Почему капитан в произведении прыжок л н толстого стал угрожать сыну ружьем

Обновлено: 18.05.2024


Работа над сюжетом является традиционной для начальной школы. Однако типичный недочет в работе учителя заключается в том, что основное внимание педагог уделяет только установлению временной последовательности изображенных событий.

Целесообразно напомнить, что сюжет в литературном произведении выполняет две главные функции: во-первых, через сюжет и его элементы раскрывается конфликт произведения, важнейшая сторона художественного содержания. Во-вторых, именно через движение сюжетных событий раскрываются характеры персонажей, устанавливаются отношения и связи между ними.

Поэтому, обращаясь к сюжету, учитель должен стремиться помочь школьникам не только понять последовательность событий, но и постичь причинно-следственные связи между этими событиями, сложные отношения между персонажами, помочь выявить сущность противоречий и столкновений между ними, а, следовательно, и логику развития характеров. Все вместе это должно вести к постижению авторской идеи.

Наиболее эффективными приемами для формирования этого умения являются следующие: составление плана эпического произведения и озаглавливание его основных смысловых частей; создание диафильма, сценария для инсценирования текста.

Традиционно при работе с этм текстом учитель идет по пути воспроизведения основных сюжетных коллизий произведения. Однако постижение логики сюжета требует более глубокого осмысления сюжетных эпизодов.

Необходимо вести учащихся от первоначального, поверхностного прочтения к глубинам толстовского психологического анализа человеческих характеров. При этом в работу включается анализ основных элементов сюжета, наиболее значимых в раскрытии конфликта произведения (экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка действия).

Рассмотрим вариант урока по этой теме и способы приобщения учащихся к особенностям психологической прозы Толстого.

Задачи:

  • раскрыть психологический характер конфликта в рассказе;
  • совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы;
  • развивать воссоздающее и творческое воображение.

Ход работы

В качестве подготовки к первичному восприятию текста можно предложить рассматривание иллюстрации, на которой изображено парусное судно: обратить внимание детей на конструкцию и размер мачты для того, чтобы уже при первом чтении ими был воспринят весь трагизм создавшейся ситуации, когда мальчик мог сорваться с огромной высоты. Учитель также рассказывает школьникам, что в ХIХ веке корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев.

Выразительное чтение рассказа учителем или просмотр видеоклипа.

После чтения небольшая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями: Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Для того чтобы активизировать исследовательское мышление детей, учитель задает им проблемный вопрос: Из-за чего мальчик совершил прыжок? В ходе предварительного обсуждениея дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.

Последующее комментированное чтение рассказа и беседа строятся на основе следующих вопросов.

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту.

Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Он сын капитана, ему 12 лет. Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали? Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет – начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого характера) со стороны окружающих.

  • ему было жалко потерянной шляпы;
  • он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;
  • ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.

Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа? Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится.

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор,

стремление отстоять свое достоинство,

упрямство, желание покрасоваться, глупость,

желание доказать, что он сын капитана.

  • стремление отстоять свое достоинство,
  • мальчишеский задор,
  • желание доказать, что он сын капитана.

Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения.

Под руководством учителя дети приходят к выводу, что своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность, однако в поведении героя автор усилил ребячий задор и детскую бесшабашность, непонимание грани между истинной отвагой и бездумным риском, столь свойственное этому возрасту.

В продолжение работы по анализу образа героя учитель может предложить творческое задание: Пофантазируем, как может повести себя маленький герой, если корабль встретится с пиратами или попадет в бурю? Это задание направлено на развитие творческого воображения учащихся, а также на осмысление ими таких качеств героя, как отвага, смелость, бесстрашие, упрямство, воля.

Каково твое отношение к герою? Самостоятельные размышления учащихся, демонстрирующие их личностые оценки характера персонажа, описанного Толстым.

В качестве домашнего задания можно предложить творческий пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.

Читайте также: