О чем не велись споры героев романа отцы и дети

Обновлено: 19.05.2024

Роман И.С. Тургенева появился в печати в 1862 году и сразу же вызвал самые разнообразные отклики. О нём писали Герцен, Писарев, Страхов, Адамович и другие критики.

Враждебно отнеслось к роману реакционное дворянство, противоречивые отклики слышались из демократического лагеря. Споры о романе разгорались в основном из-за главного героя Базарова и его идей.

Но если Писарев оценивает роман с точки зрения социалиста, революционера, то критик Н.Н. Страхов старается глубже понять духовный мир Базарова, показать трагизм героя. В своей статье критик не отрицает того, что Базаров оказывается выше, благороднее всех героев романа.

Именно Страхов и Писарев наиболее глубоко поняли и оценили роман Тургенева. Они поняли характер Базарова, приникли в его духовный мир, оценили художественную ценность романа, глубину и оригинальность авторского замысла. ….

6. каковы средства создания психологически напряжённой атмосферы в эпизодах романа?

7. В каких произведениях русской классики звучит мотив неприятия дуэли как жесткого способа отстоять свою правоту?

8. В чём неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы, по замыслу авторов, проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?

10. Почему пребывание Пьера в плену – самое мучительное и трудное и одновременно самое счастливое время его жизни?

12. Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства?

13. Почему, изображая Кутузова в романе, Толстой намеренно избегает героизации образа полководца?

14. В чём причины антипатии Толстого к Наполеону?

15. Автор романа утверждает: красоты и счастья нет там, где нет простоты, добра и правды. Как эта идея выражена в образе Наташи Ростовой?

16. Почему дуэль с Долоховым стала причиной происшедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота.

Совершенство композиции. Основными событиями сюжета являются войны 1805 и 1812 г. Вокруг этих события сосредоточены все частные сюжетные линии. Непрерывность сюжетного развития – основной принцип композиции. Первый том – события 1805- начала 1806 года; второй том – 1806-181 годы; третий и четвёртый (кроме эпилога) – 1812 г. Таким образом, подчёркивается значимость 1812 года. В первом томе – предыстория героев, его можно расценивать как экспозицию. Особое значение имеет Аустерлицкое сражение: именно здесь сталкиваются ложные представления об историческом развитии, об эгоистической цели жизни с вечной правдой любви и сострадания, возникает конфликт между личным и общим, между ложью и правдой. Во втором томе завязываются основные сюжетные линии: князь Андрей - Наташа, Пьер – Наташа. Герои проходят испытание любовью, страстью, надеждой и разочарованием. Они заняты своим личным счастьем. Второй том завершается Пьером, всматривающимся в ночное небо после объяснения с Наташей, а первый том – князем Андреем, глядящим в бессмертное небо Аустерлица. Это принцип композиционного параллелизма. Он станет основным в третьем и четвёртом томах. Ранение князя Андрея на поле Бородина – ранение при Аустерлице, встреча Пьера с Платоном Каратаевым – встреча с масоном Иосифом Алексеевичем, вечер в салоне А.П. Шерер и именины у Ростовых. Несколько кульминаций, которые завершаются общей развязкой – смерть князя Андрея, женитьба Пьера на Наташе, Николая Ростова на княжне Марье. Ещё одна особенность композиции – значимость эпизодов, которые можно рассматривать как фундамент произведения.

Болконские.Аристократизм, интеллигентность, широта политической мысли, подлинная забота о государственных интересах, строгая требовательность по отношению к себе и к окружающим, гордость, долг, честь, благородство, патриотизм. Старый князь гордится своим происхождением, любит порядок во всём, сдержанность чувств, великодушие, достоинство, отсутствие чопорности. Сентиментальности, постоянно трудится (пишет новый военный устав, работает на станке, занимается с дочерью). Следит за всеми событиями, происходящими в стране и в мире.. Главными добродетелями считает ум и деятельность, Следует во всём своим убеждениям. Разбирается в людях. Представители: князь Андрей, княжна Марья, Николенька.

5. Роман-эпопея: крупные события (1805 – 1821 г.г.), более 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр 1, Сперанский, Ростопчин, Багратион), есть вымышленные герои, все слои русского общества (высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, купечество, крестьянство), несколько сюжетных линий, отсутствуют границы между документальным описанием событий и художественным вымыслом.

6. Проблематика романа:

· законы, управляющие миром,

· противопоставление истории и жизни отдельного человека,

· основа бытия не зависит от тех ситуаций, в которые человека ставит любое значимое историческое событие;

· торжество нравственности над грубой силой,

· поиск смысла жизни, путь к совершенствованию и пониманию самого себя,

· семья и воспитание и др..

8 Типология героев. Любимые герои – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Главный объект изучения – душа человека, путь, который проходит душа человека в стремлении к высокому, стремлении познать себя.

11. Приёмы психологического анализа:

· способность к самосовершенствованию,

· диалектика души (мгновенные изменения душевного состояния человека),

· отношение к семье, любви, природе (умение-неумение любить, брак – выгодная сделка – любовь, самоотдача),

· сны героев (видят свои слабости, приходит решение проблем, сон князя Андрея, Пети Ростова.

Капитан Тушин. Нет героического в его портрете. Робость. В нём много доброго, нет ничего героического. В бою напоминает былинного героя. Обожание солдат, считающих командира своим отцом..

14. Герои романа. Наташа Ростова. С 15 лет. Главное – непосредственность, сердечность, она порывиста и романтична. Удивительная открытость, искренность, естественность. Она наделена теми качествами, к которым стремятся князь Андрей и Пьер. Умеет приносить счастье другим людям, умеет быть счастливой и сама. Не верит в возможность зла, потому что способна делать добро. Её духовная красота проявляется в отношении к природе, в умении чувствовать стихию народной жизни, в любви, в мужестве и естественном чувстве патриотизма. Сила её любви способна преображать других. Умеет сурово судить себя Мать четверых детей в эпилоге. Сущность натуры – умение любить – сохранилась. Высокое призвание в материнстве. Гармония и красота. Семья – основа жизни, основа всего, что происходит в жизни.

Пьер Безухов.Уважение в свете основано на богатстве. Открытость и независимость суждений. Совершает ошибки. Но в лице его много детского. Ищет дело, которому хотел бы посвятить жизнь. Не удовлетворяют светские ценности. Противоречивость характера: простодушие, наивность и способность увлечься светскими развлечениями. Не умеет правильно оценить людей, слишком часто ошибается в них. Ошибки и заблуждения: увлечение Наполеоном, масонство. Значимые события: участие в Бородинском сражение, Москва, плен, встреча с Платоном Каратаевым, женитьба на Наташе, увлечение идеями декабризма. Масонство – после дуэли с Долоховым стремление найти нравственную опору. Масонство для него – это учение о равенстве, братстве и любви. Стремится облегчить жизнь крестьян. Убедился в бесплодности масонства. На свои деньги снарядил тысячу ополченцев. Остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона. Учится мудрости у Платона Каратаева. Подлинное счастье в любви к Наташе.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Историческая основа романа

Столкновение интересов либералов и революционеров-демократов накануне событий

спор поколений в романе отцы и дети

Кирсановы олицетворяют собой уходящую дворянскую культуру. Базаров – сторонник революционно-демократических преобразований.

Спор поколений в литературе

спор поколений в литературе

Идея отмены крепостного права и отношение к дворянству

И.С. Тургенев о политическом содержании своего произведения говорит, что идея его направлена против дворянства и отвергает его как передовой класс. Автор называет Аркадия и его дядю, Павла Петровича, слабыми и ограниченным. При этом он отмечает, что это лучшие представители дворянства. Такое положение вещей показывает несостоятельность аристократии.

Автор отмечает определенные достоинства дворянства, но считает его исторически бесперспективным классом.

Идейный конфликт П.П. Кирсанова и Базарова

Можно выделить четыре круга вопросов, по которым спорят эти герои. Рассмотрим их.

Первый вопрос – это отношение к дворянству. Павел Петрович считает, что аристократы - это те, кто способствует развитию общества. Базаров, напротив, говорит, что аристократы не способны действовать и не приносят пользы обществу. Дворянство, по его мнению, не может содействовать развитию России.

Второй вопрос, вызывающий противоречие между героями, - это отношение к нигилизму. Базаров не признает никаких авторитетов и ничего не принимает на веру. Он независим, обладает самостоятельным мышлением, для него важна суть проблемы, а не отношение к ней других. Однако как бы ни был практичен Базаров, человеческие чувства ему тоже свойственны. Он влюбился в Анну Одинцову и не смог не объясниться с ней.

спор поколений отцы и дети

Однако, как справедливо отмечает Павел Петрович, крайним проявлением нигилизма может стать отрицание общечеловеческих ценностей и таких понятий, которые нельзя подвергать сомнению. Базаров отвергает религию и мораль, а утверждает обязательность революционных действий во благо народа.

Разнятся взгляды двух героев на простой народ и его судьбу. Павел Петрович прославляет патриархальность крестьянской семьи, религию. Базаров считает, что крестьяне невежественны и не способны понять своих интересов. Должно отличать предрассудки народа от его интересов. Кирсанов много говорит о необходимости служения отечеству, но при этом живет спокойно и сыто. Базаров ближе, чем Кирсанов, к простому народу по своему общественному положению: он разночинец и должен работать. Нужно отметить, что Евгений не любит бездействия. Работа увлекает его, он не уважает праздности и лени.

Последний вопрос, вызывающий разногласия двух персонажей, - это отношение к

спор поколений в произведениях

природе и искусству. Павел Петрович благословляет все прекрасное. Базаров способен видеть в вещах и явлениях только полезное. Природа для него – это мастерская, где хозяин – человек. Он отрицает достижения культуры и искусства, поскольку в них нет практической пользы.

Отношение современников к роману

Спор поколений в литературе - тема, которая поднималась многими писателями.

Однако сразу после публикации роман получил критические отзывы как консерваторов, так и демократов. Так, в частности, Антонович писал, что Базаров — не что иное, как клевета на молодое поколение. Критик не видит художественной ценности этого произведения.

Спор поколений в произведениях многих авторов – тема далеко не новая. Однако стоит отметить, что в романе рассматриваются в большей степени не идейные столкновения отцов и детей, а противоречия дворян и разночинцев, которые олицетворяют собой будущее страны.

2. Кем по профессии был отец Базарова?

6. Имя-отчество Базарова-младшего.

7. Имя-отчество его отца.

8. Имя-отчество матери Евгения.

10. Кто из героев любит читать Пушкина и играет на вио­лончели?

11. Кем был по политическим убеждениям Е. Базаров?

12. Фамилия, имя, отчество возлюбленной Е. Базарова.

13. Как зовут младшего брата Аркадия?

14 Из-за чего произошла дуэль между П. П. Кирсановым и Е. Базаровым?

16. Женился ли Н. П. Кирсанов в романе? Если да, то на ком?

17. От чего умер Е. Базаров?

18. Где заканчивает свою жизнь П. П. Кирсанов?

19. Женился ли в романе Аркадий? Если да, то на ком?

20. Каковы были последние слова Е. Базарова?

21. Какую из наук Е. Базаров считает наиболее полезной для общества?

22. Чем гордился Е. Базаров, когда говорил о своих предках?

23. Где Е. Базаров познакомился с А. С. Одинцовой?

24. Симпатизировал ли автор Е. Базарову?

25. Претерпели ли взгляды Е. Базарова изменение в конце произведения?

Ответы

1. П. П. Кирсанов

3. Е. Базаров

4. А. С. Одинцова

5. Е. Базаров

6. Евгений Васильевич

7. Василий Иванович

8. Арина Власьевна

9. Об Аркадии

10. Н. П. Кирсанов

11. Нигилист

12. Анна Сергеевна Одинцова

14. П. П. Кирсанов стал свидетелем того, как Е. Базаров поцеловал Фенечку

15. Е. Базаров

16. Женился на Фенечке

17. От тифа

18. За грани­цей

19. Же­нился на Кате

21. Биологию, медицину

23. На балу

24. Да, хотя и не разделял его взглядов

ТЕСТ

По творчеству И. С. Тургенева

Задание 1.

И. С. Тургенев написал:

Задание 2.

Задание 3.

Роман - это:

Жанр эпоса, в котором основной проблемой является про­блема личности и который стремится с наибольшей полнотой

изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

7. Жанр эпоса, на основе иносказания и на простых жизнен­ных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

8. Жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.

Задание 4.

5. А. И. Герцену.

6. В. Г. Белинскому.

7. Н. А. Некрасову.

8. Другому лицу.

Задание 5.

Эпилог - это:

16. Относительно самостоятельная часть литературного про­изведения, в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста.

18. Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основное содер­жание или идейный смысл следующего за ним текста.

Задание 6.

12. Об отношении к культурному дворянскому наследию.

13. Об искусстве, науке.

9. О системе поведения человека, о нравственных прин­ципах.

10. О положении рабочего класса.

11. Об общественном долге, о воспитании.

Задание 7.

1. Пролетариата как передового класса.

2. Дворянства как передового класса.

3. Крестьянства как передового класса.

4. Революционных демократов как передового класса.

Задание 8.

1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная огра­ниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.

2. Противник всего подлинно демократического, любую­щийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.

4. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.

Задание 9.

Кому из героев романа принадлежат слова:

1. Аркадий Кирсанов.

Задание 10.

Типизация - это:

1. Изображение общего через единичное, т. е. соединение ха­рактерного и индивидуального в едином художественном образе.

2. Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.

3. Литературный опыт создания художественного мира, на­копленный многими поколениями авторов.

Задание 11.

2. В. Г. Белинский.

Задание 12.

На какие круги русского общества возлагает надежды Е. Ба­заров:

2. Дворянскую аристократию.

3. Русское патриархальное дворянство.

Задание 13.

Чем Е. Базаров был особенно далек автору романа?

1. Непониманием роли народа в освободительном движении.

2. Нигилистическим отношением к культурному наследию России.

3. Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении.

4. Отрывом от какой-либо практической деятельности. Задание 14.

Найдите соответствие героев романа социальному положению:

Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют:

Какой момент в биографии Евгения Базарова стал перелом­ным в осознании им своей личности:

1. Любовь к Одинцовой.

2. Разрыв с Аркадием.

3. Спор с П. П. Кирсановым.

4. Посещение родителей.

Найдите соответствие героев романа их портретным описа­ниям.

14. Павел Петрович.

15. Евгений Базаров.

16. Николай Петрович.

17. Аркадий Кирсанов.

Ключ

8. 1 - Аркадий, 2 - П. П. Кирсанов, 3 - Н. П. Кирсанов, 4 - Е. Ба­заров.

14. 1 - Кукшина, 2 - П. П. Кирсанов, 3 - В. И. Базаров, 4-А. Н. Кирсанов, 5 - Е. Базаров.

Споры базарова и петровича

Извечный неизбежный конфликт

Спор базарова и павла петровича

К тому же здесь играет немаловажную роль и уходящее время: люди старого поколения осознаю́т, что оно прошло, и от этого становится обидно — этот момент отлично продемонстрирован в романе сценами с Николаем Кирсоновым, который очень жалеет, что его поколение отошло на второй план.

Лица поколений

Этот спор обращает внимание героев и самого́ читателя на обилие самых разных, но одинаково важных вещей в жизни как одного человека, так и всего человечества, ведь герои рассуждают как о бытовых ситуациях, так и занимаются анализом философий и мировоззрений.

Старшие представители

Спор базарова и кирсанова

Павел Кирсанов — Базаров от мира старшего поколения, он наибольшим образом выделяется из всей массы ветхого поколения, он единственный, кто по-настоящему протестует против нового и защищает свои интересы. Так во всём романе поступает только он и его главный и единственный оппонент — Евгений Базаров. Этот момент показывает, что персонажи действительно похожи и, несмотря на все различия, близки.

Аркадий Николаевич Кирсанов — человек нового времени, но не такой яркий и значимый, как его кумир Базаров.

Споры базарова и павла петровича

Таким образом, можно заметить, что сочинение Тургенева не изобилует разнообразием персонажей. Однако всё это автор полностью нивелирует одной лишь вещью — спор Базарова и Кирсанова, и сами эти герои компенсируют отсутствие других, поэтому их конфликту уделено особое место во всём романе.

Идеологическая встреча двух времён

Споры базарова и кирсанова

Базаровские и Кирсановые взгляды на жизнь разнятся почти везде, где только возможно, однако есть некоторые вещи, которые их объединяют. Например, самоуверенность, самодостаточность и самолюбие, граничащие с эгоизмом. Эти герои не зависят ни от кого, они абсолютно самостоятельны, сильны и полноценны, оказывают огромное влияние на окружающих, но сами не поддаются чужому мнению.

Данные сходства вроде бы даже замечает сам Павел Петрович, так как он, несмотря на внешнее его поведение, положительно относится к Базарову, и осознаёт, что за людьми, подобными Евгению, будущее и ничего с этим сделать нельзя. Отношения героев после дуэли показывают, что их личный конфликт исчерпан, и они оба не видят смысла в продолжении какой-либо вражды.

О чём спорили герои

Спор героев затронул большое количество самых разных проблем. Основными следует выделить 4 фрагмента их конфликта:

Базаров и павел петрович

Можно подвести небольшой вывод, что основой взглядов на жизнь Павла Петровича является его воспитание, именно оно привило ему основные черты его характера. В случае с Базаровым ситуация иная: он полностью самостоятельно построил своё мировоззрение, ведь его родители старых времён. Вряд ли это они сделали сына нигилистом.

Право на выбор

Споры в отцы и дети

Анализ 10 главы отцы и дети

Взгляды Базарова в 6 главе

Глава 6.Во время утреннего чая, в компании разгорается нешуточный спор между Павлом Петровичем и Евгением. Оба не стараются скрыть своей неприязни друг к другу.Инициатором стычки становится Кирсанов.

Евгений Базаров убежден, что химия намного важнее, чем искусство. Что касается науки, важнее всего в ней именно практический результат. Базаров даже гордится тем, что у него отсутствует художественный вкус. Он считает, что незачем изучать психологию какого-то отдельного человека. Для того, чтобы судить обо всем роде людском, достаточно одного экземпляра.

Мнение об аристократии

Базаров считает, что аристократия является одной из причин стагнации российского общества. Герой утверждает, что это прослойка населения не способна провести демократические реформы в государстве, дав свободу основной части населения.

Литературоведы считают, что разница во мнениях героев обусловлена их социальным положением. Кирсанов является одним из представителей аристократии. Базаров родился в семье разночинцев, поэтому он знаком с особенностями жизни большей части населения Российской империи.

Словесник

Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем. Павел Петрович сошел в гостиную уже готовый к бою, раздраженный и решительный. Он ждал только предлога, чтобы накинуться на врага; но предлог долго не представлялся.

Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, — повторил он с ожесточением, — английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности.

Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.

Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (конспект)

Стр 11 из 34 Павел Петрович Евгений Базаров I.

Об аристократизме Аристократия — главная движущая сила общественного развития. Идеал – английская свобода, т. е. конституционная монархия. Либерализм, прогресс, реформы — это то, что помогает двигаться обществу.

Разрушение старого является для Базарова самоцелью, а не условием создания нового.

Базаров отрицает аристократические идеалы и принципы. II. О русском народе Народ не может жить без веры, он патриархален, создал здоровые основы жизни: общину и крестьянскую семью. Народ — категория неизменная. Духовный уровень народа, принципы народной жизни вечны. Дух отрицания чужд русскому народу.

Пассивность, вера, патриархальность — вот постоянные черты его.

Готов согласиться с тем, что пока народ суеверен, патриархален, но Базаров считает необходимым отличать народные предрассудки от интересов народа.

Он считает себя представителем народа. Всё, чем восхищается Кирсанов, Базаров считает временным явлением.

Мужик пока ещё не понимает собственного положения, своих интересов, но Базаров народные интересы понимает. Вера, покорность, доверчивость – временное состояние народа, дух отрицания свойствен русскому народу.

Своё отрицательное направление Базаров считает проявлением народного духа. III. Что такое отрицательное направление Базарова?

Страшно то, что говорит Базаров, когда речь идёт о религии.

Отношение к нигилизму

Анализ 21 главы отцы и дети

Во время спора главные герои высказали свое мнение по отношению к нигилизму в современном мире. Павел Кирсанов порицает нигилистов, считая их изгоями общества. Он рад, приверженцы нигилизма являются меньшинством.

Базаров положительно относится к нигилизму. При подробном разборе произведения можно предположить, что он сам является нигилистом. Евгений считает, что нужно рушить устоявшиеся традиции и проводить культурную революцию в стране. Он предпочитает делать громкие заявления о деградации людей, что вызывает негодование у других героев романа. Герой выступает против следующих элементов общественного строя:

  • самодержавие;
  • религия;
  • крепостное право;
  • отсутствие демократических свобод.

Одним из главным жизненных планов Базарова является свержение традиций и устоев общества. Поэтому его можно назвать приверженцем нигилизма.

Взгляды на положение простого народа

Павел вырос в семье дворянина Петра Кирсанова, приближенного к царскому двору. По этой причине он считает, что изменять нынешнее положение крестьян не нужно. Кирсанов не знает реалий жизни простого народа и называет его суеверным.

Спор между кирсановым и базаровым

Как вы думаете, почему Базаров так одинок?

Он умирает, но и до последнего мгновенья остаётся чуждым этой жизни, с которой так странно столкнулся, которая встревожила его такими пустяками, заставила его наделать таких глупостей и, наконец, погубила его вследствие такой ничтожной причины.

Рекомендуем прочесть: Доверенность на право подписи эцп для участия в электронных торгах

Восприятие искусства и природы

Кирсанов обожает искусство и ценит мировые достижения культуры. Он активно занимается живописью, слушает классическую музыку и читает множество литературных произведений. Павел не воспринимает природу в качестве ресурса. Он имеет менее практичные взгляды, в отличие от Евгения, и ценит в жизни чувства. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

  1. Павел читает огромное количество романов на разных языках.
  2. Он имеет сентиментальный характер.
  3. Персонаж обладает мизантропической душой.
  4. Кирсанов является ранимой личностью.

Базаров считает, что искусство является бесполезной тратой времени. Оно отвлекает от первостепенных дел и не имеет смысла. Природу Евгений называет ресурсом, с помощью которого люди могут созидать, в жизни ценит опыт и личные ощущения.

Читайте также: