводит театр к трансформации спектакля из произведения в событие, вынуждающего зрителя сконцентрироваться на настоящем моменте и совершить некую аналитическую работу по определению своей позиции и приданию происходящему смысла. постдраматический театр зритель леманн

Для современного театра, как и для постмодернистического искусства в целом, характерно состояние эксперимента, постоянное стремление к преодолению границ предыдущих художественных форм. Леманн выдвигает гипотезу о том, что театр, как единственный вид искусства, который способен делать проблемой сам процесс коммуникации, взаимодействия, становится центром эстетики (пост)современности.

Отдельный интерес представляет современная театральная ситуация в Москве. В российском театральном сообществе последние несколько лет наблюдается процесс восприятия новых европейских перформативных форм, которые либо накладываются на существующую локальную и более архаичную театральную традицию, либо превращаются в вырванные из присущего им контекста обособленные высказывания (часто это происходит в политическом театре). Самостоятельный современный режиссерский язык в России в настоящее время находится на стадии формирования. Как обращает внимание сам Леманн, приход постдраматического театра не означает исчезновение драматического театра - в московском поле эта ситуация разделения театра на два направления, по наблюдениям многих критиков и режиссеров, очень видна. Анализ ситуации перехода в современном российском театре, в частности московском, может быть полезен для понимания культурного состояния Москвы в целом.

Данная работа заключается в исследовании проблематики коммуникации в современном театре, в частности московском театре. Теоретическая часть данной работы посвящена:

- выявлению основных черт концепции постдраматического театра и области ее применения;

- анализу изменения характера коммуникации в постдраматическом театре по сравнению с классическим театром;

- анализу положения современного театра в поле современного искусства с точки зрения аспекта коммуникации;

- обзор текстов, анализирующих современную театральную ситуацию в Москве, в контексте приложения концепции постдраматического театра.

Также в работе будут рассмотрены проблемы специфики театра как искусства и его политического измерения в той мере, в какой это будет относиться к теме театральной коммуникации.

Практическая часть работы будет посвящена анализу двух спектаклей московской афиши 2010-х годов в парадигме слабых и сильных форм зрительской вовлеченности, которая так же будет описана ниже. Рассмотрение кейсов позволит сделать некоторые прогнозы относительно развития российской театральной среды.

Глава 1. Современный театр: синтаксис

1.1 Концепция постдраматического театра Ханса-Тиса Леманна и новые формы театральной коммуникации

Таким образом, постдраматический театр строится на обыгрывании существующих конвенций, которые относятся как к нему самому, так и к социальному миру и превращает опыт переживания тела, времени и пространства в эстетический опыт. Это позволяет Леманну говорить о том, что постдраматический театр является центром эстетики современности.

Постдраматический театр больше не самодостаточен без зрителя, который становится сотворцом спектакля. Необходимость в зрительском достраивании спектакля всегда была присуща театру, так как в театре, как и литературе, в отличие от кино и фотографии, всегда были пробелы, которые было нужно заполнить зрителю. В постдраматическом театре этот момент становится принципиальным.

1.2 Проблема границ в современном театре

1.3 Зритель в современном театре: слабые и сильные формы вовлеченности

Парадигма слабых и сильных зрительских форм вовлеченности в совокупности с набором критериев постдраматического театра представляется подходящим инструментом для анализа спектаклей, который будет сделан в третьей главе.

Глава 2. Современный театр: контексты

2.1 Современный театр и contemporary art

Проблемы театральности касается не только проникновения в театр других видов искусства, которое началось в эпоху авангарда, но и то, что в настоящее время происходит обратный процесс театрализации современного искусства. Некоторые формы современного искусства (перформанс, хепенинг, экшн-пейнтинг) связывает с театром ряд общих черт. В театре и современном искусстве главным становится не стремление изменить мир или заявить о социальных проблемах, а создать событие, отклонение от нормы и разорвать рутину жизни человека.

Другая общая черта - это уход от репрезентации, поиск неиллюстративного действия. Современную живопись роднит с театром качество перфомативности, утверждения собственной реальности жестом. И театр, и современное искусство объединяет противостояние масс-медиа, момент остранения и стремление сообщить правду о жутком.

2.2 Современный театр и литературный текст

Мелодрама, которая появилась одновременно с развитием романа, сейчас является неотъемлемой чертой массовой культуры и СМИ (телевидение, голливудское кино, истории о жизни звезд). Таким образом, постдраматический театр является альтернативой не только классическому театру и классической культуре, но и современному культурному контексту, в котором тем или иным образом существует зритель, что увеличивает необходимость его некой подготовки.

Читайте также: