Теории групповых притязаний кто автор

Обновлено: 28.06.2024

Теория поля Курта Левина шпаргалка. Шпаргалки по истории психологии — Теория поля К. Левина.

”Теория поля” К. Левина.

Вошел в историю науки как автор теории поля. Полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт ( ага — решение, озарение). Человек должен рассматриваться в единстве с психологической ситуацией.

Понятие “поля” связывается Левиным с системой объектов — побудителей человеческой активности , существующих “здесь и сейчас” в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Квазипотребности — некая напряженная система, нуждающаяся в разрядке, действует до момента разрядки. Это напряжение нуждается в разрядке, что осуществляется, как реализация намерения. При реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более потребности, теряют свою побудительную силу.

Предполагается, что мы можем понять поведение человека только в его связи с окружающей действительностью. Левин использовал понятие “ жизненное пространство ”, оно охватывает личность и ее физиологическое окружение. Левин утверждал, что, если мы хотим понять поведение человека в конкретной ситуации, нам нужно сосредоточиться именно на ней, на событиях, которые имеют место непосредственно в этот момент. Другими словами, оказывать влияние на поведение может только настоящее.

К. Левин показывает это экспериментально: испытуемые, оставшись в комнате одни в ожидании экспериментатора, т. е. не имея никакой особенной цели, начинали вести себя в соответствии с тем, что “предлагали” им окружающие предметы: листать лежащую на столе книгу, позванивать в стоящий там же колокольчик, подергивать занавеску и т. д. Ситуативно такого рода полевое поведение возникает в жизни каждого, но, будучи стилистической характеристикой, является признаком патологии.

В дальнейшем от поведения индивида К. Левин перешел к проблеме внутригрупповых отношений, при этом группу он также рассматривал как целое, внутри которого действуют особые силы сплочения.

Теория поля к Левина основные понятия. Основные понятия теории поля

Жизненное пространство . Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т.д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния не психических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально-экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Когда мы выводим событие, например локомоцию… из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам :

  • Принцип связности (событие — всегда результат взаимодействия двух и более фактов).
  • Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт — это актуально существующий в жизненном пространстве факт).
  • Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем).

Теория немецкого психолога К. Левина (1890–1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. Получив приглашение преподавать психологию в Психологическом институте Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальт-психологии. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Левин сосредоточивается на изучении личности человека.

Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения.

В США Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения (демократический, авторитарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах лидеров, звезд и отверженных. Эти исследования Левина явились основой целого направления в социальной психологии. Таким образом, К. Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в социальной психологии.

Модель окружения

Окружение — это жизненное пространство, где личность вступает в контакт с другими живыми и неживыми объектами, адаптируется к событиям, обстановке. Любой человек интерпретирует любые реальные объекты. Как известно, восприятие человека основано на проекции, то есть на взгляде на объект под преломленным лучом собственного опыта.

Как бы странно это ни звучало, но реальность у каждого своя, она зависит от восприятия. Невозможно встретить двух людей с абсолютно единым взглядом на вещи, так как мир — это сцена индивидуальных проекций.

В модель личности Курт Левин выделил особую сенсомоторную зону, расположенную снаружи, а потребности этой личности находятся внутри нее.

Так, сенсомоторная зона имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.

Первая сторона сенсомоторной зоны — внешняя, иначе говоря, граница, где личность вступает во взаимодействие с другими людьми. Фактически, общаясь с человеком, вы видите только эту оболочку, об остальном знать вы не можете.

Если мы видим человека, который с аппетитом поедает гамбургер, мы думаем — он хочет есть. А на самом деле он находится в сильнейшей тревоге или страхе и заедает их. На этом примере видно, что человек может удовлетворять совершенно другую потребность, не голод, но мы никогда не можем увидеть то, чего хочет человек на самом деле. Как говорил Мартин Хайдеггер:

Мы никогда не узнаем, каков другой человек.

Очень важно, чтобы эта граница сохранялась. Ведь тогда человек четко осведомлен о своих реальных потребностях

Теория поля Курта Левина. Значимость теории поля Курта Левина

Теория Левина – одна из тех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески. Человек-пустышка наполнился психологическими потребностями, намерениями, надеждами, притязаниями. Робот превратился в живого человека.

Грубый и скучный материализмуступил место более гуманистическому взгляду на человека. В то время как “объективная” психология проверяла многие свои эмпирические положения на собаках, кошках и крысах, теория Левина вела к исследованию человеческого поведения в более или менее естественной обстановке.

Дети в игре, подростки в групповой активности, рабочие на фабриках, люди, планирующие расход пищи, вот некоторые из естественных жизненных ситуаций, в которых эмпирически проверялись гипотезы, выведенные из теории Левина. Жизненность исследований, убедительность теории поля – неудивительно, что точка зрения Левина стала широко популярной.

сила теории, независимо от ее формальной адекватности или претензии быть математической моделью, оправдывает высокую оценку теории Левина в современной психологии. “Основные представления Левина… изобилуют скрытыми неистощимыми смыслами, и это – гарантия дальнейшего развития” (Heider, 1959, с. 119). Оценка теории поля Хайдером остается валидной и теперь. Левиновская теория человека в среде все еще очень жизненна.

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и других животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.

Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.

Теория поля

Исходя из теории поля в физике, Курт Левин установил два основных условия для своей теории поля.

По его словам, поведение не зависит от прошлого или будущего. Это на самом деле зависит от всех текущих фактов и событий и от того, как субъект их видит. Факты взаимосвязаны, и они составляют динамическое энергетическое поле, которое он назвал пространством жизни.

Пространство жизни

Жизненное пространство, или поле психологической энергии, является окружением, которые охватывают человек, и их восприятие своей реальности. По сути, это субъективное, личное пространство.

Это как краткое изложение того, как вы смотрите на мир со всеми вашими целями, возможностями, страхами, опытом и ожиданиями. Но эта область также имеет определенные ограничения, которые проистекают из физических и социальных характеристик окружающей среды.

Теория поля Курта Левина изучает наше поведение с точки зрения общей перспективы. Таким образом, мы не заканчиваем анализом, в котором все разделено само по себе. Влияние психологического поля на наше поведение настолько велико, что Левин даже сказал, что если в поле не произойдет никаких изменений, в поведении не будет никаких изменений.

Левин считал, что психология не должна фокусироваться на изучении людей и их окружения, как если бы они были двумя совершенно отдельными частями. Вместо этого он подумал, что мы должны посмотреть, как они влияют друг на друга в реальном времени.

Теория Курта Левина кратко. Курт Левин – отец современной социальной психологии

Левин был в США единственным специалистом по поведению групп. Когда началась Вторая мировая война, ученому было предложено найти способ, как убедить жителей Америки перейти на черный хлеб. И он с этим успешно справился.

Левин после тщательного изучения ситуации пришел к выводу, что от прежних потребительских привычек легче отказываются люди, которых побуждали громко заявлять об этом на многолюдных митингах.

Власти воспользовались предложенным методом — и черный хлеб стал популярным среди жителей страны.

Во время войны психолог был консультантом американского правительства.

В 1944 году Куртом Левином при Массачусетском технологическом институте был основан Центр изучения групповой динамики, которым он руководил до самой смерти.

Построить исследовательский центр для изучения психологии групп было давней мечтой ученого. Цели он преследовал исключительно альтруистические.

Задачу изменения общества в сторону гуманизации психолог намеревался решать, проводя групповые тренинги.

В 1946 году началась работа ученого над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии, которую Карл Роджерс (известный американский психолог) назвал впоследствии самым значительным изобретением века.

В начале 1947 года эти экспериментальные исследования привели к созданию при поддержке правительства Национальной учебной лаборатории в городе Бетеле, что в штате Мэн.

Теория и экспериментальные данные

Теория поля Изображение 1

Теория поля Изображение 2

Согласно теории поля, жизнь человека состоит из множества различных пространств. Изображение 1 представляет собой пример общего поля или окружающей среды. Изображение 2 показывает человек, и цель у них есть. Это изображение показывает, что есть силы, толкающие человека к своей цели. Пунктирная линия все нужно пройти, чтобы достичь своей цели, и как нужно пройти через множество различных пространств. Физические лица могут иметь ту же цель, но поле, чтобы получить там могут быть разные. СВОЮ поле может быть скорректирована, чтобы получить больше всего в жизни. Некоторые поля могут быть удалены, а некоторые добавляют, все в зависимости от определенных событий, которые происходят в жизни людей.

Теория поля также включает в себя идею , что каждый человек держит другой опыт для ситуации. Это не означает , что опыт двух людей о событии не будет похож, но что там будет какая — то разница. Это приводит к тому , что никакие два опыта не являются одинаковыми для человека , или, как динамическое поле постоянно меняется. Это говорит о том, что динамическое поле , как поток, течет постоянно, слегка меняется. Другая частью теории поля является идеей , что ни одна части поля человека не может рассматриваться как бессмысленно

Каждая часть общего поля должны рассматриваться как имеющие возможное значение и важность. Это должно быть сделано независимо от того, насколько бессмысленно или не важна часть поля может показаться, что все равно должны быть учтены

Совокупность поля индивида кажется , не имеет никаких границ, поскольку исследования показали , что опыт даже младенец из Второй мировой войны , возможно , повлиять на жизнь в дальнейшем, в связи с изменением поля. Это хороший пример того , насколько широка теория поля может охватывать как пред- сознание человека может быть изменено из — за изменения на места , которые произошли до любого крупного развития.

Потребности и то, как мы их реализуем

Личность — это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.

Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.

Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, — совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.

Основные принципы

Жизненное пространство

Среда

Среда , как показано в жизненном пространстве, относится к объективной ситуации , в которой человек воспринимает и действует. Жизненное пространство среда (E) является полностью субъективной в каждом контексте , поскольку это зависит не только от объективной ситуации, но и от особенностей личности (Р). Необходимо учитывать все аспекты сознательной и бессознательной среды человека для того , чтобы наметить жизненное пространство человека. Совокупное состояние, под влиянием окружающей среды, а также точки зрения человека, сознательной и бессознательной, следует рассматривать как единое целое

В то время как каждая часть может рассматриваться как отдельный объект, наблюдать совокупность ситуации необходимо принять все входы во внимание.

Человек

Левин применил термин человека тремя различными способами.

Развитие человека неизбежно влияет на жизненное пространство. Как человек претерпевает изменения с их телом или их образом самих изменений, это может привести к нестабильности в регионе жизненного пространства. Кроме того, нестабильность в психологической среде или жизненного пространства может привести к неустойчивости человека.

Поведение

Любое изменение в жизни пространство с учетом психологических законов. Соответственно, действие человека (Р) или изменений в окружающей среде (E) в результате упомянутого действие, можно считать поведение (В). Такое поведение может сделать большие или малые влияния на совокупность жизненного пространства

Несмотря на это , они должны быть приняты во внимание. Теория поля утверждает , что поведение должно быть выведены из совокупности сосуществующих фактов

Развитие также играет важную роль в жизни космического поведения. С самого началом своего жизненного поведения формируются во всех отношениях его социальное положение. Это, конечно , вызывает социологическое обсуждение природы против воспитания . Экспериментальные исследования психологии показали образование аспирации, движущий фактор действий и выражений (поведения), непосредственно зависит от наличия или отсутствия определенных лиц в течение одного жизненного пространства. Развитие ребенка , естественно , приводит к открытию новых неизвестных жизни областей пространства. Переходные периоды , такие как в подростковом возрасте характеризуется большим эффектом этих новых областей. Таким образом, подросток вступает в новую группу или жизненное пространство социального можно рассматривать психологически как ввод познавательно неструктурированное поле. Это новое поле делает его трудным для человека , чтобы знать , какое поведение уместно в данной области. Это , как полагают, возможность изменения в ребенка и поведение подростков.

Почему человек ведет себя неадекватно или заболевает?

С потребностью всегда связан комплекс чувств. Если вы сталкиваетесь с агрессией, обвинением, осуждением в адрес вашей потребности, то в какой-то момент вы предпочтете не чувствовать ее. Потребности перестают осознаваться, чтобы человек смог избежать чувства вины, страха, стыда со стороны окружения. Потребность теряет контакт с сенсомоторной зоной и уходит в центр. Человек получает облегчение, он выдыхает, но потребность остается неудовлетворенной, и от этого система будет в состоянии напряжения. Возбуждение есть, но в связи с чем, человек не осознает. В таком случае существуют два способа реализовать эту потребность.

Если не прямым способом, то через симптом. А заболев определенным недугом, человек покажет, чего хочет.

Мы всегда сосредоточены на чем-то главном.

Многие потребности актуализированы в одно и то же время, поэтому они стоят в определенной очереди.

Но существует принцип прегнантности — фигурой может в настоящий момент являться только одна потребность, самая возбужденная.

Курт Левин – психолог, история жизни и достижений которого заслуживает особого внимания. Это человек, который вложил душу в то, чтобы сделать мир немножечко добрее, урегулировать отношения, которые возникают в разных социальных группах. Он был настоящим гуманистом.

левин курт

Курт Левин: биография

Будущий психолог родился 2 сентября 1890 в городе Могильно, который находился на территории прусской провинции Позен (сегодня это территория Польши). При рождении мальчика назвали Цадек. Но такое имя в Пруссии не предвещало ничего хорошего. По этой причине мальчику дали второе имя – Курт.

Юноша едва мог надеяться на счастливое будущее в отдаленной провинции. Однако в 1905 г. его семья покидает родной город и переезжает в Берлин. Курт поступает на медицинский факультет в Университет Фрайбурга, посещает лекции по биологии в Мюнхенском университете.

курт левин

Научная деятельность

С началом Первой мировой войны Левин нес службу в немецкой армии. Там он сделал свое первое открытие. Будущий ученый выяснил, что мировосприятие человека полностью зависит от той группы и среды, с которыми он связан. Так, исследователь на собственном примере знал, что солдаты могут считать грязную канаву подходящим укрытием, а ровную цветущую лужайку – территорией смерти. Тем самым Левин смог доказать, что восприятие окружающего мира фронтовиков отличается от мышления людей в мирное время. Причем изменения в сознании происходили у всех представителей одной общности.

Получивший во время службы ранение Левин Курт был демобилизован, что подтолкнуло его продолжить работу над диссертацией в Берлинском университете.

Изначально Левин углубился в поведенческую психологию. Но со временем его исследования несколько изменили свое направление в сторону гештальтпсихологии. Это дало возможность проводить работу с такими представителями данной школы, как Макс Вертгеймер и Вольфганг Кёлер.

В 1933 году Левин Курт отправляется в Англию, откуда вскоре переезжает в США. В это же время произошла встреча ученого с Эриком Тристом, который был впечатлен исследованиями Курта во время службы в армии.

До этого Левин на протяжении полугода занимал должность профессора в Стэнфорде, после чего отправился в Корнеллский Университет. Вскоре Курт был назначен директором Центра групповой динамики в Массачусетском технологическом институте.

По окончании Второй мировой войны Курт занимался психологической реабилитацией бывших заключенных концлагерей.

Умер Курт Левин 12 февраля 1947 года в городе Массачусетс. Захоронен выдающийся ученый на своей родине. Смерть его наступила в скорости после открытия центра для переобучения мировых лидеров. К сожалению, Курту не удалось дожить до момента исполнения своей мечты.

курт левин биография

Формирование теории поля произошло под влиянием достижений точных наук, в частности физики и математики. В это же время Левина увлекала психология, в которую он также стремился внести некую точность. Таким образом, главным открытием Левина в послевоенный период стал психологический эксперимент. До этого времени было принято считать, что психология совершенно несовместима с этим понятием, ведь эта наука основывается на таких субстанциях, как душа, эмоции, характер. Словом, считалось, что психология тесно связана с тем, что нельзя изучить под микроскопом.

Теория поля Курта Левина (кратко)

Однако Левин пошел в обратном направлении, взяв на вооружение проделки со скрытой камерой. В ходе своих экспериментов ученый помещал испытуемого в комнату, где находились различные предметы: книга, колокольчик, карандаш и тому подобное. Каждый человек начинал производить с вещами какие-либо манипуляции. А вот звонить в колокольчик – было характерным для каждого.

Эксперименты Курта Левина привели его к выводу: человек без определенной цели оказывается под влиянием внешних факторов. Всем испытуемым были присущи такие действия, на которые их как бы подталкивали сами предметы. Из этого следовало, что людьми, выбитыми из привычной среды, довольно легко управлять. Ведь ни один участник эксперимента не имел нужды брать карандаш или звонить колокольчиком. Таким образом, предметы оказывали влияние на потребности человека, которые психолог трактовал как некие энергетические заряды, провоцирующие напряжение испытуемого. Такое состояние подталкивало человека к разрядке, которая заключалась в удовлетворении потребностей.

Так, теория поля Курта Левина, краткое содержание которой представлено вашему вниманию в статье, стала оригинальной интерпретацией поведения человека. Благодаря ей было доказано, что совокупность действий полностью зависит от конкретных условий существующего поля.

теория поля курта левина кратко

Специфика учения Левина Курта

Психологическое изучение поведения человека сводилось к ряду особенностей:

  1. Поведение должно анализироваться в рамках общей ситуации.
  2. Отдельный человек в отдельной ситуации представляется математически.
  3. Поведение формируют только настоящие события. То, что произошло в прошлом или произойдет в будущем, лишь незначительно меняет композицию поля.
  4. Одинаковое на первый взгляд поведение не всегда провоцируют одни и те же причины.

эксперименты курта левина

Основные методы управления

Левин Курт, помимо прочего, изучал организационные методы управления в группах. По мнению ученого, их можно классифицировать, исходя из стиля руководства. Существуют такие основные стили:

  1. Авторитарный. Человек чувствует себя враждебно из-за сильного давления лидера группы.
  2. Демократический стиль заключается в совместной выработке стратегии на основе коллективных процессов с учетом мнения лидера.
  3. Полное невмешательство. Суть этого стиля состоит в том, что все решения принимаются без участия лидера. Он участвует в разделении труда, только если его об этом попросят. Такой руководитель очень редко кого-нибудь хвалит.

теория поля курта левина краткое содержани

Деятельность Курта Левина в исследовательском центре

В 1944 году Курту Левину удалось основать Центр изучения групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. При этом он преследовал чисто альтруистические цели. Ученый всю жизнь надеялся на утверждение в мире гуманизма. По его мнению, всему человечеству необходима демократия, для того чтобы смягчить свои нравы. Помочь становлению гуманизма Курт Левин пытался при помощи проведения групповых тренингов.

Ученый убежден, что для изменений социальной группе нужно пройти через несколько стадий:

Кстати, именно Левину принадлежит создание нового типа общения между психологом и его клиентом. Зачастую такая коммуникация больше похоже на беседу врача с пациентом. Курт полностью изменил стратегию построения коммуникации. Его общение было похоже на диалог между студентами и профессором.

курт левин достижения

Эксперименты психолога Курта Левина

Исследовательский центр, созданный Куртом Левином, активно проводил тренинги для сотрудников различных предприятий. Например, к услугам психолога обращалась Harwood Manufacturing Company с жалобой на то, что при введении любых новшеств сотрудники предприятия очень долго обучаются, что приводит к падению уровня производительности.

Для решения проблемы Левин Курт взял три группы сотрудников и дал им задания:

В результате эксперимента оказалось, что самые лучшие результаты продемонстрированы последней группой. После этого руководство компании получило рекомендации от выдающегося психолога.

Последователи ученого

Теория сложилась под влиянием успехов точных наук — физики, математики. Начало XX века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной.

Теория поля является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля.

Левин исходил из того, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).

Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потребностей — биологические и социальные (квазипотребности).

Он вводит понятие квазипотребности, подразумевающее под собой намерение, которое появляется в определенной ситуации, а также которое обусловливает деятельность человека и стремится к разрядке. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.

Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.


В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось. Происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность увеличивались.

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии). Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует раз витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции. Однако оптимальной является система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик.


Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен.

Во-вторых, в противовес трактовке мотивации как биологически предопределенной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми (например, экспериментатором, который предлагает индивиду выполнить задание). Тем самым за мотивацией признавался собственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Вот описание эксперимента, показывающего, как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека.



Как появилось поле?

Из статьи Игоря Погодина:

Как же все-таки из первичного опыта, который нелокален по своей сути, появляется вполне осязаемый нами в пространстве и времени классический мир? Если коротко, классический мир появляется в акте взаимного рождения феномена и человека.


Курт Левин (1890-1947) — немецкий, а затем американский психолог. Родился в еврейской семье в польском городе Могильно. В начале Первой мировой войны был призван в германскую армию. Образование получил в Берлинском университете. Иммигрировал из Германии после прихода к власти нацистов. С 1932 г. жил и работал в США, преподавал в Стенфордском и Корнелльском университетах. Автор концепции групповой динамики (теории психологического поля), разработанной в русле гештальт-психологии. Занимался проблемой мотивации, технологиями разрешения конфликтов, темой лидерства.

В 1946 г. начал работу над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии.

Одна из наиболее примечательных теорий объясняющих поведение человечка — это теория поля Курта Левина. Активная профессиональная деятельность учёного приходится на начало двадцатого века — время, которое ознаменовалось прогрессом в области физики, а именно — появилась квантовая теория поля, что произвело впечатление на учёного.

Взяв за прообраз физику, Курт Левин ввёл новые абстрактные психологические термины для объяснения механизмов поведения личности, что сделало его Теорию психологического поля наиболее ёмкой и новаторской.

Основные тезиcы для объяснения Теории психологического поля

  • Объяснение поведения включает более широкий круг явлений, нежели только раздражители и реакции. Для анализа ситуации рассматривается взаимосвязь субъекта с окружающим его пространством и обществом;
  • Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. К основным компонентам причинно-следственного анализа относятся воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия;
  • В основе всякого поведения лежат силы, из которых главными являются потребности;
  • Уравнение поведения:
    поведение (В) есть функция личностных факторов (Р) и факторов окружения (Е)
    B = f(P,E)

Гештáльт-психолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Википедия: Гештальт-психология

Волевое и полевое поведние

Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое поведение — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое поведение — влиянием внешних объектов.

Наглядное объяснение Теории поля Курта Левина

Давайте мысленно представим себе математическое отображение личности так, как это делал Курт Левин. Можно также взять листочек бумаги и ручку и, следуя представленному ниже описанию, изобразить свою собственную жизнь, используя понятия теории поля.

Около центра листочка нарисуйте небольшой круг – этот круг собственно и есть вы – человек (персона). Левин обозначал круг, означающий целостность человека буквой P (person).

Кстати, фигура может быть любой – треугольник, квадрат – по вашему желанию, но важны два фактора: 1) фигура замкнута, у неё есть сплошная граница (граница вашей личности) и 2) фигура расположена на листе, то есть не существует сама по себе, а включена в большее пространство.

Человек никогда не существует сам по себе, его окружают люди, вещи, явления, события. Это пространство вокруг человека Левин изображал в виде эллипса. Круг может помещаться в любом месте внутри эллипса, но границы эллипса не пересекают круг и не соприкасаются с границами круга.

Пространство между границами круга и эллипса – это психологическая (окружающая среда), которую Левин обозначал как Environment). Пространство внутри эллипса, включающее круг — это жизнь, жизненное пространство L(life). Оставшееся свободное место на листе – это весь остальной мир.

Круг в эллипсе – главная и лучшая иллюстрация всех понятий теории поля, карта психологической жизни человека. Однако эта карта требует детализации. По Левину, чем точнее и многограннее детализирована карта, тем лучше психолог сможет понять поведение человека, ведь поведение (B, behavior) в терминах теории поля – это есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

Другими словами, поведение человека определяется не его внутренними миром и не окружающей средой, а только и всегда сочетанием этих двух факторов.

Описание эксперимента

Как выглядит наиболее яркое полевое поведение, не зависящее от внутреннего мира человека

Значимость теории поля Курта Левина

Теория Левина – одна из тех, что оживили представление об индивиде как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами и ведущем себя избирательно и творчески. Человек-пустышка наполнился психологическими потребностями, намерениями, надеждами, притязаниями. Робот превратился в живого человека.

Дети в игре, подростки в групповой активности, рабочие на фабриках, люди, планирующие расход пищи, вот некоторые из естественных жизненных ситуаций, в которых эмпирически проверялись гипотезы, выведенные из теории Левина. Жизненность исследований, убедительность теории поля – неудивительно, что точка зрения Левина стала широко популярной.

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это систематический подход к изучению поведения людей и других животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами.

Эвристический алгоритм (эвристика) — алгоритм решения задачи, включающий практический метод, не являющийся гарантированно точным или оптимальным, но достаточный для решения поставленной задачи. Позволяет ускорить решение задачи в тех случаях, когда точное решение не может быть найдено.

Источинки информации:

Если у вас есть какие-либо интересные дополнения, либо ссылки на материалы по теме, вы можете поделиться в форме ниже.

Читайте также: