Традиции каких писателей наследует булгаков

Обновлено: 02.07.2024


Кто же он – Михаил Афанасьевич Булгаков? Что ценил в жизни? С кем дружил и каких людей уважал? О чём писал?

2. На протяжении уже двух тысячелетий Новый Завет оказывается источником вдохновения для многих великих писателей и художников. Новый Завет даёт возможность обратиться к вечным вопросам жизни: Что есть истина? Что есть добро? Что есть зло? В чём смысл человеческой жизни? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии?










Оригинальна, как и жанр, композиция: роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбах Мастера и Понтия Пилата) противопоставлены друг другу и в то же время образуют единство.



Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственной временной форме – в Вечности.

Евангельские главы, действие которых происходит в течение одного дня, переносят нас почти на 2 тысячи лет назад. История Понтия Пилата и Иешуа даётся с нескольких точек зрения.

  • Что есть истина?
  • Что такое добро и зло?
  • Человек и его вера.
  • Человек и власть.
  • В чём смысл человеческой жизни? Внутренняя свобода и несвобода человека.
  • Верность и предательство.
  • Милосердие и всепрощение.

1) М.А.Булгаков не пересказывает, не переосмысливает евангельский сюжет, более того, ведёт резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе Иешуа изображён не сын Божий, но сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.

2) Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека (не только наделённого властью, но и любого другого) за происходящее вокруг.


3) Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок - трусость, боязнь из соображений карьеры, стремления сохранить привычный удобный образ жизни поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Главная героиня романа, возлюбленная Мастера. Красивая москвичка. Очень сильная и мужественная женщина. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого вовсе не любит, детей у них нет. Состоятельна, обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет Мастером, исполняет роль королевы и хозяйки бала сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его последнего приюта.

Образ этот воспринимается весьма неоднозначно. Маргарита - ведьма, Маргарита вступает в сговор с нечистой силой. Маргарита, мстя за Мастера, разносит в пух и прах квартиру злополучного критика Латунского, Маргарита, обнажённая, принимает чудовищных гостей Воланда на балу у сатаны. И в то же время нет ни малейших сомнений, что Маргарита для Булгакова - то же, что Татьяна для Пушкина - это его любимейший женский образ, его женский идеал.

Маргарита - идеал женщины прежде всего потому, что она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Она бросает своего мужа, но только тогда, когда понимает, что нужна Мастеру, что он пропадёт без неё. Она вступает в сговор с сатаной, но это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь. И потому она нравственно неуязвима Маргарита, попав в чудовищную компанию растлителей, висельников, отравителей, мерзавцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она старается понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое — своего Мастера, но не замкнулась в своём горе: она видит горе другого человека и активно сочувствует ему.

Когда приходит долгожданный миг и Воланд спрашивает Маргариту о награде, она сначала не просит ни о чём - она гордая, она только благодарит Воланда. Затем она уже готова произнести заветные слова, но тут ей вспомнилась Фрида. И она просит за Фриду. «Она попросила за Фриду вопреки всем возможным соображениям, просто потому, что не могла иначе. Фрида для неё - несчастный, страдающий человек, страданием своим искупивший свою страшную вину. Её нужно простить, и Маргарита готова пожертвовать всем самым для себя дорогим, чтобы её простили.


Мастер — москвич, по профессии бывший историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков. Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он смог посвятить всё написанию романа.

МАССОЛИТ. Это придуманное М.Булгаковым слово построено по той же модели, как и реальные ВАПП или МАПП (Всесоюзная и Московская ассоциация пролетарских писателей)

Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный, наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилате и наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читать просто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман он вкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, за исключением одной лишь Маргариты, что он вызывает почему-то лишь озлобление и нападки критиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл.


Мастер устал не от чего-то определённого, а от всей своей жизни. Никто не устаёт от удач и побед, устают от поражений, от напрасно затраченных усилий. В обществе, где востребованы были латунские-берлиозы, естественным образом невостребованным оказался Мастер. Везде он натыкается на глухую стену, и в конце концов у него пропадает желание жить.

Прочитайте эпиграф к роману. Из какого произведения взяты эти слова? С каким героем эти слова связаны?

Какие сатирические приёмы использует писатель для создания комических ситуаций и сатирических портретов москвичей?

Наконец, кто виноват (нечистая ли?), что клиника Стравинского (фактически психиатричекая больница) так быстро заполняется управдомами, бухгалтерами, деятелями искусства?



Наушник и шпион, он и к Воланду напросился в гости с целью подсмотреть и подслушать. За что и был наказан, как Иуда в романе Мастера. В глазах Булгакова, доносительство, предательство – смертный грех.

Искушение, совращение. Булгаковский Воланд попал в странную ситуацию: ему не пришлось никого искушать. Работа по совращению душ уже сделана другими, и Воланду остаётся только выносить приговоры.


Читайте также: