Латентная преступность несовершеннолетних как предмет изучения науки ювенальной криминологии

Обновлено: 05.05.2024


На правах рукописи
Кривенцов Павел Алексеевич
Латентная преступность в России: криминологическое исследование
Специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Королева М.В.
Москва - 2014


2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Латентная преступность в России и за рубежом……………………13 1. Понятие и виды латентной преступности………………………………13 2. Причины и условия, способствующие латентности преступности…. 32 3. Последствия латентности преступности………………………………..48 4. Зарубежный опыт изучения латентной преступности…….…………..58
Глава 2. Оценка латентной преступности в России……………………..……80 1.Маштабы латентной преступности и методы их оценки………….…80 2.Латентность отдельных видов преступности и возможность ее оценки……………………………………………………………………….…. 96
Глава 3. Пути минимизации латентной преступности ……………….……..127 1. Основные направления минимизации латентности преступности..127 2. Меры, направленные на снижение уровня латентности отдельных видов преступности…………………………………………………….……. 146
Заключение…………………………………………………………..…………160
Литература………………………………………………………………. ……165
Приложения…………………………………………………………. ………..174


7 отдельных наиболее латентных ее видов (бытовой насильственной, экологической, экономической, коррупционной, преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступности, преступности в сфере высоких технологий), анализируются основные тенденции и характеристики латентной преступности в России, дается авторская оценка ее масштабов.
Кроме того, диссертационная работа содержит сравнительную криминологическую оценку российского и зарубежного опыта анализа латентности преступности, что позволяет определить основные методы ее учета и анализа, в том числе с использованием зарубежной практики; разработать предложения, направленные на минимизацию уровня латентности преступности в целом и отдельных ее видов, определить круг субъектов, на которых могут быть возложены такие функции. В работе предлагаются и меры по совершенствованию действующего законодательства, способного влиять на уровень латентности преступности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В последние годы в России наблюдается снижение регистрируемой части преступности на фоне стабильного общемирового роста этого негативного явления. Это может свидетельствовать, что латентная преступность в нашей стране стала занимать подавляющую часть реальной преступности. При этом, чем масштабнее латентная преступность, тем ниже уровень защиты населения от преступности со стороны правоохранительных органов и тем выше уровень самодетерминации преступности. Именно безнаказанность способствует воспроизводству преступности, дает возможность преступникам совершать все более тяжкие и дерзкие преступления, что влияет на негативные качественные изменения преступности. При этом латентность отдельно взятых видов преступности может превышать 90% их общего количества (экологическая преступность, компьютерная, коррупционная, бытовая насильственная, экономическая, организованная и некоторые другие виды), что искажает картину реальной


10 анализа и оценки латентности отдельных видов преступности целесообразно выбрать наиболее латентные ее виды: бытовую насильственную, экономическую, организованную, коррупционную, экологическую, наркопреступность и компьютерную, и использовать как общие, так и специфические методы выявления латентности каждого из названых видов.
Минимизация естественной латентности, то есть преступности, скрытой от правоохранительных органов связанна:
- с повышением уровня правосознания и правовой культуры населения
(правовое просвещение, формирование активной гражданской позиции), с использованием организационных, просветительских и управленческих мер, способствующих повышению уровня социальной активности населения; развитию идеи права как основной ценности, которую должна защищать не только полиция, но и каждый гражданин
;
- с разработкой форм и методов сотрудничества населения с правоохранительными органами, использованием возможностей поощрения граждан за помощь правоохранительным органам в выявлении и расследовании преступлений, совершенствованием механизма взаимодействия правоохранительных органов с лицами, заявляющими о преступлениях, предусматривающего уважительное и заинтересованное отношение к заявителю, создание цивилизованных условий приема заявлений о преступлениях, обеспечение анонимности и конфиденциальности;
- с развитием и совершенствованием специального института оказания помощи потерпевшим и свидетелям преступлений, совершенствованием законодательства, и в первую очередь, закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"; с разработкой приемов и методов информирования жертв преступлений о возможности получения правовой, медицинской, материальной, социальной и психологической помощи;


11
- с использованием зарубежного опыта внедрения регулярных обзоров виктимизации населения, (путем проведения социологических опросов) и постановкой на основе полученной информации, перед правоохранительными органами целей дальнейшего сокращения уровня латентной преступности.
7. Снижение уровня искусственной латентности, связанной с деятельностью правоохранительных органов, возможно путем:
- расширения штата участковых инспекторов, сотрудников патрульно- постовой службы и других сотрудников, непосредственно работающих с населением;
- улучшения их материально-технического и ресурсного обеспечения;
- повышения уровня их правовой грамотности и психологической подготовки к работе с различными категориями населения;
- усиления контроля и прокурорского надзора за регистрацией преступлений и обоснованностью отказов в возбуждении уголовных дел;
- разработки критериев оценки эффективности деятельности правоохранительных органов, системы еѐ показателей, включающих, наряду с раскрываемостью, и другие показатели правоохранительной деятельности, связанные, например, с количеством рассмотренных материалов, возбужденных уголовных дел. Главным при этом должна стать оценка граждан, получивших правовую помощь и оценивших уровень собственной безопасности и защиты от преступлений.
Наряду с вышеизложенными общими мерами снижения уровня латентности, в работе выдвигается целый ряд предложений, направленных на минимизацию латентности отдельных видов преступности, относимых автором к числу самых высоколатентных.
Теоретическая значимость диссертационного исследования
заключается в том, что оно является новым этапом исследования и оценки латентности преступности в России и вносит серьезный вклад в теоретические основы анализа и оценки преступности. Работа содержит не


12 только систематизацию прежних знаний о латентности преступности и отдельных ее видов, оценку отечественного и зарубежного опыта ее анализа, но и новое теоретическое осмысление понятия латентной преступности, ее сущности, причин, условий и последствий, авторские классификации ее видов, а также разработки новых подходов к методике ее анализа и средствам минимизации.
Результаты исследования могут быть использованы при последующем изучении проблем латентной преступности и ее криминологической оценки, а также в учебном процессе и в процессе повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.

Читайте также: