Кто имеет право охранять государственные объекты

Обновлено: 02.07.2024

Лица, замещающим государственные должности Российской Федерации- Председатель Правительства РФ; Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Председатель Госдумы РФ; Председателю Конституционного Суда РФ; Председатель Верховного Суда РФ; Генеральный прокурор РФ; Председатель Следственного комитета РФ;

Члены Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим. Государственная охрана указанным лицам предоставляется в исключительных случаях при наличии соответствующей угрозы их жизни или здоровью по решению Президента РФ на основании представления по подведомственности Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Госдумы РФ и Председателя Конституционного Суда РФ;

• Главы иностранных государств и правительств, члены их семей и иные лица иностранных государств в период пребывания на территории Российской Федерации обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также соглашениями между федеральными органами государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств

При необходимости безопасность иных иностранных государственных, политических и общественных деятелей в период пребывания на территории Российской Федерации обеспечивается на основании

• Охраняемые объекты - объекты неживой природы и объекты, созданные человеком и используемые для обеспечения исполнения функций государственной власти.

К охраняемым объектам Закон "О государственной охране" относит:

здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти;

прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны,

а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны.

Государственная охрана осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.

Основные принципы государственной охраны: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; централизованное руководство; взаимодействие государственных органов обеспечения безопасности; непрерывность, системность и комплексность применения правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер; сочетание гласных и негласных методов деятельности; подконтрольность и поднадзорность; приоритет предупредительных мер.

1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, информации об угрозе его безопасности, транспортного обслуживания, бытового обслуживания и обеспечения, безопасного питания, а также обеспечение его санитарно-эпидемиологического благополучия;

2) предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

3) проведение мероприятий, обеспечивающих поддержание общественного порядка на охраняемых объектах, а также на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;

4) защита охраняемых объектов, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

5) организация связи для нужд органов государственной власти, обеспечение надежного функционирования и информационной безопасности связи при ее предоставлении Президенту РФ, Правительству РФ, иным государственным органам, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях;




6) организация федеральных информационных систем для информационно-технологического и информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, иных государственных органов, а также обеспечение надежного функционирования этих систем и их информационной безопасности, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях.

Государственную охрану осуществляют специализированные федеральные органы государственнойохраны, которые входят в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Основными задачами ФСО России являются (п. 4 Положения):

1) прогнозирование и выявление угроз безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этих угроз;

2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;

3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования специальной связи;

4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

5) обеспечение защиты охраняемых объектов;

6) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;

7) обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или пользовании органов государственной охраны (далее - федеральные информационные системы);

8) участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.

Система федеральных органов государственной охраны РФ(схема 24).

Конфликты и судебные разбирательства, связанные со строительством на земельных участках, относящимся к охранным зонам памятников истории и культуры – не редкость. Однако далеко не всегда землевладельцы делают это умышленно. Некоторые из них, приобретая землю и начиная строительство, могут даже не знать о том, что их участок относится к особой территории и имеет обременение. Почему так происходит? Может ли покупатель или собственник земельного участка оградить себя от таких рисков? Получится ли выяснить это, получив выписки из ГКН и ЕГРП? Авторы статьи отвечают на эти и другие вопросы.

Причина нарушений далеко не всегда кроется в умысле. Часто собственники земельных участков, осуществляя строительство в охранных зонах объектов культурного наследия, даже не знают о каких-либо обременениях принадлежащих им участков. Нередко они узнают об этом только когда органы, уполномоченные в сфере охраны памятников культуры или органы местного самоуправления, обращаются в суды с исковыми заявлениями о сносе таких зданий как самовольных построек.

Одна из причин подобной неосведомленности заключается в том, что сведения об охранных зонах объектов культурного наследия не включены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Принимая во внимание большое количество охранных зон, для справедливого разрешения возможных конфликтов между землепользователями и органом, уполномоченным в сфере охраны памятников истории и культуры, необходимо квалифицировать правовую природу охранной зоны объекта культурного наследия, а также определить момент наступления правовых последствий установления такой охранной зоны.

По общему правилу собственник земельного участка вправе возводить на земельном участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ). Однако установление режима охранной зоны в отношении земельного участка фактически лишает собственника права на осуществление строительства на таком земельном участке без получения дополнительного разрешения уполномоченного органа государственной власти либо местного самоуправления.

При рассмотрении споров важным является установление момента возникновения такого режима и сопутствующих ограничений. В соответствии с ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до внесения в ЗК РФ изменений Федеральным законом от 21.07.2011 № 257-ФЗ, далее – Закон № 257-ФЗ), ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации. Согласно действующей в настоящее время редакции указанной нормы ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о регистрации датой госрегистрации прав является день внесения записей о правах в ЕГРП. Соответственно, ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением в отношении Земельного участка режима охранной зоны, могут возникнуть только после этого момента.

Госрегистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости (ч. 2 ст. 13 Закона о регистрации). Росреестр уведомляет правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня регистрации. Таким образом, до принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением режима охранной зоны в отношении такого земельного участка, возникали только после внесения сведений о соответствующих ограничениях в ЕГРП.

К сожалению, после принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ, ситуация вокруг установления ограничений прав собственников земельных участков в связи с распространением на такие земельные участки режима охранной зоны объекта культурного наследия стала более запутанной.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов РФ и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия. В отношении объектов культурного наследия федерального значения это делает орган государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения это происходит в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Закона о памятниках истории). При этом ни Закон о памятниках истории, ни иной федеральный закон не содержат требования о внесении сведений об установлении охранной зоны в ГКН и (или) в ЕГРП.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что указанная норма выходит за рамки отношений, регулируемых Положением. Оно устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее - объекты культурного наследия), а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон (п. 1.1. Положения, ч. 4 ст. 34 Закона о памятниках культуры). Границы охранной зоны устанавливаются нормативно-правовым актом уполномоченного органа власти, принимаемым на основании разработанного в соответствии с Положением проекта зон охраны объекта культурного наследия. Следовательно, установление в Положении требований к процедуре принятия такого акта и регистрации обременений, установленных таким актом, неправомерно.

В настоящее время существует конфликт правовых норм. Действующее положение ЗК РФ предусматривает, что обременение прав собственников земельных участков подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральными законами. Однако федеральные законы, регулирующие порядок установления охранных зон объектов культурного наследия, не содержат требования о регистрации обременений, возникающих в связи с установлением таких зон. При этом такое требование устанавливается подзаконным актом – постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315.

Таким образом, формально действующее законодательство не содержит обязанности регистрировать обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны объекта культурного наследия. Неясным остается также вопрос о действительности соответствующих обременений, установленных еще до принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ, но не прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.

Правоприменительная практика, как правило, признает обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны возникшими с даты принятия нормативно-правового акта, утверждающего такие границы (например, апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-12985/2014, решение Щекинского районного суда Тульской области от 29.03.2013 по делу о признании возведенного строения самовольной постройкой и возложении обязанности снести ее.

Вместе с тем, по нашему мнению, госрегистрация обременений прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких участков режима охранной зоны является необходимым условием обеспечения прав таких собственников и поддержания нормального оборота земельных участков. Нередки случаи, когда устанавливаемые границы охранных зон объектов культурного наследия включают в себя целые поселения. При этом внесение в ЕГРП сведений о таких ограничениях является в настоящее время скорее исключением, а не правилом. Тем самым, лицо, приобретающее земельный участок, расположенный рядом с объектом культурного наследия несет риск невозможности застройки участка в связи с его нахождением в границах охранной зоны объекта культурного наследия. Более того, этот риск остается даже при отсутствии в ЕГРП сведений об обременениях участка.

На наш взгляд, норма, предусматривающая обязательность регистрации обременений в связи с установлением в отношении земельного участка режима охранной зоны, включена в Положение с целью ликвидации возникшего пробела законодательства. Но чтобы данное положение стало обязательным для исполнения, необходимо, чтобы такое правило появилось на уровне федерального закона.

Законопроект в его текущей редакции, по нашему мнению, не сможет в полной мере решить проблему внесения информации об обременениях прав на земельные участки в ГКН. Возможность внесения таких сведений в ГКН есть и при имеющемся регулировании данной проблемы. Вместе с тем, при должной переработке содержания проекта шанс на разрешение проблемы есть. В частности, речь идет о введении положений об обязанности собственника объекта недвижимости по внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в ГКН, установлении предельного срока для такого внесения, установления гарантии необязательности ограничений, вытекающих из установления такой зоны, для третьих лиц до внесения информации в ГКН. При указанных поправках законопроект может внести значительный вклад в обеспечение прав собственников и покупателей земельных участков, расположенных в охранных зонах объектов культурного наследия.

Что это такое, для чего они устанавливаются и особенности установления местоположения границ охранных зон – это частая тема для вопросов среди наших клиентов, читателей сайта.

Мы решили собрать для Вас весь материал, который мы когда-либо публиковали на данную тему.

Но прежде всего скажем, что охранная зона – это зоны с особыми условиями использования территорий (далее ЗОУИТ) - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромные территории, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Установление охранных зон регулируется статьей 105 Земельного кодекса, в которой указаны все зоны, которые подлежат установлению. И у каждой свой особенности. Другие виды установлению не подлежат.

1) зоны охраны объектов культурного наследия;
2) защитная зона объекта культурного наследия;
3) охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии);
4) охранная зона железных дорог;
5) придорожные полосы автомобильных дорог;
6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);
7) охранная зона линий и сооружений связи;
8) приаэродромная территория;
9) зона охраняемого объекта;
10) зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов;
11) охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы);
12) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;
13) водоохранная (рыбоохранная) зона;
14) прибрежная защитная полоса;
15) округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов;
16) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны;
17) зоны затопления и подтопления;
18) санитарно-защитная зона;
19) зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства;
20) охранная зона пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети;
21) зона наблюдения;
22) зона безопасности с особым правовым режимом;
23) рыбоохранная зона озера Байкал;
24) рыбохозяйственная заповедная зона;
25) зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);
26) охранная зона гидроэнергетического объекта;
27) охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена;
28) охранная зона тепловых сетей.

Охранные зоны устанавливаются на землях, непосредственно прилегающих к объектам, в отношении которых они установлены (сам объект, в отношение которого установлена данная зона, в состав зоны не входит). Границы данной территории определяются исходя из категории охраняемого объекта и в строгой соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, в которых устанавливаются особые требования к использованию данного участка, в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Цели образования:
1. обеспечения безопасности собственников смежных землепользований и создания необходимых условий для эксплуатации объектов недвижимости.
2. обеспечения условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и разрушения в результате хозяйственной и иной деятельности.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников не изымаются, но в их границах должен быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с описанными выше целями установления таких охранных зон.

Охранные зоны (согласно Градостроительному Кодексу РФ от 29.12.2004 г. № 190 ФЗ) – это зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромные территории, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом № 57-ФЗ от 27.05.1996 "О государственной охране" зона охраняемого объекта - территория (акватория), в границах которой в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются особые условия ее использования.

Правовой режим таких зон регламентируется не только градостроительным и земельным законодательством, но и:

  • законодательством в области электроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и охранные зоны объектов по производству электрической энергии);
  • законодательством в области промышленной безопасности (охранные зоны магистральных трубопроводов и охранные зоны газораспределительных сетей);
  • законодательством о железнодорожном транспорте (охранные зоны железных дорог);
  • законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (санитарно-защитные зоны);
  • природоресурсным законодательством (водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранные зоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны и зеленые зоны и т.д.)
  • и другими отраслями российского законодательства.

Зачем нужны охранные зоны?

В соответствии со статей 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Организация должна иметь необходимые лицензии, а также штат квалифицированных кадастровых инженеров, чья компетентность подтверждена аттестатом кадастрового инженера.

Кадастровый инженер запросит необходимые исходные данные:

  1. Разрешение на строительство (реконструкцию);
  2. Свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости;
  3. Проектную документацию.

Далее специалисты выполнят текстовое и графическое описание границ охранной зоны, подготовят карта (план) и проведут необходимые согласования с Ростехнадзором – органом уполномоченными на принятие решений об установлении границ охранной зоны.

После этого, полученные сведения о границах охранных зон в порядке межведомственного взаимодействия будут внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Государственная дума поддержала в первом чтении законопроект, который наделяет Росгвардию полномочиями по охране губернаторов. Ее услуги обойдутся местным бюджетам дороже, чем частная охрана глав регионов, предупреждают эксперты

Фото: Иван Карпов / Лори

​Охранные поправки

Порядок, по которому будет организовываться охрана губернаторов и глав регионов, должен быть утвержден подзаконными актами, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Глава региона будет вправе обратиться к президенту с просьбой обеспечить ему безопасность, рассказывает о возможной схеме Хинштейн. Если губернатор обоснует необходимость в обеспечении его безопасности, то президент даст поручение Росгвардии, которая встанет на охрану руководителя региона, уточняет советник Виктора Золотова. Решение об организации охраны, поясняет он, может быть принято и на основании оперативной информации силовых ведомств — например, если есть угроза для жизни главы региона.

Частным образом

Источник РБК в Росгвардии сообщил, что заниматься охраной губернаторов будет сержантский и офицерский состав Центра специального назначения вневедомственной охраны Росгвардии. Сейчас специалисты центра имеют право обеспечивать безопасность там, где не могут работать сотрудники ЧОПов. В перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками Росгвардии, находится здание Банка России, ВТБ, здания Генеральной прокуратуры, Верховного суда, Следственного комитета.

Нагрузка на бюджет

Теперь чиновникам придется оплачивать услуги Росгвардии по тарифам этого ведомства, считает собеседник РБК. По его информации, круглосуточный пост невооруженной охраны Росгвардии обходится приблизительно в 200 тыс. руб. в месяц, а у частного охранного предприятия эта цена составляет около 120 тыс. руб.

Покушения на глав российских регионов

8 августа 2000 года Новосибирское УФСБ сообщило о предотвращении покушения на главу Кемеровской области Амана Тулеева. В организации преступления обвинили биатлониста Александра Тихонова, его брата Виктора и экс-главу концерна МИКОМ Михаила Живило. В итоге Виктора Тихонова в 2002 году приговорили к четырем годам лишения свободы, три из которых он отбыл в СИЗО. Дело в отношении Александра Тихонова, который в 2001 году покинул Россию, было выделено в отдельное производство. В 2007 году он вернулся в Россию и предстал перед судом, который в итоге признал его виновным и освободил по амнистии, объявленной Госдумой в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне.

18 октября 2002 года в Москве был убит губернатор Магаданской области Валентин Цветков. Чиновника застрелили на Новом Арбате в Москве. Расследование продолжалось более девяти лет и завершилось в итоге различными судебными сроками для шести исполнителей. Непосредственных заказчиков убийства так и не нашли.​

14 мая 2003 года в чеченском селе Иласхан-Юрт во время религиозного праздника террористка-смертница попыталась прорваться к главе администрации Чечни Ахмату Кадырову. Террористку остановила охрана, но она успела привести в действие взрывное устройство, в результате чего погибли 18 человек. Сам Кадыров тогда не пострадал.

16 апреля 2004 года в Назрани произошло покушение на президента Ингушетии Мурата Зязикова. Смертник взорвал ВАЗ-2107, подъехав вплотную к президентскому кортежу. Сам чиновник тогда почти не пострадал, но ранения получили его охранники. Ответственность за покушение взял на себя Шамиль Басаев. Это было не первым покушением на жизнь политика: годом ранее у дома Зязикова в Назрани был обезврежен мощный фугас.

В мае 2007 года стало известно, что в Санкт-Петербурге задержана группа лиц, подозреваемых в подготовке покушения на губернатора города Валентину Матвиенко. Обвинения были предъявлены троим задержанным. Через год суд присяжных признал их невиновными.

22 июня 2009 года в Назрани было совершено покушение на жизнь президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова. В момент проезда кортежа главы региона сработало взрывное устройство, заложенное в автомобиле, в котором находился террорист-смертник. Более полутора месяцев Евкуров провел в больнице. Уже в октябре того же года глава ФСБ Александр Бортников доложил, что организаторы покушения уничтожены.

В октябре 2016 года была совершена попытка покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова. В резиденции в селе Беной была обнаружена взрывчатка. Помощник Кадырова Даниил Мартынов подтвердил факт покушения в марте 2017 года. Уже в июле трое фигурантов дела о покушении были приговорены к шести годам колонии строгого режима. Заказчиком называли чеченского политика и бизнесмена Ису Ямадаева — брата убитого в Дубае Сулима Ямадаева, которого Рамзан Кадыров обвинял в причастности к убийству своего отца в 2004 году.​

В ноябре 2016 года неизвестные покушались на жизнь главы Волгоградской области Андрея Бочарова. Дом чиновника подожгли, но обошлось без пострадавших. Следствие связывало инцидент с профессиональной деятельностью Бочарова. Сам губернатор вскоре подтвердил факт покушения.

Читайте также: