Святой престол как субъект международного права

Обновлено: 16.06.2024

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ватикан.docx

Ватикан представляет собой государственно-подобную территориальную единицу, которая изначально была наделена нетипичным для современного международного права статусом. С одной стороны, Латеранские соглашения установили, что носителем суверенитета в отношении данной территории является другой правовой субъект, владеющий Ватиканом фактически в порядке вещного права, сочетая полномочия imperium и dominium. Вместе с тем, участники Латеранских соглашений предусмотрели возможность прим енения на территории Ватикана правовых норм Италии.

В результате сравнительно-правового анализа правовой природы Ватикана автор приходит к выводу, что он не может быть признан государством, поскольку не обладает ни одним из выработанных юридической доктриной признаков государства.

Территория Ватикана принадлежи т Святому престолу в порядке вещного права (dominium), что не характерно для признанной в современном международном праве пространственной теории государственной территории, предполагающей не столько право dominium, сколько imperium. Кроме того, целью государственной территории является обеспечение жизнедеятельности проживающего на ней населения и функционирования государственных структур, в то время как цель Ватикана состоит в обеспечении суверенитета и независимости Святого престола.

Ватикан также не имеет населения, поскольку лица, проживающие на его территории, фактически выступают лишь в качестве служащих, призванных или нанятых Ватиканом для выполнения конкретных функций, в то время как в соответствии с принятым в социологии определением населения свойством, отличающим его от других общественных групп, является способность к самовоспроизводству.

Ватикан также не обладает свойством государственной власти, поскольку, кроме наличия фактических органов управления, которые в действительности существуют, рассматриваемый субъект должен также быть источником этой власти в юридическом смысле слова, в то время как источником власти в Ватикане является другое самостоятельное правовое образование – Святой престол. Ватикану также не свойственно качество суверенитета, поскольку в соответствии со ст. 3 и 4 Латеранского договора суверенитетом по отношению к нему обладает Святой престол, в силу чего он является источником правового порядка данной территориальной единицы и вышестоящей властью в смысле субординации.

В результате изучения системы органов управления Ватикана и основных нормативно правовых актов, регламентирующих его функционирование, автор приход ит к выводу, что с формально-правовой точки зрения Ватикан не может быть признан теократической монархией, поскольку не соответствует основному выдвигаемому в юридической доктрине качеству теократии: отождествлению церкви с государством с целью реализации в данном государстве религиозно-правовых предписаний[5]. В этой связи форма правления в Ватикане может быть определена как выборная монархия особого типа.

В рамках правового порядка Святого престола сформировалась относительно обособленная группа норм, регулирующих отношения, связанные с функционированием Ватикана. Вместе с тем, по мнению автора, упомянутые нормы не образуют самостоятельного правового порядка Ватикана, поскольку Латеранский договор недвусмысленно поместил его в рамки правопорядка Святого престола, выступающего по отношению к Ватикану в качестве суверена. В этом же духе выдержаны положения канонического права. Более того, все законодательные акты Ватикана утверждаются папой или принимаются на основе данных им полномочий. Вместе с тем, нельзя отрицать формирование своеобразной отрасли – права Ватикана, объектом регулирования которой выступают отношения по поводу использования данной территориальной единицы.

Тот факт, что Святой престол как суверенный правовой порядок обладает качеством международной правосубъектности, не означает признания аналогичного статуса в целом за католической церковью.Это противоречит как международной дипломатической практике, так и сложившимся в международном праве подходам к вопросу о природе международной правосубъектности. Кроме того, на практике все учреждения католической церкви, за исключением ее руководящих органов, находятся в юрисдикции отдельных государств. С учетом этого, логика признания за церковью международной правосубъектности неизбежно приводит к необходимости разделения той ее части, которая находится в юрисдикции государств, и учреждений, действующих на территории Ватикана.

Внутренний правовой порядок католической церкви является первичным по отношению к правопорядку Святого престола, однако в этом смысле церковь выступает как идеологическая основа его деятельности, а не равный ему по международному статусу субъект. Святой престол персонифицирует церковь во взаимоотношениях с другими участниками международного сотрудничества, в связи с чем любое право, признаваемое за Святым престолом, одновременно признается и за католической церковью в целом.

В международной доктрине оформились монистическая и дуалистическая теории правового взаимодействия Святого престола и Ватикана.

Монистическая теория признает лишь Святой престол в качестве субъекта международного права, в то время как Ватикан рассматривается лишь в качестве территориальной единицы, не обладающей качествами субъекта международного права. Автор исследования придерживается данной концепции, приводя развернутую систему аргументов на этот счет на основе тезисов, сформулированных в предыдущих частях работы.

В рамках дуалистической теории признается наличие двух самостоятельных субъектов международного права – Святого престола и Ватикана. Сторонники данной концепции, как правило, признают Ватикан государством, обладающим определенными особенностями. В свою очередь, наличие государства непременно влечет за собой наличие субъекта международного права. Данной позиции придерживаются, прежде всего, авторы, формально связанные со Святым престолом, что свидетельствует о приверженности самой католической церкви данной точке зрения.

Уникальное положение Апостольс кого престола в системе субъектов международного права, его особая правовая природа и религиозная специфика обусловливают методы его деятельности на международной арене, направленность внешнеполитических целей и приоритетов. Основным вектором политики папства являются вопросы защиты прав и свобод человека, прежде всего религиозных, и церкви в целом, а также деятельность по предотвращению международных конфликтов.

Внешняя политика Святого престола характеризуется следующими отличительными особенностями:

- активное использование Святым престолом наряду с центральными органами управления и дипломатическими представительствами возможностей национальных церквей для достижения своих внешнеполитических целей;

- основной задачей папских нунциев является поддержание связи между папой и епископами в национальных государствах и обеспечении тем самым единства церкви, в то время как функция развития двусторонних политических отношений между Святым престолом и государством пребывания является вторичной;

- в связи с религиозным характером политики Святого престола одним из приоритетных направлений его внешнеполитической деятельности является защита привилегий церкви, а также религиозных прав и свобод человека;

- превалирование посреднической деятельности в целях разрешения международных споров исключительно мирными средствами. В качестве примера подобной деятельности Святого престола автор подробно анализирует участие папы в качестве посредника в аргентино-чилийском споре по поводу принадлежности группы островов в проливе Бигл (1984 г.).

Апостольский престол является участником целого ряда многосторонних и двусторонних международных договоров, однако основным инструментом регламентации его политических отношений с государствами выступают конкордаты. При этом особенность конкордата как самостоятельного вида международного нормотворчества состоит в том, что объектом его правового регулирования являются отношения как международного, так и исключительно внутригосударственного характера.

В доктрине международного права сложились две группы теорий о правовой природе конкордатов:

- концепции, отрицающие международный характер конкордатов и рассматривающие их в качестве актов, относящихся исключительно к внутренней компетенции государства или церкви (теория привилегий (в том числе концепция квазидоговора) и теория легитимности). Данные теории рассматривают конкордаты исключительно как привилегии, предоставленные одной стороной данного соглашения другой: церковью государству (теория привилегий) или государством церкви (теория легитимности). Вместе с тем, исходя из положений современного международного права, данные концепции не могут быть приняты. Во-первых, они рассматривают конкордаты как договоры, касающиеся только внутренних вопросов осуществления религиозного культа, не принимая во внимание их международно-правовую составляющую. Во-вторых, конкордаты представляются как соглашения государства и внутренней церковной организации, что является отголоском средневековой практики,когда они заключались местными епископами.

- теории, признающие конкордаты международными договорами sui generis, заключаемыми между Святым престолом и государствами. Современная международно-правовая доктрина исходит из положений данной концепции, признавая конкордаты в качестве международных договоров, юридически оформляющих сотрудничество Святого престола с различными государствами. В таком качестведанные соглашения признаются Комиссией международного права источниками международного права[6], а к их положениям применимы нормы Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

В международной практике встречается три возможных формы заключения конкордата.

- в виде единого акта, который подписывается, ратифицируется и публикуется сторонами, после чего вступает в силу. В данном случае по своей форме конкордат аналогичен стандартному международному договору;

- в виде двух самостоятельных законодательных актов каждой из сторон, предусматривающих их права и обязанности. В такой форме был, например, заключен упомянутый Вормский конкордат 1122 г.;

В зависимости от состава сторон конкордаты можно подразделить на:

- государственные, т.е. заключаемые Святым престолом с государством в целом;

- региональные, стороной которых выступает субъект федеративного или конфедеративного государства (например, конкордаты с федеральными землями ФРГ).

Автор предлагает следующее определение конкордата: регулируемое международным правом соглашение между Святым престолом и конкретным государством, устанавливающее принципы их двусторонних отношений, определяющее правовое положение и условия деятельности католической церкви в данном государстве и гарантирующее ее взаимодействие со Святым престолом.

Ватикан был образован в 1929 году в результате Латеранского конкордата (соглашение) между Святым Престолом и Королевством Италия.


  • кардиналы, проживающие в Граде Ватикан или в Риме;

  • лица, постоянно проживающие в Граде Ватикан в силу их ранга, должности, службы или занятия, если это проживание предписано каким-либо законом или постановлением или разрешено Верховным Понтификом и от его имени Кардиналом Государственным Секретарем

  • лица, которым разрешено Верховным Понтификом по основаниям, признаваемым им достаточными в силу его суверенной власти, постоянное проживание в Граде Ватикан, с предоставлением или сохранением права гражданства.

  • приравниваются также супруг(а), дети, родители и прародители, братья и сестры ватиканского гражданина при условии, что они проживают совместно с ним и что им разрешено проживание в Граде Ватикан.

Особый статус Ватикана состоит в том, что он является вспомогательной суверенной территорией официального центра Римской Католической Церкви – Святого Престола. Под общим значением Святого Престола следует понимать официальное собирательное название верховного органа Римской Католической Церкви, объединяющее фигуру Папы и Римской курии как главного руководящего органа РКЦ, определяющего выражение суверенитета РКЦ.

Вопрос о том, является ли Ватикан государством, является спорным, поскольку, обладая практически всеми признаками государственности (территорией, суверенитетом, законодательным органом, населением, наличием гимна и флага и т.д.), большинство из них являются дискуссионными. Например, несмотря на издание собственных законодательных актов Комиссией или Папой, направленные непосредственно на урегулирование церковных вопросов, на территории Ватикана действует Итальянское законодательство. Таким образом, единого мнения относительно признания Ватикана государством не существует.

Государственное устройство Ватикана определяется Основным Законом Государства Града Ватикан 2000 г, в соответствии с которым всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти обладает Верховный Понтифик, который избирается на пожизненный срок. В период вакантности престола (Sede vacante) полномочия Папы делегируются Коллегии Кардиналов, которая может издавать законодательные акты только в случае срочной необходимости (ст.1).

Кроме того, правом осуществления законодательной власти наделяется Комиссия, которая в свою очередь состоит из Кардинала-председателя и других Кардиналов, избираемых на срок в 5 лет (ст.3). Исполнительная власть вверена председателю Комиссии при содействии Генерального Секретаря и Заместителя Генерального Секретаря (ст.5).

Однако немаловажным является то, что вопросы исключительной важности на последнем этапе должны быть рассмотрены непосредственно фигурой Верховного Понтифика – Папой Римским. Так, например, право амнистии, смягчения наказания, освобождения от наказания и помилования принадлежит Верховному Понтифику (ст.19).

Святой престол, являясь суверенным субъектом международных правоотношений, имеет возможность участия в международной нормотворческой деятельности и в поддержании официальных дипломатических отношений с другими государствами и организациями, однако придерживается строгого политического нейтралитета. На практике эта позиция выражается в целенаправленном отстранении Святого Престола от любых политических течений.

Также, признается нейтралитет Святого Престола в международных отношениях, который регламентирован ст. 24 Латеранского договора 1924 г.

Святой Престол осуждает любые формы использования военных ресурсов при решении международных споров, выражая необходимость урегулирования конфликтов исключительно мирным путем с помощью переговоров.

На мировой арене Святой Престол играет важную роль. Согласно данным официального сайта Ватикана, поддерживает формальные дипломатические отношения с 178 государством, а также, с Европейским Союзом, Мальтийским Орденом, с Организацией Освобождения Палестины и др. Святой Престол является участником ОБСЕ (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Хочется отметить, что в 2013 году сменился Папа Римский, и после отречения Бенедикта XVI (эпоха скандалов и кризиса внутри Ватикана и Римско-католической церкви) пришел Франциск – в миру Хорхе Марио Бергольо – 266-й папа. В отличие от Бенедикта XVI, он действительно открыт, общителен и является частым лицом медиасобытий.

Перед Франциском встала задача разрешения проблем предыдущего понтификата (период правления папы римского), которые касались последствий скандалов. Летом 2013 г. в ватиканском законодательстве установили уголовную ответственность за насилие над детьми. В декабре того же года папа учредил комиссию для расследования подобных случаев. Стремясь повысить прозрачность банковской деятельности, в апреле 2013 г. он учредил комитет по реформированию Ватикана. В конце 2015 г. им был назначен внутренний аудит ватиканских финансов.

При Франциске, помимо классических дипломатических отношений Ватикана с другими государствами и взаимодействия с другими конфессиями и церквями, были громко декларированы направления, которые условно можно приравнять к внешней политике, поскольку внутренней они явно не подчинены и ввиду специфического светско-духовного характера власти Ватикана касаются всего мира. Это проблемы социального неравенства и экологии. Они были подняты еще предшественниками нового папы, однако на волне собственного признания и авторитета он сумел сотворить сенсационность их провозглашению.

Ватикан – абсолютная выборная теократическая монархия. Глава государства – Верховный Понтифик (Римский Понтифик, Папа Римский), обладающий полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. В период Sede vacante (когда Престол не занят) эта власть вверяется Коллегии Кардиналов. Законодательная власть, помимо самого Верховного Понтифика, осуществляется от его имени Комиссией, состоящей из Кардинала Президента и других Кардиналов, назначаемых на пятилетний срок. Исполнительная власть вверена Президенту Комиссии, который, в этом качестве, именуется Президентом Губернаторства, которому оказывают помощь Генеральный Секретарь и заместитель Генерального Секретаря. Ему подчиняются центральные Дирекции и Департаменты, образующие Губернаторство (Governatorato) – комплекс учреждений, по отношению к которым осуществляется эта власть. Судебная власть осуществляется от имени Верховного Понтифика органами, учрежденными в соответствии с судебным порядком Государства.

Для обеспечения безопасности Папы и Государства в Ватикане расквартирован Корпус швейцарской гвардии, созданный в 1506 году. Функции ватиканской полиции выполняет Папская жандармерия.

Ватикан является вспомогательной суверенной территорией Святого Престола как суверенного субъекта международного права, и как таковой неразрывно связан со Святым Престолом в лице Верховного Понтифика. Святой Престол имеет дипломатические отношения со 176 странами, Европейским Союзом и Суверенным Военным Орденом Мальты; отношения особого характера с Россией и Организацией Освобождения Палестины. Святой Престол также участвует в различных международных и региональных межправительственных организациях; является постоянным наблюдателем с правом голоса при Организации Объединенных Наций.

Территория Ватикана находится под защитой Гаагской конвенции от 14 мая 1954 года, предусматривающей охрану культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Кроме того, в 1984 году Ватикан был включен в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, охраняемого согласно Конвенции от 16 ноября 1972 года.

Хотя Ватикан не имеет прямого доступа к морю, тем не менее, в соответствии с Барселонской декларацией 1921 года, он имеет право на морскую навигацию с собственными кораблями под понтификальным флагом. Однако в действительности Ватикан не пользуется этим правом.

52.Понятие, виды и значение территорий в международном праве

Территория - это часть географической среды, материальная основа существования общества. Как одно из важнейших условий материальной жизни территория существовала всегда: она существовала и тогда, когда еще не было государств и государственной территории. По основным видам правового режима вся территория Земли подраз­деляется на три типа:

1) государственная территория;

2) территории с международным режимом;

3) территории со смешанным режимом.

Государственная территория - это часть земного шара, в том числе суша, ее недра, воды и воздух, которая находится под суверенитетом государства и в пределах которой государство осуществляет свою госу­дарственную власть (территориальное верховенство).

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пре­делами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств и правовой режим которых определяется международным правом. Они не подчинены суверенитету какого-либо государства.

Составными частями международной территории являются:

* воздушное пространство над ним;

* морское дно за пределами континентального шельфа;

* космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела;

* особый международный режим установлен в Антарктике.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Эти районы не находятся под суверените­том государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет определенные суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему конти­нентального шельфа и экономической зоны, а также на охрану природной среды этих районов. Объем этих прав определяется в частности Конвен­цией о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права.

III Конвенция ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как "морское дно и недра подводных ра­йонов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина терри­ториального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние" (п.1ст.76). Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового ста­туса покрывающих вод и воздушного пространства над ними.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Экономическая зонапредставляет собой находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему район шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина терри­ториального моря. Прибрежному государству в экономической зоне пре­доставлены суверенные права в целях разведки и разработки естествен­ных ресурсов как живых, так и неживых, а также в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки ука­занной зоны, таких как производство энергии путем использования во­ды, течений и ветра.

53.Действие и применение международных договоров

Вступление договора в силу. Международный договор начинает действовать, т. е. порождать права и обязательства, с момента вступления в силу. Этот момент определяется сторонами в самом договоре. Если прямые указания отсутствуют, то договор, не предусматривающий ратификации или утверждения, вступает в силу с момента подписания, а требующий их — с момента обмена или сдачи на хранение ратификационных грамот или документов об утверждении

Стороны могут согласиться о временном введении в действие или о временном применении договора либо его части.
Договор обратной силы не имеет: он применяется лишь к тем событиям, фактам и действиям, которые наступят после вступления его в силу. Однако стороны по взаимному согласию могут распространить действие договора на события и факты, существовавшие до вступления его в силу.
Действие договора во времени и пространстве. Срок действия договора определяется в самом договоре. Бывают договоры срочные и бессрочные. Большинство договоров — срочные. К бессрочным относятся договоры, создающие общие нормы международного права, кодифицирующие конвенции, уставы международных организаций, а также договоры о границах, мирные договоры, договоры по космосу. В качестве примера приведем Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.
Пролонгация. Если срок договора истекает, то он может пролонгироваться.
Территориальная сфера действия договора. Если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то он обязателен для каждого государства-участника в отношении всей его территории.
Принцип нераспространения действия международного договора на третьи государства (pacta tertiis пес nocent пес prosunt) — один из общепризнанных принципов международного права, являющийся основой права международных договоров.

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. в 211 ст. 34 формулирует общее правило, касающееся третьих государств, а в ст. 35 и 36 закрепляет принципиальное положение о том, что только согласие государства может быть основой прав и обязанностей из чужого соглашения, когда в договоре фиксируется намерение сторон, обращенное к третьим государствам. В ст. 38 Конвенция подтвердила возможность выражения согласия неучаствующего государства с нормой, содержащейся в договоре, вследствие возникновения обычной нормы международного права, признаваемой как таковой.
Сам факт существования действительного договора создает для неучаствующих государств обязанность уважения к тому положению или результату, который явился следствием договора (ярким примером являются договоры о территориальных статусах: об установлении и изменении границ, о признаний статуса нейтралитета, о
нейтрализации и демилитаризации территории). Но в данном случае речь идет не об обязательной силе договора для третьих государств, а об обязанности государств, вытекающей из основных принципов международного права, уважать чужие правомерные договоры. Эта обязанность государств является одним из аспектов содержания принципа строгого соблюдения международных договоров, стоящего на страже их стабильности и эффективности.

54.Характеристика принципа сотрудничества государств. Основные формы сотрудничества государств в международной жизни.

Принцип сотрудничества государств.

Принцип сотрудничества государств сравнительно новый международно-правовой принцип международных отношений. Он стал общепризнанным и общеобязательным принципом МИ с момента принятия Устава ООН.

Развивая положение Устава, Декларация о принципах МП 1970 года определяет содержание принципа сотрудничества государств:

1. Государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях МО с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;

2. Сотрудничество осуществляется независимо от политических экономических и социальных различий государств;

Таким образом, устанавливается юридическая , международно-правовая обязанность всех государств сотрудничать друг с другом во всех областях МО.

Традиционно отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий: например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон.

Например:

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью может осуществляться в следующих основных формах:

а) оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам;

б) выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;

в) передача осужденных к, лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;

г) обмен оперативной, правовой и иной информацией;

д) выполнение поручений по международному розыску;

е) обеспечение прав и свобод граждан данного государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;

ж) подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;

з) предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;

и) совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;

к) участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), обсуждающих проблемы международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней и при обращении с правонарушителями.

55.Понятие международной правосубъектности. Классификация субъектов международного права

Субъектами международного права являются носители прав и обязанностей в международных отношениях, что субъекты международно-правовых отношений имеют права и несут обязанности, возникающие из международных договоров и обычаев

При определении понятия субъекта международного права мы исходим из того, что предмет международно-правового регулирования составляют международные отношения, участники которых в отличие от участников внутригосударственных правоотношений не находятся под чьей-либо юрисдикцией, занимают независимое относительно друг друга положение. Необходимым признаком субъекта международного права служит не сам факт участия или возможность участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, а точно определенный характер (статус) этого участия.

Юридическая способность к самостоятельным международным действиям, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных международно-правовыми нормами- это главный элемент в определении его понятия.

Статус, характеризующийся юридической способностью к самостоятельным международным действиям, независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных международно-правовыми нормами, имеют:

2) нации, борющиеся за создание самостоятельного государства;

3) некоторые международные (межгосударственные) организации;

4) некоторые специфические политико-территориальные единицы.

Все они и являются субъектами международного права.

56. Особенности международной правосубъектности производных субъектов международного права (государствоподобные образования, вольные города, Ватикан, ММПО)

К категории не суверенных (вторичных, производных) субъектов относятся определенные международные организации и международные органы, а также специфические политико-территориальные единицы. Данная категория субъектов имеет специфическую природу; все они порождены - именно как субъекты международного права - волеизъявлением государств, межгосударственными соглашениями, международным признанием, в следствии чего обладают обусловленной (установленной и признанной государствами) правосубъектностью.

С отмеченными существенными отличиями юридической природы двух категорий субъектов непосредственно связаны и особенности их международно-правового статуса с точки зрения содержания и объема прав и обязанностей, оснований их приобретения и условий и форм их реализации.

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. В их числе были т.н. " вольные города", Западный Берлин. В настоящее время к данной категории субъектов относятся Ватикан. Поскольку данные образования больше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства, они получили названия "государствоподобных формирований".

Немного истории. Правоспособность вольных городов определялась соответствующими международными договорами. Так согласно положения Венского трактата 1815 г., вольным городом был объявлен Краков (1815-1846). По Версальскому мирному договору 1919г. статусом "свободного государства" пользовался Данцинг (1920-1939г.г.), а в соответствии с мирным договором с Италией 1947г. предусматривалось создание"территории Триест", которая, была разделена между Югославией и Италией соглашением 1954г., находилась под защитой Совета Безопасности ООН.

Особым статусом предоставленным Четырехсторонним соглашением по Западному Берлину 1971г., обладал Западный Берлин (1971-1990г.). В соответствии с этим Соглашением западные сектора Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (сенатом, прокуратурой и т.д.) которым переданы часть государственных полномочий, например, издание нормативных актов. Ряд правомочий осуществлялись союзными властями держав-победительниц. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались

консульскими должностными лицами ФРГ.

Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена.

Правовое положение Ватикана ( особого района в Риме, где располагается резиденция Папы Римского) определено соглашением 1984г. Между Италией и "Святым престолом". В соответствии с этим документом Ватикан пользуется некоторыми суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Кроме того Ватикан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства ( представительство Ватикана есть и в РФ), возглавляемые папскими унциями ( послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.

Мальтийский орден в 1889 году был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена - Рим.

Его официальная цель-благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами. Ни своей территории, ни населения у ордена нет. Его суверенитет и международная правосубъектность-правовая фикция.

Международные межправительственные организации (ММПО) не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с МП и наделяются государствами определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в Уставе).

Международная межправительственная организация-это объединение государств, учреждённое на основе международного договора для достижения общих целей в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах при уважении их суверенитета.

57.Международно-правовое признание: понятие, правовая основа, виды, подходы, (теории)

Международно-правовое признание — это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть:

  • вновь возникшее государство;
  • новое правительство;
  • нация или НОД, борющиеся за независимость;
  • восставшая или воюющая сторона;
  • международная организация.

Признание обычно выражается в том, что государство или группа государств обращаются к правительству возникшего государства и заявляют об объеме и характере своих отношений с вновь возникшим государством. Такое заявление, как правило, сопровождается выражением желания установить с признаваемым государством дипломатические отношения и обменяться представительствами.

Различают две доктрины (или теории) признания:

  1. конституитивную — признание рассматривается как конституирование нового субъекта международного права;
  2. декларативную — признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.

Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Следовательно, отсюда делались и делаются далеко идущие политические, экономические, военные, дипломатические выводы в отношении непризнанного государства.

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания.

Правовой статус Святого Престола , в церковной юрисдикции католической церкви в Риме , и в государственной практике и в соответствии с написанием современных правоведов, является то , что полноправным субъектом международного публичного права , правами и обязанностями , аналогичных тем , из государств .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 в своем роде организация , обладающая международной правосубъектностью
  • 2 Самовосприятие Святого Престола
  • 3 Правовая основа международной правосубъектности Святого Престола
  • 4 Статус с 1870 по 1929 год
  • 5 Противодействие участию Святого Престола в многосторонних форумах
  • 6 См. Также
  • 7 Библиография
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Хотя Святой Престол, в отличие от города- государства Ватикан , не соответствует давно установленным критериям в международном праве государственности ; т.е. наличие постоянного населения, определенной территории, стабильного правительства и способности вступать в отношения с другими государствами; [1] его обладание полной правосубъектностью в международном праве подтверждается его дипломатическими отношениями со 180 государствами, что он является государством-членомв различных межправительственных международных организациях, и что он: "уважается международным сообществом суверенных государств и рассматривается как субъект международного права, обладающий способностью вступать в дипломатические отношения и заключать обязывающие соглашения с одним, несколькими или многими государствами. в соответствии с международным правом, которые в значительной степени направлены на установление и сохранение мира во всем мире ". [2] Как отмечает Грэм:

Тот факт, что Святой Престол является нетерриториальным учреждением, больше не рассматривается как причина для отрицания его международной правосубъектности. Папство может действовать в международном сообществе от своего имени. Он может заключать юридически обязательные соглашения, известные как конкордаты. В мире дипломатии Папа пользуется правами активной и пассивной миссии. (. ) Кроме того, личность Святого Престола отличается от личности государства Ватикан. Одно - нетерриториальное учреждение, другое - государство. Папство как религиозный орган является субъектом международного права и обладает международными правами и обязанностями. [3]

Более того, сам Святой Престол, претендуя на международную правосубъектность, не претендует на статус государства. Кардинал Жан-Луи Торан , бывший секретарь по связям с государствами в Государственном Секретариате Святого Престола, подчеркнул необходимость избегать ассимиляций Святого Престола и его международных действий с этим государством, с их жаждой власти. Согласно Таурану, Святой Престол, несомненно, является суверенным субъектом международного права, но преимущественно религиозного характера. [5]

По мнению некоторых авторов, нынешняя правосубъектность Святейшего Престола является пережитком его выдающейся роли в средневековой политике. Таким образом, Аранжио-Руис отметил, что Святой Престол был участником эволюции международного права еще до создания сильных национальных государств и с тех пор сохраняет международную правосубъектность. [6]

Оппенгейм идет еще дальше и отрицает отдельную правосубъектность Ватикана. Для него совокупность Святейшего Престола и Ватикана составляет всего лишь одну международную личность; см. стр. 328:

Строгая точка зрения, вероятно, должна заключаться в том, что Латеранский договор создал новое международное государство Ватикан с действующим Святым Престолом во главе; но практика государств не всегда проводит четкое различие между этими двумя элементами таким образом. Тем не менее считается, что в той или иной форме существует государство, отвечающее формальным требованиям государственности и являющееся международным лицом, признанным в качестве такового другими государствами.

Кунц резко критиковал эту точку зрения. Для него:

Принципом международного права всегда было то, что субъекты, помимо государств, могут обладать международной правосубъектностью и право заключать договоры. Примером может служить папство, особенно в период, непосредственно предшествующий Латеранскому договору 1929 года, когда папство не осуществляло территориального суверенитета. Тем не менее Святейший Престол считался обладающим правом заключать международные договоры. Даже сейчас, хотя существует государство Ватикан (. ), договоры заключаются не по причине территориального суверенитета над государством Ватикан, а от имени Святого Престола, который существует отдельно от этого государства. [14]

Точно так же Кунц утверждал, что:

До 1870 года существовало два субъекта международного права: Папское государство и Святой Престол. (. ) Из этих двух лиц в международном праве одно, Папское государство, несомненно, прекратило свое существование в соответствии с нормами общего международного права в результате итальянского завоевания и порабощения в 1870 году. Но Святой Престол остался, как всегда , предметом общего международного права и в период с 1870 по 1929 год. То, что это так, полностью подтверждается практикой государств. Святой Престол продолжал заключать конкордаты и с согласия большинства государств осуществлять активное и пассивное право посольства. Правовое положение его дипломатических агентов (. ) по-прежнему основывалось на общем международном праве, а не на итальянском законе о гарантиях , внутреннем законе. [15]

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 25 июня 1973 г. ) , Наблюдатели Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ( в ) (с 1 - й Июле 2004 ) , Международное агентство по атомной энергии (с 1957 г. ) , ЮНЕСКО ( наблюдатель )

234 000 000 евро ( 2010 г. )


Святейший Престол или Апостольский Престол является юридическое лицо , представляющее Папу и Римскую курию . Это субъект международного права, который поддерживает дипломатические отношения с государствами и является членом международных организаций или представлен в них.

Существование Святого Престола связано с личностью Папы, а не с территорией . Таким образом, Святой Престол оставался субъектом международного права с 1870 года , даты распада Папской области , до 1929 года , даты основания государства Ватикан в соответствии с Латеранскими соглашениями . Святой Престол и Ватикан - два отдельных образования, хотя во главе обоих стоит Папа. Ватикан состоит из Святого Престола, духовного образования, и государства-города Ватикан, временного образования. Связующим звеном между этими двумя сущностями является Папа, глава духовного и мирского, обладающий абсолютной властью (исполнительной, законодательной и судебной). Представители Святого Престола в государствах и международных организациях являются нунциями или апостольскими делегатами. Папский Ежегодник 2009 указывает на то, что этот дипломатический корпус имеет 177 нунциев и 8 апостольских делегатов.

Резюме

История

Временная и территориальная власть Папы восходит к подарку Латеранского дворца императором Константином, который не следует путать с дарением Константина , апокрифическим документом, утверждающим, что Папа установил верховную власть над Римом и Западом.

Подавленные во время Французской революции , Папские государства окончательно потеряли Авиньон и Контат Венессин (аннексированы в 1791 году), но их итальянская часть была восстановлена ​​в 1814 году.

После их потери в 1870 году Святой Престол оказался без территориальной основы и, следовательно, без какой-либо другой легитимности в этом вопросе, кроме своей роли воплощения католической церкви. Однако его отношения с другими странами продолжаются. Таким образом, на момент принятия Закона о гарантиях 1871 года с ним имели дипломатические отношения 16 стран. На момент подписания Латеранских соглашений их было 27. Многие государства отправили чрезвычайные миссии в Святой Престол: император Кореи в 1904 года Негус из Эфиопии в 1907 и 1908 годах или император Китая в 1910 году .

Правовой статус


Чтобы считаться суверенным государством, правительство обычно должно владеть территорией и контролировать ее. Так продолжалось непрерывно, за исключением периода между 1791 и 1814 годами и между 1871 и 1929 годами (в определенной степени: единственной территорией, которая фактически контролировалась, была территория Ватикана, и Штаты не прерывали своих дипломатических отношений).


Святой Престол имеет статус постоянного наблюдателя при Организации Объединенных Наций (ООН) ; его посол представляет интересы папского государства Ватикан .

Первоначально этот статус был получен благодаря статусу члена Всемирного почтового союза и Международного союза электросвязи, который Ватикан имеет при Почте Ватикана и Радио Ватикана. ООН пригласив страны - члены этих организаций принять участие в некоторых из своих сессий Ватикан также предлагается.

В 1957 году для того, чтобы прояснить ситуацию, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций , У Тана , и Святой Престол согласились , что Святой Престол, а не Ватикан государство , что поддерживал отношения с этой организацией. В 1964 году статус постоянного наблюдателя был признан в Святом Престоле.

Число государств, устанавливающих дипломатические отношения со Святым Престолом, не перестает расти.

В 2015 году Святой Престол поддерживает отношения со 180 государствами.

Канонический аспект

Канон 361: «Под именем Апостольского Престола или Святого Престола мы имеем в виду в этом Кодексе не только Римского Понтифика, но также, если природа вещей или контекст не позволяют понимать иначе, Секретариат Государство, Совет по связям с общественностью Церкви и другие институты Римской курии. Римская курия регулируется Canon 360 и Апостольской конституции Bonus Пастора .

1983 Кодекс также определяет , что является божественным условием , что Церковь с одной стороны, и Святой Престол с другой стороны , имеют статус юридических лиц (другие субъект , что французское законодательство называет юридическим лицо имеет юридических лиц, § 2 канона). Может. 113: § 1. Католическая церковь и Апостольский Престол обладают качеством юридического лица по самому божественному порядку ( ex ipsa ordinatione divina ).

Другая работа

Читайте также: