Тимашев н с право как коллективно психологическая реальность

Обновлено: 02.07.2024

О Николае Сергеевиче ТИМАШЕВЕ (1886 – 1970)

Н.С. ТИМАШЕВ: русская тема

Я не буду останавливаться на социологии права Тимашева, это дело специалистов. А вот его культурологические работы и сегодня остаются важными для широкой аудитории в определении того, что же случилось с Россией в прошлом веке — что и почему.

Масштаб разработки этой темы Николаем Сергеевичем Тимашевым широк — от проблем современной мировой культуры и места России в ней, от вопросов, связанных с судьбой Русской православной церкви в идеологическом советском государстве, до освещения частных моментов международной политики, хода военных действий Второй мировой, вопросов демографии и др. Попробуем несколько систематизировать его взгляды.

Здесь мы видим, как на конкретную национальную историю России накладывается общая тимашевская идея волнообразного развития культуры/цивилизации.

Итак, вернемся к теме России. Что же, по мнению Тимашева, в действительности произошло с Россией в 17-м и что ожидает в будущем?

Мы вряд ли можем говорить о чисто религиозном наполнении этого прогно-за Тимашева, в его понимании христианская традиция русской культуры есть смесь собственно религиозной традиции и светской гуманитарной просвещенческой, возникшей в результате переработки религиозных же фундаментальных понятий морали и личности. Однако нельзя забывать тот факт, что Тимашев был глубоко верующий человек (вполне воцерковленный, исполнявший все обряды Русской православной церкви, духовным отцом его был о. Сергий Булгаков), идеи русского религиозного ренессанса начала ХХ века были ему не чужды, поэтому и в культурологии Тимашева четко и ясно прослеживается отстаивание духовного христианского наследия России как залога и гаранта ее спасения.

Вообще же, считал Тимашев, коммунистическая власть или падет, или изживет свойственный ей догматизм (нужно ли здесь говорить о том, что история вполне подтвердила прогноз Тимашева?). Оказался Тимашев прав и в том, что даже заигрывание большевиков с народами Российской империи, обещание дать равноправие через федерацию, в конечном итоге заработало против них: федерация, основанная на чисто этническом принципе, невольно тоже придала особое значение фактору культуры в регионах — национальной культуры, в данном случае 28 . Ту же гипотетическую возможность свободного развития России видит Тимашев и в Конституциях 1923, 1936 гг., куда было включено несколько принципов, применимых в свободном обществе; в них Тимашев видел теоретическую возможность отказа от догм и реализацию принципа федерализма.

Тут мы опять должны обратиться к цивилизационной системе Сорокина — в частности, к разработанному ученым понятию культурного менталитета. Выстраивая свою классификацию культур (идеационная, идеалистическая, чувственная), Сорокин говорит о том, что каждая из них обладает своим собственным менталитетом, своей собственной системой истины и знания, философией, своим типом религии, своей собственной системой праведного и неправедного, своими формами искусства и литературы, нравами, законами, нормами поведения, своими доминирующими формами общественных отношений, экономическими и политическими организациями и, в конце концов, собственным типом человеческой личности, с особой ментальностью и поведением. 39

1. Тимашев Н. Сила и слабость России. НЖ, №2, 1942.

2. Тимашев Н. Война и религия в советской России. №5, 1943.

3. Тимашев Н. После Москвы и Тегерана. НЖ, №7, 1944.

4. Тимашев Н. Мысли о послевоенной России. НЖ, №10, 1945.

5. Тимашев Н. Противоречия во внешней политике СССР. НЖ, №11, 1945.

6. Тимашев Н. Две идеологии. НЖ, №53, 1958.

7. Тимашев Н. Реформы в советском уголовном праве. НЖ, №56, 1959.

8. Тимашев Н. Два юбилея. НЖ, №69, 1962.

9. Тимашев Н. О сущности советского государства. НЖ, №76, 1964.

10. Тимашев Н. Как возникают войны? НЖ, №90, 1968.

11. Тимашев Н. Научное наследство П.А. Сорокина. НЖ, №92, 1968.

12. Timashev N. Religion in Soviet Russia, 1917-42. NY, 1942, 171 p.

13. Timashev N. The Great Retreat. NY, 1946, 470 p.

15. Полторацкий Н.С. Тимашев о путях России. НЖ, №84, 1966.

16. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. М., Прогресс, 1994.

17. Сорокин П. Причины войны и условия мира. НЖ, №7, 1944.

19. Федотов Г. Запад и Россия. НЖ, № 11, 1945.

22. Джонсон Барри В. Экзистенциальная феноменология и социология Питирима Сорокина. См.: Журнал социологии и социальной антропологии, 1999, т.2, вып.2.

23. Тириакьян Э.А. Питирим Сорокин — мой учитель и пророк современности. См.: Журнал социологии и социальной антропологии, 1999, т.2, вып. 2.

24. Голосенко И.А. Питирим Сорокин как историк социологии. См.: Журнал социологии и социальной антропологии, 1999, т. 2, вып. 2.

25. Sorokin P.A. Sociocultural Causality Space and Time. Durham, N.C.:Duke University Press, 1942.

2 Под ред.П. Сорокина и Н. Полторацкого. НЙ., 1965.

3 Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. М., Прогресс, 1994, с. 14-16.

4 Тимашев Н.С. Научное наследство П.А. Сорокина. НЖ, №92, 1968, с. 279.

5 Тимашев Н.С. Научное наследство П.А. Сорокина. НЖ. №92, 1968.

9 Федотов Г. Запад и Россия. НЖ, № 11, 1945, с. 209.

11 Сорокин П. Причины войны и условия мира. НЖ, №7, 1944, с. 245.

12 Это явление мы и наблюдаем. Правда, как вся наша эпоха, так и это явление международной политики периода глобализации освобождено от всякой религиозной или моральной нагрузки. Но такая подмена задачи силового внедрения общих высших абстрактных ценностей задачейпросто силового диктата не кажется неожиданной. Абсолютный идеализм, как известно, на практике вмещает и идею диктатуры.

15 Федотов Г. Запад и Россия, НЖ, № 11, 1945, с. 206.

16 Там же, с. 207.

20 Федотов Г. Запад и Россия, с. 190.

21 Там же, с. 195.

22 Там же, с. 208.

23 Полторацкий Н.П. Н.С.Тимашев о путях России. НЖ, №84, 1966, с. 257.

24 Тимашев Н. Мысли о послевоенной России. НЖ, №10, 1945, с. 258.

25 Там же, с. 259.

26 См. Полторацкий Н.П. Н.С. Тимашев о путях России, с. 261.

27 Там же, с. 262.

30 Тимашев Н. Сила и слабость России. НЖ, №2, 1942, с. 195.

31 Там же, с. 196-197.

32 Там же, с. 205.

33 Тимашев Н. Мысли о послевоенной России, с. 177.

34 Рец.: Книги о советской России. НЖ, №14, 1946, с. 324-325.

35 Тимашев Н. Мысли о послевоенной России, с. 181.

36 Там же, с. 264.

39 По мнению Сорокина, чем дольше преобладает одна ментальность, тем больше растет число аномалий. Аномалии становятся в определенный момент преобладающими и — все меняется. Этот бесконечный цикл Сорокина явился результатом его поисков Интегральной истины. Подобная форма знания объединяет эмпирические истины чувств, рациональные истины разума и сверхрациональные истины веры. В интегральной философии культуры изменяются вследствие необходимости более адекватного соответствия основным вопросам жизни. Интегрализм выступает в качестве объединительного начала истин науки, разума и интуиции. Интегрализм выступает средством, обеспечивающим возможность осмысления жизни, космоса и роли в них человечества.


Как отмечает автор очерков, на рубеже XIX и ХХ веков в России, как и во всем мире, нарастало разочарование в государственном устройстве, культуре, философии и праве. В поэзии, философии, праве и других областях духовной деятельности появлялись вызванные этим взгляды и идеи, касающиеся путей и целей изменения мира, государства и общества. Наступил Серебряный век, в том числе и в праве.

Выдающиеся мыслители Серебряного века П.А.Сорокин, Н.С.Тимашев и Г.Д.Гурвич, начав свой творческий путь как юристы, смогли внести значительный вклад в развитие мировой социологии. Все трое пытались ответить на вопрос, волновавший многие поколения юристов: что такое право? Став после революции 1917 года эмигрантами поневоле, они обогатили мировое право и социологию уже, увы, в качестве иностранных ученых.

Примечание: Данные публикации не содержат ссылки на первоисточники в силу специфики подачи материала, но все ссылки представлены в книгах.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК ПРАВА

Глава 5. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК И РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

§ 1. Несколько вводных слов

Серебряный век права подарил нам интересную и весьма напряженную дискуссию между адептами иррационального и рационального подходов к правовой аксиоматике.

Рационалисты, тесно связанные с германо-австрийской философской и социологической школами, видели источником права процессы, происходящие в обществе.

В историческом плане проиграли оба подхода, поскольку пришедшие к власти большевики, так сказать, разогнали и тех, и других и провозгласили смерть права как явления в обозримом будущем.

Если представители иррационалистических подходов к поиску аксиом права ушли из жизни практически одновременно с окончанием Серебряного века, то молодая поросль правоведов, начинавших свой творческий путь в качестве адептов позитивистской школы, сумели сохранить дух этого замечательного времени практически до наших дней. Они смогли значительно развить социологический и психологический подходы, существенно расширив взгляд на изучаемый предмет, активно включая в рассмотрение такие понятия, как ценности, мораль, справедливость, добро, до этого интересовавшие преимущественно представителей идеалистических направлений. В каком-то смысле можно, как и в случае соловьевской школы, говорить о некоем синтезе двух противоположных течений. Однако если Владимир Сергеевич Соловьев и его последователи осуществляли этот синтез на базе религиозных учений, то здесь мы имеем скорее освоение указанных понятий наукой.

Речь идет прежде всего о таких выдающихся мыслителях, как Питирим Александрович Сорокин, Георгий Давидович Гурвич и Николай Сергеевич Тимашев. Став эмигрантами поневоле, они обогатили мировые право и социологию, увы, уже в качестве иностранных ученых. Начав свой творческий путь как юристы, они закончили его как социологи с мировым именем.

§ 2. Питирим Александрович Сорокин

Сорокин родился 4 февраля 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии в семье сельского ремесленника.

Эсеры были, по современным понятиям, экстремистской и даже террористической организацией и потому находились под пристальным вниманием правоохранительных органов. Поэтому не удивительно, что в 1906 г. Сорокин был арестован и исключен из семинарии. Это несколько охладило его пыл, и от карьеры профессионального революционера он отказался, сосредоточившись на учебе.

В 1909 г. Сорокин получил аттестат об окончании гимназии и поступил в Психоневрологический институт в Санкт- Петербурге. Среди преподавателей института были такие видные ученые, как М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев и В.М. Бехтерев.

Однако связи с партией эсеров он не терял и даже стал одним из ее лидеров. Этому во многом способствовали дружеские отношения с бывшими учителями — М.М. Ковалевским и Л.И. Петражицким, которые познакомили его со многими государственными деятелями, депутатами Государственной Думы и руководителями консервативных и прогрессивных партий. Сорокин вел активную пропагандистскую работу среди рабочих, публиковал многочисленные статьи в партийных и околопартийных изданиях, организовывал эсеровские ячейки на предприятиях. Эта деятельность связала его с лидером партии трудовиков в Думе Александром Федоровичем Керенским.

Было ли это малодушием или, наоборот, мудростью зрелого человека, но так или иначе, находясь в камере смертников в Великоустюжской тюрьме, он написал открытое письмо, в котором отрекся от партии эсеров и заявил о прекращении политической деятельности.

С этого момента Питирим Александрович занимается исключительно научной деятельностью.

В октябре 1923 г. П.А. Сорокин получил из США приглашение выступить в нескольких университетах с лекциями о русской революции. Цикл лекций состоялся в начале 1924 г., после чего он был избран профессором университета Миннесоты и работал в этой должности до 1930 г. В 1931 г. Сорокин основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. До 1959 г. он являлся профессором Гарвардского университета. Питирим Александрович Сорокин считается одним из основателей американской социологии, о чем свидетельствует его избрание президентом Американской социологической ассоциации в 1965 г.

§ 3. Николай Сергеевич Тимашев

Его отец — Сергей Иванович был министром торговли и промышленности в правительстве П.А. Столыпина. Сергей Иванович Тимашев скончался в советской тюрьме, что, безусловно, не добавило Николаю Сергеевичу любви к советской власти.

Выпускник Императорского Александровского лицея Н.С. Тимашев поступил в Страсбургский университет. Впоследствии продолжил учебу на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Здесь он познакомился с питомцами Л.И. Петражицкого Питиримом Сорокиным и Георгием Гурвичем, будущими всемирно известными социологами, дружба с которыми продолжалась много лет.

Специализацией Николая Сергеевича было уголовное право. Сразу же после Февральской революции он начал сотрудничать с Временным правительством, участвуя в подготовке проекта нового Уголовного кодекса.

В 1918 г. Тимашева приглашают на должность профессора в Петроградский политехнический институт. Когда вскоре ему предложили читать основной курс по теории права, декан попросил подать курс с социологической точки зрения.

Я выброшен из жизни; я не нужен.

Повсюду сил враждебных торжество.

Хотел бы в бой пойти — но безоружен,

Хотел бы рало взять — но нет его.

О, то пройдет, конечно, что мешает,

И будут снова родине нужны

Бойцы, творцы и пахари; кто знает —

И вдохновенные певцы весны.

О, то пройдет! Но жизнь угаснет раней

В безвестности, ненужности, глуши,

Не искупив наградою страданий

И не исполнив радостью души.

Возможно, в лице Н.С. Тимашева страна потеряла еще и незаурядного поэта.

В Европе Тимашев в основном отдает себя публицистике в жанре, как сейчас бы сказали, советологии. Однако надо отметить, что все его статьи исходили из попыток научного анализа нового советского общества, а не из идеологических посылок.

§ 4. Георгий Давидович Гурвич

Георгий был сыном Давида Николаевича (Натановича) Гурвича, директора крупного Русско-Азиатского коммерческого банка. Семья Гурвичей часто меняла место жительства: Новороссийск, Одесса, Ростов-на-Дону, Баку, Рига, Петроград. В ходе этих многочисленных переездов состоялось несколько знаменательных встреч юного Георгия со своими сверстниками, ставшими впоследствии заметными фигурами в истории нашей страны.

В рижской Николаевской гимназии Георгий Гурвич дружил с двумя старшими гимназистами — В.В. Ульрихом (1889— 1951) и П.И. Кушнером (1889—1968). Вместе с ними он вступил в кружок социалистов. У Павла Кушнера был жесткий характер. Друзья пророчили ему славу диктатора. Во время гражданской войны Павел командовал Туркестанским фронтом Красной армии, а потом стал профессором этнологии Московского университета. Василию Ульриху, обладавшему, наоборот, мягким характером, в шутку предсказывали карьеру заведующего детским садом. Однако при советской власти он стал сначала председателем Военного трибунала, а затем безжалостным судьей, ведшим громкие процессы Савинкова, Троцкого, Тухачевского и др. Самому Гурвичу из-за его резонерства друзья пророчили карьеру адвоката или профессора, и на этот раз не ошиблись.

После окончания гимназии Гурвич в 1912 г. поступил на юридический факультет Юрьевского (Тартуского) университета, где учился в течение трех лет. Как в лицее, так и в университете молодой Гурвич состоял в социал-демократических кружках. В студенческие годы Гурвич входил в секцию меньшевиков в Юрьевском университете.

В 1915 г. семья Гурвичей переезжает в Петроград, и Георгий продолжает обучение на юридическом факультете Петроградского университета.

В 1922 г. он перебирается в Чехословакию, президент которой, Томаш Масарик, известный социолог, к тому же русофил, принял живое участие в создании Русского юридического факультета в Праге, с которым в разное время сотрудничали все три наших героя. Однако страсть к перемене мест, обретенная Гурвичем еще в детстве, не давала ему усидеть на месте. С 1925 г. Г.Д. Гурвич постоянно жил во Франции, преподавал в Сорбонне и других университетах и институтах страны. Кроме того, он являлся генеральным секретарем Международного института социологии права в Париже (1931—1940). После капитуляции Франции во Второй мировой войне (октябрь 1940 г.) Гурвич уехал в Нью-Йорк, где возглавлял Французский институт социологии. В 1944—1945 гг. он читал курс социологии в Гарвардском университете.

По возвращении во Францию в 1945 г. Гурвич становится одной из главных фигур во франкоязычной социологии, он основал Центр социологических исследований и лабораторию социологии познания и морали. С 1960 по 1963 г. Гурвич занимал ответственный пост президента Национального центра координации исследований Франции.

§ 5. Правоведы-социологи

Трое выпускников юридического факультета Санкт- Петербургского (Петроградского) университета, воспитанники одних и тех же учителей, люди Серебряного века в общекультурном смысле этого слова, смогли внести значительный вклад в развитие мировой социологии, хотя начинали как юристы. Сорокин и Тимашев свои дипломные работы посвятили уголовному праву, а Гурвич изначально интересовался философией права, избрав в качестве своей дипломной работы общий анализ политической доктрины Ж.-Ж. Руссо.

Поэтому, учитывая влияние социальных процессов на формирование и функционирование права, трудно было абстрагироваться от таких понятий, характеризующих духовную сферу жизни, как религия, мораль, нравственность, совесть, справедливость и т.д., т.е. от того подхода к праву, который с порога отвергался тогдашними позитивистскими учениями как ненаучный. Не следует также забывать, что это были люди, травмированные двумя революциями и двумя мировыми войнами, а потому гуманистическая составляющая была для них особенно важна. В итоге их учения, хотя и отличаются во многих аспектах, имеют общую особенность: они построены на базе социологических исследований с включением результатов идеалистического подхода.

Сорокин выделяет два противоположных типа этики и соответствующей им культуры — идеакратическую и чувственную. Для идеакратической культуры характерен акцент на нематериальной основе действительности, на духовных потребностях (спасение души, служение людям и т.п.), на освобождении личности от рабства вещам. Отсюда следует, что истина абсолютна и вечна, что она постигается только внутренним духовным опытом.

Сорокин приводит скрупулезно рассчитанные таблицы и график, свидетельствующие о таких переходах примерно раз в тысячелетие. Его оценку влияния этих переходов на право как систему деятельности мы учитывали в наших очерках по истории права. По мнению Сорокина, рубеж XIX—XX вв. знаменует как раз такой переход. Об этом свидетельствует и краткий исторический обзор этого периода, приведенный в начале названных очерков.

Концепция смены ценностной ориентации социума как механизма исторического процесса была впоследствии, как в социально-экономическом, так и в социально-психологическом аспекте, развита известным российским историком Игорем Михайловичем Дьяконовым (1914—1999). Замена ценностей на антиценности в его теории является необходимым, хотя и недостаточным условием перехода от одной фазы исторического процесса к другой. Необходимы еще определенный прогресс в развитии технологий, прежде всего производства оружия, а также наличие пассионарных личностей, способных реализовать возникшие условия перехода от одной фазы к другой. В отличие от Маркса он выделяет не четыре, а восемь фаз исторического процесса: первобытную, первобытнообщинную, фазы ранней древности и имперской древности, средневековую, стабильно-абсолютистскую постсредневековую, капиталистическую и посткапиталистическую. При этом замена одной фазы на другую происходит не мгновенно, а в течение некоторого периода. Таким образом, разные фазы исторического процесса могут существовать в одно и то же время.

Что касается механизма изменения самой системы ценностей, то он описывается неоднократно упоминавшимся нами выше процессом постоянной модификации культурных норм в процессе человеческой деятельности, приводящим в том числе и к изменению таких культурных стереотипов, как ценности, мораль, справедливость и т.д.

Питириму Александровичу Сорокину в его исследованиях активно помогал Николай Сергеевич Тимашев. В частности, по просьбе Сорокина им был проведен анализ данных об изменении состава преступлений и суровости наказаний в главных странах Европы со времени падения Римской империи. Также по просьбе Сорокина он собрал данные о революциях с V в. по 1925 г.

Примерно в том же ключе, что и П.А. Сорокин, правда, исходя из общефилософских посылов, развивал свою социологическую теорию, частью которой стала и социология права, Г.Д. Гурвич. Правовые воззрения Гурвича были сформированы под действием различных и порой противоречивых интеллектуальных влияний. Это позволяет одним обвинять их в эклектичности, а другим — говорить об их оригинальности. Он синтезировал в своей теории элементы разных правовых концепций, разных типов правопонимания, различных философско-правовых культур.

Подробное описание, а тем более содержательный анализ упомянутых выше социологических теорий не входят в задачу настоящих очерков. Мы лишь отметим важные, на наш взгляд, результаты этих учений, разработанных представителями Серебряного века.

Читайте также: