У кого права на моцарта

Обновлено: 04.07.2024

За этим тянется шлейф из 150 диагнозов его болезни и гипотез на тему, кто его отравил: Сальери, масоны, любовник его жены или муж его любовницы.

Но даже если убрать все мифы и домыслы жёлтой литературы, окружающие Реквием, останется совершенно удивительная история этого сочинения, подтверждающая правило, что действительность всегда интереснее, чем любой вымысел.

Реквием - это не только музыка. Это один из мифов человеческой культуры.

Реквием как судьба

История Реквиема началась в тот день, когда у одного знатного венца и меломана графа фон Вальзегга умерла юная жена. Ей было всего двадцать лет, и безутешный вдовец заказал в её честь роскошное надгробие лучшим венским скульпторам и поминальную мессу, чтобы отмечать этой музыкой каждую годовщину её смерти. Его выбор пал на Моцарта.

Летом 1791 года посыльный от графа принёс композитору письмо с условиями этой сделки и аванс. Это было вполне обычное деловое письмо (оно долгое время хранилось у вдовы Моцарта Констанции, а потом куда-то исчезло) с условием приобретения всех прав на реквием и анонимности заказчика.

Моцарт в это время работал параллельно над несколькими сочинениями, к тому же больших заупокойных месс он никогда не писал. Однако отказываться он не стал: по причине больших долгов этот заказ не был для него лишним.

На тот момент он был ещё вполне здоров и энергичен, как всегда. Мистическая сторона этого заказа открылась для него позднее, через несколько месяцев, когда он внезапно заболел. Так сошлось, что в последние две недели своей жизни, когда ему становилось всё хуже и хуже, он остался один на один с заупокойной мессой.

Не надо быть мистиком и фаталистом (а Моцарт был склонен и к тому, и к другому), чтобы прочесть в таком совпадении особый знак судьбы.

В истории музыки бывали случаи, когда композиторы сочиняли заупокойную мессу на собственную смерть. Так поступили, например, Антонио Сальери (Реквием до минор) и Луиджи Керубини (Реквием ре минор). Это что-то вроде того, как деревенский плотник делает самому себе с чувством и толком отличный гроб и хранит его на чердаке. Оба этих композитора сочиняли свои реквиемы "впрок" и прожили ещё долго, прежде, чем они им пригодились.

Ещё один венский композитор Флориан Гассман (учитель и покровитель Сальери) очень долго болел, и тоже начал писать реквием себе самому. Он не успел его закончить.

Но в случае Моцарта это было какое-то случайное и удивительное совпадение всех обстоятельств. Реквием как будто провёл черту между его жизнью и смертью.

Распухший, обездвиженный, в "смертной" рубашке с разрезом на спине, он ещё держал в руках тетрадку с Реквиемом за одиннадцать часов до смерти. Моцарт знал, что умирает и, конечно, он не мог не думать о том, что пишет музыкальную эпитафию самому себе.

Зная всё это, невозможно слушать эту музыку так же, как любую другую.

Реквием как двойной подлог

Как известно, Моцарт оставил только наброски Реквиема. Человека, который из этих эскизов создал законченное, готовое к исполнению сочинение, звали Франц Зюсмайер.

Франц Зюсмайер был венским композитором, приятелем, переписчиком и учеником Моцарта, которому, по его словам, тот перед смертью дал указания относительно Реквиема.

Задачу дописать Реквием поставила перед ним вдова Моцарта Констанция.

На самом деле речь шла не о "технических деталях". Зюсмайеру пришлось не только закончить наброски восьми частей (Моцарт написал почти полностью лишь две ), но и написать с нуля ещё три.

По просьбе вдовы Зюсмайер сделал свою работу в условиях полной конфиденциальности. Учитывая цель его работы, он, фактически, совершил подлог: имитировал стиль Моцарта, его почерк и даже подпись своего учителя на первой странице подделал.

По этой причине Зюсмайер никогда не афишировал своё участие в реконструкции Реквиема. Но когда его об этом спросили - немецкое издательство "Брейткопф и Гертель" уточняло вопросы авторства перед первой публикацией Реквиема - он честно рассказал о своей работе. Это произошло спустя девять лет после смерти Моцарта.

Предприимчивость Констанции на грани закона имела свои оправдания: у неё на руках было двое маленьких детей и ни копейки денег. Поэтому, успешно выйдя из сложной ситуации с заказчиком Реквиема, она тут же стала нарушать свои обязательства снова и снова. Сделав себе копии нотного текста, она тайно продала одну королю Пруссии Фридриху Вильгельму II, а потом решила уступить за хорошее вознаграждение права на рукопись (которых у неё не было) сразу двум издательствам. Не говоря уже о том, что Реквием неоднократно исполнялся по её инициативе или с её ведома.

Когда обманутый граф Вальзегг узнал из газет, что готовится публикация Реквиема, он, наконец, заявил протест, и Констанции пришлось разбираться с ним в присутствиии юристов.

Вольфганг Амадей Моцарт — самая мифологизированная личность в исто­рии музыки. Большего количества слухов, легенд, детективных историй и вымыслов не породила ни одна биография.

Некоторые слухи появились еще при жизни Моцарта благодаря его род­ствен­никам, друзьям и знакомым. А некоторые гораздо позже — в эпоху романтизма, то есть в начале XIX века: романтиков вдохновляло как твор­чество Моцарта, в особенности сюжет о Дон Жуане, так и его ранняя смерть. Объясняем, откуда взялись разные легенды о великом композиторе.

Легенда 1. Моцарт был вундеркиндом, начал играть и писать музыку в четыре года

Вердикт: это почти правда.


Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году. Картина Генриха Лоссова. 1864 год Stadtmuseum, Linz

Первые дошедшие до нас автографы То есть сочинения, написанные рукой самого автора. Моцарта относятся к 1764 году — их автору тогда было также восемь лет. До этого импровизации, а затем и композиции ребенка записывал отец. Судя по его скрупулезным заметкам, Моцарт завершил самую раннюю импровизацию в пять лет, в апреле 1761 года. Менее чем через год он написал свою первую пьесу — Аллегро для клавира фа-мажор. Из числа мировых классиков только Сергей Прокофьев приступил к искусству композиции в столь же раннем возрасте.

Легенда 2. Моцарта насильно заставляли заниматься музыкой

Вердикт: это неправда.


Детство Моцарта. Картина Эбенизера Кроуфорда. 1873 год Jersey Museum and Art Gallery

Легенда 3. Моцарт сразу стал ребенком-звездой и выступал по всей Европе

Вердикт: это правда.


Семья Моцарт дает гастроли в Париже. Акварель Кармонтеля. 1763 год Musée Condé

Леопольд Моцарт был отцом двух вундеркиндов: Наннерль Наннерль — домашнее прозвище старшей сестры Вольфганга, а полное имя — Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт. , старшая сестра Вольфганга, тоже росла многообещающей исполнительницей. Их первые гастроли начались уже в январе 1762 года, когда младшему Моцарту испол­нилось шесть лет, а его сестре было десять. Хотя Мюнхен, куда они отпра­вились, находит­ся недалеко от Зальцбурга, все же это были настоящие гастроли. При дворе курфюрста Курфюрст — в Германии избирательный князь, облеченный правом избирать на вакантный императорский престол. Баварии Максимилиана III Иосифа они провели три неде­ли.

Вместе с сестрой Вольфганг объездил все музыкальные столицы Европы. Уже через полгода после мюнхенского триумфа отец с детьми отправился в Вену. На одной из остановок они дали первый в своей жизни публичный концерт, а в Вене их ожидала целая серия выступлений: и при дворе Марии Терезии, и в аристократических салонах, и в домах иностранных послов. Тогда же они получили предложение выступить в Версале. В начале лета 1763 года семья в полном составе отправилась на три года в тур­не по Европе: Мюнхен, Аугсбург, Ульм, Людвигсбург, Брухзаль, Мангейм, Швет­цинген, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Бонн, Кёльн, Ахен, Брюссель и, нако­нец, Париж и Версаль. Это лишь те города, в которых они давали концерты. Главной целью путешествия был прием у Людовика XV в Версале. А следующей целью стал Лондон. Георг III был настолько восхищен выступле­нием, что пожелал снова услышать вундеркиндов на торжествах по случаю очередной годовщины своего вступления на престол.

После почти годового пребывания в Англии странствия продолжились: Кентер­бери, Кале, Лилль, Гент, Антверпен, Гаага, Амстердам, Утрехт, Антверпен. Снова Брюссель, Париж, Версаль, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Донауэшинген и вот, наконец, опять Мюнхен и Зальцбург. Вольфгангерль возвратился домой известным музыкантом, выступавшим перед королями. В преддверии его четырнадцатилетия семья едет в Италию. Второе и третье итальянские путешествия, в которые в 1771 и 1772 годах отправилась только мужская часть семьи Моцарт, были триумфальными. Европа была покорена, а с нею — весь музы­каль­ный мир.

Легенда 4. Моцарт с детства пользовался покровительством королей

Вердикт: это правда.


Юный Моцарт. Картина Аугуста Фридриха Кнопа. 1919 год Düsseldorfer Auktionshaus

Во время европейских гастролей Моцарт познакомился с дворцовой жизнью, а позже венский двор станет местом его работы. Вершиной придворной карье­ры композитора можно считать аудиенцию у папы римского Климента XIV в Ватикане. Моцарту было 14 лет, а папа уже посвятил его в кавалеры ордена Золотой шпоры Орден Золотой шпоры — награда, прису­ждав­шаяся папой римским за заслуги перед католической верой или иные деяния во славу Церкви. .

— Слишком много нот, мой дорогой Моцарт.
— Ровно столько, сколько нужно, Ваше Величество Цит. по: Стендаль. Жизнь Моцарта. Стендаль. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 8. М., 1959. .

Легенда 5. Моцарт считался гением, поэтому много зарабатывал

Вердикт: это правда.


Портрет Вольфганга Амадея Моцарта в возрасте 13 лет в Вероне. Картина художника Веронской школы, предположительно Джамбеттино Чиньяроли. 1770 год Christie’s

Подобно большинству музыкантов того времени, Моцарт зарабатывал не только выступлениями и театральными представлениями, но и уроками — по 3–4 занятия ежедневно. Количество учеников из богатых, желательно аристократических семей было мерилом успеха в музыкальной среде Частные уроки давали Гайдн, Бетховен, Шопен, Лист и многие другие знаменитые композиторы. .

В 30 лет Моцарт жил в Вене уже с семьей и получал постоянное годовое жалованье как придворный камерный музыкант при венском дворе. От него требовалось только обеспечивать музыкальное оформление балов — это была скорее почетная должность, чем тяжелая работа. Австрийский император Иосиф II заказал ему оперу, а король Пруссии Фридрих Вильгельм II — шесть струнных квартетов.

Музыканты Петр Айду и Григорий Кротенко и искусствовед Константин Дудаков-Кашуро — о том, что мешает нам наслаждаться классической музыкой и что нужно знать, чтобы ее полюбить

Легенда 6. Но деньгами распоряжаться не умел и жил очень бедно

Вердикт: отчасти это правда.

Крайняя бедность композитора — это миф. Его создала Констанца Моцарт, после смерти мужа просившая помощи у его влиятельных знакомых. Долги удалось погасить довольно быстро, а значит, их было не очень много.

Впрочем, деньгами Моцарт действительно распоряжался не слишком умело, хотя постоянно пытался убедить отца в обратном. Все заработанное он тратил на съем дорогостоящего жилья в центре Вены, на содержание слуг и собствен­ной упряжки, на гостей, на одежду для себя и любимой жены, на регулярный уход за внешностью, соответствующий требованиям двора. Свадьбу он сыграл в главном венском соборе — Святого Стефана. В последние годы жизни компо­зитора Констанца посещала дорогой курорт, что составило отдельную статью расходов. Сложно сказать, было ли лечение необходимостью или такой же данью моде, как дорогие наряды.

Моцарт не мог контролировать не только свои расходы, но и доходы. Он явно недосчитался авторских гонораров от многих театров, ставивших его оперы. Авторское право тогда соблюдалось неаккуратно, а отслеживать должников Моцарт не любил и не умел. Он любил и умел сочинять и исполнять музыку — и тратил на это все свое время. В последние четыре года жизни его материаль­ное положение ухудшилось. Но не по вине самого Моцарта: Австрия вступила в войну, что повлекло за собой экономический кризис. Меценаты стали менее щедрыми, а дожить до лучших времен композитору не довелось.

Легенда 7. Моцарт воровал чужие идеи

Вердикт: это неправда.

Оригинальность стала считаться главным достоинством музыки уже после смерти Моцарта: девизом романтического века была идея изобретения музыкального материала. А в современной Моцарту культуре еще не сформи­ровались представления о своих и чужих идеях, о плагиате. В основе творчества была работа по образцам — такой моделью мог быть жанр, стиль и даже сочи­ненная музыкальная тема. Поэтому исторический стиль этой эпохи сейчас более узнаваем, чем индивидуальные стили отдельных авторов.

Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя

Моцарт работал с огромным количеством услышанного и сыгранного, заимствование было для него диалогом с другими композиторами и другими сочинениями. Сейчас мы не всегда считываем остроумие этого диалога. Многие важные для Моцарта авторы забыты, и его музыка стала символом, обобщившим всю эпоху.

Легенда 8. Моцарт коллекционировал парики

Вердикт: это скорее неправда.


Вольфганг Амадей Моцарт. Гравюра Эдуарда Манделя по рисунку Дорис Шток 1789 года Kulturhistorisches Museum Schloss Merseburg

В то время парики составляли неотъемлемую часть облика светского человека, хотя именно Моцарт надевал их в исключительных случаях, а на портретах часто изображен с тщательно уложенными собственными волосами. Об обре­ме­ни­тельных расходах на парикмахеров он упоминает вскользь в неко­торых письмах. Также сохранились воспоминания друзей о его фран­това­тости и любов­ное описание модных деталей одежды в его письмах, однако о страсти Моцарта к коллекционированию париков ничего не известно.

Легенда 9. У Моцарта было много женщин

Вердикт: это скорее неправда.


Вольфганг Амадей и Констанца Моцарт. Открытка Ханса Принца Bibliothèque nationale de France

Мы не можем достоверно судить об этом, потому что единственным источ­ником информации остаются письма Моцарта — в основном к отцу. Вольфганг Амадей писал Леопольду:

Впрочем, возможно, Моцарт не был полностью честен с отцом, зная о его строгих религиозных и нравственных принципах. До отъезда из Зальцбурга он находился под неусыпным родительским наблюдением и, вырвавшись опеки, немедленно влюбился.

Констанца, ставшая женой композитора, была родной сестрой Алоизии и тоже певицей. Биографы Моцарта в лучшем случае равнодушны к истории Констан­цы, поскольку, в отличие от сестры, она не сделала артистических успехов и никак не повлияла на творчество мужа. По всей видимости, в этом браке Моцарт был счастлив, невзирая на разные омрачающие обстоятельства, в пер­вую очередь смерть четырех детей.

Легенда 10. Моцарт любил неприличный юмор и вообще был не особо умен

Вердикт: первое правда, второе нет.

Моцарт прибегал к туалетному юмору даже в письмах, и письма эти по неосторожности адресата дошли до нас. Общаясь с кузиной, Моцарт не стеснялся в выражениях:

Комментаторы этих писем неоднократно указывали, что такого рода переписка была обычным делом для жителей Зальцбурга той эпохи. В подобном стиле переписывались и родители Моцарта.

Моцарт был совсем неглуп и прекрасно образован. Он говорил как минимум на трех европейских языках, на итальянском и немецком писал оперы, знал латынь и писал на ней духовные сочинения. Всю жизнь он общался в кругу самых образованных и умных людей своего времени. Знания и ум он про­явил в своем искусстве, в размышлениях о музыке и ее законах, которые дошли до нас благодаря его письмам.

Легенда 11. Моцарт был слепым. Или глухим

Вердикт: это неправда.


Ухо Моцарта и обычное ухо. Акварель Вольфганга Амадея Моцарта. Не позднее 1791 года Houghton Library, Harvard University

Его путают с потерявшим зрение Георгом Фридрихом Генделем и оглохшим Людвигом ван Бетховеном.

Вердикт: это полуправда.

Легенда 13. Моцарта отравил его главный враг — Сальери

Вердикт: это не доказано.

До сих пор множатся расследования этого случая — иногда научные, но чаще всего недобросовестные. Начало слухам было положено сразу после смерти Моцарта и не без участия его вдовы: якобы покойный композитор сам такое предполагал. В музыкантской среде Вены тоже обсуждалась такая версия и даже называли имя Сальери, так что ему пришлось клясться своим близким знакомым, что этого не было и быть не могло.

В пользу Сальери говорит то, что ему совершенно нечему было завидовать: его положение при дворе было куда прочнее, чем у Моцарта, он занимал более высокую должность, а успех его сочинений был давним и устойчивым. Ника­ких примет борьбы и интриг против Моцарта за ним не было замечено. Напро­тив, у Сальери была репутация достойного человека и исключительного педа­гога: его школу прошли сразу три гения — Бетховен, Шуберт и Лист. И ни од­ного из них он не пытался отравить. Что касается Моцарта, то, скорее всего, он умер от скоротечной почечной болезни.

Легенда 14. Отравленный Моцарт умер в нищете и безвестности

Вердикт: это неправда.

Этот миф возник из-за того, что Моцарта похоронили в общей могиле, но это не было связано с его финансовым положением. Согласно указу императора Иосифа II, похороны в отдельной могиле были привилегией лишь самых знатных семей. Остальных же хоронили по 5–6 человек, без гробов. Родствен­никам запрещалось сопровождать умершего на кладбище, воздвигать на моги­лах памятники и кресты. Таковы были представления императора об эконо­мии. Указ позже был отменен, но могила Моцарта к тому времени уже была потеряна. Зато музыка осталась.

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Вольфганг Амадей Моцарт с семьей

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.

Вольфганг Амадей Моцарт с сестрой

Вольфганг Амадей Моцарт с сестрой

Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.

Вольфганг Моцарт в детстве

Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Вольфганг Моцарт

Вольфганг Моцарт

К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).

Вольфганг Моцарт с женой

Вольфганг Моцарт и его жена

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.


Сейчас русская музыкальная школа – полноправная часть европейского и общемирового культурного достояния. Не все знают, что прорыв русских композиторов на Запад произошёл во многом благодаря их знаменитым европейским коллегам, которые знали и любили русскую музыку. И нередко приезжали в Россию.

Когда спустя пятьдесят лет после его смерти захотели отыскать могилу Моцарта, ни надписи, ни памятника, разумеется, не было. Найти её удалось практически чудом: жена друга композитора порою приходила на кладбище и брала с собой маленького сына. Вот он-то и вспомнил, где похоронен тот, кого признают величайшим музыкальным гением. А ведь всё могло сложиться иначе.


Музыкальные вкусы Потёмкина были не слишком-то тонки, но кураж у него присутствовал во всём. В качестве капельмейстера у Светлейшего работал друг Моцарта, композитор Джузеппе Сарти, который однажды написал ораторию для 300 певцов, колоколов и пушек. При исполнении оратории пушками командовал сам Потёмкин.

Можно предположить, что Моцарт с его тягой к экспериментам и чисто мальчишескому озорству проникся бы этой идеей и с удовольствием попробовал работать с таким необычным оркестром.

Попытка графа Разумовского призвать в Россию Моцарта закончилась, к сожалению, ничем. Но одной этой попыткой дело не ограничилось.

Молодой Бетховен был известен как виртуозный пианист. Он смело использовал педали, грохотал, менял регистры, уснащал свои произведения массивными гроздьями аккордов. Его сонаты отличались экспрессией, мрачностью и особой страстностью, сам он выделялся среди прочих музыкантов – да и вообще среди жителей Вены – неприятным и крайне замкнутым характером, ходил взлохмаченный, неопрятно одетый, мог позволить себе резкость, абсолютно не признавал никаких авторитетов.


Но с князем Разумовским неукротимый Бетховен отчего-то ведёт себя вполне мирно. Возможно, потому что князь, к тому времени уже немолодой, много повидавший и многое помнящий, для гордого композитора был не богачом-аристократом, а, скорее, человеком, которого удостаивали своей дружбой Гайдн и обожаемый Бетховеном Моцарт.

Бетховен посвящает своему русскому меценату три симфонических квартета, в основе которых ясно слышны народные русские мелодии. Откуда бы им взяться в творчестве человека, никогда не бывавшего в России? Разумеется – из богатейшей библиотеки графа Разумовского, где, например, был сборник русских песен с нотами.

В 1814/1815 году во время Венского конгресса граф Разумовский даёт блистательные балы, на которых присутствуют знатнейшие фамилии со всей Европы. Тогда же он представляет Людвига ван Бетховена царствующей чете российских монархов: Александру I и царице Елизавете Алексеевне. Императрица щедро наградила Бетховена за три скрипичные сонаты, посвящённые императору Александру, а также за полонез в свою честь.

Среди учеников Бетховена был чрезвычайно одаренный мальчик Карл Черни, со временем ставший одним из самых известных педагогов Вены. Но ещё большую славу стяжал чрезвычайно одарённый ученик Черни, со временем выросший в настоящего виртуоза – Франц, или по-венгерски Ференц, Лист. На дебютном публичном концерте юного пианиста присутствовал сам Бетховен. Он был настолько впечатлён блестящей импровизацией мальчика, что поцеловал его. Лист запомнил этот миг на всю жизнь.

Блистательный пианист и музыкальный просветитель, он объехал всю Европу, в том числе несколько раз посетил Россию, где его встречали с триумфом.

Концерты Листа вначале воспринимались как нечто неслыханное, почти дерзкое. Ведь, кроме фортепиано, на сцене не было ничего – ни оркестра, ни певцов. Более того, Лист категорически отказывался ограничиваться только фортепианными вещами. Он брал оркестровые сочинения, известнейшие произведения для скрипок, вокальные циклы – и дерзко исполнял их единолично, за целый оркестр, как будто фортепиано хватало для всей палитры звуков, предусмотренной композитором. И оказалось, что звучание рояля вполне способно выразить малейшие оттенки эмоций, это открытие сильно повлияло на русскую музыкальную школу.


Лист приезжал в Россию три раза, но в 1847 году внезапно прекратил выступления. Причины тому называют самые разные: и то, что публике был нужен виртуоз-клоун, а вовсе не истинный музыкант, и то, что исполнительство, несомненно, мешало композиторству, и в немалой степени – личные причины.

Ференц Лист влюбился в русскую аристократку – княгиню Каролину Витгенштейн. Дочь богатого польского помещика, девушка с глубоким внутренним миром, образованная и впечатлительная, она в 17 лет была отдана замуж за генерала Витгенштейна, но брак оказался крайне неудачным.

Лист покинул Россию, а вскоре вслед за ним уехала и Каролина. Они поселились в Веймаре, где музыкант создал множество произведений, в том числе на темы украинского и русского фольклора.

В России второй половины XIX в. Роберт Шуман был одним из самых почитаемых и обожаемых композиторов. Его популярность была огромной – Шумана исполняли повсеместно, о нём публиковали самые разные материалы, его любили буквально все (в отличие, например, от Вагнера, к которому в России относились очень по-разному). Увы – сам композитор к этому времени был уже в могиле и не мог насладиться народной любовью.

В мировую шуманиану русскими музыковедами был внесён очень существенный вклад: это и публикация писем, отзывов и других документов, и глубокий анализ творчества композитора, и тщательные исследования. Отчасти отсвет этой любви сохранился до середины ХХ века: мало кого из зарубежных композиторов так охотно транслировали по радио во время перерывов между передачами.


Но когда в 1844 году Шуман посещал Россию, его здесь практически никто не знал. Так, в Твери, куда Шуман приехал навестить своего дядю, военного хирурга и надворного советника К. А. Шнабеля, оказалось невозможно найти его произведений – а дядя, разумеется, желал бы заранее ознакомиться с творчеством племянника. Не удалось выписать ноты Шумана и из магазинов Москвы и Петербурга – их попросту не было. Да и в Россию приглашали вовсе не композитора, а его жену Клару – известную пианистку.

Это, впрочем, неудивительно: хотя Шуман к тому времени был на пике своего таланта и сочинил лучшие свои вещи, его музыка была так нова, гениальна и непривычна, что даже Ференцу Листу не удалось сделать его произведения популярными – и он скрепя сердце убрал их из своего репертуара. Поэтому Шумана, скромно сидящего у стенки в музыкальных гостиных, некоторые посетители простодушно спрашивали, имеет ли он отношение к музыке.

А еще через какое-то время русская музыкальная школа прогремела на весь мир. Рубинштейн, Стравинский, Скрябин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский – все эти имена принадлежат человечеству, как Моцарт, Бетховен, Лист и Шуман.

Также по теме

Новые публикации



Чтобы новогодние праздники не были скучными, разнообразьте досуг интеллектуальными играми – буриме, шарадами, ребусами и т. д. Весёлое времяпрепровождение вам и вашим гостям будет обеспечено!


Ёлочная игрушка занимает особое место среди других игрушек, и не только потому, что имеет прямое отношение к главному празднику года. Это уникальное произведение ручного труда, которое уместно лишь несколько недель в году и, кроме как висеть на ёлке, никак не может быть использовано.


Российский Совет по правам человека представил ежегодный доклад о нарушении прав россиян и российских соотечественников за рубежом в 2021 году. Совет выступает за создание международного правозащитного движения, которое бы боролось против нарушения их прав.


Тревожные вести о бесконечных обстрелах украинской армией мирных городов и сёл Донбасса не сходят с информационных лент. Правда, европейские политики предпочитают их не замечать. Зато вполне осязаемую гуманитарную помощь оказывают рядовые граждане стран Европы, всем сердцем сочувствующие жителям ДНР и ЛНР.

О ПОРТАЛЕ “РУССКИЙ МИР”

ФОНД “РУССКИЙ МИР”

Читайте также: