Какие древнейшие социальные нормы составляют основу современных правовых требований

Обновлено: 20.05.2024

В качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности.

1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Закономерность есть объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:

возникновение государства и права;

смена их исторических типов;

развитие их сущности;

эволюция форм государства и права;

построение системы органов государства и системы права;

осуществление функций государства и права;

пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения;

соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;

развитие юридической науки теории государства и права.

Исследование предмета теории государства и права предполагает характеристику государства и права как в статике, так и в динамике, анализ взаимосвязей данных институтов с другими социальными явлениями.

2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для "себя", но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт и т.д

Особенностью предмета теории государства и права является и то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

Метод

Методом теории государства и праваназывают систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

1) Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.(метафизика-рассматривающая гос-во и пр. вечные неизменные институты, не связ др. с др.; диалектика: метериалистическая- связывает возникновение и сущ ГиП с социально-эконом изменениями в обществе; идиалистическая- (объективный идеализм-божественная сила, субъективный идеализм-сознание человека))

2) Общенаучные методы – приемы научного познания использующиеся не только ТГП но и др науками.

Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.

Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

3. Частнонаучные методы – приемы, способы познания которые разрабатываются сначала для конкр наук, а потом исользуются для изучения гос-пр. явлений.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.




Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д.

Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Возможности кибернетики не сводятся лишь к возможностям ее технических средств (компьютеров и т.п.). Глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии системы ее понятий (управление, информация, двоичность информации, прямая и обратная связь, оптимальность и др.) и теоретических идей (закон необходимого разнообразия и т.п.).

Место ТГП в системе юр. и гуманитарных наук

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами. В свою очередь, юридические науки можно подразделить на следующие виды:

теория государства и права;

историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право и т.п.);

прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.).

Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.

С философией

Теория государства и права весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма,

В свою очередь, теория государства и права дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений.

С политологией

Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. Например, анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими ее элементами - партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность государства, его место и роль в политической организации общества.

С экономической теорией, социологией, психологией.

Между теорией государства и права и экономической теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные - гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.

В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.

Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование прикладной научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики).

Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:

гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук). По сравнению со специальными юридическими науками теория государства и права изучает государство и право в целом (как и положено теории).

вопрос социальные нормы при родовом строе

Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство.

В основе управления родом уже лежала власть (общественная власть), которую возглавлял старейшина в роду, вождь – в племени, совет старейшин и совет союзов родов (т.к. есть племена однородные и неоднородные).

Родовой строй – признаки государственности уже есть, но не все, поэтому государства еще нет. Например, нет специальной прослойки, занимающейся управлением всеми за их счет, власть осуществляется бесплатно, нет налогов, есть общая казна, нет каких либо из признаков государства – организации публичной власти, налогов, армии, суверенитета, права.

Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:

1. Общее собрание рода;

2. Совет старейшин (старейшина);

3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины.

Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.

Черты власти родовой организации следующие:

1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода);

2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;

3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества);

4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;

5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий;

6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм.

В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.

Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.

Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами (Термин "мононормы" введен Першицем А. И., известным отечественным этнографом.), т. е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.

Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной (Т.В. Кашанина);

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

3.Причины и формы возникновения государства.

Основными причинами возникновения государства являются:

2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью ипоявление частной собственности на орудия и продукты труда;

3. социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

Азиатская форма наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помощью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

У древних германцев образование государства было ускорено завоеванием значительных территорий Римской империи. Родовая организация не была приспособлена для господства над завоеванными территориями. Это привело к развитию прафеодального (или раннефеодального) строя на земле некогда могущественной Римской империи. Путем возникновения прафеодального государства из первобытного строя шло развитие и государств на территории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии у арабов и т. д. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалось приглашением на княжение варягов.

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

-древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

Правосудие

Для благополучия любого общества необходимо, чтобы все его члены при общении и любом другом взаимодействии соблюдали определенные правила – социальные нормы. Сегодня мы подробно поговорим о том, что они собой представляют, какими бывают, какие функции выполняют и какие сферы жизни общества регулируют.

Что такое социальные нормы?

Социальные нормы – это общепринятые и общепризнанные правила поведения, действующие в определённом обществе. Их основная задача заключается в том, чтобы обеспечивать устойчивое и стабильное существование этого общества. Как правило, совокупность действующих социальных норм представляет собой достаточно слаженную систему, отдельные элементы которой взаимно обусловлены.

Суть социальных норм заключается преимущественно в том, что они определяют границы допустимого поведения. Кроме того, они в несколько меньшей мере диктуют, как должны вести себя люди, предписывают определённые формы поведения в той или иной ситуации. Благодаря им функционирование общества приобретает упорядоченный характер.

Социальные нормы возникли тогда, когда люди начали объединяться в первые достаточно крупные сообщества. Тогда стало очевидно, что для нормального существования и выживания этих сообществ все их члены должны соблюдать определённые правила – общепризнанные и нередко обязательные. С тех пор социальные нормы являются неотъемлемым признаком любого общества.

Виды и примеры социальных норм

К социальным нормам относятся все общепринятые правила, регулирующие поведение внутри некоторого социума, независимо от его масштаба. Одни из них являются обязательными, другие – желательными, третьи – просто привычными или традиционными. Условно их можно разделить на несколько больших групп.

1. Обычаи, традиции и ритуалы

Это устойчивые формы поведения, которые не являются обязательными (или даже желательными), но соблюдаются многими членами общества в силу исторических причин.

Обычаи. Это формы поведения, унаследованные от прошлых поколений. Иногда обычаи отождествляются с обрядами, но это неправильно, поскольку обычаи не подразумевают религиозной или мистической составляющей. Это просто общепринятые формы поведения, которые знает, понимает и поддерживает большинство членов общества. К примеру, известным обычаем является толока – форма массовой добровольной взаимопомощи при выполнении срочной тяжелой работы.

Традиции. В отличие от обычаев, традиции не являются наследием прошлых поколений (хотя вполне могут так передаваться). Они формируются спонтанно и становятся частью культуры. Традиция может существовать даже внутри небольшой компании (например, традиция женщины после вступления в брак брать фамилию мужа).

Ритуалы. Это особая форма обычаев, при соблюдении которых необходимо придерживаться неких строгих правил, иначе ритуал теряет смысл. Раньше ритуалы подразумевали религиозный или мистический смысл, но сегодня все они носят светский характер. В качестве примера можно привести задувание свечей на торте (есть два правила: количество свечей должно соответствовать возрасту, и задуть их нужно за один раз).

2. Нормы морали

Нормы морали – это формы поведения, считающиеся правильными и желательными в данном обществе. Интересно, что именно их обычно упоминают в первую очередь, объясняя, что такое социальные нормы. Они отражают общепринятое представление о добре и зле. Их нарушение обычно осуждается, хоть и не влечёт за собой каких-либо серьёзных санкций.

Когда поведение человека оценивается с точки зрения норм морали, в расчёт принимаются не только действия, но и мотивы. Также для норм морали характерно, что большинство людей стремится соблюдать их и без стороннего контроля – благодаря наличию совести, чести и нравственности. К нормам морали относятся честность, справедливость, вежливость, взаимовыручка.

3. Нормы права

В эту группу входят правила, обязательные для соблюдения всеми членами общества. Они носят формальный характер, то есть, тщательно сформулированы и зафиксированы в письменной форме. Их несоблюдение подразумевает наказание, при этом система наказаний также прописана заранее, чтобы исключить неоднозначность и несправедливость при назначении санкций нарушителям. К нормам права относятся, например, налоговое законодательство, правила дорожного движения, закон об обязательной военной службе.

4. Политические нормы

Это правила, регулирующие взаимодействие элементов политической системы, а также определяющие приемлемые способы получения и удержания власти. Они представлены принципами (принципы демократии, свободы слова и совести), а также законодательно-правовыми актами, регулирующими политическую деятельность в стране (в этой части они тесно переплетаются с нормами права).

5. Религиозные нормы

Это совокупность правил, продиктованных определённой религией. Многие из них совпадают с нормами морали и права, также они часто бывают взаимосвязанными с обычаями, содержат определённые ритуалы. В теократических государствах они оказывают сильное влияние на правовые нормы либо даже выполняют их функции. В светских государствах верующие придерживаются их добровольно. Религиозные нормы могут быть непосредственно связаны с религией (например, воскресные посещения церкви) или регулировать области светской жизни (например, венчание).

6. Эстетические нормы

Это правила, определяющие, как выглядит мир вокруг нас. И их гораздо больше, чем можно себе представить. Эстетические нормы определяют архитектуру, дизайн автомобилей, требования к чистоте речи, моду, популярные стили музыки, кино и прочие формы искусства. Они очень быстро меняются, но к счастью, их несоблюдение не грозит слишком серьёзными последствиями.

7. Корпоративные нормы

Даже в небольших организациях со временем формируются определенные правила поведения. При этом некоторые из них могут быть просто популярными и естественными для многих сотрудников, другие же становятся обязательными и диктуются сверху. В крупных компаниях корпоративные нормы обычно имеют формальный характер и закреплены в письменной форме, а их соблюдение считается обязательным для всех сотрудников.

Признаки социальных норм

Многие люди неправильно понимают, что такое социальные нормы, думая, что это обязательно какие-то формальные правила, продиктованные сверху. На самом деле в это понятие входит широкий спектр правил и моделей поведения, которые обладают следующими свойствами:

  • являются общепринятыми в рамках определённого общества (даже если речь идёт о небольшой группе вроде спортивной команды или компании друзей);
  • действуют всегда;
  • влияют на общение и взаимодействие между членами общества;
  • требуют определённых волевых усилий для своего соблюдения;
  • являются исторически обусловленными;
  • соответствуют общему типу культуры данного общества.

Функции социальных норм

Мы можем даже не замечать этого, но социальные нормы регулируют все сферы жизни нашего общества. При этом можно выделить три основных функции, к которым сводятся механизмы их влияния:

1. Регулятивная. Это, пожалуй, самая важная функция. Она заключается в регулировании взаимоотношений людей между собой, определении их обязательств и прав по отношению друг к другу, обозначении четких границ, которые нельзя переходить. Нормы, выполняющие данную функцию, могут относиться к одному из трёх видов:

  • дозволения – желательные, но не обязательные формы поведения (мытьё рук перед едой, скромность, вежливость, учтивость и прочее);
  • предписания – обязательные формы поведения (соблюдение законов, ношение одежды, уважение чужого личного пространства);
  • запреты – недопустимые или строго осуждаемые формы поведения (хамство, распускание сплетен, правонарушения).

2. Социальная. Суть данной функции состоит в том, чтобы помочь человеку влиться в общество, обеспечив ему полноценную социальную жизнь.

3. Оценочная. Данная функция заключается в формировании представлений о добре и зле. Человек не просто подчиняется общепринятым социальным нормам, он формирует на их основе собственную картину мира.

Формы социальных норм

Социальные нормы – это широкий спектр предписаний и правил. Одни из них распространяются на всё человечество, другие – на отдельные народы и социальные группы, третьи – на небольшие коллективы. Некоторые являются обязательными для соблюдения, другие – лишь желательными. Чтобы разобраться в этом разнообразии, их принято разделять на группы по нескольким принципам. Рассмотрим несколько таких классификаций.

1. По способу закрепления

Здесь имеется в виду то, как передаются и распространяются эти нормы. Одни из них являются общепринятыми, но не закреплены документально. Другие могут быть записаны в виде правил и предписаний, а третьи – обладать юридической силой. Но по данному пункту их принято делить всего на два вида:

  • устные (обычаи, моральные, эстетические и этические);
  • письменные (правовые, политические и корпоративные).

Само собой, для некоторых норм это деление весьма условно. К примеру, религиозные или корпоративные нормы могут быть зафиксированы в письменном виде, но могут быть и устными.

2. По масштабу распространения

Как было отмечено выше, социальные нормы – это механизмы, регулирующие взаимодействие людей на разных уровнях. И по этим уровням их разделяют на 4 вида:

  • межличностные – нормы, действующие при личном взаимодействии между отдельными людьми;
  • групповые – нормы, действующие в пределах группы или коллектива;
  • национальные – нормы поведения для представителей определённой нации (например, уважение к государственным символам);
  • общечеловеческие – нормы и ценности, которые разделяют практически все люди планеты (например, уважительное отношение к старшим).

Отдельно стоит отметить, что действие групповых норм может распространяться на небольшой коллектив или общность, а может и на социальную группу, включающую не связанных между собой людей.

3. По обязательности исполнения

По данному принципу социальные нормы делятся на два типа:

  • Формальные. Это нормы, которые закреплены нормативно-правовыми документами и обязательны для исполнения всегда или в определенных обстоятельствах. Их несоблюдение, как правило, подразумевает наказание (например административная или уголовная ответственность) или иные санкции (выговор, увольнение с работы, проигрышная позиция в бракоразводном процессе).
  • Неформальные. Это нормы, которые не закреплены ни в каких документах. При этом человек сам решает, придерживаться ли их. Например, неформальными социальными нормами являются уважение к окружающим, честность и ответственность. Их игнорирование не приведёт к наказанию, но можно потерять друзей или лишиться уважения близких.

Довольно часто формальные и неформальные нормы совпадают. Например, верность изначально является неформальной нормой. Но супружеская неверность может стать весомым фактором в бракоразводном процессе. Ложь также осуждается, но в обычной жизни не подразумевает ответственности. Однако ложь под присягой является уголовным преступлением и влечёт за собой серьёзную ответственность.

Заключение

Социальные нормы незримо присутствуют во всех сферах нашей жизни. Они определяют наше положение в обществе, задают тон общения с окружающими, регулируют наши отношения с близкими и посторонними людьми. Именно благодаря наличию социальных норм два совершенно незнакомых человека могут спокойно общаться, не боясь обидеть или разозлить друг друга неуместной фразой. Это всё происходит настолько естественно, что мы даже не замечаем, насколько сильно зависим от социальных норм. А между тем они существуют столько же, сколько существует человеческое общество, ведь без них оно просто не могло бы существовать.

Что такое социальные нормы, какими они бывают и для чего придуманы – тема сегодняшней статьи.

Да или нет - каждый решает сам

Что такое социальные нормы

Социальные нормы представляют собой предписания, исполнение которых мы требуем друг от друга в социуме.

Эти требования устанавливают границы, условия и цели нашего общения, что значительно облегчает процесс взаимодействия. Приходя на работу, в ресторан или магазин, вы точно знаете, что вас там ожидает.

Бывают, конечно, исключения, когда кто-то решает нарушить данные нормы. Например, вы пришли в поликлинику, а врач отказывается вас осматривать, или ваш супруг завел на стороне любовницу. Нарушения правил осуждается обществом, а многие еще и преследуются законом. Есть люди (это социопаты), которые полностью их игнорируют.

Нормативы социального поведения впервые возникли в далекой древности, когда люди стали объединяться в группы. Чтобы тебя приняли, ты должен соблюдать установленные внутри этой общности законы.

Нарушать их было страшно, ведь таких членов изгоняли, и они оказывались в полном одиночестве, выжить в котором было крайне сложно: его могли убить представители других племен либо съесть дикие хищники. Правила менялись вместе с развитием человека – изменением и ростом его потребностей.

Перед желтой чертой

Социальные нормы – это правила, которые имеют следующие признаки:

  1. они одобряются всеми людьми (большинством);
  2. имеют своей целью регуляцию общественных отношений;
  3. контролируют поведение членов общества, порицают отступы от нормы;
  4. объективны и не зависят от желаний индивида (воровать плохо для всех);
  5. имеют разные степени обязательности исполнения.

Виды социальных норм с примерами

Все нормы можно разделить на ряд основных групп:

  1. Обычаи – правила, сложившиеся исторически вследствие многократного повторения. Например, один из свадебных обычаев в России такой: жених, забирая невесту из отчего дома, должен дать за нее выкуп.
  2. Социальные традиции – это почти то же самое, что и обычаи, но возникать могут спонтанно, то есть не нуждаются в многократном повторении, чтобы стать таковыми. Этот вид правил больше похож на соблюдение модных, распространенных в обществе тенденций. Кто-то показал пример, все повторили – родилась традиция.
  3. Деловые правила имеют место в трудовой и учебной деятельности. Примером социальных норм в данном случае может служить приветствие учителя учениками: при входе преподавателя в класс все обязаны встать, поздороваться, а потом занять свои места.
  4. Религиозные – установлены каждой конфессией для своих адептов (это кто?) и записаны в священные книги. Например, в христианстве это Библия, в исламе – Коран.
  5. Корпоративные нормы рождаются в отдельных группах, таких как рабочий коллектив, общественные организации, кооперативы, партии и другие. Эти правила подкреплены законом и призваны регулировать взаимодействие между участниками, защищая их права и интересы.
  6. Моральные стандарты основаны на понятиях о добре и зле, их несоблюдение влечет за собой общественное порицание.
  7. Правовые нормы – закреплены юридически, считаются обязательными в исполнении. Несоблюдение карается по закону.
  8. Эстетические — правила хорошего тона, требования к внешнему виду (одежда, прическа, гигиена и т.д.)

Вот еще примеры по разным видам правил социального поведения:

Виды социальных норм с прмерами


Еще образцы общественных отношений разделяют по степени обязательности исполнения:

  1. запрещающие – то, чего делать нельзя. Например, курение и распитие спиртных напитков в общественных местах;
  2. побудительные – стимуляция индивидов к исполнению норм (пример: премии, дополнительные баллы на ЕГЭ);
  3. рекомендованные – необязательное, но желательное поведение (например, оплата кредита в срок);
  4. повелительные – обязательные к исполнению виды социальных норм (врач обязан лечить, президент – руководить своей страной).


По масштабу социальной группы, к которой применяются правила, можно провести и такое разделение (примеры показаны в последнем столбце):

Виды по масштабу

Функции правил социального поведения

Социальные нормы в обществе выполняют три функции:

Функции социальных норм

Зачем людям соблюдать нормы?

На мой взгляд, основной задачей социальных норм является сохранение человеческих ценностей в отдельных малых группах, что позитивно влияет на все общество в целом. Одной из наиболее значимых ценностей является семья (что это?), ведь именно оттуда человек выносит свои первые знания о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Бабушка с яблоками

Если в семье люди любят и уважают друг друга, то они также ведут себя и в обществе. Если ребенка учат быть добрым и отзывчивым, поступать по совести и приносить пользу людям, то из него вырастает эффективный член общества (что это такое?).

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Проблема в том, что описанные правила также устанавливаются людьми, а потому имеют значительную долю субъективности, устаревают и не всегда способствуют благу конкретного индивида.

Социальные нормы очень полезны. Если бы они ни были такими жесткими, общество давно бы вернулось к первобытному строю.

Что такое социальные нормы, какими они бывают и для чего придуманы – тема сегодняшней статьи.

Да или нет - каждый решает сам

Что такое социальные нормы

Социальные нормы представляют собой предписания, исполнение которых мы требуем друг от друга в социуме.

Эти требования устанавливают границы, условия и цели нашего общения, что значительно облегчает процесс взаимодействия. Приходя на работу, в ресторан или магазин, вы точно знаете, что вас там ожидает.

Бывают, конечно, исключения, когда кто-то решает нарушить данные нормы. Например, вы пришли в поликлинику, а врач отказывается вас осматривать, или ваш супруг завел на стороне любовницу. Нарушения правил осуждается обществом, а многие еще и преследуются законом. Есть люди (это социопаты), которые полностью их игнорируют.

Нормативы социального поведения впервые возникли в далекой древности, когда люди стали объединяться в группы. Чтобы тебя приняли, ты должен соблюдать установленные внутри этой общности законы.

Нарушать их было страшно, ведь таких членов изгоняли, и они оказывались в полном одиночестве, выжить в котором было крайне сложно: его могли убить представители других племен либо съесть дикие хищники. Правила менялись вместе с развитием человека – изменением и ростом его потребностей.

Перед желтой чертой

Социальные нормы – это правила, которые имеют следующие признаки:

  1. они одобряются всеми людьми (большинством);
  2. имеют своей целью регуляцию общественных отношений;
  3. контролируют поведение членов общества, порицают отступы от нормы;
  4. объективны и не зависят от желаний индивида (воровать плохо для всех);
  5. имеют разные степени обязательности исполнения.

Виды социальных норм с примерами

Все нормы можно разделить на ряд основных групп:

  1. Обычаи – правила, сложившиеся исторически вследствие многократного повторения. Например, один из свадебных обычаев в России такой: жених, забирая невесту из отчего дома, должен дать за нее выкуп.
  2. Социальные традиции – это почти то же самое, что и обычаи, но возникать могут спонтанно, то есть не нуждаются в многократном повторении, чтобы стать таковыми. Этот вид правил больше похож на соблюдение модных, распространенных в обществе тенденций. Кто-то показал пример, все повторили – родилась традиция.
  3. Деловые правила имеют место в трудовой и учебной деятельности. Примером социальных норм в данном случае может служить приветствие учителя учениками: при входе преподавателя в класс все обязаны встать, поздороваться, а потом занять свои места.
  4. Религиозные – установлены каждой конфессией для своих адептов (это кто?) и записаны в священные книги. Например, в христианстве это Библия, в исламе – Коран.
  5. Корпоративные нормы рождаются в отдельных группах, таких как рабочий коллектив, общественные организации, кооперативы, партии и другие. Эти правила подкреплены законом и призваны регулировать взаимодействие между участниками, защищая их права и интересы.
  6. Моральные стандарты основаны на понятиях о добре и зле, их несоблюдение влечет за собой общественное порицание.
  7. Правовые нормы – закреплены юридически, считаются обязательными в исполнении. Несоблюдение карается по закону.
  8. Эстетические — правила хорошего тона, требования к внешнему виду (одежда, прическа, гигиена и т.д.)

Вот еще примеры по разным видам правил социального поведения:

Виды социальных норм с прмерами


Еще образцы общественных отношений разделяют по степени обязательности исполнения:

  1. запрещающие – то, чего делать нельзя. Например, курение и распитие спиртных напитков в общественных местах;
  2. побудительные – стимуляция индивидов к исполнению норм (пример: премии, дополнительные баллы на ЕГЭ);
  3. рекомендованные – необязательное, но желательное поведение (например, оплата кредита в срок);
  4. повелительные – обязательные к исполнению виды социальных норм (врач обязан лечить, президент – руководить своей страной).


По масштабу социальной группы, к которой применяются правила, можно провести и такое разделение (примеры показаны в последнем столбце):

Виды по масштабу

Функции правил социального поведения

Социальные нормы в обществе выполняют три функции:

Функции социальных норм

Зачем людям соблюдать нормы?

На мой взгляд, основной задачей социальных норм является сохранение человеческих ценностей в отдельных малых группах, что позитивно влияет на все общество в целом. Одной из наиболее значимых ценностей является семья (что это?), ведь именно оттуда человек выносит свои первые знания о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Бабушка с яблоками

Если в семье люди любят и уважают друг друга, то они также ведут себя и в обществе. Если ребенка учат быть добрым и отзывчивым, поступать по совести и приносить пользу людям, то из него вырастает эффективный член общества (что это такое?).

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Проблема в том, что описанные правила также устанавливаются людьми, а потому имеют значительную долю субъективности, устаревают и не всегда способствуют благу конкретного индивида.

Социальные нормы очень полезны. Если бы они ни были такими жесткими, общество давно бы вернулось к первобытному строю.

Читайте также: