Свидетельство о рождении в белоруссии как выглядит

Обновлено: 30.06.2024

Транскрипция (регистрация) заграничного cвидетельства о рождении в польском реестре записи актов гражданского состояния (ЗАГС)

Заявление можешь подать в территориально соответствующем консульском учреждении Республики Польша.

Нужно ли подавать документы лично?

Нет, документы можно подать лично или по почте.

Как записаться на прием?

Договориться о визите можно:

в Консульском отделе Посольства Республики Польша в Республике Беларусь

  • направив письмо на адрес электронной почты​​​​​​ minsk.wk.prawne@msz.gov.pl
  • по телефону +375 17 388 52 31

в Генеральном консульстве Республики Польша в г. Бресте:

  • направив письмо на адрес электронной почты brzesc.kg.konsul@msz.gov.pl
  • по телефону +375 16 227 00 32

в Генеральном консульстве Республики Польша в г. Гродно:

  • направив письмо на адрес электронной почты grodno.kg.prawne@msz.gov.pl
  • направив письмо на почтовый адрес Генерального консульства Республики Польша

в г. Гродно: ул. Буденного, 48А, 230023, г. Гродно

  • граждане в возрасте старше 65 лет могут договориться о визите по телефону +375 152 73 10 24.

Электронное письмо в консульские учреждения должно содержать:

- имя и фамилию автора письма;

Помните! Документы, составленные на иностранном языке, необходимо подать с удостоверенным переводом на польский язык. Такой перевод выполняется:

  1. Присяжным переводчиком, внесённым в реестр Министерства юстиции Республики Польша,
  2. Присяжным переводчиком, уполномоченным для выполнения подобных переводов в странах-членах ЕС или Европейской экономической зоны,
  3. Консулом.

Консульский сбор: 50 евро.

Каковы сроки оформления?

Консуль немедленно передаст Ваше заявление начальнику указанного Вами ЗАГС-а.

Как получить документы?

Польскую копию свидетельства о рождении получите лично в консульском учреждении или по почте.

Как обжаловать решение?

Начальник ЗАГС-а отказываеться сделать транскрипцию если:

  • В стране, которая выдаладокумент он не считается актом гражданского состояния, или не имеет законной силы делового документа, или он выдан несоответствующим органом, или есть сомнения касающиеся его неподдельности, или он удостоверяет событие иное, чем рождение, брак или смерть.
  • Заграничный документ издан путьём транскрипции в стране другой, чем страна, в которой произошло событие.
  • Это противоречит основным правилам правопорядка Республики Польша.

Отказ перенести заграничный акт гражданского состояния имеет форму администрационного решения, которое можно обжаловать соответствующему по месту пребывания воеводу.

Часто задаваемые вопросы

Необходимо ли присутствие обоих родителей для подачи заявления о транскрипции?

Нет необходимости присутствия обоих родителей при подаче заявления о транскрипции свидетельства о рождении ребёнка. Заявление на имя начальника соответствующего ЗАГС-а о выполнение транскрипции может подать лицо, которого касается событие, подлежащее транскрипции, или другое лицо, которое имеет юридический интерес в транскрипции.

Может ли заявление о транскрипции подать другое лицо, чем родитель?

Моя партнерша родила ребёнка в…. В свидетельстве о рождении нашего ребёнка указаны мои данные, как отца ребёнка. Но в Польше идёт бракоразводный процесс моей партнёрши. Будут ли вписаны данные её мужа, как отца ребёнка, в польском свидетельстве о рождении ребёнка?

Нет, данные отца ребёнка будут такие же, как и в заграничном свидетельстве о рождении. Во время приема Вас попросят указать данные о месте проживания мужа Вашей партнёрши. После выполнения транскрипции начальник ЗАГС-а сообщит её мужу о регистрации свидетельства о рождении ребёнка и о записи Ваших данных, как отца ребёнка, а также сообщит мужу партнёрши, что если он претендует на отцовство, то он может обратиться в суд за опровержением отцовства.

Связано ли как-то составление польского свидетельства о рождении с присвоением номера PESEL?

Не совсем. Для лиц, рождённых за границей и не имеющих прописки в Польше, составление (путём транскрипции) польского свидетельства о рождении является необходимым условием для присвоения номера PESEL. Но заявление о присвоении этого номера ребёнку подаётся только при оформлении паспорта. Для лиц, которые выполнили транскрипцию в связи с процедурой подтверждения польского гражданства, дополнительным условием приёма паспортного заявления (и присвоения номера PESEL) будет получение положительного ответа воеводы по вопросу наличия польского гражданства.

Данные в заграничном свидетельстве о рождении нашего ребёнка записаны без польских диакритических знаков. Как это повлияет на транскрипцию?

Прававая падстава

Ustawa z dnia 28 listopada 2014 roku Prawo o aktach stanu cywilnego (Dz.U. z 2018 roku, poz. 2224)

stopka gov.pl

Увесь інфармацыйны змест сайта даступны па ліцэнзіі Прызнанне аўтарства 3.0 Польшча, калі не ўстаноўлена іншае.

Архив органов, регистрирующих акты гражданского состояния

Архив органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главного управления юстиции Минского облисполкома

г. Минск, ул. К. Либкнехта, 68, 1 этаж

Время приёма:

Понедельник - пятница с 8.00 до 17.00 часов.

Перерыв на обед с 13.00 до 14.00 часов.

Выходные дни: суббота, воскресенье.

Ответственными за осуществление административных процедур, выполняемых архивом органов, регистрирующих акты гражданского состояния, являются:

главный специалист – Косачук Татьяна Александровна

кабинет № 103, телефон 208 51 82

главный специалист – Корнето Елена Ярославовна

кабинет № 106, телефон 208 49 73

Архивный фонд составляют вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, совершенные органами загса Минской области с 1945 года (архивный фонд за 1944 год сохранён частично).

Архивом осуществляются следующие административные процедуры, предусмотренные Перечнем административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

документ, подтверждающий изменение фамилии или иных данных гражданина, – в случае их изменения;

документ, подтверждающий внесение платы

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

Перечень документов, запрашиваемых государственным органом:

Копии записей актов гражданского состояния, регистрация которых произведена на территории Республики Беларусь

Перечень документов, которые гражданин имеет право представить самостоятельно:

Свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, подтверждающие изменение фамилии или иных данных.

ПОВТОРНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Для получения повторного свидетельства граждане могут обратиться с письменным заявлением в отдел загса по месту жительства, а также в отдел загса, архив органов загса главного управления юстиции по месту хранения соответствующей записи акта. В заявлении указываются необходимые сведения, касающиеся соответствующего акта гражданского состояния.

Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (извлечение)

Статья 202. Выдача повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния.

Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния выдаются отделами записи актов гражданского состояния, архивами органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций, а повторные свидетельства о рождении, о заключении брака, о расторжении брака– также Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов на основании записей актов гражданского состояния и метрических книг. Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния на основании метрических книг, находящихся на постоянном хранении в государственных архивах, выдаются отделами записи актов гражданского состояния, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов и архивами органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов.

Повторные свидетельства выдаются лицам, на которых составлена запись акта гражданского состояния, по их заявлениям. Кроме того, повторные свидетельства о рождении детей выдаются их родителям, опекунам, попечителям, в том числе руководителям детских интернатных учреждений, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в которых находятся дети, а также органам опеки и попечительства и органам внутренних дел, а повторные свидетельства об установлении отцовства выдаются органам опеки и попечительства.

Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния в отношении лиц, признанных недееспособными, выдаются их опекунам, органам опеки и попечительства.

Повторные свидетельства о смерти выдаются родственникам и иным членам семьи умершего, опекунам, попечителям детей умершего, в том числе руководителям детских интернатных учреждений, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в которых находятся дети умершего, а также органам опеки и попечительства.

Повторные свидетельства могут быть выданы по доверенности лиц, указанных в частях второй–четвертой настоящей статьи, удостоверенной в установленном порядке.

Повторные свидетельства о регистрации актов гражданского состояния могут быть выданы по мотивированному запросу адвокатскому бюро, оказывающему юридическую помощь физическим и юридическим лицам за границей, иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов, включая розыск наследников.

Госпошлина за повторное свидетельство составляет

29 рублей

Время работы: пн-пт: 09.00-19.00, сб-вс: выходной

либо в любом другом отделении

С 1 января 2021 г. размер базовой величины 29 рублей

(постановление Совета Министров Республики Беларусь № 783 от 30 декабря 2020 г. )

СПРАВКИ, СОДЕРЖАЩИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденным постановлениям Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454, установлен следующий порядок выдачи справок, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния.

Архив органов загса на основании записей актов и записей из метрических книг выдает справки, а также извещения об отсутствии записи акта.

Извещение об отсутствии записи акта, выданное архивом органов загса, на территории которого была произведена регистрация акта гражданского состояния, является основанием для обращения в суд об установлении факта регистрации акта гражданского состояния.

Справками, содержащими сведения из записей актов, являются:

справка, содержащая сведения из записи акта о рождении;

справка, содержащая сведения из записи акта о заключении брака;

справка, содержащая сведения из записи акта о расторжении брака;

справка, содержащая сведения из записи акта о перемене фамилии, собственного имени, отчества;

справка, содержащая сведения из записи акта о смерти.

Справки, содержащие сведения из записей актов, выдаются гражданам:

гражданину, на которого составлена запись акта, – о всех сведениях, содержащихся в записи акта;

родителям, усыновителям, опекунам и попечителям – о сведениях, содержащихся в записи акта о рождении детей;

гражданам, являющимся опекунами недееспособных лиц, – о сведениях, содержащихся в записи акта, составленной на недееспособных лиц;

родственникам, иным членам семьи умершего – о сведениях, содержащихся в записи акта о смерти.

Справки, содержащие сведения из записей актов, могут выдаваться представителям граждан, указанных в абзацах втором – пятом части первой настоящего пункта, по доверенностям, удостоверенным нотариусом либо иным должностным лицом, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия.

В исключительных случаях справки, содержащие сведения из записей актов, о записях актов, об отсутствии записи акта, могут выдаваться наследникам, родственникам (дети, родители, дед, бабка, внуки, родные братья, сестры), супругу (супруге) гражданина, на которого составлена запись акта, а также по согласованию с главными управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома – другим лицам.

Справки об отсутствии записи акта о заключении брака и извещения об отсутствии записи акта выдаются лицам, в отношении которых проводится поиск соответствующей записи акта, либо их представителям. Извещения об отсутствии записи акта также могут быть выданы наследникам, родственникам (дети, родители, дед, бабка, внуки, родные братья, сестры), супругу (супруге) гражданина, в отношении которого проводится поиск соответствующей записи акта, а также по согласованию с главными управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома – другим лицам.

При выдаче справок и извещений об отсутствии записи акта архив органов загса проверяет факт родственных или супружеских отношений, для чего в необходимых случаях запрашивает копии соответствующих записей актов, хранящихся в других органах загса, архивах органов загса.

Копии записей актов выдаются по запросам суда, прокуратуры, органов уголовного преследования, нотариусов в связи с нахождением дел в их производстве, а также загранучреждений, органов загса, Министерства юстиции, органов принудительного исполнения, других государственных органов (должностных лиц) в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Отказ архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния, главного управления юстиции Минского облисполкома в принятии заявления или совершении административных процедур по выдаче повторных свидетельств и справок, может быть обжалован в Министерство юстиции Республики Беларусь.

Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка , один из родителей либо единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, а также ребенка или недееспособного лица, над которым установлены опека или попечительство, подается соответственно родителем ребенка, опекуном или попечителем, имеющими гражданство Российской Федерации, в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

Обращаем внимание, что при заполнении Заявления о приеме ребенка в гражданство Российской Федерации ( Приложение № 3 к приказу МИД России от 10.07.2012 г. № 11434 понадобятся, в том числе, следующие данные:

- свидетельств (номер, дата и место выдачи) о рождении (пункт 6 Свидетельство о рождении) и заключении брака (при наличии брака пункт 13 Семейное положение),

- гражданство ребенка (где, когда и на каком основании приобретено; пункт 4. Гражданство).

  1. документ, удостоверяющий личность заявителя;
  2. документы, удостоверяющие российское гражданство заявителя и подтверждающие его место жительства (не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя);
  3. заявление родителя, состоящего в российском гражданстве, в 2-х экземплярах на бланке установленной формы (приложение № 3 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации). В отношении ребенка до 14 лет заполняется только один экземпляр;
  4. три фотографии ребенка размером 3х4 см (для ребенка старше 6 лет);
  5. свидетельство о рождении ребенка;
  6. паспорт ребенка (при его наличии);
  7. вид на жительство или иной документ, подтверждающий проживание ребенка на территории Российской Федерации либо аналогичный документ, подтверждающий проживание ребенка за пределами Российской Федерации (может быть представлен вид на жительство ребенка ( с 16 лет) либо иной документ, подтверждающий проживание ребенка в РБ (прописка в паспорте ребенка-гражданина РБ – при его наличии, либо выписка из лицевого счета или домовой книги);
  8. документы, удостоверяющие личность и гражданство (или статус лица без гражданства) другого родителя (в случае проживания ребенка за пределами Российской Федерации;
  9. письменное согласие в произвольной форме другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации или решение суда о признании этого родителя умершим или безвестно отсутствующим либо о лишении его родительских прав, или свидетельство о смерти этого родителя, или заявление, составленное в произвольной форме, об отсутствии у заявителя сведений о месте нахождения этого родителя, или документ, подтверждающий, что заявитель является одинокой матерью (в случае проживания ребенка за пределами Российской Федерации). Подлинность подписи другого родителя на согласии, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.
  10. письменное согласие в произвольной форме ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства Российской Федерации. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью либо подписью должностного лица и печатью загранучреждения в присутствии ребенка;
  11. квитанция об оплате консульского сбора (фиксированный сбор – 65 долларов США, но оплата производится в белорусских рублях по курсу Нацбанка РБ на первый день текущего месяца).
  1. документ, удостоверяющий личность заявителя;
  2. документы, удостоверяющие российское гражданство заявителя и подтверждающие его место жительства (не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя);
  3. заявление родителя, состоящего в российском гражданстве, в 2-х экземплярах на бланке установленной формы (приложение № 3 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации). В отношении ребенка до 14 лет заполняется только один экземпляр;
  4. три фотографии ребенка размером 3х4 см (для ребенка старше 6 лет);
  5. свидетельство о рождении ребенка;
  6. паспорт ребенка (при его наличии);
  7. вид на жительство или иной документ, подтверждающий проживание ребенка на территории Российской Федерации либо аналогичный документ, подтверждающий проживание ребенка за пределами Российской Федерации - вид на жительство ребенка (с 16 лет) либо иной документ, подтверждающий проживание ребенка в РБ (прописка в паспорте ребенка-гражданина РБ – при его наличии, либо выписка из лицевого счета или домовой книги);
  8. письменное согласие в произвольной форме ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства Российской Федерации. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью либо подписью должностного лица и печатью загранучреждения в присутствии ребенка;
  9. квитанция об оплате консульского сбора (фиксированный сбор – 65 долларов США, но оплата производится в белорусских рублях по курсу Нацбанка РБ на первый день текущего месяца).

Если вы едете с детьми в возрасте до 3 лет или детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет – вы имеете право на внеочередной въезд в автодорожные пункты пропуска. Это правило действует в пунктах пропуска, где не функционирует система электронной очереди.

Несовершеннолетние граждане Республики Беларусь (не достигшие 18 лет) могут выезжать за границу по своим паспортам:

- в сопровождении обоих или одного из родителей (законных представителей) при предъявлении пограничнику одного из документов, подтверждающих их статус;

Перечень таких документов:

  • документ для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь законного представителя, в котором имеется отметка о несовершеннолетнем, законным представителем которого является владелец документа (паспорт с записью о ребенке);
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • свидетельство об усыновлении (удочерении) или копия решения суда об усыновлении (удочерении) несовершеннолетнего — в случае, если усыновитель не записан в книге записей актов о рождении в качестве родителя усыновленного (удочеренного) им несовершеннолетнего;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного;
  • договор о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью;
  • договор об условиях воспитания и обеспечения несовершеннолетнего в детском доме семейного типа;
  • копия решения органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства над несовершеннолетним и назначении гражданина опекуном или попечителем несовершеннолетнего.

Внимание! Если ребенок следует с одним из родителей, нотариально заверенное разрешение от второго – не требуется.

- самостоятельно, но при наличии разрешений от обоих законных представителей.

Внимание! Письменное согласие родителей на выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего должно быть удостоверено:

  • нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие;
  • должностным лицом подразделения по гражданству и миграции органа внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства законного представителя или несовершеннолетнего;
  • компетентным органом или должностным лицом иностранного государства (данный документ принимается при наличии проставленного в нем апостиля, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, и должен сопровождаться его переводом на один из государственных языков Республики Беларусь. Верность перевода или подлинность подписи переводчика на переводе должны быть засвидетельствованы нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие).

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! В случае выезда из Республики Беларусь детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей в сопровождении опекунов либо без их сопровождения, но с их письменного согласия сотруднику органа пограничной службы должен быть представлен один из следующих документов:

Правила пересечения границы Республики Беларусь несовершеннолетними гражданами Российской Федерации

• Несовершеннолетние граждане Российской Федерации, как правило, выезжают из Российской Федерации, совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, с опекуном или попечителем.

• Если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из России без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие вышеуказанных лиц на его выезд с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить. Согласие второго родителя не требуется.

• В случае если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает за пределы своей страны на срок свыше трех месяцев, это согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства.

• Если один из родителей, усыновителей, или попечителей заявил о своем несогласии на выезд из страны несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

• При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, обязанности законных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп.

• Гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из Российской Федерации в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного и безопасность окружающих людей.

Здравствуйте, я мама 12-летнего сына, с отцом ребенка разошлась, хочу с ним летом поехать на море. Нужно ли брать разрешение у отца, и какие мне нужны для этого документы?

Госпогранкомитет информирует, что в соответствии с абзацами первым и третьим статьи 12 Закона граждане, не достигшие восемнадцати лет, если они не приобрели дееспособность в полном объеме в результате заключения брака или объявления полностью дееспособными, могут выезжать из Республики Беларусь по своим документам для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь в сопровождении одного из законных представителей при предъявлении законным представителем несовершеннолетнего сотруднику органа пограничной службы Республики Беларусь документа, подтверждающего статус законного представителя несовершеннолетнего.

Также, в соответствии с абзацами первым, вторым и третьим части первой статьи 17 Закона статус законного представителя должен быть подтвержден документально. Документом, подтверждающим статус законного представителя несовершеннолетнего, может служить документ для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь (паспорт гражданина Республики Беларусь) законного представителя, в котором имеется отметка о несовершеннолетнем, законным представителем которого является владелец документа. Если данные о несовершеннолетнем не внесены в паспорт законного представителя, то таким документом может служить свидетельство о рождении несовершеннолетнего.

На основании вышеизложенного, при пересечении Государственной границы Республики Беларусь Вашему несовершеннолетнему сыну необходимо предъявить сотруднику органов пограничной службы Республики Беларусь в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь действительный паспорт гражданина Республики Беларусь, а Вам, как его законному представителю – паспорт гражданина Республики Беларусь с вышеуказанной отметкой или свидетельство о рождении несовершеннолетнего. При этом нотариально оформленное согласие второго законного представителя (отца ребенка) на выезд несовершеннолетнего не требуется.

Здравствуйте, мой ребёнок десяти лет после тяжелой болезни едет на оздоровление в Германию в составе организованной группы, поясните, пожалуйста, какие документы нужны?

Один из родителей должен подготовить письменное согласие на выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего ребенка, которое следует удостоверить у нотариуса либо другого должностного лица, имеющего право совершать такое нотариальное действие.
При необходимости предоставления копий документов, требующихся для выезда из страны несовершеннолетнего ребенка, их нужно заверить у нотариуса.
Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться их переводом на один из государственных языков Республики Беларусь. Верность перевода или подлинность подписи переводчика на переводе должны быть засвидетельствованы нотариусом.
Если несовершеннолетний ребенок едет за границу без сопровождения родителей вне организованной группы, необходимо нотариально заверенное согласие обоих родителей.

Хочу поехать с сыном на отдых в Грецию. Мы граждане Беларуси. Нужно ли ребенку разрешение на выезд за границу от его отца – моего бывшего мужа?

Если нет ограничений, наложенных судом, то для выезда ребенка за рубеж в сопровождении одного из родителей, нотариальное разрешение от второго не требуется.

У вас родился третий ребенок? Поздравляем! Теперь вы многодетная семья. Официально статус многодетной семьи подтверждает специальный документ — удостоверение многодетной семьи (далее — удостоверение). Рассмотрим, когда оно вам может понадобиться, как его получить, что делать в случае утраты и т.д.

Для чего нужно удостоверение

Наличие удостоверения позволит получить ряд льгот, на которые имеют право многодетные семьи. В частности, оно (или его копия) потребуется для того, чтобы:

уменьшить стоимость питания ребенка в детском саду в два раза ;

— получить для ваших детей бесплатное питание в школе в течение учебного года ;

уменьшить наполовину плату за пользование вашими детьми в школе учебниками и учебными пособиями ;

— получить дважды в год для своих детей путевку в лагерь с круглосуточным пребыванием ;

снизить ставку единого налога на 20%, если один или оба родителя — ИП и уплачивают единый налог ;

получить скидку в размере 50% к тарифам (ставкам) на риэлтерские услуги, если ваша семья включена в отдельные списки многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на внеочередное получение льготных кредитов или одноразовых субсидий в соответствии с Указом N 13 ;

— получить возмещение 50 процентов таможенных пошлин и налогов, которые нужно уплатить при ввозе на территорию Беларуси автомобиля для личного пользования .

Какой семье выдадут удостоверение

Удостоверение могут получить многодетные семьи граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Семья считается многодетной, если в ней на иждивении и воспитании находится трое и более несовершеннолетних детей .

Пример
В семье воспитывается трое детей: двое родных (6 и 12 лет) и один приемный ребенок (9 лет). Такая семья многодетной не будет. Это связано с тем, что приемный ребенок находится :
на воспитании в приемной семье;
на иждивении у государства (т.к. оно ежемесячно производит выплаты на содержание ребенка, а также оплачивает труд приемных родителей).

При этом такая семья должна постоянно проживать на территории нашей страны . Но это не значит, что вы не можете поехать семьей за границу, например в отпуск.

На заметку
Для получения удостоверения не имеет значения, является семья полной или неполной .

Куда обратиться за удостоверением

На заметку
В этой ситуации исполком направит запрос по месту жительства (пребывания) второго родителя для получения сведений об отсутствии факта выдачи ему удостоверения .

Какие документы следует представить в исполком

Для получения удостоверения вам нужно подать в исполком :

1) заявление. Его пишет один из родителей в полной семье либо единственный родитель в неполной по установленной форме. В заявлении помимо общих сведений (куда оно подается, кем, адреса проживания, реквизитов документа, удостоверяющего личность) необходимо указать:

— Ф.И.О. всех членов семьи;

— родственные отношения (т.е. кем они являются по отношению к заявителю);

— дату рождения каждого из указанных членов семьи;

— место их работы и должность или место учебы.

Заявление можно написать в исполкоме, а можно подготовить заранее;

2) паспорта или иные документы, удостоверяющие личность, обоих родителей (единственного родителя в неполной семье);

3) свидетельство о заключении брака — для лиц, состоящих в браке;

4) копию решения суда о расторжении брака либо свидетельство о расторжении брака или иной документ, подтверждающий категорию неполной семьи, — для неполных семей;

5) свидетельства о рождении несовершеннолетних детей. Иностранные граждане и лица без гражданства со статусом беженца представляют свидетельства о рождении детей, если они у них есть.

Каковы действия исполкома

— примет у вас перечисленные выше документы;

— оформит необходимые копии этих документов;

— возвратит вам подлинники.

На заметку
Для принятия решения по выдаче удостоверения исполком запросит :
— справку о месте жительства и составе семьи или копию лицевого счета (из РКЦ);
— копию решения суда о том, с кем из родителей проживают дети после расторжения брака, копию решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка, Соглашение о детях (в районном суде).
Эти документы вы можете представить самостоятельно .

В течение трех рабочих дней со дня подачи вами заявления и других документов исполком должен составить акт обследования условий проживания и воспитания детей в семье . Это значит, что к вам домой придут представители исполкома и будут изучать, как благоустроена ваша квартира, ее санитарное состояние, выявлять, есть ли в семье какие-либо проблемы, и т.д.

По итогам рассмотрения документов исполком примет одно из следующих решений:

— о выдаче удостоверения;

— об отказе в его выдаче.

Обратите внимание!
Решение исполкома вы можете обжаловать в вышестоящий исполком. Сделать это можно в течение одного года со дня принятия такого решения .

В какие сроки выдадут удостоверение

Если исполком принял решение о выдаче вам удостоверения, то выдать сам документ он должен не позднее 15 дней со дня подачи вами заявления. В ситуации, когда исполком запрашивал документы, сведения от госорганов или иных организаций, срок продлевается до одного месяца .

За получением удостоверения нужно идти в тот же исполком, в который вы подавали заявление.

Какие сведения содержит удостоверение

Удостоверение выдается по установленной форме. В нем, в частности, указывается следующая информация:

— Ф.И.О. матери (мачехи), под которыми она ставит свою личную подпись;

— Ф.И.О. отца (отчима), под которыми он ставит свою личную подпись;

— сведения о детях: их Ф.И.О. и дата рождения;

— срок действия удостоверения;

— сведения о месте жительства семьи: дата регистрации, адрес.

В связи с этим следует иметь в виду, что понадобится внести изменения в удостоверение, если :

— ваша семья изменит место жительства. При этом обратиться вам нужно в исполком по новому месту жительства (пребывания);

— в вашей семье появится еще один ребенок уже после получения удостоверения либо вы, ваш(а) супруг(а) или кто-либо из детей поменяете фамилию. При этом вам следует представить в исполком по месту жительства соответствующие документы.

Обратите внимание!
Не вносятся в удостоверение сведения об изменениях в составе многодетной семьи в случае :
— расторжения брака между родителями в полной семье;
— заключения брака родителем в неполной семье. В этом случае выдается новое удостоверение. Старое же возвращается в исполком.

Сколько действует удостоверение

Удостоверение действительно до даты наступления обстоятельства, влекущего утрату семьей статуса многодетной, т.е. когда детей в возрасте до 18 лет в ней становится меньше трех . Если такое обстоятельство, к примеру, наступило 08.10.2019, то последний день действия удостоверения — 07.10.2019.

Обстоятельствами, влекущими утрату статуса, могут быть :

— раздельное проживание детей на основании решения суда или Соглашения о детях;

— приобретение детьми (предоставление им) статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— смерть ребенка (детей).

Обратите внимание!
Не позднее месяца со дня наступления какого-либо из приведенных выше обстоятельств вам необходимо известить об этом исполком. Затем вы должны вернуть удостоверение. Оно подлежит возврату также в случае выезда вашей семьи на ПМЖ в другую страну .

Как быть в случае утраты или порчи удостоверения

Возможна ситуация, когда вы потеряете или испортите удостоверение до такой степени, что пользоваться им будет невозможно. В этом случае вам выдадут дубликат . Чтобы его получить, обратитесь в исполком, выдавший удостоверение,
и представьте :

заявление. Форма его законодательством не установлена. Полагаем, вы можете написать его самостоятельно. Рекомендуем обратиться за помощью к специалисту исполкома. В любом случае в заявлении обязательно нужно указать причины утраты удостоверения или приведения его в негодность;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

удостоверение — в случае, если удостоверение пришло в негодность.

Обратите внимание!
Непригодное к использованию удостоверение подлежит возврату в исполком по месту жительства семьи .

Дубликат удостоверения вам выдадут бесплатно не позднее 10 дней со дня подачи заявления .

Читайте также: