Тактическое управление кто осуществляет

Обновлено: 25.04.2024

РЕВИНСКИЙ Валерий Васильевич родился в 1962 году в деревне Старые Буды Брестской области. Окончил Минское суворовское военное училище (1979), Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище (1983), Военную академию бронетанковых войск (1996) и Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба (2003). Проходил службу на командных должностях в различных военных округах. С 1996 года - на преподавательской и научной работе. В 2002 году назначен на должность начальника отдела военно-научного комитета Сухопутных войск.

УПРАВЛЯТЬ в современном смысле слова - значит обеспечить последовательный системный подход к определению целей, путей и задач функционирования системы, распределению ресурсов и комплексному регулированию всей совокупности связей и отношений, возникающих в процессе решения поставленных задач. Критерием эффективности управления является достижение в кратчайшие сроки всех целей, стоящих перед системой, при минимальном расходовании ресурсов. Проведенный на основании данного подхода анализ существующей системы управления тактического звена Сухопутных войск позволяет выделить некоторые аспекты, негативно влияющие на эффективность ее функционирования.

В-третьих, современный общевойсковой бой приобретает новый, все более сложный характер. Это уже не бой двух-трех родов войск с каждой стороны, а вооруженное столкновение многородовых и многофункциональных боевых систем. Причем постоянно растет значение деструктивного воздействия одной системы на другую. В этой связи немаловажное значение приобретает универсальность знаний общевойскового командира, его способность грамотно ставить задачи частям (подразделениям) различных родов войск и специальных войск с помощью специфических команд и сигналов. Однако опыт показывает, что с увеличением количества родов войск (специальных войск), видов и типов боевой техники и оружия общевойсковой командир начинает все больше отставать в знании специальных вопросов. Он уже не всегда может грамотно поставить задачу авиации на поражение (имеется в виду - по канонам авиационного начальника) или скорректировать огонь артиллерии. Простым наращиванием объема специфических знаний и навыков общевойскового командира данную проблему, на наш взгляд, вряд ли возможно разрешить. Для этого следует искать другой, более эффективный путь.

Немаловажным для работы боевой системы является поддержание и своевременное восстановление боеспособности частей и подразделений, что прежде всего относится к функции технического и тылового обеспечения. Поэтому ее следует выделить отдельно. Кроме того, из истории известно, что поступление на вооружение новых средств вооруженной борьбы всякий раз на достаточно продолжительное время обусловливает необходимость выделения их в отдельную составляющую по функциональному признаку. Назовем ее функцией, по которой отслеживается боевое применение оружия на новых физических принципах.

Для агрегирования поступающей по указанным функциям информации, а также для квалифицированной постановки задач приданным и поддерживающим силам и средствам после принятия решения общевойсковым командиром предлагается создавать на период боя специальные органы управления из представителей соответствующих родов войск, специальных войск и служб (табл.).

Принципиальным является вопрос об уровне, начиная с которого целесообразно создавать данные органы. Что касается огневого поражения, то таковым, на наш взгляд, является рота, так как уже на базе этого подразделения создаются тактические группы. Защита - пассивная функция. Первым уровнем по этой функции может быть полк как формирование, имеющее в своем составе средства ПВО, подразделения инженерных войск и войск РХБ защиты. Маневр применяется как в интересах поражения, так и в интересах защиты и характеризует, таким образом, положение войсковых формирований в пространстве на определенное время. Поэтому отслеживать эту функцию должен штаб, а на уровне роты и взвода - соответствующий командир. Функция технического и тылового обеспечения влияет на автономность действий войскового формирования. Ее целесообразно выделять, начиная с батальонного звена, так как это подразделение способно выполнять боевые задачи, действуя определенное время самостоятельно.

Система управления тактического звена пути совершенствования

Принципиальная схема линейно-функционального метода управления войсками в тактическом звене

Система управления тактического звена пути совершенствования

Функция защиты впервые выделена в самостоятельное направление, что позволяет, во-первых, определять приоритеты в первоочередном поражении целей противника: упредил - значит защитился, а во-вторых, более четко координировать усилия родов войск, специальных войск и служб при проведении мероприятий по обеспечению живучести и сохранению боеспособности частей (подразделений).

В сфере технического и тылового обеспечения появляется возможность агрегировать информацию о состоянии ВВТ и обеспеченности всеми видами материальных средств не по родам войск, а по создаваемым на время ведения боя боевым системам, планировать и осуществлять техническое обслуживание, ремонт и восстановление ВВТ в интересах всей тактической группы в целом, а также перейти на их снабжение пакетами материальных средств, формируемыми по соответствующим заявкам.

Внедрение предлагаемой системы управления потребует пересмотра штатного состава войсковых формирований, а также создания новых специальных машин боевого управления. Что касается штатного состава органов управления общевойсковых формирований, то он останется практически прежним. Потребуется лишь некоторое увеличение количества артиллерийских корректировщиков и авиационных наводчиков (по числу поддерживаемых общевойсковых формирований). При этом заниматься боевой подготовкой они должны в своих частях (подразделениях).

Специальные машины управления для работы подразделений функционального управления необходимо создавать заново из расчета по одной машине на каждый центр, группу, команду. Причем придется менять сам подход к их разработке, так как они должны объединить в себе разные по своему составу системы боевого управления родов войск (специальных войск), создававшиеся до настоящего времени по ведомственному признаку. В качестве базовых для этого могут послужить существующие машины боевого управления войсковых структур, но с оснащением их соответствующими средствами связи, передачи данных и рабочими местами.

Предназначенные для работы функциональных групп машины управления целесообразно включить в состав командных пунктов общевойсковых формирований. Благодаря этому авианаводчиков и других представителей родов войск и служб (без своих пунктов управления и средств связи) можно будет доставлять по назначению гораздо быстрее, используя, например, для этих целей вертолеты, что в конечном итоге позволит ускорить процесс организации боя.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, по мнению отечественных и зарубежных военных специалистов, достижение успеха в современной общевойсковой операции (бою) во многом будет зависеть от превосходства над противником в управлении. В этой связи совершенствование системы управления тактического звена на основе внедрения линейно-функционального метода руководства войсками в бою является, на наш взгляд, актуальной задачей сегодняшнего дня.

Система управления организацией характеризуется состоянием ее подсистем. Выделяют подсистемы:

Структурно-функциональная подсистема - Совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.

Информационно-поведенческая подсистема состоит из:

· управленческой идеологии и ценностных ориентаций системы управления;

· интересов и поведенческих норм участников процесса управленческой деятельности;

· информации и информационного обеспечения коммуникаций в системе управления.

Подсистема саморазвития осуществляет:

· разработку, введение в систему управления и поддержание стимуляторов, побуждающих ее к самосовершенствованию;

· анализ уровня имеющихся и потенциальных возможностей системы управления, динамики стоящих перед ней задач и изменений окружающей среды;

· появление новых тенденций в развитии систем управления в мировой практике менеджмента.

3-х общих принципов развития:

1) общий принцип развития управления можно сформулировать следующим образом: независимо от конкретного содержания причин, требующих и вызывающих развитие управления, его преобразование должно начинаться с преобразования исходных начал, задающих построение и осуществление управления. При этом перестройка отдельных элементов, связей и подсистем системы управления должна идти не по принципу повышения их функциональных качеств по сравнению с предыдущим состоянием, или же по принципу повышения их эффективности, а на основе приведения в соответствие с преобразованными исходными началами управления (рисунок 3).

2) общий принцип развития управления: необходимость и направленность этого развития преимущественно определяются содержанием новых задач, возникающих перед организацией. Конкретизация этого принципа для практической реализации означает то, что реальная потребность развития управления вытекает не из несовершенства отдельных сторон управления и не из возможностей повышения его эффективности, а порождается появлением новых задач, возникающих перед организацией.

3) общий принцип развития управления состоит в следующем: ограничительным фактором любого преобразования управления являются кадры. Люди не только приводят в движение и создают новое, но они же и тормозят развитие, причем не обязательно сознательно. В конечном счете, успех любого преобразования зависит от людей, задействованных в нем. Любая логически обоснованная и полностью подкрепленная ресурсами схема преобразования управления будет реализована в той мере и в том виде, в каком она соответствует возможностям, знаниям, интересам, желаниям и потребностям людей.

Управление по целям — это систематический и организованный подход, позволяющий менеджменту фокусироваться на достижении целей и добиваться наилучшего результата с помощью доступных ресурсов.

Данный метод базируется на том, что в начале периода (месяц, квартал) организации, подразделениям, отделам, сотрудникам устанавливаются четкие задачи, от которых зависит их премия. Цели и задачи выставляются по принципу SMART:

Specific — специфичные для организации/подразделения/сотрудника;

Measurable — измеримые (определить метрики для подсчета производительности);

Achievable — достижимые, реалистичные;

Result-oriented — ориентированные на результат, не на усилия;

Time-based — устанавливать временные требования для целей.

Оперативное управление – решение ежедневных, текущих задач. Это управление состоит из оперативного планирования, учета и контроля. Делится по отраслям и службам:

- оперативное управление организацией,

Цель оперативного управления – формирование бесперебойной работы вверенной руководителю службы, согласованной работы со всеми остальными подразделениями предприятия.

Все применяемые методы оперативного управления делятся на:

- составление плана, нацеленного на конкретные результаты;

- поиск способов снижения затрат для повышения прибыли компании;

- согласование взаимодействия всех структур, задействованных в планировании;

- разработка критериев для оценки результативности выполнения оперативного плана.

Оперативный учет управления:

- различные инструменты фактического исполнения намеченного плана;

- распределение функциональных обязанностей, согласно степени ответственности руководителей и исполнителей за результат;

- система внедренного документооборота.

- организация ежедневной работы с подчиненными;

- инструменты для замера эффективного исполнения выполненной работы;

- использование правил постановки задач, проверка их должного выполнения.

Тактическое управление подразумевает форму взаимодействия, способ рабочего общения внутри компании, метод достижения большой, долгосрочной стратегической цели. Тактическое управление ресурсами: временем, финансами, людьми, сырьем и материалами, очень выгодно тем руководителям, у которых есть долгосрочная стратегическая цель.

Стратегического управления – это постановка целей, планирование и движение на годы вперед, когда четко просматривается будущее, когда руководителю ясно, что он хочет получить в перспективе.

Научная школа

Научный менеджмент - применение научного метода для определения одного наиболее эффективного способа выполнения работы.

Аппарат управления в крупных фирмах можно разделить на следующие три основных уровня: высший, средний уровень, низовой (первый уровень).
Наметилось четкое разграничение функций между тремя уровнями: высший уровень управления ориентирован, в первую очередь, на разработку стратегических направлений и целей развития, координацию деятельности в глобальном масштабе, принятие важнейших производственно - хозяйственных и технических решений, управление прибылью; средний уровень призван обеспечить эффективность функционирования и развития фирмы путем координации деятельности всех подразделений; низовой уровень сосредоточен на
оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений.
Высшее руководство представлено советом директоров и правлением. Распределение функций между ними следующее: Совет директоров осуществляет выработку общей политики, Правление — ее практическую реализацию. Совет директоров (в американских, английских и японских компаниях; во французских компаниях — административный совет; в компаниях Германии — наблюдательный совет) избирается на общем собрании акционеров. Число членов Совета определяется уставом фирмы и в последующем может изменяться. Во главе Совета директоров стоит председатель.
Правление формально избирается общим собранием акционеров или пайщиков, а фактически назначается Советом директоров и действует под его непосредственным контролем. Правление возглавляется президентом и состоит из нескольких членов, которые руководят закрепленными за ними участками работы, либо только принимают участие в решении вопросов на заседаниях правления.
Правление представляет общему собранию акционеров годовой отчет, баланс и проект распределения прибыли. Эти документы проверяются ревизорами, Советом директоров и утверждаются собранием, которое собирается один раз в год.
В функции Совета директоров входят:

· выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития фирмы;

· определение структуры капитала, распределение ресурсов, диверсификация производства;

· слияния и поглощения;

· осуществление внутрифирменной координации деятельности всех подразделений;

· основные решения в области кадровой политики и социальных вопросов;

· выбор сотрудников, подчиняющихся непосредственно высшему руководству, а также сотрудников штабных подразделений, предоставляющих консультативные услуги руководству по различным аспектам деятельности фирмы;

· контроль за выполнением исполнительным звеном решений, принятых высшим руководством;

· оценка управленческой деятельности.

Обычно Советы директоров сами решения не разрабатывают. Они лишь обсуждают и принимают решения, касающиеся стратегических направлений развития фирмы, на основе рекомендаций, подготавливаемых в специализированных Комитетах, создаваемых при Совете директоров.

Руководство высшего звена гораздо малочисленнее. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена всего несколько человек

Работа младших начальников координируется я контролируется руководителями среднего звена. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. М. Мескон считает, что здесь возникают два уровня,первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй — низшим. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются заведующий отделом, управляющий сбытом по региону, директор филиала.
Трудно сделать обобщения относительно характера работы руководителя среднего звена, так как она значительно варьируется не только в разных организациях но даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации предоставляют своим руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. Руководители среднего звена часто являются органичной частью процесса принятия решений. Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские творческие предложения. Характер их работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции.
В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев.

Руководители низовогоуровня в основ но м. осуществляют контроль за выполнением производственных заданий. Руководители этого уровня часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру с этого уровня.
Исследования показывают, что работа руководителей низового уровня является напряженной и наполненной разнообразными действиями. Она характеризуется частыми переходами от одной задачи к другой. Временной период для реализации решений короткий. Было выявлено, что, например, мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством

Функции управления, их классификация.
Функция (дословно – действие) применительно к управлению характеризует виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления. В любом виде управленческой деятельности можно выделить задачи управления и входящие в них процессы и операции. Принятие решений является первичной функции менеджмента и в то же время это составная часть любой функции управления.

Функциями управления называют управленческие действия, направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации. Функции управления можно также определить как виды управленческой деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого результата. Содержание функции управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать) и, во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это делать).

Существуют различные подходы к классификации функций управления (с точки зрения различных критериев):

Согласитесь, невозможно представить какую-либо организованную деятельность людей без четкой системы управления.

Лебедь, рак и щука

Поговорим в этой статье о том, что же такое управление, каковы его функции и какие виды управления бывают.

Управление – это …

Нашим государством руководит Правительство во главе с Президентом. Все перечисленные люди управляют определенными объектами посредством системы управления, специально созданной под конкретный объект.

Вывод: управление – это деятельность, направленная на координацию функционирования объекта с целью достижения поставленных задач.

Объекты управления:

  1. отдельные люди;
  2. группы людей;
  3. производство продукции и услуг;
  4. финансы;
  5. информация и т.д.

Наука, которая изучает принципы и методы управления, называется теорией управления.

Например, Управление здравоохранения Липецкой области. Понятно, что данная организация занимается руководством деятельности всех медицинских подразделений области.

Главная цель управления любым объектом – решение поставленных задач.

Функции управления состоят во всестороннем обеспечении процесса достижения целей, осуществляемом посредством эффективного использования ресурсов (трудовых, природных, экономических и т.д.).

Структура системы управления

Система управления – это иерархическая структура (как это?), которая имеет вертикальные и горизонтальные ветви.

Структура системы управления зависит от сложности объекта управления. Вот, например, как выглядит структура (что это такое?) управления небольшой торговой компании:

Структура

В данном примере 3 уровня структуры по горизонтали и 1 уровень по вертикали.

А вот какой вид имеет структура управления организации покрупней:

Организация


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Создание оптимальной структуры управления – одна из важных задач для любой только что созданной организации. Ведь именно от этого зависит эффективность хозяйственной деятельности.

Принципы управления

Принципы управления основаны на способах воздействия субъекта (это как?) управления (того, кто управляет) на объект управления (того, чем управляют).

Очевидно, что системы управления появились тогда, когда в этом назрела необходимость, т.е. с началом централизации производства – с созданием первых мануфактур (производств, основой которых являлось разделение труда).

Но систематизация и описание принципов управления появились только в 1916 году. Доктрину администрирования создал экономист Анри Файоль. Постулаты (это как?) этого труда актуальны и по сей день, хоть и с немного модернизированной формулировкой.

Основные принципы управления:

  1. иерархичность структуры системы управления (соблюдение принципа единоначалия);
  2. оптимизация управленческого аппарата (по количественному и качественному принципу);
  3. централизация управления (подчинение одному центру или лицу), при необходимости – децентрализация (делегирование определенных функций управления на нижестоящие уровни управления);
  4. комплексность мер управления (управление с учетом всех направлений деятельности);
  5. приоритетность функций управления над структурой управления при создании новой компании;
  6. приоритетность структуры управления перед функциями управления в хозяйственной деятельности уже работающей компании;
  7. экономичность (создание максимально возможного результата при задействовании минимально возможных ресурсов, но без ущерба результативности хозяйственной деятельности компании);
  8. эффективность (обеспечение повышения рентабельности компании);
  9. создание системы эффективной мотивации (материальной и морально-психологической) для сотрудников организации;
  10. использование научного подхода (проверенных методик менеджмента).

Виды управления

Классификация видов управления зависит от объектов управления. Далее мы рассмотрим наиболее актуальные из них.

Государственное управление

Управление государством – это деятельность структур власти, направленная на реализацию целей, поставленных руководством страны.

Структура власти в РФ:

Власть РФ

Основные ветви управления РФ – государственная власть и местное самоуправление.

Гос.власть управляет государством в целом, а органы местного управления – непосредственно субъектами РФ, городскими и сельскими поселениями (муниципальное управление), но только в контексте задач, поставленных гос.властью.

Управление государством осуществляется методом комплексного подхода. Это значит, что ставятся и реализуются цели, касающиеся различных сфер деятельности государства:

  1. правового направления (обеспечение граждан правами, гарантированными Конституцией РФ , и обеспечение выполнения гражданами обязанностей, прописанных в Конституции);
  2. политической сферы – выполнение задач правящей политической власти (подразумевается, что воли народа);
  3. экономического направления ( увеличение ВВП, рост уровня жизни населения и т.д.).

Выполнение целей перечисленных направлений характеризует эффективность государственного управления. Это значит, что чем больше задач решено в очерченных рамках, тем более эффективно выполняется управление государством.

Государственное управление осуществляется посредством издания законов (законодательных актов), и контролем за их выполнением – как на уровне государства в целом, так и на уровне субъектов РФ.

Управление производством

Грамотное управление производством или иной хозяйственной деятельностью осуществляется параллельно по 3 режимам управления:

  1. Оперативное управление – направлено на решение текущих задач. В его функции входит планирование, учет и контроль на текущий момент времени.
  2. Стратегическое управление – определение задач и способов их решения на долгосрочную перспективу. Цель такого управления – поддержание и (или) увеличение степени конкурентоспособности компании в будущих периодах.

Иконки

Управление персоналом

Управление персоналом – это:

  1. грамотный подбор сотрудников на рабочие места;
  2. разработка системы мотивации персонала с учетом конкретных целей компании;
  3. контроль за выполнением сотрудниками их должностных обязанностей.

Персонал

Управление персоналом, как и управление производством в целом, подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Например, на сей момент компании необходимо 10 сотрудников для выполнения работ на автоматизированной технологической линии.

Но в стратегических целях компании – использование новой инновационной (это как?) технологии, а это требует привлечение к процессу производства еще 3 работников новой для компании специализации.

Поэтому управление персоналом в данной ситуации подразумевает следующие действия:

  1. сохранение уже имеющихся кадров (оперативное управление персоналом);
  2. поиск специалистов для работы на инновационной линии (тактическое управление);
  3. принятие на работу новых специалистов, прошедших конкурсный отбор (стратегическое управление персоналом).

Управление финансами

Управление финансами – это целенаправленное и оправданное перераспределение финансовых потоков между подразделениями внутри какого-либо объекта.

Объектом может быть:

  1. государство, ,
  2. производственные организации и коммерческие структуры,
  3. домашние хозяйства.

Финансы и управление ими

Управление финансами зависит от объекта, где циркулируют финансовые потоки.

Управление осуществляют:

  1. на уровне государства – органы исполнительной и законодательной власти;
  2. на уровне муниципалитетов – органы представительной и исполнительной власти;
  3. на уровне объектов, ведущих хозяйственную деятельность – лица и структуры, определенные для этих целей учредительными документами (к примеру, в ООО управление финансами прописано в Уставе организации);
  4. в домохозяйствах своими финансами управляют сами домохозяйства.

Управление рисками

Всякая деятельность (и не только коммерческая) сопряжена с рисками (что это такое?), т.е. с возможностью материальных или (и) моральных потерь. Поэтому управление рисками – одна из важнейших функций управления любым объектом.

Управление рисками – это деятельность, направленная на минимизацию возможных рисков и на разработку планов по эффективному устранению их последствий.

Риски

Методы управления рисками:

Управление рисками актуально не только для коммерческих структур, но и для обычных людей в их повседневной жизни.

Хотите знать немного больше – читайте наш блог! Удачи всем!

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Вчера была 252-я годовщина со дня рождения Крылова. Я снова перечитывала его басни и снова удивлялась, насколько актуальны и сегодня его произведения. Плохое управление лучше не выразить — лебедь, рак и щука.

Есть ли принципиальная разницы между управлением и руководством? Или это слова-синонимы?

Умение управлять — это высший пилотаж. А управлять так, чтобы люди были благодарны, вообще Божий дар!

Управление — задача сложная, многие стремятся управлять, но далеко не все умеют это делать.

Читайте также: