Такая голова если верить поговорке и под меч правосудия не попадет

Обновлено: 02.07.2024

Никто не имеет права играть в Бога! Финал истории нам это показывает. Жаль, но так и должно было случиться.

Доброго времени суток, дорогие мои друзья! Думаем ли мы о справедливости? Задаемся ли вопросами о правосудии и мерах наказания? Сталкиваемся ли мы с безнаказанностью? Уважаем правоохранительные органы? Мы думаем, что свободны, потому что живем в демократическом обществе? Но так ли это на самом деле? В мире где деньги и связи давно решают всё, где можно обойти закон, обвинить невиновного, где даже свобода слова является видимостью, может ли быть настоящая свобода? Ведь каждый день мы видим своими собственными глазами, или узнаём из новостей, что те люди, которые виновны не получают ту меру наказания, которую заслуживают, либо вообще остаются безнаказанными. Закон у нас, как известно, не для всех одинаков. Несчастна та страна, которая нуждается в героях. Герои ведь появляются тогда, когда общество доведено до отчаяния, когда те, кто должен защищать нас не выполняют свою работу.

Проект режиссеров Рустама Уразаева и Виктора Конисевича под звонким и коротким названием "Меч" вышел в 2009 году. Герои фильма выбрали войну, а именно собрали карательную организацию, целью которой была расправа с преступниками и борьба с коррумпированной властью. Можно ли назвать эту идею идеальной для восстановления порядка? Возможно, да! Потому как уже не осталось иных способов, чтобы вычистить грязь и гниль, проедающую общество. Однако не стоит забывать, что жизнь непредсказуемая штука и в каждый, казалось бы, идеальный план всегда вмешиваются случайные обстоятельства, да и человеческий фактор играет свою роль. Как бы сильна не была идея, мы все-таки люди. И люди разные! Далеко не всем удается в итоге сохранить трезвость ума. Да и правильно ли это, устраивать бойню? Пусть прольется кровь только виновных, это не меняет всего ужаса самого поступка. Имеют ли люди право играть в Бога даже если изначальная идея, стоящая перед героями была благородная. Когда группа людей берет на себя право вершить своё правосудие, решать кому -жить, а кому -умереть, очень легко заиграться!

Разумеется, фильм не является призывом к действию. Это все-таки фильм и это надо понимать! Фильм с потрясающе динамичным сюжетом, заставляющим не отрываясь смотреть на экран и сопереживать, радоваться, ненавидеть вместе с героями! Это обличение без прикрас тех ужасов, что творятся каждый день в мире. Это яркие, точно выверенные персонажи, каждый из которых также столкнулся в своей жизни с беззаконием и несправедливостью. Макс Калинин ( Эдуард Флёров) - бывший офицер разведки ВДВ, прослуживший оперативником УБОП и ушедший со службы после предложенной ему взятки за преступника, который удерживал в заложниках ребенка. Николай (Александр Баринов)- бывший сотрудник ФСБ, участвовавший в спецоперациях и незаслуженно отправленный в отставку. Чтобы обеспечить семью он вынужден браться за опасные дела, просто потому что платят деньги и это единственное, что он делал всю жизнь. Костя ( Роман Курцын) - неунывающий, компанейский парень, настоящий друг. Сумевший пройти Чечню и остаться человеком. Антон (Тимур Ефременков) - бывший следователь, убивший насильника и отсидевшего за это срок. Лена ( Дарья Повереннова) - врач трагически потерявшая мужа, а как следствие и должность хирурга. Прокурор Ольга ( Виктория Фишер) которая в силу своей профессии является постоянным свидетелем провальных дел в суде, благодаря которым преступники остаются безнаказанными.

В сериале - 25 серий, это кажется много, но я их посмотрела не отрываясь за один день, настолько меня затянула эта история.
Конечно, у зрителей не может не вызвать сомнение, как такая группа смогла просуществовать так долго, ведь за ними охотились не только преступники, чьи ряды "мечи" прореживали, но и бывшие коллеги, с которыми они теперь оказались по разные стороны баррикад. Возможно, этот момент с везучастью героев слегка преувеличен, но не стоит забывать, что все участники "Меча" это не люди с улицы, это профессионалы, каждый в своём деле, а многие знали систему изнутри, потому что сами еще недавно были в ней.

Я бы назвала этот фильм скорее призывом к размышлению. К размышлению о том, что закон и порядок начинается с каждого из нас и о том, что он опирается, прежде всего, на мораль и совесть! Самая большая проблема – это равнодушие. Люди живут с принципом "меня это не касается, моя хата с краю" и ведь искренне верят, что их это никогда не коснется, наивно ждут перемен именно от кого-то, что не сами они, упаси Боже, а кто-то сильный и хороший вдруг придет и решит все проблемы разом. Ключевая идея фильма, мастерски выраженная в манифесте участников группы Меч, как раз донести до масс, что никто нам не поможет кроме нас самих. Хватит уповать на кого-то! Хватит ждать милости от кого-то. Вместе нас никто и никогда не победит. Знайте, есть только три по-настоящему достойных дела, о которых Вы должны помнить всю жизнь. Это - помочь тому, кто нуждается в помощи, второе, защитить того, кто беззащитен и третье, самое лучшее, что Вы можете сделать в жизни - подарить надежду тому, кто её лишился!

Сериал этот очень оригинальный в своём роде. Каждая серия - это новая история, которая происходит с героями. Они находят тех, кто по тем или причинам смог откупиться, обойти официальный суд и выносят им свой приговор, который обжалованию не подлежит и приводится в исполнение немедленно. Конечно, не все действия главных героев законны, вернее почти все как раз незаконны, но они вызывают сочувствие и поддержку народа.

Герои всегда служили примером и являлись своеобразным стимулом, заставляющим массы пробуждаться. Ради мира и справедливости "Меч" не побоялись идти даже на смерть, так неужели мы не можем переступить через себя и прежде всего хотя бы задуматься? Неужели никто не хочет жить в достойном мире среди достойных людей? Все начинается с малого. Никто не требует жертвенной самоотдачи, а геройство не обязательно измеряется большими поступками. Главное – сделать для себя выбор между тем, что правильно и тем, что легко.

Однако, история про народных мстителей настолько понравилась зрителям, что в 2014 году решили снять продолжение истории с частично старыми уже полюбившимися героями и с частично новыми, но "Меч - продолжение" я считаю заслуживает отдельного отзыва!

Резюмируя сказанное: "Меч" - очень сильный, захватывающий и при этом глубокий, тяжелый и неоднозначный сериал, затрагивающий сложную и актуальную тему, заставляющий задуматься и даже пересмотреть некоторые взгляды на жизнь. Много умных мыслей, хороших и сильных цитат. Обращение к народу в серии 'Манифест' никого равнодушным не оставит - меня так очень даже проняло - я не шучу и не преувеличиваю. Посмотрите этот фильм, я уверена вы не пожалеете потраченного времени!

Но Самуил сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сына. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале.
Первая книга Царств 15:33



Казнь бретонских рыцарей Пьера и Алена Ру. Иллюстрация одного из списков хроник Фруассара

Меч палача


Казнь Роберта Трезильяна – кузена герцога Ирландского. Иллюстрация одного из списков хроник Фруассара

Правда, и им, беднягам, тоже доставалось. За содомию полагалось сожжение на костре, а за склонение к этому греху в той же Англии (равно как и за мятеж, и измену королю!) придумали казнь на лестнице. Суть её состояла в том, что человека привязывали к лестнице повыше, чтобы его было всем хорошо видно, после чего палач вскрывал его острым ножом, вырывал внутренности и сжигал их у него на глазах на костре, заканчивалась казнь ещё и оскоплением.

Тем не менее из уважения к дворянскому званию даже изменников, чья вина была доказана или считалось, что она доказана, чаще всего казнили именно мечом. К тому же не так уж и много было охотников, даже и за деньги, копаться в вонючих кишках. Вот одним ударом снести человеку голову – это да, тут тебе и мастерство, и сила!



Казнь Эмериго Марселя. Иллюстрация одного из списков хроник Фруассара

Ситуация изменилась в XVI веке. Набиравшее силу бюргерское сословие потребовало и себе чести и места, и выразилось это даже в том, что теперь уже и бюргеров стали казнить именно мечом, а не топором, как было до этого. Однако и здесь без уступки рыцарству никак не обошлось – или, скажем так, уступки эти носили обоюдный характер. Казнить людей неблагородного звания благородным рыцарским мечом оказалось никак невозможно, и для этого был придуман меч… без острия, который отлично справлялся со своим делом, но априори оружием быть не мог, а следовательно – и благородства в нём уже никакого не стало!



А могли и вот так убить! Убийство Томаса Вудстока, герцога Глостера, в Кале в 1397 году. Иллюстрация одного из списков хроник Фруассара



Мечи правосудия начала XVI в. Королевская оружейная палата, Стокгольм

Надо отметить, что казнь мечом требует от палача совсем других навыков, нежели казнь топором. Да и осуществляется она совершенно иначе. Казнимый топором встаёт на колени, и кладёт голову на плаху, после чего палач наносит удар по шее топором. Во время казни мечом – и на средневековых миниатюрах это очень хорошо видно, приговорённый тоже стоит на коленях, однако на плаху голову не кладёт. Палач широко замахивается мечом и… наносит горизонтальный рубящий удар, снимающий голову с плеч.



Рукоять одного из мечей правосудия из Королевской оружейной палаты в Стокгольме с назидательной надписью…



Меч палача: рукоять – Швеция, середина XVIII века, клинок – Германия, конец XVI века. Вес: 1,950 г, ширина: 54 мм, длина клинка: 825 мм, общая длина: 1025 мм. Королевская оружейная палата, Стокгольм




Мечи правосудия из коллекции Королевской оружейной палаты в Стокгольме

70 полных версий пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки вошли в нашу речь, дойдя из глубины веков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества. А ведь целиком изречение порой несёт иной смысл.

1. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита.

2. Бабушка гадала, надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

3. Бедность – не порок, а несчастье.

4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.

5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.

6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо.

7. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.

8. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.

9. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается.

10. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

11. Гол как сокол, а остер как топор.

12. Голод не тетка, пирожка не поднесет.

13. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина.

14. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко.

15. Два сапога пара, да оба левые.

16. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.

17. Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.

18. Дело мастера боится, а иной мастер дела.

19. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

20. Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так.

21. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.

22. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

23. За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.

24. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

25. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

26. И делу время, и потехе час.

27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.

28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.

29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.

30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец.

32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха.

33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.

34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.

35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

36. Не все коту масленица, будет и пост.

37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.

38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

39. Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.

40. Один в поле не воин, а путник.

41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут.

42. От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.

43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет.

44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.

45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев.

46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает.

47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши.

48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.

51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.

52. Рука руку моет, да обе свербят.

53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.

54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло.

55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда.

56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.

57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.

58. Собаку съели, хвостом подавились.

59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься.

60. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

61. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.

62. У страха глаза велики, да ничего не видят.

63. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить.

64. Ума палата, да ключ потерян.

65. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.



Обезглавливание заключается в перерубании шеи, то есть в отделении головы от туловища. Отсечение части тела – по сути, всего лишь членовредительство, но значение отсекаемого органа таково, что это увечье приводит к немедленной смерти.


Обезглавленный ребенок. Китай. 1943 г.

По иудейскому Второзаконию (пятая книга Пятикнижия, краткое изложение Закона Божьего) обезглавливанием карали некоторые виды преступлений.

Когда правитель Иудеи Ирод Антипа пообещал своей племяннице Саломее, дочери тетрарха Галилеи Ирода Филиппа, любую награду за танец и она потребовала у него голову святого Иоанна Крестителя, того обезглавили по действовавшим в царстве установлениям.

Так, Цецилия, впоследствии причисленная к лику святых, и ее муж Валер были родом из знатных патрицианских семей, и им отрубили головы. Неумелый ликтор не смог с трех раз отрубить голову Цецилии. По закону запрещалось наносить больше трех ударов, и палач оставил ее истекать кровью. Молодая женщина умирала три дня.

Римская патрицианка святая Фелиция воспитала семерых сыновей в христианской вере. На нее донесли, она отказалась отречься и была приговорена к смерти вместе со всеми своими детьми: троих, как и ее саму, обезглавили.

Другой известный пример – история святых мучеников братьев Иоанна и Павла, которые служили в охране при дворе Констанции, дочери императора Константина. Когда Юлиан Отступник взошел на трон, они отошли от дел. Их осудили на смерть за христианскую веру, но они были римскими гражданами и потребовали, чтобы суд состоялся в Риме. Обоих обезглавили ночью: император боялся, что публичная казнь вызовет беспорядки в Риме.


Римляне отрубали головы плененным воинам вражеских армий.

Гравюра. XVIII в. Частн. кол.

Были обезглавлены святой Плацид, святая Люция, святой Кристоф и десятки других христианских мучеников.

В правление императоров-христиан обезглавливание стали применять чаще, заменив им распятие, оставленное в память о мучениях Христа.

Ричард Львиное Сердце в Святой Земле лишил голов две с половиной тысячи мусульман под тем предлогом, что выкуп за них заплатили недостаточно быстро.

В 1698 году Петр I приказал обезглавить несколько сот взбунтовавшихся стрельцов. Он и его приближенные собственноручно казнили десятки человек.

Во Франции герцог де Гиз, пленивший почти всех сторонников Годфруа де Ла Реноди, приказал обезглавить несколько десятков протестантов в Амбуазе.

Семьсот казней в год

Напомним, что холодное оружие использовалось не только для быстрого и окончательного перерубания шеи. На Востоке и в Азии, главным образом в Индии, Китае и Персии, его применяли для предсмертных пыток.


Казнь графа Эгмонта. Зачастую одного удара оказывалось недостаточно.

Гравюра Берже. Частн. кол.

В Европе обезглавливание никогда не являлось пыткой и осуществлялось примерно одним и тем же способом. Все европейские летописи содержат многочисленные описания таких казней.

В Англии, России и многочисленных немецких княжествах головы рубили топором, во Франции, Италии, Испании – мечом. Арабы предпочитали саблю. В общем, можно сказать, что северные страны предпочитали топор, латинские – меч.

В Англии, в правление Генриха VIII, происходило более семисот казней в год, две трети совершались топором. Сам монарх не колеблясь отправил на плаху двух из шести своих жен – Анну Болейн и Катерину Говард.

В 1554 году по приказу Марии Тюдор топором отрубили головы семнадцатилетней принцессе Джейн Грей, ее мужу и отцу. В 1587 году топор лишил жизни Марию Стюарт, королеву Шотландии, обезглавленную в тюрьме по приказу своей кузины Елизаветы I. И опять-таки топором в 1649 году на площади перед Уйатхоллом казнили Карла I Стюарта.

ДУША К РАБОТЕ НЕ ЛЕЖИТ


К началу XVIII века обезглавливание в Великобритании постепенно уступило место повешению. В России отсечение головы отменила Екатерина Великая, а в Германии, в рейнских землях, топор применяли еще в начале XIX века. К нему вернулись при Третьем рейхе – нацисты использовали его наряду с гильотиной и повешением. Именно топором казнили, например, Ван Дер Люббе, обвиненного в поджоге Рейхстага. До 1945 года этим древним способом были казнены сотни осужденных.

В Малине (территория современной Бельгии), по свидетельству архивных документов, в период между 1370 и 1390 годами из шестисот семидесяти пяти казней двести семьдесят семь были осуществлены при помощи топора.

Во Франции топор тоже использовали, но, как и в Италии, там быстро провели грань между топором и мечом. Приговоренных дворянского сословия постепенно избавили от топора, применявшегося для казни простолюдинов, предоставив им право умирать от меча, благородного оружия. Со временем обезглавливание, к которому изначально приговаривали выходцев из всех слоев общества, стало привилегией дворянства, топор окончательно ушел в прошлое, а разночинцев стали отправлять на виселицу или колесовать.

В итоге обезглавливание применяли все реже, а в начале XVIII века исчез и призванный внушать ужас обычай, когда палач разрубал обезглавленное тело на четыре части, которые вывешивали у главных ворот, тогда как голову водружали на столб на месте казни.


Обезглаливание саблей.

Картина Реньо. D.R.

ДВЕ БЕСЦЕННЫХ ГОЛОВЫ

Успех процедуры обезглавливания зависел только от исполнителя. Все решала сноровка: голова могла отлететь с первого раза, но, если требовалось, наносили несколько ударов. Меч палача был тяжелым, с длинным широким заостренным клинком. Этот меч держали двумя руками. Чтобы управляться с таким орудием, от палача требовалась недюжинная сила.


Обезглавливание маршала Бирона.

Гравюра. Частн. кол.

Что касается обезглавливания топором, процедура осуществляется следующим образом: осужденный кладет голову на плаху, и палач наносит сильный удар по шее. Когда казнят мечом, задача остается неизменной – отделение головы от туловища, однако существует несколько различных приемов.

Способ первый: как и при обезглавливании топором, осужденный опускается на колени со связанными за спиной руками и кладет голову на деревянную плаху. В некоторых случаях осужденному позволяли остаться со свободными руками. Так было, например, с господами де Ту и Сен-Маром.

Способ второй: осужденный стоит на коленях либо сидит на корточках, склонив голову на грудь так, чтобы открыть шею палачу. В этом случае руки осужденному обычно связывали впереди.

Третий способ – казнь в полный рост. Самый редкий и трудный метод обезглавливания, рискованный как для палача, которому в таком положении сложнее нанести удар, так и для осужденного: если палач неудачно наносил удар, он мог попасть не по шее, а по голове или плечу.

Обезглавливание стоя применялось также в нескольких государствах Персидского залива и было традиционным в Йемене. В 1962 году на главной площади Таиза таким образом публично обезглавили двух осужденных за покушение на имама Мансура.

ЧУДОМ УЦЕЛЕВШАЯ НА ПЛАХЕ


Он хотел умереть стоя…

Успех казни зависел не только от мастерства палача, но и от доброй воли осужденного. Вспомним об опасениях, высказанных палачом Сансоном, когда в 1792 году Национальное собрание издало указ о применении обезглавливания ко всем осужденным. Сансон отреагировал знаменитым письмом, недвусмысленно выразив беспокойство:

На самом деле обезглавить топором или мечом осужденного, который не подчиняется палачу, практически невозможно. Маршал Бирон, казненный как заговорщик, до самого эшафота отказывался верить, что король желает его смерти. Чтобы обезглавить Бирона, палач ударил неожиданно, пока тот молился.

Чаевые палачей

Палачам почти всегда удавалось с первого удара отделить голову от туловища. Публика высоко ценила такое мастерство.

Китайских палачей часто хвалили за невероятно ловкое владение саблей. Подтверждает эту репутацию и французский военный атташе, который работал в Китае в период между мировыми войнами и оставил описание публичного обезглавливания пятнадцати осужденных.


Турецкие солдаты отсекают головы македонским националистам. 1903 г.

Фотография. Частн. кол.


Обезглавливание в Китае. 1938 г. Снесенная одним ударом голова сейчас покатится по земле.

Будем справедливы к цеху палачей: в тот раз исполнителем был приговоренный к виселице солдат, который спас свою жизнь, согласившись взять в руки меч правосудия, – на деле такие мечи были на вооружении у швейцарской гвардии. Первым ударом этот горе-палач сломал молодому человеку плечо, следующим едва ранил. До двадцатого удара храбрый осужденный каждый раз занимал исходную позицию в надежде получить наконец спасительный удар. Последние двенадцать ударов он получил уже в лежачем положении.


Казнь топором в прусской тюрьме.

Гравюра Дете. Частн. кол.


Казнь в Азии: осужденный сидит, наклонив голову вперед, в ожидании удара.


Пора!

Обезглавливание мечом всегда было не самым удобным методом казни, ибо требовало не только мастерства исполнителя, но и доброй воли осужденного.

Нередко люди на плахе сопротивлялись со всей силой отчаяния, но многие с покорностью принимали свою участь. Некоторые даже превосходили всякие ожидания палача.


– Господа, будьте добры, скажите, какую позу мне должно принять?

– Встаньте на колени, голову держите прямо и освободите затылок, убрав волосы на лицо, – ответил старый палач. Его сын терял хладнокровие, пока осужденная занимала нужное положение.

– Так хорошо? – спросила она.

Когда молодой палач поднял тяжелый меч и стал раскручивать его в воздухе, осужденная воскликнула:

– Главное, не изуродуйте меня!

Первым ударом ей отсекло ухо и щеку. Брызнула кровь, в толпе послышались возмущенные крики. Осужденная упала на пол и забилась всем телом, как раненая лошадь. Подручный схватил ее за ноги, чтобы прижать к земле. Шарль Сансон, взявшись за волосы, обездвижил голову, чтобы сын смог ударить снова. Только с третьего удара тот сумел отсечь ей голову.

Судьи, проявив вопиющую пристрастность, приговорили его к смертной казни за измену. Его обезглавил на Гревской площади палач Сансон.

СЛОВАРЬ
Голову одним ударом

1766 год. Тридцатью годами раньше, как-то раз дождливым вечером Лалли-Толландаль и двое его друзей попросили приюта в доме, чтобы переждать бурю.

Этот дом принадлежал Жану-Батисту Сансону – ему тогда было девятнадцать лет, и он в тот вечер давал бал по случаю своей женитьбы.


Выставление на обозрение голов казненных.


Китай. 1925 г.

МЕЖДУ СОБАКАМИ И ЛЮДЬМИ

Обезглавливание – умерщвление посредством рассечения костного мозга в области продолговатого отдела мозга или чуть ниже. Судя по наблюдениям, сделанным во время казни преступников и опытов по обезглавливанию собак в конце XIX века, смерть наступает по разным причинам. У собак летальный исход вызывали не рассечение костного мозга и не раздражение нервных центров, а кровотечение и удушье.

Человека быстрее приводит к смерти ингибиция, вызываемая воздействием на мозг, нежели повреждения сосудов. Знаменитый ученый Луаяль говорил, что человеческий мозг не успевает воспринять боль после рассечения шеи. Именно поэтому так разнятся посмертные маски обезглавленных людей и собак. Лицо обезглавленного человека выражает уныние и бесстрастность, тогда как на морде животного читаются боль и ужас.

С другой стороны, эксперименты по обезглавливанию собак доказали, что и у животных можно добиться такого же спокойного, как у человека, выражения, если провести отсечение головы на уровне продолговатого мозга и дыхательного центра. Посмертные движения обезглавленных преступников Луаяль характеризовал как рефлексы при утрате чувствительности.


ЗА ИЛИ ПРОТИВ

Во Франции, как и везде, общественное мнение меняется в зависимости от текущих событий. Число сторонников смертной казни всегда растет после серийных преступлений.

– 1962: 34 % за смертную казнь

– 1964: 51 %

– 1972: 63 %

– 1978: 60 %

– 1979: 55 %

– 1981: 62 %

– 1982: 63 %

– 1984: 65 %

– 1988: 72 %

– 1990: 74 %

Шутка произвела на Лалли-Толландаля скверное впечатление. К тому моменту, когда он достиг высокого положения, Жан-Батист Сансон, страдая паралитическими припадками, уже передал дело сыну Шарлю и уединился в своем доме в Бри-Комт-Робере.


Публичная казнь в Джедде через отсечение головы.

СТРАНЫ, ПРАКТИКУЮЩИЕ ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ САБЛЕЙ

Сейчас в мире осталось три страны, где продолжают проводить публичные обезглавливания преступников.

Это Саудовская Аравия, Катар и Северный Йемен, где также применяют расстрел.

Осужденный поблагодарил кивком головы. Но молодой Шарль-Анри Сансон еще ни разу не казнил дворянина и не умел управляться с тяжелым мечом. Два дня накануне казни он тренировался на манекенах. Для этого случая отец приказал изготовить более крепкий и острый по сравнению с прежним меч.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: