Торговые марки клейма и штампы гжель какое право

Обновлено: 02.07.2024

Старая Гжель
Уверена, что гжельские фарфоровые статуэтки есть в каждом доме, гжельскую роспись можно было купить даже во времена жесткого дефицита и кризиса, доступные по цене и незатейливые по форме и качеству гжельские статуэтки и посуда крепко осели в быту. Характерная сине-голубая роспись что мы привыкли ассоциировать с Гжелью оказывается не всегда была приоритетной на гжельских заводах, коих было большое кол-во.

Немножко исторической справки с сайта Гжели.

История Гжели как центра художественного керамического производства (не имеется в виду бытовая гончарка) насчитывает следующие основные этапы развития:
- кустарное производство майолики в 1770 (по некоторым данным -с1752 года) – 1790 годах (практически прекращено ко времени окончания войны 1812 года);
- кустарно-фабричное производство полуфаянса с последующим выпуском изделий из тонкого фаянса и фарфора частными крестьянскими заводами на рубеже ХУШ-Х1Х веков и до 1918года;
- заводское производство фарфора с подглазурной росписью кобальтом с 1954 года, когда артель “Художественная Керамика начала выпуск по моделям Н.И. Бессарабовой первых партий художественных изделий в несколько десятков штук, до наших дней;
-заводское производство художественной майолики с 1983 года до наших дней.

МАРОЧНИК с официального сайта

Искусствоведы и коллекционеры знают сколько мучительных раздумий отнимает атрибутирование керамических изделий, как много на артрынке блуждает безродной продукции, а то и подделок (фальшаков). Поэтому знание известных марок керамических изделий выбранной тематики является обязательным для коллекционера.

Марки на русском фарфоре стали применяться с 1745 г., когда саксонский мастер К.Х.Гунгер, приглашенный в 1744 г. в Петербург на императорскую службу “для делания голландской посуды, також и чистаго фарфора”, распорядился сделать на первой пробной чашке Императорского фарфорового завода (ИФЗ) надпись о времени и месте её изготовления. Вскоре, в 1748 г., удаленный от должности за профнепригодность, Гунгер, тем не менее, остался в истории русского фарфора хотя бы в таком качестве.

Марка на керамическом изделии в своем понятии несет определенный объем выходных данных изделия и является своего рода гарантией качества его, определяя в то же время репутацию производителя. Не зря в истории имели место такие случаи, когда, как например, М.С.Кузнецов для своего производства приобретал право на использование марки Гарднера.

Марки бывают двух видов: надглазурные и подглазурные.

Выполняют марки, как правило: выдавливанием монограммы, аббревиатуры, надписи или рисунка пуансоном по сырой массе (“в тесте”); оттиском марки штампиком и, наконец, надписыванием (прорисовкой) марки вручную.

Подглазурные марки выдавливают, делают оттиск или надпись вручную на сыром изделии до нанесения глазури (поливы). Надглазурные марки выполняются после декорирования изделия и проходят вместе с последним лишь муфельный (закрепляющий) обжиг.

Кроме марок на основания изделий или на внешние поверхности их часто наносят клейма, даты, надписи, символы, значки, включающие имена художников, мастеров росписи, редко мастеров-форматоров (модельщиков), другую информацию. Особенно часто подобные пометки наносятся на изделия мелкой пластики.

Отметим сразу, что марки на гжельскую майолику конца XVIII века не ставились вообще. На старой гжельской майолике имеются только нечастые даты изготовления изделий и редчайшие надписи. Марки на полуфаянсе производства гжельских частных заводов большая редкость. В Гжели более-менее регулярно стали маркироваться изделия из тонкого фаянса и фарфора, причем преимущественно на относительно крупных (устоявшихся) производствах (авторы сайта имеют намерение рассказать о них позже).

9. Знак (марка) подлинника – введён с 1 декабря 1997 года, как полиграфическая защита от подделок на особо ценные авторские изделия.

Выполняется в подглазурном варианте краской серовато-зеленоватого цвета.



В России необходимость использования клейм появилась сразу же, как были открыты первые фарфоровые заводы. Вплоть до середины восемнадцатого века Россия могла только мечтать о собственном фарфоровом производстве, пока невероятное трудолюбие Дмитрия Ивановича Виноградова на первой в стране порцелиновой мануфактуре не привело к открытию рецепта русского фарфора. В 1747-1749 годах появились первые успешные изделия, которые стали клеймить буквой W (начальная буква фамилии Виноградова) и годом выпуска изделия.

kleima-1.jpg

Для первых клейм еще не было никаких стандартов, поэтому они отличались друг от друга по размеру, расположению и стилю знаков. Уже тогда начала зарождаться традиция указания в клейме места производства и номера рецептуры фарфоровой массы.

С превращением Невской порцелиновой мануфактуры в Императорский фарфоровый завод, открытием завода Ф.Я. Гарднера и других предприятий клейма помогали отличать одну фарфоровую продукцию от другой. Более того, предприимчивые люди не только стали массово открывать собственные фарфоровые заведения, но и активно создавали подделки изделий известных заводов, что привело к необходимости создания качественных клейм.

Проблема стала приобретать массовый характер не только внутри страны, поскольку возникла потребность отличать русский фарфор от зарубежного. Для этого в разное время было издано несколько постановлений, описывающих порядок клеймения фарфоровой продукции. В частности, указы, изданные с середины XVIII по середину XIX века, предписывали обозначать в клеймах владельца фабрики и ее местонахождение. При этом на изделии обязательно должно было стоять русское клеймо, даже если предполагалось еще одно клеймо для зарубежных рынков. С 1857 года клейма должны были ставить с помощью красной краски.

Все эти требования наложили существенный отпечаток на клейма русского фарфора, хотя и не являлись для мелких производителей непреложной истиной. Многие не гнушались всячески нарушать установленные правила, поэтому на фарфоре, выпущенном в Российской империи, встречается множество клейм в самых разных исполнениях.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Виды клейм на фарфоре царской России

Варианты нанесения

Традиционно в России использовали несколько способов клеймения фарфора. Весьма распространенными были надглазурные и подглазурные и клейма. Первые из них ставили сверху обожженной глазури, а вторые — до ее нанесения, поэтому сохранялись лучше первых. Более надежным способом клеймения, который было труднее подделать, считается вдавливание в массу необожженной глины. Однако расплатой за надежность при таком способе являются сниженные художественные возможности.

Сложность изображения

По содержанию клейма были очень разнообразны даже на одном и том же предприятии. В первые годы производства могли использовать простые клейма в виде одной или нескольких букв, а в последующие перейти к сложным орнаментам. Например, если первые клейма на Дулевском фарфоровом заводе представляли собой аббревиатуры СТК или ЗСК, за которыми скрывались имена их владельцев, то позднее к ним добавились живописные орнаменты и герб, а фамилию владельца стали прописывать полностью. Аналогичная практика существовала и на других российских фарфоровых мануфактурах.

kleima-2.JPG

Царская символика

Изображение российского герба было привилегией, которую получили лишь некоторые заводы. Такое право давалось тем заводчикам, фарфоровые изделия которых особо выделяли на выставках, отмечали при Дворе. Выпуская фарфор отличного качества, фабрики часто получали заказы от самого Императорского двора. К их числу принадлежали завод братьев Корниловых, фабрика Гарднера, предприятия Кузнецова, Ауэрбаха и некоторые другие. На заводе Корниловых московский герб вырисовывали со всей тщательностью, используя для одного клейма краски разного цвета.

kleima-3.jpg

Чаще всего государственную атрибутику наносили на дорогие изделия или тот фарфор и фаянс, который предназначался для экспорта. Именно здесь герб изображали очень тонко, аккуратно вырисовывая каждую деталь.

Помимо собственно герба в клеймах изображали символы царской власти. В частности, в клеймах известного на весь мир Императорского фарфорового завода корона была наиболее частым элементом. Ее начали изображать с приходом к власти императора Павла I и использовали вплоть до Октябрьской революции, когда с приходом советской власти из клейм убрали всю царскую символику. Корону также изображали условно или расписывали со всей тщательностью.

kleima-4.JPG

Использование монограмм

kleima-5.JPG

На Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) монограммы представляли собой начальную букву имени монарха и конкретную цифру его титула. Например, для Екатерины II римская двойка была прописана внутри большой буквы Е. Поскольку за время существования ИФЗ на российском престоле побывало много царей, так появились клейма с монограммами АI, АII, АIII, НI и другие согласно именам царей.

Цветочные и иные орнаменты

kleima-7.PNG

Клейма на фарфоре братьев Новых.

Разнообразие символов

Клейма российских фарфоровых заводов поражают многообразием символики. Царские указы предписывали обозначать в клеймах владельца и адрес фабрики, но не запрещали выражать свою индивидуальность. Это выразилось в том, что предприятия использовали собственные символы, так или иначе характеризующие их деятельность. Например, в клеймах завода Миклашевского присутствует семейный герб, у Юсупова был собственный символ в клейме, на кузнецовском фарфоре можно встретить среди прочего звезды, ордена и медали, Гарднер изображал всадника на коне, а после Великой Октябрьской революции в клеймах появились атрибуты советского времени.

Сведения о наследниках

kleima-9.JPG

Особые пометки

Особые пометки на клеймах

Если на заводе экспериментировали с фарфоровой массой, то могли проставлять на изделиях номер конкретного рецепта или делать другие пометки, относящиеся непосредственно к производству.

На некоторых изделиях встречаются имена мастеров по фарфору в виде инициалов или полного указания фамилии. Так, на заводе Юсупова на фарфоре встречается подпись мастера Ламбера. Впрочем, талантливый живописец Севрской мануфактуры не только способствовал расцвету завода Юсупова, но и некоторое время был его владельцем. На ИФЗ клейма с именами мастеров встречаются примерно с середины 19 века. Чем известнее был мастер, тем дороже ценилось изделие с его именем.

Подпись и монограмма Ламбера на фарфоре Юсупова

Два клейма

На ряде фарфоровых работ присутствуют сразу два клейма. Причин такого явления существует несколько. Первая заключается в том, что мастеру просто не удавалось с первого раза поставить клеймо с достаточным нажимом. Тогда он ставил еще одно, пытаясь попасть в предыдущее или на новом месте. Так как попытка поставить одно клеймо в другое не всегда заканчивалась желаемым результатом, появлялись нечеткие клейма со сдвоенными символами. Примером может послужить фарфор Батенина.

Вторая причина заключалась в том, что белье (покрытый глазурью фарфор без росписи) делал один завод, а роспись совсем другой. Так, на заводе братьев Корниловых дважды в год распродавали фарфор низкого качества, включая и белье. В итоге на конечных изделиях появлялось клеймо изготовителя фарфора и мастера по росписи. Некоторые заводы не занимались изготовлением фарфоровой массы, а просто закупали заготовки и расписывали их. В частности, так поступали в мастерской князя Юсупова, который приобретал белье у Попова, Гарднера и у других крупных заводчиков.

Еще одна причина была связана с необходимостью перехода от одного периода к другому. Чаще всего это относилось к смене владельца, который уже успел заявить о себе на фарфоровом рынке. Чтобы не растерять прежних клиентов, новый владелец ставил рядом со старым клеймом новое, в котором фигурировала уже его фамилия.

Были и другие причины для простановки двух клейм, например, их ставили на продукции, предназначенной для экспорта.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Проблемы с определением клейм

До сих пор специалистам приходится прикладывать немало усилий, чтобы причислить ту или иную продукцию к конкретному заводу. Это обусловлено не только низким качеством клейм или их отсутствием, но и желанием мелких мастерских подражать именитым предприятиям.

Интересно, что со временем завод Сафронова обрел собственную славу благодаря фарфору хорошего качества и оригинальной художественной росписи. В то время на одной из московских выставок об изделиях завода отозвались как о таких, которые заслуживают одобрения и похвалы. В начале XIX века по своей художественной ценности фарфор Сафронова стоял на третьем месте после именитых заводов Попова и Гарднера.

Российские заводы подражали клеймам не только своих соотечественников, но и зарубежным мануфактурам. Например, на заводе Гарднера в 1770–1790-х годах использовали клеймо с изображением скрещенных мечей, характерное для мейсенского фарфора. Этот символ использовали в разных вариациях, включая и такую, в которой присутствовала буква G.

Другая проблема заключалась в особенностях самих клейм или их стирании со временем. Например, некоторые клейма на фарфоре Батениных можно различить только в том случае, если очень медленно направлять источник света к изделию, меняя угол наклона.

Надглазурные клейма сохранялись плохо и легко подделывались, а вдавленные в массу зачастую зависели от качества штемпеля и силы надавливания. Более того, многие оригинальные работы вовсе не имеют никаких обозначений. Это относится, например, к продукции завода Юсупова. Князь создавал свою мастерскую, не имея коммерческого интереса, поэтому и в клеймах необходимости не было. Большая часть продукции Юсупова поступала в его имение или была подарена князем знатным особам.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Особенности клейм советского периода

После Октябрьской революции в 1917 году началась массовая национализация фарфоровых предприятий. Какие-то из них полностью прекратили свое существование сразу после прихода советской власти, другие были переименованы и продолжали свою работу. Первое, что изменилось в клеймах этого периода, стало полное исчезновение символов царской власти. Единственным напоминанием был двуглавый орел без царской атрибутики, который еще некоторое время присутствовал в клеймах ИФЗ. Заметим, что клеймо с датой 1917 ставили только в период работы Временного правительства. В это время выпустили небольшое количество предметов с таким клеймом, поэтому их коллекционная ценность высока.

kleima-14.jpg

Теперь на смену царям с их коронами и скипетрами пришел серп и молот. Звезды, колосья пшеницы, изображение земного шара и другие элементы, характерные для советского периода, использовали практически на каждом заводе. А прежние имена хозяев вытеснили многочисленные аббревиатуры и новые названия предприятий. Так, ИФЗ превратился вначале в ГФЗ, а затем и в ЛФЗ. Клейма с надписью ЛФЗ известны многим, так как с их помощью клеймили фарфор на протяжении восьмидесяти лет с 1925 по 2005 годы.

Аббревиатуры касались не только новых названий фабрик, но и различных организаций, возникающих на их базе, или тех, через которые фарфор продавали. Так появились надписи Мособлгорспецторг, Главунивермаг, аббревиатуры ТД (торговый дом), ТФ (тверской фарфор), ЦФФТ (Центрофарфортрест) и многие другие.

kleima-16.JPG

kleima-17.jpg

kleima-18.JPG

Если в царской России клейма одного и того же завода сильно отличались по размеру букв, стилю письма, рисунку и вообще зависели от настроения мастера, то для клейм советского периода характерен одинаковый размер букв, трафаретность, достаточная четкость изображений. Все-таки механизация производства наложила свой отпечаток и на качество клейм.

Клейма Дулевского фарфорового завода

Клейма Дулевского фарфорового завода.

Клейма ЛФЗ с указанием сортов продукции

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

2) МЗ клеймо. Майкопский машиностроительный завод.
Завод основан 13 июля 1942 года.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

6) Клеймо ТМ, ТПА, Таремская Артель.
Таремский завод, д. Таремское, Горьковской обл. Богородского района.
Таремская промартель была основана в середине 20-х годов XX века.
В 1956 году на волне борьбы с артелями
преобразована в Таремский завод металлоизделий.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

24) Камышинский завод слесарно-монтажного инструмента, г. Камышин Волгоградской обл.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.

Клеймо на фарфоре — это свидетельство качества и многолетних традиций. Компании таким образом подтверждают качество изделия и заверяют в нем покупателя. Традиции и опыт в производстве керамики наилучшего качества помогают создать фарфор, который украсит любой стол. Коллекция посуды может служить не только украшением, но и являться культурным достоянием. Некоторые изделия всемирно известных фабрик находятся в музеях, а другие экспонаты стали собственностью частных коллекционеров.

Фарфор из Германии

Немецкий фарфор — один из самых дорогих и востребованных на рынке. 300-летние традиции и неизменное качество — вот основа успеха.

клеймо на фарфоре

В начале XVIII века алхимик из Германии получил от графа задание создать искусственным путем золото. Несмотря на все старания, алхимику добыть золото так и не удалось, тогда он попросил разрешение у графа остаться в городе и заняться производством фарфора. Этим алхимиком был Беттгер. Его давно интересовала тайна фарфора, которая была на тот момент доступна только китайским мастерам.

На разгадку таинства у алхимика и его соратников ушло два года, и вот, наконец, Беттгер решил проблему в одно мгновение. Как-то он стоял перед зеркалом и пудрил парик сухой белой глиной, в этот момент к нему и пришла разгадка. История достаточно банальная, но она имеет продолжение.

Беттгер с соратниками создал мануфактуру. В ней на поверхность фарфора наносилась краска, узоры и обильная лепнина, что изначально скрывало несовершенства. Структура материала была пористой, что свидетельствовало о низком качестве керамики. Но с годами мастерам удалось достичь совершенства, и фарфор превратился в произведение искусства.

Секрет производства был достаточно прост и одновременно сложен. Для производства качественной керамики необходима белая и чистая глина, белый песок, шпат и слюда. А также важна и технология производства, у фарфора она особая:

  1. Изделие формируют на гончарном круге или станке.
  2. Потом его сушат и обжигают.
  3. Покрывают глазурью.
  4. Обжигают повторно.

Двойной обжиг необходим для того, чтобы придать посуде прозрачность. Если поднести фарфор к свету, то солнечные лучи пройдут через него. Во время второго обжига фарфор раскаляют до максимальной температуры. При таких высоких градусах глазурь неизменно должна была бы расплавиться, а изделие прилипнуть к печи. По этой причине глазурью не покрывают дно фарфора, которое соприкасается с поверхностью печи.

Когда алхимик раскрыл секрет производства, его внимание сосредоточилось на дизайне. На поверхность изделий наносились характерные узоры: ягоды, плоды, дивные цветы и птицы.

История мейсенского фарфора очень интересна, свою нотку в развитие стиля и качества привнес и Херольд, к которому впоследствии перешла фабрика. В России XIX века изделия этой фабрики очень ценились. Четыре дня в неделю работники завода производили фарфор для покупателей из России. Но и в Европе у этой керамики было немало поклонников среди высокопоставленных граждан.

Причина популярности заключалась в следующем:

  • фарфор изготавливали вручную;
  • краски смешивали и наносили на глазурь вручную.

Своеобразный стиль и качество сохранились до сих пор, Meissen следит за продукцией и краски для фарфора смешивают и наносят на поверхность изделий вручную. Коллекционеры ценят не только ту посуду, которую относят к антиквариату, но и современную продукцию. Она практически не изменилась, и в этом главная ценность фарфора марки Meissen.

клеймо на форфоре

Клейма фарфора Meissen по годам

Клейма на фарфоре изначально не было, но это упущение скоро было исправлено. Мейсен отличается тем, что на протяжении 300 лет не меняет логотипа, на посуде, как и прежде, красуются два скрещенных меча. Клеймо неизменно покрывают глазурью, что свидетельствует о его подлинности.

Еще одна марка, которая требует внимания, основана Филипом Розенталем, который в конце XIX века основал художественную студию по росписи фарфора. Эта мастерская быстро превратилась в завод и стала приносить владельцу существенные доходы. Из маленькой мануфактуры, в которой работал один художник, Розенталь сумел сделать компанию под названием Rosenthal, в которой трудились около тысячи сотрудников.

Таким образом, выгодная тактика слияния технологий и искусства помогла открыть несколько линий по производству посуды:

  1. Studio Line представляет собой работу лучших мировых дизайнеров.
  2. Classic — это линейка посуды, которая предназначена для отелей и гостиниц высокого уровня.
  3. Thomas — линейка посуды для повседневного использования.

Розенталь предлагает различные решения и помогает выбрать необходимую посуду, которая подходит любому покупателю. Компания не следует моде, а диктует ее.

Виллерой и Бох — еще одна компания из Германии, которая на протяжении долгих лет занимается производством фарфора. Начиная с 1748 года по всему миру открылось более 20 заводов, которые занимаются выпуском элитной керамической посуды, изготовлением фарфора и сантехники. Несмотря на большое представительство, Villeroy & Boch расположил свой офис в Германии.

Фарфоровые куклы и статуэтки — также произведения искусства немецких профессионалов. Они поражают своей красотой и изяществом. Статуэтки нередко украшают музыкальные шкатулки, а также могут выступать в качестве атрибута посуды (емкости для уксуса или солонки).

Клейма фарфора из Германии:

Сегодня на территории Германии работает больше 10 крупных заводов, которые занимаются производством посуды из керамики. И они имеют различные клейма фарфора.

Фарфоровый бум за несколько лет захватил всю планету, по этой причине в скором времени из фарфора стали делать не только статуэтки и посуду, но и кукол, которые пользовались невероятной популярностью среди женщин любого возраста. На кукол также ставили клейма.

Что было в СССР?

С приходом к власти большевиков ситуация в стране изменилась. В Российской Империи фарфор был признаком достатка и благополучия, коммунисты, решив бороться с остатками буржуазности, решили уничтожить фарфоровые статуэтки и предметы быта. А также власти приняли решение о создании статуэток, которые наиболее подходят населению страны.

Решив пропагандировать образ рабочего человека, большевики пришли к мысли о том, что созданные фигурки должны отражать ценности эпохи. В большинстве случаев из фарфора изготавливали следующие фигурки:

  1. Спортсменов.
  2. Животных и героев мультфильмов.
  3. Балерин и танцовщиц.
  4. Рабочих, колхозниц, пионеров, пастухов и т. д.

Нередко такие изделия относят к произведениям искусства, они отражают веяния эпохи, помогают наглядно ознакомиться с историей и изучить характерную одежду того времени.

Если клейма фарфора на статуэтке найти не удалось, а такие изделия встречаются часто, то оценка их подлинности, а также периода производства проводится в индивидуальном порядке. Необходимо проведение экспертизы, которая поможет специалисту установить ценность изделия. Если же на поверхности фарфора есть клеймо, установить его стоимость не составит особого труда.

В Советском Союзе в виде клейма могла выступать и фамилия скульптора. А также на поверхность керамики наносился и год изготовления. Для коллекционеров знание марок считается ценным навыком. Причина в том, что любой фарфор может быть подделкой, при этом приобретенное изделие способно иметь поразительное сходство с оригиналом, распознать подделку в таком случае сложно даже эксперту.

Впервые маркировка на фарфоре появилась достаточно давно, К. Х. Гунгер, приглашенный на работу в 1741 году в Россию, заставил поставить клеймо на изготовленную чашку. После мастер закончил свою работу, но в истории остался как первый эксперт, который поставил клеймо на керамику в России.

Клейма фарфора бывают двух видов: одни наносят на глазурь, другие под глазурь. В большинстве случаев маркировка — это крупные буквы, выпуклые, которые сочетаются с датой изготовления изделия. Стоит отметить, что на гжельскую майолику в XVIII веке марки не ставили вовсе.

клеймо на фарфоре

Марки фарфора в СССР:

Клеймо свидетельствовало о качестве изделия, его принадлежности к той или иной фабрике. Если на поверхности фарфора нет клейма, это не значит, что его нельзя классифицировать как антикварный. Но определить время изготовления изделия и его стоимость на рынке под силу только эксперту.

Ответ из Франции

Загадка фарфора не давала покоя не только немцам, но и французам. Разгадать тайну и изготовить посуду, которая ничем не отличается от работы мастеров из Азии, — это главная задача короля Франциска Первого. Его усилия привели к тому, что во Франции появился мягкий фарфор.

Имитация работы мастеров из Китая привела к созданию собственного стиля. Посуду начали называть мягким фарфором и украшать характерным орнаментом. Синий рисунок на поверхности изделий стал визитной карточкой французских мастеров. Но продлилось это недолго, поскольку французам не давал покоя секрет мастеров из Японии и Китая.

Желая получить ответ на все вопросы, Франция заплатила баснословные деньги за сервиз из Сиама. Этот фарфор был куплен за серебро, его тщательно исследовали, желая получить керамику наилучшего качества. В то время как мастера всей Франции изучали прибывший из Сиама сервиз, технология изготовления мягкого фарфора уплыла в Англию.

Французы испытывали невероятное желание создать что-то, что напоминало бы работу мастеров из Азии. Поэтому умудрялись копировать рисунок, который китайцы наносили на поверхность посуды из керамики. Технология создания оригинального фарфора стала доступна мастерам Франции только в XVIII веке, а практически 100 лет французы занимались тем, что имитировали изделия из Китая.

Примерно в это же время мастера стали постепенно отходить от имитации и занялись созданием собственного стиля.

Севрская фарфоровая мануфактура изменила представление Франции о фарфоре и изделиях из керамики. Спасибо за это стоит сказать Людовику XV и Мадам де Помпадур, которая покровительствовала мануфактуре. Предприятие успешно дожило и до наших времен, оно на протяжении сотен лет считалось наиболее успешным. Мануфактура была изначально королевской, потом перешла в статус императорской. Изделия работы знаменитых художников можно смело приравнять к произведениям искусства.

В 70-х годах XVIII века производство изделий из твердого фарфора было начато в городе Лимож. Один из господ того времени сообщил аптекарю о том, что его жена использует белый порошок для стирки белья. Этим порошком была белая глина. Случай помог открыть месторождение белой глины и китайского камня, что и предопределило статус города.

Лимож и так считался столицей декоративного искусства, а обнаруженные залежи природных материалов сделали его столицей фарфора во Франции. Клейма фарфора марки Лимож на сегодняшний день могут быть различными, причина в том, что под маркой работают несколько мануфактур, которые также занимаются производством керамики.

Предприятия Лиможа представляют собой несколько заводов и фабрик, которые объединяет только географическое положение. Наиболее крупное и заметное производство — это Бернардо и Хавиленд. В мануфактуру был приглашен молодой специалист, который за семь лет смог превратить компанию в современное технологичное предприятия и сделать производство фарфора семейным.

Несомненно, клеймо на фарфоре или керамике — это в первую очередь знак качества и гарантия того, что покупатель приобретает подлинное произведение искусства, а не подделку, стоимость которой не превышает нескольких долларов. Но подчас разобраться в подлинности изделия бывает сложно; чтобы не попасть в затруднительную ситуацию и купить посуду высокого качества, стоит перед покупкой проконсультироваться с экспертом.

Читайте также: