Субсидии на сиз как получить 2021

Обновлено: 25.06.2024

Эксперты SRG-ECO подробно рассказали о процедуре возмещения средств, затраченных на мероприятия по охране труда, из Фонда социального страхования в 2021 году и представили алгоритм действий, а также дали рекомендации, как ее провести без сложностей.

Содержание:

  • Основная информация об услуге
  • Изменения в 2021 году
  • Алгоритм: как вернуть средства из ФСС?
  • На какую сумму выплат можно рассчитывать?
  • Перечень мероприятий, за счет которых можно получить выплаты ФСС
  • Разработка плана финансового обеспечения
  • Этапы подачи заявления в ФСС
  • Как подать готовый пакет документов?
  • Причины отказа в выплатах
  • Рекомендация экспертов SRG-ECO

Основная информация об услуге

Возмещение затрат на мероприятия по охране труда – предупредительная мера по снижению травматизма и стимулированию работодателей на соблюдение требований безопасности на предприятиях.

Не все знают, что можно вернуть часть затраченных средств на охрану труда. Если вы решили воспользоваться данным видом государственной поддержки, то рекомендуем не откладывать подготовку к процедуре:

  • установлены строгие требования к оформлению и содержанию;
  • средства у фонда социального страхования (ФСС) не безграничны;
  • времени осталось совсем мало: в этом году срок подачи заявления – до 1 октября (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н).

Мы подготовили для вас обзор нововведений и инструкцию, как получить возмещения без исправления ошибок и других трудностей. В конце статьи вы найдете важную рекомендацию, которая поможет во многом сохранить ваши время и нервы.

Изменения в 2021 году

В 2021 году Правительство постановлением от 30.12.2020 № 2375 установило особенности возмещения расходов:

  • в этом году нельзя вернуть средства, затраченные на меры по предотвращению распространения COVID-19;
  • теперь расходы на охрану труда нельзя зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев, они возмещаются за счет средств ФСС. То есть работодатель самостоятельно оплачивает мероприятия по охране труда и далее частично финансирует их из средств ФСС.

Что необходимо сделать, чтобы вернуть средства из ФСС?

Важно: необходимо ежеквартально отчитываться в ФСС.

Получите видеозапись вебинара

Возмещение средств на охрану труда из ФСС в 2021 году

На какую сумму выплат можно рассчитывать?

В первую очередь необходимо узнать, какую сумму возможно вернуть. Это необходимо сделать в начале года, обратившись в бухгалтерию и сделав официальный запрос в ФСС.

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н, компенсация расходов на охрану труда может составлять до 20% за счет страховых взносов.

Однако сумму возмещений можно увеличить до 30%, если компания направит дополнительные средства на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста – не ранее, чем за пять лет до достижения ими возраста выхода на пенсию по старости (п. 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н).

Вы можете самостоятельно рассчитать максимальную сумму возмещений, для этого воспользуйтесь формулой:

Формула расчета предельной суммы выплат из ФСС

Если организация, с численностью штата до 100 человек, в течение двух и более предыдущих лет не финансировала профилактику травматизма, то необходимо дополнительно соблюдать два условия:

  1. сумму возврата страховых взносов нужно рассчитывать с учетом страховых взносов не за прошлый год, а за предыдущие три года;
  2. максимальная сумма возврата страховых взносов должна быть не больше общей суммы страховых взносов организации за текущий год.

Перечень мероприятий, за счет которых можно получить выплаты ФСС

Далее необходимо составить план финансового обеспечения, предварительно подобрав мероприятия по охране труда. Перечень мер обширен, он включает в себя практически все разделы охраны труда.

Важно: для получения выплат, договор с профильной организацией (например, которая будет проводить специальную оценку условий труда (СОУТ)) должен быть заключен в том же году, на который запланировано и возмещение средств – год в год.

В перечень мероприятий входят (п. 3 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н):

  • Спецоценка условий труда (СОУТ);
  • Периодические медосмотры (не периодические и не предрейсовые!);
  • Приобретение работникам СИЗ:

только занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

  • Приобретение смывающих и обезвреживающих средств, алкотестеров или алкометров, тахографов, аптечек первой помощи, оборудования для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ;
  • Обучение по охране труда работников, в том числе дистанционного, через учебный центр:

за счет ФСС можно обучить руководителей организаций малого предпринимательства; работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда; руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений; руководителейи специалистов служб охраны труда; членов комитетов (комиссий); уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

  • Приведение уровней воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с требованиями охраны труда, например, снижение электромагнитного излучения, запыленности, загазованности и т. п.;
  • Санаторно-курортное лечение работников, которые работают с вредными или опасными факторами, а также сотрудников предпенсионного возраста;
  • Лечебно-профилактическое питание, если оно положено по результатам СОУТ;
  • Средства мониторинга состояния работников;
  • Антиковидные мероприятия.

Какие документы нужно прикреплять к заявлению?

Пакет документов будет зависеть от того, какие мероприятия входят в план финансового обеспечения. Ниже предоставлен список мероприятий по охране труда с необходимым комплектом документов, который нужно предоставить.

СОУТ– копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению СОУТ;
– копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей СОУТ, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится СОУТ, и стоимости проведения СОУТ на указанном количестве рабочих мест
Мероприятия по приведению уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с требованиями охраны труда-копию отчета о проведении специальной оценки условий труда, подтверждающего превышение предельно допустимых уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов на соответствующих рабочих местах (если срок действия результатов АРМ не истек, то представляются копии отчета о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда);
-копию отчета о проведении специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах после реализации соответствующих мероприятий, свидетельствующего о снижении класса (подкласса) условий труда на соответствующих рабочих местах;
-копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующего оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Разработка плана финансового обеспечения

  • Составьте план по форме, приведенной в Приложении к Правилам финансового обеспечения предупредительных мер (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.07.2021 № 467н)
  • В документе укажите мероприятия на текущий год.
  • Учтите, что некоторые из мероприятий можно включить в план только после выполнения, например выдачу работникам лечебно-профилактического питания (ЛПП).
  • Далее план финансового обеспечения подпишите у главного бухгалтера и у генерального директора предприятия.

Важно: заместители подписывать данный документ не могут.

  • Затем отнесите два экземпляра плана в отделение ФСС. После проверки плана на вашем экземпляре работники ФСС поставят отметку о принятии.
  • Получите у специалиста отделения ФСС заверенную выписку из приказа о финансовом обеспечении мер для вашего предприятия.

Этапы подачи заявления в ФСС

Чтобы заполнить заявление, воспользуйтесь формой, которая приведена в Приложении № 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237.

В заявлении нужно указать, в частности:

  • наименование, ИНН вашей организации и ее регистрационный номер в ФСС РФ;
  • наименование территориального органа ФСС РФ;
  • способ вручения вам решения органа ФСС РФ о финансовом
    обеспечении предупредительных мер или об отказе.

Срок подачи документов для финансирования предупредительных мер – до 1 октября.

Важно: средства фонда ограничены, поэтому лучше не откладывать предоставление документов на последние дни, если фонд досрочно распределит все деньги между другими заявителями, в финансировании вам откажут (п. 4, пп. “в” п. 10 Правил)

Как подать готовый пакет документов?

Подать готовый пакет документов можно следующими способами (п. 4 Правил, п. п. 1, 2 Положения об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры в 2021 г., п. п. 15, 17 Административного регламента, утвержденного Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237):

Копии документов на бумаге не забудьте заверить печатью при ее наличии (п. 6 Правил, п. п. 1, Положения)

Причины отказа в предоставлении выплат

ФСС может отказать в выплатах по ряду причин, а именно:

  • у компании есть задолженность по уплате страховых взносов, пени, штрафы;
  • документы содержат недостоверную информацию;
  • предприятие предоставило неполный пакет документов;
  • средства на возмещение взносов полностью распределены.

Рекомендации экспертов

Очень рекомендуем заранее, до начала проведения процедуры, связаться со специалистом ФСС, к которому прикреплена организация:

  • выясните в бухгалтерии, к какому отделению отнесена компания;
  • позвоните, чтобы узнать, к какому специалисту (инспектору) прикреплено предприятия.

Перечень адресов, контакты и графики работы можно узнать на официальном сайте ФСС, официальных сайтах территориальных органов фонда, в федеральном реестре и на Едином портале.

Что необходимо узнать?

  • сообщите специалисту о намерениях подать заявление на возмещение страховых взносов;
  • узнайте у специалиста сумму взносов по данным ФСС, чтобы сравнить с информацией от бухгалтерии;
  • спросите, нет ли задолженности, непогашенных недоимок, пеней и штрафов по взносам на травматизм;

Важно: если задолженность будет зафиксирована на момент подачи заявления, расходы не возместят. Риск есть даже, если задолженность составляет несколько копеек или рублей).

  • уточните, как заверять документы (в разных регионах – разные требования!);
  • узнайте e-mail специалиста, чтобы в перспективе можно было напрямую ему направлять документы на проверку.

Почему это важно?

Специалист отделения ФСС окажет содействие в составлении заявления, подскажет, какой пакет документов подготовить и в решении других вопросов: количество принятых заявлений – один из показателей эффективности работы инспекторов!

Такой метод взаимодействия поможет вам избежать ошибок, правильно сформировать полный пакет документов и сэкономить время.

Чтобы не получить отказ от фонда, необходимо заранее начать подготовку к процедуре, а также воспользоваться экспертными советами, которые мы подготовили в данной статье.

Со следующего года бюджетные и автономные учреждения будут получать целевые субсидии по новым правилам. Требований к основным этапам этого процесса – от обоснования необходимости выдачи целевых средств до контроля результативности их использования – станет больше. Для этого органам-учредителям придется доработать действующие порядки предоставления субсидий на иные цели. Что изменится для учреждений здравоохранения?

Правовая основа

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах. Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне. Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Общие требования унифицируют процесс взаимодействия органов-учредителей и подведомственных учреждений. В порядках теперь необходимо будет указывать цели, условия и алгоритм предоставления субсидий, сроки и формы подачи учреждением отчетности о достигнутых результатах, а также формы контроля за соблюдением целей и условий выдачи субсидии. Большинство этих положений органы-учредители включили в свои порядки в виде общих норм, но потребуется их детализация.

Рассмотрим новые условия выдачи субсидий и сравним их с теми, которые сейчас установлены в отношении бюджетных и автономных учреждений здравоохранения.

Целевое назначение средств

Цели направления субсидий в действующих порядках, как правило, уже установлены. Они поименованы в виде закрытого либо открытого списка, а вот связаны с реализацией госпрограмм или проектов далеко не всегда. Субсидии могут направляться, например, на капремонт недвижимого имущества, приобретение особо ценного движимого имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб., финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений, оказывающих медпомощь в рамках территориальной программы ОМС, – такие цели установили в Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 74-ПП).

Но есть и примеры, когда в нормативных актах прямо указывается на программный характер субсидий. Так, Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга утвердил для подведомственных учреждений 65 наименований целевых субсидий, большинство из которых расходуется в рамках четырех госпрограмм (Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2019 № 712-р). Аналогичный подход выбрали в Ростовской области (Постановление Правительства Ростовской области от 14.06.2012 № 509): большинство целей, на которые выделяются средства, реализуются в рамках семи региональных программ.

Пакет документов для получения субсидии

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;

программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);

информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение. К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям здравоохранения Республики Алтай (Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 01.03.2017 № 42-од). В качестве обоснования может выступать информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков, или информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Отметим, что сейчас в порядках, действующих в отношении учреждений здравоохранения, основания для отказа в выдаче субсидии, как правило, отдельно не оговариваются.

Требования к учреждению-получателю

неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;

просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).

То есть основным условием, которому должно соответствовать претендующее на целевую субсидию учреждение, будет отсутствие задолженности перед бюджетом. Хотя орган-учредитель может установить и дополнительные требования к учреждению-получателю.

Как показывает выборочный анализ действующих правовых актов, изданных в отношении учреждений здравоохранения, данное правило сейчас вводится редко. Это означает, что в ближайшие месяцы органы-учредители должны будут внести в свои порядки соответствующие нормы, а учреждениям придется учитывать новые требования при подаче заявок на предоставление целевых субсидий.

Порядок расчета субсидии

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета – редкость. В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5 % действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области – порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом (Приказ Минздрава Свердловской области от 07.05.2013 № 603-п). В нем приведены три основных метода расчета:

плановый метод – расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);

метод индексации – объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;

нормативный метод – расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению – путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

Соглашение о предоставлении субсидии

Кроме того, теперь установлено, что типовая форма помимо положений о цели, размере субсидии, графике ее перечисления, правах и обязанностях сторон должна содержать, например:

значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (программ) (если субсидия предоставляется в рамках их реализации), и значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии (в том числе в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов проектов);

основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе при уменьшении органу-учредителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

основания для досрочного расторжения соглашения по решению органа-учредителя в одностороннем порядке, в том числе в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;

запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке.

В связи с этим органам на местах потребуется не только внести в типовую форму необходимые положения, но и переутвердить ее, если ранее она не была утверждена финансовым органом.

На федеральном уровне такая работа уже проведена. Изменения в типовую форму соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденную Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н, внесены Приказом Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н и станут применяться начиная с соглашений, заключаемых на 2021 год. Например, к обязанностям учредителя отнесено установление значений результатов предоставления субсидии, а федеральное учреждение должно будет обеспечить достижение этих значений. При невыполнении заданных показателей орган-учредитель сможет в одностороннем порядке расторгнуть соглашение с учреждением.

Контроль результативности расходования средств

Вопросы контроля и отчетности тоже должны быть прописаны в порядках органов-учредителей более четко: необходимо определить порядок, сроки и форму представления отчетности, которую учреждению придется подавать в двух форматах. Во-первых, отчитываться потребуется о достижении результатов и иных показателей (при их установлении), во-вторых, о произведенных расходах, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия.

В нормативном акте должно быть установлено и право органа-учредителя утверждать в соглашении дополнительные формы отчетности и сроки их представления (п. 6 Общих требований).

Положения об иных видах контроля тоже должны будут детализироваться. Как сказано в п. 7 Общих требований, в порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидии нужно включить:

1) положение о порядке принятия органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение установленных целей;

2) положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат из средств субсидии для достижения целей, установленных при ее предоставлении;

3) требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии;

4) положение о порядке и сроках возврата субсидии в случае несоблюдения учреждением целей и условий ее предоставления, выявленного по результатам проверок, проведенных органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля;

5) порядок и сроки возврата субсидии в случае недостижения результатов и иных показателей, установленных в правовом акте.

Как видим, помимо традиционной обязанности о целевом расходовании средств субсидии на учреждения возлагается обязанность отчитываться о результативности ее расходования. А значит, важность показателей результативности в ближайшем будущем возрастет.

Показатели результативности сегодня уже указаны в некоторых порядках органов-учредителей. Например, в Свердловской области решили, что данные показатели должны быть прописаны в соглашении, заключаемом с учреждением. А в Томской области установили, что в отношении каждой субсидии действуют свои показатели результативности, формулировки которых должны характеризовать степень достижения цели, на которую предоставлены средства, во взаимосвязи с объемом расходов на ее достижение (Постановление Администрации Томской области от 05.06.2014 № 213а). В частности, если субсидия выделяется на приобретение особо ценного движимого имущества, программных продуктов, устанавливаются количественные показатели с указанием единицы измерения и их значений в натуральном выражении, в том числе число приобретаемых объектов (с указанием их видов).

В настоящее время органы-учредители сами утверждают правила предоставления целевых субсидий подведомственным учреждениям. В связи с этим в регионах и муниципальных образованиях сформировался разный опыт правового регулирования: одни положения прописаны подробно, другие – в виде общих формулировок и отсылок к конкретному соглашению, заключаемому с учреждением, третьи отсутствуют вовсе.

Общие требования, которыми с 2021 года должны руководствоваться органы-учредители, а значит, и учреждения здравоохранения, претендующие на целевые субсидии, обобщают сложившуюся практику и унифицируют правила. Обязанностей у учреждений станет больше, а учредители станут контролировать не только целевое расходование средств, но и результативность их предоставления.

Читайте также: