Теория утверждает что личностные качества человека в основном передаются по наследству

Обновлено: 04.07.2024

1. Биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа есть краткое и быстрое повторение:

2. Формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида – это

нормативное психическое развитие

индивидуальное развитие
3. К … типу развития относится развитие Земли, развитие общества и процесс психического развития ребенка

смешанному
4. К факторам, влияющим на психическое развитие относятся

социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент

самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых

мыслительные операции, интеллект

наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельности
5. Основными формами развития являются

самосознание и направленность

филогенез и онтогенез

сознание и деятельность

наследственность и среда
6. Одним из подходов к объяснению психического развития является:

теория конвергенции двух факторов

все ответы верны
7. Автором теории рекапитуляции является….

В. Штерн
8. Автором культурно-исторической теории является

А.Валлон
9. Основоположником бихевиоризма является

Дж. Уотсон
10. Автором теория культурно-исторического развития психики ребенка является

А.Н. Леонтьев
11. … теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало меняются под влиянием условий жизни

конвергенции двух факторов

биогенетическая
12. Автором теории конвергенции двух факторов является

В. Штерн
13. … теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий

конвергенции двух факторов

15. Воспроизводство процессов исторического развития общества в психическом развитии индивида определяется как

интериоризация
16. З. Фрейд считал источником психического развития

эго
17. Латентная стадия психического развития по З.Фрейду

от 12 до 18 лет

18. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенное влияние согласно к подходу развитию..

психогенетическому
19. Общество по мнению Э.Эриксона

существенно не влияет на развитие личности

не нуждается в развитие личности

стремится к такому устройству, чтобы поощрять и стимулировать развитие личности

затрудняет развитие личности
20. Основные изменения школьного возраста (по Л.С. Выготскому) – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением

научению
21. Периодизация психического развития П.П. Блонского относится к … периодизациям

П.Я. Гальперин
23. Психическое развитие, согласно концепции Э. Эриксона, предполагает прохождение … стадий

семи
24. Психическая функция по Л.С. Выготскому называется … , если она стала достоянием ребенка и не связана с действиями взрослого

сложной
25. Согласно концепции Ж.Пиаже фактором определяющим психическое развитие является

смена господствующих умственных структур

овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности

постоянная самоактуализация
26. Согласно психоаналитической концепции З.Фрейда главным фактором, определяющим психическое развитие, является

овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности

смена господствующих умственных структур

постоянная самоактуализация
27. … в ХV11 веке ввел понятие социальный опыт и считал, что ребенок – это чистая восковая доска, на которой можно написать что угодно

М.Мид
28. Установите соответствие между основными психологическими теориями развития личности и их представителями


1. Теория культурно-исторического развития

Л.С. Выготский

2. Теория рекапитуляции

С. Холл

3. Психоаналитическая теория

З.Фрейд

4. Когнитивная теория

Ж.Пиаже

29. Установите соответствие между стадиями детского развития и их характеристиками согласно психоаналитическому подходу З.Фрейда


1. Оральная стадия

приходится на младенчество. Центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится рот

2. Анальная стадия

приходится на раннее детство. Чувственные наслаждения связаны с процессами выделения

3. Фаллическая стадия

приходится на дошкольное детство. Источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии ребенка

4. Генитальная стадия

приходится на подростковый период и всю последующую жизнь. Формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения

30. Установите соответствие между возрастными периодами и названиями стадий интеллектуального развития, согласно теории Ж.Пиаже


1. от 0 до 2 лет

сенсомоторная стадия

2. от 2 до 7 лет

дооперациональная стадия

3. от 7 до 12 лет

стадия конкретных операций

4. после 12 лет

стадия формальных операций

31. Утверждение, соответствующее концепции развития высших психических функций человека по Л.С. Выготскому

32. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:

потребностную
33. Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов

уровня актуального развития и зоны ближайшего развития

индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста

показателей умственного развития и состояния памяти

34. В теории интеллектуального развития Ж. Пиаже называл аккомодацией

несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действий

мысленное действие, обладающее обратимостью

стремление изменить умения и навыки соответственно изменившимся условиям

действия с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками.

4.3.Тестовые задания для итогового контроля знаний по дисциплине

Раздел 2.Экзистенциальная психология современного человека.

1.Основоположником гуманистической психологии является:

2.Экзистенциальная психология-это направление:


  • Аналитической психологии

  • Когнитивной психологии

  • Бихевиористической психологии

  • Гуманистической психологии

3.Экзистенциальная психология изучает :


  • Проблемы времени, жизни и смерти

  • Проблемы свободы, ответственности, выбора

  • Проблемы общения, любви, одиночества, поиска смысла жизни.

  • Все ответы верны.

4.Экзистенциальная психология утверждает……личностного опыта человека


  • Психология

  • Философия

  • Биология

  • Антропология

7.Антрогенез, морфология, этногенез являются разделами:

8 .Наука о ценностях жизни и человека, содержании внутреннего мира личности и ценностных ориентациях называется:

9. Особенности связи человека и культуры, особенности социализации человека в различных культурах изучает:

10. Учение, признающее личность первичной творческой реальностью, а духовные ценности высшим смыслом цивилизации, называется

11. Философское направление, которое считает первоосновой мира некое всеобщее начало-идею, мировой разум - сверхиндивидуальное духовное начало, называется

12.Определенный способ понимания, точка зрения на предмет или явление, система взглядов, теоретических положений называется

13. Философское учение, которое стремится очистить сознание от установок, выявить изначальные основы познания человеческого существования и культуры, называется

15. Философское учение о бытии называется

Раздел 3.Психология субъективности человека.

1.Категория субъективной реальности определяет:

2.Субъективность- это особая форма общественного бытия человека, форма практического освоения мира, способность представлять явления бытия как фактор жизнедеятельности с точки зрения современной:

3.Возникновение и существование субъективности связано с …..к другим людям, к миру, и обществу, истории и самому себе


  • Объекта

  • Профессионала

  • Субъекта

  • Организма

5. Субъективность-это отношение человека


  • К внешнему миру

  • Связь с внутренними причинами отношения

  • Способ отражения внешней реальности все ответы верны

  • Все ответы верны

6.Субъективность – это способность человека…….. собственную жизнедеятельность в предмет практического.


  • Учителя

  • Инженера

  • Практического психолога

  • Социолога

  • Жизнедеятельности

  • Развития самосознания

  • Интериоризации

  • Социализации

9.Для преобразования своей биологической природы и социальных особенностей человеку необходимо:

10. Путь становления внутреннего мира - это развитие у человека отношения к…


  • Пяти

  • Трех

  • Двух

  • Одной

12. Биогенетическая ориентация в изучении субъективности определяет закономерности, стадии, свойства человека как

13.Персонологическая ориентация в изучении субъективности определяет сознание и самосознание как главное условие реализации :

14.Социогенетическая ориентация в изучении человека как субъекта определяет доминирующим фактором развития:


  • Стадии формирования организма

  • Социальные контакты

  • Эволюцию нервной системы

  • Реализацию творческих способностей

15. Образы того, каким человек мечтает или боится стать в будущем является

16. Концепция, отдающая приоритет личным целям по сравнению с целями группы, называется:

17.Концепция, отдающая приоритет целям той или иной группы по сравнению с личными целями, называется:

18. Состояние сознания, при котором внимание человека фокусируется на самом себе, определяется как

19. Интроспекция-это метод изучения :


  • Социальной группы

  • Внутреннего мира человека

  • Процессов адаптации в группе

  • Особенностей памяти

20. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку называется


  • Инстинктом

  • Мышлением

  • Раздражимостью

  • Сознанием

  • Самосознанием

  • Представлением

  • Самоощущением

  • Самопрезентацией

  • Инстинкт

  • Ощущение

  • Сознание

  • Мышление

  • Индивидуальностью

  • Личностью

  • Индивидом

  • Субъективностью

  • Локуса контроля

  • Самооценки

  • Темперамента

  • Познавательных процессов

  • Индивид

  • Универсум

  • Индивидуальность

  • Субъект деятельности

  • Интериоризация

  • Экстериоризация

  • Ригидность

  • Резистентность

  • Интроспекция

  • Интериоризация

  • Локус контроля

  • Конформизм.

28. Мать и плод в период внутриутробного развития - это факт изначального психосоматического …………

29. Георг Вильям Гегель (1770 - 1831) в своей книге определяет отношение матери и плода во чреве как отношение ни …………. ни …………. но отношение ……………
30.С точки зрения экзистенциальной психологии, становление субъективности начинается с:

а) в раннем детстве

б) в дошкольном возрасте

в) с момента рождения

г) в младенчестве
31. В момент рождения ребенок переходит в новое состояние, которое называется ……………
32.Внутреннее единство младенца с матерью определяется:

а) эмоциональным контактом

б) симбиотической зависимостью

в) продолжением утробного состояния

г) физиологическими связями
33.Внутренне единство и внешняя противопоставленность друг другу - это онтологическое ………….. самой возможности возникновения субъективности.
34.Отсутствие изначального внутреннего единства при внешней противопоставленности порождает многочисленные факты нарушений:

б). отсутствие чувства привязанности

в). возникновение госпитализма детского развития

35.Госпитализм - глубокое психическое и физическое отставание ребенка в первые годы жизни вследствие дефицита ……………….
36.Патологическая эмоциональная привязанность матери и ребенка, форма зависимого поведения определяется как:

37.Подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфические человеческие способности называется …………. результатом его становится появление различных форм субъективности.
38.В течение первого года жизни между матерью и ребенком возникают новые формы единства, которые носят:

а). физиологический характер

б). биологический характер

в). психологический характер

39.Эмоциональный контакт, взаимопонимание, сопереживание обеспечивают новую форму единства между младенцем и матерью, которое называется:

г). симбиоз
40.Единство и противоположенность обособления и отождествления и есть постоянно действующее ………….. события.
41.Фундаментальными механизмами становления субъективности являются (указать 2 ответа):

г). рефлексия
42.Отождествление, узнавание, установление связи между предметом и действием называется:

г). телесное уподобление

б). бессознательная имитация
43.Механизм становления субъективности, появляющийся, закрепляющийся и развивающийся в раннем возрасте, являющийся доминирующей формой поведения во взаимодействии со взрослым называется:

а). подражание без подражания

г). идентификация
44.Подражательные формы поведения превращаются и становятся ритуализированными системами действий при условии …………. взрослыми либо отмирают или приобретают неосознаваемый характер при условии, если они ………… со стороны взрослых.
Раздел 4.Формы и содержание внутреннего мира человека.

1.Г.Гегель отразил свои размышления о становлении внутреннего мира человека в своей книге:

б). философия права

в). феноменология духа
2.Механизмами становления внутреннего мира человека являются (выделить 2 правильных ответа):

г). рефлексия
3.С.Л.Рубинштейн определяет рефлексию как …………. выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки …………. к ней, вне ее и для ………
4.Субъективное ощущение разрыва, раздвоения и выхода за пределы автоматически текущего состояния называется:

г). отождествление
5.Условием возникновения рефлексии является:

г). опека
6.ребенком себя и своего ………. является началом развития …….
7.Первым содержанием внутреннего мира ребенка является ……..
8.К перцептивным процессам в психологии относятся:

г). восприятие
9.Чувственно - практический опыт проявляется …………..
10.Понимание основных перцептивных категорий в раннем возрасте включает

а). восприятие цвета

б). восприятие звука

г). движение
11.Энерго - динамический компонент чувственности дает понимание …………… на невербальном уровне.
12.Всеодушевляющий символизм в раннем детстве характеризуется чувственной достоверностью с одной стороны и …………. с другой.
13.Субъективация - как форма внутреннего мира, отражающая стремление к самостоятельности, потребность реализовать свои растущие возможности сопровождается

а).стабилизацией эмоционального состояния

б). глубоким психологическим кризисом

в).стремлением к познанию нового

14.Кризис 3-х лет включает симптомокомлекс, состоящий из:

а). трех симптомов

в). все ответы верны
15.Тишина - возрастные симптомы являются …………. кризиса 3 лет.
16. Ситуативно - возрастные симптомы являются ………… кризиса 3 лет.
17.Персонализация внутреннего мира связана с утратой ………… поведения.18.Содержание внутреннего мира, определяющее развитие самосознания в период с дошкольного до подросткового возраста называется:

а). чувственно - практический опыт

в). Субъективация
18.Содержание внутреннего мира, определяющее развитие самосознания в период с дошкольного до подросткового возраста называется:

а). чувственно - практический опыт

г). чувственно - практического опыта

в). чувственно-практический опыт
21.Относительно устойчивая, осознанная система представлений подростка о себе самом на основе которых он строит свои взаимоотношения с другими называется ……………..
4.4. Вопросы к экзамену
1.Экзистенциальная психология современного человека.

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственност ь – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

1. Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

2. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

3. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

4. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.

5. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

6. По наследству передаются задатки к различным видам деятельности.

У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил.

Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Последнее время позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей .

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это




· тонкость и точность ручных движений,

· совершенная речь и ряд других.

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:

· экономические и др.

Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга .

Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.

Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.




Раздел 1. Теории психического развития

1. Биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа есть краткое и быстрое повторение:

2. Формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида – это.

онтогенез психики

нормативное психическое развитие

3. К … типу развития относится развитие Земли, развитие общества и процесс психического развития ребенка.

4. К факторам, влияющим на психическое развитие относятся.

1.социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент

самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых

мыслительные операции, интеллект

наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельности

5. Основными формами развития являются.

самосознание и направленность

филогенез и онтогенез

сознание и деятельность

наследственность и среда

6. Одним из подходов к объяснению психического развития является:

теория конвергенции двух факторов

2 .биогенетическое направление

4 все ответы верны

7. Автором теории рекапитуляции является

8. Автором культурно-исторической теории является

Л.С. Выготский

9. Основоположником бихевиоризма является

10. Автором теория культурно-исторического развития психики ребенка является

Л.С. Выготский

11. … теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало меняются под влиянием условий жизни

конвергенции двух факторов

биогенетическая

12. Автором теории конвергенции двух факторов является

13. … теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий

конвергенции двух факторов

социогенетическая

Д.Б. Эльконин

15. Воспроизводство процессов исторического развития общества в психическом развитии индивида определяется как

экстериоризация

16. З. Фрейд считал источником психического развития

17. Латентная стадия психического развития по З.Фрейду

от 12 до 18 лет

от 6 до 12 лет

18. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенное влияние согласно к подходу развитию..

социогенетическому

19. Общество по мнению Э.Эриксона

существенно не влияет на развитие личности

не нуждается в развитие личности

стремится к такому устройству, чтобы поощрять и стимулировать развитие личности

затрудняет развитие личности

20. Основные изменения школьного возраста (по Л.С. Выготскому) – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением

21. Периодизация психического развития П.П. Блонского относится к … периодизациям

биологизаторским

Л.С. Выготский

23. Психическое развитие, согласно концепции Э. Эриксона, предполагает прохождение … стадий

24. Психическая функция по Л.С. Выготскому называется … , если она стала достоянием ребенка и не связана с действиями взрослого

25. Согласно концепции Ж.Пиаже фактором определяющим психическое развитие является

смена господствующих умственных структур

овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности

26. Согласно психоаналитической концепции З.Фрейда главным фактором, определяющим психическое развитие, является

овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности

смена господствующих умственных структур

сексуальный инстинкт

27. … в ХV11 веке ввел понятие социальный опыт и считал, что ребенок – это чистая восковая доска, на которой можно написать что угодно

28. Установите соответствие между основными психологическими теориями развития личности и их представителями

Теория культурно-исторического развития .Л.С. Выготский

Теория рекапитуляции С. Холл

Психоаналитическая теория З.Фрейд

Когнитивная теория Ж.Пиаже

29. Установите соответствие между стадиями детского развития и их характеристиками согласно психоаналитическому подходу З.Фрейда

Оральная стадия приходится на младенчество. Центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится рот

Анальная стадия приходится на раннее детство. Чувственные наслаждения связаны с процессами выделения

Фаллическая стадия приходится на дошкольное детство. Источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии ребенка

Генитальная стадия приходится на подростковый период и всю последующую жизнь. Формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения

30. Установите соответствие между возрастными периодами и названиями стадий интеллектуального развития, согласно теории Ж.Пиаже

от 0 до 2 лет сенсомоторная стадия

от 2 до 7 лет дооперациональная стадия

от 7 до 12 лет стадия конкретных операций

после 12 лет стадия формальных операций

31. Утверждение, соответствующее концепции развития высших психических функций человека по Л.С. Выготскому

32. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:

мотивационно - потребностную

33. Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов

уровня актуального развития и зоны ближайшего развития

индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста

показателей умственного развития и состояния памяти

34. В теории интеллектуального развития Ж. Пиаже называл аккомодацией

несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действий

мысленное действие, обладающее обратимостью

стремление изменить умения и навыки соответственно изменившимся условиям

действия с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками.

Тест: выполнил студент 103 группы Криванков А.Н.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


Психогенетика пола: мальчик, которого растили как девочку

Теория доктора Мани оказалась опровергнута. Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены. Во взрослом возрасте Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, который погиб от передозировки антидепрессантов, все же покончил с собой. На тот момент ему было 38 лет.


Фенилкетонурия: атака на нейроны

Влияние генетических механизмов на работу психики может проявляться не только в фундаментальных вопросах вроде гендера. Еще один пример — фенилкетонурия, наследственное нарушение метаболизма аминокислот, в первую очередь фенилаланина. Это вещество присутствует в белках всех известных живых организмов. В норме ферменты печени должны превращать его в тирозин, который в числе прочего необходим для синтеза нейротрансмиттеров. Но при фенилкетонурии необходимых ферментов нет или не хватает, так что фенилаланин становится фенилпировиноградной кислотой, токсичной для нейронов. Это приводит к тяжелому поражению ЦНС и слабоумию.

Фенилаланин содержится в мясе, птице, морепродуктах, яйцах, в растительной пище (в меньших количествах), а также в газированных напитках, жевательной резинке и других продуктах, так что для нормального умственного развития пациентам с фенилкетонурией в детстве нужно соблюдать диету и пить лекарства, содержащие тирозин.

Фенилкетонурия — яркий пример того, как генетический сбой, на первый взгляд не связанный с функциями мозга, сказывается на его работе критическим образом. При этом в конечном итоге судьба таких пациентов в детстве зависит от внешних факторов: при правильном лечении в интеллектуальном плане они развиваются наравне со сверстниками. Если же ребенок с нарушением обмена фенилаланина не получает лекарств и не соблюдает диету, его ожидает олигофрения, а это уже необратимый диагноз.


Конструктор патологии: как наследуется шизофрения

Сегодня ученые считают, что шизофрения, как и аутизм, передается по наследству. По данным исследований, вероятность заболеть ей составляет:

— 1%, если в семье диагноз раньше не наблюдался;

— 6%, если один из родителей страдает шизофренией;

— 9%, если она наблюдается у брата или сестры;

— 48%, если речь идет об одном из однояйцевых близнецов.

Пока ученым не удалось найти аномалии, присутствие которых приводит к шизофрении. Тем не менее несколько проблемных зон в геноме человека им все же удалось обнаружить. Самым знаменитым среди них считается 16-я хромосома: отсутствие ее участка 16p11.2 может быть одним из факторов, лежащих в основе аутизма и умственной отсталости. Удвоение 16p11.2 также, видимо, приводит к аутизму, умственной отсталости, эпилепсии и шизофрении. Есть и другие хромосомные участки (15q13.3 и 1q21.1), мутации в которых могут быть связаны с психическими заболеваниями.

Вероятность унаследовать шизофрению для ребенка падает по мере увеличения возраста его матери. А вот в случае с отцом все наоборот: чем старше папа, тем выше такая вероятность. Причина заключается в том, что с возрастом у мужчин возникает все больше мутаций половых клеток, что ведет к появлению мутаций de novo у детей, тогда как для женщин это не характерно.

Специалистам еще предстоит решить ребус, который представляет собой генетическая архитектура шизофрении. Ведь де-факто эта болезнь передается по наследству много чаще, чем показывают генетические исследования, — даже если родственники оказываются разлучены и ведут совершенно разный образ жизни. Такая же картина, впрочем, наблюдается в случае наследственного ожирения, аномально высокого или аномально низкого роста и других генетически обусловленных параметров, которые отклоняются от нормы.


Ум от бабушки: наследственный IQ

Сегодня мы знаем, что многие параметры мозга передаются по наследству, а не становятся результатом воздействия внешней среды. Например, объем коры больших полушарий наследуется на 83%, а соотношение серой и белой материи у однояйцевых близнецов почти идентично. Уровень IQ, конечно, от величины мозга не зависит, но и он отчасти признается наследственным параметром на 50%.

К сожалению, о механизмах наследования высокого уровня IQ мы сегодня знаем не больше, чем о шизофрении. Сравнительно недавно 200 специалистов изучили фрагменты генома более чем 126 500 участников, но в результате обнаружили лишь то, что связанные с IQ кодирующие элементы находятся в 1-й, 2-й и 6-й хромосоме. Ученые уверены, что картина прояснится, когда в экспериментах будет принимать участие больше людей. Кроме того, в случае с IQ, похоже, нужна новая система вычленения нужных участков генома: искать нужно в . Исследователи давно отмечают, что мальчики страдают умственной отсталостью (IQ генетик, специалист лаборатории спортивной фармакологии и питания Республиканского научно-практического центра спорта (Минск)

«Существует ряд наследственных заболеваний, одним из симптомов которых является умственная отсталость: как правило, это нарушения числа или структуры хромосом. Классический пример — синдром Дауна; менее известные — например, синдром Вильямса (синдром „лица эльфа“), синдром Ангельмана и так далее. Но бывают и мутации отдельных генов. Всего генов, в которых мутации могут приводить к умственной отсталости той или иной степени, по последним данным, более тысячи.

Кроме этого, есть ряд нарушений, которые имеют полигенную природу, — их еще называют мультифакториальными. Их появление и развитие обусловлено не только наследственностью, но и влиянием окружающей среды, причем если мы говорим о наследственных факторах, то это всегда результат действия не одного, а множества генов. Сегодня считается, что к таким заболеваниям относятся шизофрения, расстройства аутического спектра, расстройства депрессивного спектра (клиническая депрессия, послеродовая депрессия), биполярное аффективное расстройство (то, что раньше было известно как психоз), маниакальный синдром и др.

Если не говорить об очевидных хромосомных заболеваниях (скажем, синдром Дауна — трисомия 21-й хромосомы, синдром Вильямса — микроделеция участка хромосомы 7q11.23, и так далее), то существует, например, синдром ломкой Х-хромосомы, при котором происходит мутация конкретного гена в , что вызывает помимо всего прочего умственную отсталость. Вообще, с мутациями в связано довольно значительное количество таких патологий, и они неплохо изучены.


Психогенетика занимается исследованием того, как наследственные факторы влияют на психические качества живого существа. Например, доказано влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, поиск новизны, избегание вреда (ущерба), зависимость от вознаграждения (поощрения), IQ, память, внимание, скорость реакции, быстроту дизъюнктивного реагирования (реагирования на ситуации со взаимоисключающим выбором) и другие качества. Но в целом, в отличие от большинства морфологических и биохимических признаков, психические характеристики меньше зависят от генетики. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем больше роль окружающей среды и меньше — генома. То есть для простых двигательных навыков наследуемость выше, чем для сложных; для показателей интеллекта — выше, чем для свойств личности, и тому подобное. В среднем (разброс данных, к сожалению, довольно большой: это связано с различиями методик, объемов выборок, недостаточным учетом популяционных особенностей) наследуемость психических характеристик редко превышает 50–70%. Для сравнения: вклад генетики в тип конституции достигает 98%.

Почему так? В частности, потому что в формировании этих признаков (сложных и комплексных) участвует огромное количество генов, а чем больше генов вовлечено в процесс, тем ниже вклад каждого в отдельности. Например, если у нас есть десять разновидностей рецепторов, восприимчивых к одному нейромедиатору, и каждый кодируется отдельным геном, то снижение экспрессии или даже нокаут по одному из генов не выключат всю систему в целом.

Какие способности передаются по наследству?

Замечаете тревожность в обществе, относительно детского развития? Родители стремятся раскрыть таланты ребенка с пеленок, чтобы не упустить гениальную особенность отпрыска. Но ребенок в это время ещё и ложку держать не умеет. Как тут разглядеть будущего ученого, программиста или нового Бетховена?

Содержание

Предрасположенность. Талант. Гениальность.

Предрасположенность — это повышенная вероятность развития каких-либо навыков в силу особенностей организма или среды пребывания. О предрасположенности чаще говорят под углом различных заболеваний, но в последние 30 лет вышло несколько интересных исследований, связанных с предрасположенностью к… гениальности?

Талант — это выдающиеся способности человека, проявляемые в определенной сфере. Такие способности позволяют добиваться высоких результатов. Талант и генетическую предрасположенность часто путают. Но все-таки это разные понятия.

Гениальность — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который проявляется в выдающихся концепциях, изобретениях, творческих произведениях, имеющих отдаленные последствия в разных областях культуры и знаний.

Талант и гениальность — это гуманитарные определения, связанные с психологией и философией. А вот предрасположенность — более интересный аспект для изучения. Предрасположенность может быть как наследственной, так и социальной.

Мы знаем примеры, когда дети шли по стопам успешных родителей и тоже добивались высот в какой-либо сфере. Существуют целые династии музыкантов, юристов, врачей. Но есть и противоположные примеры, когда люди обнаружили свое дело в зрелом или вовсе преклонном возрасте, и оно отличалось от тех кружков, которые выбрали им родители.

Генетика и спорт

Sports-and-the-female-body-person--1-.jpg


Гены и спортивные достижения

Успехи в спорте — это признанная сфера, где генетика занимает важнейшее место. Наследственность, несомненно, влияет на конституцию тела. Любая физическая активность (не только спорт высоких достижений) напрямую зависит от природных данных: то, как вы бегаете, перевариваете пищу, справляетесь с травмами, во многом определяется набором генов.

Ученые выявили более 200 генетических модификаций, связанных со спортивными характеристиками. Причем 20 из них чаще всего присутствовали у спортсменов международного класса.

Но не меньше влияет и социально-психологический фон — собственный настрой, наставник, поддержка близких, партнеры (если речь о командном виде спорта).

Благоприятный генетический фон важен в сочетании с оптимальной тренировочной средой.

Генетический тест Атлас позволяет выявить некоторые особенности организма и его подготовленность к занятиям спортом (предрасположенность к определенным уровням BCAA, L-карнитина, эритропоэтина, тестостерона и риск получения спортивных травм).

Генетика и когнитивные способности

В 2018 году было опубликовано исследование, в котором участвовало почти 250 тысяч человек. На когнитивные способности влияет 538 генов, унаследованных от обоих родителей. Сами исследователи отмечают, что это ещё не предел. По их мнению, число может быть больше при увеличении выборки.

Если мы имеем дело с гениальностью, то есть формой выдающегося интеллекта, не стоит рассчитывать, что дети унаследуют её. Скорее всего, ребенок будет иметь средний или чуть выше среднего интеллект. Интересный факт: близнецы имеют огромную схожесть генома, поэтому если один из них обладает гениальностью, то и второй не отстает.

2020-09-07-Gut-health-must-read-books-1.jpg


Интеллект по наследству

Наследственность затрагивает все когнитивные функции: логику, память, креативность, планирование, стрессоустойчивость, а также механизм образования нейронных связей.

Традиционно в исследованиях интеллекта используют шахматы и подобные интеллектуальные виды спорта. Исследование пар близнецов в 2009 году показало высокую важность наследственных данных в таких играх.

Генетика и творческий потенциал

Приступая к этому вопросу, стоит разграничить творчество, как формирование идеи и как процесс изменения окружающей среды.

Например, нельзя написать эпохальную картину, не имея навыков рисования. А значит, в творческом процессе работают многие факторы — физические данные (моторика) и когнитивные (креатив, логика, память).

На данный момент мы не нашли исследований в этом направлении, но, очевидно, что здесь в большой мере играют роль как наследственные, так и социальные данные.

Что касается возраста, то нельзя сказать, что творческий потенциал угасает по прошествии лет. При благоприятном геноме можно раскрыть свои способности и в зрелом возрасте. Часто этому препятствует самооценка — это один из факторов влияния внешней среды, и важно уметь отделять такие факторы от наследственности.

ДНК — это просто программный код, где прописаны личные особенности человека. Они могут помочь в достижении успеха, но не могут его гарантировать.

Например, ученые предполагают, что наследственность определяет до половины уровня максимального потребления кислорода. Этот показатель важен в циклических видах спорта (бег, гребля, велоспорт и т.п.), а также в игре на духовых музыкальных инструментах. Однако имеющихся данных пока недостаточно, чтобы помешать человеку выбрать гребную секцию или класс по игре на трубе в музыкальной школе.

На наличие предрасположенностей влияют тысячи модификаций генов, но все они могут стать бесполезными без высокой мотивации. Именно поэтому некоторые люди всю жизнь ищут призвание. Которое иногда, кстати, так и не находят.

Задача родителей и наставников в этом деле — создать благоприятную почву и дать ребенку возможность выбирать самому.

Как это сделать:

  • поддерживайте физическую активность, развивайте мелкую моторику, прививайте здоровые привычки в вопросах питания, гигиены, внимания к состоянию тела;
  • создавайте атмосферу доверия и психологической безопасности в семье;
  • занимайтесь любыми видами творчества, расширяйте кругозор, пробуйте новые занятия/секции;
  • мотивируйте ребенка самостоятельно принимать решения в соответствии с возрастом.

И самое сложное: не переусердствуйте. Вы уже и так дали ему половину задатков, позвольте таланту созреть.

На заметку

  • Наследственность в чистом виде не влияет на успешность в том или ином деле, профессии, спорте. Влияет совокупность личностных и физических качеств, которые, в свою очередь, формируются под влиянием генома.
  • Огромное, а порой и решающее, значение для успеха имеет личная мотивация и среда (в раннем возрасте — семья). Добиться успеха можно и без счастливого билета в генетической лотерее. Чтобы достичь исключительного уровня, даже людям с генетической предрасположенностью требуется осознанная практика.
  • Талант и гениальность — трудно измеримые понятия из области психологии и философии, тогда как некоторые предрасположенности можно обнаружить с помощью Генетического теста Атлас.
  • Успех родителей в том или ином деле не является гарантией успешности ребенка в нем же. История знает множество профессиональных династий, но на каждых положительный опыт можно найти отрицательный.
  • Родительские гены имеют ключевое значение в способностях к искусству, математике, спорту, хорошей памяти и запоминанию. В остальных вопросах наследственность, как правило, не так важна.

Больше о генетике и способностях в блоге Атлас:

Читайте также: