Свидетельство коммерческого пилота где получить

Обновлено: 04.07.2024

Сколько нужно потратить времени и денег в России или за рубежом, чтобы освоить одну из самых престижных современных профессий и трудоустроиться в авиакомпанию или освоить головокружительное хобби? Обучение на пилота стоит и усилий, и средств. Зарплаты летчиков в России ниже, чем у западных коллег, но зато в несколько раз выше средних российских.

Обучение на пилота гражданской авиации

Для начала стоит уточнить: летчик управляет воздушным судном (например, военные летчики, летчики-испытатели), а пилотами принято называть авиаторов, управляющих пассажирским транспортом.

Требования к людям, занимающим столь ответственную должность, высокие. При поступлении в вуз или летное училище нужно пройти строгую медкомиссию. Даже незначительные отклонения могут послужить основанием для отказа. А если на место претендуют абитуриенты с одинаковыми баллами, решающими становятся результаты психологического тестирования.

Существует возрастной ценз — стать пилотом можно до 30 лет. Большое внимание уделяется знанию иностранных языков. Английский не ниже уровня Advanced является обязательным условием при трудоустройстве в крупные авиакомпании.

Пилот гражданской авиации

После окончания учебы выпускник должен получить лицензию. Для получения лицензии с правом трудоустройства пилоту должен исполниться 21 год, нужно пройти медицинское освидетельствование (обновлять каждые 2–3 года), иметь сертификат о теоретической подготовке и налетать минимум 42 часа с инструктором.

Где учиться на пилота гражданской авиации в России

Пилотов обучают в вузах, летных училищах и частных школах. В России летчиков готовят только в трех высших учебных заведениях. Часть мест финансируется федеральным бюджетом, поэтому можно получить профессию бесплатно.

Конкурс на место небольшой, но нужно иметь высокие баллы ЕГЭ, сдать нормативы и пройти медкомиссию. Учиться предстоит 4–5 лет. Стоимость с учетом практики — около 130 тыс. рублей за год.

Обучение на пилота в летной школе

В летных школах полный курс длится 2 года 10 месяцев. Образование бесплатное.

Пилот-инструктор

В частных училищах нет конкуренции при поступлении, как и нет возможности получить профессию на бесплатной основе. Теоретический курс (около 120 часов) стоит от 50 тыс. рублей. Стоимость практики зависит от модели самолета (можно ориентироваться на стартовую цену 10 тыс. рублей/час). Чтобы получить диплом любителя, нужно налетать 42 часа. Самостоятельно курсант начинает летать после 12 часов практики с инструктором.

Где учиться на летчика:

Обучение на второго пилота

Второй пилот должен иметь такое же образование и лицензию, как и командир воздушного судна. Управляют самолетом командир и второй член экипажа по очереди. Часть обязанностей совпадает.

Курсы пилотов гражданской авиации

Обучение монополизировано государством. Курсы можно пройти в частных школах, но диплом и лицензию, позволяющие трудоустроиться по специальности, выпускник не получит. Сейчас обучение, по окончанию которого можно работать пилотом гражданской авиации, предлагают только летные училища.

Курсы МВЛ для пилотов

Для получение допуска для полетов на МВЛ (международные воздушные линии) нужно пройти курс английского (около 600 академических часов) и первоначальную подготовку, выполнить 16 пересечений границы (или отлетать 100 часов за рубежом). На курсах летчики также изучают международное воздушное законодательство, фразеологию радиообмена на английском, правила выполнения международных полетов.

Обучение на частного пилота (PPL)

Обучение частных пилотов имеют право проводить приватные школы, которые получили лицензию. Средняя стоимость с учетом летной подготовки на самолете Cessna-172 — 800 тыс. рублей. В случае переподготовки цена ниже — 320 тыс. рублей.

Cessna-172

Чтобы стать частным пилотом, среднее специальное или высшее образование не нужно, достаточно пройти медицинскую комиссию

После завершения курса и успешной сдачи экзаменов слушатели получают диплом и сертификат дополнительного образования, свидетельство PPL государственного образца или удостоверение о повышении квалификации (переподготовки). Эти документы позволяют самостоятельно эксплуатировать легкомоторные самолеты, не занятые в коммерческой авиации.

Пилот квадрокоптера: где учиться

Для личного использования дронов весом до 30 кг свидетельство оператора не нужно, но для применения беспилотника в коммерческих целях специальная подготовка требуется.

Пилот квадрокоптера

Профессиональный стандарт для специалистов по эксплуатации беспилотных авиасистем был утвержден в 2018 году. Однако документы об окончании любых частных курсов законной силы не имеют

Обучение на коммерческого пилота

Чтобы получить лицензию коммерческого пилота, необходимо 2–8 месяцев. Наименьшее время подготовка занимает при наличии удостоверения частного летчика. Стоимость обучения стартует от 500 тыс. рублей.

Курсы пилотов малой авиации

Чтобы получить лицензию пилота малой авиации (без права коммерческих перелетов), нужно поступить в авиационно-учебный центр.

Летчик Артем Никитушкин рассказывает, что теоретическая часть длится 160 часов, практика — 42 часа.

Учеба занимает минимум полгода, потратить придется около 500 тыс. рублей.

Обучение на пилота-любителя

Стать летчиком-любителем сейчас не слишком сложно, но дорого. Нужно пройти обучение в АУЦ, получить свидетельство и стать членом аэроклуба. Сотрудник отделения МАИ в Жуковском рассказывает, что обучение по программе любителя стоит 400–450 тыс. руб. Длится курс 2–4 месяца. Программа стандартная: наземная теоретическая подготовка (включая отработку техники на тренажере) и летная.

Заочное обучение на пилота

Росавиация еще в 2017 году прекратила выдачу лицензий летчикам, которые прошли заочное обучение. Сейчас заочных курсов нет даже для любителей.

Стать коммерческим пилотом имеют право только выпускники средних и высших летных училищ, а различные АУЦ предназначены только для подготовки летчиков общего назначения.

Но для лиц, которые желают стать пилотами-парапланеристами, существуют даже онлайн-курсы.

Как стать пилотом (ответы на вопросы):

Курсы пилотов гражданской авиации за границей

Обучение на пилота в США

Как утверждает Николай Батраков, он получил лицензию частного пилота в США за 2,5 месяца и 10 тыс. долларов (640 тыс. рублей). По его оценке лицензия коммерческого пилота в Америке стоит 40 тыс. долларов (2,5 млн рублей).

Обучение во Флориде:

Лучшими штатами для обучения считаются Флорида, Техас и Калифорния. Там всегда отличная погода, много аэродромов и приемлемая стоимость обучения из-за высокой конкуренции школ. В зависимости от длительности обучения можно оформить даже обычную туристическую визу. Учебная потребуется, если курс длится более 18 часов в неделю.

Американская летная лицензия не действует в России. Можно пройти процедуру валидации: предоставить в Росавиацию пакет документов с заверенным переводом и пройти медкомиссию. Но даже имея российскую лицензию, нельзя приехать на аэродром и арендовать самолет. Для совершения полетов нужно вступить в аэроклуб и платить членские взносы.

Обучение на пилота в Канаде

Большинство летчиков в Канаде проходят обучение в школах, а не в университетах. Для получения лицензии достаточно теоретического курса, который можно пройти онлайн или очно, и практики (минимум 45 часов).

Обучение на пилота в Чехии

Получить профессию в Чехии можно в университетах в Праге и Брно. Обучение возможно на английском или чешском. Для поступления нужно пройти медкомиссию, а также вступительные испытания по английскому языку и математике. Учеба бесплатная.

Бесплатное обучение в Чехии:

Важно, что вузовское образование не дает возможности работать по специальности сразу после окончания курса. Это только теоретическая подготовка. Выпускники получают сертификат, который позволяет сдать экзамен в Управлении гражданской авиации. Практику каждый студент оплачивает самостоятельно или из средств работодателя. Это стоит от 900 тыс. крон (2,5 млн рублей).

Обучение в Латвии (Школа пилотов EASA)

Школа EASA позволяет стать коммерческим пилотом за 14 месяцев. Курс стоит 65,4 тыс. евро (4,6 млн рублей). Выпускники владеют квалификацией EASA на воздушные судна с несколькими двигателями, полетами по приборам, лицензией коммерческого пилота, включая теорию полетов на реактивных самолетах и курс взаимодействия экипажа.

Обучение на пилота с трудоустройством

Подготовку с трудоустройством предлагают авиакомпании, но не вузы или училища. Выпускники обязаны постепенно компенсировать компании стоимость подготовки из зарплаты.

Главное условие поступления — наличие высшего или среднего специального технического образования.

Сколько стоит обучение на пилота в России и за границей: сравнительный анализ

Учиться с целью последующего трудоустройства можно как в России, так и в Европе или США. Преимущества получения образования за границей следующие:

  • есть возможность получить теоретическую подготовку бесплатно;
  • необязательно проходить очное обучение (в Канаде, например, можно изучать теорию удаленно);
  • в Америке из-за особенностей погоды больше возможностей для практики;
  • на Западе лучше развита инфраструктура.

Если сравнивать стоимость подготовки, то цена обучения за границей ощутимо выше — это основной недостаток. В России вузовское образование по специальности пилота пассажирского самолета стоит около 650 тыс. рублей за 5 лет, в АУЦ можно обучиться примерно за ту же сумму. При проживании в общежитии расходы на жилье в другом городе можно свести к минимуму.

Получение лицензии частного пилота в США обойдется в 640 тыс. рублей, коммерческого — в 2,5 млн рублей. Дополнительные расходы включают оплату визы, перелет, проживание и питание.

Николай Батраков, получивший лицензию в США, рассказал в одном интервью, что расходы на месяц проживания во Флориде, включая жилье и питание, составили 4200 долларов (267 тыс. рублей), на весь срок пребывания в Америке — 801 тыс. рублей.

Вакансии пилотов

В профсоюзе летного состава считают, что проблема кадрового голода начнет ощущаться уже в 2021–2023 годах. Учебные заведения при нынешнем количестве курсантов не перекроют дефицит.

Зарплаты пилотов гражданской авиации

Зарплата гражданского пилота состоит из оклада, налета и премии.

Второй пилот Михаил из Москвы рассказал, что зарабатывает 230–350 тыс. рублей в месяц. Оклад составляет 90 тыс. рублей. Налет рассчитывается по количеству часов: 2500 рублей/час. Начиная с 81-го часа за каждый час платят 5000–6000 рублей. Премия — 40–50 тыс. рублей.

Потребность отрасли в молодых кадрах растет, но выпускнику училища сложно устроиться на работу. Перед первым пассажирским рейсом пилоту необходимо не только обучиться, но и получить отдельную лицензию, несколько сертификатов, пройти не один этап собеседований и медицинскую комиссию. Работа сложная, но высокооплачиваемая и престижная.

Летчик и пилот — это одно и то же?

На первый взгляд, понятия схожи: представители и той и другой профессии управляют летательными аппаратами. Только летчик сидит за штурвалом военного самолета, а пилот — гражданского. У них и методика обучения разная: у летчиков все гораздо сложнее. Нас же интересует судьба пилотов.

Тест Юга.ру:

Перед тем как пойти учиться на пилота, важно трезво оценить свою физическую подготовку и состояние здоровья — оно должно быть как у космонавтов. В течение всей карьеры пилоты регулярно проходят медицинскую комиссию, и если выявляются отклонения, их тут же отстраняют от полетов. Не менее важны и личные качества, без которых в авиации делать нечего, — ответственность, усидчивость, уверенность в себе и в своих действиях, лидерские качества, умение быстро принимать решения. Перед поступлением врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) проводит ряд психологических тестов и решает, годен абитуриент или нет. Если по этим пунктам порядок, можно переходить к выбору учебного заведения.

Куда пойти учиться на пилота?

Его филиалы — Сасовское и Краснокутское летные училища гражданской авиации — тоже готовят пилотов.

Училище открылось в 1943 году, всего из его стен вышли более 20 тыс. пилотов отечественной гражданской авиации и более 1 тыс. пилотов зарубежных авиакомпаний. Учебные полеты выполняются на 39 воздушных судах типа Ан-2, Як-18Т 36-й серии, Cessna-172S, L-410 UVP E-20, L-410 UVP E.

Свою историю училище ведет с 1940 года и подготовило за это время более 27 тыс. пилотов. Парк воздушных учебных судов включает 5 самолетов Як-18Т (36‑й серии), 61 самолет Ан-2, 14 легкомоторных самолетов Cessna-172, 12 бортов Diamond DA 40 NG и 2 двухмоторных LET L410UVP-E.

С 1955 года университет успел выпустить свыше 50 тыс. специалистов. Полеты на тренажерах и на воздушных судах выполняются в полном соответствии с требованиями ICАО, которые предусматривают изучение и полеты на однодвигательном самолете (Cessna-172S/R или Diamond DA 40 NG) и на двухдвигательном (Diamond DA 42 NG). Всего парк учебных ВС насчитывает более 100 единиц.

Созданному в 1940 году училищу сегодня присвоен статус колледжа. Практиковаться можно на семи аэродромах и 52 воздушных судах Diamond DA 42 NG и Diamond DA 40 NG.

Теоретически при наличии высшего или среднего технического образования можно пройти профессиональную переподготовку в негосударственных авиационных учебных центрах (АУЦ) и получить профессию коммерческого пилота примерно за год. Однако с таким свидетельством будет чрезвычайно сложно устроиться в авиакомпанию.

А девушек берут в пилоты?

Еще совсем недавно даже речи быть не могло, чтобы женщину в России приняли в академию гражданской авиации на летную специальность. Однако в 2007 году жительница Екатеринбурга, студентка юрфака Ксения Борисова подала в суд на учебное заведение за дискриминацию и выиграла дело. Так что сегодня девушки тоже могут смело поступать на пилотов, и не только гражданской авиации: в этом году в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков впервые приняли не только парней.

Что нужно для поступления?

Первое: получить заключение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК ГА) о годности к обучению и карту прохождения психологического обследования. Для этого у вас должны быть стопроцентные зрение и слух, отсутствие дальтонизма, нормальное давление и содержание сахара/холестерина в крови, никаких серьезных физических и неврологических заболеваний типа сахарного диабета, болезней сердца, психоза или наркотической зависимости.

Также нужно будет сдать физические нормативы (бег: 1 км — не более 3 мин. 30 сек., 100 метров — 13,4 сек., подтягивание — от 9 раз) и пройти множество психологических тестов.

Второе: предоставить в приемную комиссию пакет документов.

Третье: заполнить заявление о приеме, анкету абитуриента и автобиографию.

Четвертое: сдать экзамены по математике, русскому языку, физике. Иногда еще добавляют английский и информатику.

Во сколько обойдется обучение?

Тем, кто поступил на бюджет, государство обеспечивает полное содержание: форменное обмундирование, питание, общежитие, стипендию, необходимые часы налета.

Что делать после получения диплома?

Однако не все так просто: чтобы получить возможность летать на больших авиалайнерах в качестве командира, требуется куда больше часов налета — 1500.

Так что же делать? В России более 60 авиакомпаний. Сначала обратите внимание на небольшие региональные компании, которые осуществляют внутренние авиаперевозки: туда намного проще устроиться, и у вас появится возможность налетать нужное количество часов и получить опыт самостоятельных рейсов.

Каковы требования к пилотам у крупных авиакомпаний?

Диплом, свидетельство и 1500 часов налета в качестве командира воздушного судна или второго пилота — это не все требования крупных авиакомпаний к соискателям.

Помимо этого от вас потребуют:

— владение английским языком на уровне не ниже 4-го по шкале ICAO (в переводе с авиационного языка Advanced);
— перерыв в летной работе не более 2–5 лет (в зависимости от компании);
— наличие действующего заключения медицинской комиссии о том, что вы полностью здоровы как физически, так и психологически;
— допуски на те типы самолетов, на которых ищут пилотов (этот пункт не всегда обязателен).

Сколько получают пилоты?

А пенсия когда?

Вообще, в гражданской авиации можно уйти на пенсию после 6 тыс. часов налета. Предельный же возраст пилота на должности командира не должен превышать 65 лет. После этого он может продолжить полеты, но только в качестве второго пилота и если ему позволяет здоровье.

Осенью этого года моему допуску д л я полётов по приборам исполнилось два года (я уже писал о том, как я его получал). А это значит, что пришло время повышать квалификацию. Хороший пилот никогда не перестаёт учиться. Или, по крайней мере, добросовестный пилот 😉

Для меня, следующая ступень это сертификат коммерческого пилота. Я решил посвятить несколько постов описанию этого сертификата, моему процессу обучения и сдаче экзаменов. Должно быть интересно!

Немного этимологии

Зачем оно мне?

Для начала я хочу ответить на вопрос: какая мне польза от коммерческого сертификата? Место своей работы я менять не собираюсь. Превращать своё увлечение авиацией в работу тоже. Тогда какой смысл в новом сертификате? Смысл в том, чтобы улучшить свои навыки, подтянуть знания теории, стать более безопасным пилотом. Ничто так не заставляет учиться, как процесс получения новой корочки. Да и просто соскучился по самому процессу обучения, если честно. Зима длинная, делать вечерами нечего 🙄

В США, путь пилота от студента до линейного выглядит, обычно, следующим образом:

  • Сертификат частного пилота (PPL.)
  • Допуск для полётов по приборам (Instrument rating).
  • Допуск для полётов на многомоторных самолётах (Multi-engine rating).
  • Допуск для полётов на самолётах с убирающимся шасси, закрылками и винтом изменяемого шага (Complex endorsement.)
  • Сертификат коммерческого пилота (CPL.)
  • Сертификат пилота-инструктора (CFI.)
  • Сертификат линейного пилота (ATP.)

Многомоторные самолёты и самолёты с убирающимся шасси меня не волнуют, поэтому я решил их пока пропустить. Ещё до недавнего времени, для получения коммерческого сертификата, необходимо было иметь допуск для полётов на самолётах с убирающимися шасси. К счастью, в этом году это требование отменили, потому что таких самолётов в авиационных школах всё меньше и меньше, и это удорожало обучение. Отмена этого правила стало одной из главных причин, почему я взялся работать над коммерческим сертификатом в этом году.

А для получения сертификата линейного пилота, нужно иметь общий налёт в 1500 часов. Мне это не грозит ещё в течении как миниму десяти лет. Но я туда обязательно доберусь, когда наступит время 😀

Требования для получения

В США, для получения коммерческого сертификата пилота самолёта, кандидату необходимо: (галочкой я отметил требования, которые я уже выполнил)

  • ✅ Иметь сертификат частного пилота.
  • ✅ Иметь общий налёт не менее 250 часов.
  • ✅ Иметь не менее 100 часов налёта в качестве КВС;
  • ✅ из них 50 часов должны по маршрутам.
  • Отлетать 20 часов с инструктором.
  • Отлетать 10 часов самостоятельно.

Это самые главные моменты, но там есть несколько уточнений и дополнений. Полный список требований можно прочитать в своде законов (61.125 и 61.129). Некоторые из этих требований я уже выполнил, остальные пока не ясно. Надо шерстить лётную книжку и смотреть что можно засчитать, а что нет. Это следующий шаг.

Отличие коммерческого сертификата от частного

Главное отличие коммерческого сертификата от частного, это возможность перевозить пассажиров и грузы за компенсацию. Однако, это не означает, что я могу самостоятельно организовать пассажирские перевозки. Здесь существует целая куча ограничений, нацеленных на увеличение безопасности перевозки пассажиров.

Коммерческий пилот имеет право работать на коммерческого оператора, который организовывает пассажирские перевозки (то есть, авиакомпанию.) Коммерческий пилот не имеет права самостоятельно организовывать такие перевозки, потому что тогда он сам становится оператором, для чего нужны отдельные разрешения.

То есть, если я повесил в интернете объявление, что я предоставляю пассажирские перевозки на своём самолёте за деньги, то я нарушаю закон, даже если я коммерческий пилот. Потому что, в этом случае я являюсь коммерческим оператором.

Другой пример. Мне пришёл имейл от знакомого, который попросил свозить его на его самолёте в соседний город за деньги. Я, как коммерческий пилот, могу спокойно на это согласиться, не нарушая законов. Я эти перевозки не организовывал, объявление не подавал.

Эти ограничения не распространяются на следующие типы авиационных работ, в которых может участвовать любой коммерческий пилот:

  • Провоз парашютистов на самолёте до точки сброса.
  • Буксировка рекламных баннеров.
  • Лётный инструктаж.
  • Опыление сельскохозяйственных культур.
  • Аэрофотосъёмка.
  • Пожаротушение.
  • Патрулирование трубопроводов и ЛЭП.

Процесс обучения

Для получения сертификата коммерческого пилота, необходимо:

  • Сдать компьютерный тест.
  • Отлетать все необходимые полёты с инструктором (и без).
  • Сдать устный экзамен.
  • Сдать лётный экзамен.

Процесс идентичен процессу получения сертификата частного пилота и допуска для полётов по приборам. Устный и лётный экзамены обычно сдаются вместе с одним экзаменатором. Готовиться к тесту и экзаменам можно самостоятельно в домашних условиях, никаких требований по посещению конкретных курсов и школ нет.

Компьютерный тест

Самый первый и самый простой шаг на пути к новому сертификату, это компьютерный тест. Тест можно сдать в любое время, по готовности, в специальном центре для компьютерного тестирования. Результаты теста действительны в течении двух лет, поэтому сдаваться можно заранее. Готовиться можно дома самостоятельно, завалившись книжками и конспектами. У меня на подготовку к тесту ушло менее недели, потому теория та же самая, что у частных пилотов. Нужно было только освежить некоторые подзабытые знания и изучить законы, связанные с коммерческими перевозками.

Банк компьютерного теста состоит из примерно 950 вопросов. Каждый вопрос имеет 3 варианта ответа, с одним правильным вариантом. Сам тест состоит из 100 случайных вопросов из банка, на которые отводится три часа. Во время теста можно пользоваться транспортиром и компьютером E6B (в том числе электронным.)

Темы вопросов следующие:

  • Аэродинамика.
  • Устройство самолёта.
  • Поршневые двигатели.
  • Эксплуатационные качества самолёта.
  • Загрузка и центровка.
  • ППП.
  • Навигация.
  • Погода.
  • Законы.
  • Общие знание.

FAA публикует набор примеров вопросов из теста для ознакомления, если вам интересно посмотреть. Полный список вопросов держится в секрете. Хотя некоторые компании (например Sheppard Air) гарантируют, что их программа подготовки к тесту содержит все настоящие вопросы 🤷‍♂️

Лётная подготовка

Самое главное отличие коммерческого лётного экзамена от частного, это требование продемонстрировать специальные коммерческие манёвры (так называемые):


Как научиться управлять самолетом в России, что для этого нужно и куда вообще можно на нем лететь?

Как проходит полет



Легкомоторный самолет Tecnam P2002

Мне предстоит лететь на легком двухместном самолете Tecnam P2002. Если сравнивать его с автомобилем, то по характеристикам он напоминает летающую малолитражку: мощность двигателя 98 лошадиных сил, объем 1,4 литра, расход топлива 18 литров на 100 километров. Топливом служит бензин АИ-95, однако горючее с автозаправки не подходит: для самолетов нужен качественный сертифицированный бензин, поскольку двигатель самолета более привередлив.

Перед каждым полетом самолет должен пройти проверку. Без этих действий взлетать категорически запрещено. Каждую деталь нужно вовремя менять, не дожидаясь происшествия, ведь безопасность превыше всего. Только после проверки можно забраться в кабину (для этого нужно встать на крыло и, держась за специальную раму, занять свое место), пристегнуть ремни и завести двигатель.

Кабина рассчитана на двух человек, можно также разместить небольшой груз. Внутри самолета мало свободного места, но находиться там вполне комфортно. Приборная панель выглядит на первый взгляд замысловато. Очевидно, что навыки управления автомобилем в этом случае не помогут.


Когда самолет достаточно прогрелся, выезжаем на взлетную полосу. Диспетчер дает разрешение на взлет. Разгоняемся примерно до 120 км/ч, и земля начинает быстро отдаляться. Я даже не почувствовала, как шасси оторвались от земли, взлет оказался очень плавным. Затем самолет, который не весит и тонны, движется ровно и уверенно, без какой-либо тряски, несмотря на порывистый ветер.

Внизу проплывают заснеженные сосны, по узким лентам-дорогам бегут крохотные машины, с высоты даже промышленные районы выглядят не так уж и плохо. Ловлю себя на мысли, что пилотам таких самолетов, как и птицам, очень повезло с видами. И это ведь только окрестности аэродрома. Что же будет в Альпах?


Виды во время полета

Посадка тоже проходит относительно спокойно, напоминает поездку на автомобиле по бездорожью. Нет ни страха высоты, ни эффекта заложенных ушей — эмоции и впечатления только положительные. Однако у меня возникает закономерный вопрос насчет безопасности. Его я первым задаю после завершения полета.


Конечно, малая авиация тоже может попадать во всяческие происшествия. Однако автомобильных аварий в пропорциональном соотношении гораздо больше. Чаще всего авиакатастрофы связаны с человеческим фактором, пренебрежением правилами безопасности полетов, а не техническим состоянием самолета как такового. Иллюзия, что самолет может легко разбиться, связана с тем, что такие случаи получают громкую огласку в массмедиа. Автомобильные аварии, которые происходят в огромном количестве ежедневно, освещаются лишь в исключительных случаях, когда их масштаб невозможно игнорировать.

Каждый день в небо поднимаются тысячи легкомоторных самолетов. Медленно, но верно они становятся полноценным транспортным средством. Безопасность полета полностью зависит от умений пилота, от его внимательности и способности принимать решения в нестандартных ситуациях. Звучит сложно, но есть большой плюс — этим навыкам можно научиться.

Как выбрать самолет

Как и в случае с получением водительских прав, вы не можете учиться на легковом автомобиле, а затем без специальной подготовки начать водить грузовик или автобус. Наиболее популярные во всем мире легкомоторные самолеты производит американская компания Cessna. Она выпускает и модернизируют свою продукцию с 1920-х годов. Однако авиалюбители не ограничиваются одной лишь Cessna, выбор гораздо шире: итальянский Tecnam, канадский Zodiac, французский Dassault, американские Piper, Cirrus, Beechcraft и другие.



Легкомоторный самолет Cessna 172 Skyhawk

В воздухе самолеты ведут себя тоже по-разному. Конструкция высокоплана Cessna обеспечивает устойчивость при боковом порывистом ветре и турбулентности. Небольшой по габаритам Tecnam обладает лучшей маневренностью, на нем проще и удобнее летать. И Cessna, и Tecnam негерметичны, поэтому подняться на высоту более четырех километров на них нельзя. В принципе для путешествий хороши оба варианта, только Cessna вместит больше пассажиров и багажа, чем Tecnam.

Самолеты также бывают двухдвигательные и однодвигательные. Считается, что два двигателя обеспечивают большую грузоподъемность, однако на деле все зависит от характеристик конкретной модели. Пилотирование двухдвигательным самолетом потребует более сложных навыков, чем в случае с одномоторным самолетом. При отказе одного из двигателей возникает асимметрия тяги, поэтому нужно уметь управлять самолетом в двух конфигурациях — симметричной и асимметричной. С одномоторным самолетом все гораздо проще. Кстати, бояться отказа двигателя не стоит: самолет не упадет камнем вниз, будет долгое время планировать. У пилота останется достаточно времени, чтобы найти подходящую площадку на равнинной местности и безопасно совершить посадку.

Кто может стать частным пилотом

Чтобы управлять самолетом, не нужно обладать какими-то особыми характеристиками и показателями здоровья, как у космонавтов. Зачастую получение лицензии частного пилота мало чем отличается от получения водительских прав, только вместо автомобиля — самолет. К начинающим пилотам предъявляется всего три критерия: достижение совершеннолетия, наличие диплома о среднем профессиональном или высшем образовании, справка о прохождении медицинской комиссии ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия).
Если говорить о неприятностях, с которыми новичок может столкнуться во время практики (а она наступит не скоро, только после успешной защиты теории и многочисленных часов тренировок на авиасимуляторе), стоит упомянуть недомогание, которое некоторые авиалюбители называют воздушной болезнью. Она проявляется в таких симптомах, как общий дискомфорт, тошнота, головокружение. Все это не является показателем непригодности к полетам и проходит благодаря постоянной практике.

Подготовка будущих пилотов строится на четырех китах: теория, практика на авиатренажере, летная практика, экзамен в Росавиации. Учебная программа построена таким образом, чтобы максимально подготовить слушателя к самостоятельному управлению самолетом в разных ситуациях. Каждый этап обучения дополняет предыдущий. Убрать какую-то дисциплину или сократить количество часов на ее освоение нельзя.
Во время прохождения теории преподаватели объясняют основы международного и российского воздушного права, авиационной безопасности, летной эксплуатации, планирования полетов и управления воздушным движением. Всего 11 дисциплин, по каждой из которых нужно сдать экзамен, иначе к практике такой студент допущен не будет.

Следующий этап подготовки — авиатренажеры. Они позволяют познакомиться с устройством кабины и отработать основные действия по управлению самолетом. На тренажере можно изменить условия полета, погоду, географическое положение. Также авиасимулятор позволяет попробовать себя во внештатных ситуациях, которые или опасны в реальном полете, или их отработка на практике вообще запрещена.



Легкомоторный самолет Cessna 172 Skyhawk

Финальная стадия обучения перед экзаменом в Росавиации — летная практика. Это 40 часов полетного времени: 212 заходов на посадку и 167 посадок (заход на посадку — это этап перед посадкой самолета; сначала доводится до совершенства заход на посадку, а затем уже сама посадка, отсюда и разница в цифрах), пять часов самостоятельного полета и три часа полетов в условиях ограниченной видимости.

Какие перспективы

Свобода передвижения — главное преимущество, которое дает самолет. Покупать такой транспорт необязательно (хотя подержанный самолет может стоить дешевле иномарки люксового сегмента), его можно взять в аренду. Нужно только тщательно спланировать маршрут с учетом остановок и дозаправок. Малая авиация в России переживает этап возрождения, как и многие другие сферы.



Карта действующих и закрытых аэродромов / АОПА Россия

С античности и вплоть до изобретения самолета у человека была мечта отрастить крылья и взглянуть на привычные пейзажи с высоты. Современному человеку не нужно ничего изобретать, подобно Дедалу, все давно придумано за него. Кто знает, может, в ближайшем будущем путешествия на легкомоторных самолетах станут такими же привычными явлениями, как поездки на автомобилях. Для влюбленных в небо романтиков многообещающее начало уже положено.

Читайте также: