Термин пособие можно определить как одну из форм граждан выраженной в денежной форме

Обновлено: 02.07.2024

Одним из наиболее распространенных видов денежных выплат, которые получают российские граждане, являются пособия по социальному обеспечению. Они предоставляются при наступлении разнообразных случаев, а именно: болезнь работника или безработица, беременность и роды работающих женщин, рождение ребенка и необходимость ухода за ним, смерть человека и др.

В настоящее время нет общего универсального определения пособия, как нет и единого законодательного акта о нем. Поэтому в литературе имеются разные подходы к формулированию понятия пособия по социальному обеспечению как правовой категории. Так, под социальными пособиями понимаются выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки[81].

Согласно другим взглядам, пособия – это денежные выплаты, отличные от пенсий, компенсаций и субсидий, сохраняющие в определенных случаях (для пособий за счет госбюджета) алиментарный характер, ограниченные временными рамками (единовременными, ежемесячными, периодичными), выплачиваемые в установленных случаях с целью поддержания прежнего материального положения лица (возмещение утраченного заработка, дополнительных расходов), назначаемые с учетом участия в той или иной форме занятости за счет средств внебюджетных фондов, государственного бюджета, муниципальных средств и средств работодателя в размерах, соотносимых с заработком или в твердо установленных суммах[82]. Есть также позиция, согласно которой пособиями считаются денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи[83].

Сравнивая данные определения и анализируя законодательство о пособиях по социальному обеспечению, можно выделить следующие его основные признаки:

♦ денежная форма предоставления;

♦ алиментартный характер отдельных видов пособий;

♦ зависимость права на пособие или его получение в определенном размере от участия в трудовой или иной общественно полезной деятельности;

♦ категории граждан – получателей пособий;

♦ порядок определения размера пособий и др.

Рассмотрим основные из перечисленных признаков.

Несмотря на разность в терминологии, все вышеперечисленные денежные выплаты как социальное материальное благо синонимичны, так как предназначены гражданам и установлены законодательством. Следовательно, их следует включать в систему пособий по социальному обеспечению и обобщенно называть социальными пособиями.

Исходя из приведенных определений пособий выделим их основные признаки.

Гарантированность предоставления пособия обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, право на пособие и его объем как материального блага регулируется законодательством. Это означает, что при наступлении условий (соответствующих юридических фактов), определяющих право на пособие, оно подлежит немедленной и полной реализации. Например, по окончании болезни работник имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности. В случае неисполнения требований законодательства право на пособие должно реализовываться в принудительном порядке. В нашем примере работник имеет право обращаться в суд по поводу выплаты пособия по временной нетрудоспособности, если ему было отказано в его выплате. В этом состоит гарантированность пособия.

Во-вторых, для работника, имеющего право на какой-либо вид пособия, не имеет значения факт наличия или отсутствия финансовых средств для его выплаты. В случае отказа в выплате пособия по этой причине гражданин имеет право на защиту нарушенного права на социальное обеспечение двумя способами: в административном порядке (путем обращения в вышестоящий орган, осуществляющий выдачу пособия) и в судебном порядке.

Цель назначения пособия – возместить гражданам доход (или заработок), связанный с выполнением ими трудовой, профессиональной или иной общественно значимой деятельности в случаях его временной утраты или снижения размера. Это происходит, например, при временной нетрудоспособности, беременности и родах работающих лиц или их безработицей, а также в целях оказания помощи семье в содержании детей, например в связи с рождением ребенка, уходом за детьми и пр. Кроме того, в жизни человека возникает необходимость в возмещении повышенных расходов единовременного характера, например при погребении умершего и пр. В последние годы появились пособия, предназначенные для возмещения причиненного здоровью вреда – пособия военнослужащим и членам их семей при стойкой утрате военнослужащим трудоспособности или его смерти; пособия детям погибших военнослужащих, участвующих в борьбе с терроризмом, а также гражданам, привлеченным к борьбе с терроризмом; пособия при возникновении поствакцинальных осложнений в результате иммуннопрофилактики инфекционных заболеваний.

Основания предоставления пособия. Основания установлены законодательством. Так, по Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, например в случае болезни, для воспитания детей, под защитой государства находится материнство, каждый имеет право на защиту от безработицы. Каждому гарантируется социальное обеспечение и в иных случаях, установленных законом, например при рождении ребенка, смерти члена семьи и т. д. Иными словами, социальные пособия выделяются по тем жизненным обстоятельствам (фактам), которые вызывают необходимость их предоставления. Такие факты отражаются в названиях соответствующих пособий, например пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка и пр.

Продолжительность выплаты пособия зачастую отражается в его названии, например, ежемесячные – ежемесячные пособия на ребенка, единовременные – единовременное пособие при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью и периодические – пособия по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности.

Законодательная закрепленность пособия свидетельствует о нормативном установлении данной выплаты. Пособия могут устанавливаться не только в федеральном, региональном и муниципальном законодательстве, но также и на уровне организаций, предприятий в локальных нормативных актах (коллективных договорах). Однако локальная форма закрепления пособий в силу разных причин в большинстве случаев работодателями не используется. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, пособия, выплачиваемые органами муниципальной власти из местных бюджетов, не должны включаться в систему социальных пособий. То же относится и к пособиям, которые устанавливаются на основании соглашения, коллективного или трудового договора между работником и работодателем и выплачиваются за счет средств последнего. Поэтому пособия, выплачиваемые в рамках муниципальной и локальной форм социального обеспечения, нельзя отнести к социальным (государственным) пособиям, но они входят в систему пособий по российскому праву социального обеспечения и могут рассматриваться в качестве дополнительных.

Финансовые источники , из которых выплачиваются пособия, различны: а) централизованные внебюджетные фонды обязательного социального страхования (ФСС России, ПФР). Средства фондов формируются за счет отчисляемых страховых взносов работодателями, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и др. Тарифы страховых взносов дифференцируются с учетом вероятности наступления страховых рисков. По существу они являются составными частями единого социального налога; б) бюджетные ассигнования (федеральные, региональные, муниципальные); в) средства работодателя в том случае, если выплата пособий (сверх тех, что предусмотрены законодательством) в качестве меры дополнительной поддержки работников предусмотрена соглашениями, коллективными договорами, трудовым договором между работником и работодателем.

По общему правилу размер пособия не зависит от продолжительности страхового стажа женщины и устанавливается в размере ее среднемесячного заработка (стипендии, денежного довольствия), за исключением одной категории женщин – женщин, не имеющих шести месяцев страхового стажа. С 1 января 2007 г. они получают пособие в размере минимальной оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2007 г. также были изменены условия предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет (теперь оно называется ежемесячным пособием по уходу за ребенком), в связи с чем право на его получение имеют все российские граждане независимо от факта их участия в системе обязательного социального страхования. Следовательно, данный признак присущ современным российским пособиям лишь в определенных случаях.

Категории граждан – получателей пособий . В зависимости от этого признака различают пособия только работающим гражданам и иным категориям занятого населения и пособия для всех граждан. К примеру, пособие по временной нетрудоспособности наемным работникам выплачивается за счет средств обязательного социального страхования, но такое же пособие лицам, проходящим военную и приравненную к ней другую службу, выплачивают за счет средств государственного бюджета. Пособия для всех граждан выплачивается независимо от статуса лица. Например, единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается всем. В то же время имеется ряд пособий, которые выдаются некоторым категориям граждан, но из разных финансовых источников. Таковым является, например, пособие по беременности и родам. Оно выплачивается как работающим женщинам (по найму) и проходящим военную службу, службу в органах внутренних дел, так и безработным женщинам при выполнении ими определенных условий и пр. Первым названным категориям лиц оно выплачивается за счет средств обязательного социального страхования, вторым – за счет ассигнований из государственного бюджета и т. п. Это свидетельствует о том, что имеется классификация пособий по смешанным критериям: по видам пособий и их целевому предназначению и значимости.

Таким образом, ни один из вышеназванных признаков не является общим, родовым, универсальным для выявления сущности современных социальных пособий. В то же время они могут быть использованы в качестве уточняющих, дополнительных признаков при характеристике отдельных видов социальных пособий.

С учетом изложенного можно дать следующее общее определение социальных пособий: это гарантированные периодические, ежемесячные или единовременные денежные выплаты, предоставляемые гражданам за счет средств обязательного социального страхования и ассигнований из государственного бюджета в целях их материального обеспечения в связи с утратой заработка (или иного дохода) вследствие временной нетрудоспособности, беременности и родов, безработицы; материальная поддержка гражданам, имеющим детей, и в других случаях, указанных в законодательстве.

Изложенные выше признаки можно считать критериями для классификации пособий как системы денежных выплат по социальному обеспечению. Система социальных пособий, установленных федеральным законодательством, может быть представлена в следующем виде:

♦ пособие по временной нетрудоспособности (в том числе пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком);

♦ пособие по временной нетрудоспособности (в том числе пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком при карантине);

♦ пособие по беременности и родам;

♦ единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

♦ единовременное пособие при рождении ребенка;

♦ единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

♦ ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

♦ ежемесячное пособие на ребенка;

♦ социальное пособие на погребение (в том числе на умершего несовершеннолетнего и в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности);

♦ единовременное пособие семьям граждан, получивших свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании их беженцами;

♦ единовременное пособие семьям граждан, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами;

♦ единовременное пособие семьям с детьми граждан, погибших при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом;

♦ единовременное пособие семье гражданина, умершего вследствие поствакцинального осложнения;

♦ единовременная страховая выплата семье граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве;

♦ ежемесячная страховая выплата семье граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве;

♦ социальное пособие малообеспеченным семьям, предоставляемое в порядке государственной социальной помощи;

♦ ежемесячное пособие супруге военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать в связи с уходом за детьми по состоянию их здоровья, связанному с условиями их проживания по месту военной службы супругов;

♦ единовременное пособие семье военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, в случае их смерти, наступившей при исполнении обязанностей военной службы;

♦ ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан;

♦ ежегодное пособие детям предыдущей категории на проведение летнего оздоровительного отдыха[84];

♦ пособие по безработице;

♦ единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

♦ ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Итак, в основу построения системы социальных пособий заложены различные критерии их классификации, а именно: их цель, продолжительность выплаты, основания для их предоставления, источник средств, за счет которых выдаются пособия и компенсации, категорий граждан – получателей данных выплат, значимость и роль, которую они играют для граждан, и пр.

Общая характеристика пособий по временной нетрудоспособности. Условия назначения пособий по временной нетрудоспособности. Выплата пособий по временной нетрудоспособности. Размеры пособий по временной нетрудоспособности.

Общие положения о назначении пособий семьям, воспитывающим детей.

Правовое регулирование порядка назначения и предоставления пособий по безработице.

Пособие на погребение.

Понятие пособий, их классификация и назначение.

Правовые нормы, регулирующие обеспечение пособиями представляют собой самостоятельный институт права социаль­ного обеспечения с присущими только им правовыми призна­ками и особенностями, которые дают возможность отграничить их от других видов социального обеспечения.

Пособия - это денежные выплаты, производимые как от­дельным гражданам, так и семьям в целях частичного либо полного возмещения потерянного заработка, а также оказания материальной поддержки в связи с обстоятельствами, призна­ваемыми обществом социально значимыми, на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством.

В отличие от пенсии, которая является источником посто­янных выплат, пособия, как правило, являются помощью, вре­менно заменяющей утраченный заработок или служащей до­полнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).

В литературе по праву социального обеспечения пособия классифицируют по различным основаниям. В частности, по­собия можно классифицировать: по социально-экономической сущности; по социально-правовым основаниям обеспечения; по регулирующим их нормативным актам; по месту и роли в дохо­дах получателей; по порядку установления размера; по срокам выплаты.

Так, по социально-экономической сущности различаются пособия, входящие в систему государственного социального страхования, выплата которых осуществляется за счет средств государственных страховых взносов, и пособия, не входящие в эту систему, выплата которых осуществляется за счет средств бюджета. Большинство пособий входит в систему государс­твенного социального страхования.

По социально-правовым основаниям обеспечения пособия можно разделить на следующие группы (виды): а) по времен­ной нетрудоспособности; б) семьям, воспитывающим детей: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; жен­щинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по ухо­ду за ребенком в возрасте до 3 лет; на детей старше 3 лет; по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18лem в случае болезни матери либо другого лица, факти­чески осуществляющего уход за ребенком; по уходу за ребен­ком-инвалидом в возрасте до 18 лет; при санаторно-курорт­ном лечении ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных ВИЧ; в) на погребение; г) по безработице.

По месту и роли в доходах получателей можно выделить пособия, заменяющие временно утраченный по уважительной причине заработок получателя, и пособия, дополняющие зара­боток получателя, с целью покрытия определенных дополни­тельных расходов. В первую группу входят, например, пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по бере­менности и родам. Во вторую - пособия в связи с рождением ребенка, на детей, на погребение и другие

По порядку установления размера различают пособия, раз­мер которых зависит от размера среднего заработка (дохода) по­лучателя, и пособия, размер которых зависит от размера социальных нормативов (например, минимального потребительско­го бюджета). Так, от размера среднего заработка зависит размер пособия по временной нетрудоспособности.




По срокам выплаты пособия можно разделить на единовре­менные, ежемесячные и периодические.

К единовременным относятся: пособие в связи с рождени­ем ребенка; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беремен­ности и другие.

Ежемесячными, то есть выплачиваемыми регулярно, в тече­ние длительного срока, являются пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на детей старше 3 лет и другие.

К периодическим, выплачиваемым при наступлении соот­ветствующих правовых оснований, в течение сравнительно не­продолжительного срока, можно отнести пособия по временной нетрудоспособности, по беременности иродам, по безработи­це. Относительная длительность выплаты таких пособий, тем не менее, не превращает их в ежемесячные.

Общая характеристика пособий по временной нетрудоспособности. Условия назначения пособий по временной нетрудоспособности. Выплата пособий по временной нетрудоспособности. Размеры пособий по временной нетрудоспособности.

Общая характеристика пособий по временной нетрудоспособности

Одновременно не может назначаться более одного пособия, из тех, которые указаны, по каждому месту работы. Пособия назначаются, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания случаев временной нетрудоспособ­ности, беременности и родов. При обращении за пособиями после окончания указанного срока, они могут быть назначены комиссией по назначению пособий при областных, Минском городском управлениях Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты при наличии уважи­тельной причины пропуска установленного срока.

Пособия выплачиваются за счет средств государственного социального страхования плательщиком обязательных страхо­вых взносов.

Основанием для назначения пособий является листок не­трудоспособности, выданный и оформленный в порядке, уста­новленном законодательством.

Условия назначения пособий по временной нетрудоспособности

Пособия назначаются по каждому месту работы. Положе­нием, утвержденным постановлением Совета Министров от 30 сентября 1997 г. № 1290 установлено, что лица, работаю­щие на основе трудовых договоров, членства (участия) в юри­дических лицах любых организационно-правовых форм (кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств), гражданско-пра­вовых договоров, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собс­твенности, а также осуществляющие трудовую деятельность у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, име­ют право на пособия со дня заключения соответствующего до­говора, начала членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, творческие работники, частные нота­риусы, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, граждане, вы­полняющие работы по гражданско-правовым договорам у фи­зических лиц, имеют право на пособия, если случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов наступили у них после уплаты обязательных страховых взносов в Фонд соци­альной защиты населения в порядке, установленном законода­тельством.

Лицам, у которых названные случаи наступили в период работы (осуществления предпринимательской деятельности) и длились после ее оставления, пособия продолжительностью, установленной Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, назначаются по прежнему месту работы.

Лицам, у которых временная нетрудоспособность в связи с заболеванием или травмой, длящаяся более 30 календарных дней, или случай беременности и родов наступили в течение 30 календарных дней после прекращения трудового договора но уважительным причинам, пособия назначаются в порядке исключения комиссией территориального органа Фонда социальной защиты населения и выплачиваются по прежнему месту работы. Этим же лицам, пособия не назначаются на период вы­платы выходного пособия при увольнении.

Пособие по беременности и родам не назначается лицам, заре­гистрированным в качестве безработных в установленном порядке, которым указанное пособие выплачено службой занятости.

Пособия по временной нетрудоспособности в связи с забо­леванием или травмой, уходом за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни ма­тери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, назначаются на период с первого дня утраты трудос­пособности до дня ее восстановления или установления инва­лидности, но не более чем на 120 календарных дней подряд либо не более чем на 150 календарных дней с перерывами за послед­ние 12 месяцев при повторных случаях временной нетрудоспо­собности в связи с одним либо родственными заболеваниями или травмой, а при заболевании туберкулезом - не более чем на 180 календарных дней подряд или не более чем на 240 календар­ных дней с перерывами за последние 12 месяцев.

Назначение пособий по временной нетрудоспособности на более длительные периоды производится на основании реше­ния МРЭК о продлении лечения.

Положением, утвержденным постановлением Совета Ми­нистров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. № 1290 (пункты 10-25) определены и другие условия назначения граж­данам пособия по временной нетрудоспособности.

В то же время необходимо учитывать, что пособие по вре­менной нетрудоспособности не назначается в следующих слу­чаях: умышленного причинения вреда своему здоровью в целях уклонения от работы или от других обязанностей; при времен­ной нетрудоспособности, наступившей в связи с травмой, по­лученной при совершении преступления; за время принудитель­ного лечения по определению суда (кроме лиц, страдающих психическими заболеваниями); за период нахождения под арес­том, за время судебно-медицинской экспертизы, за время от­странения от работы в случаях, предусмотренных ст. 49 ТК Республики Беларусь, кроме случаев отстранения от работы органами государственного санитарного надзора лиц, являю­щихся бактерионосителями, и в связи с карантином, а также за период временного отстранения работника от должности в соответствии со ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (Временное отстранение от должности); за период, когда за работником сохранялся средний заработок полностью или частично в соответствии с законодательс­твом, кроме периодов простоя, оплачиваемых в соответствии со статьей 71 ТК Республики Беларусь, и служебной команди­ровки; за период отпуска без сохранения заработной платы; за время спора о законности увольнения (в случае восстанов­ления на работе пособие по временной нетрудоспособности выплачивается со дня вынесения решения о восстановлении на работе); в случае наступления временной нетрудоспособности у члена колхоза (сельскохозяйственного производственного ко­оператива) в период невыходов на работу без уважительных причин продолжительностью более 2 месяцев.

Выплата пособий по временной нетрудоспособност и

Лицам, работающим по трудовым договорам, по гражданс­ко-правовым договорам у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на основе членства (участия) в юридичес­ких лицах любых организационно-правовых форм (кроме чле­нов крестьянских (фермерских) хозяйств) пособия назначаются и выплачиваются плательщиком в счет начисленных обязатель­ных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.

Индивидуальным предпринимателям, членам крестьянских (фермерских) хозяйств, творческим работникам, частным нота­риусам, физическим лицам, осуществляющим предусмотрен­ные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, пособия на­значаются органами Фонда социальной защиты населения по месту их регистрации в качестве плательщиков обязательных страховых взносов и выплачиваются в счет начисленных обяза­тельных страховых взносов в Фонд.

Решение о назначении и выплате пособий лицам, выпол­няющим работы по гражданско-правовым договорам у физи­ческих лиц, принимается органами указанного Фонда по месту регистрации названных граждан в качестве плательщиков обя­зательных страховых взносов.

Когда суммы начисленных обязательных страховых взносов недостаточно для выплаты пособий, органами Фонда социаль­ной защиты производится дотация средств на их выплату в ус­тановленном порядке.

Пособия по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных пунктами 17 (пособие по временной нетру­доспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет при его санаторно-курортном лечении, пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 16 лет в случае его санаторно-курортного ле­чения), 18 (лицам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой), 29 (инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним по льготам; участни­кам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, лицам, проживающим (работающим) в зонах эвакуации, первоочередного и последующего отселений, а также выехав­шим (эвакуированным, отселенным) из этих зон и другим ка­тегориям лиц, указанных в данном пункте); и 50 (членам семьи умершего) указанного Положения, а также в связи с травмой назначаются комиссией по назначению пособий, которая созда­ется плательщиком. Комиссией по назначению пособий прини­мается решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности в порядке, предусмотренном Положени­ем, утвержденным постановлением Совета Министров от 30 сентября 1997 г. № 1290

Положение о комиссии по назначению пособий утвержда­ется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. В настоящий момент действует Положение о комис­сии по назначению государственных пособий семьям, воспиты­вающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденное постановлением Совета Министров Республи­ки Беларусь от 6 декабря 2006 г. № 1624.

Суммы пособий, причитавшиеся получателю и оставшие­ся недополученными в связи со смертью, назначаются по день его смерти в равных долях обратившимся членам семьи, про­живавшим совместно с ним на день смерти, а также нетрудос­пособным иждивенцам независимо от того, проживали ли они совместно с умершим. Требования о выплате недополученных сумм пособий могут быть предъявлены в течение шести меся­цев со дня смерти получателя.

При отсутствии членов семьи, проживавших совместно с получателем на день смерти а также нетрудоспособных ижди­венцев, или непредъявлении требований о выплате недополу­ченных сумм пособий в установленный срок, эти суммы вклю­чаются в состав наследства и наследуются в порядке, установ­ленном гражданским законодательством.

Пособия выплачиваются в дни, установленные для выплаты заработной платы. Пособие по беременности и родам выплачи­вается единовременно за весь период, удостоверенный листком нетрудоспособности.

Не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения расходы для выплаты пособий в случаях: исчисления пособий с нарушением законодательства; исчисления пособий на основании листков нетрудоспособности, оформленных с нарушением установлен­ных требований; завышения плательщиком размера пособия по беременности и родам.

Суммы удержаний из пособий производятся в порядке, уста­новленном законодательством.

Споры, связанные с назначением и выплатой пособий, раз­решаются территориальными органами Фонда социальной защиты населения. При несогласии получателей пособий или плательщиков с решением, принятым территориальным орга­ном данного Фонда, они обращаются в Фонд, решение которого может быть обжаловано в судебном порядке.

Размеры пособий по временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 80 процентов среднедневного (среднечасового) зара­ботка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, при­ходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности.

Пособие по беременности и родам назначается в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы.

Минимальный размер пособия по беременности и родам за календарный месяц устанавливается в размере 50 процен­тов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала. Перерасчет пособия производится в связи с изменением бюджета прожи­точного минимума в среднем на душу населения. При этом используется наибольшая величина указанного бюджета про­житочного минимума, утвержденного Правительством Респуб­лики Беларусь за два последних квартала.

11особие по временной нетрудоспособности назначается с первого дня утраты трудоспособности в размере 100 процен­тов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника: инвалидам Великой Оте­чественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним по льготам; участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, лицам, проживающим (работающим) в зонах эвакуации, первоочередного и последующего отселений, а также выехавшим (эвакуированным, отселенным) из этих зон; воинам-интернационалистам, если временная нетрудоспособ­ность явилась следствием ранения, контузии или заболевания, полученного при выполнении интернационального долга, а так­же в случае направления их на лечение в центры медицинской реабилитации воинов-интернационалистов и в другим кате-триям граждан, указанным в пункте 28 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в размере 50 процентов от пособия, исчисленного в соответствии с названным Положением в случаях: временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, причиной которых явилось употребление алкоголя, наркотических или токсических веществ; нарушения режима, установленного врачом или комиссией по назначению пособий, - со дня его нарушения на срок, устанавливаемый комиссией плательщика по назначению пособий и в других случаях, указанных в пункте 29 названного Положения. ,

Пособия исчисляются из среднедневного (среднечасового) заработка за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам.

Размер пособия по беременности и родам не должен превы­шать 70 процентов суммы обязательных страховых взносов, уплаченных в Фонд социальной защиты в период, за который определяется среднедневной доход.

Размер пособия по беременности и родам не должен превы­шать 70 процентов суммы обязательных страховых взносов, уплаченных в Фонд с вознаграждения, из которого исчислялось пособие.

Читайте также: