Сведения составляющие охраняемую федеральным законом тайну как уголовно процессуальная категория

Обновлено: 07.07.2024

1. Разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:
1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;
2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;
3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

2.1. В определении или постановлении суда о проведении закрытого разбирательства должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение .
3. Уголовное дело рассматривается в закрытом судебном заседании с соблюдением всех норм уголовного судопроизводства. Определение или постановление суда о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части.

5. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании .

6. Лицо в возрасте до шестнадцати лет, если оно не является участником уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

6.1. Подсудимый участвует в судебном заседании непосредственно. В исключительных случаях в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства суд вправе при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205-206, 208, частью четвертой статьи 211, частью первой статьи 212, статьями 275, 276, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации, по ходатайству любой из сторон принять решение об участии в судебном заседании подсудимого, содержащегося под стражей, путем использования систем видеоконференц-связи.

7. Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании или в случае рассмотрения уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности, а также о преступлениях, предусмотренных статьями 205-206, 208, частью четвертой статьи 211, частью первой статьи 212, статьями 275, 276, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

(Часть в редакции, введенной в действие с 7 декабря 2011 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 407-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 251-ФЗ.

Комментарий к статье 241 УПК РФ

1. Гласность есть не просто одно из общих условий судебного разбирательства, но и принцип судопроизводства. Гласность выражается, в частности, в открытости судебного заседания, понятие которой в УПК РФ не раскрывается. В п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что "каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела". Понятию открытости и гласности судопроизводства дается развернутая характеристика в решении Европейского суда по правам человека от 08.12.1983 по делу Претто и других против Италии: "Публичный характер судопроизводства, о котором говорится в п. 1 статьи 6, защищает тяжущихся от тайного отправления правосудия вне контроля со стороны общественности; он служит одним из способов обеспечения доверия к судам, как высшим, так и низшим. Сделав отправление правосудия прозрачным, он содействует достижению целей п. 1 статьи 6, а именно справедливости судебного разбирательства, гарантия которого является одним из основополагающих принципов всякого демократического общества." . В другом своем решении (Экбатани против Швеции, от 26.05.1988) Европейский суд высказался еще определеннее: ".что касается публичности, то все материалы дела доступны широкой публике" . Может быть гласность общая и гласность сторон. Общая гласность - это возможность присутствия на суде всех желающих, а также освещения всего происходящего на суде в средствах массовой информации, прежде всего в печати. Гласность сторон есть право обеих сторон присутствовать при проведении процессуальных действий, знакомиться со всеми материалами дела и делать заявления. Гласность бывает также полная и ограниченная. Общая гласность может ограничиваться по кругу лиц (например, для лиц, не достигших возраста 16 лет); по объему процессуальных действий (если отдельные действия, этапы или стадии процесса не допускают присутствия посторонних лиц), а также по характеру выясняемых обстоятельств (представляющих государственную или личную тайну, оскорбляющих нравственность либо способных вызвать нарушение общественного спокойствия). Гласность сторон ограничена, когда та или иная сторона устранена от участия в процессуальных действиях либо ограничена в возможности знакомится с материалами дела. От ограничения принципа гласности следует отличать его нарушения. Так, общая гласность страдает, если судебное разбирательство проводят не в зале судебных заседаний или другом, специально объявленном для широкой публики месте, а в помещении, о котором публика не извещена и куда доступ для нее неудобен или объективно затруднен (к примеру, в кабинете судьи; в здании, где действует жесткий пропускной охранный режим, и т.п.). Учитывая значение гласности для состязательного процесса, она должна рассматриваться как его обязательное условие. Обеспечить его - непременная обязанность суда. Проведение процессов при пустых залах, в присутствии одних лишь сторон лишает состязательный процесс динамизма, притупляет у суда, прокуроров и адвокатов чувство ответственности за дело, ведет к снижению качества работы до недопустимо низкого уровня.

--------------------------------
Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 1. С. 431.
Там же. С. 584.

2. Закрытое судебное разбирательство - это рассмотрение дела судом без присутствия в зале судебного заседания публики и прессы, однако при участии сторон. При этом дело рассматривается в закрытом судебном заседании с соблюдением всех норм уголовного судопроизводства. Если предметом рассмотрения в суде являются сведения, составляющие государственную тайну, стороны не лишаются права участвовать в их исследовании. Отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции РФ, ее ст. 48 и ч. 3 ст. 123. Как указал Конституционный Суд РФ, ".законодатель, определяя средства и способы защиты государственной тайны, должен использовать лишь те из них, которые в конкретной правоприменительной ситуации исключают возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина. В рамках уголовного судопроизводства такими средствами могут, в частности, выступать проведение закрытого судебного заседания, предупреждение участников процесса о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по уголовному делу, и привлечение этих лиц к уголовной ответственности в случае ее разглашения" .

3. О понятии государственной и охраняемой ФЗ тайны см. ком. к ст. 183.

4. На основании части 5 настоящей статьи в разрешительном порядке допускается проведение в открытом судебном заседании фотографирования, видеозаписи, киносъемки, если это не создает препятствий для судебного разбирательства. Однако в отношении аудиозаписи предусмотрен не разрешительный, а явочный порядок, т.е. она не требует получения разрешения суда. Однако в случае, если использование звукозаписывающей аппаратуры нарушает порядок судебного заседания, председательствующий вправе предупредить лицо о недопустимости таких действий, либо удалить его из зала судебного заседания, либо в предусмотренных законом случаях наложить на него денежное взыскание (ст. 258).

Другой комментарий к статье 241 УПК РФ

1. Гласность в качестве одного из важнейших принципов производства в суде провозглашается в ч. 1 ст. 123 Конституции, согласно которой разбирательство дел во всех судах открытое, а слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Открытость судебного разбирательства предполагает право граждан наблюдать за ходом процесса как непосредственно (присутствуя в зале суда), так и получая соответствующие сведения из СМИ.

Благодаря принципу гласности, с одной стороны, обеспечивается воспитательное и профилактическое (в плане как специальной, так и общей превенции) воздействие уголовного процесса, а с другой - устанавливается контроль со стороны общества за ходом и результатами рассмотрения судом уголовных дел.

2. Принцип гласности пронизывает все уголовное судопроизводство, все его стадии. Он действует даже в стадии предварительного расследования, поскольку, формируя материалы уголовного дела, дознаватель, следователь, прокурор должны иметь в виду, что собранные ими материалы уголовного дела впоследствии будут оглашаться и исследоваться в открытом судебном заседании.

3. Решение о слушании дела в закрытом судебном заседании может быть принято либо при назначении судебного заседания, либо непосредственно в ходе судебного разбирательства. При этом закрытым может быть объявлено как все судебное заседание, так и его отдельная часть. О проведении слушания дела в закрытом заседании суд (судья) выносит мотивированное определение (постановление). При этом в нем согласно ч. 2.1 комментируемой статьи должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение.

4. Круг сведений, составляющих государственную тайну, определяется в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 11.11.2003) (СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2003. N 46. Ст. 4449) и конкретизируется в Указе Президента РФ от 24.01.1998 N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" (СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 561), а также в соответствующих постановлениях Правительства РФ и приказах различных ведомств.

5. Сведения, составляющие иную охраняемую законом тайну, указываются, в частности, в Конституции, Основах законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в ред. от 21.12.2005) (Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607, N 49. Ст. 4850; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5583), Федеральном законе от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 30.12.2004) (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700, N 52 (ч. 1). Ст. 5033; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 45). В их числе сведения, относящиеся к коммерческой, банковской, врачебной, иной профессиональной, а также личной и семейной тайне.

6. В целях уменьшения психотравмирующего воздействия судебного процесса на неокрепшую психику несовершеннолетнего и обеспечения его независимости при даче показаний закон допускает по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет, разбирательство в закрытом заседании.

7. При рассмотрении дел о преступлениях в сфере половых отношений, а также о преступлениях, затрагивающих честь и достоинство личности, суду надлежит в каждом случае обсуждать вопрос о проведении закрытого заседания, исходя в первую очередь из интересов потерпевшего, которому открытое слушание дела может причинить излишние нравственные страдания.

9. Закрытое судебное заседание является обязательным условием исследования в судебном заседании сведений, запечатленных на фотографиях, в аудио- и видеозаписи, киносъемке, если они носят личный характер. При этом не имеет значения, производились ли соответствующие записи и съемки в ходе производства по уголовному делу или независимо от него.

10. Важными средствами обеспечения гласности в уголовном судопроизводстве являются фотографирование, аудио- и видеозапись, а также киносъемка судебного заседания, благодаря которым ход и результаты судебного разбирательства могут стать достоянием большого числа людей.

11. Фотографирование или ведение видео- или киносъемки в зале судебного заседания возможно только при получении предварительного разрешения на то председательствующего в судебном заседании. Аудиозапись в судебном заседании может вестись как сторонами, так и иными лицами без предварительного разрешения председательствующего при условии соблюдения общего порядка в зале судебного заседания.

12. Судебный пристав, обеспечивающий порядок в зале судебного заседания, обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность присутствия в зале судебного заседания лиц, не достигших 16 лет, с учетом возможного негативного влияния исследования конкретных обстоятельств дела на формирование неокрепшей психики несовершеннолетнего.

13. Даже при условии слушания дела в закрытом судебном заседании провозглашение приговора должно происходить в открытом судебном заседании. При этом в целях недопущения разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, могут быть оглашены только вводная и резолютивная части приговора (или иного завершающего производство по делу решения).

14. Проведение слушания по делу в закрытом судебном заседании не может служить основанием для отказа осужденному (оправданному) и иным заинтересованным участникам судопроизводства в ознакомлении с полным текстом приговора или иного завершающего судебное разбирательство решения.


Конституционный Суд РФ опубликовал постановление по делу о проверке конституционности ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне, которые оспаривал бывший сотрудник ОБЭП Евгений Горовенко. Во время прохождения заявителем службы в правоохранительных органах в его отношении осуществлялось дисциплинарное производство в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по ведению дел оперативного учета в процессе ОРД. За допущение этих нарушений он был уволен из органов, а затем в его отношении было возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос, которое завершилось постановлением обвинительного приговора.

Поскольку Горовенко извещался об этом без ознакомления с содержанием постановлений, он подал жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ на бездействие должностных лиц следственного органа, выразившееся в непредоставлении ему информации, связанной с материалами проверки. Жалоба была частично удовлетворена: суд признал Евгения Горовенко лицом, чьи права и законные интересы затрагивает эта проверка и принятые по ее итогам решения.

Вместе с тем суд, руководствуясь п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне, согласно которому государственную тайну составляют в том числе сведения в области оперативно-розыскной деятельности, пришел к выводу, что Евгений Горовенко, не имея допуска к секретной информации, вправе ознакомиться лишь с той частью материалов проверки, которая не содержит секретных сведений, а также вправе получить копии вынесенных в ходе проверки постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во исполнение решения суда заявитель был ознакомлен с несколькими томами несекретных материалов, а с томами, содержащими секретные и совершенно секретные сведения, ознакомление не производилось. Ему также были вручены копии семи постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, за исключением последнего, которому был присвоен гриф секретности. Жалоба Горовенко на непредоставление ему данного постановления была оставлена судом без удовлетворения со ссылкой на то, что требуемая информация содержит государственную тайну, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Конституционный Суд принял жалобу к рассмотрению, согласившись, что в поднятом заявителем вопросе обнаружилась правовая неопределенность. В итоге оспариваемые нормы были признаны соответствующими Конституции РФ, однако Суд разъяснил их конституционно-правовой смысл.

КС РФ указал, что право обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела предполагает обязанность государства обеспечить возможность его реализации, которая прямо зависит от доступа к обжалуемому решению и материалам соответствующей проверки, поскольку это необходимо для реализации возможности мотивированно оспорить законность и обоснованность такого постановления. В противном случае сообщившее о преступлении лицо, хотя и не признанное в официальном порядке потерпевшим, но полагающее себя пострадавшим от преступления, будет ущемлено в праве на судебную защиту.

Как пояснил Конституционный Суд, использование уполномоченными должностными лицами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результатов ОРД, хотя и включенных в перечень сведений, составляющих государственную тайну, но содержащих лишь информацию о наличии или отсутствии признаков преступления и о других обстоятельствах, имеющих значение для принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела, не может служить препятствием для ознакомления сообщившего о преступлении лица с процессуальным решением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами, дающими основание для его вынесения.

Лишение возможности ознакомиться с таким постановлением фактически обессмысливает право на судебную защиту лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются им, подчеркнул Конституционный Суд.

Соответственно, распространение действия ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне на лиц, которые наделены правом обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и которые не осуществляют в уголовном процессе служебную или профессиональную деятельность, и лишение их тем самым возможности ознакомиться с этим процессуальным решением и материалами, послужившими основанием для его вынесения, со ссылкой на отсутствие у них допуска к государственной тайне противоречили бы Конституции РФ.

Суд указал, что лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области ОРД, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом отмечается, что средствами обеспечения государственной тайны в различных видах судопроизводства могут, кроме прочего, выступать проведение закрытого судебного заседания, предупреждение участников процесса о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по делу, их привлечение к уголовной ответственности в случае ее разглашения.

Таким образом, Конституционный Суд постановил, что правоприменительные решения, принятые в отношении Евгения Горовенко в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в данном постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира Максим Никонов считает, что данные КС РФ разъяснения будут полезны заявителям – потенциальным потерпевшим по уголовным делам.

Он также обратил внимание на то, что КС РФ сделал дополнительный акцент на важности положений ст. 24 Конституции РФ, которые имеют общий характер и не связываются с конкретным статусом участника уголовного судопроизводства, а предполагают учет сферы негативного влияния и затрагивания интересов гражданина в его рамках.


В настоящее время отсутствует действующий федеральный закон, посвященный служебной тайне (СТ) и раскрывающий содержание этого термина.

  • образующиеся в процессе управленческой работы органа или организации или получаемые ими в законном порядке в соответствии с их компетенцией;
  • распространение которых негативно сказывается на реализации органом или организацией законных полномочий (или препятствует ей).

Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.

СТ также можно определить как один из видов информации:

  • доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими должностных функций в государственных или муниципальных органах;
  • защищаемой законом.

Подробнее о разных видах сведений, доступ к которым ограничен и защищается законом, узнайте на нашем портале:

Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная

Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:

  • тайну следствия;
  • военную тайну;
  • налоговую тайну и др.

Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:

  • общенормативные;
  • административно-предупредительные;
  • форс-мажорные;
  • обеспечительные;
  • информирующие;
  • обязательно раскрываемые.

Детальную информацию о составе указанных групп см. на схеме:

Детальную информацию о составе указанных групп

О разнообразных сведениях, с необходимостью представления которых сталкиваются хозяйствующие субъекты в своей работе, узнайте из материалов:

Какие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции) посвящены вопросам служебной тайны

Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:

  • постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, устанавливающее схему обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности;
  • инструкции (положения, порядки) об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения и алгоритмы обращения с ней:
    • в научной сфере (инструкция утверждена приказом Минобрнауки от 30.12.2010 № 2233);
    • в автодорожной сфере (утв. приказом Росавтодора от 17.03.2014 № 78);
    • на воздушном транспорте (утв. приказом Росавиации от 18.12.2014 № 841);
    • в системе Следственного комитета РФ (утв. приказом Следственного комитета от 23.12.2014 № 109);
    • иные (утв. приказом МПР от 12.01.2044 № 8, приказом ФМБА от 21.01.2009 № 20).

    Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне — отдельному набору информации, не относящемуся к СТ (нормативное разграничение сведений, составляющих гостайну, и информации, относимой к СТ, закреплено в абз. 2 п. 1.1 постановления Правительства РФ № 1233). Перечень состоит из 118 позиций, объединенных в 4 блока и содержащий сведения в областях:

    • военной;
    • экономики, науки и техники;
    • внешней политики и экономики;
    • разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
    • противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер госзащиты.

    Другим Указом Президента РФ (от 06.03.1997 № 188) утвержден перечень сведений конфиденциального характера, включающий:

    • информацию о частной жизни граждан (сведениях, фактах, обстоятельствах), их персональных данных (кроме подлежащих размещению в СМИ в соответствии с законом);
    • информацию, составляющую тайну следствия и судопроизводства;
    • иную информацию, связанную с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен законом.

    Из п. 3 Перечня, утвержденного данным Указом, можно сделать вывод, что к СТ относится только часть конфиденциальной информации, а именно сведения, доступ к которым ограничен органами госвласти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (определение в законе служебной тайны).

    В следующем разделе расскажем о том, какое влияние нормы ГК РФ оказывают на попадание сведений в разряд СТ.

    Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне

    • она имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
    • к ней законодательно ограничен доступ;
    • ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.

    В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует. Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ. Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.

    • ст. 857 — перечислены сведения, относящиеся к банковской тайне (сведения о клиенте и банковском вкладе), а также указан ограниченный круг субъектов, имеющих к ним доступ (сами клиенты, бюро кредитных историй, должностные лица госорганов);
    • ст. 946 — установлен список сведений, которые не вправе разглашать страховщик (о страхователе, застрахованных лицах, выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, их имущественном положении);
    • ст. 1123 — определены сведения, составляющие тайну завещания (имеющие доступ к нотариальной информации лица не вправе до открытия наследства разглашать сведения о содержании завещания, его совершении, изменении или отмене);
    • иные статьи ГК РФ (ст. 727, 771 и др.).

    Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:

    Нюансы применения разнообразных законов изучайте с материалами нашего портала:

    Итоги

    Определение служебной тайны можно найти в Указе Президента от 06.03.1997 № 188, содержащем перечисление признаваемых конфиденциальными сведений. Характерные отличительные свойства такой информации — получение сведений в процессе служебной деятельности и ограничение к ним доступа.

    Виды служебной тайны определены различными нормативными актами с учетом специфики работы госорганов.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Российское законодательство предусматривает множество видов тайн – государственную, коммерческую, налоговую, банковскую, врачебную, нотариальную, адвокатскую и т. п.

    Под тайной понимаются особо значимые для определенной деятельности сведения, распространение которых может причинить вред охраняемым законом интересам.

    Режим тайны включает в себя ограничения оборота определенной информации, к примеру:

    • недопустимость допроса адвоката об информации, которую он получил, оказывая юридическую помощь;
    • создание системы защиты (допуска и доступа) государственно-значимой информации;
    • особый порядок предоставления государственным органом информации, позволяющий получить коммерческую выгоду;
    • конфиденциальность информации, полученной нотариусом в ходе профессиональной деятельности и т. п.

    В рамках уголовного судопроизводства можно выделить несколько видов тайн:

    • тайна переписки;
    • государственная тайна и иные виды охраняемых законом тайн;
    • уголовно-процессуальные тайны;
    • следственная тайна;
    • тайна судопроизводства.

    Тайна переписки

    Каждый человек имеет право на тайну своей частной жизни, в том числе и тайну переписки, которая гарантируется и международными, и национальными актами (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Право на тайну корреспонденции, однако, не является абсолютным и может быть ограничено, в том числе и при производстве по уголовному делу.

    Режим тайны переписки в уголовном процессе следующий:

    • это право может быть ограничено только с санкции суда (ч. 1 ст. 13 УПК РФ);
    • по предварительному судебному решению на почтовые отправления может быть наложен арест, а переговоры могут контролироваться и записываться (ч. 2 ст. 13 УПК РФ).

    Готовые работы на аналогичную тему

    Иные охраняемые законом сведения

    Информация, в отношении которой установлен режим тайны (аудиторской, завещания, усыновления и пр.), допускается к использованию в уголовном судопроизводстве со следующими ограничениями:

    Уголовно-процессуальные тайны

    В уголовном процессе могут возникать различные ситуации тактического характера, в которых необходимо соблюдать определенные сведения в тайне. Можно выделить следующие тайны в уголовном процессе:

    • тайна задержания может применяться с согласия прокурора в отношении совершеннолетних задержанных, если это необходимо в интересах следствия (ч. 4 ст. 96 УПК РФ);
    • тайна данных о лице, передавшем информацию о преступлении средствам массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);
    • тайна данных о потерпевшем, свидетеле, их близких лицах, если им угрожает опасность, при производстве следственных и судебных действий (ч. 9 ст. 166, ч. 3.1 ст. 227 УПК РФ);
    • тайна частной жизни лица, в помещении которого проводился обыск, а также иных лиц (ч. 7 ст. 182 УПК РФ);
    • адвокатская тайна и тайна исповеди (недопустимость допроса соответственно адвоката и священника о сведениях, полученных при оказании помощи или из исповеди).

    Следственная тайна

    К информации, разглашение которой в уголовном процессе ограничено, относятся данные предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ). Режим следственной тайны следующий:

    • по общему правилу данные расследования не могут быть разглашены, о чем лицо, ведущее производство по делу, предупреждает участников процесса с взятием подписки;
    • при отсутствии разрешения участника процесса (его законного представителя) не могут быть разглашены данные о его частной жизни;
    • предание информации о расследовании гласности допустимо только с разрешения и в объеме, определенном лицом, ведущим производство по делу, если этим не нарушаются интересы расследования и права участников процесса;
    • разглашением следственной тайны не признается изложение обстоятельств дела в процессуальных документах, а также предоставление информации специалисту, привлекаемому к данному делу.

    В то же время установлен и перечень следственной информации, на которую не может быть наложен запрет огласки:

    • сведения о противоправных действиях органов власти;
    • сведения, публично распространенные лицом, ведущим расследование;
    • сведения, оглашенные в судебном заседании.

    Тайна судопроизводства

    По уголовным делам тайна судопроизводства может иметь две формы:

    • тайна совещания судей (ст. 298 УПК РФ);
    • тайна совещания присяжных (ст. 341 УПК РФ).

    Под тайной совещания судей понимается особый порядок постановления итогового решения по уголовному делу:

    • в специально отведенной для этого совещательной комнате;
    • в присутствии только судей, рассматривавших конкретное уголовное дело;
    • право судей прервать заседание по окончании рабочего времени или для отдыха (в это время судьи вправе покинуть совещательную комнату);
    • запрет разглашать процесс принятия решения, в том числе при изложении судьей особого мнения (ч. 5 ст. 301 УПК РФ).

    Законом охраняется и тайна вынесения присяжными вердикта:

    • вердикт выносится в совещательной комнате;
    • при вынесении вердикта не вправе участвовать иные лица, кроме самих присяжных (в том числе профессиональный судья);
    • присяжные вправе с наступлением ночи или по окончании рабочего времени прерваться для отдыха;
    • присяжные не вправе разглашать процесс вынесения вердикта.

    Нарушение тайны совещания и профессиональных судей, и присяжных заседателей влечет безусловную отмену приговора при апелляционном пересмотре дела (ч. 1 ст. 389.17 УПК РФ).

    Получи деньги за свои студенческие работы

    Курсовые, рефераты или другие работы

    Автор этой статьи Дата написания статьи: 15 05 2017

    Анна Михайловна Самсонова

    Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

    Читайте также: