Для чего нужен правовой режим

Обновлено: 30.06.2024

Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, основанный на применении комплекса юридических правил и средств, закрепленных в нормативно-правовых документах, и обеспечивающий порядок общественных отношений для удовлетворения интересов субъектов права.

Он выражается в специфике гарантий и способов его реализации, особенностях ответственности при нарушении его требований, основывается на действии общих принципов, которые сводят все его элементы в одну систему упорядоченного характера.

Случаи, в которых устанавливаются правовые режимы

Правовые режимы строго санкционируются либо устанавливаются государством, к примеру:

  • в случаях исключительного характера, к примеру, режим чрезвычайного либо военного положения;
  • по отношению к отдельным территориям (речь идет о режиме заповедных объектов и территорий);
  • по отношению к объектам (здесь говорится о режиме оборота наркотически содержащих средств);
  • по отношению к субъектам (тут говорится о режиме большего благоприятствования, национальном режиме).

Сущность правового режима

Правовой режим является самостоятельным правовым средством государства, применяемым в целях обеспечения гражданской безопасности, защиты конституционного строя, в форме специального регламента деятельности правовых субъектов, который предназначен для разрешения особенных задач либо обеспечения работы публичных властных субъектов при особенных обстоятельствах.

По мнению С.С. Алексеева, правовой режим является порядком урегулирования, выражающимся в комплексе средств права, которые образуют особенное сочетание взаимодействующих меж собой запретов, дозволений, а также позитивных обязательств.

По мнению Кашина Б.А., правовой режим является одним из проявлений нормативности права, но на высочайшем уровне. Он объединяет в единую конструкцию комплекс конкретных средств права, продиктованных особыми целями.

Готовые работы на аналогичную тему

Разновидности правовых режимов

Классифицируют правовые режимы не ограничено, такая классификация является многоступенчатой, но выделяются следующие основные виды:

По сфере действия;

  • международно-правовые, (речь идет о режиме открытого моря и континентального шельфа);
  • внутригосударственные;

В зависимости от территориальных масштабов: локальные, муниципальное, региональные, федеральные;

По правовым отраслям:

  • материальные, речь идет о режиме имущества супругов, режиме территориальных вод;
  • процессуальные;

По предмету регулирования;

В зависимости от продолжительности действий;

  • временные, то есть заданные на конкретный срок;
  • постоянные, то есть в таких режимах срок действия не устанавливается, он действует до отмены, к примеру режим ЗАТО;

В зависимости от оснований установления;

Признаки правовых режимов

Правовые режимы обладают следующими основными признаками:

  • они обеспечиваются государством, устанавливаются в законодательстве;
  • обладают целью специфическим образом регламентировать определенные сферы отношений в обществе, выделяя в пространственных и временных границах какие-либо правовые объекты и субъекты;
  • являются особенным порядком правового регулирования, состоящим из юридических средств, он характеризуется конкретным их сочетанием;
  • образуют определенную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных правовых субъектов.

Особенности правовых режимов

Нормативный правовой базис режима регулирования находится в зависимости от характера и разновидности правового режима. Режимы, которые предусматривают ограничения в правосубъектности организаций и граждан, могут быть установлены лишь федеральным законодательством. Указы Президента РФ, акты Правительства РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее , акты других органов исполнительной власти применимо к таким режимам осуществляют правоприменительную функцию, включая предусмотренный законом режим на конкретной территории, закрепив определенные режимные правила.

Для региональных режимов, которые регулируют состояние объектов, являющихся подведомственными субъектам РФ, нормативным правовым базисом выступили законы и другие акты на уровне субъектов РФ. Местные режимы, которые действуют на территории муниципальных образований, могут быть введены актами органов МСУ.

Структурное строение правового режима включает такие элементы, как: носитель режима, правовые средства режима, правила режима, статусы субъектов режимного урегулирования, система юридических и организационных гарантий.


Право- это регулятор общественных отношений, без которого на сегодняшний день немыслимо ни общество, ни государство. Поэтому, правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, защиты и охраны от нарушений прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.

Одним из особых способов правового регулирования является правовой режим. Поэтому актуальность данной темы заключается в том, чтобы выяснить все особенности, закономерности правовых режимов. Определиться с содержанием данного явления и возможностью эффективного использования в современных меняющихся условиях, для достижения наилучших результатов в правовом регулировании. Но так как регулирование происходит по средствам применения отраслевого законодательства, необходимо выяснить отраслевое понятие "правового режима", его характерные черты и особенности.

На сегодняшний день понятие "правового режима" все активнее используется в юридической литературе. Мы все чаще можем встретить данное словосочетание в научной, учебной литературе, в законодательных актах. Ну что же такое само явление "правовой режим" на сегодня остается вопросом. В научной литературе ведутся дискуссии по поводу определения правового режима, так Исаков В.Б. , Алексеев С.С. , Морозова Л.А. , Матузов Н.И., Малько А. В. — все они определяют правовой режим по-разному, а легальное определение отсутствует.

Исходя из этого необходимо сначала вывести общетеоретическое, универсальное понятие правового режима, его признака (на основе имеющихся научных наработок, их систематизации), для того чтобы эффективно использовать данное явление в существующей действительности. Их основательный анализ может во многом содействовать совершенствованию механизма правового регулирования, повышению его эффективности.

На наш взгляд, правовой режим можно определить как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств: дозволений, запретов, позитивных обязываний, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Основные признаки правовых режимов состоят в том, что они 1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств (дозволений, запретов, обязываний) и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Право это сложное явление, которое представляет собой систему. В эту систему входит множество разных отраслей, подотраслей, институтов, норм. В российском праве можно выделить много отраслей, которые в регулировании общественных отношений используют правовые режимы, устанавливая тем самым особое правовое регулирование.

Какого – либо точного определения правового режима отраслевая литература и отраслевое законодательство не содержит. Мы можем увидеть множество статей, которые говорят о правовом режиме конкретных объектов, например, правовой режим банковской тайны , правовой режим противодействия ядерному терроризму , правовой режим нежилого помещения как самостоятельного объекта недвижимости , Структура, классификация и правовой режим государственного имущества , и другие. В данных работах пытаются дать определения отраслевого правового режима, но какого-то единого мнения пока нет. В законодательных же актах, вообще, никакого определения правого режима не содержаться, хотя целые статьи и даже главы посвящены этому явлению.

В различных отраслях российского законодательства термин "правовой режим" встречается далеко не равномерно. Одни отрасли используют его достаточно часто (таможенное, административное, финансовое законодательство), для других его появление в тексте нормативного акта носит эпизодический характер (большинство институтов гражданского законодательства, а также подотрасли гражданско-правового комплекса), третьи вообще его не используют (уголовное право) . И на примере двух отраслей права, мы попытаемся вывести отраслевое понятие "правовой режим" и соотнести общетеоретическое и отраслевое понятия "правовой режим".

Но так как общетеоретическое и отраслевого понятия правовой режим должно иметь общие признаки, можно придти к выводу о том, что те признаки, которые мы определили для общетеоретического понятия правовой режим, характерны и для отраслевого определения. Но так как каждая отрасль права регулирует разные общественные отношения, характерные только для этой отрасли права, следует сказать, что в каждой отрасли существует своя специфика правового режима.

Выберем две отрасли права, которые различаются по методу правого регулирования, а именно административное и гражданское право и проанализируем их. Административное право, как известно, основывается на императивном методе, методе власти-подчинения , а гражданское право основано на диспозитивном методе . В связи с этим, в основу правового режима будут ложиться разные юридические средства, а именно их количество, и их сочетание.

Так, если мы говорим об административно- правовом режиме, в основе данного отраслевого режима будет метод запретов или обязываний, хотя, конечно, могут быть и дозволения (в зависимости от объекта регулирования правового режима). В науке административного права, как и в целом в теории права, нет единого мнения по поводу понятия "правовой режим". Разные ученные определяют его по- разному, например, под административно-правовыми режимами понимается ограниченный в пространстве и во времени особый порядок деятельности государственных и общественных структур, используемый в условиях чрезвычайных ситуаций для нормализации обстановки и преодоления последствий среды, внутри которой он существует, а также основные характеристики их взаимодействия. А вот Тихомиров Ю.А понимает под административно-правовым режимом особый вид регулирования, в рамках которого создается особая комбинация юридических, организационных и иных средств для обеспечения того или иного государственного состояния . Существует такая точка зрения, которая говорит, что административно-правовой режим есть определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое выражается в том, что субъекты правоотношений по-своему статусу занимают юридически неравные позиции. Можно привести еще множество других точек зрения, но наша задача не перечислять их, а найти общие черты, и соотнести отраслевое понятие правовой режим и общетеоретическое.

Исходя их приведенных определений, можно вывести общие черты, признаки, которые являются бесспорными и определяются всеми авторами. К их числу можно отнести: 1) это особый вид регулирования, порядок деятельности, который достигается сочетанием средств регулирования (административно-правовых) 2) применяется для обеспечения нормального государственного состояния, нормализации обстановки в разных чрезвычайных ситуациях. Исходя из перечисленных признаков, под административно-правовым режимом можно понимать особый порядок регулирования, который достигается различным сочетание юридических средств, для нормального государственного состояния (защита интереса государства и нормальное функционирование органов государственной власти).

После того, как мы вывели отраслевое понятие "правового режима" в административном праве, его необходимо соотнести с общетеоретическим понятием.

В целом, данные понятие схожи и, конечно же, имеют общие признаки, такие как: 1) особый порядок правового регулирования.2) этот особый порядок создается различными юридическими средствами и их сочетанием 3) данный порядок устанавливается в законодательстве и обеспечивается государством. Но стоит сделать акцент на различиях данных определений. Если в общетеоретическом понятии "правовой режим" создается непосредственно для удовлетворения интересов субъекта, то административно- правовой режим устанавливается, в первую очередь, для нормального государственного состояния, для эффективного управления. В данном случае, на первое место выходит интересы государства. Такой же точки зрения придерживается и Р.А.Марченко, отмечая в своей работе , что "необходимость института административно-правового режима обусловливается, прежде всего, обеспечением интересов общественной безопасности и безопасности государства в целом, подверженной воздействию внешних и внутренних угроз" и далее "установление административно-правовых режимов происходит сугубо на основе закона и оправдано обеспечением безопасности государства". Именно защита разных интересов ведет к тому, что для субъектов права установления правового режима может привести к благоприятности либо не благоприятности. Хотя это не значит, что всегда защита интересов государства приведет к не благоприятности для субъектов права .

Теперь перейдем к соотношению правового режима в гражданском праве и общетеоретическом значении. При обращении к отраслевой литературе, мы встречаем множество статей, которые в своем название содержат сочетание "правовой режим". Понятие "правовой режим" применительно к объектам гражданского права в литературе и судебной практике используется довольно часто. Но если мы обратимся к данным работам, то поймем, что какого-либо теоретического понятия, они нам не дают.

Существует всего несколько авторов, которые дают теоретическое отраслевое понятие "правовой режим". К их числу можно отнести В.И. Сенчищева . В данной работе автор определяет "правовой режим как совокупность всех позитивно-правовых предписаний, содержащихся в императивных и диспозитивных нормах, и основанных на них (или им не противоречащих) субъективно-правовых притязаний, существующих и действительных с точки зрения права и в соответствующих случаях определяющих права, обязанности, дозволения, запреты и предписания абсолютно всех лиц (или в отношении абсолютно всех лиц) по поводу того предмета (явления), в отношении которого они установлены". Также "правовой режим" объектов гражданских прав дает О.Н. Садиков. Он пишет: "Правовой режим объектов гражданских прав — это нормативно установленная совокупность правил, позволяющих определить, может ли тот или иной объект быть предметом сделок и каких именно, по каким основаниям возникают и прекращаются права на него и в каком объеме и пределах они осуществляются". В других работах под правовым режимом понимается просто специфическое регулирование, применение специальных законов и норм. "Таким образом,… правовой режим недвижимости… следует отнести… обладающему определенными специфическими особенностями совершения сделок, объектом которых является недвижимое имущество". Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что какого-то проработанного общего понятия "гражданско-правового режима" не существует. Существует какие-то разработки гражданско-правового режима конкретных прав или имущества . Ряд авторов предлагали определять правовой режим имущества как объем прав, осуществляемый в отношении тех или иных видов имущества теми хозяйственными органами, за которыми это имущество закреплено . Ученные, определяя "гражданско- правовой режим", подменяют это понятие совокупностью нормативно-правовых актов , либо просто отсылкой к правам в отношении этого имущества , либо специфическим определением этого имущества.

Хотя нет, какого-либо единого понимания гражданско-правового режима, из предложенных определений можно вывести общие черты. Основной чертой является то, что 1) правовой режим раскрывает или указывает на объем прав, который субъект права имеет к конкретному объекту. И также общей чертой является то, что 2) правовой режим это все-таки совокупность правил, предписаний. В остальном же определения "гражданско-правового режима" очень разнообразны, и расходятся в разные направления.

При выработке понятия "гражданско-правового режима", на наш взгляд, необходимо обращаться к общетеоретическому понятию "правовой режим" и применять характерные для общетеоретического понятия "правовой режим " черты, чтобы придти к единообразию.

Если соотнести те черты, которые мы вывели у гражданско-правового режима с общетеоретическими чертами "правого режима", то можно найти общее. К таким общим чертам относится, например, что 1) гражданско- правой режим устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством, 2) имеют цель особой регламентации гражданско- правовых объектов.

Хотя ни в одном определении вопрос отражения на субъекте права установления правового режима конкретного объекта не рассматривается, думается, что этот вопрос имеет важное значение. Ведь установления правового режима как особое правовое регулирование должно в чьих-то интересах (государства или физических и юридических лиц, либо одновременно для всех) и вызывать либо благоприятность либо не благоприятность для удовлетворения интересов.

Из выведенных черт, присущих отраслевым понятиям "правовой режим", необходимо вывести общие закономерности, а также выделить специфику.

Общим, для административно-правового и гражданско-правового режимов является: 1) все режимы устанавливаются именно в законодательстве, обеспечиваются государством. 2) это совокупность правил, предписаний. Хотя прямого указания нет, как эти правила формируются, логично предположить, что такие "правила" создаются определенным сочетанием юридических средств: дозволений, запретов, позитивных обязываний.

В остальном же, административный и гражданский правовой режим различаются. В определении гражданско- правового режима делается акцент на объеме прав, который субъект права имеет к конкретному объекту. И таким образом данный режим устанавливается в отношении всех субъектов права, а в первую очередь физических и юридических лиц. А вот административно- правовой режим устанавливается, в первую очередь, для нормального государственного состояния, для эффективного управления. И здесь, на первое место, выходит публичный интерес.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существование общетеоретического понятие любого явления, в том числе и "правового режима" необходимо. Эта необходимость выражается в создании "универсальной модели", которая поможет выделить и определить "правовой режим" любой отрасли. Отраслевое понятие любого явления должно основываться на общетеоретическом, но быть дополненным или измененным в соответствии со спецификой данной отрасли права. Исходя из этой логики, что гражданско-правовой режим, что административно-правовой режим должны вобрать в себя все черты общетеоретического понятии "правовой режим" и указать на особенности данного отраслевого правового режима. Отраслевые понятия правового режима требует унификации, выделения общих черт, что приведет к пониманию сущности правовых режимов и более эффективному их использованию.

Подлобникова Елена Васильевна, студентка Юридического института Сибирского федерального университета

Алексеев С.С. Теория права. /С. С. Алексеев.- М., 2000. -С.- 243

Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. / Л.А. Морозова.- М., 1985. -С. 123

Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики./ Н.И Матузов, А.В. Малько // Правоведение, 1996 № 1. -С. 42.

Сапожников Н. Правовой режим банковской тайны / Н. Сапожников // Законность, -№7, 2001

Метельков А.Н. Правовой режим противодействия ядерному терроризму / А.Н.Метельков // История государства и права,- 2008, №5)

Чубаров В.В. Правовой режим нежилого помещения как самостоятельного объекта недвижимости / В.В. Чубаров // Право и экономика, — март 2003, № 3

Короткова О.И Структура, классификация и правовой режим государственного /О.И. Короткова //Адвокат,- 2009, № 9

"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 № 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) ред. от 14.03.2009 //СПС Консультанатплюс и другие.

Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве/ А.В. Малько, О.С. Родионов //журнал Российского права, сентябрь 2001 г. № 9

Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах. — М., 1996. -С. 201.

Гражданское право: учебник.: в 3 т. Т 1.-4-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой.- М: Изд-во Проспект,2005.-С.53.

Измайлов Д.С. Режимы государственной службы в РФ и их роль в реализации правоохранительной функции./ Д.С. Измайлов. — Рязань, 2003. -С. 61.

Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс./ Ю.А. Тихомиров.- М., 2005.

Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах. — М., 1996. С. 280

Марченко Р.А Административно-правовой режим обеспечения таможенного дела / Р.А Марченко// СПС Консультантплюс.

В данном случае под субъектами права понимаются только физические и юридические лица (организации).

В данном случае под субъектами права понимаются только физические и юридические лица (организации).

Сенчищев В.И. Правовое регулирование прав на недвижимость и сделок с ней/ В.И. Сенчищев // Журнал российского права.- 1999.- С. 14.

Гражданское право: учебник / под ред. д. ю. н, проф. О.Н. Садикова. — "Контракт": "ИНФРА-М", 2007 г. том 1.

Кущенко В.В. Правовой режим недвижимости: проблемы и пути решения /В.В. Кущенко //СПС Консультантплюс

Короткова О.И Структура, классификация и правовой режим государственного /О.И. Короткова //Адвокат,- 2009, № 9

Певзнер А.Г., Субоцкий Ю.В. Правовые основы управления промышленностью./ А.Г Певзнер, Ю.В. Субоцкий.- М., 1966. -С. 45.

Гришаев С.П.Особенности правового режима недвижимости С.П. Гришаев // СПС Консультант плюс.

Певзнер А.Г., Субоцкий Ю.В. Правовые основы управления промышленностью./ А. Г Певзнер, Ю.В. Субоцкий.- М., 1966.- С. 45.

Правовой режим — это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности [1] .

Содержание

Другие определения

Правовой режим - широкое юридическое понятие, в связи с чем единой точки зрения в теории права и правоприменительной деятельности касаемо как самого понятия, так и содержания данного феномена нет [источник не указан 85 дней] .

Правовой режим — это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.

Правовой режим — одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединятет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями

Причины расхождений

Виды правовых режимов

В настоящее время в правовой науке рассматривается множество отраслевых режимов, например:

  • конституционно-административные режимы;
  • административно-правовые;
  • гражданско-правовые;
  • уголовно-правовые;
  • иные [источник не указан 85 дней] .

Примечания

Литература

  • Теория государства и права
  • Социология права

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Правовой режим" в других словарях:

Правовой режим — специфический вид правого регулирования, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовых ограничений, стимулов, общедозволительного и разрешительного порядка регулирования и… … Элементарные начала общей теории права

Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов… … Большой юридический словарь

Правовой режим контртеррористической операции в России — В целях совершенствования правовых основ деятельности по борьбе с терроризмом и его предупреждению в Российской Федерации 6 марта 2006 года был принят Федеральный закон О борьбе с терроризмом . Федеральный закон определяет контртеррористическую… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Правовой режим контртеррористической операции — Федеральный закон О противодействии терроризму предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции. На территории или объектах в пределах которых введен правовой режим КТО на период проведения операции допускается… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Правовой режим территориальных вод — Территориальные воды (территориальное море) это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Правовой режим конфиденциальности информации — это правовой режим доступа к конфиденциальной информации, а также регламентация порядка ее использования, способов и средств обеспечения ее защиты. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (Принят в… … Официальная терминология

Правовой режим секретности информации — это правовой режим доступа к секретной информации, а также регламентация ее использования, способов и средств обеспечения ее защиты. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (Принят в г. Санкт… … Официальная терминология

Правовой режим земель — определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Правовой режим информационных ресурсов — нормы, устанавливающие порядок документирования информации, право собственности на нее, категорию информации по уровню доступа к ней и порядок правовой защиты информации. Источник: СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВ ЧЛЕНОВ… … Официальная терминология

Правовой режим персональных данных — нормативно установленные правила, определяющие условия доступа, хранения, уточнения, передачи, блокирования, обезличивания и уничтожения персональных данных. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ … Официальная терминология

Происходящие в современной России преобразования, модернизация всех сторон общественной жизни, динамичные социально-экономические, культурные, национальные, экологические, демографические, информационные и иные процессы не могут не сказаться на изменениях в правовой сфере. Вслед за модификацией общественных отношений совершенствуются и юридическая форма, и все ее составные части.

Научная и практическая значимость данной проблемы определяется тем, что в настоящих условиях в Российской Федерации требуются обновленные правовые режимы, отвечающие духу времени, связанные со становлением новых социально-юридических состояний, с появлением нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентацией на другие, более совершенные и свободные, методы правового регулирования, сменой приоритетов в системе имеющихся юридических средств и ценностей.

В целом правовой режим в нашей ситуации можно рассматривать как некую систему средств (прежде всего первичных – дозволений, запретов, обязанностей, а также вторичных – методов правового регулирования: императивного, диспозитивного, поощрительного, рекомендательного и т. д.), с помощью которых субъекты правовой политики пытаются установить тот или иной порядок в регулировании общественных отношений, в организации социальных связей, достигая каких-либо целей и решая тем самым определенные политико-правовые проблемы.

Что же такое правовой режим?

Он определяется так: социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств; и как определенный порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования; и как результат нормативного воздействия на общественные отношения системы юридических средств, присущих конкретной отрасли права и обеспечивающих нормальное функционирование данного комплекса общественных отношений.

В самом общем плане с данными определениями можно согласиться, ибо в них отражены наиболее существенные признаки рассматриваемого явления. Они схватывают суть и основные параметры проблемы.

В то же время перечисленные дефиниции содержат в себе, на наш взгляд, некоторые погрешности, требующие пояснений. Так, в первом контексте правовой режим определяется через понятие социального режима, которое, в свою очередь, тоже не отличается четкостью и нуждается в соответствующих уточнениях и интерпретациях.

Правовой режим как раз и призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, ибо показывает путь к подобному результату, способ, ведущий к нему. Правовой режим – это прежде всего функциональная характеристика права.

Учитывая сказанное, правовой режим, по нашему мнению, можно определить как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

В качестве примеров правовых режимов, различных по своему содержанию и формам проявления, можно назвать режим финансовой стабилизации, режим протекционизма, режим въезда и выезда за границу, режим отдельных свободных (офшорных) зон и территорий, режим военного положения, паспортный режим, режим хранения и транспортировки ядерного и химического оружия, режим санкций, моратория, эмбарго и т. п.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством;

2) имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений.

Правовой режим – органическая часть государственного и политического режимов. Если государственный режим определяется обычно как совокупность методов, приемов, средств, способов осуществления государственной власти, то политический режим – как функциональная (деятельная) сторона политической системы общества. Политический и государственный режимы, отражая содержательный момент принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, состояние, общие свойства, параметры правовых режимов.

Вместе с тем именно с помощью правовых режимов практически утверждаются и реально функционируют режимы государственные и политические, ибо последние, как правило, облекаются в определенную юридическую форму.

Правовой режим обусловлен прежде всего интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового воздействия, своеобразного юридического инструментария для своей организации. Данный феномен отвечает на вопрос: зачем, для чего и кому он нужен, как можно достичь желаемой цели?

Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Особенно это важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России.

Хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, известным постоянством, что, собственно, и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, развиваются, адаптируются к современным условиям и реалиям. Нет и не может быть застывшего правового режима.

Изменение, корректировка или даже замена тех или иных режимов могут быть связаны с процессами демократизации действующих государственных и политических институтов, совершенствованием системы административного управления, усилением защиты прав граждан, необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов.

Поэтому не только устойчивость правовых режимов, но и их изменчивость, развитие, совершенствование укрепляют правопорядок, стабильность, управляемость в обществе, меры, направленные на защиту интересов государства и личности, усиление их взаимодействия.

Правовые режимы, направленные на урегулирование социальных процессов (состояний), должны иметь и соответствующую структуру, позволяющую им эффективно достигать поставленные цели. Помимо элементов механизма правового регулирования (норм права, юридических фактов, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей, правоприменения), в рамках которого осуществляется правовой режим, структура последнего включает в себя еще и такие слагаемые, как субъекты, их правовые статусы, объекты, методы взаимосвязи конкретных видов субъектов с объектами, систему гарантий (прежде всего юридическую ответственность за нарушение режима).

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям в зависимости:

– от предмета правового регулирования (конституционный, административный, земельный, финансовый, налоговый режимы и т. д.);

– содержания – валютный, таможенный, пошлинный режимы и т. п.;

– субъектов, в отношении которых он устанавливается, – режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т. д.;

– функций права – режим особого регулирования и особой охраны;

– формы выражения – законный и договорный;

– уровня нормативных актов, в которых они установлены, – общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

– сфер использования – внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.);

– функциональной роли – общий и специальный.

Так, в современных условиях усложнения социальной действительности все большее значение приобретает специальный правовой режим. Под ним понимают комплексное межотраслевое системное образование, характерными чертами которого выступают такие: установление специальным законодательством особых правил поведения и жизнедеятельности, выразившихся в дополнительных правах, запретах или обязываниях; наличие специфической целевой установки, обусловленной существенными особенностями процесса, явления, отношений, исключительно ценных для общества и государства или представляющих опасность в нетипичных ситуациях; гибкость правового регулирования, позволяющая претерпевать отдельные перестроения для осуществления оперативного реагирования на изменившиеся условия правовой действительности; упрощенный порядок изменения содержания специального режима; локальность правового воздействия и особая структурированность. При этом специальные правовые режимы могут иметь потенциальный характер, поскольку реальность особого порядка не ограничивается наличием специального нормативного правового акта, а порой требует определенных дополнительных факторов и условий.

В литературе обоснованно предлагаются различные способы оптимизации специальных правовых режимов, заключающиеся в совершенствовании юридических установлений действующего законодательства. В частности, представляется целесообразным:

– во-первых, нормативно закрепить такие специальные правовые режимы, как режимы чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, офшорных зон, вооруженных конфликтов немеждународного характера, зон экологического бедствия и др.;

– во-вторых, конкретизировать юридические предписания особого режима имущества казенных предприятий, земель специального назначения и т. д.;

– в-третьих, обеспечить соблюдение принципа равноправия субъектов в режимных отношениях, связанных с предоставлением бесплатной юридической помощи потерпевшим по уголовным делам и пр.

Юридические средства, сочетаясь различным способом, определяют специфику того или иного режима, показывают особую направленность правового регулирования.

Это и используют субъекты правовой (прежде всего правотворческой) политики, устанавливая те или иные правовые режимы в нормативных правовых актах. Учитывая такой потенциал правовых режимов, данные субъекты применяют названные режимы в качестве средств выстраиваемой и осуществляемой правовой политики, варьируя в них (в зависимости от ситуации и иных обстоятельств) разнообразные способы и методы правового регулирования. Использование того или иного вида правового режима может ставиться в зависимость от субъектов регулируемых отношений. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей, ходатайствующих о приеме в российское гражданство, Российская Федерация применяет к ним общий или упрощенный порядок приема в гражданство.

В частности, важно использовать тот или иной правовой режим в зависимости от тех общественных отношений, в развитии которых заинтересовано государство. Например, в целях более активного внедрения инноваций необходимо в законодательстве устанавливать соответствующие режимы, способствующие данной деятельности, чего пока явно не хватает.

В свою очередь правовые режимы стимулирования и правовые режимы ограничения могут подразделяться в зависимости от того, какие стимулы и ограничения в них преобладают. Так, среди первых выделяют дозволительный, рекомендательный, льготный, поощрительный режимы, в которых доминируют соответственно дозволения, рекомендации, льготы, поощрения. Среди вторых – обязывающий, запрещающий, наказывающий и т. п.

В частности, процессуальный режим представляет собой атмосферу четко налаженного порядка рассмотрения юридического дела и наиболее эффективного его результата, запрограммированного определенным нормативным предписанием; это своего рода нормативно-организационная обстановка разбирательства юридического дела. Структурно процессуальный режим охватывает принципы процессуальной деятельности, способы осуществления процессуальных действий, гарантии обеспечения процессуальной деятельности, а также правовой статус субъектов юридического процесса. Примерами процессуальных режимов выступают режим истца в гражданском судопроизводстве, режим следователя в уголовной юстиции, арбитражно-процессуальный режим оспаривания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Правовой режим во многом определяется природой отрасли права, ее функциями и задачами. Покажем это на примере уголовно-исполнительного права. Так, если уголовно-исполнительное законодательство является охранительной, ограничительной отраслью, то и правовой режим для осужденных в любом случае при его различных вариациях и видах будет соответствующим, ибо он есть форма реализации наказания. Такой режим по существу, по своему предназначению не должен радикально меняться, ведь его функция – быть ограничителем свободы, источником определенных лишений. Название наказания – лишение свободы – говорит уже само за себя.

В отличие от правовых ограничений, которые действуют как меры пресечения недостойных поступков, стимулирующие средства призваны вызывать нравственную положительную активность осужденного. Психологическое значение средств стимулирования состоит в том, что они способствуют осознанию непрерывно действующей причинно-следственной связи между социальной значимостью поведения осужденного и его повседневным моральным самочувствием и материальным положением. А это, в свою очередь, побуждает осужденного сознательно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями режима, контролируемыми охраной и надзором, вызывает у него чувство удовлетворения, возбуждает энергию, формирует чувство личного достоинства, вселяет веру в свои силы и тем самым побуждает к повторению положительных поступков.

В рамках же правовой политики правовые режимы используются достаточно широко и активно как комплексные средства (включающие в себя средства первичные – дозволения, обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания, приостановления и т. д.) для достижения определенных поставленных целей. Наиболее часто субъекты правотворческой политики используют правовые режимы именно как комбинированные средства, с помощью которых можно влиять на правовое регулирование тех или иных общественных отношений, задавать тон развитию отдельных сегментов правовой жизни общества.

Читайте также: