Для чего нужны правовые нормы

Обновлено: 19.05.2024

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

*Официального определения локального нормативно-правового акта не существует. В Трудовом кодексе (ст. 8 ТК РФ) только говорится о том, что работодатели принимают локальные правовые акты (далее по тексту – ЛНПА или локальные акты), исходя из своих компетенций и опираясь на нормы трудового права.

Локальные акты могут иметь разные формы: правил, инструкций, положений и т. д.

ЕСЛИ ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СОСТАВИТЬ С ОШИБКАМИ, ВНЕСТИ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ УЩЕМЛЯЮТ ПРАВА РАБОТНИКОВ, КОМПАНИИ И РУКОВОДСТВУ СТОИТ ОПАСАТЬСЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ И СУДЕБНЫХ ИСКОВ. ЭТО НЕГАТИВНО ОТРАЗИТСЯ НА РЕПУТАЦИИ ФИРМЫ

Читайте до конца, и вы узнаете:

Зачем нужны локальные правовые акты, если есть Трудовой кодекс

Какие локальные акты обязательны, а от каких можно отказаться

5 ошибок при составлении локальных актов и их последствия

Чего ожидать от работников, которые не согласны с содержанием локальных актов

Как составлять локальные правовые акты, чтобы избежать штрафов, проблем с законом и судебных споров

Задайте вопрос прямо сейчас или закажите экспертное составление локальных нормативно-правовых актов, чтобы избежать штрафов, конфликтов с работниками и проблем с контролирующими органами:

Заказать экспертное составление локальных актов

Зачем составлять локальные правовые акты, если есть Трудовой кодекс

Зачем принимать локальные акты, если можно работать по нормам Трудового кодекса?

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ЛНПА – ОБЕСПЕЧИТЬ ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ФИРМЫ И РУКОВОДСТВА.

Какие локальные правовые акты обязательны, а от каких можно отказаться

Есть обязательные и необязательные ЛНПА. Обязательные акты проверяет трудовая инспекция. Если нужных документов нет, или они составлены с нарушениями, компании выпишут предупреждение или штраф на основании ст. 5.27 КоАП РФ.

Примеры обязательных** локальных актов:

  • акты об оплате труда (ст. 135 ТК РФ);
  • штатное расписание ( Постановление Госкомстата № 1)
  • план отпусков (ст. 123 ТК РФ);
  • график сменности (ст. 103 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);
  • положение о персональных данных (ст. 86 ТК РФ) и т. д.

** К обязательным относят такие ЛНПА, указания на которые есть в Трудовом кодексе, прочих федеральных законах и актах, коллективных соглашениях.

Кроме обязательных ЛНПА, руководство может принимать любые другие акты, которые помогут компании упростить работу, обеспечить корпоративную безопасность, предупредить/разрешить проблемы и спорные моменты во взаимоотношениях с сотрудниками.
Примеры необязательных локальных актов:

  • положения о персонале;
  • акт о структурных подразделениях;
  • акты о страховании,
  • и другие, не указанные в ТК РФ.

Отказаться от применения обязательных ЛНПА могут только микропредприятия – компании со штатом пятнадцать человек и менее, доходом 120 миллионов рублей в год и менее (согласно нормам ст. 309.2 ТК РФ). Но тогда все условия, которые должны прописываться в обязательных ЛНПА, нужно включить в трудовые договоры.

Поэтому прежде чем отказаться от локальных актов, оцените выгоды и потери от такого решения.

Узнать, какие локальные акты обязательны, а от каких можно отказаться в моем случае

5 ошибок при составлении локальных актов и их последствия

Ошибки, допущенные при составлении и внедрении ЛНПА, приводят к судебным спорам, материальным и репутационным издержкам.

Обнаруживаются ошибки в ходе проверок со стороны контролирующих органов (Трудовой инспекции и Прокуратуры). Проверки бывают плановые либо инициируются по жалобам работников.

К судебным спорам, материальным и репутационным издержкам приводят следующие ошибки:

Ошибка 1. Нормы ЛНПА ухудшают положение сотрудников в сравнении с тем положением, которое гарантируют последним нормы общего законодательства о труде (ч. 4 ст. 8 ТК РФ)

Последствия:

  • штрафы для должностных лиц и ИП: 1000 — 5000 рублей (при повторном нарушении: 10 000 — 20 000 рублей);
  • штрафы для юридических лиц: 30 000 — 50 000 рублей (при повторном нарушении: 50 000 -70 000 рублей) (ст. 5.27 КоАП РФ).

Ошибка 2. Какие-то пункты ЛНПА противоречат законодательству

Так, работники компании, не согласные с содержанием правил трудового распорядка, направили жалобу прокурору. По иску прокурора, суд признал незаконной периодичность выплаты зарплаты (так как она противоречила нормам ТК РФ), а локальный акт – недействительным ( решение № 2-94-2010).

Ошибка 3. Двусмысленность/неопределенность формулировок ЛНПА

Последствия: размытость формулировок ЛНПА оставляет место судебному усмотрению и чаще всего трактуется судом в пользу сотрудников.

Ошибка 4. Содержание ЛНПА идет вразрез с условиями договоров

Последствия: судебные споры, которые заканчиваются в пользу сотрудников (пример: АО Свердловского обл. суда по делу № 33–17099/2015).

Ошибка 5. Не учитывается мнение профсоюзов, когда это обязательно

Последствия: судебные разбирательства, признание ЛНПА недействительным, необходимость возместить причиненный ущерб.

Помните: любые конфликты, судебные споры с работниками, накладывают негативный отпечаток на деловой репутации фирмы. Избегайте ошибок при составлении локальных актов.

Что ожидать от работников, которые не согласны с содержанием локальных актов

Когда работники не согласны с содержанием локальных нормативных актов, они могут:

Подать судебный иск

Что нужно знать руководителю: не стоит опасаться судебного оспаривания ЛНПА одним или несколькими сотрудниками. Даже если ЛНПА незаконный, у работника нет права его оспаривать (определения ВС от 14.05.2010 № 1-В10-1, Краснодарского краевого суда от 29.07.2014 по делу № 33-16067/14).

Работник может обжаловать лишь дисциплинарное наказание за невыполнение требований ЛНПА.

Обратиться в профсоюз

Что нужно знать руководителю: профсоюзы могут оспаривать в суде законность ЛНПА.

Но только те профсоюзы, которые объединяют более 50% состава работников и функционировали во время принятия спорного ЛНПА (решение Усть-Илимского гор. суда от 20 декабря 2011 г. по делу № 2-3609/2011).

Что нужно знать руководителю: Трудовая инспекция в течение 30 дней с момента поступления жалобы проводит проверку. Если инспектор сочтет, что акт нарушает права работников, он вправе обязать директора отменить документ полностью или отдельные пункты акта (ч. 5 ст. 372 ТК РФ).

Работодатель в свою очередь всегда может оспорить предписание.

Что нужно знать руководителю: прокурор вправе обжаловать ЛНПА как по жалобе работника, так и по личной инициативе.

И этот способ – жалоба прокурору – самый простой и действенный для работника.

Как правильно составлять локальные нормативно-правовые акты, чтобы избежать проблем с законом и трудовых споров

1.Откажитесь от шаблонов

В сети Интернет есть шаблоны локальных нормативно-правовых актов. Мы не рекомендуем своим клиентам их использовать, чтобы избежать проблем в будущем.

2.Решите, кому доверить составление ЛНПА

Многие руководители доверяют составление ЛНПА штатным сотрудникам. К примеру, Положение об оплате труда — финансистам, Правила внутреннего распорядка — кадровикам. Практика показывает, что при таком подходе к разработке ЛНПА руководство может впоследствии столкнуться с проблемами: претензиями контролирующих органов и жалобами членов трудового коллектива.

  • Не допускайте пунктов, содержание которых противоречит нормам трудового законодательства и ухудшает положение работников
  • Не допускайте в тексте двусмысленных формулировок
  • Пишите текст документа простым понятным языком

Минимизировать риски помогут независимые специалисты, которые специализируются на разработке ЛНПА.

3.Согласуйте

Локальные акты должны пройти согласование между всеми службами компании. Свое мнение должны обязательно выразить руководители структурных подразделений, сотрудники бухгалтерии и юридического отдела. Пусть запишут свои комментарии на специальном листе согласования.

4.Воспользуйтесь экспертизой, чтобы снизить риски

Если вы не уверены, что ЛНПА составлены без нарушений, пригласите независимых экспертов, — они проведут аудит документации.

В некоторых случаях необходимо провести обязательную экспертизу (например, пожарную или санитарную.

5.Заручитесь поддержкой профсоюза, если это обязательно

Не всегда работодатель может принимать ЛНПА единолично. Если составляемые акты напрямую затрагивают интересы работников (например, при разработке штатного расписания, графика отпусков), необходимо учитывать мнение профсоюзов.

Важно: если в организации нет выборного органа/профсоюза, директор не должен специально инициировать его создание. Не обязан он и знать о существовании такого органа, не будучи уведомленным об этом письменно.

Кроме того, руководитель может не учитывать возражения профсоюза и принять ЛНПА в желаемом виде. Впоследствии профсоюз может обратиться с жалобой в ГИТ или оспорить акт в суде.

6.Правильно оформите акт

Уделите внимание оформлению НЛПА. Акт составляется в свободной форме, но должен отвечать требованиям, предъявляемым к корпоративным документам.

После того, как акт утвердили, зарегистрируйте его в журнале.

Обязательно ознакомьте с актами сотрудников под роспись. В противном случае, работник может игнорировать нормы и условия ЛНПА, а в судебном споре суд встанет на его сторону (решение Нижегородского Автозаводского райсуда по делу № 2-244/11) .

Главное: предусмотрите при разработке ЛНПА, какие юридические приемы защиты ваших прав как работодателя можно применить в случае возникновения претензий.

И чем больше усложняются отношения, тем сильнее они нуждаются в правовом регулировании.

Официальные предписания, исходящие от носителей власти, призваны защищать население от хаоса и произвола со стороны недобросовестных лиц.

Книги

В этой статье вы узнаете, что такое норма права, какими признаками и структурными элементами она обладает.

Норма права — это.

Норма права – это одновременно частичка материального мира, порождение социума и результат разумной деятельности человека.

То есть, она обладает тремя аспектами:

  1. Биологическим. Существует в человеческом бытии и имеет внешнюю форму выражения.
  2. Социальным. Обоснована общественным авторитетом. Показывает, какое поведение людей считается должным с точки зрения социума.
  3. Интеллектуально-идеологическим. Создание правовой нормы – это сложный мыслительный процесс, который учитывает противоречия между разными социальными группами и повторяющиеся обстоятельства. Итогом выступает компромисс (это как?), который обеспечивает нормальную жизнь всем членам общества.

Проанализировав приведенные ниже признаки, можно будет сформулировать понятие. Мы же забежим чуть вперед.

Норма права — это одобренная государством и выраженная в официальных источниках мера свободы людей (это как?) и организаций в обществе.

5 признаков нормы права

Однако перечисленные черты присущи и другим социальным нормам: корпоративным, морали, религии, обычаям, ритуалам и традициям.

Чтобы глубже понять сущность юридического термина, нужно проанализировать отличительные признаки нормы права.

Признак 1. Общий характер

Положение адресовано не конкретному субъекту, а абстрактному (это какому?) кругу лиц.

Например, в ст. 18 Гражданского кодекса РФ указано, что граждане (это кто?) могут иметь имущество на праве собственности. Но сами люди (их Ф.И.О.), на которых распространяется дозволение, не перечислены.

Молоток

Признак 2. Общеобязательность

Норма права, в отличие от нормы морали (это как?) или обычая, обязательна к соблюдению.

Она обеспечена механизмом государственного принуждения. В случае отклонения от установленных предписаний, для субъекта (это кого?) могут наступить неблагоприятные последствия.

Признак 3. Формальная определённость

Внешне норма права в системе права (что это?) всегда выражается в официальном источнике.

Например, нормативный правовой акт (кодекс, закон, указ президента, постановление правительства) или прецедент (это как?). Для сравнения, нормы религии закреплены в Священных Писаниях, а морали – передаются из уст в уста.

Кодекс

Внутренняя определённость – это чёткое обозначение правомочий, обязанностей, ответственности. Понять точный смысл предписания позволяет толкование норм права.

Оно бывает двух типов:

Первое производится уполномоченными властными субъектами и порождает юридические последствия. Например, Верховный Суд обобщает судебную практику и даёт другим судам разъяснения.

Суд

Неофициальным толкованием занимаются учёные-правоведы, юристы (это кто?) и простые граждане. Они стремятся понять смысл предписаний, чтобы правильно применить их на практике и избежать правонарушений.

Признак 4. Системность

Означает как наличие структуры у самой нормы права, так и её взаимосвязь с другими нормами.

В зависимости от предмета регулирования общественных отношений предписания объединяются в отрасли, подотрасли, институты и субинституты.

Признак 5. Выражение воли государства

Правовые нормы или исходят непосредственно от государства (в лице правотворческих органов), или санкционируются им.

Последний случай обычно относится к правовым обычаям. То есть, к типичным жизненным обстоятельствам и тактикам поведения сторон.

Например, в ст. 132 Кодекса торгового мореплавания РФ указано, что сумму оплаты за простой судна можно определить из обычаев. А в судебной практике по бракоразводным спорам ребёнка, как правило, оставляют матери. Но это не правовая норма, поскольку обычай не санкционирован государством.

Структура правовой нормы

Фактически структурные элементы нормы права могут быть разбросаны по разным статьям и даже актам законодательства.

Нормативное предписание может содержать 1, 2 или все 3 структурных элемента.

Конституция

Например, положение Конституции РФ об осуществлении власти народом непосредственного или через госорганы состоит только из альтернативной диспозиции.

Виды норм права

Наиболее развёрнутый критерий классификации – по роли в обществе. Он показывает, для чего государство издаёт или санкционирует определённые правила.

Охватывает следующие виды норм:

Папки

Существуют и более простые критерии классификации. Они отражены в нижней таблице.

Классификация норм права

КритерийВиды
Правовая отрасльКонституционные, гражданские, административные, уголовные, трудовые и т.д.
Метод регулированияИмперативные, диспозитивные
Формулировка предписанийУправомочивающие, обязывающие, запрещающие
Круг лиц, на которых распространяются положенияОбщие, специальные
Субъект правотворчестваИсходящие от государства и от гражданского общества
Время действияПостоянные, временные
Территория действияОбщие, местные
Место в юридической иерархииМеждународных актов, законов, подзаконных актов
СтруктураИдеальные (гипотеза + диспозиция + санкция), реальные (1 или 2 элемента в структуре)

Выводы

Итак, нормы права – это официально признанные государством и социально обусловленные эталоны поведения и деятельности. Такие предписания выражаются в статьях законодательства, но необязательно совпадают с ними по структуре.

Правовые нормы призваны вносить ясность и справедливость (это как?) в общественные отношения, а также охранять каждого члена социума.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Прав у кого больше прав, на самом деле. Ну, а о каком прав может идти речь в государстве, если его первоосновой является частная собственность. Любому ясно, что всё право будет направлено на её защиту.

Правовая норма – это общее формальное правило поведения, установленное государственным органом власти, которое зафиксировано в документальном формате.


Структура нормы права

Классическая норма права представляет собой взаимодействие трех элементов – гипотезы, диспозиции, санкции. Другими словами, «если (гипотеза), то (диспозиция), иначе (санкция).

Гипотеза указывает на определенные обстоятельства, при наличии (либо отсутствии) которых и реализуется норма права. Простая гипотеза предполагает 1 условие, а сложная – 2 и более.

Диспозиция формулирует правила правильного поведения и признаки неправильного. Простая диспозиция обходится без описания признаков в виду их очевидности, описательная – содержит конкретные описания, отсылочная – содержит ссылку на другую норму нормативного акта, бланкетная – содержит ссылку на другой нормативный акт.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия при несоблюдении определенных требований. Абсолютно определенные санкции имеют категорический и точно определенный вид ответственности, относительно определенные – могут колебаться в пределах санкции. При альтернативных санкциях есть право выбора между целесообразными видами ответственности.

Признаки нормы права

К признакам нормы права относят следующие:

  • Формальная определенность – находятся в правовых актах, закрепляют обязанности и права.
  • Микросистемность – имеют внутреннюю структуру, состоящую из упорядоченных элементов;
  • Общий характер – применяется много раз, к множественному кругу лиц;
  • Общеобязательность – обязательны для всех адресатов;
  • Конкретность – простое изложение с использованием общеизвестных терминов.

Классификация нормы права

Выделяют следующие классификации нормы права исходя из разных характеристик понятия.

По структуре

  • идеальная правовая норма (трехчленная структура, состоящая из гипотезы, диспозиции, санкции);
  • реальная правовая норма (может не содержать санкции или гипотезы).

По функциям права

  • регулятивные (определяют субъективные права и обязанности субъектов);
  • правоохранительные (определяют условия применения к субъекту мер воздействия).

По правовому содержанию

  • запрещающая (несет явный запрет на совершение действий субъектом);
  • управомочивающая (субъект права имеет выбор – действовать определенным образом или воздержаться);
  • обязывающая (субъекту предписывается выполнять определенное действие, к примеру, платить налоги)

По отраслям принадлежности

  • конституционные (закрепляет основы государственного строя);
  • гражданские (регулирует имущественные и не имущественные отношения в обществе);
  • уголовные (определяет общественно-опасные деяния).

По методике правовых урегулирований

  • императивные (определяет определенный вид поведения, таким образом, устанавливается связь между органами власти и подчиненным);
  • диспозитивные (нужны для выбора оптимально вида поведения, для равноправного общения).

По времени

  • постоянные (нет определенных сроков);
  • временные (установлен определенный срок).

По кругу лиц:

  • общие (распространение на всех граждан, проживающих в конкретном регионе или стране);
  • специальные (распространение на отдельную конкретную категорию).

По таким признакам правовые нормы отличаются от социальных правовых норм.

Виды применений норм в современном обществе


Функции права по характеру воздействия на общественные отношения можно разделить на две категории: регулятивные и охранительные.

Правовое регулирование есть воздействие на поведение человека, где реализуются функции права, то есть способ существования того или иного предмета, явления любой объективной реальности. Норма права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, так как в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции. От вида нормы права (запрещающая, обязывающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права.

Источники (формы) права

Источники права – это внешние формы выражения и закрепления правовых норм.

В теории права выделяются следующие источники права:

  1. Правовой обычай – это правило, которое уже вошло в привычку, но при этом его выполнение обеспечивается с помощью гос. принуждения.
  2. Нормативно-правовой акт – властное предписание органов.
  3. Юридический прецендент – предание нормативного характера определенному судебному решению.
  4. Нормативный договор – взаимное волеизъявление сторон.

Классификация нормативно-правовых актов

  • конституция и конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу;
  • международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь;
  • законы, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона;
  • указы Президента, изданные на основе закона;
  • постановления Правительства;
  • нормативные акты министерств;
  • акты местных органов управления и самоуправления.

Понятие правотворчества – это такой процесс создание либо изменение, а также отмена правовых норм с помощью компетентных государственных органов.

Основные правотворческие органы

  1. Законодательный орган: парламентское – национальное собрание; в его функции входит создавать законы и устанавливать их.
  2. Исполнительный орган: кабинет совета министров, министерские органы; в задачу госкомитета входят такие задачи, как издание постановлений, выдача распоряжений, инструкций и прочих актов. Они основаны на Конституции, ряде законов и по указанию действующего Президента.
  3. Органы местной власти и его управления: в их состав входит Совет депутатов, городской исполнительный комитет, районная администрация. Все они принимают установленные правовые акты в форме решений.
  4. Организационный орган – это субъекты хозяйственной сферы. Они издают локальные акты, в них входят коллективные заявки и договоры, установка правил для внутреннего трудового договора.


Под формой (источником) права понимается закрепление и проявление права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. На протяжении длительной истории существования права развивались и изменялись взгляды на форму права, и связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития.

Читайте также: