Традиции и ценности правовой культуры как горизонт юридического толкования
Обновлено: 02.07.2024
Право как система общеобязательных норм, регулирующих отношения людей в обществе, возникло с образованием древних цивилизаций, в 4-3 тысячелетии до н.э. Оно формировалось в русле общей духовной культуры, развивалось и изменялось вместе с ней. Под правовой культурой понимают состояние всех социальных явлений, связанных с функционированием права.
Значение термина
Правовая культура – сложное, многоаспектное понятие, охватывающее правовые традиции и ценности, принятые в обществе. Оно включает в себя:
• место и роль права, состояние законности, правопорядка;
• обеспечение государством реализации и охраны прав и свобод человека;
• степень развития законодательной и правоохранительной сфер;
• совокупность юридических знаний человека и умение их использовать, его отношение к закону и правовому поведению;
• нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление, систему правовых ценностей, идей и убеждений;
• систему норм и правоотношений;
• качество работы правовых учреждений, профессиональных юристов, органов правосудия.
Элементы правовой культуры, определяющие отношение к праву:
• знание;
• восприятие и оценка;
• осознание необходимости его соблюдать;
• правовая активность.
Структуру правовой культуры формируют:
• правовые идеи;
• правовые нормы;
• правовые поступки;
• учреждения и институты, закрепляющие результат правовой деятельности.
Существует 3 уровня правовой культуры:
1. Обыденный – проявляется в обычной жизни людей через реализацию прав и соблюдение обязанностей. Характеризуется поверхностным пониманием правовых явлений.
2. Профессиональный – принадлежит практикующим юристам, обладающим широкими познаниями в области права и правового поведения.
3. Доктринальный – это научный уровень, формируемый коллективными усилиями ученых-теоретиков. При их непосредственном участии совершенствуется законодательство, подготавливаются профессиональные юридические кадры.
Виды правовой культуры различаются в зависимости от того, кто является ее носителем. Таковыми являются:
• отдельная личность;
• социальная группа;
• общество.
Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, уважении к закону, соблюдении правовых норм, понимании своей юридической и социальной ответственности. Она определяет его правовую деятельность и социализацию.
Правовая культура группы – свойственна определенной общности, обусловлена ее правовыми ценностями, ориентирами. Она свойственна группе юристов-профессионалов, неформальным объединениям молодежи.
Правовая культура общества характеризуется качественным состоянием правовой действительности и правового сознания. Она включает в себя действующие юридические нормы, судебную практику и законотворчество, обусловлена социально-правовой активностью всех субъектов права.
Главным проявлением правовой культуры общества и его субъектов является восприятие права как высшей ценности общественной жизни, потребность действовать в строгом соответствии с ним. Правовая культура вытекает из правосознания – знания и понимания права в обществе.
Правовая культура и правосознание
Правосознание – это форма общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни, оценку путей их реализации. Оно взаимодействует с моралью, нравственностью, философией, отражает национальные, религиозные, экономические, бытовые особенности общества.
В структуре правосознания принято выделять правовую психологию и правовую идеологию. Правовая психология – отношение к праву на эмоциональном уровне: страх перед наказанием, неприятие правонарушения, протест против беззакония. Компонентами правовой психологии являются:
• знание законов;
• соблюдение обычаев, традиций;
• выбор варианта поведения;
• самостоятельная правовая оценка своих поступков.
Функции правосознания:
• познавательно-оценочная – изучение и познание права, оценка правовых институтов, норм;
• прогностическая – разработка концепций будущих правовых актов в соответствии с потребностями общества;
• регулятивная – исполнение законов осуществляется благодаря сознательной волевой деятельности людей: чем выше уровень правосознания, тем точнее и последовательнее осуществляются нормы права;
• идейно-воспитательная – формирование внутренней потребности в соблюдении правовых норм, уважения к закону.
Правовая культура тесно связана с правосознанием, является его выражением, реализацией, показателем его состояния. Если правосознание – это отношение к праву, законности, правосудию, то правовая культура включает в себя еще и юридически значимую деятельность: создание законов, их применение, правовое поведение должностных лиц, организаций и граждан. Правовая культура и правосознание могут быть:
• индивидуальными – их носителем является один человек;
• коллективными – характеризующими определенную социальную группу;
• общественными – принятыми в данном обществе.
Правовая культура это не только знание и понимание права, сформировавшаяся правовая идеология и психология, но и действия в соответствии с ними. Правовая культура – более широкое понятие, чем правосознание, поэтому количество выполняемых ею функций тоже больше. К перечисленным выше функциям правосознания добавляются:
• правопреобразовательная – проведение правовых реформ, изменение правовой политики и идеологии, совершенствование юридической практики;
• охранительная – обеспечение общественной и личной безопасности, укрепление законности и правопорядка;
• правосоциализаторская – формирование у людей уважения к закону, понимания ценности правомерного поведения и правовой активности;
• коммуникативная – передача юридической информации и социально-правового опыта другим людям;
• транслирующая – передача представлений о праве, моделей юридически значимого поведения последующим поколениям.
Антиподами правовой культуры являются различные проявления деформации правосознания:
• правовой нигилизм – отрицательное отношение к закону и правовым формам организации общественных отношений;
• правовой инфантилизм – недостаточность правовых знаний и отсутствие критического правового мышления;
• правовой дилетантизм – вольное обращение с правом, небрежное отношение к юридическим ценностям;
• правовой фетишизм (идеализм) – преувеличение роли права в общественной жизни, значения юридических средств в реализации социально-экономических, политических и иных задач;
• перерождение правосознания – полное отрицание законности, когда нормой становится насилие, произвол, циничное нарушение правовых норм.
Для создания здоровой правовой обстановки в обществе важно не допускать распространения таких явлений. Главным средством формирования зрелого массового правосознания и правовой культуры является правовое воспитание.
Правовое воспитание
Правовая культура личности зависит от ее правовой информированности и образованности. Высокий уровень массового правосознания, правовая активность отдельных граждан являются залогом верховенства права в обществе. Воспитание правосознания и правовой культуры служит профилактике преступлений и борьбе с преступностью, поэтому становится одной из важнейших государственных задач.
Правовое воспитание – это систематическое целенаправленное воздействие на сознание членов общества с целью воспитания уважения к праву и привычки соблюдать закон. Оно состоит из:
• обучения – усвоения и накопления знаний принципов и норм права, умений их использовать, соблюдать обязанности;
• правового информирования и просвещения – передачи сведений и распространения знаний о праве среди населения,
• пропаганды – распространения правовых идей в обществе;
• самовоспитания – формирования каждым человеком внутренней потребности жить и работать в правовом поле, анализа своих поступков;
• юридической практики – уровня и качества работы правоохранительных органов, адвокатов, прокуроров, справедливости судебных решений.
Эти меры направлены на формирование уважения к закону, преодоление правового нигилизма, внедрение в общественное сознание идеи соблюдения правовых норм и исполнения законных обязанностей.
Заключение
Правовая культура – это часть общей культуры общества и человека, включает в себя все положительные достижения юридической науки и практики. Она отражает уровень правовой цивилизованности общества, состояние правосознания, является необходимым условием существования правового, демократического государства.
Читайте также: