Пожар в заповеднике какие органы управления должны осуществлять надзор

Обновлено: 04.07.2024

Думаю, даже люди, далекие от Байкала и заповедной системы, слышали имя Сергея Красикова и вкратце знакомы с его историей . А история, на самом деле, не уникальна. Такое случается в наших особо охраняемых природных территориях довольно часто и повсеместно, особенно в богатых промысловых регионах, но именно этот случай получил широкий общественный резонанс, дошёл до Москвы, что привело к повышенному вниманию к делу со стороны властей и в итоге обернулось полным оправданием госинспектора.

Но давайте разберем все по порядку.

Дело Сергея Красикова

Спустя время одного из работавших в ту ночь госинспекторов – Сергея Красикова , пострадавшего от наезда автомобиля браконьеров и получившего перелом руки и сотрясение, задержанные обвинили в превышении полномочий и применении насилия. На Красикова завели уголовное дело на основании этих показаний.

На ситуацию, которую предали огласке все неравнодушные, отреагировал Юрий Трутнев, полпред президента в ДФО, министр природы Александр Козлов, подключились депутаты, природоохранные организации, СМИ. Было написано обращение к Бастрыкину . И вот, накануне майских праздников пришла долгожданная новость о том, что в действиях Красикова не нашли состава преступления, и дело на него было закрыто. Чем закончится история самих браконьеров, пока не ясно, свежих сведений об их уголовном деле пока не поступало.

В связи с этой историей у многих возник вопрос – а что все-таки вправе делать государственные инспекторы в области окружающей среды ? Какие у них полномочия? По своему опыту (полгода довелось поработать госинспектором на кордоне ) знаю, что люди часто недооценивают права и возможности госинспекторов – даже те, кто напрямую связан с туризмом и работает в этой сфере.

Что вправе делать госинспектор

На федеральных и региональных ООПТ, которыми управляют государственные учреждения, надзор осуществляется должностными лицами этих учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды .

О том, кто такой госинспектор в заповеднике и чем он занимается, кроме борьбы с браконьерством, я уже писала отдельную статью >> читать

Так, раздел IX полностью посвящен организации охраны ООПТ , а в статье 34 прописаны права должностных лиц. Во-первых, они имеют право: запрашивать документы как у граждан, так и у юридических лиц, беспрепятственно передвигаться по территории и объектам ООПТ, проводить обследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю, выдавать предписания об устранении нарушений и предотвращении вреда, составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере ООПТ, рассматривать дела об этих правонарушениях, принимать меры их по предотвращению, направлять в органы соответствующие материалы, предъявлять иски.

Во-вторых, отдельный пункт прописывает дополнительные права именно госинспекторов. Они могут:

1. запрашивать у граждан разрешение на посещение ООПТ, а у юридических лиц и ИП – право на осуществление какой-либо деятельности в прилегающих охранных зонах;

2. задерживать нарушителей режима охраны и доставлять их в правоохранительные органы, осуществлять досмотр транспортных средств и личных вещей (досмотр вещей производится в присутствии двух понятых или с использованием видеозаписи);

3. изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;

4. применять спецсредства (при исполнении): наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак;

5. хранить, носить и применять огнестрельное оружие (служебное, разрешенное в качестве служебного гражданское или охотничье). Также инспекторы обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.

Кроме того, при исполнении служебных обязанностей инспекторы пользуются теми же правами, что и лесной надзор, охотничий надзор и надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Вот, например, некоторые права лесной охраны , закрепленные в Лесном кодексе: должностные лица могут осуществлять досмотр транспортных средств, задерживать в лесах нарушителей лесного законодательства и доставлять в органы, изымать орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

Применение огнестрельного оружия

Стоит отменить, что хранение, ношение и применение служебного оружия - это право, а не обязанность, и не все госинспекторы его имеют. Цели, в которых госинспекторы могут использовать оружие, закреплены Постановлением Правительства от 13.12.2019, а именно:

1. для отражения нападения, угрожающего жизни или здоровью (своих, членов семьи и граждан, оказывающих помощь), а также для пресечения попытки завладеть этим оружием;

2. для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление либо отказывающихся выполнить законные требования должностного лица о сдаче оружия;

3. для отражения вооруженного или группового нападения на служебные, жилые и иные помещения, транспортные средства должностных лиц, когда по-другому отразить нападение невозможно;

4. для остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает опасность для жизни или здоровья должностных лиц и не подчиняется неоднократным требованиям остановиться;

5. для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем выстрела вверх.

Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении и предупредительный выстрел, кроме случаев, когда промедление создает опасность для жизни или может привести к другим тяжким последствиям.

При применении оружия госинспекторы обязаны стремиться к тому, чтобы вред был минимальным, должны обеспечить первую помощь и предоставить медицинскую помощь пострадавшим в возможно короткий срок. О каждом случае применения оружия необходимо сообщать в соответствующие органы.

Думаю, даже люди, далекие от Байкала и заповедной системы, слышали имя Сергея Красикова и вкратце знакомы с его историей . А история, на самом деле, не уникальна. Такое случается в наших особо охраняемых природных территориях довольно часто и повсеместно, особенно в богатых промысловых регионах, но именно этот случай получил широкий общественный резонанс, дошёл до Москвы, что привело к повышенному вниманию к делу со стороны властей и в итоге обернулось полным оправданием госинспектора.

Но давайте разберем все по порядку.

Дело Сергея Красикова

Спустя время одного из работавших в ту ночь госинспекторов – Сергея Красикова , пострадавшего от наезда автомобиля браконьеров и получившего перелом руки и сотрясение, задержанные обвинили в превышении полномочий и применении насилия. На Красикова завели уголовное дело на основании этих показаний.

На ситуацию, которую предали огласке все неравнодушные, отреагировал Юрий Трутнев, полпред президента в ДФО, министр природы Александр Козлов, подключились депутаты, природоохранные организации, СМИ. Было написано обращение к Бастрыкину . И вот, накануне майских праздников пришла долгожданная новость о том, что в действиях Красикова не нашли состава преступления, и дело на него было закрыто. Чем закончится история самих браконьеров, пока не ясно, свежих сведений об их уголовном деле пока не поступало.

В связи с этой историей у многих возник вопрос – а что все-таки вправе делать государственные инспекторы в области окружающей среды ? Какие у них полномочия? По своему опыту (полгода довелось поработать госинспектором на кордоне ) знаю, что люди часто недооценивают права и возможности госинспекторов – даже те, кто напрямую связан с туризмом и работает в этой сфере.

Что вправе делать госинспектор

На федеральных и региональных ООПТ, которыми управляют государственные учреждения, надзор осуществляется должностными лицами этих учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды .

О том, кто такой госинспектор в заповеднике и чем он занимается, кроме борьбы с браконьерством, я уже писала отдельную статью >> читать

Так, раздел IX полностью посвящен организации охраны ООПТ , а в статье 34 прописаны права должностных лиц. Во-первых, они имеют право: запрашивать документы как у граждан, так и у юридических лиц, беспрепятственно передвигаться по территории и объектам ООПТ, проводить обследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю, выдавать предписания об устранении нарушений и предотвращении вреда, составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере ООПТ, рассматривать дела об этих правонарушениях, принимать меры их по предотвращению, направлять в органы соответствующие материалы, предъявлять иски.

Во-вторых, отдельный пункт прописывает дополнительные права именно госинспекторов. Они могут:

1. запрашивать у граждан разрешение на посещение ООПТ, а у юридических лиц и ИП – право на осуществление какой-либо деятельности в прилегающих охранных зонах;

2. задерживать нарушителей режима охраны и доставлять их в правоохранительные органы, осуществлять досмотр транспортных средств и личных вещей (досмотр вещей производится в присутствии двух понятых или с использованием видеозаписи);

3. изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;

4. применять спецсредства (при исполнении): наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак;

5. хранить, носить и применять огнестрельное оружие (служебное, разрешенное в качестве служебного гражданское или охотничье). Также инспекторы обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.

Кроме того, при исполнении служебных обязанностей инспекторы пользуются теми же правами, что и лесной надзор, охотничий надзор и надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Вот, например, некоторые права лесной охраны , закрепленные в Лесном кодексе: должностные лица могут осуществлять досмотр транспортных средств, задерживать в лесах нарушителей лесного законодательства и доставлять в органы, изымать орудия совершения правонарушений, транспортные средства и соответствующие документы.

Применение огнестрельного оружия

Стоит отменить, что хранение, ношение и применение служебного оружия - это право, а не обязанность, и не все госинспекторы его имеют. Цели, в которых госинспекторы могут использовать оружие, закреплены Постановлением Правительства от 13.12.2019, а именно:

1. для отражения нападения, угрожающего жизни или здоровью (своих, членов семьи и граждан, оказывающих помощь), а также для пресечения попытки завладеть этим оружием;

2. для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление либо отказывающихся выполнить законные требования должностного лица о сдаче оружия;

3. для отражения вооруженного или группового нападения на служебные, жилые и иные помещения, транспортные средства должностных лиц, когда по-другому отразить нападение невозможно;

4. для остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает опасность для жизни или здоровья должностных лиц и не подчиняется неоднократным требованиям остановиться;

5. для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем выстрела вверх.

Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении и предупредительный выстрел, кроме случаев, когда промедление создает опасность для жизни или может привести к другим тяжким последствиям.

При применении оружия госинспекторы обязаны стремиться к тому, чтобы вред был минимальным, должны обеспечить первую помощь и предоставить медицинскую помощь пострадавшим в возможно короткий срок. О каждом случае применения оружия необходимо сообщать в соответствующие органы.

1. Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 8.5.2, статьями 8.24 - 8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частями 1 и 3 статьи 8.28 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 8.32.1, статьями 8.32.3, 8.45.1 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 19.7.14 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители;

4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.

Комментарии к ст. 23.24 КОАП РФ

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"

Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Добробаба М.Б. Капитанец Ю.В. Капитанец М.Э. Мильшина И.В. Мошкина Н.А. Плещева М.В. Челпаченко О.А.

Комментируемая ст. 23.24 КоАП РФ посвящена органам, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ в сфере осуществления государственного лесного надзора (лесной охраны) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации в том числе следующие полномочия:

а) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 36 и 37 ст. 81 Лесного кодекса РФ;

б) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Его статус определен Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (вместе с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства).

Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Порядок осуществления государственного лесного надзора (лесной охраны) определен Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394. Согласно данному Положению должностные лица Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), одновременно по должности являются:

а) руководители Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главными государственными лесными инспекторами Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

б) заместители руководителей Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и начальники управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - заместителями главных государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

в) заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов управлений Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - старшими государственными лесными инспекторами Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

г) федеральные государственные гражданские служащие (за исключением должностей, указанных в предыдущем абзаце и старшей групп должностей категории "специалисты" Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования), ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - заместителями старших государственных лесных инспекторов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

д) руководители территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главными государственными лесными инспекторами в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

е) заместители руководителей территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - заместителями главных государственных лесных инспекторов в субъектах Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

ж) начальники отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - старшими государственными лесными инспекторами в установленной сфере деятельности;

з) заместители начальников отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - заместителями старших государственных лесных инспекторов в установленной сфере деятельности;

и) федеральные государственные гражданские служащие (за исключением должностей, указанных в двух предыдущих абзацах и старшей групп должностей категории "специалисты" отделов территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования), ведающие вопросами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), - государственными лесными инспекторами в установленной сфере деятельности.

Перечень должностных лиц, которые осуществляют федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2013 N 366.

Задайте вопрос юристу:

В этой статье мы постараемся разобраться, что же такое федеральный государственный пожарный надзор (ГПН), какие задачи он решает и какими нормативными правовыми актами руководствуется в своей деятельности.

В соответствии со статьей 1 ФЗ № 248 под государственным контролем (надзором) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Статьей 6 ФЗ № 69 установлено, что предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Федеральный государственный пожарный надзор осуществляют органы государственного пожарного надзора, находящиеся в ведении МЧС России. При этом на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, государственный пожарный надзор осуществляется подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290, деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.

Органы ГПН в рамках своей компетенции наделены следующими полномочиями:

обеспечивать учет объектов надзора, организовывать и проводить контрольные (надзорные) мероприятия, принимать соответствующие решения;

осуществлять официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

рассматривать обращения и жалобы контролируемых лиц по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

осуществлять профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности;

рассматривать в установленном порядке жалобы на решения, действия (бездействие) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц;

участвовать в проверках объектов надзора, проводимых органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", давать пояснения и представлять информацию в рамках своей компетенции, готовить мотивированные предложения о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры, а также получать для ознакомления документы, сведения и материалы, касающиеся предмета соответствующей проверки, организованной органом прокуратуры;

Должностными лицами государственного пожарного надзора могут осуществляться следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а также следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

Читайте также: