Какая продолжительность занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с привлечением

Обновлено: 30.06.2024

Важно подчеркнуть, что и при нарушенном слухе на осно­ве чувственного познания ребенок способен увидеть, проанализировать, осознать, запомнить значительную часть из того, с чем он постоянно действует, что видит, трогает, фиксирует в своей памяти, что может обозначить словом, выделить по словесному сигналу.

Не умаляя значимости целенаправленной, охватывающей все виды занятий в детском саду, пронизывающей все режим­ные моменты в жизни детей, работы над речью, необходимо установить некоторое соотношение между работой по общему развитию ребенка и специальной работой по формированию у него словесной речи.

На определенном этапе, в доречевой период, дети накапливают запас представлений об окружающем в виде чувственных образов Чем богаче предметная деятельность ребенка, чем больше он видит, наблюдая за действиями взрослых, чем чаще взрослые привлекают его внимание к различным объектам и явлениям, тем активнее ребенок в познании окружающего, тем полнее мотивация речевого общения.

В дошкольном возрасте вообще чувственное познание ми­ра преобладает над рациональным. Поэтому, стремясь при формировании речи детей делать эту речь не беспредметной и в этих целях широко привлекать разнообразный наглядный дидактический материал, относящийся к творческой деятель­ности детей, к их ближайшему окружению, не следует про­цесс ознакомления с окружающим искусственно притормажи­вать, сообразуясь с темпами усвоения речи. Наоборот, актив­ное познание мира вещей должно опережать на первых порах усвоение языка слов и стимулировать речевое развитие. А в дальнейшем язык, который будет усвоен даже в небольшом объеме, ускорит процесс осознания окружающей действитель­ности, перестроит и обогатит способ восприятия. Поэтому помимо собственно речевых занятий программой специально­го детского сада предусматриваются особые занятия по озна­комлению с окружающим.

На занятиях по развитию речи наблюдения ведутся пре­имущественно над языковым материалом, усилия детей на­правляются на усвоение звукового и буквенного оформления речевых единиц и уточнение их значений, тогда как на заня­тиях по ознакомлению с окружающим дети осваивают пред­метный мир необязательно опосредованно (через язык), дей­ствуют с предметами, практически узнают их свойства, функ­циональное назначение, строение. Не случайно материал за­нятий по развитию речи и занятий по ознакомлению с окру­жающим является тематически близким. Например, на заня­тиях по ознакомлению с окружающим при знакомстве детей с овощами педагог показывает разные виды овощей – морковь, свеклу, лук, капусту, картофель, огурец, в сыром и в вареном виде (в салате, в супе); чистит и режет овощи, дает попробовать на вкус, понюхать, рассмотреть кожуру и внутреннее строение. Продолжая ознакомление, педагог показы­вает изображения этих предметов на картинках, на муля­жах. Затем дети пытаются эти предметы рисовать, лепить. Проводится экскурсия в ближайший овощной магазин или на рынок. На картинках, а при случае и в самой жизни, дети узнают, что овощи растут в огороде, что их семена сажают в землю, ухаживают за ними. Педагог при демонстрации предметов или их изображений употребляет предусмотренный программой речевой материал, называет овощи, их свойства (цвет, форму, вкус и т. п.), действия, которые с ними выпол­няются.




Основными методами ознакомления детей с окружающим являются разнообразные наблюдения и практические дейст­вия с предметами или их изображениями. По мере речевого развития детей включаются и словесные методы: беседа, уга­дывание по описанию, рассказывание и т. п. Наблюдения ор­ганизуются педагогом и воспитателями на занятиях и в сво­бодное от занятий время – на прогулках и экскурсиях.Отрассмотрения натуральных предметов и их изображений (кар­тинок, муляжей, чучел и т. п.) дети переходят к просмотру диапозитивов, кинофильмов, детских спектаклей.

Педагоги стремятся, чтобы представления детей об объек­тах и явлениях (о предметах ближайшего окружения, о рас­тениях и животных, объектах и явлениях неживой природы) не были отрывочными, случайными, искаженными. Необходи­мо все факты показывать в разнообразных связях и отноше­ниях: временных, пространственных, причинно-следственных. Однако усложнение всех сведений должно идти постепенно. К ранее известному детям необходимо систематически воз­вращаться, напоминать о том, что уже было в их опыте; до­бавляя что-то новое, обобщать и систематизировать усвоен­ное в разных условиях.

По возвращении детей в дошкольное учреждение из дома педагог должен стремиться выявить, что нового узнал или увидел ребенок, находясь в кругу семьи, гуляя на улице, по­сещая с родителями магазины, мастерские, аптеки, кинотеатры и т. п. Доступными ему средствами (имитируя действия, изображая события в рисунке, называя предметы или дейст­вия знакомыми словами, указывая на соответствующие пред­меты или иллюстрации) ребенок может хотя бы в общих чер­тах поделиться своими новыми впечатлениями, выразить от­ношение к увиденному, пережитому. Педагог помогает офор­мить его рассказ речевыми средствами (отдельными фразами или маленьким связным текстом), поощряет его желание узнать что-то новое и принести информацию в группу.

Педагоги подсказывают детям, о чем они могут рассказать своим родителям, когда отправляются домой; помогают им в оформлении сведений, напоминают о наиболее интересных фактах и событиях. Педагоги стремятся привлечь родителей к работе по обогащению представлений детей об окружаю­щем мире, по расширению кругозора детей, настраивают их не столько на проведение занятий, дублирующих содержание работы и детском саду, сколько на проведение с детьми про­гулок, экскурсий, посещение кинотеатров, музеев.

Программа по ознакомлению с окружающим предусмат­ривает постепенное усложнение содержания работы данного раздела. На втором и третьем годах обучения материал в равной мере включает в себя сведения о предметах и явлени­ях ближайшего окружения, о живой и неживой природе, о людях и их занятиях. Весь материал сгруппирован тематиче­ски. Темы повторяются и усложняются по мере чередования событий в жизни детей, увеличения объема сезонных наблю­дений.

Подразделение на особые направления работы – природо­ведческое (ознакомление с неживой и живой природой), об­ществоведческое (жизнь людей в обществе), отчасти матема­тическое (количественные, временные, пространственные от­ношения) – начинается с четвертого года обучения, хотя все сведения и на данном этапе включены в темы, которые посте­пенно укрупняются.

Материал распределен по месяцам. В программе указано, в каком месяце ведется ознакомительная или обобщающая работа по названной теме. Вместе с тем предполагается, что процесс ознакомления с окружающим является непрерывным, и педагог каждый раз, на новом уровне, возвращается к тем темам, которые уже включались ранее в содержание занятий. Занятия по ознакомлению с окружающим необходимо проводить живо, при большом разнообразии действий с предмета­ми, с использованием выразительной наглядности. На втором и третьем годах обучения воспитатель организует их по под­группам в утренние часы, на четвертом и пятом годах обуче­ния – с целой группой в послеобеденное время.

Желательно, чтобы место проведения занятий не было строго фиксированным. Их можно организовывать в группе, на участке, в уголке живой природы, в других помещениях детского сада (в зависимости от темы занятий). Даже само изменение места для проведения различных наблюдений раз­рушает стереотипное восприятие материала и повышает эмо­циональное отношение к окружающему и изучаемому. Важ­ным моментом в организации этих занятий является также подключение к наблюдениям и практическим действиям са­мых разных людей (можно приглашать няню, медсестру, родителей, детей из других групп). Это способствует тому, что дети будут стремиться в дальнейшем не только узнать что-либо для самих себя, но и поделиться впечатлениями с другими, передать кому-либо новую интересную информацию.

Работа по ознакомлению с окружающим проводится вос­питателем и сурдопедагогом. Первый планирует материал в соответствии с программой как на специальные занятия, так и на свободное от занятий время. Педагог на занятиях по развитию речи опирается на запас жизненных представлении у детей, ведет работу над правильным речевым оформлением материала, усвоенного детьми спонтанно и в процессе специальных занятий, дополняет имеющиеся представления и зна­ния новыми сведениями, включает полученные детьми отры­вочные знания в содержание других занятий, подводит их к новым обобщениям.

Ознакомление с окружающим является пропедевтикой для изучения детьми различных учебных предметов в школе. Вместе с тем этот раздел программы включает и анализиру­ет необходимые для ребенка-дошкольника сведения о среде, в которой он существует. Дифференциация представлений об окружающей действительности закладывает основы катего­риального строя мышления, который необходим в дальнейшем для усвоения основ наук. Чувственное познание предметного мира, которое является ведущим на этапе дошкольного дет­ства, создает базу для материалистического мировосприятия и миропонимания. Таково значение данного направления работы с детьми дошкольного возраста.

Какое занятие самое продолжительное по времени проведения?

В каком нормативном документе определены ориентиры при установлении учебной нагрузки для детей дошкольного возраста?

Диагностика обученности - это:

контроль, проверка, оценивание результатов обучения, их анализ, выявление динамики, прогноз на будущее

Игры и занятия на основе компьютерной технологии проводятся в ДОУ:

в соответствии с общим педагогическим планом образовательной работы и при наличии лицензии на оказания дополнительных образовательных услуг

Определите принцип, не соответствующий современным принципам установления контактов с родителями.

средство вытеснения детских садов из системы общественных институтов

Какой вид игр целесообразно использовать для развития грамматического строя речи?

Что является фундаментом работы воспитателя?

знание дошкольной педагогики и психологии, типовой программы воспитания, обучения и развития

Как часто проводятся занятия по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста?

3 раза в неделю

Эффективный прием, развивающий осознанность поведения детей - это:

обсуждение и проигрывание образцов поведения с детьми

Назовите новые формы дошкольного образования.

Целесообразность использования времени на физкультурном занятии определяется по:

общей плотности занятия

На что направлена современная личностно-ориентированная модель образования дошкольников в условиях ДОУ?

на обеспечение чувства психологической защищенности, развитие индивидуальности ребенка

Моделирование с детьми дошкольного возраста - это:

Какие игры наиболее эффективны для развития общения детей на протяжении всего дошкольного детства?

К видам наказания относятся:

Одной из форм экологического образования является:

экскурсия в природу

Не входит в диагностику уровня социального развития ребенка диагностирование представлений о:

Социализация дошкольников - это:

постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям среды, а также результат этого процесса

Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников:

расширение и обогащение словаря

Примеры тестовых заданий для проведения квалификационного испытания в письменной форме на подтверждение соответствия занимаемой должности воспитателей ДОУ

Какой нормативно-правовой акт определяет продолжительность педагогической работы в неделю воспитателя ДОУ?

Индивидуальный подход к ребенку в воспитании предполагает учет его особенностей:

права на обеспечение развития

Как часто в детском саду проводят комплексные занятия с детьми?

один раз в неделю

новое социально-педагогическое явление

Игра для дошкольников - это:

основной вид деятельности

индивидуальный процесс усвоения культурно-общественного опыта и приобщения ребенка к социуму

Что является фундаментом работы воспитателя?

знание дошкольной педагогики и психологии, типовой программы воспитания, обучения и развития

К словесным методам обучения относятся:

В каком документе определены виды программ, требования к программам и их сочетанию?

Дети второй младшей группы используют для рисования:

Чем определяется комплектование возрастных групп ДОУ?

типом и видом ОУ

В каком нормативном документе определены ориентиры при установлении учебной нагрузки для детей дошкольного возраста?

Что входит в содержание экскурсии с детьми в ДОУ?

знакомство с новой игрушкой

Определите принцип, не соответствующий современным принципам установления контактов с родителями.

Назовите основной вид лечебно-профилактических мероприятий в ДОУ:

В каком году была утверждена современная Концепция дошкольного образования ?

Исключите лишний раздел программы по формированию математических представлений:

Какой компонент учебной деятельности дошкольников называют первым?

Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является:

группа детей дошкольного возраста

Определите принцип, не соответствующий современным принципам установления контактов с родителями.

Какой документ действует в настоящее время по выполнению государственного стандарта в дошкольном образовании?

Назовите основные нормативно-правовые документы, регулирующие взаимодействие ДОУ с семьей.

Исключите лишний раздел программы по формированию элементарных математических представлений:

Обязательным элементом любого занятия является:

организационный момент, игра, ответы на вопросы педагога, подведение итогов

К какой группе методов относятся следующие методы: объяснение, описание, уточнение, команда, распоряжение, вопрос, считалка?

Исключите орган, не относящийся к органам общественного управления в ДОУ:

совет ректоров учреждений высшего профессионального образования, руководителей учреждений среднего и начального профессионального образования, руководителей иных типов и видов образовательных учреждений

Можно ли в современных условиях развития общества достичь цели воспитания - всестороннего и гармоничного развития личности детей дошкольного возраста?

да, она является тем идеалом, к которому должно стремиться любое государство

Эффективный прием, развивающий осознанность поведения детей - это:

обсуждение и проигрывание образцов поведения с детьми

Как часто проводятся занятия по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста?

3 раза в неделю

Учебная нагрузка, режим занятий воспитанников определяются:

Интегрированные занятия по изобразительной деятельности направлены на:

предоставление детям большей самостоятельности в выборе техник и материалов

Какими критериями можно определить качество деятельности воспитателя?

уровнем развития личности дошкольников

Уточните главное назначение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ:

развитие и воспитание детей дошкольного возраста

В каком году была утверждена современная Концепция дошкольного образования ?

Действующее Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении было принято в :

Какое занятие самое продолжительное по времени проведения?

Игры и занятия на основе компьютерной технологии проводятся в ДОУ:

в соответствии с общим педагогическим планом образовательной работы и при наличии лицензии на оказания дополнительных образовательных услуг

Примеры тестовых заданий для проведения квалификационного испытания в письменной форме на подтверждение соответствия занимаемой должности воспитателей ДОУ

Какое занятие самое продолжительное по времени проведения?

Первый опыт социального взаимодействия ребенок получает:

индивидуальный процесс усвоения культурно-общественного опыта и приобщения ребенка к социуму

В каком году была утверждена современная Концепция дошкольного образования ?

Не входит в диагностику уровня социального развития ребенка диагностирование представлений о:

Назовите направление преемственности между ДОУ и школой:

единство целей и содержания дошкольного и начального образования

Общая подготовка к школе включает готовность:

Интегрированные занятия по изобразительной деятельности направлены на:

предоставление детям большей самостоятельности в выборе техник и материалов

Действующее Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении было принято в :

На что направлена современная личностно-ориентированная модель образования дошкольников в условиях ДОУ?

на стимулирование игровой деятельности детей

Возрастной этап, связанный с возможностью интенсивного развития у ребенка определенных психических функций и способностей, называется:

зоной ближайшего развития

Сколько частей входит в структуру физкультурного занятия?

Кто из современных педагогов, на ваш взгляд, наиболее полно разработал теорию эстетического воспитания дошкольников?

Исключите лишний раздел программы по формированию математических представлений:

При диагностике готовности ребенка к общению в школе внимание обращается на:

способность общаться в условиях школьных взаимоотношений

Сколько видов образовательных программ, определяющих содержание образования, реализуется в ДОУ?

две: общеразвивающие (комплексные) и парциальные (дополнительные)

Какие игры наиболее эффективны для развития общения детей на протяжении всего дошкольного детства?

Игра для дошкольников - это:

основной вид деятельности

Какая продолжительность занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с привлечением компьютера является максимальной для детей 6 лет?

права на обеспечение развития

римеры тестовых заданий для проведения квалификационного испытания в письменной форме на подтверждение соответствия занимаемой должности воспитателей ДОУ

Сколько частей входит в структуру физкультурного занятия?

Исключите лишний раздел программы по формированию элементарных математических представлений:

Можно ли в современных условиях развития общества достичь цели воспитания - всестороннего и гармоничного развития личности детей дошкольного возраста?

да, она является тем идеалом, к которому должно стремиться любое государство

В каком году была утверждена современная Концепция дошкольного образования ?

Назовите основной вид лечебно-профилактических мероприятий в ДОУ:

самостоятельная забота о здоровье

Что является основной формой организации учебной деятельности воспитанников в ДОУ?

Уточните главное назначение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ:

развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Какие формы работы выделяются во взаимодействии педагогов с семьей?

Как часто в детском саду проводят комплексные занятия с детьми?

один раз в месяц

Выделите из предложенных факторы, направленные на охрану и укрепление здоровья детей в ДОУ:

Игры и занятия на основе компьютерной технологии проводятся в ДОУ:

в соответствии с общим педагогическим планом образовательной работы и при наличии лицензии на оказания дополнительных образовательных услуг

Какая продолжительность занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с привлечением компьютера является максимальной для детей 6 лет?

Приобщение детей к изготовлению поделок из природного материала с использованием клея и пластилина начинается в ДОУ с:

Какой нормативно-правовой акт определяет продолжительность педагогической работы в неделю воспитателя ДОУ?

Выберите требования к плану работы воспитателя группы детей:

план должен быть согласован с планами специалистов ДОУ

Что включает в себя такая категория педагогики, как воспитание?

развитие и формирование

Индивидуальный подход к ребенку в воспитании предполагает учет его особенностей:

Читайте также: