Какие услуги предоставляет электронное правительство казахстан

Обновлено: 29.04.2024

Электронное правительство имеет две стороны: первая - взаимоотношения власти и общества, и вторая - внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный), и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти.
Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Содержание работы

Понятие электронного правительства
2.Формирование электронного правительства в РК
3.Электронное правительство РК
4.Вывод
5.Литература

Файлы: 1 файл

электронное правительств РК.docx

1.Понятие электронного правительства

2.Формирование электронного правительства в РК

3.Электронное правительство РК

Понятие электронного правительства

Последние 20 лет прошлого века и с которым ученые и политики связывают надежды на модернизацию характера взаимодействия государства и общества. Существует множество определений этого термина. Суть их всех сводится к следующему: электронное правительство - это есть новые возможности управления государством, созданные применением информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) в работе госорганов на благо граждан и бизнеса, так же как и для собственных нужд. Электронное правительство имеет две стороны: первая - взаимоотношения власти и общества, и вторая - внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный), и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти.

Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство - система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство "одного окна" станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным."

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

  1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  2. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  3. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  4. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Внедрение электронного правительства в стране гармонизирует отношение власти и населения, уменьшает недовольство властью, смягчает политическое противостояние благодаря конструктивному электронному диалогу всего общества и власти. В итоге формируется новая парадигма государственного управления, основанная на взаимодействии посредством Интернет всех структур и институтов общества: госслужащие, бизнес, активные граждане, образовательные и исследовательские институты, общественные группы, гражданские организации.

Формирование электронного правительства в РК

Так, начиная с 2006 года, Казахстан преодолел три этапа развития электронного правительства (информационный, интерактивный, транзакционный) и сейчас находится на четвертом этапе развития.

Этап первый – информационный. На этом этапе произведено наполнение портала информационным контентом и его запуск.

На втором этапе развития портала создана возможность оказания услуг в интерактивном режиме, т.е. граждане смогли получать справки в электронном виде, без посещения госорганов, очередей и ожидания.

Целью данного этапа является создание развитой инфокоммуникационной среды и условий для эффективного и быстрого взаимодействия граждан с государством.

В период с 2007—2009 годы была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги (2007 г. — 20 услуг, 2010 — 59 услуг, 2011 — 74 услуги).

В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, государственных сборов, пошлин и штрафов за нарушение ПДД, в 2011 году - оплата услуг ЖКХ.

В 2011 году портал е-правительства предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка.

Электронное правительство РК

Регулярно на портале появляются десятки электронных услуг в тематических разделах по недвижимости, семейным отношениям, образованию, культуре, трудоустройству и занятости, социальному обеспечению, гражданству, транспорту, здоровью, туризму и другим сферам жизнедеятельности человека.

Каждый пользователь может найти услугу именно для себя: автолюбители – могут оплачивать штрафы за нарушение ПДД, родители – определять детей в образовательные учреждения, предприниматели – регистрировать свой бизнес и оплачивать налоги.

Для того, чтобы получить доступ к услугам портала, нужно пройти несложный процесс регистрации: принять пользовательское соглашение, ввести индивидуальный идентификационный номер (ИИН) и придумать пароль. Кроме того, для получения определенного списка услуг, требуется электронная цифровая подпись пользователя (ЭЦП), которая является электронным аналогом традиционной подписи.

Среди планируемых к запуску на портале услуг такие как: регистрация перемены Ф.И.О., назначение государственной базовой пенсионной выплаты; регистрационный учет ИП, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката; назначение социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по решениям местных представительных органов; регистрация населения по месту жительства и другие услуги.

Работа по внедрению услуг, востребованных среди населения будет продолжена. Так, согласно поручению Главы государства, до конца 2012 года в электронный формат планируется перевести 60 % социально-значимых услуг, а к 2014 году - 100 % социально-значимых услуг.

Исследование, проводимое ООН, представляет собой сравнительную оценку 190 государств-членов ООН по развитию электронного правительства. Данная оценка проводится с 2003 года по двум ключевым индексам: индексу развития е-правительства и индексу е- участие.

Новые технологии вынуждают правительства быть особенно внимательными к такой категории как время. В отличие от других областей, находящихся в поле зрения правительства, технологии эволюционируют очень быстро и оборудование морально изнашивается, не отвечая современным требованиям. Решения, принимаемые административными органами сегодня, рассчитаны на будущее, которое стремительно меняется и не всегда чётко просматривается. Ошибки очень дорого обходятся в финансовом плане, но особенно настораживают из-за возможного подрыва доверия граждан и сферы бизнеса, а именно у этих двух категорий высок уровень ожиданий.

Для того чтобы принимать верные решения и избегать разрушительных последствий, правительства должны формулировать и решать насущные проблемы переходного периода, когда традиционное и электронное правительства сосуществуют. Не сосредотачиваясь исключительно на внедрении ИКТ, правительствам нужно также делать определенный выбор, направлять и контролировать процесс трансформации обычного правительства в электронное. Это радикальное изменение в формах и традиционных методах государственного управления происходит на основе налаживания реального сотрудничества, как между государственными органами, так и правительственными структурами различных уровней. Мониторинг и оценка результатов будут важными инструментами для политиков, позволяющими предельно избежать ошибок при претворении новых стратегий в жизнь. И наконец, предоставление услуг - предмет пристального внимания - лишь часть функций потенциального электронного правительства. Одновременно необходимы и существенные подвижки в использовании ИКТ с целью большей вовлеченности граждан и деловых кругов в процесс принятия государственных решений.

В целом Республика Беларусь относится к группе стран, непосредственно следующих за лидерами, имеющих большой потенциал и демонстрирующих динамику развития информационно-коммуникационных технологий.

Лидером рейтинга по уровню развития электронного правительства названа Дания. В топ-10 стран с развитым электронным правительством вошли Республика Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция, Великобритания, Новая Зеландия, США, Нидерланды.


Рейтинг готовности к электронному правительству
(место Беларуси среди 193 стран мира)

История развития электронного правительства в Беларуси

Принятые в последние годы государственные стратегии и программы в сфере развития электронного правительства предусматривают ряд серьезных мер по углублению электронного взаимодействия граждан и государственных органов.

Нормативная правовая база

Создание системы межведомственного электронного взаимодействия

В начале 2000-ых практически полностью отсутствовали механизмы взаимодействия белорусских органов государственного управления между собой, а также с юридическими и физическими лицами в электронном виде.

Электронное взаимодействие было представлено лишь внутри нескольких ведомств в виде разнородных информационных систем, которые использовали свои способы идентификации, системы защиты информации и механизмы функционирования, предназначенные для узких предметных целей. За рамки конкретного ведомства электронное взаимодействие не распространялось, затрудняя решение многих производственных задач (для юридических лиц) и жизненных ситуаций (для граждан).

Постепенно назрела необходимость в создании универсальных информационных систем и сервисов, использующих единые каналы связи, системы защиты информации, идентификации, применимые на всех уровнях государственного управления и доступные для использования бизнесу и гражданам.

К 2012 году в Беларуси определен ряд государственных информационных систем и инфраструктурных решений, обеспечивающих возможность автоматизированного электронного взаимодействия всех участников информационного обмена – госаппарата, населения и бизнеса, – ключевыми из которых являются:

Оператором этих межведомственных информационных систем определен Национальный центр электронных услуг.

С этих пор и по настоящее время идет процесс планомерного перевода государственных информационных систем на работу в единой взаимосвязанной инфраструктуре.

Система оказания государственных электронных услуг

В рамках единого организационного и информационно-коммуникационного пространства создана и развивается система качественного предоставления государственных электронных услуг гражданам и бизнесу. Кроме того, созданная инфраструктура электронного правительства позволяет расширять границы электронного взаимодействия за пределы Республики Беларусь.


Так, в области межведомственного информационного взаимодействия сегодня в Республике Беларусь:

  • создана единая технологическая инфраструктура электронного взаимодействия государственных органов и иных государственных организаций на базе межведомственных информационных систем, центров обработки данных и Единой республиканской сети передачи данных (ЕРСПД);
  • заложены нормативно-правовые основы формирования и развития системы оказания электронных услуг органами государственной власти;
  • обеспечены единые механизмы идентификации и аутентификации участников информационного взаимодействия при работе в государственных информационных системах, при получении электронных услуг;
  • создан универсальный механизм выполнения административных процедур в электронном виде и оказания электронных услуг посредством Единого портала электронных услуг;
  • строятся процессы трансграничного юридически значимого электронного взаимодействия.

Общегосударственная автоматизированная информационная система – это базовый элемент электронного правительства в Республике Беларусь, предназначенный для интеграции всех государственных информационных ресурсов (систем) и оказания на основе сведений из них электронных услуг для всех категорий потребителей.

Система межведомственного документооборота государственных органов предназначена для реализации возможности обмена электронными документами между разными инстанциями.

В настоящее время в СМДО работают порядка 12 000 белорусских организаций и ведомств.

Государственная система управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней организаций, оказывающих услуги по распространению открытых ключей электронной цифровой подписи.

Трансграничное электронное взаимодействие

НЦЭУ определен национальным оператором доверенной третьей стороны по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии, а также уполномоченным оператором интеграционного шлюза национального сегмента интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (ИИС ЕАЭС).


В инфраструктуре НЦЭУ развернуто, протестировано и принято в эксплуатацию программное обеспечение интеграционного шлюза ИИС ЕАЭС, сервисов доверенной третьей стороны и платформы компонентов базовой реализации общих процессов ЕАЭС.

В рамках реализации решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2015 г. № 29 НЦЭУ было передано разработанное Департаментом информационных технологий ЕЭК программное обеспечение компонентов базовой реализации по общим процессам ЕАЭС. Это программное обеспечение успешно развёрнуто и протестировано в инфраструктуре оператора интеграционного шлюза национального сегмента.

В перспективе – запуск пилотного проекта по обеспечению электронного документооборота между государствами – членами Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией (в том числе с использованием сервисов доверенной третьей стороны).

Доверенная третья сторона

ДТС предназначена для обеспечения возможности межгосударственного обмена электронными документами и автоматизации процессов, связанных с подтверждением подлинности электронной цифровой подписи, целостности электронного документа и как следствие – признания его юридической силы и достоверности.

Применение сервиса ДТС позволяет:

  • повысить удобство обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью различных государств;
  • повысить уровень надежности и защищенности трансграничного межгосударственного информационного взаимодействия;
  • разрешать спорные вопросы, возникающие между участниками межгосударственных информационных процессов.

Среди возможных областей для использования сервисов ДТС рассматриваются электронная торговля, государственные закупки, телемедицина, дистанционное образование, фондовый рынок, мобильные платежные системы, электронные библиотеки и др.

На сегодняшний день организовано взаимодействие ДТС-Беларусь с ДТС Республики Казахстан.

В перспективе – налаживание каналов трансграничной электронной коммуникации с другими странами Евразийского экономического союза.

Участие НЦЭУ в международных проектах по электронному правительству

Национальный центр электронных услуг открыт для партнерских взаимоотношений, активно участвует в международных проектах по развитию технологий электронного правительства. Среди партнеров – аналогичные службы в России, Казахстане, Грузии, Азербайджане:

  • Центр Восточного партнерства, Эстонская Республика; Эстонская Республика; Республика Казахстан;
  • Лаборатория социальных инноваций MiLab, Республика Молдова;
  • Региональный хаб в сфере государственной службы в Астане, Республика Казахстан;

Сегодня в Республике Беларусь создано электронное правительство, уровень развития которого позволяет обеспечить автоматизацию управленческих процессов, существенное повышение эффективности государственного управления, простое, комфортное и быстрое взаимодействие с гражданами и бизнесом.

Основное внимание в ближайшей перспективе необходимо уделять вопросу дальнейшего увеличения объема государственных электронных услуг, поскольку повышение уровня информатизации в сфере работы с гражданами и организациями является одним из основополагающих принципов при дебюрократизации государственного аппарата.

Как электронное государство работает сегодня?

Эффективнее и дешевле

Есть прямая связь между уровнем развития электронного правительства и параметрами качества госуправления – индексом результативности правительства и индексом контроля коррупции, говорится в докладе РАНХиГС для Гайдаровского форума 2019 г. (его авторы основывались на исследованиях ООН, Всемирного банка и Всемирного экономического форума). То есть чем выше цифровизация, тем результативнее правительство и ниже коррупция.

Долгосрочный же потенциал развития цифрового государства – это не только институциональные улучшения и повышение эффективности госуслуг, но и большая вовлеченность, участие и ответственность граждан, говорится в ежегодном докладе ООН о развитии электронных правительств в мире за 2018 г.

Цифровая эволюция

В Азиатском регионе пионер – Сингапур. Там национальный план компьютеризации и оцифровки документооборота в госсекторе стартовал еще в 1980-х. Сегодня город-государство предоставляет онлайн практически все госуслуги – для доступа к ним используется технология цифровой идентификации SingPass. Все пользовательские данные хранятся на платформе MyInfo – к ней обращается 17 ведомств и правительственных агентств для предоставления своих услуг.

К электронному правительству в той или иной степени относится взаимодействие с гражданами (g2c, government-to-citizen), бизнесом (g2b, government-to-business), внутри системы госуправления (g2g, government-to-government) и с госслужащими (g2e, government-to-employees).

Кроме технологий, которые с каждым годом дают все больше возможностей, у развития электронного правительства есть и вполне материальное основание: цифровые транзакции в 50 раз дешевле живой коммуникации двух людей, в 20 раз дешевле телефонной и в 30 раз дешевле почтовой, говорится в Digital Efficiency Report правительства Великобритании.

Чем пользуются россияне

Три самые популярные госуслуги в мире, по данным ООН, – коммунальные платежи, оплата подоходного налога и регистрация новых бизнесов.

Самой популярной госуслугой в России в 2018 г. была возможность узнать размер пенсионных накоплений – таких запросов россияне, по данным ТАСС, сделали почти 5,5 млн. Кроме пенсий в тройку входили регистрация транспорта (около 1 млн заявлений) и получение нового загранпаспорта (около 750 000).

В 2024 г. в цифровой форме будет оказываться 70% всех государственных услуг – и для граждан, и для бизнеса, говорил в 2018 г. премьер Дмитрий Медведев. Российская платформа электронного правительства включает в себя три компонента: Единый портал государственных услуг и функций (ЕПГУ), Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА; ее аккаунт позволяет получать услуги не только на самом сайте госуслуг, но и на сайтах министерств и ведомств – например, налоговой службы или муниципальных органов власти) и Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Собрать данные

Кто в системе

более 1,3 млн многоквартирных (99,7%) домов

и 18,4 млн из всех жилых домов (99%)

2,5 млрд фактов оплаты за жилищно-коммунальные услуги

Данные на начало 2019 г.

Управлять эффективнее

Один из доминирующих трендов внедрения технологий в бизнесе и госуправлении – концепция symphonic enterprise, указывает консалтинговая компания Deloitte. Речь идет о повышении эффективности работы всего цифрового государства за счет кумулятивного эффекта от внедрения новых прорывных технологий. В их числе – интернет вещей, блокчейн, искусственный интеллект и машинное обучение.

Искусственный интеллект и более точное прогнозирование на основе собираемых больших данных – одна из ключевых тем мировой IТ-повестки. Госструктуры по всему миру консолидируют информацию о гражданах, месте их проживания, уровне дохода, недвижимости, состоянии здоровья и проч. Используя данные из множества источников, искусственный интеллект может обрабатывать тысячи параметров в реальном времени, выбирая наиболее оптимальные решения.

По расчетам Oxford Insight, в рейтинге готовности стран к внедрению искусственного интеллекта в госсекторе (учитывает уровень цифровизации госсектора, наличие открытых данных, наличие стартапов в сфере искусственного интеллекта и другие параметры) в 2018 г. лидировали Великобритания, США, Канада и Южная Корея. Национальные стратегии развития искусственного интеллекта уже приняли Индия, Китай, Япония, Сингапур, Мексика, ОАЭ и многие европейские страны (Дания, Финляндия, Франция, Италия, Швеция и др.).

По данным ООН, порталы с открытыми данными есть в 139 странах (72%). Три из четырех таких стран не только предоставляют данные, но и дают рекомендации по использованию наборов данных, побуждают пользователей запрашивать новые дата-сеты и стимулируют использовать публичные данные для разработки онлайн-приложений.

Сделать управление прозрачнее

Европейские лидеры цифровой трансформации – Швеция, Финляндия и Великобритания – идут по пути построения цифровых экосистем. Для ускорения цифровизации экономики, как и в бизнесе, нужно существенно сократить time-to-market, а значит, изменить систему государственных закупок IТ-услуг и продуктов. Здесь требуется как трансформация организационных процессов, так и внедрение новых инструментов – например, практики онлайн-маркетплейсов.

Например, в Великобритании поставщики облачных услуг размещают свои предложения для госзаказчиков на правительственном маркетплейсе (Government Application Store), где их можно приобретать по упрощенной процедуре, без конкурса. По итогам 2018 г. объем продаж на площадке превысил 4 млрд фунтов стерлингов. В новой стратегии цифрового развития (опубликована в 2017 г.) Великобритания акцентирует внимание на расширении использования накопленных данных в экономике, помощи бизнесу в цифровизации и безопасности киберпространства.

В России прозрачность госзакупок обеспечивает единая информационная система (ЕИС), которая состоит более чем из 30 функциональных блоков и помогает контролировать запланированные расходы и фактическое исполнение бюджета. ЕИС призвана максимально расширить конкуренцию среди участников закупок, в том числе с вовлечением малого бизнеса, говорит заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. По ее словам, на сегодняшний день ГИС ЕИС – крупнейшая информационная система, обеспечивающая реализацию более 300 нормативных правовых актов и множество бизнес-процессов в сфере госзакупок.

Казначейство планирует реализовать в ЕИС функционал электронного документооборота по заключению договоров, включая функционал подготовки их проектов, актов выполненных работ, а также интеграцию с системами платежей, рассказывает Катамадзе. В итоге будет автоматизирована вся цепочка исполнения госконтрактов – уже в 2019 г. В 2020–2022 гг. планируется сократить число закупочных процедур (большинство из них будет сведено к наиболее востребованным – т. е. электронный конкурс и аукцион, в том числе короткий).

Решения для регионов

Государство как сервис

У многих стран уже есть стратегия развития цифровой экономики или подобный документ. Но большинство из них по-прежнему используют лишь небольшую часть возможностей, которые дает цифровизация. Ведомства только нескольких стран используют согласованный общегосударственный подход к цифровой трансформации, указывают эксперты ОЭСР.

Первым шагом к заявленной трансформации госуслуг и сервисов в России должны стать целевые модели их оказания и дорожные карты цифровой трансформации. Эти документы до конца мая подготовят ведомства, ответственные за 34 государственные услуги (их список утвердила правительственная комиссия по цифровому развитию).

Кроме того, чиновники утвердили перечень из 25 суперсервисов – комплексных госуслуг, которые нужны в самых распространенных жизненных ситуациях: для граждан – от рождения ребенка и получения пенсии до оформления европротокола при ДТП, а для бизнеса – от оформления земли под строительство до безбумажных перевозок грузов. Эти суперсервисы должны заработать к 2021 г., каждым из них займется отдельная рабочая группа.

Это первый шаг масштабной цифровой трансформации государственных услуг и сервисов, подчеркивает Минцифраз. Итогом процесса должно стать повышение удобства и сокращение сроков получения госуслуг для населения и снижение затрат на их предоставление для госорганов.

Электронные виды государственных услуг стали неотъемлемой частью нашей жизни, сняв с злободневной повестки дня немало проблем субъективного характера.


В числе самых популярных услуг портала – получение адресной справки, справки о недвижимости, о судимости, данные о штрафах, а также справки о пенсионных отчислениях. Например, только адресную справку за этот год получили почти 11 миллионов раз, а за весь период существования этой услуги ею воспользовались почти 50 миллионов раз. И это понятно, ведь адресная справка сегодня востребована во многих случаях жизни – при приеме на работу, оформлении ребенка в школу или детский сад, получении водительских прав, оформлении кредита в банке и других обстоятельствах. Как вы помните, раньше за адресной справкой людям приходилось идти в адресное бюро, простаивать там в больших очередях или ожидать несколько дней кряду при обращении в ЦОН. Многие платили деньги, чтобы ускоренно получить справку о недвижимости. Сейчас за этими документами никуда не надо ходить. Через портал e-gov их можно получить за считанные минуты, не выходя из дома.

– Поясните для несведущих, в чем состоит суть этой трансформации?

В перспективе даже не нужно будет направлять никакие запросы. Так называемое "умное правительство" (следующий этап развития электронного правительства) будет само отслеживать жизненные ситуации и выполнять необходимые процессы в автоматическом режиме.
Мы продолжаем работу по улучшению услуг для бизнеса. Совместно с Национальным банком прорабатывается вопрос открытия банковских счетов в электронном виде на портале электронного правительства. Этот процесс станет частью комплексной услуги регистрации компании.

Трансформация также предполагает исключение многих услуг как таковых. К примеру, та же адресная справка. Адресная справка – это не самоцель. Гражданину нужно, к примеру, устроить ребенка в школу. Справка же нужна госоргану, чтобы убедиться, что ребенок прописан по тому или иному адресу. Но ведь это проблемы госоргана, а не человека. Так вот, в ближайшем будущем мы планируем вообще исключить требование различных справок. К примеру, только на днях мы совместно с ЖССБ реализовали такую возможность. Для получения кредита в этом банке, теперь не нужно предъявлять бумажные справки.

Важным шагом на пути к "умному правительству" является использование мобильных технологий. В случае с ЖССБ с помощью SMS-сервисов и одноразовых паролей гражданин может подтвердить банку свое согласие на получение необходимых сведений из баз данных. Такая возможность появилась благодаря совместной работе министерств юстиции, внутренних дел, инвестиций и развития.
Уже сегодня для пользователей операционных систем iOS и Android доступно новое мобильное приложение e-gov.kz, посредством которого можно получить более 50 самых популярных услуг портала е-правительства. Для граждан, пользующихся мобильными телефонами старых моделей, релизованы SMS-услуги. Например, узнать срок действия техосмотра автомобиля или очереди на жилье можно, отправив SMS на короткий номер 414.

Примечательно, что АО "Национальные информационные технологии" недавно представило информацию об использовании так называемых "открытых данных" для эффективной работы населения, предпринимателей, государственных органов.

– Что это такое и какую информацию можно отнести к открытым данным?

– Сегодня мы с вами живем в информационном обществе. Каждый день обмениваемся огромными потоками информации – по почте, телефону, WhatsApp. Порой в нашем телефоне хранятся файлы пятилетней давности, о которых мы даже не вспоминаем. Такие же данные собирают госорганы в процессе своей ежедневной работы. Но, к сожалению, это большое количество полезной для населения информации пылится на полках, в папках, не принося никакой пользы обществу и государству.

Наша задача – собрать их, сгруппировать, привести в необходимый машиночитаемый формат и повторно использовать во благо общества. Такие данные мы называем открытыми.

– Чем же они могут быть полезными обществу?

– Открытые данные могут использоваться в самых разных целях: от составления аналитических отчетов до создания мобильных приложений.

К примеру, на недавно прошедшем в Алматы HackDay приняло участие свыше 1 500 студентов, школьников, разработчиков. Основная идея мероприятия – собрать начинающих программистов, разработчиков ПО и других специалистов сферы информационных технологий вместе для того, чтобы они могли объединиться в группы вокруг своих идей и реализовать их. Так вот, на этом мероприятии, один студент за одну ночь разработал мобильное приложение "Безопасная школа". Он, использовав сведения портала открытых данных, наложил друг на друга список школ (это данные управления образования) и криминальную статистику из прокуратуры. В результате с помощью приложения каждый родитель может выбрать для своего ребенка школу, находящуюся рядом, а еще определить уровень безопасности этого района.

– Приоритеты, преследуемые "открытым правительством", являются сегодня актуальными с точки зрения реализации 100 шагов, обозначенных Главой государства, цель которых – приближение к стандартам ОЭСР в плане демократизации процессов госуправления. Но готовы ли сегодня институты управления к работе в режиме интерактивной открытости?

– Мы налаживаем конструктивный диалог бизнеса с государственными органами. Провели ряд "круглых столов", где представители различных секторов бизнеса рассказали о своих потребностях в информации от гос­органов. Многие госорганы уже начали с нами сотрудничать по подготовке и раскрытию данных. Проводится большая работа в части законодательства, где определяются перечни данных и обязательства государственных органов по обеспечению публикации на портале открытых данных.

– Немного расскажите о самом портале.

– В настоящее время портал открытых данных состоит из двух частей. Первая – это сами наборы данных, вторая часть – это магазин приложений, как Appstore или Playmarket. Важно отметить, что наборы данных это не таблицы в Excel или Word, они предоставляются в машиночитаемом формате, то есть в формате, позволяющем встраивать эти данные в любые создаваемые программные продукты, в том числе мобильные приложения.

Также на портале открытых данных существует возможность доступа к функционалу систем государственных органов с помощью так называемого API-интерфейса.

На сегодня есть доступ к сведениям "Адресного регистра" и "Единой нормативно-справочной информации". Данные этих систем доступны, например, для поиска по РКА (регистрационный код адреса), проверки наименования улицы, поиска ближайшего ЦОНа или аптеки и так далее. Планируется подключение к порталу подобных сервисов с других систем госорганов, при условии, что данные не являются конфиденциальными или персональными.

– Можете ли привести другие успешные примеры использования открытых данных?

– В мировой практике открытые данные позволяют компаниям лучше организовывать свою деятельность и даже получать прибыль. Например, фермеры США, используя детальные данные об урожайности за последние 60 лет, качестве почвы, метеорологические наблюдения и прочую информацию, успешно ведут бизнес, благодаря принятию более качественных операционных и финансовых решений на основе этой информации.

– В сентябре прошлого года, выступая на открытии нового парламентского сезона, Глава государства поручил расширить функции е-правительства и продолжить работу по упрощению процедур оказания госуслуг населению и бизнесу. Какие меры принимаются для выполнения данных поручений?

– Электронное правительство Казахстана не стоит на месте и постоянно развивается. Мы создали портал, запустили услуги, и тогда даже не думали, что в 2015 году их уже можно будет получать через SMS.

Новый тренд в развитии отношений государства с гражданами – это проактивное взаимодействие, клиентоориентированные отношения. Мы организовали многоканальный доступ к электронным услугам. Граждане могут получать государственные услуги в ЦОНах, на портале электронного правительства, через мобильные устройства, получать консультации в едином контакт-центре 1414. На базе этой инфраструктуры необходимо создать единую базу, своего рода CRM-систему государства. Благодаря этому, проанализировав все данные, государство само будет предлагать или подсказывать гражданину, какие услуги ему необходимо получить. К примеру, у человека родился ребенок, государство, узнав об этом, сразу подскажет ему, как получить свидетельство о рождении ребенка, какие документы понадобятся для назначения пособия ребенку и как поставить ребенка в очередь в детский сад. Ведь многие не знают, как быть, начинают обращаться в разные госорганы, когда сталкиваются с таким вопросом.

Все это позволит нам эффективно реализовать идею Главы государства "Правительство для граждан".

Читайте также: