Точно также как правомерное поведение не есть результат правовой информированности

Обновлено: 15.05.2024

Карамнов М.Н., соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

Содержание предлагаемой статьи составляют ответы на четыре вопроса:

  1. каково правильное понимание того, что такое правомерное поведение;
  2. каковы практические последствия того или иного теоретического толкования природы и сущности правомерного поведения;
  3. что нужно сделать для того, чтобы выработать правильное, наиболее глубокое и полное понимание природы и сущности правомерного поведения;
  4. какое место в общей теории права занимает проблема правомерного поведения, носит ли она фундаментальный или прикладной характер?

Первое из утверждений связано с определением того, в контексте каких понятий и проблем должна развертываться проблема правомерного поведения. Одним из таких исходных понятий выступает понятие правовой жизни.

Правовая жизнь во всем богатстве ее сторон и качеств является основным предметом общей теории права. Утверждение о том, что право должно выступать предметом общей теории права, вряд ли следует считать приемлемым, поскольку в данном случае еще абсолютно не ясно, о чем в действительности идет речь. Во-первых, слово "право" имеет слишком много существенно различных значений, что неизбежно ведет к созданию множества теорий, в основу которых положены разные правопонимания. Как следствие, не удается ни совместить эти теории или хотя бы найти точки соприкосновения, ни сделать полемику сколько-нибудь плодотворной. Во-вторых, представляется, что указание на право как на предмет в определенной степени сужает предмет правовой теории. По крайней мере, ее в таком случае вряд ли можно считать общей, фундаментальной. В-третьих, говорить только о праве как предмете теории права - значит, по сути, сужать значение. Таким способом можно определять предмет любой теории, даже не имея никакого представления о том, что же имеется в виду в том или ином случае. Если же, как это, например, свойственно нашей современной юридической теории, при характеристике ее предмета более или менее пространно перечислять основные характеристики права, исходя из которых и ведется впоследствии теоретическое исследование, тогда сам познавательный поиск превращается в нахождение аргументов, призванных подкрепить начальное "самодостоверное" понимание права. Иными словами, социальная теория - а юриспруденция, естественно, относится именно к таким теориям - превращается в замкнутую аксиоматическую систему, ее понятия "дрейфуют" к терминологическому употреблению, а общеправовая теория оказывается лишь "азбукой права".

Понятие "правовая жизнь" если и не исчерпывает всего объема общей теории права, то, по крайней мере, охватывает гораздо более широкую смысловую область, чем понятие "право" даже в единстве всех его контекстов. Но что такое правовая жизнь, на каком основании мы можем судить об общественной жизни как правовой? Совершенно ясно, что ответ следует искать не только и не столько в характеристиках действительного права - социологический подход к праву не является единственным, - а прежде всего в самой идее права, в мысли, сознании права. И это та очевидность, далее которой нам вряд ли удастся заглянуть. Методологические следствия из такой познавательной установки также будут рассмотрены нами в предлагаемой работе.

Итак, если мы строим исследование исходя из понятия правовой жизни, тогда вся совокупность вопросов общей теории права ставится в аспекте действительного, действующего, воспроизводимого в системе общественной практики права. Тогда право предстает как элемент реальной правовой жизни общества и кристаллизуется в конкретно-историческом правопорядке.

Но правовая жизнь общества не перекрывает правовой жизни человека; она может быть представлена в виде результирующей величины массы индивидуальных правовых жизней. Тогда право предстает как элемент реальной жизни человека и кристаллизуется в правомерном поведении. Это значит, что не только правомерное поведение не может быть выявлено вне анализа содержания действительного права, но и само право не может быть понято в его конкретности вне понимания природы и сущности правомерного поведения.

Любая проблема, в том числе и проблема правомерного поведения, может и должна исследоваться на двух уровнях: на теоретико-методологическом и на теоретико-прикладном. В настоящее время юридическая теория концентрируется преимущественно на втором уровне. Конечно, позитивистское (законническое, легистское) толкование всех вопросов правовой жизни весьма заманчиво в силу своей относительной легкости и простоты. Но прослеживается ли при таком условии проблема правильного, правомерного в жизни общества до конца? И что значит вообще это "до конца"? До конца - если уж мы говорим о поведении - значит, до человека, до права человека, а не только общества, т.е. до совокупности некоторых непреходящих, безусловных ценностей правовой жизни человека, а не только до нормативно-формального строя общества, закрепленного в позитивном праве. И при таком условии мы вынуждены выходить за пределы узкоюридического толкования социальной реальности и обращаться к философско-правовой интерпретации действительности. Это направление также является предметом нашего последующего анализа.

Проблема правомерного поведения является базовой для решения многих проблем юридической теории и имеет сложную внутреннюю структуру. Составными частями данной проблемы являются и выявление самого феномена правомерности в правовой жизни, и обнаружение закономерностей закрепления правомерности в действиях людей, и анализ совокупности побудительных сил правомерного поведения, и определение механизма формирования правомерного поведения, и многое другое. И самое главное - следует установить, насколько вообще в возможностях права стимулировать правомерное поведение во всем диапазоне его форм и типов, и что должно быть предпринято и на практике, и в развитии взглядов на природу и существо права, чтобы реализовать эти возможности.

Исследование правомерного поведения имеет свою собственную, хотя и краткую, историю. Следует отметить, как это ни парадоксально, свое начало данная проблематика берет в годы наивысшего пика так называемого застоя, когда право выступает своего рода ширмой, прикрывающей произвол власти. Правовая теория долгое время была пронизана безразличным отношением к человеку, его правам и интересам. Приоритет коллективных интересов перед индивидуальными, фактическое бесправие человека перед государством и его аппаратом оправдывались теорией.

В настоящий период можно констатировать, что в отечественном правоведении сложилось самостоятельное научное направление, связанное с формированием общей теории правомерного поведения.

Разработка методологии и определение перспектив дальнейшего исследования проблем правомерного поведения требуют выявления их соприкосновения с категориями общей теории права (в нашем исследовании прежде всего с категорией правопорядка), их связей с практикой реализации самого права в современный период.

Важнейшая ключевая проблема реализации правовых норм - отношение людей к этим нормам. Справедливо, на наш взгляд, говорить о следующих возможных вариантах. Первый, наиболее благоприятный, вариант - когда граждане поддерживают правовую норму и сознательно претворяют ее в общественную практику. Следующий вариант - когда граждане относятся к правовой норме безразлично. Норма не проводится в жизнь, хотя и не нарушается. Третий, наиболее неблагоприятный, вариант - когда граждане настроены против нормы, подчас нарушая ее требования. За этими вариантами скрыта проблема поддержки гражданами закона, проблема легитимности закона.

Право - это не столько инструмент власти (неважно какой - тоталитарной или демократической), а единственно подлинная форма ее социального бытия.

В этой связи анализ социальной природы правомерного поведения требует конкретно-исторического подхода с учетом особенностей политико-правового режима, утвердившегося в государстве. Тоталитарному режиму свойственно преимущественно законосообразное поведение подвластных. В условиях административно-командной системы правом считалась совокупность юридических норм, а следовательно, любой закон - правовой.

С позиций различения права и закона очевидно, что господствующая в условиях тоталитарного режима власть способна возводить в закон противоправные правила поведения, которые обеспечиваются принудительной силой государства. В этом аспекте можно утверждать, что возможны ситуации, при которых объективно правомерное поведение (с естественно-правовых позиций) может вступать в противоречие с противоправным законодательством.

Подходя к пониманию права с этих исходных позиций, следует отметить, что оно по-новому акцентирует внимание на связи права и государства. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет. Отражение в нем естественно-правового начала ориентирует практику на то, что правовым может признаваться юридически должное, которое связано с приоритетами, ценностями личности, служит общему интересу, стимулирует свободу, инициативу. Утверждение принципа господства права предполагает законодательное признание, закрепление и защиту всех юридически значимых аспектов свободы человека как свободного, независимого и автономного субъекта во всех сферах общественной жизни. Соответствующие современные требования в этом плане нашли свое надлежащее выражение в Конституции Российской Федерации (например, ст. ст. 2, 28, 29 и др.).

При этом данное конституционное положение дополняется и конкретизируется в ст. 18 Конституции, которая провозглашает:

"Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Разумеется, наделение гражданина юридическими правами, свободами и обязанностями еще не делает его активным. Правовая активность личности проявляется в том, насколько полно реализует она правовые возможности, предусмотренные законодательными актами. Однако точка отсчета, с которой должно начаться формирование правового государства, сознательного правомерного поведения и правового порядка Россией, на наш взгляд, уже найдена. Это - Конституция. Ибо существующие в обществе в том или ином виде представления о праве как воплощении справедливости, равенства, свободы, безусловно, положены в ее основу. Актуальнейшая задача современного российского общества - воплощение конституционных положений в реальную жизнь.

С этой точки зрения не вызывает сомнений необходимость дальнейшей разработки методологии исследования проблем правомерного поведения, которые требуют выявления узловых пунктов их соприкосновения с категориями общей теории права, их связей с практикой реализации самого права в современный период.

Уместен, на наш взгляд, последующий анализ проблемы с позиции комплексного, целостного взгляда на правомерное поведение. Прежде всего, это вопросы как гносеологического (о понятии правомерного поведения с позиции соотношения права и закона, формулирование определения), так и онтологического плана (о его связи с процессами демократизации общества, укреплением законности и правопорядка).

Таким образом, мы очертили круг познавательных задач, который определит содержание предлагаемой работы. Чтобы достичь желаемой цели, следует прежде всего испробовать возможности разных методологий, разработанных как в рамках социальных наук, так и в рамках философии. Разнообразие методологии позволит получить наиболее объемный и значимый результат.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

ТЕМА: ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Конспект лекции

2. Понятие, признаки и виды правонарушений.

3. Правонарушение и объективно противоправное деяние.

1. Понятие и виды правомерного поведения


  • это поведение, соответствующее требованиям права (формальный акт);

  • это общественно необходимое (состоит в соблюдении запретов и исполнении юридических обязанностей): желательное (состоит в использовании субъективных прав, реализация которых желательно для общества) или допустимое (состоит в использовании субъективных прав, реализация которых не желательно, но допустима для общества) поведение (содержательный аспект);

  • это осознанное поведение (субъективный, аспект).

Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяемся:

1) на необходимое (служба в армии);

2) желательное (научное и художественное творчество):

3) допустимое (отправление религиозных культов).
По мотивам (субъективная сторона) правомерное поведение классифицируют на:

1) социально-активное (это высшая форма правомерного поведения. выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. В этом случае субъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения наиболее социально значим, так как связан с реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борьбой за реальное утверждение в жизни права, законности, порядка);

2) конформистское (это деяние, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности);


  1. пассивное, когда субъекты намеренно не используют принадлежащие им права;

  2. обычное, не связанное с дополнительными затратами и усилиями;

  3. активное, связанное с дополнительными затратами времени, энергии и т.п.

По формам реализации норм права выделяют правомерное поведение в форме:

2. Понятие, признаки и виды правонарушений. Правонарушение и объективно противоправное деяние.
Правонарушение - это общественно опасное, виновное противоправное деяние, влекущее правовую ответственность.
Признаки правонарушения:

1) противоправность - правонарушение есть нарушение права, акт противный праву, его нормам;

2) это всегда деяние (действие или бездействие) (действие противоправно тогда, когда нарушаются правовые запреты; бездействие - когда не исполняются юридические обязанности);

4) общественная опасность - состоит в том, что в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства;

5) наказуемость — проявляется в том, что за совершение любого правонарушения предусмотрена юридическая ответственность.
В зависимости от их социальной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.

Проступки классифицируются :

1) на гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, в неисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина);

2) на административные (правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей);

3) на дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций);

4) процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например, неявка свидетеля в суд).

Правомерное поведение и правонарушения являются основными, но не единственными видами правового поведения. Одной из разновидностей нетипичного правового поведения является объективно противоправное деяние - действие, нарушающее нормы права, но не приносящее при этом вреда. Это может быть противоправное деяние недееспособного яйца и безвинное действие. Их нельзя отождествлять с правонарушением, так как отсутствует его важный признак -общественная опасность.
Не будучи правонарушением, объективно противоправное деяние не влечет за собой и мер юридической ответственности. Основным видом государственного принуждения в этом случае служат меры защиты, средства правового воздействия, применяемые в целях восстановления нарушенных прав в отношении обязанных лиц. Например, объективно противоправное деяние невменяемого либо малолетнего влечет за собой применение принудительных мер медицинского или воспитательного характера (ст. 97 УК РФ).

Методические рекомендации по проведению практических занятий


  1. Правомерное поведение: понятие и виды

  2. Понятие и признаки правонарушения

  3. Состав правонарушения

  4. Виды правонарушений

  5. Преступление как вид правонарушения.

Термины для запоминания:


  1. правомерное поведение

  2. правовое поведение

  3. юридически нейтральное поведение

  4. неправомерное поведение

  5. активное правомерное поведение

  6. пассивное правомерное поведение

  7. конформистское поведение

  8. маргинальное поведение

  9. правонарушение

  10. состав правонарушения

  11. субъект правонарушения

  12. объект правонарушения

  13. мотив правонарушения

  14. цель правонарушения

  15. субъективная сторона правонарушения

  16. вина

  17. прямой умысел

  18. косвенный умысел

  19. неосторожность

  20. небрежность

  21. самонадеянность

  22. квалификация правонарушения

  23. преступление

  24. проступок

Методические материалы для текущего и промежуточного контроля


  1. Система признаков правонарушений необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности

  2. Уголовное правонарушение, которое отличается максимальной степенью опасности, посягает на наиболее значимые общественные интересы

  3. Общественно опасное, виновное, противоправное деяние влекущее юридическую ответственность

  4. Совокупность внешних признаков, которые указывают на правонарушение

  1. пассивное

  2. желательное

  3. необходимое

  4. умышленное

  5. допустимое

  1. общественно опасное, виновное, противоправное деяние влекущее юридическую ответственность

  2. система признаков необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности

  3. относительно самостоятельная сфера или область общественного сознания

  4. принцип, метод и режим реализации норм права

  1. Кража, драка;

  2. Взятка, клевета;

  3. Пропаганда национальной вражды;

  4. Все выше перечисленные ответы верны.

  1. Преступление

  2. Проступок

  3. Провинность

  1. Правомерным

  2. Правовым

  3. Неправомерным

  4. Нет правильного варианта ответа

  1. цель

  2. вина

  3. мотив

  4. общественно-вредные последствия

  1. деяние

  2. общественно-вредные последствия

  3. место совершения преступления

  4. вина

  1. вина

  2. причинная связь между деянием и результатом

  3. способ преступления

  4. общественно вредные последствия

  5. праводееспособное физическое лицо, совершившее преступление

  6. прямой умысел

11. Последовательность в порядке возрастания тяжести разновидностей вины

а) прямой умысел

в) косвенный умысел

г) самонадеянность
12. Преступлениями в Российской Федерации могут быть признаны правонарушения:

а) гражданско-правовые деликты, причинившие особо значимый вред государству

б) предусмотренные Уголовным кодексом РФ

в) особо тяжкие административные проступки

г) действия собаки, искусавшей человека по приказу хозяина
13. Признак вины правонарушителя в форме небрежности – это его…

а) противоправное непредвидение возможности вредных последствий своего деяния

в) легкомысленный расчет избежать вредных последствий

г) безразличное отношение к последствиям своего деяния
14. Разновидность вины при совершении правонарушения с предвидением его субъектом возможности нежелаемых им последствий и осознанным их допущением

а) косвенный умысел

в) неумышленная вина

д) прямой умысел
15. Правонарушения по степени общественной опасности делятся на…

Известный российский ученый А. А. Яковлев писал: Точно так же, как правомерное поведение не есть результат правовой информированности, противоправное поведение отнюдь не всегда есть результат правовой безграмотности.

Согласны ли вы с его тачкой зрения? Ответ обоснуйте и подтвердите примерами.

Практическое задание № 2.

Возможны ли в современном законодательстве исключения из этого правила?

Практическое задание № 3.

Практическое задание № 4.

Раскройте содержание этих принципов.

Практическое задание № 5.

К юридической ответственности граждане могут привлекаться с определенного возраста; к гражданско-правовой – частично с 14, полностью с 18 лет; к дисциплинарной - с 16 лет; к административной - с 16 лет; к уголовной - с 16 лет, а за такие преступления, как убийство, нанесение телесных повреждений, причинивших вред здоровью, изнасилование, кража, грабеж и некоторые другие, - с 14 лет.

Предположите, какими мотивами руководствовался законодатель, устанавливая разный возраст людей, достижение которого необходимо для привлечения их к юридической ответственности.

Тема 4. Основы конституционного права

Практическое задание № 1.

Между преподавателями юридического факультета университета возник спор о полномочиях палат Федерального Собрания. Муромцев полагал, что Государственная Дума вправе выдвигать обвинение против Президента РФ с целью импичмента и отрешать его от должности. Савельев считал, что отрешить Президента РФ от должности вправе лишь Совет Федерации.

Кто из них прав?

Практическое задание № 2.

Назовите, кто из указанных лиц обладает правом законодательной инициативы:

2) премьер- министр;

3) депутаты Государственной Думы;

4) Генеральный прокурор РФ.

Практическое задание №3.

Укажите, какие из перечисленных ниже нормативных актов принимает Правительство РФ:

1) Конституция РФ;

Практическое задание №4.

Между учащимися колледжа технологии и права разгорелся спор о том, как формируется Конституционный Суд Российской Федерации. Блинов считал, что судьи Конституционного Суда РФ назначаются Президентом России. Гудков полагал, что они избираются Государственной Думой РФ, а Жданов отметил, что судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Кто из них прав?

Практическое задание № 5.

Придя на избирательный участок, Каледин обнаружил ошибку в своем имени в списке избирателей. Он обратился к председателю участковой комиссии с просьбой внести необходимые изменения в список. В этой просьбе ему было отказано.

Как должен поступить в данной ситуации Каледин?

Практическое задание № 6.

Экономист Пчелинцев решил оформить заграничный паспорт для поездки на Олимпийские игры в Грецию. Однако в выдаче заграничного паспорта ему было отказано, ввиду того, что он лишен родительских прав и в настоящее время нигде не работает.

Правомерны ли такие действия?

Практическое задание №7.

Гражданка РФ Перова вступила в брак с гражданином Анголы Ф. Сантушем, который учился в одном из вузов г. Воронежа. После завершения обучения супруги уехали на родину мужа. Через некоторое время Перова приобрела гражданство республики Ангола.

Прекратится ли в этой связи у нее гражданство РФ?

Практическое задание № 8.

Сморчков неоднократно публично призывал к насильственному захвату власти, чем совершил действия, предусмотренные ст. 280 УК РФ.

Можно ли лишить Сморчкова гражданства РФ?

Практическое задание № 9.

Биолог Хлебникова, выйдя замуж за испанца, уехала на его родину. Будучи беременной, она вернулась в г. Астрахань навестить родителей, где родила сына.

Какое гражданство приобретет ребенок?

Практическое задание № 10.

Проживающий в России индонезиец М. Джумаини, имеющий статус лица без гражданства, подал в установленном законом порядке заявление о приеме в гражданство РФ.

Какое решение должно быть принято по данному заявлению, если известно, что М. Джумаини дееспособен, достиг 18 лет и является законопослушным гражданином?

Необходимо ли наличие каких-либо иных условий для положительного решения этого вопроса?

Практическое задание № 11.

Гражданин Ирака А.Хусейн, проживающий в г. Ставрополе, ранее имел российское гражданство. Поскольку он отвечал требованиям, необходимым для получения гражданства РФ иностранными гражданами, А. Хусейн обратился с соответствующим заявлением о восстановлении в гражданстве.

Каков должен быть срок его проживания на территории РФ для удовлетворения такого ходатайства?

Практическое задание № 12.

Подлежит ли удовлетворению такое ходатайство?

Практическое задание № 13.

Сенин, 40 лет, имеющий гражданство Украины и пять лет проживающий на территории Российской Федерации, в 2015 г. решил выдвинуть свою кандидатуру для участия в выборах на должность мэра города.

Название работы: ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Неправомерное поведение в теории права принято называть правонарушением. Последняя наступает тогда когда есть состав правонарушения то есть необходимые и достаточные признаки для наступления юридической ответственности. Отличие же правонарушения от аморального проступка проводится прежде всего по признаку противоправности.

Дата добавления: 2015-02-14

Размер файла: 63.5 KB

Работу скачали: 1 чел.

Тема 24: «ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.

  1. Правовое сознание и правое воспитание.
  2. Правовая культура.
  3. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
  4. Правомерное поведение.
  5. Понятие, признаки, состав правонарушения.
  6. Виды правонарушений.

5. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Под поведением понимается взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное его двигательной (физической) и психической активностью.

Относительно права поведение людей может быть юридически нейтральным (безразличным) и юридически значимым. Юридически нейтральное поведение не регулируется правом и не влечет за собой юридических последствий. Юридически значимое поведение регулируется правом и может, как соответствовать правовым нормам, так и не соответствовать им. В первом случае речь идет о правомерном поведении, во втором - о правонарушении.

Правомерное поведение - это законопослушное поведение, соответствующее предписаниям правовым норм (очень важно обратить внимание на тот факт, что правомерное поведение, как правило, является поведением общественно полезным и социально значимым).

Основные классификации правомерного поведения подразделяются на следующие группы:

  • Активное и пассивное
  • Сознательное, конформистское или правомерное поведение под страхом государственного принуждения
  • Необходимое (желательное) и социально допустимое

Правомерное поведение может быть активным и пассивным. Активное поведение имеет место в случае реализации управомочивающих либо обязывающих юридических норм. Пассивное поведение связано с воздержанием от запрещенных действий.

В зависимости от характера мотивации законопослушного субъекта права различают:

3) правомерное поведение под страхом государственного принуждения - вид поведения, при котором субъект права исполняет требования юридических норм, боясь применения санкций со стороны государства.

По объективной стороне правомерное поведение подразделяют на необходимое (желательное) и социально допустимое. Примером последнего может служить такое правомерное, социально допустимое, но нежелательное поведение, как развод супругов.

6. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Неправомерное поведение в теории права принято называть правонарушением. Правонарушение представляет собой разновидность антисоциального поведения.

Правонарушение - это противоправное, виновное деяние деликтоспособных лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Правонарушение характеризуется рядом признаков:

  1. правонарушение есть акт поведения, выражающийся в действии или бездействии. Мысли, интеллектуальная деятельность, желания человека, если они не воплотились в его поступках, не могут считаться правонарушением;
  2. правонарушение - это противоправное деяние, т.е. деяние, запрещенное нормами права. Противоправность имеет место и при неисполнении юридической обязанности. То, что правом не запрещено, не является правонарушением. Не является правонарушением неиспользование лицом своих субъективных прав, если такое использование поставлено в зависимость от личного желания или усмотрения лица;
  3. правонарушение всегда наносит обществу определенный вред и потому в той или иной степени опасно, нежелательно;
  4. не всякое противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, может быть признано правонарушением, а только то, которое совершено по вине этого лица;
  5. правонарушение может быть совершено только деликтоспособным лицом. Деликтоспособность означает правовую возможность человека самостоятельно осуществлять свои юридические обязанности и нести за них юридическую ответственность. Деликтоспособность зависит от возраста и психологического состояния человека;

6) правонарушение теснейшим образом связано с юридической ответственностью. Последняя наступает тогда, когда есть состав правонарушения, то есть необходимые и достаточные признаки для наступления юридической ответственности.

Чем правонарушение отличается от аморального поступка? Социальные ценности общества охраняются не только правом, но и моралью. Мораль и право не противопоставляются друг другу: аморальным является все то, что опасно для общества в самом широком смысле этого слова. Отличие же правонарушения от аморального проступка проводится прежде всего по признаку противоправности. Если правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения, то нарушение моральных норм предполагает моральное осуждение со стороны других лиц. Результатом такого осуждения может явиться чувство стыда у лица, совершившего аморальный проступок. К тому же степень общественной опасности аморального проступка значительно ниже опасности правонарушения. Фактически правонарушение представляет собой разновидность аморального поведения, которое необходимо искоренять мерами государственного принуждения. Например, ложь является аморальным проступком и подлежит осуждению со стороны членов общества. Однако если она заключается в том, что лицо дает ложные показания в суде, то такая ложь уже считается правонарушением.

Правонарушение состоит из следующих элементов:

а) объект правонарушения - это охраняемые правом явления окружающего мира или общественные отношения, на которые направлено противоправное деяние. Объектом правонарушения могут выступать социальные и личностные ценности, которым противоправным деянием наносится ущерб. Так, объектом хулиганства является такая социальная ценность, как правопорядок, оскорбление наносит ущерб личной ценности - достоинству;

б) субъект правонарушения - это лицо, совершившее правонарушение. Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Основное требование к физическим лицам - вменяемость и достижение определенного возраста. Субъектом правонарушения в уголовном праве может быть только физическое лицо;

в) объективная сторона правонарушения - это то, чем правонарушение проявляет себя вовне. Ее образуют все те элементы противоправного поведения, которые характеризуют правонарушение, а именно:

  • деяние как акт волевого поведения, которое выражается как в форме активного действия, так и бездействия. Юридическая ответственность за деяния, которые выражены в форме бездействия, наступает в том случае, когда на лицо возлагается юридическая обязанность совершить те или иные действия, но оно не совершило их несмотря на то, что должно было и могло действовать;
  • общественно опасные последствия. В результате всякого правонарушения нарушается правопорядок как таковой. Оно причиняет обществу или его членам материальный или нематериальный вред;
  • причинная связь между деянием и результатом. Ее установление очень важно при рассмотрении уголовных дел. Например, необходимо исследовать причинную связь между преступным поведением правонарушителя, выразившимся в нанесении удара ножом потерпевшему, и смертью последнего - ведь возможно, что его смерть вызвана другими причинами.

Факультативными (дополнительными) элементами объективной стороны могут быть место, время, орудие, способ и обстановка совершения правонарушения;

г) субъективная сторона правонарушения, которую образует вина. Вина - это психическое отношение субъекта к своему противоправному поведению и к его последствиям. Психически здоровый человек способен, исходя из окружающей обстановки, сознательно определить свое поведение, выбрать из нескольких его вариантов тот, который находится в соответствии с интересами общества. Лицо должно предвидеть последствия своего поведения. Но при назначении юридической ответственности к вине относятся дифференцированно.

Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел бывает прямой и косвенный. При прямом умысле лицо сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления. При косвенном умысле правонарушитель сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий и хотя и не желает их наступления, но сознательно допускает или относится к ним безразлично.

Неосторожность также делится на два вида: самонадеянность и небрежность. При самонадеянности лицо сознает общественную опасность своего деяния, предвидит наступление вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. При небрежном совершении правонарушения лицо не сознает, либо сознает не в полной мере общественную опасность своих деяний, не предвидит наступление вредных последствий, хотя должно сознавать и предвидеть.

В ряде случаев факультативными элементами субъективной стороны правонарушения могут быть его мотив и цель. Мотив представляет собой то побуждение, которым руководствуется лицо во время совершения правонарушения. Цель - это представление субъекта о результате совершаемого правонарушения.

Соответствие деяния всем признакам состава правонарушения называется квалификацией правонарушения. Деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения только в том случае, если имеются все элементы его состава. Отсутствие какого-либо из признаков, образующих в своей совокупности состав правонарушения (например, вины), приводит к тому, что оно не может считаться правонарушением и не влечет за собой установленную законом ответственность.

7. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступлением называется общественно опасное правонарушение, запрещенное уголовным законодательством, которое наносит вред основам общества - основным правам и свободам граждан, государственному строю. Противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом, относятся к другому виду правонарушений - проступкам.

Проступок представляет собой менее опасное противоправное деяние. Проступки делятся в зависимости от характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций на:

а) административные проступки - правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности и др.);

б) дисциплинарные проступки - противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины;

в) гражданские правонарушения (деликты) - правонарушения, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок.

Читайте также: